Какая вера самая старая. Какая самая древняя религия на планете? Новые религиозные течения

Никто не может дать точного ответа на вопрос о том, когда появилась самая первая на нашей планете религия. Однако доподлинно известно, что ещё у древних людей появились ритуалы погребения, что является прямым свидетельством о присутствии какой-либо веры. Издревле человек, пытаясь объяснить своё появление в этом мире, а также само возникновение мира, придумывал различные верования. Также религия всегда давала ответ на вечный вопрос о смысле человеческой жизни.

Вера во многом формирует жизнь как отдельного человека, так и общества, в котором какая-либо определённая вера господствует. Из неё складываются обычаи, традиции, нормы морали и даже политический уклад государства.

Какие-то религии существуют и сейчас, отличаясь друг от друга распространённостью по миру и количеством «адептов», а другие — давно забыты и умерли вместе с последними верующими. Боги рождались и умирали на протяжении всей человеческой истории. В этой статье мы поговорим о том, какая из религий является самой древней, а также составим подборку из десятка самых старых религий мира. В ней будут собраны верования со всех уголков земного шара.

Согласно некоторым свидетельствам, можно предположить, что первые верования появились уже 70000 лет назад. Однако, если верить только достоверным и подтверждённым данным, первая религия появилась приблизительно в 3500 году до нашей эры. В те времена шумерский народ строил первую на планете цивилизацию.

Шумеры оставили после себя множество множества напоминаний в виде глиняных табличек, остатки некоторых строений. У шумеров был большой пантеон божеств, каждый из которых управлял каким-либо стихийным или природным явлением. Благоприятные и неблагоприятные погодные условия шумеры часто объясняли хорошим или плохим расположением духа того или иного бога.

Все шумерские боги были связаны с какими-либо астрономическими телами. Религия для шумеров являлась главной частью их жизни и общественного уклада. Шумеры считали, что их цари исполняют божественную волю. Шумеры строили храмы и зиккураты, в которых, как они считали, живут боги.

2 — Религия древнего египта

Древние египтяне были крайне религиозным народом. Это подтверждается обилием огромных пирамид, которые свидетельствуют о том, насколько твёрдо египтяне верили в загробную жизнь. Известно, что после смерти фараона, вместе с ним в усыпальницу отправлялись его слуги, чтобы и в загробном мире служить ему.

Всего у египтян было примерно 450 богов. Из них всего 30 были признаны главными в пантеоне. Так получилось из-за того, что фараоны, имевшие божественный статус, часто хотели расширить свои владения, и для того, чтобы присоединить к себе новое племя, фараону достаточно было принять местного бога как своего собственного. С присоединением всё новых племён список признанных богов древнего Египта расширился до известного количества.

Обилие богов неизбежно создавало путаницу в общественном понимании религии, однако вера в загробную жизнь и некоторые другие положения были неизменны. Фараоны Египта правили с 3100 года до н.э. до 323 года н.э.

3 — Греческая и римская религия

В целом древние греки придумали несколько тысяч богов, однако из этого огромного числа только 12 божеств составляют признанный и широко известный пантеон. Во времена процветания Рима, когда под его контролем оказалась и Греция, греческие боги были адаптированы под римский мир. Рим заимствовал у греков большую часть их религии и мифологии. Таким образом, появилось даже такое понятие, как греко-римская религия.

Боги Греции, согласно верованиям, жили на горе Олимп, и не были образцами нравственности, да и в целом их характер чаще всего был скверным. Людям приходилось всячески задабривать их, чтобы убедить богов оказывать помощь человечеству, а не вредить ему.

4 — Друидизм

Одна из самых мирных религий в мире. Верование полностью основывается на природе и её почитании. Его начало было положено в колдовстве и шаманских практиках, распространнёных в доисторические времена. Какое-то время исповедовался по всей Европе, но потом сконцентрировался в племенах кельтов.

Основной замысел этого верования заключается в том, что никому и никогда нельзя причинять вреда, даже самому себе. Друиды не противостояли другим вероисповеданиям, считая, что боги в состоянии сами во всём разобраться, а людей считали крайне маленькой частью мира.

5 — Асатру

Религия, во многом основанная на древнем скандинавском язычестве. Поддерживает многие традиции викингов. Главными ценностями этой веры считались храбрость, мудрость, энергия, свобода, честь, радость и сила. Берёт начало примерно за 1000 лет до н.э.

Последователи Асатру считали, что боги живут в Асгарде, их царстве, а Земля, на которой живут люди, называлась Мидгард. В целом вселенная разделялась на девять таких миров. Во многом религия основывалась на природе и смене времён года.

6 — Индуизм

Его нельзя назвать единой религией, это скорее объединение всех верований, появившихся в Индии. Первые проявления индуизма прослеживаются в 3000 году до н.э. Основа религии — вера в перевоплощение и идея освобождения от него. Согласно индуизму, человек обречён на вечное перевоплощение, и чем лучше он себя вёл в этой жизни, тем лучше будет его следующая жизнь. Если человек полностью очистит свою душу, он может быть освобождён от перевоплощения и обрести истинный покой.

7 — Буддизм

Будда означает «просвещённый», то есть освободившийся от мирских страданий. Во многом это верование схоже с индуизмом, так как в нём также излагается идея перевоплощений и ставится цель освободиться от них. Из-за того, что внимания к божествам в этой религии не много, больше она нацелена на самодисциплину, иногда буддизм рассматривают как философскую концепцию, а не как религию. Буддизм зародился примерно в 5-6 веке до н.э.

8 — Джайнизм

Главная идея этой религии схожа с индуизмом и буддизмом. Целью также является освобождение, просветление, отречение от мирской суеты, достижение высшего знания и понимания. Берёт начало примерно в 9 веке до н.э.

9 — Иудаизм

Самая древняя монотеистическая религия. Основу веры составляет священное писание «Тору», в которое входят пять книг Моисея. Как и в христианстве и Исламе, из множества заповедей и постулатов главными признаются 10. В этой религии говорится, что однажды еврейский народ вернётся в Израиль — их былую обитель.

10 — Зороастризм

Берёт начало в 1700-1500 годах до н.э. и основывается на учениях Заратустры — пророка из Персии. Суть религии в вечной борьбе между злом и добром, а также в человеческом выборе между этими категориями. Зороастризм говорит о том, что после смерти человек отправляется либо в место мучений, либо в рай, и это зависит от того, какой выбор в течение жизни он делал.

Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.

Христианство в Армении

Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.

В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Католицизм в Армении

Но христианство не единственная , приверженцы которой проживают в Армении. Существуют Армянской католической (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть -католиков. Армяне-франки делятся на три группы:
- гбо-франки,
- хас-франки,
- мшеци-франки.

Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.

Ислам в Армении

Есть и последователи ислама, проживающие в Армении, хотя нужно отметить, что в основном эту религию исповедуют курды, азербайджанцы и персы. В столице – Ереване – расположена знаменитая Голубая мечеть. Она была построена в 1766 году и в начале 20 века была одной из семи действующих мечетей столицы. Это красивейшее сооружение носит не только религиозный характер. Это еще и символ межконфессиональной дружбы.

Иные религии

Есть также армяне-евангелисты, которые вышли из Апостольской церкви, так как считали, что ее учения и традиции не соответствовали Библии. Среди армян также распространено псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Некоторые армяне отрицают Бога и входят в общество атеистов.

Несмотря на все разнообразие религии, стоит учесть тот факт, что Бог во всех верах и учениях один, хоть и имеет различные названия и имена.

Христианство охватило большую часть жителей Земли, не оставив в стороне Армению. Именно христианство сыграло важную роль в судьбе республики, когда она потеряла независимость. Фактически христианской церкви пришлось взять на себя часть государственной власти, что позволило ей сохранить этнос и уникальную культуру государства.

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий — земледелия, пророк Илья — дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги — все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Религий существует огромное множество. И во всем мире на протяжении долгих времен ведут споры по поводу, какая же является самой древней. Появляются новые мнения, доказательства и исследования по данному вопросу.

Но однозначного ответа до сих пор нет. Некоторые религии остались в прошлом, но в современных религиозных учениях прослеживаются схожие с ними черты.

Наверное, никакое вероисповедание не исчезает полностью, оно трансформируется во что-то новое, обрастая современными веяниями и деталями. В подготовленном списке можно посмотреть основные черты самых древних религий.

Зороастризм

Его часто называют первой известной религией. Впервые получил письменное упоминание в Иране в VI веке до н. э. И уже тогда считался не новым религиозным учением. Самым известным пророком был Заратустра, написавший Священное Писание.

Главным смыслом учения является борьба добра со злом. Основной мыслью – нравственное совершенствование человека: творить добро, иметь светлые помыслы. Ученые находят схожие черты с современными религиями: христианством, исламом, иудаизмом.

В их основе лежат учения о том, что Бог один создал вселенную, призывают следовать высоким моральным нормам, совершать благие поступки и не творить зла. Сейчас последователей зороастризма мало, но он в значительной мере повлиял на современные религии.

Иудаизм

Религия возникла у евреев в первом тысячелетии до н.э. представляет собой соглашение между Богом и отцами основателями. Главным текстами считается Библия и Тора. В основе течения лежат 10 заповедей и учения о том, что каждый человек уникален и выбран Богом.

Отличием от христианства можно считать, что в иудаизме у Бога облика нет. Он один, но не изображается ни в каком виде: ни в образе человека, ни духа, ни животного. Вера является национальной. Все граждане Израиля автоматически считаются иудеями.

Джайнизм

Религия, зародившаяся в Индии примерно в VII до н.э. В основе лежит получение полной духовной свободы и самосовершенствование.

В данной вере нет образа Бога, вся жизнь во Вселенной протекает сама по себе. Отсутствует понятие каст, каждый человек может достичь освобождения от сансары (круговоротf череды рождения и смертей), не зависимо от своего происхождения.

Буддизм

Еще одна индийская религия. Основана на учениях Будды. Здесь, как и в джайнизме верили в идею духовной свободы и кармы. Считается в большей мере философским учением, чем верой.

Здесь не придается особого внимания божеству, а делается упор на личные качества: самодисциплину, доброту, отречением от желаний. Главная цель – прекращение страданий.

Индуизм

Религия, которая также появилась в Индии, представляет комплекс учений и практик. Основная мысль: вера в карму и перевоплощения. Судьба записывает все последствия прошлых жизней.

Индуизм говорит о том, что каждый человек может изменить свою судьбу, молясь, совершая добрые поступки, делая пожертвования. И главная цель – избавиться от перерождений, путем самосовершенствования . В религии нет основного Бога. В мире насчитывается более 900 миллионов индусов.

Асатру

Основана в 1000 до н.э., включила в себя основные черты древних верований викингов. Главными ценностями являются: родственные связи, сила и храбрость.

Важным аспектом является воссоздание обрядов скандинавов, обожествление природных сил. Признается существование других богов и богинь, помимо верховного Бога Одина. Асатру распространяется по всему миру, наибольшее количество последователей в Исландии и Норвегии.

Друидизм

Появился на территории древней Европы, взял в себя черты колдовских и шаманских практик. Главной мыслью является непричинение вреда природе и всем живым существам. Не выделялось какое-то особое существо, принимаемое за Бога. Духовными практиками являлись медитации и познание себя.

Друидизм подвергался гонениям со стороны христианства, и обвинялись в кровавых жертвоприношениях. Хотя документальных доказательств жестоким обычаям зафиксировано не было.

Греческий политеизм

Система религиозных учений, основанных на вере в богов и богинь. Зародилась в Греции и плавно перетекла в римскую мифологию. Известны основные 12 богов Олимпа, но помимо них имелось несколько тысяч других. Считалось, что боги пантеона имеют жестокий характер и постоянно нуждаются в приношении жертв.

Частыми были различные обряды и народные празднества. Особое внимание уделяли совершению ритуалов, которые производились во время всех важных заседаний правительства. А также в повседневной жизни обычных горожан.

Религия Древнего Египта

Последствия религиозных верований египтян до сих пор напоминают о себе древними пирамидами. Главным богом признавался бог солнца Ра . Поклонялись также другим богам, их было около 400.

Фараон Эхнатон во время своего правления, стремился придать вере некоторый монотеизм, сделав бога солнца Атона единым Богом. Но после окончания правления, его храмы были разрушены и учения забыты.

Религия шумеров

Относится к политеистическим религиям, зародилась у древних шумеров, примечательно, что у каждого региона были свои верховные боги и богини. Большинство из них имели скверный характер, проводились обряды и жертвоприношения, которые были настроены на задабривание и успокоение божеств.

В учениях имелись сказания о рае, но попасть в него простым смертным не дозволялось. Там были лишь сами боги и особо прославленные герои. Вообще, религия была довольно жесткой по отношению к обычным людям, царя считали потомком бога, и весь народ должен был обслуживать его семью. Часто умершего царя хоронили вместе с его многочисленной обслугой, принося в жертву.