Факторы влияющие на формирование мировоззрения определенного типа. Пути, этапы и способы формирования мировоззрения личности. Философские взгляды на жизнь

Сущность мировоззрения и его структура.

Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук в результате усвоения которых закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов убеждений, идеалов в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

Мировоззрение – это система ответов на вопрос о происхождении мира, источниках знаний, смысле жизни. Каждая личность имеет мировоззрение. Мировоззрение характеризует интеллектуальную, эмоциональную, волевую и нравственную жизнь человека. Оно направляет его поведение, творческую и познавательную деятельность. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека.

Источники мировоззрения : жизненный опыт, социальная среда.


Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения – понимание смысла жизни.

Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют виды мировоззрения : научное , религиозное мифологическое;и обыденное , или житейское (основывается на здравом смысле), д) технократическое (на мощи техники). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Различия в мировоззрении ведут к тому, что люди по-разному оценивают мир и свое место в нем, смысл своей жизни и деятельности, поступки других людей.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души. Деятели религии используют также физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять им.

Научное мировоззрение – предлагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества



. Основными структурными

компонентами мировоззрения являются: знания; убеждения; взгляды; идеалы.

Научные знания – это система научных истин.

Взгляды – знания о каком либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам; есть суждения, умозаключения которые выражают определенную точку зрения на сущность явления природы, жизни, человеческих

познаний.

Убеждения – это осознанная потребность личности побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; это более высокая ступень осознания окружающего мира; уверенность человека в правильности своих взглядов, знаний; это знания перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Идеалы – высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какого либо явления; есть конечная цель стремлений и деятельности.

Взгляды и убеждения находят свое выражения в идеалах.

1) Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоционального отношения индивида, а заканчивается усвоением обобщенных, категориальных знаний о действительности.

2) Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющего специфические особенности (возрастные и индивидуальные).

3) В сформировавшемся мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственно-личностным отношением к ним.

Функции мировоззрения.

1) ориентир в человеческой жизни (обусловливает выработку стратегии жизни и иерархию ценностей);

2) помогает человеку открыть самого себя, понять себя и осмыслить свое место в жизни, мире

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения :

Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

Основные факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1.Социально-экономическая среда, политика государства, получившего отражение в идеологической работе;

2. Развитие науки и усиление власти человека над силами природы;

3. Уровень образования и воспитания молодого человека.

а) окружающие условия жизни, макро- и микросреда;

б) характер деятельности человека;

в) средства массовой информации;

г) искусство, кино, театр, литература;
д) школа и семья.

| следующая лекция ==>
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ИНДИВИД
  • ЦЕННОСТИ
  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  • МИРОПОНИМАНИЕ

В статье рассматривается такая философская категория как мировоззрение. Отражены основные виды мировоззрения, степень влияния мировоззрения на психику индивида. Особое внимание уделяется проблеме неустойчивого мировоззрения в современном обществе.

«Самая опасная сегодня болезнь – неустойчивость мировоззрения. Она прогрессирует, что приводит к размыванию фундаментальных ценностей», - утверждает доктор философских наук Ю. Бокань. Действительно, проблема неустойчивого мировоззрения в наши дни является крайне актуальной, т.к. мировоззрение оказывает огромное влияние на психику, личность индивида, его взаимоотношения с другими людьми. На формирование мировоззрения оказывают влияние многие факторы – окружение человека, воспитание, образование, склонности и интересы; в итоге чем устойчивее мировоззрение человека, тем проще ему избегать манипуляций со стороны других людей.

Для понимания важности мировоззрения в жизни каждого человека необходимо понимать, что это такое, какие виды мировоззрения существуют и как их различать.

Мировоззрение является важнейшей философской категорией.

Мировоззрение как явление - это совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида.

Мировоззрение, как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и к самому себе, формируется на основе философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов. Но только философия, обобщая все элементы мировоззренческой системы, придает ему завершенный вид.

Существуют следующие виды мировоззрения:

Мозаичное мировоззрение - мировоззрение, при котором все смысловые единицы, которыми оперирует психика, определённо взаимно связаны между собой. Эта определённость взаимосвязей может быть как однозначной (раз и навсегда), так и множественной - статистически упорядоченной, из которой всякий раз выбирается однозначная определённость взаимосвязей, обусловленная конкретными обстоятельствами реальной жизни, фантазией, намерениями;

«Я(Эго)-центричное» мировоззрение - Люди с этим мировоззрением догадываются о том, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, но ставят себя и свои желания в центр этой системы. О Божьем Промысле они не догадываются (или догадываются, но не учитывают его в своих намерениях) и действуют в рамках Божьего Попущения. Эти люди - носители демонического строя психики. В зависимости от особенностей субъекта Я-центричное мировоззрение может быть атеистическим или религиозным.

Ограничения Я-центричного мировоззрения: при встрече с тем, что противоречит его опыту, не может признать собственной неадекватности, управлять процессами. Даже тем, что входит в сферу опыта, может управлять ограниченно.

Богоцентричное мировоззрение - мир воспринимается, как совокупность взаимовложенных систем и процессов, источником и конечным пунктом которых является Бог. Они понимают, что есть некий Божий Промысел, и что если они пойдут против него, то вся система мироздания будет препятствовать их действиям. Эти люди - носители человечного строя психики.

Калейдоскопическое мировоззрение - мировоззрение, при котором индивиды считают нормальным уклоняться от того, чтобы в их психике выстраивалась система определённых взаимосвязей между смысловыми единицами, которые они обретают в Различении.

Наиболее значимая функция мировоззрения в психике индивида состоит в том, что мировоззрение является средством моделирования течения событий в жизни во множестве вариантов в темпе, опережающем реальное течение событий, что позволяет заблаговременно выявлять неприемлемые варианты возможного будущего, выбирать приемлемые и вырабатывать в некотором смысле наилучшую линию поведения индивида в жизни.

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:

  1. Естественно-биологического;
  2. Социального;
  3. Личностного.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.

С понятием «мировоззрение» тесно связано понятие «миропонимание», но их все же следует различать.

Миропонимание как явление в психической деятельности личности это - совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур.

Проблема неустойчивости мировоззрения особенно актуальна для молодого поколения, которое еще не определилось с устойчивым набором собственных ценностей, целями в жизни. Поэтому можно утверждать, что молодежь по этому показателю находится в группе риска. Среди причин неустойчивости мировоззрения можно выделить:

  1. склонность к конформному поведению, внушаемости;
  2. неумение или нежелание отстаивать собственную точку зрения;
  3. отсутствие строго определенных ценностей в жизни.

Такие люди склонны к частой смене мировоззренческих установок, не имеют четкой жизненной позиции и поэтому ими очень легко управлять – им можно внушить все, что угодно. Этим активно пользуются властные структуры.

Особое влияние на формирование мировоззрения оказывает система ценностей, которая приобретается человеком в процессе социализации, воспитания и обучения. Проблема отсутствия ценностных ориентиров особенно актуальна для современной России, которая переживает этап ломки традиционных устоев общества. Очень важно в данной ситуации формировать у подрастающего поколения четких представлений о национальной культуре, самобытности и уникальности. Это поможет сформировать общество, устойчивое к любому влиянию извне.

Каждый человек должен стремиться к укреплению собственных мировоззренческих позиций. Так он сможет избежать влияния со стороны других людей. Для формирования устойчивого мировоззрения человеку нужно иметь прочную систему ценностей, а также веру во что-либо важное для конкретного человека, т.к. вера очень важна в формировании мировоззрения.

С точки зрения всего общества важно, чтобы у людей была сформирована система устойчивых традиций, обычаев, устойчивая коллективная память и знание истории. Все это способствует укреплению общества.

Таким образом, устойчивое мировоззрение чрезвычайно важно не только для отдельных людей, но и для всего общества. Наличие большого числа людей с подобным мировоззрением положительно характеризует общество, указывает на его силу и устойчивость.

Список литературы

  1. ВП СССР - Основы социологии: постановочные материалы учебного курса. Т. 1. СПб., 2010.
  2. Диалектика и атеизм: две сути несовместимы. СПб., 2003.
  3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя.

Условия воспитания культуры умственного труда личности:

· непрерывный характер учебной деятельности;

· создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии;

· педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации

Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

задачи:

· формирование знаний как условия умственного роста,

· овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями,

· формирование научного мировоззрения.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. Во внеклассной работе - научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика. Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом,на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. Понимание и эмоциональная оценка человека, смысл его деятельности, совокупность научных, философских, политических, нравственных убеждений и идеалов людей.

Факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1) социально-экономическая среда, политика гос-ва, идеология. 2) развитие науки, техники. 3) развитие образования, культуры.

Виды : научное, религиозное, бытовое мировоззрения.

Задачи формирования научного мировоззрения:

Формировать научные взгляды и убеждения объясняющие мир, формировать критическое отношение к антинаучным представлениям, формировать способность к твердому проявлению воли и решительности в реализации своих убеждений.

Пути реализации задач: школа (сознание уч-ся формируется в результате усвоения науки, которая представлена в школе в адаптированном виде – учебные предметы), семья (форм миров осущ через общение с родителями – походы, беседы, традиции), внешкольная деятельность (форм миров в процессе усвоения любимой деятельности)

Философия (гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действитель-ности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью миро-воззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных миро-воззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения приня-то относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации лю-дей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опи-рается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) сис-темно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также во-многом совпадают.

1

В статье представлено социальное развитие личности, разнообразные факторы, обуславливающие формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ как целостной системы. Статья посвящена философскому осмыслению целостного характера отражения мира в сознании человека, единства двух взаимосвязанных блоков «внутренней» структуры личности: сознания и деятельности, а также роль личностных факторов, совокупность внутренних, сущностных, необходимых движущих сил личности, которые ей объективно присущи, определяющие ее как целостность, обуславливающие индивидуальную неповторимость ее жизнедеятельности, развитие духовного мира, способов предметно- преобразующей деятельности вариантов поведения. В статье рассмотрен личностно-деятельностный подход к формированию мировоззрения, позволяющий привести в соответствие педагогическое воспитательное влияние с особенностями воспитуемых, их активностью, потенциальными возможностями и способностями.

деятельность

сознание

социальные факторы

общесоциальные факторы

субъективный фактор

объективные факторы

личность

научное мировоззрение

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2008. – С.294.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С.301.

3. Воинкова З. Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. – Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1985. – С.228.

4. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. – М.: Мысль, 1984.

5. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – М.: Просвещение,1975.

6. Словарь иностранных слов /под ред. Ф. Н. Петрова. – М.: Сов. энциклопедия, 1964.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983.

8. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. – Т.3. – С.3.

Формирование научного мировоззрения и личности в целом неразделимо связано с разнообразными факторами. Чтобы лучше знать, как личность школьника должна действовать, поступательно развиваться, необходимо систематически изучать факторы, под воздействием которых протекает этот сложный диалектический процесс. Умелое регулирование указанными факторами позволяет добиться того, что мировоззрение становится действительно научным, изменяется и совершенствуется, превращаясь в конечном счете в духовную силу, способную преобразить мир.

Что понимается под факторами, каковы их качественные характеристики, как воздействуют наиболее существенные из них на формирование научного мировоззрения учащихся? Фактор (от лат.factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; это одно из необходимых условий, воздействующих на кого-либо или что-либо и создающих среду, в которой протекает процесс .

Научное мировоззрение учащихся формируется под воздействием различных факторов: объективных и субъективных, общесоциальных и ограниченных конкретной микросредой, материальных и духовных, внутренних и внешних, временно и постоянно действующих, прямых, непосредственно воздействующих и косвенных, опосредованно действующих и т.д.

Итак, объективные факторы - это движущие силы природы и общества, не зависящие в данных, конкретно исторических условиях от сознания и деятельности личности, социальной группы, общества, но неизбежно определяющие сущность и закономерности развития предмета, явления, процесса либо совокупности таковых. Рассматривать объективные факторы необходимо всегда исторически конкретно, поскольку они находятся в диалектической связи, в диалектическом взаимодействии с субъективными факторами. Конкретный фактор относительно одного явления может выступать в качестве объективного фактора, а относительно другого - в качестве субъективного фактора. Так, сложившиеся нравственно- правовые нормы будут объективно действующей движущей силой развития, совершенствования отдельного человека. Процесс же их усвоения и реализации в практической деятельности каждым субъектом познания и преобразования действительности будет выступать одним из выражений субъективного фактора. Диалектика объективных и субъективных факторов характеризуется богатством их взаимных переходов, переливов. Закономерным же является следующее: первые - независимы от воли, сознания, поведения людей, но именно они как главная движущая сила определяют природу всякого явления; второе - производны, вторичны, менее существенны, они могут содействовать тому или иному принципиальному изменению предмета только при данных объективных условиях. Если эти условия не сложились, не достигли высокой степени зрелости, то действие субъективного фактора может быть малоэффективным, безрезультативным, либо, более того, повернет развитее явления вспять.

Субъективный фактор - это многообразная, неисчерпаемая по формам выражения деятельность человека, социальной группы, общества, направленная на изменение окружающей действительности и самого преобразователя. Например, различные социальные институты призваны концентрировать свои усилия на поступательном развитии материально-технической базы этого общества, соответствующих общественных отношений и нового образа жизни, формирование всесторонне, гармонически развитой личности. Общеобразовательная школа обязана в полной мере готовить своих воспитанников к квалифицированному, эффективному осуществлению этих фундаментальных, долговременных по своему действию задач.

Общесоциальные факторы представляют собой совокупность материальных и духовных движущих сил общества, обусловливающих процесс его оптимального функционирования и прогрессивного развития как целостности и различных его составных элементов.

В формировании мировоззренческой культуры большую роль играет личность самого воспитанника, выступающего одновременно как объект и субъект воспитания. Ученик может оказаться активным участником данного процесса, пассивным созерцателем его, а иногда воспринимающим негативно все усилия воспитателей, организующих данный процесс. Поэтому в работе по формированию мировоззрения так важно на силы и потенциальные возможности учащихся развивать у них интерес и потребность к самовоспитанию.

Это не только необходимо, но и возможно, потому что уже в старшем подростковом возрасте у школьников начинают развиваться те внутренние процессы, которые приводят к концу подросткового возраста к формированию относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, системы отношения к окружающему и к себе лично . Подросток осознает себя как человека, гражданина, свои права и обязанности. Центральным новообразованием подросткового возраста, отмечал Л. С. Выготский, является самосознание, принимаемое им как «социальное сознание, перенесенное внутрь» . В школе должно обращаться внимание на то, чтобы определяющее место среди стимулов высокопроизводительного труда занимало гармоническое сочетание интересов каждого учителя с интересами коллективов школы, общества, чтобы росло самосознание и самоконтроль каждого. Интерес представляет самоконтроль как средство самовоспитания. Он осуществляется в процессе познавательной деятельности учащихся, в том числе и самостоятельной учебной работы. К средствам самоконтроля относят непосредственное и ретроспективное самонаблюдение, самоанализ . Уровень его во многом зависит от индивидуальных различий. В содержательном плане он проявляется в сфере научных идей по мере их раскрытия в системе иерархических связей. Организационный момент отражает регулирование эмоционального отношения в различных ситуациях, контроля за поступками и действиями, носящими у школьников зачастую импульсивный характер. Постоянный самоконтроль должен стать нормой для каждого воспитанника. Степень его может быть различной - от самого общего к мимолетному контролю за потоком мысли, обращенного к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека, на процессы становления его отношений к миру, формирования миропонимания, мировоззрения. Способность к осмыслению своих поступков и переживанию их - одна из важнейших черт развития личности .

Современная школа, в особенности общеобразовательная, все больше должна представлять собой такую вещественную и социальную среду, которая является конкретным фундаментом всестороннего развития сознания и самосознания всех людей. Школа нацеливает на то, чтобы каждый, закончив школу, научился правильно оценивать себя как целостность, свои чувства и мысли, мотивы и интересы, устремления и деятельность, свое местоположение в коллективе, обществе.

Другим общесоциальным фактором, обуславливающим совершенствование общеобразовательной школы, формирование научного мировоззрения у подрастающего поколения, является обобществление труда и производства. Развитие коллективов школы, стремление членов участвовать с глубокой заинтересованностью в материальной, социальной, политической и духовной жизни, строить свою жизнедеятельность с наибольшей общественной пользой имеет социально-экономическую основу.

Факторы конкретной микросреды - семья, коллектив, школа как составное звено образования.

Наша общеобразовательная школа, с одной стороны, выступает как один из материальных и социальных элементов, с другой стороны, как относительно самостоятельная система. При анализе школы, выступающего в качестве фактора, ее можно рассматривать как движущую силу конкретной социально-вещественной микросреды, которая непосредственно воздействует на развитие каждого своего составного элемента. Вне взаимосвязи с этим фактором немыслимо развитие активности, ответственности, мировоззренческой культуры и других социально ценных качеств учителей и учащихся.

Существенную роль в развитии личности, в формировании его мировоззрения выполняют социальные и биологические факторы. Социальные факторы - это такие движущие силы общества и его различных структурных элементов, которые определяющим образом обуславливают генезис, становление и развитие человека, его историческое предназначение творца и созидателя всего нового и передового. Воздействие этих факторов на человека детерминируется прежде всего их неразделимой связью с общественной практикой, в особенности с развитием трудовой деятельности.

Биологические факторы - это в данном случае внутричеловеческие, жизненно необходимые процессы (обмен веществ, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост и т.д.), обуславливающие становление и развитие человека как живого, постоянно и активно действующего организма. Они, являясь необходимой предпосылкой становления и развития человека, не могут определять его сущность. Сущность человека составляет, по словам К. Маркса, «совокупность всех общественных отношений» . Производный, подчиненный характер биофакторов в человеке проявляется во многом и в частности в том, что его эмоции, чувства, интеллект и другие свойства под воздействием социальных факторов приобретают качественно иной, социализированный характер выражения.

Поскольку анализ сущности и взаимосвязи других факторов не входит в задачу исследования, постольку ограничимся разбором лишь одной из пары - внутренних и внешних. Внутренние факторы - это движущие силы, ограниченные какой-либо целостностью, ее строением, связью элементов, наличием необходимых свойств, скрытых от непосредственного восприятия, но определяющих его природу, закономерности развития, прочность и стабильность. К этим факторам можно отнести, например, при рассмотрении личности школьника его интересы, интеллектуальную деятельность, мотивы поведения, установки и т.д. Внешние факторы - это движущие силы развития целостности, не входящие в ее структуру, в число атрибутивных свойств, но непосредственно наблюдаемые и воздействующие на его развитие. При изучении личности учащегося к ним можно отнести социальную среду его жизнедеятельности в семье, школе, коллективе, в группе и т.д. Являясь необходимыми предпосылками развития человека, внутренние и внешние факторы в процессе развития бытия находятся в органическом единстве. Как отмечают авторы философского энциклопедического словаря, исторический и объективный характер, неразрывное единство внутреннего и внешнего, усматривает во внутреннем и внешнем моменты целостного саморазвития бытия, видит в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях .

Таким образом, определяющую роль в процессе формирования научного мировоззрения учащихся, как и других социальных групп, играют объективные, материальные факторы. Достигнутый уровень экономической жизни общества и исторически сложившиеся формы материального производства прежде всего обусловливают социальную природу общества, стержневые направления деятельности различных социальных институтов, учреждений культуры, системы образования и т.д. Действие объективных факторов ярко проявляется через действие субъективного фактора. Целенаправленная деятельность государства, педагогических коллективов, представителей семьи и общественности при формировании научного мировоззрения у учащихся могут играть решающую роль и все возрастающую роль тогда, когда для этого действительно созревают необходимые объективные и материальные условия, когда каждый элемент субъективного фактора и все вместе его элементы осуществляют деятельность в соответствии с объективными законами развития природы, общества, познания. Мощные и самые широкие возможности для этого создает общество. К сознательному и планомерному участию в формировании научного мировоззрения личности должны быть привлечены педагогические коллективы, различные общественные институты, родители и сами воспитуемые. Как никогда ранее возрастает роль в формировании научного мировоззрения творчески активной личности, каждого отдельного человека как сознательного субъекта, преобразователя окружающей действительности и самого себя.

Как видно из самого лаконичного анализа, существует множество разнообразных факторов, обуславливающих формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ. Приведенные факторы связаны между собой не только попарно. Они взаимопроникают, взаимно перекрещиваются и так или иначе взаимодействуют, взаимно связаны все без исключения. Систематизация тех или иных их «линий» может образовывать качественно новые, относительно самостоятельно действующие движущие силы или целые их блоки. Одним из таких блоков могут выступать личностные факторы, которые, с одной стороны, являются элементами субъективного фактора - действий лишь отдельных личностей - и внутреннего - действий в границах только личности как целостности. Личностные факторы - это проявление в действие биологических и социальных сил в их органическом единстве, поскольку сущность каждого человека коренится в его общественно-исторической природе. С другой стороны, личностные факторы представляют собой систему автономных, интегрального характера факторов, существование и действие которых очерчено «кругом» жизнедеятельности человека «внутри себя». В силу этих факторов любая личность способна сама себя строить, совершенствовать и развивать, определять конкретно-индивидуальные пути совпадения своего реального поведения и своей социальной природы.

Таким образом, под личностными факторами следует понимать совокупность таких внутренних, сущностных, необходимых движущих сил личности, которые ей объективно присущи, определяют ее как целостность, обуславливают индивидуальную неповторимость ее жизнедеятельности, развитие духовного мира, способов предметно-преобразующей деятельности вариантов поведения. К личностным факторам в первую очередь относятся такие движущие силы саморазвития человека: интеллектуальная деятельность во всей ее многогранности и сложности, эмоционально-волевая, оценочная и предметно-практическая деятельность. Выделяя другие основания и определяя другие цели исследования, можно к личностным факторам отнести интересы, социальные чувства, мотивы, творчество и другие активно действующие детерминанты индивидуальной жизни человека. Все они, представляя собой в рамках личностных факторов выражение автономии, вместе с тем органически взаимосвязаны между собой. Как в том, так и в другом плане их рассмотрение необходимо при формировании научного мировоззрения учащихся.

Процесс формирования научного мировоззрения учащихся как сложное системное образование функционирует под влиянием различных факторов. Их соотношение позволяет определить основные направления его развития. Учитывая определенную функцию школы в осуществлении воспитания, а также активности семьи и самих воспитанников в данном процессе, к ведущим направлениям можно отнести совершенствование учебно- воспитательного процесса, научно-педагогической подготовки воспитателей, активацию процесса самовоспитания учащихся, усиление воспитательной роли семьи и производственных коллективов. Личностно-деятельностный подход к формированию мировоззрения позволяет привести в соответствие педагогическое воспитательное влияние с особенностями воспитуемых, их активностью, потенциальными возможностями и способностями. Целостное изучение школьников и их коллективов позволяет выбрать главное звено в деятельности воспитателей по комплексному решению задач формирования научного мировоззрения.

Библиографическая ссылка

Узденова Л.Х. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24112 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»