Сергий радонежский эссе. «Избранник Божий – Сергий Радонежский» (сочинение в жанре эссе). литературы и ДНВ

"Сергий Радонежский"

Выполнила:ученица 6 Б класса МБОУ СОШ№36

Кодочигова Арина Вадимовна

Руководитель: Семина Ольга Николаевна

Нижегородская область

г.Дзержинск 2015

«Поистине Богу не важно, кто ты, дева (монахиня) или

супруга, монах или мирянин, но ему важно, какой ты и

желает ли твое сердце творить добрые дела».

(Училище благочестия СПб; 1891г. стр.160).

Земля русская богата не только своими полезными ископаемыми, огромными просторами, но и людьми. Ведь именно они и являются главным достоянием любой страны. А сколько святых породила Русская земля! Кто не знает Тихона Задонского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского... Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие - всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский, Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили: святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-мученики Владимир и Вениамин, миряне-мученики Юрий и Иоанн и многие другие. Среди русских святых - люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и нет. И каждый из нас может выбрать себе примеры для подражания. О русских святых написано множество статей, книг. Нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями, надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия.

Более 600 лет приходят люди поклониться игумену всея Руси святому преподобному Сергию Радонежскому («преподобные» - монахи, подобные ангелам). У каждого свои думы, мольбы, чаяния. Что уносят паломники с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надо вспомнить время, когда в народе жил страх и ужас от татарского нашествия.Именно Сергий Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее.Свято преподобный считал, что именно сила духа, нравственность и совестливость народа России способны устроить достойную человека жизнь. Сергий совершенно искоренил в себе порочные качества: гордое властолюбие, удовольствие от власти над другими. Человек, обладающий властью, забывает, что он в первую очередь не повелитель и начальник, а слуга подчиненных ему людей. Став игуменом, Сергий ничем не отличался от простых иноков: ни одеждой, ни поведением, ни кельей, только трудился больше других, совершенствуя свою высокую нравственность. «Желаю лучше учиться, нежели учить», - говорил Сергий Радонежский ученикам.

А как преподобный стал таким? Из какого рода произошёл? Бояре Кирилл и Мария, жившие на территории княжества Ростовского, были родителями Сергия Радонежского.Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей – Стефан, Варфоломей, Петр. Когда Ростов был разорен, семья переехала в город Радонеж, находившийся под властью московского князя.

С малых лет Варфоломей слышал в церкви, дома молитвы и псалмы и запоминал их. Вот в каком благочестивом, дружном семействе посчастливилось расти мальчику. А вскоре его мать стала замечать, как не похож ее Варфуша на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья - старший Стефан и младший Петр, которому не было еще и шести лет. Каково же было огорчение родителей, когда вскоре Стефан и Петр выучились грамоте, а Варфоломей не только не умел складывать буквы, но и не знал их. Учитель жаловался, что много раз повторял отроку одно и то же, но тот как будто не слышал и не понимал, о чем ему говорят, хотя мальчик старался и усердно молился.

Однажды Варфоломею явился инок, который благословил мальчика. С тех пор Варфоломей без труда усваивал все науки. Когда родители состарились, то они ушли в монастырь. После их смерти Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру. Вместе со Стефаном решил принять монашеский постриг, к которому долго готовились. Братья срубили в Радонежском лесу келью, в которой горячо и усердно молились. Жили в постоянном труде и через некоторое время возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Но Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о Варфоломее разнеслась во все уголки земли русской. Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный Варфоломеем и Стефаном. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи и стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию, будто даже с медведем научился он ладить. Рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Молва о Сергии Радонежском приводила в лес много самых разных людей. Кто-то приезжал сюда ненадолго в поисках уединения и покоя, кто-то хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. И через некоторое время вокруг Троицкого собора появилось много домиков, в которых жили монахи. Они носили воду, кололи дрова, возделывали землю, молились.

Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли. Обитель росла. Вскоре Сергию Радонежскому предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным, но обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского стать игуменом своей обители.

Шли годы. Русь начала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы примером для всех стал Сергий Радонежский.

Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества: благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя Дмитрия Донского, отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, не последнюю роль сыграли в этой ратной битве благословление Сергия Радонежского и Божья помощь.

Вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, прекратить братоубийственные войны. Сергием Радонежским был разработан устав для монахов, который был принят с благословления митрополита Алексия. По этому уставу стали жить практически все монастыри России. Перед смертью Сергий Радонежский благословил на игуменство обители своего ученика Никона. На месте обители, построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра – одно из самых благодатных мест на русской земле.

Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших русских святых, канонизированных русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался. В 1452 году он был причислен к лику святых. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни. Святой преподобный в своей жизни ежечасно совершал добрые дела, из которых можно выделить следующие: им созданы и широко распространены монастыри нового типа, где были справедливые порядки, царил дух трудолюбия и высокой нравственности. В течение четырёх десятилетий «печальник Земли Русской» настойчиво внушал людям идею освобождения Руси от татаро-монгольского ига, став главным вдохновителем Куликовской битвы. Благодаря Сергию Радонежскому на Руси распространилось вероучение о Святой Троице, был создан уникальный духовно-нравственный и культурный центр Руси, России - Троице-Сергиева лавра, ставшая мощным национальным духовным центром.

Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа. Заветы его – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путём мужественного самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры. И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живёт в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Хотя Сергий Радонежский и не оставил после себя никаких писаний и будто бы ничему не учит, но его ученье дошло до нас благодаря ученикам. Епифаний Премудрый, написал «Житие Сергия Радонежского». Вот так безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере:

Вот Сергий – старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы.

В нем ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его, окидывая взором,

Хотят постичь: что было главным в ней?

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

Он веры протянул живую нить,

Чтоб примирить князей, объединить

Вокруг Москвы, и нанести удар,

И сбросить иго тяжкое татар...

11.02.2017 20:13

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский


«Жизнь преподобного Сергия Радонежского»

Конкурсная работа

в номинации

«Жизнь преподобного Сергия Радонежского»

Выполнила: Нарышкина

Оксана, ученица 8«А» класса.

языка и литературы высшей

Медкова Нина Игоревна

пгт Подгоренский.

Се́ргий Ра́донежский - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

На источнике.

“… Года три назад, осенью, мы с сыном 34-х лет ходили на источник близ Лавры (Имеется в виду источник прп. Саввы Сторожевского рядом с мостом. - Иером. Л.К.)
Когда шли, перед нами шла бесноватая женщина. Она ругалась и кричала. Потом спросила у меня, сколько времени, но я не ответила.
На источнике я зашла в купальню и искупалась, затем зашел мой сын. Я сидела у источника на скамеечке и ждала сына. Рядом прямо в ручье, стоя по колено в воде, купалась «бесноватая», она была прямо в одежде.
Подошел человек, лет сорока, светло-русый, голубоватые глаза, в бежевом пальто и тренировочном костюме. Взял валявшуюся чистую пластмассовую бутылку, налил воды и стал пить. Была солнечная погода, небо голубое. Я сразу же почувствовала к нему огромное доверие. Я его спросила: «Откуда вы»? Он ответил: «Я здесь живу». Это слышал мой сын, который уже вышел из купальни, а я подумала, что он живет в ближайших домах над источником.
Посмотрев на «бесноватую», к которой я испытывала брезгливость, он сказал: «Я ее люблю». Я рассмеялась и сказала, что она уже старая, и за что ее любить... А сам он был прекрасного вида.
Затем пришли люди за водой. Мужчина стоял на дорожке на пути идущих людей и пил воду из бутылочки, не отстраняясь и не уступая дорогу. А люди проходили прямо сквозь него…
Было около трех часов дня. Я задалась вопросом: кто это? Бесноватая, кажется, тоже его не видела.
Когда шли обратно и проходили мимо памятника преподобному Сергию Радонежскому, мы с сыном подняли головы и узнали в том человеке Преподобного…

Мертвого воскресил.

Творил же преподобный отец наш Сергий и иные различные чудеса: такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мертвого воскресил. У некоего человека, преданного обители, был сын единородный, одержимый болезнью. И он принес его к преподобному, чтобы тот его исцелил. Отрок же по пути умер, и рыдал безутешно отец над ним. Преподобный же Сергий, видя рыдания этого человека, умилосердствовался и помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу. И возвратился человек с радостию в дом свой с живым и здоровым сыном. Приходили же к нему одержимые духом нечистым, но, еще не доходя до святого, бывали изгоняемы из них нечистые духи. И прокаженные очищались и слепые прозревали.

Неузнанный.

Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны, услышав о святом Сергии, пожелал увидеть его. И пришел в обитель преподобного и расспрашивал, как увидеть его. Случилось же тогда преподобному копать землю на огороде.

Сказали об этом поселянину. Пошел поселянин к огороду и, увидев святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю, решил, что пославшие решили над ним посмеяться. Он надеялся увидеть святого в великой славе. И, возвратившись в монастырь, снова начал расспрашивать: «Где святой Сергий? Покажите мне его, ведь я издалека пришел, чтобы повидать его». Они же отвечали: «Воистину тот самый, кого ты хотел увидеть». Вскоре подошел святой, но увидел его поселянин и возгнушался, отвернулся и не хотел даже взглянуть на блаженного. Сам же в себе поносил его: «Сколько трудов предпринял я впустую! Пришел, чтобы увидеть великого пророка, о котором столько слышал. Надеялся увидеть его в великой чести и славе, и вот вижу какого-то нищего и нечестного старца».

Святой же, уразумев эти помышления, стал благодарить его, ибо как гордый о похвалах и почитании, так смиренномудрый о бесчестии и уничижении своем радуется. И, пригласив поселянина с собою, поставил перед ним еду и стал угощать его. И сказал ему: «Не скорби, а того, кого хочешь, вскоре увидишь». Только он эти слова произнес, как примчался вестник, возвещая о прибытии в монастырь великого князя. И встав, святой отправился навстречу князю, который приехал со множеством своих слуг. Увидев же святого, князь поспешил к нему и, поклонившись до земли, попросил благословения у преподобного. Он же благословил его и ввел в обитель с подобающей честью. И сев, оба, и князь и старец, беседовали, остальные же все стояли. А этот поселянин слугами был отогнан подальше, и старца, которым гнушался, старался издалека, приникнув, увидеть и не мог. Спросил же шепотом одного из предстоящих: «Господин, кто этот старец, который сидит с князем?» И ответил ему тот: «Святой Сергий».

Начал же поселянин поносить и укорять сам себя: «Как это я ослеп и не поверил тем, кто указывал мне отца святого? Как не воздал ему достойных почестей? Заслуженно называют нас поселянами и невеждами! Как явлюсь теперь стыдом одержимый перед лицом святого?» Когда же покинул князь обитель, поселянин прибежал к преподобному и, стыдясь взглянуть на него, припал к ногам, прося прощения, поскольку от неразумия согрешил. Святой же любезно утешал его, говоря: «Не скорби, чадо, только ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного. Прочие же все соблазнились, называя меня великим». Из этого случая явно, насколько смиренным был преподобный отец Сергий, поскольку гнушающегося им земледельца больше возлюбил, нежели ту честь, которая оказана была ему князем.

Помощь.

Однажды же с ханом Мамаем возникли несогласия: войско посланное Мамаем, было разбито князем Дмитрием при реке Вожже.

Прошло ещё несколько лет. Князь Дмитрий не совсем покорялся воле Мамая, и то в гневе с многочисленным войском двинулся на великого князя. Князь несколько времени недоумевал, не зная, покориться или бороться с огромными силами хана. Боясь опрометчивым поступком вовлечь Отечество своё в новые бедствия, он долго советовался с приближёнными и поехал просить совета и благословления святого Сергия. Преподобный Сергий благословил князя на бой. Помолившись, он благословил всех воинов, бывших с князем, и дал ему в сподвижники двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Князь и воины выехали из обители, ободрённые словами и благословением преподобного. Князь Дмитрий вышел навстречу татарам, но, видя превосходство их сил, смутился. Вдруг явился посланный от Сергия с письмом. В нём преподобный обнадёживал князя помощью Господней и увещал его без боязни идти на неприятеля. Произошёл жестокий бой около Дона, на Куликовом поле, в 1380 году, и Мамай был совершенно разбит. Эта победа, в честь которой князь Дмитрий был назван донским, сильно поколебала власть татар, хотя Русь совершенно освободилась от них уже гораздо позднее.

Однажды ночью святой Сергей молился Пресвятой Богородице, прося Её всесильного покровительства для созданной им обители. Помолившись, он обратился к ученику своему Михею и сказал ему: «Бодрствуй, чадо! Сейчас будет нам чудесное посещение». Только что он выговорил эти слова, как послышался голос: «Пречистая грядёт» Святой вышел из кельи и был озарён удивительным светом и увидел в сиянии Пресвятую Деву с двумя апостолами, Петром и Иоанном. Смущённый он упал, но Пресвятая Богородица, прикоснувшись к нему, сказала: « Не ужасайся, избранник Мой! Услышана твоя молитва. При жизни твоей смерти буду неотступно при обители твоей!» Видение кончилось, и святой, придя в себя, увидел ученика своего лежащего как мёртвый. Он поднял его. «Скажи мне, отец святой, - спросил тот, - что за чудное явление? Душа моя едва не разлучилась с телом». Но святой сам едва мог говорить так полно было его сердце радости, трепета и благоговения.

Это чудесно явление изображается на иконах.

Когда Сергию было 23 года, игумен ближайшего монастыря Митрофан постриг его 7 октября, в день свв. мучеников Сергея и Вакха, и нарёк Сергием. Семь дней провёл новопостиженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин и вкушая лишь одну просфору. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку направление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один. Тяжела была его пустынническая жизнь: бесы пытались устрашить его страхованиями; иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы исчезали. Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся шум и множество бесов окружило его келью. «Уйди же отсюда, зачем ты пришёл жить в лесную глушь! – кричали они. – Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от разбойников?» Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.

Часто пробегали мимо него стаи волков – они подходили к нему, обнюхивали его. Но преподобный ограждал себя молитвой и не боялся их. Посещали его и медведи. Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним последним куском хлеба; когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что, поясняет описатель жития преподобного, зверь неразумении не понимает необходимости терпения и воздержания. Но случалось, что и одного куска у него не было, и, не получая привычного подаяния, зверь начинал жалобно выть; тогда преподобный выходил к нему и начинал ласково его уговаривать, но зверь не понимал его и выл

Однажды преподобный молился об обители своей и учениках. Внезапно послышался голос: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твоё услышано: посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твоё руководство во имя Пресвятой Троицы!» И он увидел множество прекрасных птиц, прилетающих в монастырь и за его ограду. И опять послышался голос: « Так умножится число учеников твоих, подобно сим птицам, и после тебя они станут следовать твоим стопам!» Сергий позвал Симона, и он увидел часть видения, и оба провели всю ночь в духовной радости.

Вскоре по его блаженной кончины Сергия начались чудесные явления и исцеления. Так, инок Игнатий увидел его на его обычном месте в церкви поющим с братией. В 1408 году прп. Сергий явился игумену Никону и предсказал ему разорение обители ханом Едигеем и ее скорое восстановление. Оба эти предсказания не замедлили исполниться. Иноку, рассекшему ногу топором, явился святитель Алексей и прп. Сергий и исцелили его.

Через 30 лет после своей кончины прп. Сергий явился одному благочестивому человеку и сказал ему: «Возвести игумена и братии: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает тело моё?» 5 июля 1422 гроб прп. Сергия был открыт, и не только святые мощи его были обретены нетленными, но и самое одияние его оказалось нетленным. Гроб был окружён водой, но святых мощей она не коснулась. Тогда прп. Никон воздвиг ныне существующий Троицкий собор.

Источники информации: Л.М. Григорьева. “Святые православной России ” ; Сергей Ершов “Русские святые” ; А. Н. Печерская “ Рассказы о русских святых”.

Просмотр содержимого документа
«»

Муниципальное казначейское общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1

Подгоренского района Воронежской области.

Конкурсная работа

в номинации

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА, СОВРЕМЕННИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

Выполнила: Гайворонская

Анастасия, ученица 8«А» класса.

Руководитель: учитель русского

языка и литературы высшей

Медкова Нина Игоревна

пгт Подгоренский.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА, СОВРЕМЕННИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда,

когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский

Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. Его восхваляют как Святого, ведущего праведный образ жизни и сделавшего много для становления Русской Православной церкви. Но также очень велика роль Преподобного в укреплении Русского государства.

Сергий Радонежский жил на Руси в 14 веке. Он сыграл значительную роль в русской истории 14 века.

Что же мы знаем о Сергии Радонежском и о той эпохе, во время которой он жил? Чем же основатель Троице-Сергиевой лавры завоевал людское преклонение даже через сотни лет?

Русь 14 века - это прежде всего многочисленные княжества, некоторые из которых были объединены руководством князя и разделены на волости, другие же оставались независимыми, что отнюдь не делало их более свободными.

Русь уже на протяжении ста лет находилась под татаро-монгольским игом. Основной проблемой стало даже не порабощение русского народа, а утрата им веры в себя. Как известно, одной из причин, положившей начало ослаблению Руси и возникновению междоусобных неурядиц, послужило еще решение Ярослава Мудрого разделить свои владения между сыновьями. Несомненно, он поступил так из благих намерений, желая не давать им повода для взаимных недовольств. Первые несколько лет они правили сообща. Но события последующих лет заставили их союз распасться. С этого момента начинается раскол Руси на отдельные княжества.

Этот исторический период был наиболее труден для русского народа.

Порабощению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду.

В наступивших после смерти Александра Невского распрях между его сыновьями и родственниками главным аргументом правоты стал суд хана. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали ордынскую рать для взаимной борьбы. Складывалась довольно неприятная ситуация, русич оказывался зажатым в двойные клещи: с одной стороны - татары, с другой стороны - свои же родные братья, позабывшие о своих христианских заповедях и своих христианских корнях.

Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться - за которым могла бы пойти.

Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести диких инородцев в ограду христианской церкви, для этого самому русскому народу необходимо было укрепить свои духовные силы.

Этому делу, духовному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий.

О времени появления на свет Варфоломея (от 1313 до 1322 г.) впоследствии принявшего монашество под именем Сергия Радонежского говорится по-разному в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности периодов жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников о его рождении и жизни. Зато о вкладе в русскую историю XIV века преподобного Сергия Радонежского сказано немало.

Как уже было сказано ранее, точной даты рождения преподобного Сергия мы не знаем. По одним данным, он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом. По другим, это событие произошло в 1322 г, также есть данные, что год рождения чудотворца 1319.

Происходил он из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Это был период междоусобиц, войн за власть в стране, когда братья воевали друг с другом за земли. К тому же совершались постоянные набеги татар с целью разорения земель. Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. После очередного татарского набега обескровленный Ростов был присоединен к Москве. Родители Варфоломея были вынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службы город Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра.

Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти.

После смерти родителей Варфоломей принимает самое главное в своей жизни решение – он решает стать отшельником. Начинается следующий этап в его жизни.

Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам решил стать монахом. Он отправился к Стефану и вместе с ним стал искать место, пригодное для строительства монастыря. Братья нашли "едино место вь чащах леса", где была вода, и приступили к возведению "пустыни". Сначала они поставили "одрину и хизину", т.е. нечто вроде сарая и летнего домика, а затем "келию едину създаста", т.е. срубили обычную избу, после же возвели и небольшую церковь.

Приехавшие из города священники от митрополита Феогноста освятили церковь. Основание Троицкого монастыря следует относить ко времени не ранее 1342 г.

Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан. Этот же игумен Митрофан в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. Три года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая «непрестанною молитвою и трудами искушения и страхи от диких зверей».

Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. И в 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Сперва это были искатели спасения из близ лежащих мест.

Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Преподобный Сергий, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза монахов монастыря, что, если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря.

О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром

пророчества. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.

Уважение к Сергию побуждало великого князя Дмитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Дмитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Дмитрием московским и Олегом рязанским.

Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более. Также сложилось предание, будто святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, и Ослябя; и оба они пали в битве.

Преподобный Сергий скончался в 1392 году и был погребен в церкви Троицкого монастыря. Его тело находилось в земле около 30 лет, а затем, после видения одному из монахов, гроб был поднят из земли. Торжество открытия мощей состоялось 5 июля 1422 года. Еще через тридцать лет Сергий был причислен к лику всероссийских святых.

В течение почти пятисот лет люди шли ко гробу Преподобного в Троицком соборе лавры.

Говоря о значении Преподобного Сергия для общего дела возрождения Руси и русского народа, можно выделить несколько основных достижений.

Во-первых, Сергий не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Сергий стал новым духовным лидером. Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного.

Во-вторых, он способствовал прекращению усобиц и объединению русских княжеств под единодержавною властью Московского государя. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок передачи власти.

В-третьих, он многое сделал для укрепления позиций церкви, которая, по сути, и явилась организующим началом в сплочении Руси. Благодаря этому с 14 века монастыри и церковь, в общем, стали иметь все больше влияния на светскую власть.

Деятельность Сергия привела к тому, что Русь вновь поднялась как источник сильной христианской культуры.

Таким образом, Сергий Радонежский сыграл значительную роль в русской истории 14века. Не будет преувеличением сказать, что Сергий - один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится.

Литература:

    Григорий Круг, инок. Мысли об иконе. – Париж, 1978 г.- с. 4.

    Сост. С. Снессорева. Земная жизнь Богородицы. – Ярославль: Норд, 2005. – с. 157 – 164.

    С. В. Перевезенцев. Россия. Великая судьба – М.: Белый город, 2005. – с 192 – 193.

    М. А. Ильин. Художественно-эстетическое описание иконы «Троица» - «Загорск. Троице-Сергиев монастырь» - Ленинград, 1971. – с. 26 – 27

5. Текст Библии, текст откровений Сергия Радонежского.


В первую очередь хочется сказать, что Житие - это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития - простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство авторов нам неизвестны. Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.
Агиографическая повесть Епифания Премудрого «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» рассказывает о выдающемся религиозном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия, как истинного служителя Божественной троицы. Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем «дела Божии». Причем проповедует, как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия. Отсюда и мистико‑символический подтекст его произведения.
Стоит отметить, что Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в «Житии Сергия Радонежского» использование числа «три». Автор придавал ему особое значение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются первые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. В главе «Начало житию Сергиеву» рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во время ее пребывания в церкви. «И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же иерей возгласил: „Вонмем, святая святым!“ младенец в третий раз закричал. Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принв случае если ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей… Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе матери в церкви три раза прокричал: „Не знаем, что означает это“. Иерей сказал: „Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы“».
Важно заметить, что создавая «Житие Сергия Радонежского», автор использует не только сокровенные изобразительные средства для выражения троической идеи. В процессе написания повести «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно‑художественных образах, о Святой Троице. Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик, не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик.
Ключевский В. О. в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.

Сочинение

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.

Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.

Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам — все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.

Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю — московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.

Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов — двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.

Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу — он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.

Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

Сочинение

Произведение Б. К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема - “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Читая жизнеописание знаменитого русского святого XIV века, я отметил, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью - всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.
Я понял, что автору этого произведения эти чувства близки и понятны. Мне пришлось по душе также и то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными каче- ствами, из которых автор выделил ярче всех “скромность подвижничества”. Черта очень русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой - Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он “бедней” способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет - незаметно и постоянно.
Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.
Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих “детей” за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”.
Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни - благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.
В произведении Зайцева св. Сергий - неотъемлемая часть России. Я был в Радонеже на открытии памятника св. Сергию. Там, на фоне русской природы, острее почувствовал эту великую связь св. Сергия с нашей Родиной, столь же кроткой, светлой в своей печали и притихшей как бы в ожидании чуда.
Но, к сожалению, светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже, чем великие потрясения. Во времена ордынского ига Русь испытывала двойной удар: “разоряли и чужие, и свои”. Все эти несчастья испытала на себе семья отрока Варфоломея. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, но сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его заменил сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.
Автор показывает Варфоломея еще до конца не представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: “Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе”.
Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей к себе новой жизни ради родных людей. В связи с этим вновь вспомню о противопоставлении св. Сергия св. Франциску. Автор уверен, что “Св. Франциск ушел, конечно бы отряхнул прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал”.
Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный. Разрешился таким образом, что для русской души нравственное и религиозное неразрывно. Во всяком случае, русская душа всегда в подобных случаях мучается и мечется перед выбором, Сейчас трудно сказать, как поступил бы Варфоломей, если бы эти сдерживающие его житейские обстоятельства затянулись. Автор жизнеописания считает, что, “наверное, не остался бы. Но, несомненно, как-нибудь с достоинством устроил бы родителей и удалился бы без бунта. Его тип иной. А отвечая типу, складывалась и судьба...”.
После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном им пришлось нелегко. В ските надо было много трудиться. Брат оказался много слабее Варфоломея, и большая часть трудов легла на плечи будущего святого.
Вскоре, после пострижения его в иноки и ухода от него игумена Митрофана, св. Сергий остался совсем один среди дикой природы.
Автор особо подчеркивает расположенность св. Сергия к аскетизму: “Аскетический подвиг - выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейше соединяется с Первоначалом, ток божественного беспрепятственней бежит по ней...”
Наивно полагать, мне кажется, что св. Сергию в особенно трудные, первые месяцы одиночества помог тысячелетний опыт монашества. Опыт одиночества передать невозможно. К этому человек приходит сам, перешагнув через себя, и учась у самого себя, и поддерживая сам себя.
Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью святой Сергий вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога.
Интересно в изображении образа св. Сергия раскрытие широты его взглядов. Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. Он не был проповедником, ни он, ни ученики его не занимались миссионерской деятельностью. И это только еще более повысило его авторитет в народе.
Не буду описывать подвиг преподобного Сергия, его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Это всем известно. И сам автор жизнеописания заострил свое внимание на моментах восхождения преп. Сергия к подвигу его жизни. Ни он, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на котором Россия твердо стоит до сих пор.
Б. К. Зайцеву удалось создать образ народного героя, который во времена крови и насилия поддерживал дух соотечественников.
Автор заканчивает жизнеописание, накладывая последний важнейший штрих на облик преп. Сергия. Он говорит о том, что, “не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере”.
В этом, я считаю, самая главная ценность образа великого старца, изображенного рукой талантливого русского художника слова Б. К. Зайцева.