Роль жрецов в древнем мире. Роль жрецов в древних цивилизациях. Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Так, немного мыслей вслух, – потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или “волхв” или тот же рядовой язычник – он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.

Печально, что разного рода наши современники – жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать – да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки.

Поймите меня правильно, мы и сами писали об этом – молитвенном жесте “адорации” (https://vk.com/wall-119055965_2865), но плохо, когда данный способ взаимодействия со сверхъестественным (взмывать руки кверху с молитвой-просьбой) становится абсолютным шаблоном.
Имхо, это потому, что современный человек смотрит на религию слишком по современному слишком “по взрослому”: мы еще можем попросить “Высшие Силы” о чем-либо для себя, но почувствовать себя самого – проводником этой Высшей Силы – мы уже не в состоянии. Ибо не верим. Мы просим и просим, все ждем чего-то, но, может быть, мы уже давно получили ЭТО и просто не замечаем?

Чтобы исправить данный (и не очень полезный, что да, то да) перекос в мозгах, нам стоит стараться больше давать, нежели чем просить. Если мы верим в то, что есть смысл обратиться к Высшим Силам с какой-либо просьбой, – мы вполне можем поверить и в то, что Силы могут использовать нас в качестве орудия для ответа.
У бога нет других рук, кроме твоих.

Применительно конкеретно к практике языческого жречества, это, конечно же, ритуальное БИТЬЕ.
Из развернутой цитаты внизу понятно, что “битье” может производиться на самых разных уровнях (обратите внимание про коан и апорию ближе к концу текста как разновидности вербального удара):

“Битье – ритуальное магическое действие, имеющее преимущественно продуцирующую функцию. Провоцирует рождаемость (появление детей, приплод скота), плодородие (вызывание дождя, обеспечение урожая), рост, здоровье и благополучие. Орудия битья – палка, розги или ветки вербы, березы, орешника, кизила, крапива, метла, бадняк, пояс, хлебная лопата, мотовило, ожерелье и т.д. Ритуал совершался на пороге, в воротах, на брачной постели, на лугу, около храма и в других местах.

Во время свадебного ритуала горшки и другую посуду били о двери дома, где готовились к свадьбе. У лужицких сербов при входе молодой в дом жениха было принято бросать в дверь глиняный горшок и лишь затем новобрачных вводили в дом. Дверь дома как и дом в целом в народных верованиях осмыслялся в анатомическом коде, уподобляясь рту или женскому детородному органу. В мифах многих народов дом осмыслялся и космически: дом=космос. В “Ригведе” творение мира связывается с представлением об открывании дверей: “И откройте нам небесные услады, откройте потоки, словно двери – о знатоки времен” (VIII.5.21), при этом собственно творение мира в “Ригведе” связано с ударом ваджры Индры в изначальный холм. Индра пронзил “гору”, заключавшую в себе зачатки всей жизни. Индра – бог грома и молнии; корень этого слова обозначал силу и плодородие (ср. слав. jedrъ, “ядрёный”,”обладающий силой особого свойства”, родственно Indra. – В.Н.Топоров)

В представлениях славян Бог соперничает со всей нечистой силой в делах мирских и борется с ней различными способами, в том числе и ударом молнии (грома). Битье могло сопровождать благопожелание и в этом случае было равнозначно обсыпанию зерном, напр., в брачном или в похоронном ритуале. В первый день Пасхи икону Богородицы ставили в лен и сыпали ей “в глаза” горсть овса (прямая связь культа Богородицы с мотивом рождения, плодоношения и изобилия). В земледельческих обрядах битье могло сопровождаться ритуальной бранью, при том, что брань могла восприниматься и как оскорбление-удар (“матерщина оскорбляет мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека”) и как связанное с язычеством ритуальное благопожелание.

Буддийский учитель мог нанести ученику неожиданный удар палкой. Это было, конечно, наказание – за неправильный ответ или поступок – однако здесь важен элемент неожиданности, что принципиально отличает этот удар от ударов, практикуемых в европейских учебных заведениях. В дзэн-буддийской традиции существует коан – одна из двух важнейших практик, помогающая достичь “пробуждения” (сатори). Это также удар, но удар на вербальном уровне.

В европейской традиции один из аналогов коана – греческая апория (απορία – “безвыходность, затруднительное положение; непроходимое место; сомнение, недоумение”). Апория в древнегреческой философии означала кажущееся непреодолимым логическое противоречие. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону; в апории “Ахилл” в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

И коан, и апория напоминают загадки, и одновременно свидетельствуют о ритуальных корнях этого фольклорного жанра.

Все, что имеет отношение к фигурам речи, тропам (греч. τρόπος – букв. “поворот; оборот речи”) может быть названо вербальным “ударом”. Слово парадокс в греческом языке – “неожиданное, необычайное, странное”.

На Троицу кое-где соблюдался обычай хлестания могил ветками березы, что называлось парыцъ старых, будить покойника. На Рождество, Пасху и некоторые другие праздники производилось ритуальное бужение людей. В Моравской Валахии в пасхальный понедельник утром парни будили девушек ударами березовых или вербовых веток; в Игнатов день матери будили детей легкими ударами фруктовых веток. На Новый год девушки секут украденную борону, чтобы к ним приехали сваты (борона имела брачную, фаллическую и эротическую символику – наличие у нее зубьев в сочетании с ячейками)…

статья “РОЗГА” на “экс-дежавю” (впрочем, основа данного текста – СД.ЭС “битье”)

Жрецы это люди, которые с детства воспитывались в храмах, изучали науку и магические знания, и служили богам. Так же они являлись главными носителями и хранителями культур у всех народов. В разных уголках мира, жрецы распоряжались своим знанием по-разному. Например, на Руси, волхвы (так называли жрецов славяне) несли свое знание простым людям. В то время как у египтян, жрецы были хранителями знаний и пристально следили за тем что бы, оно не попадало в массы. Ведь знания всегда были и остаются источником власти.

Больше всего дошедшей до нас информации, о египетском жречестве. По приданиям рассказывают, что они умели управлять погодой, и затмениями. Хотя последнее это ни что иное как хорошее знание ими науки, в частности астрономии и возможность рассчитать время затмений для проведения ритуалов с целью поддержания своего статуса, и управления народом.

Также жрецы были искушенными лекарями и целителями. Знали тайны мумификации, и как считается, могли с помощью своих знаний и ритуалов влиять на жизнь души в потустороннем мире, с помощью заклинаний, специальных предметов и изображений. Сильнейшим оружием жрецов всегда была магия. Она использовалась во всех сферах жизни. Так для исцеления больного вводили в транс и кодировали его сознание на необходимый результат в частности полное выздоровление. Именно Египетское жречество вероятнее всего и является родителями современных знаний о гипнозе.

Владели жрецы и умением дистанционно воздействовать на противников и врагов, для этого они входили в трансовое состояние, и с помощью заклинаний, а также различных манипуляций над специальным изображением или восковой фигуркой, влияли на сознание и тело жертвы.

Так же жрецы в обязательном порядке должны были уметь предсказывать будущее. Для этой цели выбирался ребенок в возрасте 12-13 лет и его с помощью магических пасов руками и наркотического окуривания вводили в транс. После чего жрец накладывал на темя ребенка правую руку. И не давая возможности подростку выйти из транса, задавал интересующие вопросы о том, что видит ребенок об интересующих событиях. Полученные ответы о видениях жрец мог интерпретировать как знания о будущем.

В наше время место жрецов заняли ученные и религиозные служители, в частности практически все крупные мировые религии на самом деле являются продолжением поклонения все тем же египетским богам только с измененными именами. Об этом говорят многие исследователи религий и разных мистических знаний. Так что, жречество и жрецы, были и остаются среди нас. Они поменяли свои названия, но, как и раньше, именно они решают давать или скрывать различные знания от нас.

Храмы в Древнем Египте имели важное значение для государства, их считали местом, где живут божества. А богов египтяне почитали и относились к ним с особым уважением. В храмовых стенах было много служителей - жрецов, обладающих немалым спектром функций в стране.

Жрецы в Древнем Египте

Людей - служителей храма приравнивали к высшему классу в древнеегипетском обществе, и такая служба неплохо оплачивалась. Жреческая должность часто передавалась по наследству. Процесс обучения жречеству был нелегким и долгим, например, верховный жрец Бакенхонс при Рамзесе Великом учился около 16 лет. Жречество для сыграло важную роль хранителя традиционных ценностей и обычаев. Клан жрецов имел огромную власть как над простыми людьми, так и над фараонами, внедряя в жизнь законы и правила существования общины. Все безоговорочно прислушивались к их советам, поскольку они считались проводниками воли богов.
В то время как цари и знатные египтяне одевались с заметной роскошью, напротив, выглядели довольно скромно. Из одежды они носили только передники и повязки на бедрах, лишь изредка по случаю большого праздника могли облачить себя в одеяния белого цвета. Их прическа также была предельно проста - идеально выбритая голова, натертая до блеска маслом.

Какие функции выполняли жрецы Древнего Египта?

Священнослужители древнеегипетских храмов наблюдали за правильностью выполнения всех обрядов и ритуалов в честь богов. Но не только это входило в их обязанности. Класс жрецов являлся носителем колоссальных знаний и опыта предшествующих поколений, но вся эта информация была тайной и передавалась только избранным.
Среди жрецов было много одаренных врачей и (математиков, астрономов, химиков). Они лечили различные заболевания, составляли прогнозы благоприятных периодов для посева и сбора урожая. Множество подробных наблюдений за природой и явлениями записывалось жрецами на папирусе и сохранялось в библиотеках храмов. Также египетские священнослужители занимались магическими практиками и изучали древнюю науку астрологию, с помощью которой предсказывали будущее. Фараоны перед тем как начать какое-либо значимое дело непременно обращались в храм за советом жрецов.

Древний Египет

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа - «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб - что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа - «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.