Рик реннер - драгоценные истины из греческого языка. Зависимость от Бога

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкование Феофилакта Болгарского

Как Христос говорит: «будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд» (Лк.6:36)2, и затем: «научитесь от Меня, ибо Я кроток» (Мф.11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор.8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?

Флп.2:6. Он, будучи образом(μορφ) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

Исчисли, сколько здесь низлагается еретиков. Маркион Понтийский говорил, что мир и плоть - зло, и что поэтому Бог не принимал плоти. Маркелл Галатийский, Фотин и Софроний говорили, что Слово Божие - сила, а не ипостасное существо, что эта сила обитала в Том, Кто произошел от семени Давидова. А Павел Самосатский говорил, что Отец, Сын и Святой Дух - простые имена, приписанные одному лицу. Арий говорил, что Сын есть творение. Аполлинарий Лаодикийский говорил, что Он не принимал разумной души. Итак, посмотри, как все эти еретики падают от одного почти удара: «будучи образом Божиим». Как же вы, маркеллиане, говорите, что Слово есть сила, а не сущность? Образом Божиим называется сущность Божия точно так же, как образом раба называется природа раба. Как же и ты, Самосатский, говоришь, что Он начал свое бытие от Марии? Ибо Он пред существовал во образе и сущности божественной. Но посмотри, как падает и Савеллий. «Не почитал хищением», говорит апостол, «быть равным Богу». «Равный» не говорится об одном лице; если равен, то кому-нибудь равен. Таким образом, ясно, что речь идет о двух лицах. И Арий опровергается многими способами: «образом Божиим», то есть сущностью. И не сказал: бывший - γεγονώς, но «будучи» - υπάρχων, что подобно изречению: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). И: «не почитал хищением быть равным Богу». Видишь ли равенство? После этого как же ты говоришь, что Отец больше, а Сын меньше? Но посмотри на безрассудное упорство еретиков. Сын, говорят, будучи малым Богом, не почитал хищением быть равным великому Богу. Но, во-первых, какое писание учит нас, что есть малый и великий Бог? Так учат эллины. А что и Сын великий Бог, послушай, что говорит Павел: «ожидая», говорит, «явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13). Затем, если Он мал, каким образом Он не почитал хищением Себе быть великим? Кроме того, Павел, имеющий в виду научить смиренномудрию, оказался бы нелепым, если бы внушал следующее: поскольку малый Бог не восставал против великого Бога, то и вы должны смиряться друг перед другом. Потому что, какое же это смирение, когда меньший не восстает против большего? Это одно только бессилие. Смирением называется то, что Он, равный и равномощный Богу добровольно сделался человеком. Итак, об этом довольно. Далее, посмотри, что говорит Павел: «не почитал хищением». Когда кто-нибудь похитит что-нибудь, боится отложить это, дабы не потерять не принадлежащее ему. А когда имеет что-нибудь от природы, легко пренебрегает этим, зная, что он не может сего лишиться, и если, казалось бы, отказывается от этого, то опять оное воспримет. Таким образом, апостол говорит, что Сын Божий не убоялся унизить Своего собственного достоинства, потому что Он имел его, то есть равенство с Богом Отцом, не чрез хищение, но признавал это достоинство принадлежащим Своей природе. Поэтому Он и избрал уничижение, так как и в уничижении сохраняет Свое величие.

Флп.2:7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: «образ раба», этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

cделавшись подобным человекам.

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: «подобным человекам», потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: «в подобии плоти греховной» (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что «уничижил Себя Самого», то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: «приняв образ раба», то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: «как человек», так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея «вид». Некоторые же толковали это место так: «и образом», как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: «славу как Единородного от Отца» (Ин.1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что «как» - ως - означает и колебание, и утверждение.

Флп.2:8. cмирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Снова говорит: «смирил Себя», дабы не подумали, что Он снизошел не добровольно. Но ариане говорят: вот, о Нем сказано: «послушен». Так что же, неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся, и это нисколько не уменьшает нашего достоинства. Как Сын, Он добровольно повиновался Отцу, показывая и этим Свое сродство с Ним; потому что долг истинного Сына - почитать Отца. Обрати внимание на усиление выражения: не только сделался рабом, но принял смерть, и еще более того, - позорную, то есть крестную смерть, проклятую, назначенную беззаконникам.

Флп.2:9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: «и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».(Лк.1:35).

Флп.2:10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: «знаю Тебя, Кто Ты» (Лк.4:34).

Флп.2:11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

То есть чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Видишь ли, что в прославлении Единородного заключается слава Отца? Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца.

Сегодня мы рассмотрим текст, посвященный Рождеству, из второй главы Послания к Филиппийцам. Это текст очень важный, ибо содержит мощное ободрение и обличение для каждого истинного христианина. Внимательно прочтем его:

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:3-11).

Складывается впечатление, что святой апостол Павел заглянул в наши сердца, на наши кухни, в наши спальни, в наши офисы, посетил наши церкви. Он прислушался к нашим словам, внимательно присмотрелся к нашим делам и с горечью отметил, что мы любим доказывать свою правоту; искать похвал, отстаивать свои права, заботиться в первую очередь о себе. Это нормально для мирских людей, но абсолютно неприемлемо для верующих! Апостол Павел строго запрещает перенимать мирской стиль жизни: «ничего не делайте по любопрению», (из-за любви доказать свою правоту), «или по тщеславию (ради похвалы), но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других».

Многие из филиппийцев могли бы возразить: «Дорогой Павел, неужели ты столь наивен, что требуешь от человека невозможного? Почему я должен почитать других больше себя? Почему я должен себя забыть и помнить о ком-то?» Павел приводит единственное обоснование для такого характера взаимоотношений — так поступал Христос: «В вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе». Под «чувствованиями», подразумевается образ мыслей, а не только чувства.

Чтобы усилить повеление, Павел употребляет слово «должны». Если мы христиане, то всеми силами души должны стремиться походить на Христа. Павел не оставляет выбора! Или будьте настоящими христианами,… или даже и не называйтесь ими!

Я знаю, что не все любят это подстегивающее слово «должен». Многим просто хочется преспокойно плыть по течению, куда вынесет. Однако при всей нашей слабости это слово заставляет нас мобилизовать волю… и колени. Волю для благочестивых решений, колени для серьезной молитвы. Давайте поразмышляем, о каких чувствованиях Христа ведет речь апостол Павел и какое отношение имеют они к Рождеству.

Милосердие

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого…»

Христос не домогался чести быть Богом, Он просто всегда был Богом. Он – вторая Личность Божественной Троицы и обладает всеми свойствами Бога, такими как святость, всемогущество, всеведение, вечность и самоуважение, любовь к Собственной славе. В книге пророка Исаии сказано: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8).

Бог – ревнитель своего достоинства. Он превосходно осознает Свое величие и славу Творца всего и Судьи всех. Он сознает вопиющую несправедливость человеческого отношения к Нему: «Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф» (Мал.1:6). «…Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?» (Иер.5:22).

Впадшее в грех человечество и словом и делом постоянно оскорбляет Божественное достоинство. Каждый из нас повинен в этом! Повинен в грехе неблагодарности, пристроившем за собой выводок всех мерзких грехов. Послушайте, что говорит Библия: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, … заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:20-25).

Почему Бог должен равнодушно относиться к вызывающему поведению человека? Некоторые считают, что если Бог вступается за свою поруганную честь, то это плохо и даже преступно. Так ли это? По меркам земной морали люди считаются вполне порядочными, хотя регулярно травят у себя в доме тараканов и моль, со спокойной совестью прихлопывают комара, усевшегося на щеку отведать крови, кипятят воду, убивая кишащие в ней бактерии… Люди вершат суд над живыми созданиями праву владыки. По тому же праву и Бог может уничтожить грешное человечество, досаждающее Ему своим эгоизмом. Может, но не уничтожает!

Читая книгу пророка Исайи, удивляешься, как легко проводить параллели между прошлым и настоящим! В первой главе Господь обличает людей, что они не знают Его, не понимают Божьих наказаний, злодейски грешат и, тем не менее, исправно посещают храм для вознесения молитв и жертвоприношений. В столице царит мздоимство, суды оправдывают виновных и осуждают невинных, никто не вступается за самых обездоленных — вдов и сирот. Народ не почитает единого Господа, но поклоняется истуканам… Разве не то же самое происходит в наших селах и городах?

Мой друг Иван Петрович любит свидетельствовать о Христе. Однажды он подарил христианский календарь уборщице подъезда, где он жил и сказал: «Возьмите на память! В календаре есть тексты из слова Божьего!» Уборщица зло огрызнулась: «Мне не нужно слово Божие! Я сама себе бог!» В другой раз он разговорился с учителем музыки. Та заявила, что за всю свою жизнь ни разу не согрешала. И считает, что нужно создавать в деревне островки любви, на которых можно разводить безгрешную породу людей.

Куда только не заведет человека его грешная фантазия! Грех замкнул человека на себя самого и «спалил» в нем стремление угождать Богу. Воистину, прав Исайя — каждый совратился на свою дорогу…

С великой скорбью воспринимает Бог поведение людей. Он говорит через Исайю: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу . Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть : беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу : ваши руки полны крови» (Ис.1:11-15).

Таким образом, деяния людей оскорбляют Божье величие несравнимо больше, чем людям доставляют беспокойство докучливые насекомые. А Бог неизмеримо превосходит всех людей:«Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах… Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис.40:15-17) … Капля из ведра, пылинка на весах, меньше ничтожества и пустоты. В сравнении с Божьим величием мы значим не больше. И поскольку эта капля греховности и эта пылинка зла доставляют дискомфорт Богу, почему Ему не вытереть тряпкой правосудия грешную каплю или не сдуть злую пылинку в вечный могильник?

По справедливости так и нужно бы сделать, однако (и можно ли Божье отношение к грешному человечеству вместить разумом?!) Он решил спасти людей через воплощение своего Сына. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».(Иоан.3:16,17)

Без Христова воплощения в человеческое тело любовь Бога к нам была бы недоказуема и непонятна. Если бы Христос не воплотился, люди не увидели бы наивысшего проявления милосердия, как Он -

  • прощал грехи (Мф. 9:2);
  • благословлял детей (Мар. 10:16);
  • касается рукой прокаженного человека, которого все избегали (Мар.1:40-42);
  • утешил вдову, вернув к жизни ее единственного сына (Лук. 7:13);
  • кормил хлебом голодных (Мар.8:2-6);
  • молился за распинавших Его (Лук.32:34);
  • восстанавливал надломленную веру (Лук. 14:15-31)

В нас должна отразиться важнейшая сторона чувствований Христа – Его милосердие. Многим из нас приходится сталкиваться с гордыми, неблагодарными, неуравновешенными, злыми, ограниченными, вредными, непорядочными людьми. Сначала мы пытаемся их вразумить или перевоспитать, а, не преуспев в этом, – решительно отвергаем или даже ненавидим их. Если бы мы обладали неограниченной властью, мы бы совсем избавились от таких людей. Это естественные человеческие чувства. Однако мы призваны явить им не свой плотской нрав, а Христово милосердие.

Служение

«приняв образ раба , сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

Христос не пришел в наш мир как сторонний наблюдатель или искатель славы. Он пришел в мир послужить своему творению. Для этого Ему нужно было человеческое тело. Слово «раб» можно понимать и как слуга. Христос показал, что служение людям является высшим и святым служением. «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Матф.20:25-28)

Земная профессия Христа была в глазах людей непрестижной. Казалось, всего лишь плотник – но,несомненно, изделия Его рук были высочайшего качества (разве Бог во плоти может сделать иначе?) и вполне по карману назаретским беднякам.Если вы используете свои профессиональные навыки для служения людям, независимо от их порядочности, вы подражаете Христу!

Христос служил как врач . Невозможно сосчитать, сколько людей получили через Него исцеление. И никто из них не был святым. Некоторые из исцеленных даже не благодарили Христа за оказанное благодеяние. Но все равно Он исцелял! При этом Христос терял силу, которую восполнял через ночную молитву. Если вы заботитесь о больных и при этом теряете силу, вы проявляете чувствования Христа!

Христос служил как наставник . С какими только проблемами не обращались к Нему! И как поделить имение между родственниками, и до какой степени прощать согрешающего брата, как правильно молиться, как платить налоги, когда наступит конец света. Нагорная проповедь Иисуса является самым совершенным пособием по праведной жизни. Если вы стремитесь добрым словом исцелять сокрушенные сердца, то в вас, несомненно, проявляются чувствования Иисуса!

Христос служил как Спаситель . Вот он, незабываемый случай, когда фарисеи привели грешницу ко Христу и сказали: «Моисей заповедал побивать таких камнями, а ты что скажешь?» Этим вопросом они расставили Господу коварную ловушку. Если бы Христос сказал им: «Простите ее!», Его бы обвинили в попрании закона Господня. Если бы Он сказал: «Побейте ее камнями!», был бы повод упрекнуть Его в нарушении Его собственных слов: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Уйти от ответа, — значило, проиграть сражение. Христос поступил как Спаситель: «Кто из вас без греха первый брось на нее камень!» Он поставил Своих врагов лицом к лицу с их собственной совестью, они вспомнили свои прегрешения и ушли, оставив Его и женщину. Спаситель сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши!»

Дорогие друзья, как важно, чтобы это чувство Христа – осознание себя слугой, — было в нас! Кем мы себя видим: слугами или господами? Если мы господа, то будем требовать внимания, уважения, почёта, вознаграждения и так далее. Если мы слуги, то нам все это будет не нужно. Мужчины, кто вы у себя дома: господа или слуги? Мне скажут: «Ну, конечно, господа. Мы же мужчины!» Но Писание провозглашает «В вас должны быть чувствования Христовы»! Бог стал для людей слугой, и нам нужно подражать Ему!

А вы, женщины, кем себя считаете – слугами или госпожами? Госпожой быть, конечно, приятнее и престижнее, но Павел увещевает: в вас должны быть чувствования Христа — чувствования слуги! Кто отказывается служить нуждающимся людям, отказывается служить Богу. Быть христианами, — значит, быть служителями!

Стойкость

«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

За всю историю человечества было много казненных через распятие. Почему же именно смерть Христа мы так превозносим, так величаем Его самопожертвование? Другие умирали либо за свои преступления, либо из-за политических амбиций, но Христос умер за весь род человеческий! На Него были возложены грехи всех нас, и гнев Божий, который причитался каждому человеку, был излит на Голгофе на Господа Иисуса Христа в полной мере.

Фактически, Христос претерпел муки ада во всей их глубине и силе. Гнев Господень называется пламенным гневом, (исх. 32,12) великим гневом (Зах.1,2). Пророки говорили: «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.(Наум.1:6) От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер.10:10).

В земных условиях выражением гнева Божьего могут быть стихийные бедствия, голод, болезни, войны. В вечности выражением гнева Божьего будет озеро огненное.

Божьи стандарты святости необычайно высоки. Христос сказал: «всякий, кто же скажет брату своему «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф.5:22). Подлинный масштаб нашей вины – не только количество нарушений Его заповедей, но не исполненная воля Господа. Христос рассказал притчу о человеке, который закопал данное ему серебро, вместо того, чтобы пустить его в оборот. Когда господин вернулся и потребовал отчета, этот раб отдал ему сохраненный талант – «вот тебе твое». В ответ он услышал: «лукавый раб и ленивый! … надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф.25:26-30).

Многие люди не понимают, что они будут отвечать не только за содеянное зло, но и за несделанное добро. Я говорю об этом, чтобы вы могли представить размер вины человечества перед Богом. И вот за всех и зався ответил своими телесными и душевными муками Христос:смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной

Можно сказать, что Христу пришлось в некотором смысле заставить себя взойти на крест. Он скорбел, плакал и тосковал в Гефсиманском саду от агонии, охватившей Его святое существо. Он вопрошал, можно ли Ему не пить эту горькую чашу Божьего гнева. Его окончательное решение определили не Его чувства, но покорность воле Бога: «Не как Я хочу, но как ты хочешь». Он пожертвовал Своей славой, Своей невинностью, Своим счастьем ради нас.

Стойкость Христа должна передаться нам. Путь, которым Он ведет нас, не для любителей оберегать себя. Конечно, никто не возложит на нас грехи людей и не пригвоздит наших рук и ног ко кресту за беззакония мира. Но все равно следование за Христом будет чего-то стоить. Христос сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:44-47).

Любить — значит отдавать себя. Когда мирские люди отдают себя, то отдают в надежные, хорошие руки, которые бы их поддерживали и защищали. Однако христианская любовь — это не обмен улыбками и комплиментами, но самопожертвование, которое мало кто оценит. Мало того, те, ради кого вы жертвуете, постараются сделать все, чтобы вам было хуже.

К сожалению, многие современные верующие – это язычники с легкой позолотой христианства. Они не прочь именоваться христианами, пока им это приносит выгоду в виде церковного утешения, взаимопонимания, поддержки. Но если возникает необходимость самим проявить христианское самопожертвование – простить, не связывать свою жизнь с неверующим человеком, претерпеть эмоциональную боль, — они отказываются это сделать и отправляются за утешением в мирское болото.

Молитесь ли вы об этом чувствовании Христовом – стойкости? Стараетесь ли его обрести? Раскаиваетесь ли в своем эгоизме? Кто для Вас является примером? Христос распятый? Или кто-то иной?

Зависимость от Бога.

Посему и БогпревознесЕго и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца

Христос не ожидал ничего хорошего от мира – ни понимания, ни справедливого разбирательства, ни извинений.

Мир отнял у Него доброе имя, ложно обвинил в развращенности, государственной измене и богохульстве.

Мир отнял у него свободу. Его связали и водили под конвоем с допроса на допрос.

Мир отнял у Него здоровье. Его нещадно избили плетями с костяными наконечниками.

Мир отнял у Него и саму жизнь. Его пригвоздили к позорному кресту.

Христос не ожидал от учеников непреклонной верности и самопожертвования. В трудный для Него час они струсили и оставили Его одного. Все свое ожидание Христос возложил на Бога, и Тот Его не подвел! Пред Иисусом преклоняются ангелы, церковь и демоны. Будем же и мы воспитывать в себе зависимость от Бога, предоставляя Ему право вершить нашу судьбу!

А.И.Солженицин в книге «Архипелаг ГУЛАГ» рассказывает о верующих женщинах, которых вывели на мороз в одних сорочках за отказ нашивать на бушлаты номер и расписываться в ведомости. Эти женщины считали номер печатью антихриста и предпочитали умереть на морозе, но не принять печать. Их упорство превозмогло ухищрения лагерного начальства, их оставили в покое. На что рассчитывали эти русские женщины, отказываясь повиноваться лагерным порядкам? Только на Бога! Этой зависимости от Бога они научились от Иисуса Христа.

Как же нам избавиться от гнета своего «Я», которое связывает нас по рукам и ногам? Если чувства Христа должны быть в нас, как их обрести?В тексте содержится ясный ответ: смири себя! Если кротчайшему Христу необходимо было смирить или уничижить Себя, что же говорить о нас? Дьявол встал на путь самовозвеличивания, и это привело некогда славного ангела к ужасному концу! Он стал вором, убийцей, лжецом!

Христос шел к славе путем уничижения. Он оставил небесные привилегии, воспринял человеческое тело, уничижил Себя Вифлеемскими яслями, рождением в бедной, незнатной семье, тридцатилетней безызвестностью в худом городишке Назарете.

Он уничижил Себя необходимостью жить бок о бок с родом неверным и развращенным и терпеть его.

Он уничижил Себя незаслуженным арестом, неверностью Своих последователей и ужасной крестной смертью.

Без этого беспримерного уничижения не могло бы идти и речи о спасении мира. Давайте прислушаемся к могущественному слову апостола: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:26,27 ).

Есть полезный совет древнего христианского подвижника: «приступающему ко Господу надлежит даже против воли сердца, принуждать себя к добру, надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердым быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают, или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: не мстите за себя возлюбленные (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае, Бог, видя, что человек столько подвизается, и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту, и одним словом, исполнит его духовного плода».

Многим из нас приходиться горько сожалеть, что слишком поздно услышали этот призыв Павла о чувствованиях Христа и упустили невероятно много возможностей для служения. Но лучше поздно постараться восполнить упущенного, чем не восполнять никогда.

Я скоро жизнь мою земную

Закончу. Господи! Прости:

Я ныне плачу и тоскую,

Немногое в моей горсти.

Мне были заданы уроки –

Не выполнил уроков я.

Душа не уложилась в сроки

Дарованного бытия.

Не вызрела в горниле боли,

Застыла меж добром и злом.

Прости в земной недолгой школе

Я был плохим учеником.

На страсть истратил слух и зренье.

А где желаниям предел?

Прости, терпенью и смиренью

Я научиться не сумел.

Прости меня. Прости хотя бы

За то, что, стоя на краю,

За эту жизнь цепляюсь слабо,

Я горькой правды не таю.

(Лев Болеславский)

Может быть, кто-то из вас сегодня захотел помолиться Богу, чтобы чувствования Христа пришли в сердце, чтобы по великой милости Своей Господь обновил жизнь? Если так, то не стоит откладывать молитву покаяния на завтра. Если Дух Святой вас потревожил, если вы поняли, что ваша жизнь идёт не туда и не так, если вы поняли что Сам Бог сегодня, постучался к вам и сказал, что Он хочет, чтобы у вас был подлинный праздник, то совершите молитву покаяния. Пусть этот день станет переломным моментом в вашей жизни, моментом, когда вы исполнитесь чувствований Иисуса Христа!

Это место Писания говорит нам о духе служения. Многие хотят служить и помогать людям, но не все понимают, что означает "служить". Это означает иметь дух служения, правильную мотивацию в служении, желание уничижить самого себя с целью служить и помочь кому-то. Если у вас не будет правильной мотивации - вы будете иметь много проблем в служении, вас ожидают разочарования, вы не сможете быть счастливым, люди будут раздражать вас. Иногда вы будете гореть, а иногда будете теплыми, иногда будете подниматься, а иногда - падать. Некоторые пасторы думают, что быть пастором - это значит всегда быть солидным и важным. Поэтому они не могут смиряться и уничижаться. Но если вы еще не готовы унизиться - значит, вы вообще не готовы быть пастором.

Первая правильная мотивация служения состоит в том, что вы уже готовы сознательно принять решение - умалиться, унизиться и смирить себя. Только тогда вы сможете служить и будете способны по-настоящему помочь кому-то.

Вы не должны поститься только ради того, чтобы пришло помазание. Это будет малоэффективным. Пост - это один из видов уничижения себя.

Когда я отказываюсь от пищи, закрываюсь в комнате и молюсь по нескольку часов, то этим я уничижаю себя, свое право есть, свою свободу выходить на улицу. Я сознательно лишаю себя этого, зная, что потом буду проповедовать так, чтобы мои слова могли "зацепить" людей, а помазание Духа Святого помогло решить их проблемы. Если у вас будет такая же мотивация, то ваше служение будет легким и радостным. Но если вы вначале не "сломите" себя, то ваше служение постоянно будет ломать вас. Вы станете "набивать шишки" и "получать синяки" - служение будет приносить не радость, а огорчение и разочарование.

Чтобы избежать этого, нам необходимо делать то, что делал Иисус. Он Сам Себя уничижил, прежде чем принял всю славу. Он - Царь царей и Бог богов - терпел оскорбления и издевательства, и это не могло задеть Его. Он уже до этого уничижил Самого Себя.

Ваше уничижение станет потом вашей силой. Вначале вам будет тяжело, но когда это станет вашей силой - вам будет сладко служить. Иисус уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став, как человек (Филиппийцам 2:7).

Иногда, евангелизируя на улицах города вместе с членами нашей церкви, мы вынуждены выслушивать оскорбления и злословие, терпеть раздражение и издевательства. Люди ожидают, что в ответ мы будем защищаться или вступим в драку. Конечно, членам нашей церкви обидно за меня, так как они уважают своего пастора, а тут такое унижение... Но меня это даже не задевает, и я удивляюсь, что им это неприятно. Причина моей "нечувствительности" к оскорблениям в том, что еще до того, как идти евангелизировать, я сам уже уничижил себя. Я уничижил себя до уровня раба, который не может жаловаться. Мертвый человек не чувствует, когда его бьют... Когда мы, как Иисус, принимаем образ раба, то нам не может быть обидно, что бы нам ни говорили и как бы с нами ни поступали.

Если вы сможете уничижаться, как Иисус, то будете счастливыми служителями.

Вас обязательно будут уничижать, и, чтобы эти уничижения вас не задевали, вы должны прежде уничижать себя сами. Тогда вы не будете ни на что реагировать и сможете без всякой обиды и упреков служить людям.

Человек, не имеющий правильной мотивации, никогда не захочет уничижать себя, чтобы служить другим. У него побеждает желание поднять себя, всегда выглядеть солидно и "круто". Такой человек не может служить и помогать людям. Это человек с "двойным дном". Его мысли сосредоточены на нем самом и его успехе. Он думает только о том, как построить свое служение, поднять свое имя, иметь свою церковь, а не о том, как служить людям. Он, конечно, говорит о служении. Но мотивация этого служения у него неправильная. Он преследует свои собственные цели и интересы. На престоле его сердца восседает он сам, а не Бог. Если вы не уничижаете свое "я", то оно уничижит вас и "сядет вам на голову". Человек даже не заметит, когда начнет поклоняться не Богу, а своим амбициям и карьеризму.

Вторая правильная мотивация - это желание помочь другим состояться и исполнить свое призвание.

Чем больше вы будете стремиться помогать людям состояться, тем быстрее состоитесь сами. Созидая жизнь других людей, вы созидаете свою собственную жизнь.

То, что вы постараетесь сделать для других, Господь постарается сделать для вас. Все люди принадлежат Богу, и Он ценит их больше всего в мире. Поэтому вкладывая что-то в людей, вы побуждаете Бога вкладывать в вас. То, в чем вы стараетесь ради других, Бог постарается ради вас.

Когда у меня самого еще не было квартиры, я молился за людей - и они получали квартиры. Я молился за других от всего сердца. Я не ставил себе цель: молиться за кого-то. чтобы потом получить себе. Бог видел мое сердце, мои мотивы были чисты. Я просто хотел помогать другим. Поэтому Бог позаботился обо мне.

Проблемы членов вашей церкви должны стать вашими проблемами.

Вы должны помогать им не вещами и финансами, а через учение, через Слово Божье. Если у ваших людей что-то получается - это ваша радость, а если не получается - это ваша проблема. Вот почему я постоянно учу членов своей церкви. Вот почему устраиваю им экзамены, провожу семинары. Я всегда думаю, что мне сделать, чтобы поднять своих людей сначала духовно, а потом и материально. Поднять их через откровение, которое Бог мне дал, - в этом мое богатство и моя сила.

Иисус говорит, что Бог послал Его благовествовать нищим. Казалось бы, нищие нуждаются, в первую очередь, в еде и финансах. А Бог послал Иисуса благовествовать им. Бог знает, что благовествование - это самое важное, что нужно нищим: в нем есть хлеб, в нем есть машина, в нем есть квартира, в нем есть одежда. В благовествовании есть все, в чем нуждается человек. Поэтому Иисус не сказал: "Идите, раздавайте хлеб нищим, раздавайте "гуманитарку"... Он послал учеников благовествовать. То, что у нас есть, - это ответ для мира. Мое желание - находить в Слове Божьем и доносить людям в своих проповедях то, что поможет им состояться и в материальном плане, и в духовном, и в душевном. Я хочу, чтобы в их жизни все было гармонично.

Неправильная мотивация у тех пасторов, которые желают подняться сами. Если вами руководит желание получить власть, получить силу, улучшить положение и завоевать авторитет, то вы идете не той дорогой.

Мне почему-то кажется, что все люди такие, как я: они так же думают, так же говорят, так же поступают. Мне тяжело понять, как можно сказать одно, а при этом думать другое; как можно пообещать, но не сделать... Я всегда оправдываю человека: возможно, он не понял, возможно, ошибся, - не может быть, чтобы человек искал собственной выгоды. И, знаете, лучше я останусь таким же наивным, чем буду всех подозревать. Лучше я буду доверять всем. Меня это больше устраивает. "Любовь... всему верит..." (1-е Коринфянам 13:7). Лучше доверять всем, чем не доверять вообще никому. Как хотелось бы, чтобы мы все стали такими, дабы имели открытые сердца!

Люди с неправильной мотивацией не желают помогать другим состояться. Они сами хотят утвердиться, получить лучшее место. Я думаю, что это больше характерно для мира. Мне не хочется верить, что есть такие люди среди верующих, а тем более среди пасторов.

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; А оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии". - (Филиппийцам 1:21-26).

Павел показывает нам пример самопожертвования. Находясь в узах, в темнице, он понимал, что уйти навсегда к Христу - это большое благо для него. Но он готов был все терпеть и переносить мучения для того, чтобы помогать своим людям - верующим, которые находились на воле. Он был готов терпеть уничижения, чтобы они состоялись в своем призвании, укрепились в своей вере. Вы представляете себе, какое любящее сердце нужно иметь?

Хотелось бы, чтобы мы все были такими и готовы были пожертвовать жизнью или пойти на страдания и мучения ради того, чтобы другие могли состояться. Это значит не искать своего.

Третья правильная мотивация - это желание явить миру Божью любовь и милость. В вашем сердце должно быть желание показать людям, насколько Бог милосерден, как Он возлюбил мир.

Ваше сердце должно желать, чтобы весь мир знал о Божьей любви, о Его жертве и о нашем спасении.

Правильная мотивация - это показать миру Божью любовь, показать, как безусловно, сострадательно и жертвенно Он любит нас. Я готов делать все, чтобы люди поняли, что наш Бог - любящий Бог. Я готов делать все, чтобы люди знали, что наш Бог - милующий, прощающий Бог.

Если в сердце человека неправильная мотивация, то, говоря миру о Божьей любви и милости, человек будет иметь желание, чтобы его знали, чтобы его о чем-то просили, чтобы его ценили и за все благодарили. Искушения впасть в эти слабости станут приходить к вам, они будут атаковать вас, но вы должны знать правильные мотивы и бороться за чистоту своего сердца, своих помыслов. Если вы будете искать правильную мотивацию, то в конце концов Бог даст вам известность, возвысит вас. Почитание придет к вам, если вы станете верно служить Богу.

Когда Иисус въезжал в Иерусалим, Он "использовал" осленка. Люди восторженно встречали Иисуса, бросали на дорогу, по которой Он ехал, свою одежду, стлали на дороге ветви деревьев. Они рукоплескали Иисусу. А что чувствовал осленок, которого никто не замечал и не приветствовал? Ведь у него была такая важная миссия, такое ответственное служение - везти Самого Бога! Но осленок не возмущался. В отличие от некоторых людей, он понимал: фактически это под его ноги стлал народ свою одежду. Он отдал себя в служение Иисусу, а тот, кто несет Иисуса, всегда делит с Ним славу.

Нам не нужно искать славу, нам не нужно искать свое имя, нам не нужно искать самоутверждения. Почему вся слава Иисуса пришла к осленку? Потому что он уничижил себя, он полностью покорился Господу, отдав себя в служение Ему. Это должно быть примером для нас.

То, что сделало меня известным в Украине и за ее пределами, объясняется тем, что я стал осленком Иисуса. Я не искал известности. Если вы ищете ее, то никогда не найдете. А если вы ищете только Бога и хотите, чтобы прославился только Иисус, то именно тогда Он будет делить с вами Свою славу.

Не ищите известности и самоутверждения, несите людям Божью любовь и милость, помогите им состояться - просто служите Богу.

...Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" - (Деяния 26:16-18).

К каждому из вас Бог пришел с конкретной целью. Эта цель вовсе не в том, чтобы "рекламировать" вас, а чтобы вы стали "осленком" для Него. Божья цель - укрепить вас, чтобы вы затем могли служить Ему, нести Его любовь и милость, явить ее миру, быть Его служителем и свидетелем.

Бог сказал Павлу, что посылает его открыть глаза язычникам, чтобы они обратились. Наша цель - открыть глаза миру, чтобы многие люди обратились. То есть мы - Божье оружие, посланные, чтобы все это совершить. Если мы будем выполнять Его задание, то Он позаботится о наших нуждах, о нашем обеспечении, о нашем избавлении - Он позаботится обо всем.

Четвертая правильная мотивация - это желание исполнить Божье призвание и достичь Его цели. Пасторы очень много проповедуют о Божьем призвании и Божьей цели. И если вы служите именно для того, чтобы исполнилось призвание Божье и Его цель в вашей жизни, - это правильная мотивация. А если вы просто занимаете должность пастора, чтобы руководить и командовать, то вы находитесь в заблуждении. Если вы хотите быть руководителем, чтобы отдавать приказы и распоряжения, - вы просто катитесь вниз.

Каждый человек, который служит Богу, должен знать, что это Бог дает ему служение, это Бог поставил его на это место. И если вы уверены в этом, то можете сказать: "Делайте что угодно со мной, но я не могу идти против небесного видения".

"Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению... ". - (Деяния 26:19).

Следующая, пятая правильная мотивация - это горячее желание привести людей ко Христу, чтобы они покаялись, чтобы познали Христа и стали едины с Богом. Помочь людям познать Иисуса - это правильная мотивация.

"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; Для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". - (1-е Коринфянам 9:19-22).

Павел был готов делать все, что угодно, и быть, где угодно. Он был готов потерять все, терпеть всякие унижения, лишь бы приобрести людей.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; Для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". - (1-е Коринфянам 9:19-22).

О, Господь, дай нам такое же сердце, как у Павла! О, дай нам сердце Иисуса Христа! Вы должны знать, что это не придет к вам сразу, необходимо работать над этим, размышлять над Словом Божьим, которое будет менять вас, преображая в образ и характер Божий.

Но иногда у пасторов бывает неправильная мотивация. Вместо того чтобы служить с целью привести людей ко Христу, они делают это из-за желания учить других. Им нравится, когда кто-то послушен им, нравится быть на виду, в центре внимания. Если вы служите с такой целью - у вас большие проблемы. Вам придется дать отчет, когда предстанете перед Богом. И тогда все ваши дела сгорят, вам нечем будет похвалиться перед Ним, нечем будет обрадовать Его.

Некоторые люди придут к Богу с большим багажом своих "заслуг". Но когда они предстанут перед Ним, все это "богатство" сгорит и, возможно, у них ничего не останется - они потерпят урон, потому что не имели правильных мотивов в своем служении.

Шестая правильная мотивация - желание соединить Тело Христа, желание привести людей в полный возраст Христа, сделать Тело Христа единым. Желание помочь людям познать Христа и быть едиными с Телом Христа - вот правильная мотивация, которая должна быть у каждого пастора.

Если вы побуждаете людей любить друг друга, помогать друг другу (независимо от того, из какой церкви эти люди), если вы служите тому, чтобы Тело Христа по всему миру возрастало - это правильная мотивация.

Неправильная мотивация у того, кто хочет, чтобы его считали лучше других, чтобы его церковь хвалили больше, чем другие.

В нашей церкви работает новая система домашних групп, система "двенадцати". Это дает нам количественный рост, но если мы делаем это только ради количественного роста, то в этом нет никакого смысла. Я всегда проверяю свое сердце, и если бы я делал это только для количественного роста, то все это давно потерпело бы крах. Бог не благословил бы это. Это была бы неправильная мотивация. Но если мы это делаем, чтобы спасать людей, чтобы служить людям, чтобы помочь им состояться, чтобы исполнить волю Божью - это другое дело.

...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос..." - (Ефесянам 4:13-15).

Истинная любовь всегда возвращается к Главе, Который есть Христос. Суть не в соревновании и не в конкуренции. Мы делаем все только с одной целью - чтобы прославился Христос. Все возвращается к Нему, чтобы прославить Его. Истинная любовь всегда приведет вас ко Христу. Он - наш "конечный пункт".

Поэтому я не люблю, когда пасторы хвастаются большим количеством людей в своих церквах. Это детство. Мы можем говорить об этом, но не хвастаться этим, не сравнивать себя с кем-то. Мы как церковь возрастаем количественно, чтобы прославился Христос, чтобы Его имя стало известно всему миру, и чтобы все люди возросли в полный возраст Христа.

Седьмая правильная мотивация - это желание помочь людям восстановиться духовно. Духовное возрождение, реформация народа, страны, города не может совершиться без возрождения и реформации отдельной личности, отдельного человека. Все начинается с личности.

Легко любить народ, но обнять бездомного или пожать ему руку - это проблема для многих. Некоторым пасторам легко молиться за Украину, но у них пропадает всякое желание молиться, когда в их кабинет заходит пьяница или наркоман.

Правильная мотивация - это желание помочь возродиться человеку, конкретной личности.

Неправильная мотивация - в желании демонстрировать свои таланты, свои дары. Желание похвастаться "своим" помазанием, быть духовным героем - это неправильная мотивация. Помазание Духа Святого дано пастору не для того, чтобы превозноситься и хвастаться. Божье помазание дано нам для того, чтобы возродить каждого человека в отдельности и через человека - всю нацию.

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благо -вествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу... ". - (Луки 4:18).

Бог помазывает пасторов ради помощи людям. Если это станет вашим желанием - помазание будет изливаться на вас. Если вы будете одержимы желанием помочь конкретной личности, конкретному человеку возродиться и подняться, восстановиться и состояться, то помазание для исполнения этого желания придет на вас. Иисус действительно желал открыть глаза людей, возродить их, поэтому помазание пребывало на Нем.

Примите Дух Господа, чтобы утвердить дело Божье. Просите у Господа, чтобы дух крепости, дух помазания, дух силы, Дух Христа сошел на вас. Просите Его помощи, чтобы очистить свое сердце и иметь правильную мотивацию.

Я верю, что Господь сотворит в вас новое сердце, чтобы вы желали только Его Царства, которое распространит Божью любовь и милость, которое поможет людям утвердиться в призвании и осуществить его.

Свт. Иоанн Златоуст

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Родился от жены и произошел от Девы, девять месяцев был носим во чреве, повит пеленами, почитал отцем своим Иосифа-обрученника Марии, возрастал мало-помалу, был обрезан и принес жертву, алкал, жаждал и утомлялся, а наконец претерпел и смерть, смерть не обыкновенную, но почитавшуюся самою позорною, то есть смерть крестную; и все это для нас и нашего спасения потерпел Творец всяческих, неизменяемый, все приведший из небытия в бытие, «призираяй на землю, и творяй ю трястися» (Пс.103:32) , блеск славы Которого не могут зреть и херувимы – эти бесплотные силы, но, отвращая лица свои и закрывая их крыльями, свидетельствуют нам о чуде, – Которого непрестанно хвалят ангелы, архангелы, и тмы тем (духов). Он ради нас и нашего спасения благоволил соделаться человеком, и открыл нам путь доброй жизни и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприяв одинаковое с нами естество. Какое же останется нам оправдание, если мы, после того, как столько уже совершено для нашего спасения, сами сделаем все это бесполезным для нас, и своим нерадением о том лишимся спасения?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 23.

Свт. Григорий Нисский

но уничижил Себя Самого

Слово уничижил ясно показывает, что Сын Божий не всегда был таким, как нам явился, но в полноте Божества Он равен Богу, недостижим и неприступен, и тем более невместим ничтожной человеческой малостью. Сделался же Он вместимым смертным естеством плоти только тогда, когда, как говорит апостол, уничижил неизреченную славу собственного Божества и умалил Себя до нашей малости, так что то, чем Он был, было велико, и совершенно, и необъятно, а то, что Он воспринял, соразмерно было с мерою нашего естества.

Павел говорит, что Он сделался подобным человекам и по виду стал как человек - как не имеющий в Себе от начала подобия такому естеству и не облеченный ни в какой телесный образ. Ибо как на бестелесном может запечатлеться чувственный образ? Но оно тогда является в образе, когда на себя этот образ возлагает. Образ же этот есть естество тела.

Опровержение Апполинария.

Свт. Василий Великий

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Из этого видно, что Господь принял на Себя естественные страдания в подтверждение истинного, а не мечтательного вочеловечения; а сколько ни есть страданий, производимых пороками и оскверняющих чистоту жизни нашей, те отверг Он как недостойные пречистого Божества.

Письма.

Свт. Кирилл Александрийский

но уничижил Себя Самого

Что есть это уничижение? Быть облеченным плотью - и в образе раба; быть нам уподоблением - не имея с нами той же природы, но превосходя все творение. Таким образом Он смирил Себя, по домостроительству спасения заключив Себя в человеческие размеры.

О том, что один Христос.

cделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Как можем мы говорить, что Он был по образу Божию и равным Отцу… если считать Его просто и только человеком, рожденным от женщины? Какой полнотой обладал бы Он в таком случае, чтобы имело смысл говорить об «опустошении» [Его Божества]? На какой высоте должен бы Он быть прежде, чтобы можно было сказать, что Он смирил Себя? Как стал бы Он подобным человекам , если считать, что прежде Он уже был человеком по природе?

Слово о воплощении Единородного.

Свт. Климент Александрийский

но уничижил Себя Самого

Все сотворил Отец. Потому и говорится, что [Сын] принял образ раба: не только видимую плоть, но и сущность раба. Принял же Он рабскую сущность для того, чтобы пострадать и подчиниться наивысшей производящей Причине.

Фрагменты из Феодота.

Свт. Иларий Пиктавийский

но уничижил Себя Самого

Чтобы принять образ раба , Он истощил Себя послушанием. Истощил Себя из образа Бога , то есть в том, в чем Он был равен Богу.

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

По промышлению приняв плоть и по послушанию лишив Себя формы Бога, Христос родился как человек и принял на Себя новую природу - не лишаясь силы Своей природы, но через изменение состояния… Он сохранял силу Своей Божественной природы, но в бытие Свое человеком Он на время отказался от этой силы. Результат этого промышления был таков, что Сын в Своей полноте, то есть как человек и Бог, теперь по великодушию воли Отца был в единстве с природой Отца, сохранив не только силу природы, но и ее саму.

О Троице.

Свт. Лев Великий

но уничижил Себя Самого

Он принял образ раба, не имея на Себе греха, увеличивая человеческое и не уменьшая Божественное. Уничижение это, в котором Невидимый сделался видимым, а Творец и Господь всех и всего возжелал быть одним из смертных, было делом милосердия, но власть при этом не исчезла.

Послание Флавиану.

Свт. Феофан Затворник

но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек

Но себе умалил , εκενωσεν,- истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева . Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, - опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. - Зрак раба приим ,- то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв . Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек .

Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, - Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба - не признак, а норму раба. Слово: раба - употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый . Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба - естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим - приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный - начинается; вездесущий - определяется местом, вечный - проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный - возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий - питается и содержится Другими; всеведущий - не ведает; всемогущий - связывается; источающий жизнь - умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.

Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв . Святой Златоуст говорит: «маркиониты, привязываясь к словам, говорят: Он не был человек, а только в подобии человеческом.- Как же можно быть в подобии человеческом? Облекшись тению? Но это призрак, а не подобие человека. Сходное с сим выражение есть у святого Павла и еще. Он говорит: в подобии плоти греха (Рим. 8:3) (то есть плоть у Него такая же, как у всякого, только та плоть грешная, а у Него безгрешная. Она во всем подобна плоти грешной, кроме греха) Что же значат слова: в подобии человечестем быв ? То, что Он имел много нашего, а иного не имел. Например,- Он родился не естественным образом рождения, греха не сотворил. Вот, что имел Он, чего из людей никто не имеет. Он был не тем только, чем являлся, но и Богом Он являлся человеком, но во многом не был подобен (нам), хотя по плоти и был подобен. Следовательно, Он не был простым человеком. Поэтому и сказано: в подобии человечестем . Мы - душа и тело: Он же - Бог, душа и тело. Поэтому и сказано: в подобии . И дабы ты, услышавши, что Он Себе умалил, не представил изменения, превращения и какого-либо уничтожения, то Писание говорит, что Он, пребывая тем, чем был, принял то, чем не был, и, сделавшись плотию, пребыл истинным Богом Словом».

Словами: в подобии человечестем быв - определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек - означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,- Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом , - чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. - Хорошо сказал Апостол: якоже человек . Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.- Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый , - не восхищением непщева быти равен Богу ,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся . - Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос - Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Но Себя Самого уничижил , скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22 ср. Мф. 26:67 , Мк. 14:65 и Ин. 19:3), - в то время, когда Он стал в подобие человеков , от Девы, а не от семени мужа, - и в виде (внешнем образе) людей оказался , то есть во всех страданиях плоти, кроме греха.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Августин

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

О Нем говорится, что Он уничижил Себя , а именно тем, что принял форму раба , не утратив формы Бога . Ведь та природа, в которой Он равен Отцу формой Бога , остается неизменной, когда Он принимает нашу изменчивую природу, через которую родился от Девы.

Против Фавста-манихея.

Он уничижил Себя не потому, что изменилась Премудрость, Которая вообще неизменна, но потому, что, уничижившись, Он мог стать известен людям.

О вере и символе веры.

Итак, Он через то посредник, через что - человек; ниже Отца, потому что ближе к нам; выше нас, потому что ближе к Отцу. Потому и сказано: подчинился Отцу, потому что принял образ раба; но выше нас, потому что нет на Нем греха.

О благодати Христа и первородном грехе.

Господь Иисус Христос пришел во плоти и принял образ раба, быв послушен даже до смерти крестной не по другой какой причине, как только чтобы даровать жизнь тем, кто как бы стали членами Его тела по раздаянию Его милостивейшей благодати. Он - их глава в приобретении Царства Небесного. Он оживил, спас, освободил, искупил, просветил тех, кто находились прежде в смерти греха, бездействии, рабстве, пленении, мраке, под властью дьявола - князя греха.

О том, чего заслуживают грешники, отпущении грехов и крещении детей.

Это состояние не является таким, при котором Он, будучи в природе человека, изменил природу Бога; не является и таким, при котором человек изменил Бога и Он его изменил; не является и таким, при котором, став человеком, Он ни Бога не изменил, ни Богом не был изменен… Это состояние апостол точно обозначил, сказав: Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. То есть Он не преобразился в человека, но стал им по виду, облачился в человека, объединился с ним, приобщая его к бессмертию и вечности.

О различных вопросах.

Блж. Феодорит Кирский

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Посмотри на согласие проповедников. Евангелист сказал: Слово стало плотью (Ин. 1:14) , а апостол: [Он уничижил Себя ], (Фил. 2:7) . Евангелист сказал: и обитало с нами (Ин. 1:14) ; а апостол - приняв образ раба (Фил. 2:7) . Евангелист опять говорит: мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14) , а апостол: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Фил. 2:6) . Оба учат тому же: будучи Богом и Сыном Божиим, и облеченным в славу Отца, и ту же имея природу и силу, что и Его Родитель, Сущий от начала, Пребывающий с Богом, и Бог, и творение Произведший - принял образ раба.

Эранист.

Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек . Говорит это апостол о Боге Слове; а именно, что в Нем, сущем Боге, когда Он облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: как человек . Потому что воспринятое естество действительно было человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: образ раба , этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

сделавшись подобным человекам

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам , потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3) , то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что уничижил Себя Самого , то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: приняв образ раба , то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: как человек , так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея вид . Некоторые же толковали это место так: «и образом », как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: славу как единородного от Отца (Ин. 1:14) , вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что как - ως - означает и колебание, и утверждение.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Ясно, что маркиониты о субстанции Христа думают (да и ссылаются на апостола), что в Нем была видимость плоти (они имеют в виду слова апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ): то есть Он не был истинным человеком, но подобием человека; не человеком, но образом; не субстанцией, то есть не плотию. Будто бы образ и подобие не подходят к субстанции. Заметим, что и в другом месте апостол называет Христа образом Бога невидимого (Кол 1:15) . Неужели и здесь, где он называет Его образом Бога , Он не является истинным Христом Божиим, как не был и истинным человеком в образе человека? Выходит, что истину следует исключать, когда образ и подобие приравниваются к призраку.

Против Маркиона.

Марий Викторин

Мы понимаем Его самоуничижение не как некую утрату или ограничение Своей силы, но как то, что Он смирил Себя до позорного состояния, снизойдя до нижайшего положения. Исполнив это, Он опустошил Себя от Своей силы. Ибо, восприняв плоть и форму человека и подобие, Он как человек все претерпел, совершил и исполнил.

Размышления над Словом Божьим

«И по виду став как человек…»

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7).

Для чего Христос стал человеком? Один из многих моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого. Почему Христос родился в хлеву? Почему Он ходил пешком? Почему Ему негде было голову приклонить? Один из ключевых моментов этого: для того, чтобы достичь всех людей, достичь каждого человека, большого и малого, тебя и меня.

«В больших домах тепло и свет, но там закрыты двери, там для Иисуса места нет, родился Он в пещере» - так звучат слова одной рождественской песни. Христос по праву был царём. Но, если бы Он пришёл на эту землю как подобает царю, приняли бы его простые люди? Нет. Он принял образ раба, чтобы достичь каждого, даже самого низкого, который выброшен обществом на обочину жизни, как использованный материал. Но и для такого человека, презренного в глазах грешного мира, родился Христос.

Когда священник той или иной церкви приезжает отправлять службу на «мерседесе» последней модели, в сопровождении охраны, эскорта других дорогих автомобилей, сможет ли он достичь прихожан Евангелием? Вряд ли он способен из такого высокого положения проповедовать так, как должно, Благую Весть, ибо для этого надобно во всём уподобиться братьям, как написано: «Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17).

Я вспоминаю двух молодых миссионеров, приехавших из города Львова в провинциальный Миргород. Я работал на стройке возле их съёмной квартиры и, часто забегая к ним на обеденный перерыв, как-то наткнулся на дорогую норковую шапку, покрытую пылью и изъеденную молью. Выразил удивление: «Как такое могло случиться?» - «Нам стыдно было носить такую дорогую вещь, потому что те люди, которых мы приглашали на богослужения, не имели таких шапок». Эти миссионеры были молоды, но Дух Святой говорил им, как нужно проповедовать Благую Весть.

Прошло более двадцати лет с того времени, сейчас положение в церкви несколько изменилось, и многие её члены имеют не только шапки, а целые шубы из норок и прочих тварей, но служитель церкви должен всегда держать ухо востро и не ездить на крутом автомобиле, отличаясь от простых прихожан, которые ходят пешком.

Я вспоминаю миссионерку Элис Шевкенек из Канады, посвятившей свою жизнь с юности служению Господу, несшей Евангелие во многие уголки земли. Сестра Элис даже не вышла замуж, хотя неоднократно имела предложения, потому что хотела полностью посвятить себя Господу. Я брал у неё интервью, она рассказывала, как была в Индии, Пакистане, и там делила кров и пищу с простыми людьми, представителями низших каст, живущих в трущобах. Она призналась, что как-то чуть не умерла с голоду. «Почему же вы голодали? - изумился я. - Вы же могли уехать?..» «Я голодала, потому что голодали те люди, которым я принесла Благую Весть». Сестра Элис могла бы иметь приличное жильё, качественную пищу, приезжать на автомобиле к этим простым людям и проповедовать Евангелие. Но она так не сделала. Ибо знала, почему Иисус родился в грязном хлеву.

Дорогой брат, знаешь ли ты, для чего Иисус родился в хлеву? Если нет, возможно, ты не имел такой нужды, которую имел Иисус. Ты родился в хороших условиях, тебя положили на чистую, мягкую постель в уютном доме. Тебя не преследовал Ирод, ищущий твоей смерти. У тебя не было надобности бежать с родителями за тридевять земель от угрозы смерти.

Ярким примером понимания ро­жде­ния Иисуса Христа в хлеву, служит рассказ брата Джорджа Давидюка (читайте предыдущий выпуск журнала «Благовестник»). Ему пришлось проповедовать в Индии, в церкви, где были люди, больные проказой. Он по этому случаю оделся в индийскую одежду. После богослужения ему пришлось обедать вместе со всеми членами церкви. После обеда они благодарили Бога со слезами. Джордж не мог понять этого и спросил служителя, сопровождавшего его. «Ты - первый белый проповедник, который не только оделся так, как мы, но вместе со всеми обедал так, как мы. Все другие белые проповедники до тебя почему-то были не голодны…» Наверняка брат Джордж ещё больше уразумел, почему Иисус во всём уподобился братьям, почему Он родился в хлеву.

Я вспомнил, как в Луганске посетил открывшийся реабилитационный центр. Я попал как раз на обед к реабилитантам. Ещё вчера повар был на улице, жил в подвале со всевозможными заразными болезнями. Я с ужасом смотрел на его руки в наколках, на его беззубый рот, когда он пробовал борщ и отправлял остаток пищи назад в кастрюлю. «Кто его проверял? А может у него туберкулёз?» - приходили навязчивые мысли. Слава Богу, я вместе со всеми обедал, и никто не заметил моего дискомфорта.

Я вспоминаю повествование о муже Божьем Моисее. Тогда не было Нового Завета Иисуса Христа, который есть сегодня, но он был руководим и движим тем же Духом Святым, который руководит и нами. Моисей имел высокое положение в обществе египтян, был близок к фараону, имел славу, почёт, богатство. Но, как говорится в Послании к евреям, он отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели все Египетские сокровища. Наверняка, некоторые современные христиане, будучи на месте Моисея, сказали бы: а что здесь плохого, я вот укреплюсь ещё больше возле фараона, и, если не стану его преемником, то его правой рукой точно, тогда смогу много добра сделать своим братьям-евреям. Не так ли мыслят те христиане, которые рвутся к браздам мирской власти, чтобы стать, например, депутатами? А Моисей пошёл в пустыню и стал простым пастухом.

Никто в вечности не сможет в чём-то упрекнуть Иисуса Христа, что Он чего-то не сделал для нашего спасения. Он сделал всё совершенно. Он добровольно стал рабом. Он мог ездить в карете, иметь наивысшее положение в обществе, безграничную власть, но он пошёл по пути унижения, страдания и добровольно принял позорную смерть. Добровольно оставил славу Небес, ту славу, о которой человеческий разум не может даже помыслить или представить! Святейший Бог пришёл в грешную среду, которая, по сути, неприемлема для святой Божьей природы. А Он не только не погнушался, но ещё и принял поношения и гонения от грешников. Наверняка, всей вечности мало, чтобы уразуметь великий подвиг Христа, который Он совершил ради нашего спасения!