Оптинские старцы имена. Тайны и чудеса оптиной пустыни. Географическое расположение и место на карте

Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев - первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в монастырь, настоятелем которого в то время был архимандрит Моисей. Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.

Но самое главное достояние - углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность - этот Оптинский старец Лев?

Старец Оптинский - преподобный Лев

Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.

Но не все так радушно принимали старца. Некоторые духовные наставники запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.

Преподобный Макарий

Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся. Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.

Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.

Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию - приемнику отца Льва и Макария.

Отец Амвросий

Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям. Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое-то время все еще продолжал мирскую деятельность. Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах - он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху. Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.

Чудеса целительства

Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.

Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование. Пустоту в душах идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот. Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.

Общественная деятельность

Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской Шамординской обители, в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.

Оптинский старец Иосиф преподобный

Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь. Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино. Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.

За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.

Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство. Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом. Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.

Старец Варсонофий Оптинский

Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг. Что-то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить. Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.

Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.

Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.

Старец Оптинский Анатолий

С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.

Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.

Нектарий Оптинский

В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.

В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход. Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий. Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.

В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.

В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.

Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.

Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.

Старец Никон

Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.

В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.

После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.

До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.

Молитва Оптинских старцев полная

"Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня. Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями. Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо. Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить".

В таком варианте можно произносить молитву Оптинских старцев на начало дня. Но у этой молитвы есть и продолжение.

"Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.

Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.

Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь".

Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.

В тяжелые минуты каждый человек надеется получить духовную помощь или мудрый совет, обрести надежду на исцеление или уменьшить страдание. Верующие спасаются молитвами и паломничеством к Святым местам. Одним из таких является чудодейственная Оптина пустынь. С давних времен и по сей день эта обитель славится силой, которой обладают ее служители - оптинские старцы.

Происхождение монастыря

По преданию, в древние времена в глухом лесу на берегу реки Жиздра, вдали от людей, поселились отшельники, которые обладали невероятными способностями - предвидения и исцеления . Они вели тихую богоугодную жизнь. Кто-то называл их пророками, они же свое служение называли старчеством, утешали страждущих и предсказывали будущее по Божьей воле.

Точное время основания и происхождение названия имеют несколько версий. Одни считают, что основателем монастыря был разбойник Оптий, который покаялся и принял монашество. Другие уверены, что князь Владимир Храбрый основал обитель. Известно, что в уже семнадцатом веке Оптина пустынь представляла из себя деревянную церковь с шестью кельями, в которых жили двенадцать святых старцев. Затем царь Михаил Федорович подарил монастырю мельницу с землей в Козельске, а местные бояре Шепелевы воздвигли Введенский собор. Таким образом, этот монастырь является одним из древнейших.

Характерные отличия обители

Большинство монастырей славится своей заботой о слабых и неимущих, школами для сирот и госпиталями, длительными богослужениями и приемом паломников. Но Оптина пустынь уникальна своими монахами.

Первые старцы

В эпоху Петра первого, когда материальное начало ставилось выше духовного, монашество подвергалось гонениям и стало погибать. И только благодаря искренне верующим, чистым духом инокам сохранялась духовная жизнь Руси. Особенно прославился на этом поприще волевой, энергичный и обладающий даром убеждения преподобный Паисий Величковский. Именно он уяснил необходимость внутреннего подвижничества, сам был старцем и вывел из скитов старчество в общежительную жизнь монастырей. Среди паисиевых учеников был Феодор Свирский, воспитавший первого оптинского старца Льва.

У истоков монастыря стояли святые старцы:

Они не только творили чудеса при жизни, оказывая людям помощь, но и оставили миру бесценное наследие в виде мудрых изречений, трудов и жизнеописаний.

Основные положения Оптиной

Старцы заложили характерную основу оптинского старчества из трех составляющих:

Следуя этим канонам, продолжают великое дело служения старцы оптиной пустыни в настоящее время.

Самый известный среди них - схиархимандрит отец Илий. О его даре прозорливости, доброте, остроте взгляда, внутренней чистоте и смирении православные рассказывают тысячи удивительных историй. В настоящее время старец служит в Переделкино и является личным духовником и наставником патриарха Кирилла. Но, несмотря на это, выбирает время для приезда в Оптину пустынь, чтобы встретиться с паломниками, утешить словом и помочь советом.

Любой человек, который хоть раз побывал в Оптиной, побеседовал с монахами, приложился к мощам старцев, описывает свои ощущения словами, полными восторга: «…ощутил благодать, выступили слезы счастья, душу переполнила любовь ко всему миру, увидела красоту вокруг, почувствовал облегчение». Действительно, вся обитель будто пропитана той святостью и духовностью, которую из поколения в поколение передавали старцы-основатели через своих учеников.

Все, что связано с Оптиной пустынью и ее старцами, обладает невероятной чудесной силой. Наделена этим качеством и икона оптинских старцев; в чем помогает, рассказывают тысячи верующих, которые в минуту невзгод творили молитвы перед образом.

Изображение всех родоначальников пустыни - 14 святых старцев имеет такую духовную силу, которая способна передать молящемуся всю мудрость, волю, покой и смирение, которой обладали иноки. К иконе обращаются, прежде всего, в минуты сомнения, чтобы узреть слово Божье и получить ответы на свои вопросы. А также в таких жизненных ситуациях, когда требуется:

Лик Оптинских старцев способен наделить человека терпением и пониманием того, что жизненный путь не бывает легким; и одновременно вселяет уверенность, что молящийся не одинок в этом мире, с ним Божья благодать, которую нужно почувствовать, принять и приложить для этого собственные усилия.

Наследие преподобных

Обрести смысл жизни и познать истину человеку помогает не только посещение Оптиной или молитва перед иконой Оптинских старцев. Следует ознакомиться с духовным наследием в виде бесценных писем, жизнеописаний, проповедей и поучений преподобных. Высказывания оптинских старцев из их трудов разбирают на цитаты.

Д е­лай­те доб­ро, ук­ло­ня­ясь от зла, - сна­ча­ла из стра­ха Бо­жия, а по­том дой­де­те и до люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Макарий

Д об­рое де­ло не есть вся­кое доб­рое де­ло, а лишь та­кое доб­рое де­ло, ко­то­рое де­ла­ет­ся ра­ди Бо­га. Внеш­ность де­ла не есть его сущ­ность, Бог зрит на серд­це. Как долж­ны мы сми­рить­ся, ви­дя, что ко вся­ко­му доб­ро­му де­лу при­ме­ши­ва­ет­ся страсть.

преп. Никон

К ог­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

М уд­рос­ти свой­ствен­но иметь не толь­ко ост­ро­мыс­лие, но и даль­но­вид­ность, и пре­дус­мот­ри­тель­ность, и вмес­те ис­ку­с­ство, как пос­ту­пить.

преп. Амвросий

В Оптиной пустыни каждый старец вел духовно-просветительскую работу, передавая свои знания, веру и опыт не только последователям и ученикам, но и всем, кто желает постичь смысл бытия и узреть Бога в себе. Всей своей жизнью преподобные учат людей неприятию злобы, зависти, жадности, жестокости по отношению друг к другу. Безгрешное и наполненное светом житие святых старцев дает им моральное право давать наставления заблудшим душам.

Ежегодно 11 октября проходит церковное празднование Собора преподобных Оптинских старцев в память о святых, своей жизнью доказавших существование пророков в миру. И неважно, с чего началась история обители - с раскаявшегося и принявшего постриг разбойника Оптия или с поселения других таинственных отшельников. История Оптиной пустыни служит наглядным примером того, что вера в Бога, сила человеческого духа и стремление посеять в людских сердцах милосердие помогают пройти через любые лишения и горести.

На сегодняшний день Оптина пустынь имеет огромное значение как для православной церкви и государства, так и для каждого отдельно взятого человека. В обители всегда открыты двери, за которыми ждут мудрые наставники, добрые советы и умиротворение.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В окружении леса, на берегу реки Жиздры, вдали от шумных городов, где находится Оптина пустынь, стоит старинный мужской монастырь, имевший огромное значение до прихода к власти большевиков.

Сегодня, когда Православная церковь в нашей стране переживает период возрождения, внимание к этой древней обители возвращается.

Многочисленные храмы, закрытые во времена Советской власти, стали доступны верующим. Их великолепная архитектура радует всех, независимо от вероисповедания. Возрождается царство Веры, Надежды и Любви.

Вконтакте

Географическое расположение и место на карте

Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.

Паломнические поездки из Москвы по Святым местам России. можно узнать в паломнический центре «К истокам».

От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России - 256 километров, от Санкт-Петербурга - 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск - всего 2000 метров пути.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла и превращен в пустошь, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года, недолго была пуста обитель.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Монастырь после революции и СССР

После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.

Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь . Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.

С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.

1987 год - год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария - в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2018 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.

Оптинские старцы

Скит, построенный при Филарете, стал местом, где жили оптинские старцы. Это место на полтора века стало источником благодати для сотен людей, приезжавших сюда.

Оптинский старец отец Амвросий

О 14 старцах, которые в 19-20 веках жили в ските, сохранилось много письменных свидетельств, книг, воспоминаний. Очень многое стало известно, благодаря архиву обители, который в 1928 году был вывезен поэтессой Н. Павлович в библиотеку им. Ленина.

Старцы были не только духовными учителями своих прихожан. Многие из них обладали даром предвидения, целительства. Известно множество документально подтвержденных случаев излечения ими смертельно больных.

Среди всех оптинских старцев отец Амвросий выделяется своей подвижнической жизнью. Масштабы духовного наставничества о. Амвросия поражают. Каждый день у его скромной кельи собиралась толпа людей со всех концов России и из-за границы. Кроме личных бесед, о. Амвросий вел обширную переписку, при этом он был очень больным человеком.

В дневнике о. Амвросия сохранились записи о том, как непосилен ему труд старчества, об отсутствии достаточного времени на молитву, об отсутствии сил одолеть дорогу до монастыря. За свое служение о. Амвросий получил редкую награду – золотой наперстный крест.

Женский Шамординский монастырь

О. Амвросий стал основателем женского Шамординского монастыря, который существует и сегодня. Здесь священник проводил много времени, находя так необходимое ему уединение и покой.

Отец Нектарий

К началу революции в скиту жили три старца: Нектарий, Никон и Анатолий II. Их судьба сложилась по-разному:

  • О. Нектария арестовали в 1923 г., заключили под стражу, затем потребовали выехать за пределы области. О. Нектарий послушался, он направился в Брянскую область и поселился там у своего духовного сына. Даже в эту далекую деревню к о. Нектарию приходили духовные чада. Он скончался в 1928 году от болезней. Через семь лет на кладбище прибыли грабители, желающие найти сокровища и обогатиться. Разрыв могилу старца, они увидели нетленное тело;
  • О. Никон после закрытия монастыря много работал, пытаясь обеспечить пропитание оставшимся монахам. В 1924 году он переехал в Козельск и служил в Успенском храме. В 1927 году о. Никона арестовали и после трехлетнего заключения в лагере «Кемьперпункт», в невыносимых для жизни условиях, отправили на Север, на Пинегу. Он умер в 1931 году от туберкулеза на руках оптинского монаха в возрасте 43 лет;
  • о. Анатолий Потапов продолжал свою религиозную деятельность в Козельске и его окрестностях, несмотря на большевистский запрет служить. Уехать он отказался и в 1923 году состоялся его арест. Всего их было несколько в жизни о. Анатолий II, в результате он был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1938 году.

Так закончился удивительный век старчества. Прервалась традиция, возрождение которой займет очень много времени.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

  • Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой. А сколько людей обрело веру, благодаря посещению Оптиной пустыни, наверное, и не сосчитать…

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Электричкой или автобусом можно доехать от столицы до



Изречение

Краткое житие

Иеросхимонах Лев (Наголкин), 1768–1841. Дни памяти: 11/24 октября (преставление);
27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь».

Основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Иеросхимонах Макарий (Иванов), 1788–1860. Дни памяти: 7/20 сентября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)


«Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет».

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. С именем старца связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Со старцем встречался писатель Н.В. Гоголь.

Схиархимандрит Моисей (Путилов), 1782–1862. Дни памяти: 16/29 июня (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей)

«Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Схиигумен Антоний (Путилов), 1795–1865. Дни памяти: 7/20 августа (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей)


«А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает».

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

Иеросхимонах Иларион (Пономарев), 1805–1873. Дни памяти: 18 сентября/1 окт. (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву».

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков), 1812–1891. Дни памяти: 10/23 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки».

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, в служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Является прообразом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Писатель трижды виделся с преподобным.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), 1824–1894. Дни памяти: 25 января/7 февраля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)


«Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенней плоти нашей. И этот то есть истинный мир, мир Иисусов, мир всяк ум превосходящий».

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов), 1810–1894. Дни памяти: 22 августа/4 сент. (преставление); 31 января/13 февраля (обретение мощей)

«Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), 1837–1911. Дни памяти: 9/22 мая (преставление); 3/16 октября (обретение мощей)


«Смиряйся больше, когда не успеваешь в делах спасения. Считай себя хуже всех на свете, прощай всех всегда и за все и прибегай всегда с покаянием и за помощию ко Господу. И Милосердый Спаситель даст тебе местечко, идеже вси святии упокоеваются».

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), 1845–1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь».

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855–1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение».

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов), 1853–1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей)


«Спрашиваешь, как обращаться с неверующими - отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу - это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры - это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.

«В предании и себя и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое искушение - благословен Господь, строящий мое спасение».

Архимандрит Исаакий II (Бобраков), 1865–1938. День памяти: 26 декабря/8 января (преставление)


«От креста своего не побегу».

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Оптина пустынь: что это?

Оптина пустынь — древнейший монастырь , который и был основным центром оптинских старцев. Этот монастырь расположен в 60 километрах от Калужской губернии. И славится он своими целителями которых ещё называют оптинскими старцами .

Старцы являлись также самыми лучшими предсказателями будущего . Они знали все о том что произойдет в будущем и то, что уже происходило. Многие считали старцев божьими сыновьями, а некоторые чародеями и порождением тьмы. Так давайте же узнаем правду об оптинских старцах?

Подлинная история Оптиной Пустыни

Первое упоминание об тогда еще Калужском храме было в Записях Бориса Годунова, который писал Екатерине Первой о своих планах восстановить все храмы, разрушенные в 1724 году от Литовского набега.


Выдержка из записи Бориса Годунова, обращение к Екатерине 1: «Калужский храм должен быть восстановлен, это одна из главных наших святынь, мы недопустим повторного его разрушения, прошу вас предпочтенная императрица помочь храму вновь возродиться «.

Спустя несколько месяцев императрица Екатерина дала указ, в котором было ясно сказано о восстановлении храма. Своим Новым Возрождением пустынь также обязана «Московскому» Митрополиту Платону, посетившего Калужский монастырь в 1795 году.

Выдержка речи Платона: » Место является спокойным и подходящем для проживания пустынских придворных. Пусть здесь возведут новый храм по образу Песношского монастыря . Отныне здешний монастырь будет носить своё название Оптина Пустынь».

Митрополит обратился к настоятелю Песношского монастыря с многочисленными просьбами дать ему церковного служителя, который будет наставником в Оптине Пустынь. Наставником был назначен иеромонах Авраамий , который лишь через 19 лет смог навести порядок в монастыре. В монастырь были приглашены здешние старцы — люди, которые владели определенными навыками: целители, знахари, предсказатели, проповедники. Которые смогли бы искоренить монастырскую пустоту.

Оптинский старец и Архимандрит Моисей

Слава монастыря росла с каждым годом, но расцветом своим оптинский храм обязан новому настоятелю, старцу и архимандриту Путилова Моисею, благодаря которому Оптина обрела большую известность среди других монастырей. Моисей принял свою должность в 1826 году. И тут же незамедлительно основал другую систему старчества, первым старцем которой, считался Лев Данилович.

Старцы это были большее чем люди, главными особенностями их были:

  1. Владение каким-либо даром.
  2. Вера в праведные дела (вера в Бога).
  3. Служение народу.
  4. Покаяние за всех верующих.

Эти способности считались самыми главными, так как не каждый мог соответствовать им.

Старцы оптинского монастыря

  • Старец Лев Данилович. Лев Данилович славился своим даром исцеления, он лечил недуги людей маслом из неугасаемой лампы, которая стояла возле Владимирской иконы Божьей Матери. Тех, кого не удавалось излечить, Лев Данилович отправлял в Воронеж в здешний собор. Пройдя большое расстояние, больной самоисцелялся и спешил обратно в храм к старцу, чтобы выразить ему свою благодарность.
  • Старец Серафим Преподобный. (Саровский Праведник и Чудотворец) В то время, как Лев Данилович лечил больных в Оптине, по всей Стране славился своим даром праведности Преподобный Серафим. Тысячи паломников приезжали в Саровск за проповедью Серафима. В дальнейшем Преподобный Серафим переедет в Оптину где будет служить в монастыре 7 лет а в 1835 отойдет в священную истину.
  • Послушанник Льва, Макарий. Ученик Льва Даниловича, который владел даром предсказателя, с помощью которого он предсказывал будущие революции.

Оптина - Миф из Ярославского собора

Речь шла про Серафима Преподобного, так как Серафим Преподобный имел дар праведника, он легко мог определить верующий ли человек пришёл в монастырь или нет. В качестве проверки он задавал ему вопросы, на которые по его мнению легко мог бы ответить верующий. После такой проверки, Серафим брал клятву у исповедующего, который должен был держать тайну о содержании этих вопросов . Взамен он давал ему масло из лампады, которое может излечить абсолютно все недуги.

Но при использовании нужно полностью уходить в веру господа. После каждого сеанса исповеди, Серафим омывал свои руки освященной водой, после чего брал икону и читал молитвы. После которых на стене монастыря появлялся божий облик, который очищал душу Серафима от чужих грехов, который он брал на себя. При очередном сеансе исповеди, к Серафиму пришла женщина в порванной одежде и весьма непристойным видов, она излила душу, ответила на все вопросы и уходя, сказала Серафиму какие-то слова, после которых его дух, покинул телесный сосуд. Правда это или ложь никто не знает. Но посетители храма не раз видели силуэт какого-то мужчины, который в ночное время стоял в святилище перед иконами и читал какие-то молитвы.

Теперь те, кто задавались вопросом: Оптинские старцы — кто это и откуда они произошли? Смогут сами ответить на свой вопрос.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

(утренняя молитва на каждый день)

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

от страсти курения

«Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово. Аминь.»

о детях

«Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощеши спастись и в разум истины прийти. Вразуми детей моих (имена ) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.»

об исцелении

«О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

о помощи

«О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

на каждый день

«О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.»

Молитва преподобного Льва Оптинского

о самоубиенных

(для келейного чтения)

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.»

Молитвы преподобного Антония Оптинского

о семье

«В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.»

о начале всякого дела

«Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.»

за врагов

«Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена) , прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.»

Молитва преподобного Макария Оптинского

при плотской брани

«О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.»

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

при нашествии помыслов

«Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.»

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

при скорби

«Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.»

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

от антихриста

«Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.»

Молитва преподобного Нектария Оптинского

от антихриста, краткая

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.»

от антихриста, полная

«О Преподобне и богоблаженне отче Нектарие, Присносветлый светильниче старчества оптинскаго! Юродство подъемый и безумие мира обличивый, от богоборных злоключения добльственне претерпевый и блаженства изгнанных ради Господа Иисуса вкусивый. Призри ныне с небесе и от Райскаго сада к нам приникни. Возвыси наше мудрование от земных попечений и о небеснем жительстве помышляти научи. Яко божественными добродетельми себе украсивый и плоды Райских сладостей непрестанное наслаждение вкусивый, от треволнения страстей и горших плодов грехолюбия нас исхити всеизрядным твоим предстательством. В Вере Православной до последняго издыхания утверди ны стояти и по отеческим стопам и преданием св. Апостол умудри ны ходити.

Господа и Бога умоли, богомудре отче, от грядущаго антихриста и от коварных его сетей нас избавити и в сокровенней пустыни спасения нас вселити. Да тихое, мирное и благочестное житие в веце сем скончаем и Райских селений по твоим молитвам наследити сподобимся. Идеже купно с тобою и со старцы оптинскими воспоем и прославим Безначальную и Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго духа во веки веков. Аминь.»

Оптинские старцы. Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные.

Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.

Оптина пустынь

«…Никогда я не встречал таких монахов.

С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное»

Н.В. Гоголь

Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть».

Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного знания, заключенное в кратких наставлениях.

«Словесное молоко»

Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий. Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь.

В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось.

В миру, до ухода в монастырь, он обладал веселым и живым характером, а в монастыре эта живость превратилась с горами в радость духовную. Легким дыханием и шуткой отмечены его краткие наставления.

Вот, например, о главном – о причине нестроений и падений в жизни:

«От чего человек бывает плох? –

От того, что забывает, что над ним есть Бог»

А это – о гордости, предваряющей падения и о том, как важно избегать судить и других:

«Не хвались, горох, что ты лучше бобов:

Размокнешь, сам лопнешь».

О том, как легче преуспеть в духовной жизни:

«Кто больше уступает,

Тот больше приобретает»

Подобным же образом, смягчая пастырское слово шуткой, рифмой, беседовали с паломниками и другие старцы, принимая в рассуждение меру их возраста. Духовный наставник о. Амвросия, Преп. Лев часто говорил людям о пользе уступчивости:

«Где смирение,

Там неподалеку и спасение»

В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:

«Кто крепко на Бога уповает,

Тому Бог во всем помогает»

А старец Анатолий (Старший) в одном предложении выразил то, как следует избегать осуждения:

«Пожалей, и не осудишь»

«Три орешка»

Для тех же, кто, отдавая себя руководству старцев, принимались за внутреннее делание, «уроки» были посложнее. Настоящими «профессорами», заложившими основы оптинской духовной школы, — были первые старцы: Преп. Паисий, а за ним – Преп. Лев и Макарий.

В наставлениях последнего из них были выражены основные принципы духовной работы. Это – «лекарство» не всегда приятное, с привкусом горечи, но оно доставляет радость от сознания того, что это – истина потому, что так труднее , и, хотя человеческое естество противится понуждению следовать «тесным путем», но в нем – дух Евангелия, дух Христов.

Три качества, три добродетели у Преп. Макария имеют особую цену: терпеливое несение скорбей, смирение и самоукорение. На них строится основание духовной жизни, от них пролагается дорога к более высоким добродетелям: милосердию, любви, самоотречению.

Преподобный Макарий

Отец Макарий напоминает о том, что всем, ищущим спасения, в мире уготован путь скорбей, однако страшиться, унывать и уклоняться от них не должно: они посылаются нам для очищения душевного и приобретения самых высоких качеств. И все, чего «трепещет душа»: потери, боль, труды, несправедливость, поношения и даже собственное несовершенство, — должно стать «материалом» нашего спасения:

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения».

Тот, кто приобретает навык терпения, проходит этим путем без труда. Он не оспаривает, не пытается изменить условия, в которые поставлен, а принимает их как испытание от руки Господней; и тогда и укоризны, и напрасные обвинения обращает в повод посмотреть на себя более внимательно: заметить восстающую страсть, или вспомнить нераскаянный грех. То есть терпение научает и самоукорению:

«Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».

Взгляд этот в оптинской традиции духовного воспитания приобретет силу афоризма:

«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Помня слова Спасителя о том, что и дарования духовные могут послужить к пользе только, если в человеке действует дух любви, отец Макарий советует своим духовным детям ревновать не о приобретении самих даров, а того, что открывает дорогу для любви христианской:

«Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований – смирение – это прочнее.»

Не только внешние скорби досаждают человеку, но и внутренние – не побежденные страсти. И старец открывает общее правило в духовной брани: победить немощь, обратившуюся в навык, можно только с помощью противоположной ей добродетели:

«…против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь, но когда этого нет, то поне будем укорять себя, смиряться и просить помощи у Бога».

Мысль о пользе смирения ради Христа, — за себя и за других, — проходит через все советы оптинских старцев и к монашествующим, и к мирянам. Призыв «не искать своего», обратить собственное сердце в поле духовной брани звучит в их наставлениях постоянно. И, все же…

Утешители

Духовная собранность и даже строгость наставлений старцев не имела ничего общего с отчуждением или равнодушием. В их письмах, обращенных к духовным чадам, находится место и сочувствию, и ободрению. Вот, например, одно такое письмо из архива старца Анатолия (Зерцалова). Сколько в нем теплоты и отеческого сопереживания:

«А что касается жалкого положения твоего в кругу сестер, то ты только тогда и докажешь, что ты им сестра, а не приживалка какая-нибудь, когда окажешь им сестринскую любовь и потерпишь их. Мне даже больно видеть или слышать, как все давят тебя: ну, а если в этом давлении-то и кроется вся будущая вечная слава твоя? <…> Потерпи же, потерпи Господа, мужайся.»

Как ни страшна «буря», какими бы неодолимыми не казались и собственные страсти, все взвесится, всему будет определена цена в Воскресении Христовом:

«…Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, <…> И Господь таких любит.»

Советы Преподобных старцев оптинских охватывают, практически, все важные стороны жизни, и во всем присутствует рассуждение: одна мера – для монахов, другая – для мирян, одна – для новоначальных, другая – для тех, кто находится в середине и в конце пути.

Но в них рассматриваются и вопросы, общие для всех: о цели христианской жизни, о том, какой пост правильный, о том, все ли равно, как и во что верить, о значении и благодатной силе церковных таинств, о молитве и о духовном чтении, о том, какого употребления талантов ожидает от своих учеников Господь, и об опасностях на пути спасения.

Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные и написанные, как будто специально для пастырей, попадающих «под огонь» печати, присваивающей себе право судить церковь…

И как хорошо в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжить «общение с ними» – поискать или перечитать доступную сейчас литературу: жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.