Значение слова присно в кратком церковнославянском словаре. Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах Что означает ныне и присно

  • ПРИСНО в Энциклопедическом словаре:
    , нарт. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки …
  • ПРИСНО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • ПРИСНО в словаре Синонимов русского языка:
    всегда, непрерывно, …
  • ПРИСНО...
  • ПРИСНО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. устар. …
  • ПРИСНО в Словаре русского языка Лопатина:
    пр`исно, …
  • ПРИСНО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    присно, …
  • ПРИСНО в Орфографическом словаре:
    пр`исно, …
  • ПРИСНО в Словаре Даля:
    и пр. см. присный …
  • ПРИСНО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нареч. (церк.-слав.) (книжн.-церк.). …
  • ПРИСНО...
    устар. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: присный (присноблагодатный, присноблаженный, присносветлый и …
  • ПРИСНО в Толковом словаре Ефремовой:
    присно нареч. устар. …
  • ПРИСНО...
    устар. Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: присный (присноблагодатный, присноблаженный, присносветлый и …
  • ПРИСНО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРИСНО...
    устар. Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: присный (присноблагодатный, присноблаженный, присносветлый и т.п.) …
  • ПРИСНО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    нареч. обстоят. времени устар. …
  • НЫНЕ И ПРИСНО, ЖУРНАЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". «Ныне и присно» , православный журнал для чтения о подвигах и мученичестве России в XX веке. …
  • СЛАВОСЛОВИЕ в Словаре церковных терминов:
    1) Малое славословие - молитва Святой Троице: "слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во …
  • СЛАВОСЛОВИЕ в Православных церковных терминах:
    1. Малое славословие - молитва Святой Троице: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • СИР 20 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 20 Главы: 1 2 …
  • ПАНТЕЛЕИМОН ЦЕЛИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пантелеимон Целитель (+ 305), великомученик. Память 27 июля. Родился в Вифинии (Малая …
  • КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Козельщанская икона Божией Матери Память 21 февраля. Икона XV века, написанная в Италии, была …
  • ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Максимович) (1896 - 1966), архиепископ Сан-Фрацисский и Западно-Американский, Шанхайский, святитель, чудотворец …
  • ИЕЗ 46 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 46 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДАН 6 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 …

Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.

Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.

«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.

Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога - нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал. Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18).

Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.

Но как мы знаем, Рай и Ад будут не вечно, этим обителям душ человеческих придет конец. И даже само время перестанет существовать. И потому следует указать и на следующее время - «веки веков», которые можно понимать как «время», а точнее, вечность, которая наступит после Конца мира, в начале Царства Небесного. Но так как мы не знаем, сколько именно это веков, то говорим «во веки веков». Если посмотреть на старые молитвы, то в некоторых молитвах написано просто «во веки. Аминь». Видимо с какого-то времени Святые Отцы разглядели в этом какую-то конечность, ибо «во веки» можно понимать как время, которое может закончиться через N-ое количество веков. Но так как целью стоит указать не время, а вечность, то и решили добавить еще раз слово «век» во множественном числе. То есть это можно понимать как «и во много много веков». Между прочим к этому приему прибегал сам Христос, указывая прощать брата до седмижды семидесяти раз. И потому стали добавлять «во веки веков», указывая, что веков будет множество, тысячи тысячи. После Второго Пришествия Христова, после Страшного Суда, наступит новый век. И этот век будет не частью чего-то, но целым, которое будет включать в себя части, самой вечностью. Даже слово «вечность» наверняка недостаточно, чтобы описать будущий век. Но не будем всуе философствовать и пойдем дальше.

Если сказать кратно, то «ныне» значит «во время моей жизни», «присно» значит «от создания мира до его конца», а «во веки веков» значит «и в будущем веке».

Разобрались. Но причем тут молитва? Произнося конец любой молитвы мы хотим её, естественно красиво и правильно закончить. И потому последние слова являются всегда завершающим аккордом нашей песни души. И этот аккорд хочется сделать как бы заправкой или приправой, к блюду нашей молитвы, которое мы преподносим Богу. Я вижу в этом окончании следующий смысл.

Во время молитвы мы концентрируемся. Вспоминаем о благодеяниях Богу к нам, думаем о просьбах, скорбим и просим прощения за наши грехи. Каждый сознательный христианин знает насколько это утомительно. И потому, в конце молитвы хочется немного расслабиться, посмотреть на все со стороны. И слова о времени, точнее о его начале без конца приводит нас в исходную точку, с которой мы начинали молитву - к созерцанию. И не просто к созерцанию, а к созерцанию во времени. Мы видим Адама и Еву, их жизнь и падение. Мы видим испытания и радости еврейского народа. Мы наблюдаем за их пленением, освобождением. Мы видим Рождение и Смерть Христа, Его Воскресение и Его заветы. Мы видим нашу жизнь, и даже предвосхищаем будущее. Мы точка в контексте времени. И это помогает нам успокоиться. Отвлечься от своей боли, заботы, нужды. Мы смотрим в вечность как в нечто завораживающее, словно миллиарды звезд на ночном небе. И тем самым пытаемся заглянуть в наше будущее в грядущем веке Царства Божьего. И это созерцание помогает нам найти себя. Найти не суетливого и грешного человека, а того, кто действительно готов оставить все на свете и последовать за Богом.

Желание быть причастником Царства Небесного. Вот это чувство, которое испытываю я в конце каждой своей молитвы.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

"И ныне, и присно, и во веки веков"

Et nunc, et semper, et in saecula saeculorum


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое ""И ныне, и присно, и во веки веков"" в других словарях:

    Книжн. Устар. Сейчас и всегда; вечно. /i> Выражение церковно славянское; присно всегда. БМС 1998, 72 …

    Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

    В православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

    - (лат. Oratio fidelium), Всеобщая молитва (лат. Oratio universalis) в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа … Википедия

    Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок

    Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

    Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия

    «ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША» - [слав. , греч. Πληρωθήτω τὸ στόμα ἡμῶν̇ (обычно именуется по первому слову: Πληρωθήτω)], песнопение византийского чина Божественной литургии, исполняемое по завершении причащения. Текстуально «Д. и.» (см.: Служебник. С. 148; Часослов. С. 124 125; … Православная энциклопедия

    В богослужении слова, содержащие в себе славу, прославление Бога: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу! , Слава тебе, Господи, слава тебе! и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия

    - (литургия Мар Теодора) одна из трёх литургий восточно сирийского обряда, используемого Ассирийской церковью Востока и Халдейской католической церковью. Совершается во временной промежуток от начала периода Благовещения (за четыре воскресенья до… … Википедия

Книги

  • Старец Ефрем Катунакский , . 171;Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков... 187; -возглашал Старец, начиная Божественную литургию. Голос его, мелодичный, глубокий и кроткий,…

Лариска проспала! Такого с ней давно уже не случалось, и надо же было случиться именно сегодня! Будильник добросовестно зазвонил в положенное время, Лариска, как всегда, нажала кнопку, отключив звонок, но вместо того, чтобы быстренько выбраться из-под одеяла и бежать в ванную, она повернулась на другой бок и снова уснула. Всё это вспомнилось ей позднее, когда она сидела рядом с водителем на переднем сиденье такси, то и дело беспокойно поглядывая на часы. А в тот момент, когда умолк будильник, она абсолютно органично вернулась в свой сон, в котором доказывала своему начальнику Виктору Петровичу Серёгину, что проект Юрки Летунова категорически не отвечает требованиям заказчиков и, кроме того, значительно дороже согласованной стоимости. Виктор Петрович вёл себя как-то странно, молча улыбался, смотрел куда-то в сторону, а потом вдруг подхватил Лариску и закружил в вальсе. И тут Лариска вспомнила, что вчера они всем коллективом провожали Виктора Петровича на пенсию, и сегодня генеральный директор компании «Дизайн-проект» должен представить нового начальника отдела проектирования. От этой мысли Лариска вздрогнула и проснулась.

… И всё равно она опоздала. В конференц-зале стояла напряжённая тишина, в которой отчётливо звучал чуть глуховатый голос генерального. Секретарша укоризненно посмотрела на Лариску и только покачала головой, когда она, затаив дыхание и как будто даже став меньше ростом, на цыпочках и не глядя по сторонам, стала пробираться к свободному стулу. Со вздохом облегчения плюхнувшись на него, Лариска осторожно огляделась по сторонам. Ну, конечно, весь коллектив в полном составе! Виктор Петрович при всей своей демократичности в общении с коллегами, был требовательным в вопросах дисциплины. Был… А как всё будет теперь?

На лицах сотрудников отдела проектирования читался интерес, взгляды всех были прикованы к небольшому возвышению, на котором за столом сидели несколько человек. И один из них почему-то смотрел на Лариску. Ещё не глядя в его сторону, Лариска почувствовала этот взгляд, и ей стало как-то тревожно. В сознание сквозь волнение пробился голос генерального:

- … Итак, разрешите представить вам нового начальника отдела проектирования: Гранин Олег Васильевич!

Лариска чуть не подпрыгнула на стуле и с ужасом уставилась на сидевшего рядом с генеральным человека. «Этого не может быть!» – мысленно воскликнула она.

Но насмешливый взгляд ярко-синих глаз утверждал обратное. Впрочем, это продолжалось не дольше секунды. Олег отвёл взгляд и начал говорить. Лариска попыталась придать своему лицу подобающее ситуации выражение внимания и интереса, а в душе у неё в это время бушевал ураган, мысли разбегались и никак не хотели собираться в кучку. Одно только было ясно: это он, Олег Гранин, от которого она, Лариска, уехала прошлым летом, не оставив ни адреса, ни номера телефона, и которого весь прошедший год старалась забыть.

- … Ну, вот, пожалуй, и всё обо мне, - закончил свою краткую речь Олег, и с улыбкой добавил, - я думаю, мы сработаемся…

А вы женаты? – раздался нахальный женский голос.

По залу прокатился смешок. «Верка в своём репертуаре!» - подумала Лариска, но в следующее мгновение сердце у неё в груди громко ёкнуло и чуть не остановилось, потому что Олег улыбнулся и непринуждённо ответил нахалке:

Да, я женат.

«И чего ты от него хотела услышать? - мысленно выговаривала себе Лариска, сидя за столом в своём кабинете и отрешённо глядя в окно. – Его спросили - он ответил. И разве он виноват, что ты не удосужилась его спросить об этом год назад!»

В обеденный перерыв за столиком кафе только и разговоров было, что о новом боссе.

Ну почему все нормальные мужики уже женаты? – драматически вопрошала Верка, страдальчески сложив свои подрисованные бровки домиком.

Вопрос был чисто риторический и никто не счёл необходимым ей на него отвечать. Всем не терпелось обсудить более конкретные вопросы.

Странно всё-таки: бросил всё в Москве и зачем-то приехал сюда… - задумчиво сказала Оксанка, осторожно нацепив на вилку кусочек огурца из салата и мысленно высчитывая количество калорий в нём.

Натворил, наверное, чего-нибудь, вот его к нам сюда, на периферию, и отправили! – авторитетно заявила Юлька.

А какие у него глаза!

Все одобрительно закивали головами. Это был тот редкий случай единодушия, когда никому не хотелось спорить.

После обеда к Лариске в кабинет ввалился Юрка Летунов со своими чертежами торгового комплекса и, как всегда, не церемонясь, заявил:

Лорка, выручай! Заказчики требуют завтра представить им точную смету затрат, я один не успею!

Лариска с тоской посмотрела на свой неоконченный макет оздоровительного центра и, обречённо вздохнув, достала из стола калькулятор.

Она любила свою работу. И некоторые, Юрка, в частности, беззастенчиво этим пользовались. При всей своей талантливости он ужасно не любил делать рутинную часть работы, и старался, по возможности, «загрузить» ею кого-нибудь другого. Вот как сейчас, например, Лариску этими расчётами.

… Они провозились до позднего вечера. Благо, что лето на дворе и темнеет поздно. Но Юрка, как истинный джентльмен, проводил Лариску до самых дверей квартиры. Он был не прочь и чайку попить, но она непреклонно закрыла дверь перед самым его носом, сказав на прощание:

Как-нибудь в другой раз! Устала очень.

Но отдохнуть не удалось. Включив автоответчик на прослушивание сообщений, и пропустив без особого внимания как всегда эмоциональный рассказ своей приятельницы Наташки об очередной измене мужа, Лариска вдруг услышала до боли знакомый голос:

Лариса, я заеду к тебе в 11 часов.

Голос Олега она узнала бы из тысячи других голосов. Электронный будильник на столе показывал 22-55. Зная его пунктуальность, можно было не сомневаться, что встречи не избежать. И совсем не было времени, чтобы привести чувства в порядок.

… Весну и лето прошлого года Лариска помнила до мельчайших подробностей. Защита диплома на «отлично» и победа в конкурсе студенческих проектов не стали для Лариски неожиданностью. Она была прирождённым архитектором. Все её проекты отличались самобытностью и оригинальностью, чувством стиля и функциональностью. Блестяще защитив свой проект в Москве, она вместе с первой премией получила предложение от солидной архитектурно-проектной компании. Вот здесь-то они с Олегом и познакомились.

Это была любовь с первого взгляда, как в кино. Оба с первого момента встречи почувствовали, что знают и любят друг друга тысячу лет. Находиться рядом стало для них так же необходимо и естественно, как дышать. Их души были настроены одна на другую, они понимали друг друга с полуслова, а порой и без слов, с полувзгляда, с полужеста. Понимали и принимали всё друг в друге до мелочей. Каждую свободную минуту они посвящали друг другу, но никогда не говорили ни о прошлом, ни о будущем, до краёв наполненные ощущением настоящего. Уезжая подальше от Москвы, они бродили в окрестностях деревенек, взявшись за руки, или бежали наперегонки по лесным дорожкам, или просто лежали в траве и наблюдали за облаками.

Однажды неожиданная гроза и ливень привели их в деревенскую церквушку, старую, но не заброшенную. Службы в ней в тот час не было. Тишина и покой, какая-то отрешённость от мирской суеты и полумрак, в котором неяркими точками теплились лишь несколько свечей перед иконами.

Как зачарованные, стояли они в бледном пятне света, падавшего из залитого дождём решетчатого окна. Казалось, вот сейчас зазвучит орган и произойдёт что-то очень важное и торжественное… И это «что-то» произошло!

Согласна ли ты, взять меня, Олега Гранина, в мужья? – голос Олега заставил Лариску вернуться в реальный мир. Взгляд его глаз был, как никогда, серьёзен и нежен.

С каким-то благоговейный трепетом, не отводя взгляда от его глаз, Лариска ответила почти шепотом:

Согласна.

И, сжав покрепче его руку, в свою очередь спросила чуть громче:

Согласен ли ты, взять меня, Росову Ларису, в жёны?

Потом осторожно обнял Лариску и поцеловал. Не говоря больше ни слова, провожаемые лишь строгими взглядами святых с икон, и всё также не разнимая рук, они вышли из церквушки.

Трудно было поверить, что только несколько минут назад дождь лил, как из ведра, и солнечный свет не мог пробиться на землю сквозь плотную завесу туч. Всё в мире вдруг изменилось – небо было пронзительно голубым, и яркое солнце дробилось в дождевых каплях. Как будто мириады звёзд зажглись на ветвях деревьев и кустов. И над всем этим звёздным великолепием неправдоподобно цветная, в полнеба, возвышалась радуга.

Вот таким и запомнился тот день Лариске.

А на следующий день всё рухнуло…

Телефон зазвонил перед самым обеденным перерывом. Высокий женский голос звучал в трубке отчётливо-снисходительно:

Это Лариса?

Услышав утвердительный ответ, и не пожелав представиться, незнакомка фамильярно продолжила:

Деточка, оставь Олега в покое. Он на тебе никогда не женится. У него таких, как ты, было и ещё будет немало. Но жена у него одна, и это – я. Он тебе об этом факте своей биографии, конечно, не говорил…

Но продолжение монолога Лариска слушать не стала. Бросив трубку, она несколько секунд безучастно сидела, глядя невидящим взглядом в пространство, а потом решительным шагом вышла из кабинета. В сознании пульсировала мысль: «Только бы его не встретить!»

И они больше не виделись. До сегодняшнего дня.

Ровно в 23-00 звякнул звонок в прихожей. Вот он на пороге, такой знакомый и близкий. Но уже чужой… Вернее, всегда был чужим, это Лариске только казалось, что он родной.

Как видишь, я тебя нашёл,- сказал Олег, закрывая за собой дверь.

А зачем? – резко спросила она. – Ведь ты, кажется, женат. Кстати, а почему ты не носишь обручальное кольцо?

Она стояла, прислонившись плечом к стене прихожей, и с независимым видом сложив руки на груди.

Может быть, ты позволишь всё-таки войти в комнату? – вопросом на вопрос ответил Олег. - Нам есть о чём поговорить.

Лариска молча отступила в сторону, пропуская его, и вошла в комнату следом за ним.

А почему не носишь обручальное кольцо ты? – поинтересовался он, уютно устроившись в кресле, напротив тахты, на которую присела Лариска.

Я не замужем, - сухо ответила она, - и вообще, разговор не обо мне, а о тебе.

Разговор о нас обоих, - мягко возразил Олег, и в следующее мгновение оказался рядом с Лариской на тахте, осторожно взял её правую сопротивляющуюся руку, и надел на безымянный палец обручальное кольцо.

Ты сбежала в тот день, когда я купил это кольцо, и я знаю, почему ты это сделала. Ну, почему ты ни о чём меня не спросила?!

Понимаешь, - продолжил Олег, не выпуская её руку из своих теплых ладоней, - я не хотел ничего говорить тебе о той женщине потому, что, когда мы с тобой встретились, уже был практически разведён с ней, оставалось только забрать из суда документы о разводе… К сожалению, Катя никак не хотела смирится с этим фактом, и надеялась меня вернуть, даже ценой подлости…

Но всё это в прошлом, - со вздохом облегчения добавил Олег, - я нашёл тебя, и это самое главное. Только ты - моя жена перед Богом и людьми! И никуда ты теперь от меня не убежишь!

Последние слова он произнёс с мальчишеским задором, глаза его сияли. Притянул Лариску за руку к себе и обнял.

Ой, что это? – вдруг шутливо воскликнул он, жестом фокусника разжимая ладонь своей правой руки.

На ней лежало второе обручальное кольцо:

Ты мне поможешь? – спросил Олег, заглянув Лариске в глаза.

Дрожащими пальцами она взяла кольцо с ладони и осторожно надела на его безымянный палец.

Ну вот, - с удовлетворением сказал Олег, - теперь никто не посмеет сказать, что я не женат. Отныне и присно, и во веки веков… Аминь.

Элла Герасименко. 2008 год.


В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:» ) - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш…» - читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .