Зачем Патриарх встречается с Папой Римским? Патриарх кирилл и папа римский встретились впервые в истории Папа римский встретился с патриархом

В международном аэропорту имени Хосе Марти в Гаване состоялась первая личная встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Она планировалась около 20 лет, и два последних года к ней шла активная подготовка. Дискуссия проходит на фоне непростой международной обстановки.

12 часов полета и почти десять тысяч километров. Маршрут патриарха Кирилла был всего-то на два часа дольше пути Папы Римского. Впрочем, преодоленное расстояние в этом случае исчисляется временем - десятью веками, со времен Великого раскола христианских церквей в 1054 году. Местом встречи предстоятелей Гавана была выбрана не случайно, передает . Нейтральная территория во всех смыслах. С точки зрения религии, Куба - часть католического мира. Но с геополитической - зона российского влияния.

"С теплым чувством я в четвертый раз ступаю на землю Кубы. Я прибыл сюда с дружественным визитом по приглашению главы республики Куба, председателя государственного совета и совета министров господина Рауля Кастро", - заявил патриарх Кирилл.

Эта встреча готовилась без малого 20 лет. Детали держались в строжайшем секрете. Впрочем, тему разговора озвучили в РПЦ - это политические и социальные вопросы. В Ватикане подтвердили - разговоров о богословии и церковной догматике не будет. Современное христианство в XXI веке столкнулось с куда более серьезными проблемами, чем разногласия в теологии.

"Задача Франциска и Кирилла состоит в том, чтобы объединить христианский мир для противостояния псевдо-исламскому экстремизму. Для того, чтобы как-то побороться с либерализмом и политкорректностью, в том числе, которые распространяются в США и Европе. Это политкорректность, которая губит традиционное христианство", - рассказал ведущий научный сотрудник института Европы РАН Роман Лункин.

Сегодня оно столкнулось с куда большей агрессией, чем даже во времена Римской империи. По статистике, каждые пять минут за веру в Христа погибает человек. В первую очередь, речь идет о Ближнем Востоке - колыбели христианского мира. Запрещенное в России "Исламское государство" целенаправленно уничтожает церкви. Впрочем, подобные ситуации возникают и в других частях света, где боевые действия не ведутся - в Африке, Юго-Восточной Азии и даже в Европе.

"Самый такой вопиющий случай был по разрушению храма - это в Албании, по указанию властей был снесен храм, который был построен албанской православной церковью", - отметил представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп Рябых.

В Европе вообще самая парадоксальная ситуация. Церковь иногда даже на законодательном уровне запрещает называть грехом то, что она тысячелетиями им называла. Речь идет об однополых браках. Тем самым разрушается сам смысл существования религии. После встречи за закрытыми дверями будет подписана десятистраничная декларация. Документ, которому, судя по всему, и предстоит защищать старые ценности в новом мире.

Александр Огородников, Елизавета Родина, "ТВ Центр".

«Наконец-то, мы - братья». С этих слов, произнесенных Папой Римским Франциском, началась историческая встреча на Кубе между двумя предстоятелями - Римско-католической и Русской православной церквей. После столетий взаимного отчуждения, упреков и обвинений Папа и патриарх обменялись наконец братским поцелуем. Почему это столь важно - разбиралась «Лента.ру».

Великая схизма

Православная и католическая церкви всерьез рассорились более тысячи лет назад. В основе раскола лежали причины как мирского, так и религиозного свойства. С того момента, как пала Западная Римская империя и на ее месте образовался конгломерат варварских королевств, из которых со временем выкристаллизовалась империя Карла Великого, трещина в отношениях Востока и Запада все больше расширялась. Римские епископы считали себя обладающими безусловным первенством и вселенской юрисдикцией как преемники святого Петра, константинопольские патриархи же опирались на решение Халкидонского собора, который в 28-м правиле провозгласил приоритет Константинопольской патриархии над «ветхим Римом». С вопросами о главенстве церкви тесно сплелись проблемы власти светской и богословские разночтения. В итоге все это привело к Великому расколу, начавшемуся со взаимных проклятий и отлучений римского кардинала Гумберта и константинопольского патриарха Михаила Керулария в 1054 году и окончательно оформившемуся десятилетия спустя.

С тех пор пропасть между «папежниками и латинянами» с одной стороны и «восточными схизматиками» с другой становилась все глубже. У обеих сторон накопилось друг к другу немало претензий: одни вспоминают разграбление крестоносцами Константинополя (когда было осквернено множество православных церквей, а древние реликвии вывезены в страны Западной Европы) и преследования православных в Речи Посполитой, другие - гонения на католиков в России в XVI-XVII и XIX веках, когда многие католические и униатские храмы были переданы православным.

Расколоть нельзя воссоединить

Нельзя сказать, что православные и католики не пытались покончить с разногласиями и восстановить единство церкви. В 1274 году на Втором Лионском Соборе, специально созванном для примирения, Папа Григорий X заключил унию с православной церковью. Но союз практически сразу, что называется, затрещал по швам. Слишком разные политические цели преследовали те, кто ратовал за единение. И спустя три года Собор восточной церкви признал его ничтожным.

Еще одна попытка сближения произошла в XV веке. И опять же по политическим причинам. В 1439 году константинопольский патриархат, столкнувшись с угрозой османского нашествия, согласился на Флорентийскую унию с Ватиканом. «Да возрадуются небо и земля! Мир возвратился на краеугольный камень Христа: два народа уже составляют единый; мрачное облако скорби и раздора исчезло; тихий свет согласия сияет снова!» - говорилось в хартии Флорентийской унии.

Тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Исидор был сторонником унии, на соборе его возвели в сан кардинала и назначили папским легатом. Но в Москве Исидора, который и без того не пользовался популярностью, посадили под замок, окрестили «латинским прелестником» и осудили как отступника.

В 1453 году под натиском турок-османов пал Константинополь. В глазах русских людей это стало закономерной карой за вероотступничество. Спустя шесть лет русская церковь соборно изменила порядок избрания митрополита - отныне он избирался собором русских епископов с согласия князя Московского. И следующий предстоятель, Феодосий, уже носил титул Митрополита Московского и всея Руси. Это на первый взгляд незначительное изменение титулования было очень важным как с религиозной, так и с политической точек зрения. Русская церковь фактически стала автокефальной, а Москва начала восхождение к статусу «Третьего Рима».

Православный самодержец - католический магистр

При папском дворе идею соединения церквей, тем не менее, не оставили. Результат попыток вернуть «восточных схизматиков» - многочисленные униатские церкви, признающие власть Папы, но совершающие богослужения по византийскому обряду.

В начале XIX века, когда в России правил император Павел I, в результате его своеобразной внешней политики сложилась парадоксальная ситуация: православный русский самодержец согласился на просьбу рыцарей Мальтийского ордена принять над ними покровительство и стал великим магистром этой католической организации. С этим не согласился Ватикан. Чтобы как-то снять возражения Рима, император - неизвестно, насколько всерьез - задумался о соединении католицизма и православия. Папа Пий VII идею одобрил, но вскоре Павел скончался от апоплексического удара табакеркой в висок, и его мечтания так и остались историческим курьезом.

В самой православной церкви все последующие годы велся спор о том, кем же все-таки считать католиков: еретиками, исказившими Символ веры, или раскольниками, отошедшими от православия. Даже ведущие богословы не могли договориться: если святитель Филарет Московский утверждал, что «земные перегородки до неба не доходят» и что никакую церковь, верующую в Иисуса Христа, нельзя называть ложной, то святитель Игнатий (Брянчанинов) полагал: «Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане».

Скромное обаяние экуменизма

К середине XX века, после многочисленных потрясений, двух мировых войн и широкого распространения атеизма церковные страсти поулеглись. В 1965 году на Втором Ватиканском Соборе католической церкви была принята совместная декларация папского престола и константинопольского патриархата о взаимном снятии анафем 1054 года.

Не осталась в стороне от этого процесса и Русская православная церковь. Основным контактным лицом со стороны Московского Патриархата был митрополит Никодим (Ротов). Он неоднократно ездил в Рим. Во время одного из таких визитов, когда Никодим прибыл на годовщину интронизации папы Иоанна Павла I, на аудиенции у понтифика у митрополита внезапно остановилось сердце. Пошли слухи о том, что Никодим по ошибке выпил кубок с ядом, предназначавшийся для Иоанна Павла I. Папа также скончался менее чем через месяц.

Так или иначе, но следующий раунд церковных переговоров по сближению состоялся лишь четверть века спустя. В 1993 году в Ливане прошло заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями. По его итогам было принято специальное заявление, которое еще называют «Баламандским соглашением». Этот документ никогда особенно не афишировался, хотя и не скрывался. Текст, в котором РПЦ и Ватикан «взаимно признают друг друга в качестве церквей-сестер», завизировали представитель Московского патриархата, а также представители девяти поместных православных церквей.

Декларация заключала в себе большие уступки с обеих сторон православного-католического диалога. Католики отказались, например, от прозелитизма среди православных и «экспансии за счет Православной Церкви». Православные в свою очередь признавали Восточные католические церкви, активность которых всегда им не нравилась. Наконец, обе стороны отказывались от исключительности - признавалось, что и Католическая, и православная церковь - носители спасения, а достижение единства «не может быть ни поглощением, ни смешением», но должно быть «встречей в истине и любви». Однако, как отметил в мае 2006 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II, этот документ «так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток». В общем, противоречия и взаимные обвинения по-прежнему препятствовали контактам на высшем церковном уровне.

Нынешняя встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска состоялась в момент, когда христианству - в равной степени и западному, и восточному - угрожают многочисленные опасности, когда христиане на Ближнем и Среднем Востоке подвергаются жесточайшим гонениям. Понятно, что ни об объединении церквей, ни о сближении позиций по вопросам литургическим и богословским речи не идет, но сам факт того, что впервые за тысячу лет предстоятели русской православной и римской церквей, обнявшись, назвали друг друга братьями, уже вселяет надежду.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

12 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск встретились в международном аэропорту Гаваны. Еще до начала переговоров, ставших важным шагом на пути к сближению католиков и православных, это событие назвали историческим.

По итогам беседы была подписана на 10 страницах, которая содержит 30 пунктов.

Почему к этой встрече с самого начала было приковано столько внимания, что предшествовало и мешало ее проведению в прошлом и какие вопросы могут быть решены - в материале ТАСС.

Почему эта встреча так важна?

Папа римский и патриарх Московский и всея Руси встретились впервые в истории. За все время контактов между Русской православной церковью (крупнейшей из Поместных православных церквей в мире) и Римско-католической церковью (крупнейшей из всех существующих христианских церквей) таких прецедентов не было.

"Готовившаяся в течение долгого времени встреча предстоятелей Русской православной и Римско-католической церквей станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя церквями", - заявил глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион.

Встреча приобрела особое значение на фоне обострения международной напряженности, добавил кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

"Крайне важно, что эта встреча происходит сейчас, когда в мире так много проблем. От взаимодействия двух церквей будет многое зависеть для дальнейшего урегулирования международных вопросов", - сказал иерарх.

Когда и почему христиане разделились на православных и католиков?

Разделение христианства на Римско-католическую и Православную церковь, именуемое также Великим расколом либо Великой схизмой, было окончательно оформлено в 1054 году, хотя еще задолго до этого между ними возникли расхождения, имеющие обрядовый, догматический, этический и иной характер.

Cреди догматических расхождений есть несколько наиболее существенных - это вопрос о филиокве (в православном Символе веры Святой дух исходит от Отца, а в католицизме - от Отца и Сына) и о непорочном зачатии Девы Марии.

Еще одним непреодолимым разногласием является догма о безошибочности папы римского, когда он говорит о вероучении. Кроме того две церкви расходятся в понимании верховности понтифика, его главенства над всеми христианами. Оно было провозглашено в 1870-м на первом Ватиканском соборе. Хотя первенство папы среди прочих "церквей" и "царей" Рим установил еще в раннем средневековье - при Григории VII (папа римский с 1073 по 1085 г.) и Бонифации VIII (папа римский с 1294 по 1303 г.).

Встречался ли когда-либо папа римский с другими православными патриархами?

Несмотря на разногласия между двумя церквями, начиная с XX века папа римский несколько раз встречался с православными патриархами.

Важной вехой в отношениях католиков с православными стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора и папы римского Павла VI в Иерусалиме в 1964 году. "Это была первая такая встреча, и тогда были сняты взаимные анафемы", - отметил историк религий, знаток истории православия Петр Чистяков.

Нынешний папа римский Франциск несколько раз лично общался с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Во время визита главы Святого престола в 2014 году в Стамбул, приуроченного к 50-летию встречи Павла VI с Афинагором, многие обратили внимание, что понтифик преклонился перед православным патриархом, несмотря на то, что за католическим папой закреплено "непререкаемое первенство".

Однако встречу московского патриарха с папой римским до сих пор организовать не удавалось, хотя в какие-то периоды вероятность этого была высокой. "Ближайший помощник патриарха Пимена (патриарх Московский и всея Руси с 1971 по 1990 г.) митрополит Никодим встречался с папой многократно, это известный факт. И, если бы в 1971 году патриархом избрали бы не Пимена, а Никодима, он бы продолжил встречи с папой", - считает ученый.

Как долго готовилась нынешняя встреча?

Встреча патриарха Московского и всея Руси с папой римским готовилась 20 лет. Ей предшествовала кропотливая работа разных рабочих групп и комиссий. В частности, одна из них занимается тщательным анализом теологических вопросов, приведших к расколу в 1054 году.

Митрополит Иларион напомнил, что еще в середине 1990-х годов была запланирована встреча между патриархом Московским и всея Руси Алексием II и папой Иоанном Павлом II, однако она не состоялась, так как не удалось согласовать вопросы, существенно важные для позиции РПЦ. Это касалось грекокатоликов, которые захватывали православные храмы на Западной Украине, и прозелитизма (стремление обратить других в свою веру) католических миссионеров на канонической территории Московского патриархата.

Тем не менее стороны продолжили готовить встречу, указывая, что она важна и возможна. Для глав церквей было важно не просто встретиться и пожать руки перед камерами, а решить реальные вопросы, подчеркнул митрополит Иларион.

Перспектива встречи глав двух церквей стала казаться ближе при понтификате Бенедикта XVI после интронизации Кирилла, бывшего председателем Отдела внешних связей РПЦ при Алексии II. Патриарха Кирилла связывали с немецким папой давние личные отношения. Он неоднократно встречался с Бенедиктом XVI в качестве "министра иностранных дел" Московского патриархата. Кроме того, они переписывались по теологическим вопросам в то время, когда Кирилл был проректором Ленинградской духовной академии, а Йозеф Ратцингер, принявший впоследствии имя Бенедикта XVI, преподавал в Регенсбургском католическом университете.

С отказом от престола Бенедикта в феврале 2013 года возможность встречи вновь отдалилась.

Избранный в марте 2013 года первый латиноамериканский папа Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя святого покровителя Италии и Европы Франциска, сразу продемонстрировал свою открытость по многим вопросам, в том числе в диалоге с православными.

патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Почему сейчас эта встреча стала возможной?

По мнению экспертов, встречу между двумя предстоятелями удалось приблизить благодаря тому, что Франциск не является приверженцем авторитарного католицизма. "Нынешний понтифик отказался от имперского размаха с его прозелитизмом и уважает автономию других церквей", - считает ватиканист, автор нескольких книг о папстве Марко Полити.

Кроме того, в последнее время папское государство нередко оказывается на стороне России по ключевым вопросам международной политики. Так, Святой престол придерживается подчеркнуто сдержанной позиции по украинскому кризису. Стоит вспомнить о письме Франциска президенту РФ Владимиру Путину накануне саммита "двадцатки" в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Понтифик предупредил, что "без России нельзя решить ни одной важной международной проблемы".

Что касается темы униатства, то сегодня для Ватикана этот вопрос "как идея и самоцель преодолен", заявил кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству.

В свою очередь митрополит Иларион отмечал, что встреча патриарха и папы римского . "Во-первых, не преодолены вероучительные разногласия. Однако целью встречи и не является обсуждение вероучительных вопросов. Во-вторых, не преодолены те разногласия практического характера, которые омрачают жизнь наших церквей", - добавил он.

Вместе с тем сам патриарх Кирилл подчеркивает, что в вопросах общечеловеческих ценностей позиции глав двух церквей близки. "Что касается отношений с Католической церковью, то мы имеем сегодня много общего в наших позициях, в том числе по вопросам, которые сегодня беспокоят людей, таким как семья, брак, рождение детей, биоэтика, защита христианских ценностей в Европе. У нас есть много общего, и это общее мы развиваем через диалог", - отметил глава РПЦ.

Однако основным фактором, повлиявшим на решение предстоятелей провести встречу, стали непрекращающиеся в последние годы гонения на христиан в мире.

Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими церквями, считают в РПЦ.

митрополит Волоколамский Иларион

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Почему встреча проходила на Кубе?

Беседа глав двух крупнейших Церквей мира проходила на нейтральной территории. Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.

Митрополит Иларион заявил, что ни Россия, ни Ватикан не рассматривались как место встречи папы римского и патриарха, а для этого выбрана "нейтральная территория". "Куба устраивает всех, это та часть региона, которая динамично развивается", - сказал митрополит.

"Совпадение визита Святейшего патриарха в страны Латинской Америки и посещение папой римским Мексики предоставило возможность именно в Новом Свете провести встречу", - отметил священнослужитель.

Как проходили переговоры иерархов?

С первого момента встречи оба предстоятеля продемонстрировали чрезвычайно доброжелательный настрой. Они обнялись и троекратно поцеловались. "Наконец-то, мы - братья", - сказал Франциск. "Встреча проходит в правильное время и в правильном месте", - ответил патриарх Кирилл.

По окончании переговоров была подписана десятистраничная декларация из 30 пунктов. В ней, в частности, говорится, что патриарх и папа римский скорбят об утрате единства церквей, "ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя".

В документе также затронуты другие темы:

Иерархи призвали международное сообщество защитить христиан на Ближнем Востоке и покончить с терроризмом и насилием на планете, отметив, что в Сирии и Ираке насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей.

Предстоятели увидели серьезную опасность для свободы религии в некоторых странах и отметили необходимость межрелигиозного диалога. "Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами", - добавили они.

Папа Франциск и патриарх Кирилл призвали не оставаться безучастными к судьбе беженцев, стучащихся в двери богатых стран.

Главы двух церквей призвали уважать неотъемлемое право на жизнь младенцев и тяжело больных людей.

Иерархи выразили сожаление об уравнивании однополых браков с традиционными.

В декларации содержится призыв ко всем сторонам конфликта на Украине к благоразумию и деятельному миротворчеству. "Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней", - говорится в документе.

Папа и патриарх считают, что уния вредит единству церквей. По мнению иерархов, православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

Предстоятели исключили любые формы прозелитизма (стремление обратить других в свою веру). Патриарх и понтифик подчеркнули, что они "не соперники, а братья".

Станет ли встреча в Гаване "экуменическим прорывом"?

Встречу патриарха Кирилла и папы Франциска восприняли как добрый знак во всем мире.

Защита христиан

По мнению секретаря по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонаха Стефана (Игумнова), главная тема декларации - "совместные действия глав двух церквей в защиту наших страдающих братьев на Ближнем Востоке". Кроме того, "в документе прозвучал очень важный тезис - призыв от двух ведущих христианских лидеров к тому, чтобы человечество не допустило мировой войны, поскольку кризисы, которые происходят в разных регионах планеты, приобретают глобальный характер".

Сотрудничество несмотря на исторические барьеры

Пресс-секретарь Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве Кирилл Горбунов считает, что важнейшей темой декларации является необходимость достижения единства двух церквей. "Теперь возможны не только официальные контакты, но и сотрудничество между приходами, общинами, в благотворительной деятельности, в культурной сфере", - считает он. После встречи в Гаване паломнический обмен между католиками и православными может выйти на новый уровень, добавил Горбунов.

В свою очередь председатель Конференции католических епископов России митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Павел Пецци добавил, что "речь, конечно, не идет о романтическом стремлении возродить идеал какой-то чистой первой христианской общины". "Папа Франциск и патриарх Кирилл прекрасно знали и знают, какие богословские, пастырские, исторические барьеры существуют между церквами, но они показали, что сретение - встреча - возможно, обращение - желаемо, путь - один, хотя мы еще не можем проделать его вместе", - подчеркнул Павел Пецци.

Не только историческое, но и политическое значение

По мнению издания The Washington Post, встреча предстоятелей имеет не только важнейшее культурно-историческое, но и широкое политическое значение. "Для Ватикана она стала кульминационным моментом продолжавшихся в течение десятилетий попыток примирения с Русской церковью. Она также может открыть более широкие каналы связи с Москвой для обсуждения гуманитарных последствий конфликтов на Ближнем Востоке, в том числе наплыва беженцев в Европу и разрушения древних христианских общин исламистскими боевиками", отмечает газета.

В свою очередь "Москва может рассматривать встречу патриарха с Франциском как возможность продемонстрировать роль России на Ближнем Востоке и установить более прочные контакты с Ватиканом в сложное время", полагает The Washington Post.

Критика папы римского

В репортаже телекомпании CBS отмечается, что несмотря на то, что многие представители католической церкви приветствовали встречу в Гаване как важный экуменический прорыв, в адрес папы Франциска звучала также критика "по поводу того, что он позволил использовать себя в интересах России, которая пытается упрочить свое положение среди православных христиан и на международной арене в то время, когда она становится все более изолированной от Запада".

Позиция понтифика

Сам папа римский Франциск так прокомментировал совместное в патриархом Кириллом заявление:

папа римский Франциск

12 февраля в Гаване состоялось историческое событие - встреча Патриарха Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Беседа двух христианских лидеров длилась около двух с половиной часов. По ее итогам патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск подписали совместную декларацию.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Это была очень содержательная беседа, которая дала возможность понять и почувствовать позиции друг друга. Сегодня две церкви могут работать по всему миру.

Папа Римский Франциск:

Мы вместе обсудили целый ряд инициатив, которые, я думаю, можно будет вместе осуществлять.

Видео предоставлено телеканалом "Москва-24"

МНЕНИЕ

Георгий Николаевич Митрофанов (отец Георгий), протоирей, член синодальной комиссии по канонизации святых:

Такая громадная конфессия, как Римского-католическая церковь, непременно должна находиться в постоянном диалоге с Русской православной церковью. Смотря друг другу в глаза, можно разрешить целый ряд проблем. Главное - преодолеть психологический барьер, который долгое время затруднял общение.

Многие годы коммунистический строй диктовал свои правила, сейчас же есть возможность предложить свою позицию, а не навязанную кем-то.
В православной церкви есть такие понятия, как любовь и доверие к ближнему. Пользуясь ими, мы можем пойти на встречу к нашим друзьям, ведь Россия - составная часть христианского мира. Поэтому истинный христианин, подчеркну, не может препятствовать столь продуктивному диалогу.

Алексей Макаркин, политолог:

Эта встреча очень важна для российского государства, потому что папа римский защищает права христиан на Ближнем Востоке. Россия часто сталкивается с критикой Запада. А здесь Ватикан выразил понимание нашей позиции. Что является важным знаком. Также хочу отметить, то что встреча прошла под знаком компромисса, что в последнее время в мировой политике встречается нечасто.

Андрей Коваленко, политолог, лидер Евразийского союза молодежи:

Заявленные темы, прозвучавшие в разговоре Патриарха и Папы, это защита христиан на Ближнем Востоке и поиск способов, в том числе политических, защиты традиционных моральных ценностей, которые на Западе сегодня претерпевают прогрессирующий кризис. Никаких разговоров о сближении и литургическом общении католической и русской православной церквей не заявлялось. Результатом встречи будет, как ни странно, укрепление позиций католической церкви в Европе, потому что при поддержке более ортодоксальной русской православной церкви католики могут воспрять и вдохновиться на активную борьбу с засильем антицерковной и антиморальной пропаганды в Европе. Ведь сама католическая церковь давно ищет более радикальные способы противостояния злу современного мира. И она находит их в лице православной церкви.

Анатолий Андреевич Красиков, советский и российский политолог, журналист, религиовед:

Могу сказать, что все пункты опубликованного документа могут свидетельствовать о положительном опыте. Основная задача встречи сводится не только к тому, чтобы вдохновить христиан всего мира на молитву об единстве церквей. Есть и более актуальные вопросы. Например момент, посвящённый борьбе с терроризмом, ведь патриарх и папа римский совместно призвали мировое сообщество покончить с насилием на планете и напомнили, что конфликты в Сирии и Ираке унесли тысячи жизней и оставили без крова и средств к существованию миллионы людей.
Идея совместной работы, действительно, может решить множество проблем.

Анатолий Вассерман, политолог:

– Встреча патриархов Первого и Третьего Рима обусловлена прежде всего массовыми гонениями на христианство на Ближнем Востоке и в Западной Европе. В Западной Европе пока еще не дошло до прямого террора, но директивы Европейского Союза уже запретили очень многие формы внешнего проявления христианских убеждений. Например, прямо запрещенное не только христианством, но и иудаизмом и исламом гомосексуальное сожительство теперь приравнено к отношениям на продолжение рода человеческого. Все это – свидетельство проявление другой цели, для которой борьба с христианством – лишь средство. А цель – разрушение общества, разрушение целостных структур, организационных опор, направленных на то, чтобы оставить каждого из нас один на один с транснациональными корпорациями. И в этой обстановке опасности разрушения общества и лишения личности всяких опор, итоги встречи двух патриархов и их шаги, направленные на объединение христианских конфессий в борьбе с этим злом, вселяют в общество надежду.

Встречу патриарха и папы римского освещали около 200 журналистов, в том числе специальный корреспондент "ВМ" Алексей Белянчев, который вел онлайн-трансляцию исторической встречи .

17.11 (01.11 мск)

Самолет папы римского на взлетной полосе. Провожающие во главе с Раулем Кастро возле здания аэропорта. Представителей православной церкви и патриарха - не видно. Самолет папы римского включает форсаж...

17.08 (01.08 мск)

Слово патриарха Кирилла:

Закрыты братские дискуссии. С полным пониманием ответственности за свои церкви, за верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень серьезная и содержательная беседа, которая дала возможность нам понять и почувствовать позиции друг друга. Результаты нашей беседы дают мне возможность сказать, что мы можем активно совместно работать, защищая христиан по всему миру. Работать для того, чтобы не было войны, чтобы укреплялись основы семейной, личной и общественной нравственности. И чтобы через участие церкви в жизни общества благословлялось пресвятое и преблагословенное имя Отца, и Сына, и Святого духа.

17.06 (01.06 мск)

Папа римский прощается с Раулем Кастро и провожающими.

16.45 (00.45 мск)

Мы говорили очень спокойно. Я благодарю его Святейшество за его смирение, за его усилия, чтобы довести работу до итогового результата. Мы тоже пытались идти по этому пути, - сказал в ответном слове папа римский Франциск.

После ответного слова главы церквей представили свои делегации. Первыми православные священники подходили по одному к папе римскому и получали памятные подарки. После патриарх жал руки представителям католической церкви.

Папа римский и патриарх удалились. Двери закрылись.

16.30 (00.30 мск)

Подготовлен зал для подписания совместной итоговой декларации. Открылись двери.

Исторический момент: патриарх и папа римский подписывают совместное заявление. Патриарх - справа, если смотреть на экран. Улыбаясь, передают подписанные документы друг другу и обнимаются. Дважды целуются. Патриарх первым берет слово.

16.25 (00.25 мск)

В пресс-центре началась включилась трансляция. Показывают холл перед залом встреч. Представители католической церкви выстроились в ряд. Православные стоят "кучей".

16.05 (00.05 мск)

Стюардессы "папского самолета" компании Alitalia потянулись к самолету. Верный признак того, что встреча навряд ли затянется. Напомню, папа римский Франциск далее летит в Мексику.

15.50 (23.50 мск)

Судя по спокойствию представителей двух церквей, встреча проходит "штатно". Скорее всего, папа римский коротко прервался на короткий обязательный "протокол" с Раулем Кастро. А затем продолжил встречу с Патриархом.

15.40 (23.40)

МНЕНИЕ

Директор информационной службы римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, священник Кирилл Горбунов:

- Мне кажется, что существует, конечно, богословский уровень отношений. Есть и иерархический диалог. Но для огромного количества наших людей существуют предубеждения к католикам. Что это - чужие в нашем обществе. Их часто считают враждебными к православным и чуждыми нашему менталитету. Вот именно поэтому, когда главы двух церквей обнялись, расцеловались и по-доброму поговорили, - я думаю, станет меньше напряженности, появится открытость. Это очень хорошо! Это же не угроза, не разрушение, не отказ от каких-то подлинных вещей. А, напротив, - готовность вместе созидать что-то новое.

15.15 (23.15 мск)

Только что пресс-секретарь Главы Русской Православной церкви священник Александр Волков вышел к журналистам. Он рассказал, что в начале встречи патриарх и папа римский "выразили взаимную радость общения".

Патриарх подчеркнул, очень важно, что встреча состоялась на "нейтральной" территории, - сделал акцент в своем коротком рассказе Александр Волков.

15.10 (23.10 мск)

По-прежнему никакой информации о продолжении встречи нет. В пресс-центре суета, но из официальных лиц сюда никто не выходит. Еще раз промелькнула картинка: папа римский - Рауль Кастро.

14.55 (22.55 мск)

Никто пока ничего не комментирует. Возможно, папа римский и патриарх после "протокола" взяли паузу. А возможно, их беседа вообще завершена. Правда, нам обещали, что они будут говорить часа два - три.

Слежу за развитием событий.

14.53 (22.53 мск)

СРОЧНО! Неожиданно, буквально на 30 секунд на экранах появилась картинка беседы папы римского Франциска с Раулем Кастро. Что происходит? Пытаюсь разобраться.

14.50 (22.50 мск)

"Мы встретились в нужном месте и в нужное время!" - Так приветствовал папу римского Франциска предстоятель русской православной церкви, патриарх Кирилл.

14.32 (22.32 мск)

Протокольная трансляция начала встречи завершилась. Главы церквей начали беседу без прессы.

14.28 (22.28 мск)

Больше говорит патриарх Кирилл. Между главами церквей - классическое деревянное распятие.

14.25 (22.25 мск)

Встреча началась! Главы церквей очень тепло поздоровались, обнялись и сейчас начали разговор.

14.25 (22.25 мск)

Папа римский Франциск вместе с представительной делегацией Ватикана прошел в зал встречи официальных делегаций. С минуту на минуту должна начаться историческая встреча с патриархом Кириллом.

14.00 (22.00 мск)

МНЕНИЕ

Викарий Атенагорас, представитель греческой православной церкви на Кубе и Карибских островах:

Для меня и греческой православной церкви известие о встрече Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с папой римским Франциском стало большой радостью. Это – большое счастье. Здесь, на Кубе у нас очень тесные и дружеские отношения с отцом Дмитрием (настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Гаване). Вот и сейчас я оттуда вернулся – нужно помочь провести последние приготовления к визиту Святейшего в храм.

Почему встреча на Кубе? Я думаю, это не случайно. Для Кирилла Куба – «намоленное» место. Он здесь уже бывал, как раз когда проходило освящение храма Казанской иконы Божией Матери. Самое главное, если касаться возможных итогов встречи, чтобы потом не был сделан основной акцент на том, кто победил: православные или католики.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Отчего мы не братья?

Колонка нашего обозревателя Георгия Бовта

Есть определенный, как мне кажется, символизм в том, что одновременно с встречей Патриарха и Папы Римского в Гаване в Мюнхене шла представительная конференция, одним из центральных пунктов которой были отношения России и Запада. Только в столице Баварии премьеры, президенты и министры говорили о новой «холодной войне», о том, что нас по большей части разделяет. О том, как мы по-разному видим мир и не очень, судя по всему, готовы начать смотреть на него одинаково, чтобы стараться не столько настоять на своей точке зрения, сколько понять чужую. А главы двух церквей, одна из которых как раз олицетворяет Россию, а вторая – в значительной мере «совокупный Запад», говорили о том, что у нас общего и как преодолеть наши различия по имя мира, любви и семьи ()

Последнее обновление материала - 10.02.2016 г.

В пятницу, 12 февраля, . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск проведут беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване. В церковных кругах считают, что место встречи выбрано не случайно.

Католичество и православие

И православные и католики - христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те и другие имеют одно Священное Писание - Библию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для христиан является Иисус Христос. Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют веру в Святую Троицу и возвещают миру одно Евангелие.

И католики и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество - разные Церкви. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет католики и православные вместе не причащаются. При этом и католики и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение.

Разделение единой Церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в начале 11 века. Единая до той поры Церковь, представленная пятью поместными Церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июне 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование (отлучение) Папы Римского и Константинопольского Патриарха. Определенное политическое напряжение тех лет выявило уже сложившуюся и укрепившуюся за столетия обособленность религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Отличительная особенность католичества - юридизм и достаточно жесткая структурированность. Рим и западная традиция стояли особняком по отношению к Византии, слишком значительна была разница культур, менталитетов, национальных особенностей. Окончательное разделение произошло после разорения Константинополя участниками четвертого крестового похода в 1204 году.

В чем отличие католиков от православных?

Прежде всего, у них разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих Поместных (территориальных) Церквях. На данный момент - это Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие Церкви. Всего - пятнадцать. Быть православным - значит принадлежать к одной из Поместных Церквей, разделять одну со всеми веру, взаимно признавать священство и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.). Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство - Католическую, подчиненную Папе Римскому. Епархии, церкви, патриархаты входят в нее, как административные единицы и подчинены только и строго Папе. Очень существенно отличие между Патриархом и Папой, но об этом ниже.

Есть различия в важных вероучительных вопросах. К примеру, в учении о Боге - Святой Троице, вернее, о Духе Святом. Католики так же имеют свои учения о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости Папы Римского. Эти казалось бы умозрительные тонкости имеют вполне серьезные последствия в богословских системах и практике жизни.

За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, ибо эти особенности и составляют реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от философствования, чем от того или иного обычая.

Важное, хоть и частное отличие состоит в различном отношении к половым вопросам. Католики категорически против разводов, тогда как православные, исходя из не менее высокого учения о семье, разводы допускают. В католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священники могут быть и женатыми и монашествующими. Православие не регламентирует сексуальной жизни супругов, в частности спокойно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Католики же категорически против любых контрацептивов.

Папа и Патриарх - что общего?

Очень важно понимать, что и католики и православные провозглашают равенство перед Богом всех христиан, вне зависимости от сана и того служения, что они совершают.

Православие и Католичество - это Церкви с иерархической структурой. О священническом служении я уже говорил не раз. И Католичество и Православие знают три степени священства - дьяконы, священники и епископы (архиереи). Последним, собственно, и принадлежит полнота священства в своей Церкви (епархии). И католики и православные сходятся в том, что епископ - преемник и прямой продолжатель апостолов, он - глава и блюститель Церкви, обладающий полнотой церковной власти в делах вероучения, богослужения и управления. Епископ управляет церковью при соборном содействии клира и мирян. Священники и дьяконы - помощники епископа, именно от него они получают свой сан и только он может их запретить в служении или лишить сана. Для нас важно, что и Папа Римский и Патриарх по сути своей - это епископы. Обе Церкви не знают такого понятия, как епископ над епископами, хотя на практике те или иные Папы, Патриархи или даже Императоры стремились к такой позиции.

Патриарх

С апостольских времен так сложилось, что вопросы, выходящие за пределы компетенции одного епископа или выходящие за рамки его церкви (епархии), решали Соборы. Для этого нужны были особые авторитетные епископы, заботящиеся о жизни нескольких церквей, имеющие некоторые особые права, созывающие соборы и председательствующий на них. Такой первенствующий епископ почитался первым среди равных. Действовать вне своей епархии по собственному произволению, без совета других епископов, он не мог.

Централизация церковной власти в Византии привела к появлению Патриархов - епископов столиц или исторически значимых для христианства областей (Константинополь, Иерусалим, Антиохия, Александрия), которые обладали правами, выходящими за пределы «первого среди равных». К примеру, патриархи самолично могли подчинять себе отдельные храмы или монастыри в несвоих епархиях. Нередко, пользуясь поддержкой Императора, они вмешивались в дела иных епархий и даже осуществляли суд над епископами. Но такая практика, хоть и распространенная и укоренившаяся в веках, не нашла глубокого отражения в православном церковном законодательстве и со времени исчезновения православных империй перестала быть значимой и определяющей. С этой точки зрения, Папа Римский воспринимается не более, чем Римский Патриарх.

Сегодня Патриарх одной Поместной Церкви, к примеру, Константинопольской, ничем не превосходит Патриарха другой Церкви, скажем, Грузинской. Высшая власть в каждой из Православных Церквей во всех вопросах принадлежит и может принадлежать только Собору епископов. В межсоборный период Церквями чаще всего управляют Синоды - малые соборы из наиболее авторитетных (а в русской традиции наиболее титулованных) епископов. Патриарх осуществляет оперативное управление Церковью по текущим вопросам, но не вмешивается во внутреннюю жизнь епархий. При этом православная традиция не признает ни за Собором, ни за Синодом, ни тем более за Патриархом безошибочности или непогрешимости.

К примеру, в уставе Русской Церкви о Патриархе в отношении иных епископов сказано, что он имеет право лишь на посещения епархий в необходимых случаях. Он вправе преподавать архиереям братские советы, принимать жалобы на них и давать им надлежащий ход. Но суд над архиереями и власть принадлежит Собору.

Патриаршество - по сути, административная должность с некоторыми особыми полномочиями. Но, жизнь православных поместных церквей, православное церковное законодательство и история говорят нам, что патриаршество не является обязательным атрибутом Церкви и тем более не является гарантом целостности Церкви, ее сохранности или ее процветания. К примеру, Элладская (греческая) Церковь управляется Синодом под председательством архиепископа. Русская Церковь со времен Петра I до 1918 года так же управлялась Синодом, состоящим не только из архиереев, но и светского чиновника представителя императора, наделенного огромной властью. Можно однозначно сказать, что любая Поместная Церковь вправе самоопределиться в выборе формы и средств самоуправления. Главное - единство с иными Поместными Церквями.

Папа Римский

Католическая церковь, в свою очередь, учит, что Христос поставил главу над собранием апостолов, а именно Петра, который и создал Римскую Церковь (общину). Поэтому, Папа Римский не просто епископ Рима, но преемник первоверховного апостола и Наместник Самого Христа. Папа, как Римский Первосвященник, имеет над Церковью полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Папа - является гарантом и основой единства Католической Церкви. Собор епископов легитимен и обладает властью не иначе, как в единении с Наместником Христа в качестве главы. Собор, по сути, - не более чем совещательный орган.

Позиция Папы Римского в отношении епископов далека от того, что можно назвать «первый среди равных». Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из епархий и поместных Церквей. В Римскую Церковь входят несколько своих патриархатов, к примеру, Александрийский (коптского обряда) и Антиохийский (сирийского обряда). Это те церкви, что сохранив свою культурную идентичность и вероучительную традицию, вошли в состав Католической Церкви, признав своим главой Папу Римского. Каждый епископ или патриарх исполняет свое служение только в общении с Римским Первосвященником. Только Папа обладает правом поставления епископов, которое и совершается, по сути, именно им, правда при участии одного или нескольких архиереев.

Католики учат, что Христос наделил Папу Римского благодатным даром безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и нравственности, которым он обладает, как Верховный Пастырь и Учитель всех верующих. Вероучительные послания, приговоры и декреты Римского Первосвященника обжалованию и отмене не подлежат, апелляции на них не подаются. Безошибочностью обладает и собор епископов, но при условии единства с Преемником Петра. Эта безошибочность по сути тождественна с понятием Божественного откровения.

Католичество невозможно и немыслимо без своего Первосвященника - Папы Римского. Он - своего рода гарант существования Католической Церкви.