В каком городе находится холокост. Холокост — что это такое? Определение, значение, перевод. Фашистские лагеря смерти

Слово «холокост» произошло от древнегреческого понятия, означавшего принесение жертвы путем сжигания. Британские газеты использовали «холокост» для характеристики национальных гонений в Турции и в царской России еще в начале XX века. Однако всемирное распространение и в качестве (с ) термин получил в 50-х годах прошлого века, когда публицисты и писатели пытались осмыслить преступления нацистов по отношению к евреям.

Холокост считается одной из величайших трагедий в истории еврейского народа. Именно события Холокоста стали отправной точкой для появления государства Израиль как места, где евреи могли бы найти безопасность и покой.

С момента прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году, в Германии начались гонения на евреев, которых принудительно выселяли из страны, конфискуя их предприятия и имущество. После начала Второй мировой войны в 1939 году нацисты стремились сконцентрировать всех евреев Европы на территории захваченных государств. В 1941 году был подписан приказ об «окончательном решении еврейского вопроса», под которым подразумевалось физическое уничтожение целой нации.

Трагедия XX века

Во время Холокоста применялись массовые расстрелы, пытки, лагеря смерти. Считается, что количество евреев в Европе в результате геноцида сократилось на 60%, а всего в годы Холокоста было уничтожено не меньше шести миллионов евреев. В ходе массовых расстрелов на оккупированных территориях СССР погибло от одного до двух миллионов представителей еврейской нации. Точное число жертв Холокоста неизвестно до сих пор, так как зачастую просто не оставалось свидетелей зверств нацистов.

В период Холокоста нацисты стремились истребить и другие категории людей: представителей сексуальных меньшинств, людей с психическими патологиями, славян, цыган, выходцев из Африки, а также Свидетелей Иеговы.

На некоторых захваченных территориях местное население активно содействовало оккупантам, помогая истреблять евреев, участвуя в конвоировании и расстрелах. Мотивами для этого служили как этнические разногласия, так и жажда наживы: имущество уничтоженных евреев становилось собственностью коллаборационистов. Однако многие люди пытались спасти обреченных евреев, зачастую рискуя собственной безопасностью. Только в Польше нацисты приговорили более двух тысяч человек к смерти за помощь евреям.

англ. holocaust от греч. holokaustos всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)

наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй мировой войны в Европе (1933-45). Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah - Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с середины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОКОСТ

от англ. holocaust), Шоа (с ивр. - бедствие, катастрофа), Катастрофа - понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистской политики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев.

Идеология национал-социализма, основанная на расовом учении о превосходстве арийской, нордической расы, оправдывала порабощение и физическое уничтожение целых народов, которые объявлялись неполноценными, «низшими» расами, «недочеловеками» (Untermenschen) - например, славян или цыган. Но именно в отношении евреев геноцид в «третьем рейхе» и на оккупированных территориях приобрел масштабный, массовый характер и привел к почти полному уничтожению ашкенази - восточноевропейского еврейства.

Антисемитизм нацистов вырастал из старых, бытовавших в Европе веками националистических предрассудков. Но в XX в. он приобрел качественно новый характер. Традиционная еврейская община, автономно существовавшая в европейских государствах в пределах гетто на протяжении многих веков, в результате глубоких изменений во второй половине XIX - начале XX вв. прекратила свое существование. С ее распадом началась активная интеграция евреев в экономическую, политическую, культурную жизнь стран проживания.

Еврейское национальное движение стало заметным фактором международной жизни. Бывшие обитатели гетто стали играть важную, а часто и ведущую роль в политической жизни многих государств. Верхушка большевистской партии, захватившей власть в России в октябре 1917 г. (см. Октябрьская революция), состояла в основном из евреев. Нацисты это обстоятельство всегда использовали в своей пропаганде, отождествляя большевизм и еврейство, и оправдывали чудовищные злодеяния в отношении последнего необходимостью спасения европейской цивилизации от коммунистического варварства.

Велико было влияние еврейского финансового капитала и на формирование внешней и внутренней политики США, превратившихся к началу ХХ в. в центр мирового еврейства (и остающийся им до сих пор). В побежденной Германии ключевые посты в экономике, политике, культуре тоже были захвачены евреями. Веймарскую республику нередко именовали даже Judenrepublik. Неудивительно, что послевоенные экономические трудности, разруха, нищета, помноженные на чувство национального унижения, вскоре привели к тому, что именно в евреях рядовые немцы стали видеть главных виновников всех своих бед.

Эти стихийные настроения умело использовал Гитлер. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германского государства, основ экономической жизни. Международные связи еврейского капитала и политиков еврейской национальности с финансовыми и политическими кругами США, Великобритании, Франции - недавних врагов рейха - преподносились гитлеровской пропагандой как свидетельство всемирного «жидомасонского заговора», целью которого является установление на планете еврейского господства. И помешать этому способна лишь «арийская раса».

Нацисты с момента возникновения своей партии ставили целью не просто изоляцию евреев, вытеснение их из политической и экономической жизни, но именно поголовное физическое уничтожение всех евреев, «окончательное решение вопроса». Еще в 1922 г. Гитлер заявил, что в случае прихода к власти «уничтожение евреев станет моей первой и главной задачей… Если как следует подогреть ненависть и развязать борьбу против них, то их сопротивление будет неизбежно сломлено. Они не смогут защитить себя, и никто не станет их защитником». И после прихода к власти в 1933 г. он последовательно стал воплощать эту программу в жизнь, умело сочетая стихийный антисемитизм улицы, погромы штурмовиков с систематическим государственным насилием, роль которого возрастала по мере укрепления фашистского режима.

С началом Второй мировой войны насилие в отношении евреев стало массовым, и погром в пределах страны обернулся геноцидом в масштабах Европы. В государствах континента, контролируемых нацистами, проживало, по некоторым оценкам, около 9 млн евреев. Для воплощения своих чудовищных планов в жизнь (физической ликвидации столь значительного количества людей) «обычных» методов было недостаточно. И тогда нацисты создали систему концентрационных лагерей - «фабрик смерти», где за годы «третьего рейха» были уничтожены миллионы людей, в основном гражданских.

Всего нацистами было создано 1634 концлагеря и свыше 900 «трудовых». Все они, в сущности, были «лагерями смерти», где тысячами гибли как евреи, так и представители других «неполноценных» народов. В самой Германии еще в 1939 г. начали действовать такие крупные лагеря как Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Флоссенбург. А в оккупированной Польше появились стационарные центры, специально спроектированные (или переоборудованные) для массовых убийств в индустриальном масштабе: на территориях, включенных в рейх - Освенцим и Хелмно, в «генерал-губернаторстве» - Майданек, Треблинка, Собибор и Бельзец. Это не случайно - именно в Польше, а также в Белоруссии и на Украине проживала основная масса восточноевропейского еврейства.

Лагеря смерти были построены вблизи транспортных артерий. В генерал-губернаторстве, которое Гитлер называл «огромным польским лагерем», гетто были сосредоточены рядом с железными дорогами. Без их сети (на Рейсбане было занято около 1,5 млн чел.) Холокост был бы просто невозможен.

Даже во время Сталинградской битвы, когда требовалось срочно перебросить на Восточный фронт новые воинские соединения и технику, график движения поездов составлялся так, что приоритет отдавался тем составам, что везли в концлагеря евреев.

Большинство немцев знало о назначении этих составов, которые громыхали в темное время суток. Некоторые даже говорили: «Проклятые евреи, даже ночью спать не дают!».

Немцы получали выгоду от массовых убийств. Изъятые у несчастных вещи, от часов и авторучек до белья, распределялись в вооруженных силах и среди гражданского населения. Известен случай, когда на «Внутреннем фронте», т. е. в самой Германии, всего за 6 недель было распределено 222 тыс. мужских костюмов и комплектов белья, 192 тыс. комплектов женской одежды и 100 тыс. детской. Все это было изъято у людей, отправленных в газовые камеры в Освенциме. И получатели прекрасно об этом знали.

Было, конечно, немало случаев, когда немцы, рискуя жизнью, спасали от неминуемой смерти евреев. Но в целом приходится признать: немецкий народ знал о геноциде и содействовал ему.

Массовым истреблением занимались и мобильные команды - эйнзатцгруппы СС. Их было создано 4 - по одной на группу армий, вторгшихся в СССР. Из 4 млн евреев, проживавших на советских территориях, оккупированных немцами в 1941–42 гг., 2,5 млн успели эвакуироваться до прихода фашистов. Оставшиеся же на 90% были сконцентрированы в городах, что значительно упрощало для эйнзцатцгрупп задачу их уничтожения.

Казни осуществлялись как путем массовых расстрелов, так и с использованием передвижных газовых камер. За короткое время небольшим группам палачей (в каждом карательном батальоне насчитывалось от 500 до 900 военнослужащих) удалось истребить огромное количество мирных жителей, в основном еврейской национальности. Так, в Риге 22 эсесовца убили 10600 евреев.

Всего за полтора месяца, начиная с середины октября 1941 г., эйнзатцкоманды A, B, C и D на оккупированной советской территории уничтожили 125, 45, 75 и 55 тыс. евреев соответственно. В 1942 г. на территории Украины и Белоруссии их было истреблено 900 тыс.

Геноцид в отношении этого народа осуществлялся как на оккупированных территориях, так и в странах фашистского блока, хотя везде по-разному. Австрийцы, которых после войны стали представлять «первой жертвой нацизма», на самом деле горячо приветствовали аншлюс и участвовали в Холокосте даже с большим рвением, чем немцы.

Не только Гитлер, но и главные палачи Эйхман и Кальтенбруннер были австрийцами. Выходцы из Австрии Зейсс-Инкварт и Раутер руководили массовым истреблением евреев в Голландии. Австрийцы составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных батальонов, они командовали четырьмя из шести «фабрик смерти». По некоторым подсчетам, именно на долю австрийцев приходится половина всех уничтоженных в годы Холокоста евреев.

Ответственность за чудовищную катастрофу лежит и на Румынии, где до войны проживало 757 тыс. евреев. Профашистский режим Антонеску проводил антисемитскую политику на государственном уровне внутри страны. А в оккупированной Бессарабии румынскими солдатами было убито 200 тыс. евреев. Совместно с эйнзатцкомандой D только в Приднестровье они уничтожили 218 тыс. евреев. Жестокость румын изумляла даже эсэсовских палачей.

Часть французов, как тех, кто жил в оккупированной фашистами северной части, так и подданных марионеточного вишисткого режима Петена, поддержала гитлеровское «окончательное решение». Коллаборационисты помогли немцам депортировать 75 тыс. французских евреев, из которых уцелело всего 2,5 тыс.

В других европейских странах - Италии, Голландии, Греции нацисты такой поддержки со стороны населения не нашли. Даже Муссолини колебался в отношении проведения в жизнь «окончательного решения». Геноцид евреев в этих государствах осуществлялся в основном эсэсовцами.

Количество жертв Холокоста было бы на порядок меньше, если бы не выжидательная политика США и Великобритании. Союзники вполне могли бы принять большее количество беженцев из Германии и оккупированной Европы (и тем самым спасти их от верной смерти), чем это было сделано.

За всю войну США пустили в страну всего 21 тыс. эмигрантов - 10% от количества, предусмотренного законом о квоте. В Америке были сильны антисемитские настроения, там в массе своей граждане отказывались верить даже в сам факт Холокоста, несмотря на многочисленные свидетельства тех, кому посчастливилось выжить. Пассивную позицию занял президент Рузвельт, который был решительным противником массовой эмиграции евреев из Европы в Америку.

Англичане тоже были настроены против массового приема беженцев, Форин Офис отклонял даже индивидуальные прошения. Геббельс записал в дневнике 13 декабря 1942 г.: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».

США и Англия уверяли мировую общественность, что самый эффективный способ спасения евреев - быстрый и окончательный разгром Гитлера. Но второй фронт в Европе был открыт лишь 6 июня 1944 г., когда Красная Армия стремительно наступала на запад, освобождая страны Европы и спасая гражданское население, включая и евреев, от уничтожения.

Промедление союзников с открытием второго фронта стоило жизни не одной сотне тысяч евреев. В этом смысле военно-политическое руководство США и Великобритании также несет ответственность за Холокост.

Почему он стал возможен? Почему сами евреи не смогли оказать палачам серьезное сопротивление, как это делали другие, менее многочисленные народы? Причины в историческом опыте иудеев, которые за много веков привыкли приспосабливаться к действительности, а не бороться. Кроме того, наиболее деловитые из ашкенази эмигрировали в Америку еще до войны, а энергичные и воинственные - в Палестину. Оставшиеся, в основном религиозные евреи, к организованному сопротивлению не были способны. Эти особенности еврейской социальной психологии и учитывали нацисты, сводя у жертв до минимума саму мысль о сопротивлении.

Евреи верили, что ниспосланная на них страшная кара, орудием которой был Гитлер, есть дело рук Божьих и одновременно доказательство того, что Бог избрал именно их. Понимание Холокоста как жертвы, страдания, искупления, за которым наступит возрождение, и по сей день является для большинства евреев актуальным. Шоа, Катастрофа является для еврейского сознания центральным событием Второй мировой войны, которая была развязана якобы только потому, что Гитлер патологически стремился уничтожить евреев.

Но в 1939–45 гг. участники войны решали разные задачи, исходя из своего понимания национальных интересов (пусть и ложного, приведшего собственный народ к катастрофе, как в случае с Гитлером), а вовсе не воевали исключительно для того, чтобы уничтожить или спасти «избранный народ».

Вырывание событий Холокоста из контекста мировой войны ведет к мифологизации исторического процесса. Сакрализация Катастрофы, превращение ее в общественном сознании из исторического факта в вариант библейских Писаний (Кетубим), событие только иудейской истории, не допускают иных, «неталмудических» толкований. Даже цифра жертв Холокоста объявлена неизменной и окончательной - 6 млн чел. Сомневающиеся подлежат суровому суду, причем на самом высоком международном уровне.

Фактически религиозно-метафизическое восприятие евреями Холокоста предписывается остальному миру в качестве нормы международного права, а иная точка зрения на историю массового геноцида в отношении евреев - недопустимой.

В некоторых странах отрицание факта Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, существует «ревизионистская» литература, в которой делаются попытки взглянуть на события Второй мировой войны и Холокост не только глазами евреев (см. например, Юрген Граф).

По мнению «ревизионистов» количество жертв Катастрофы сильно завышено, многие народы понесли не меньшие потери в войне, и уже на этом основании неправильно делать еврейский народ главным субъектом (и объектом) Второй мировой войны, ее главной жертвой. Наиболее радикальные авторы вообще оперируют цифрой всех еврейских потерь в 300 тыс. чел., а не 6 млн. Довольно серьезные аргументы подтверждают цифру около 4 млн чел. (В. Кожинов). Есть и точка зрения, что никакого Холокоста не было - она распространена в арабском и мусульманском мире, а миф о Холокосте раздула еврейская пресса, чтобы вызвать у всего мира чувство вины.

Христианские ортодоксальные публицисты, не отрицая уничтожения евреев, выступают против применения слова «холокост», т. к. оно имело смысл сакральной жертвы - «всесожжение», и распространять это слово на факт геноцида кощунственно.

В целом геноцид евреев в XX в. еще долго будет оставаться предметом интереса историков и фактом, определяющим международный политический климат.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общеизвестный факт, подтвержденный многими документами и свидетельскими показаниями, заключается в том, что за годы правления в Германии Национал-социалистической рабочей партии, на всей территории этого государства и оккупированных им в ходе Второй мировой войны землях осуществлялась политика целенаправленного уничтожения людей по национальному признаку. Совокупность действий, примененных для достижения этой цели, получила в дальнейшем название холокоста.

Морфология

Для того чтобы понять, что такое холокост, необходимо разобраться в морфологии этого термина, в его сакральном смысле. У древних евреев существовал обычай приносить жертву богу, при этом предмет подношения высшему разуму сжигался. Возможно, этот религиозный обряд имел свое наименование на иврите, но более известно обозначающее его греческое слово. Сожжение целиком, полное испепеление, превращение в прах посредством огня, таков изначальный смысл слова «холокост». История знала несколько примеров, когда целые народы подвергались преследованию только потому, что их считали чужаками. Так, в Османской империи убивали армян. В Российской империи бывали случаи еврейских погромов, но они не являлись частью государственной политики, а их зачинщики чаще всего привлекались к ответственности. Происходили подобные инциденты и в других европейских странах, но практически во всех случаях правительство не поддерживало, по крайней мере открыто, антисемитских выступлений.

Расистская идеология будущей нацистской Германии была в общих чертах разработана и сформулирована в программном труде Адольфа Гитлера, написанном им во время отбывания срока заключения за попытку государственного переворота 1923 года в Баварии. Ответ на вопрос о том, что такое холокост, можно отчасти найти в этой книге. Главные враги немецкого народа и арийской расы названы уже в первом томе - это французы и евреи. Но прямого призыва к массовому уничтожению людей, принадлежащих к этим народам, в книге искать не стоит, их там нет. Зато высказывается пожелание помочь России избавиться от еврейского гнета, под который он попал в результате октябрьского переворота 1917 года. Дальнейшее развитие событий, переход от теоретических изысканий к практическим действиям в полной мере обнажил авторский замысел.

Практика

Уже в 1933 году еврейское население Германии в общих чертах узнало, что такое холокост, хотя тогда этот термин не применялся. Зато звучали другие слова: «запрет на профессию», «бойкот», «очистка» и т.д. Уже 7 апреля был издан декрет, запрещающий иудеям занимать посты в органах местного самоуправления, затем в образовательных учреждениях, на судах, в кинематографе, медицине, на радио и газетах. Круг возможных занятий сужался, наконец, евреям запретили торговать. На улице их кто угодно совершенно безнаказанно мог ударить или избить, полиция «ничего не видела». Но это были еще цветочки, а ягодки…

Юридическая сторона

В 1935 году националистическая теория Гитлера была оформлена в виде четких юридических норм. Вышел закон «О расе и гражданстве», согласно которому, евреи больше не считались полноценными людьми, они ущемлялись во многих правах, а их дееспособность ограничивалась. Немногим менее года спустя была введена обязательная регистрация в органах полиции. Разбираясь в том, что такое холокост военных лет, достаточно вспомнить о внутренних законах рейха, принятых с 1935 по 1939 год. Они начинали действовать на оккупированных территориях сразу после прихода немцев. Так было в Польше, во Франции, в Голландии и других захваченных странах. Так было на Украине, в Белоруссии и России. А в предвоенный период была еще и «Хрустальная ночь». Тогда, в 1938-м, убили по меркам двадцатого века немного - 36 евреев. Все еще было впереди.

Суд народов

Потом было то, о чем человечество в полной мере узнало лишь после войны. Суд над нацистскими лидерами обнажил их преступления во всех мерзких подробностях. Жертвы холокоста взывали к своим палачам с фотографий и прямо из зала. Гигантские комбинаты смерти, концлагеря были развернуты на огромных пространствах, оккупированных нацистами. Палаческое дело они поставили на промышленную основу. А все начиналось с книжки, написанной в тюремной камере…

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста . В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост - это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Сам термин появился в обиходе благодаря заимствованию из греческих библейских текстов форм слова holocaustum («всесожжение», «жертва всесожжения»), в английском варианте - holocaust.

В русском варианте слово «холокост» может обозначать геноцид любого народа (как, например, геноцид армян в Османской империи), при использовании же «Холокост» с заглавной буквы оно означает события именно Второй мировой войны.

Хронология

10 мая 1933 года - прошло сожжение книг еврейских авторов, к сентябрю евреям было запрещено участвовать в культурной жизни страны.

3 июля 1934 года - был принят закон, запрещающий брак арийцев с представителями «иной расы».

15 сентября 1935 года - были приняты Нюрнбергские законы - два законодательных акта, предусматривающих лишение немецкого гражданства тех, кто не «обладает германской или родственной ей кровью», пристальное внимание уделено было евреям и цыганам.

5 октября 1938 года - в паспортах евреев начинают проставлять «J», что означает «Jude» - еврей.

Ноябрь 1938 года - весь мир потрясли события так называемой «Хрустальной ночи», более 1400 синагог было разрушено, тысячи евреев пострадали, десятки тысяч - оправлены в концлагеря.

21 сентября 1939 года - появилась инструкция о заключении польских евреев в гетто, чуть позднее евреям было велено носить на рукаве «Звезду Давида»

22 июня 1941 года - Германия напала на СССР, на оккупированных территориях началось массовое уничтожение советских евреев.

31 июля - немцы принялись за подготовку «окончательного решения еврейского вопроса», открылись гетто на территории России.

11 августа - произошёл расстрел более 18 тысяч евреев близ Змиевской балки (Ростов-на-Дону).

19 апреля - началось восстание в Варшавском гетто, затем в течение года восстания прошли в гетто Белостока и лагере Собибор.

Февраль - июль 1944 года - были освобождены гетто Транснистрии и лагерь Майданек.

8 мая 1945 года - Германия капитулировала, в октябре начались судебные процессы над военными преступниками.

Цифры и факты

6 млн евреев в общей сложности погибло в ходе геноцида, идентифицировать удалось около 4 млн человек. Это около трети всего еврейского населения мира.

566 тысяч евреев проживало на территории Германии до 1933 года, из них 150 тысяч эмигрировало, 170 тысяч - погибло.

350 тысяч венгерских, столько же французских и румынских евреев погибло в ходе войны.

3 млн 350 тысяч евреев проживало на территории Польши, из них спаслось 350 тысяч.

1,2 млн человек - таково количество погибших советских евреев.

4 млн (по другим подсчётам - 2-3 млн) человек было убито в лагере смерти Освенцим, «пропускная способность» лагеря была доведена до 20 тысяч человек в день. 870 тысяч человек погибло в лагере Треблинка, 600 тысяч - в лагере Бельжец.

200 тысяч человек были убиты и около миллиона пациентов немецких больниц было замучено голодом по программе «Т-4» (программа предусматривала умерщвление инвалидов, людей с умственными заболеваниями, детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны»).

5-15 тысяч человек содержались в лагерях за гомосексуальную активность, около 9 тысяч из них погибло. Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде - розовый треугольник.

23 тысячам спасителей еврейского населения присвоено почётное звание «Праведников мира», среди них более 6000 из Польши, 5000 из Голландии и 3000 из Франции. Они с риском для жизни помогали еврейскому населению спастись от уничтожения нацистами.

Почему Холокост стал возможен?

Историки считают, что в результате продуманной политики немцам удавалось довольно долгое время не пропускать информацию о своих планах, поэтому свозимые в гетто евреи просто стремились выжить и выполнять все требования оккупантов.

Сопротивление началось, когда стали окончательно ясны мотивы нацистов, однако без поддержки местного населения вне стен гетто повстанцы погибали. Тех, кто с риском для жизни помогал беженцам, стали впоследствии называть «Праведниками мира».

Восстание в Варшавском гетто (19 апреля 1943 года) стало символом сопротивления еврейского народа. Когда началось уничтожение гетто, его жители оказывали сопротивление гораздо более оснащённым немецким войскам в течение пяти недель. Однако 16 мая «зачистка» гетто была закончена.

После окончания войны появились точки зрения, отрицающие сам исторический факт Холокоста и антисемитской политики Третьего Рейха. Профессиональные историки и исследователи считают подобный подход антинаучным. В ряде стран публичное отрицание Холокоста стало уголовно-наказуемым.

День памяти

Организация Объединённых Наций уделяла и уделяет много времени просветительской деятельности, не позволяя миру забыть те события, которые произошли в ходе Второй мировой войны. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и ООН», предусматривающую поощрение разработки образовательных программ по теме Холокоста с целью рассказать людям, что именно происходило в то время.

Тогда же был учреждён Международный день памяти жертв Холокоста (27 января, как уже было отмечено, - это день освобождения лагеря Освенцим), который подразумевал различные мероприятия в отделениях ООН по всему свету. Так, на церемонии в зале Генассамблеи в 2006 году собралось более 2000 человек, множество человек во всём мире смотрели теле- и интернет-трансляцию.

В 2007 году была принята Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 61/255, в которой настоятельно рекомендовалось всем странам отвергать любое отрицание Холокоста и чтить память погибших от рук нацистов людей.

С тех пор ООН при поддержке ЮНЕСКО, Европарламента и региональных межправительственных организаций поощряет проведение специальных мероприятий, таких как просмотр документальных фильмов или подготовку информационных материалов, дабы повысить осведомлённость людей о том, как опасна политика геноцида.

В память о Холокосте воздвигнуто множество мемориалов, созданы музеи в разных странах мира (Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме, Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне или Центр документации и мемориал в Париже).