Легенды про цветы. Анютины глазки. Аню́тины гла́зки Легенды про цветы анютины глазки

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor ). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они - символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви - Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый - это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый - печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки - это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики - исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» - вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке - Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас - вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой - моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» - «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.

По русской легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первую любовь. Всем сердцем потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.

По другой версии Анюта была излишне любопытна и любила подглядывать за другими. За что и превратилась в цветок.

Среди бескрайней равнины, мимо полей и лугов, поросших буйной травой, где, кажется, не ступала нога человека, мимо редких перелесков, тихо и неторопливо несет свои воды речка Велюйка. На левом берегу ее раскинулась деревушка с незатейливым названием Раздольное. Да нет в ней раздолья. Пятьдесят домиков стоят рядком и в тихие ночи ведут между собой беседы. Долгую жизнь они прожили, многое видели, многое могли бы рассказать и нам, людям. Крепка память у крестьянских домов. Помнят и шумные дни праздников, когда веселился народ, нарушая тишину просторов песней, смехом и лихой трелью гармони. Помнят и трудные дни, когда оглушали окрестности плач и людское горе немой волной окружало всю деревню. Помнят всех жителей деревни: и тех, кто ушел недавно, и тех, кто жил давно. Люди уже забыли, а дома всегда помнят своих хозяев. Этим и живут. Памятью. Помнят они и пригожую девушку Анюту, что жила со своей матерью на краю деревни. Рукодельница да умелица, за чтобы не взялась, все у нее выходило - получалось: и дома порядок, и скотина ухоженная, и на огороде ни сорнячка. Отец помер давно. Мать болезнями мучилась то ли от горя вдовьего, то ли от жизни нелегкой. Все Анюте приходилось в руках своих держать. Но не унывала Анюта, весело по жизни шла, хоть и бедствовали часто. Да разве для жизни молодой помеха это. А как запоет Анюта, так даже соловьи в лесу замолкают, чтобы ее звонкую песенку послушать. Красавица была, ладная, с русой косой до пояса и ясными голубыми глазами, широко раскрытыми в мир. Много парней заглядывалось на Анюту, многие сватались, но со всеми была она одинаково приветлива, никого не выделяла. Мать называла ее гордячкой, да и бабы в деревне пересуды вели, что, дескать, принца ждет заморского. Не ждала она принца. Просто не тронула птица любви ее сердечко. Свободное оно было. Оттого и веселое. Но не долго так продолжалось. Как-то поутру, в ту пору, когда весна с летом сходится, заехали в деревеньку странствующие коробейники. Мужик да хлопец молодой. Товару навезли невиданного, разложили на главной улице. Сбежалась вся деревня смотреть. И девки молодые, и бабы замужние, и старухи древние. Мужики тоже пришли. Руками не трогают, а только в бороды посмеиваются, глядя как бабы товар перебирают да дивятся. Да и было чему подивиться: и платки расписные, и ткани цветастые, и гребешки перламутровые, и румяна для девиц. Не часто богатство такое в деревеньке появлялось. В стороне от дорог торговых лежала деревня. Обходили стороной ее купцы странствующие. Анюта тоже пришла полюбоваться, прицениться. Но как увидела коробейника молодого, так и упало у нее сердечко. Не даром в народе говорят: хватает одного взгляда, чтобы узнать своего суженного. Потом много в деревне говорили да обсуждали, никак понять не могли, что Анюта в нем нашла. Не высок и не статен, и лицом не писаный красавец. Другая и не глянет на такого. Лучшие к ней сватались, попригожее. Ан нет, упал взгляд этого заезжего молодца в сердце Анютино. Засветились голубизной глаза ее ясные. На товар уже и не смотрит, а из-за подружек боязливо на торговца поглядывает. И он Анюту заприметил, подошел к ней: - Что же ты, ясноглазая, к товару моему не подходишь, не выбираешь, не примеряешь? Аль не нравится? -Как же не нравится? Нравится, дивное все, в наших краях не виданное. - Так выбирай, девица, что глянется. Я и плату не востребую. За один поцелуй, что не захочешь, отдам. Покраснела Анюта, глазки опустила: -Да что вы ведете речи не приличные. Как же я вам поцелуй подарю, если и не знакомы мы вовсе. -Не беда это, - парень усмехается. - За этим дело не станет. Алексей меня зовут, а по батюшке - Иванович. А тебя как величать? -Анютой кличут. -Анюта, Аннушка... Имя-то красивое. За имя твое звонкое да за глазки ясные подарю я тебе платочек расписной да гребешок. Может, вспомнишь меня когда. Еще пуще покраснела Анюта, но подарочек взяла. Поблагодарила, как полагается. Унесла домой и в сундучок свой запрятала. О чем девица думала никто не ведает. Но мать примечать стала, что часто Анюта тайком от нее любуется товарами даренными. Достанет, вздохнет и обратно спрячет. Не носит подарки, бережет. Много ли времени прошло, мало ли. Весна отгуляла, лето красное силу набрало, заколосилось спелым хлебом и цветами душистыми. Анюта уже и забывать стала коробейника молодого. Других хлопот хватает. День короток для работы деревенской. Всю работу не переделать. С одним справишься, другое набегает. До мечтаний ли тут пустых, девичьих. Но вот как-то под вечер (уже откушали, мать посуду со стола прибирала) раздался стук в дверь. Анюта открыла дверь, а там Алексей. Ахнула девушка, руками всплеснула, и слова вымолвить не может. Только ресницами длиннющими от удивления хлопает. - Здравствуй, моя Аннушка! Сами ноги к тебе принесли. Не мог я тебя позабыть. Запала ты мне в душу, перевернула в ней все. Нет мне без тебя жизни. Молчит Аннушка, только чувствует, как сердечко громко стучит и радуется: "Вернулся! Вернулся, ненаглядный!" Мать вышла из кухни, увидала гостя, в комнату завела, на лавку садит. Не садится Алексей, в ноги матери кланяется: - Полюбил я вашу дочь ясноглазую. Не могу жить без нее. И день не мил, и ночь нескончаемой кажется. Все мысли только об Аннушке. Измучился уж. Хочу ее с собой в город забрать, в дом хозяйкой ввести. Мать посмотрела на Алексея и сказала: - Постой, добрый молодец, не спеши. Не так эти дела делаются. Не гоже самому за невестой приходить. Не коровушку, чай, продаем, а дочку. Присылай сватов коль мила. Тогда и говорить будем. Анюта глаза потупила, стоит молчаливая. - Один я. Нет у меня ни отца, ни матери. Больше года прошло, как померли. Дом мне оставили. Хозяйство небольшое, но ладное. Бабка присматривает. А я торговлей занимаюсь. Денег скопил. Для жизни хватит. Не будет знать Анюта беды за мной, - говорит Алексей. - Но знаю я обычаи людские. Будут сваты. Захотелось мне только увидеть Анюту мою ненаглядную, заглянуть в глаза ее бездонные. Узнать люб ли я ей. Есть ли надежда? А мать отвечает: - Посмотри на нее. Вон как раскраснелась. Хоть глаза-то и прячет, да не спрятать счастья. Давно уж я заприметила, как вздыхает она над твоими подарочками. Не будет, видно, тебе отказа. Пусть приходят сваты. Созрела девка, не сидится ей у матери. Пришло время улетать из гнезда родного. Поклонился Алексей матери, поклонился Анюте. -Жди меня, девица красная, со сватами. К Первому Спасу жди. И настали дни ожидания для Анюты. Куда бы ни шла, чтобы не делала, все взгляды бросает на околицу. Не появится ли миленький. Мать тоже времени не теряет, приданное в порядок приводит. Разговоров в деревне полно: Анюта - красавица замуж собирается за чужого да пришлого. "Не к добру это", - перешептываются соседи. - "Своих что ли парней не хватает. Как можно отдавать девицу в мир чужой, не знакомый." Жила в той деревне старуха одна, Елисеевна. Люди говорили, что ворожбу она знает, предсказывает будущее. Что не скажет, все сбывается. Захотела и мать Анюты узнать, что ждет ее дитятко единственное в жизни замужней. Пошла к Елисеевне, гостинцев принесла, как полагается. -Расскажи-ка, Елисеевна, всю правду. Как будет у Анютки моей в жизни замужней, как сложится жизнь ее бабья. Поколдовала Елисеевна над горшочком глиняным, поговорила слова заговорные, вздохнула, перекрестилась и сказала: -Не будет у ней жизни семейной, не коснется ее любовь мужняя. Чистая ее судьба останется, пропадет она девицей нетронутой. Мать осерчала: -Что несешь ты, старая. Не сегодня - завтра сваты подъедут, заберут мою кровинушку. -Что вижу, то и говорю, - молвит Елисеевна. - Не будет у нее мужа. Не поверила ей мать, ушла домой расстроенная. Ничего Анюте не сказала. А Анюта еще краше стала от ожидания. Ждет Алешеньку своего со сватами. Верит, что не могут обмануть его глаза чистые, слова нежные. Как свечереет, как всю работу выполнит, выходит на дорогу за околицу, и все смотрит вдаль, не появится ли ее возлюбленный. Но нет вестей от милого. Вот и лето прошло, осень с дождями понахлынула. В деревне разговоры пошли, что обманул хлопец залетный, не приехал за девицей. Мать за печкой вздыхает, сама расстроенная. Анюта-то крепится, на людях горя своего не показывает. Все такая же веселая да приветливая. Может и всплакнет когда в одиночестве. Да никто не видит этого. Кто повнимательней был, тот только и заметил, что стали глаза ее тускнеть, пропал блеск ясный. Видимо не мало она слез пролила. А за околицу все выходит, как будто и не слышит насмешек соседских, слов материнских, когда та ее отговаривает да от позора уберечь хочет. -Приедет Алексей за мной, обещал ведь. Мать и так, и этак успокаивает. -Да что ты моя, дочурка. Не хороший, видно, человек он, раз так посмеялся над девушкой честной. Успокойся, посмотри на других парней. Не кончается ведь жизнь на этом. А Анюта и слушать не хочет. -Все равно я дождусь его. Зима пришла с морозами, лютая, студеная, уснула вся природа, речка успокоилась. Не успокоилось только сердечко Анютино, разрывается оно от горя девичьего. Гаснуть стала Анюта, все печальней и печальней становиться. Смеха ее звонкого не слышно, да и не поет она больше. Только как солнышко садиться станет за околицу, бежит, все в даль вглядывается. Так всю зиму отмучилась, весну бурную промаялась. А как лето пришло, пропала Анюта. Мать и плакала, и искала ее. Не нашла Анюты своей. Разговоры разные ходили, догадки разные строились. Кто говорил, что утопилась в речке Анюта с горя невыносимого, с позора девичьего. Кто - что в город ушла Анюта искать своего милого, да там и сгинула. Никто не знает, что случилось с девицей. Только за околицей у дороги появились цветочки невиданные, голубые, веселые. Как ветерок их теплый тронет, так закачают они своими головками, зазвенят они, будто смехом девичьим. Похожие на глазки голубые, Анютины. Посадила их мать в горе своем у домика. Разрослись они буйной порослью. Радовать стали и мать, и соседей. Так их и прозвали Анютиными глазками. А Алексей так и не вернулся в деревню с названием Раздолье. То ли успокоилось его сердце о девушке синеокой Анюте, то ли повстречалась ему другая в его странствиях торговых, то ли сгубили его люди лихие на дорогах торговых.

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").

По весне во многих садах расцветает радующий глаз многообразием красок цветок анютины глазки. Легенды и поверья разных народов рассказывают немало интересных историй о происхождении и названии этих растений. Познакомимся с ними и мы.

Описание цветка

Пять нежных, чаще фиолетово-желто-бело-синих, лепестков располагаются на ветвистом стебле высотой около двадцати сантиметров и по форме напоминают сердечки. Крупные, удивительно на растении сменяют друг друга с весны и до середины лета. Такой красочный ковер буквально завораживает.

Легенды и поверья о цветах анютины глазки дают различное толкование их появления. Многие из видов, разводимых сегодня, - это гибриды, полученные путем скрещивания их диких прародичей с А первые результаты подобной селекции появились еще в XVI веке при дворе принца Вильгельма Гессен-Кассельского. Сегодня это один из самых распространенных садовых цветков. Фиалка (виола) трехцветная, анютки, братки, Иван-да-Марья - таковы самые распространенные названия этого прекрасного растения.

Русская легенда про анютины глазки

Жила добрая, доверчивая, чистая сердцем девушка. Как-то она познакомилась с парнем, приехавшим в их деревню. Анюта полюбила молодого человека, верила в его искренность. А он перед отъездом обещал вернуться и забрать ее с собой. Каждый день выходила девушка на дорогу и ждала любимого, но от так и не появился. Закончилось все трагически: девушка зачахла от тоски и умерла. А на ее могиле выросли удивительные растения с трехцветными лепестками. По версии народа, окраска их соотносится с разными периодами жизни Анюты. символизирует надежду героини на взаимность и счастье в самом начале отношений. Желтый - удивление от того, что жених долго не приезжает. Фиолетовый - печаль, крах всех мечтаний и смерть.

Эта легенда про цветок анютины глазки имеет и другие вариации. Первая гласит, что богатого юношу женили против его воли на другой, и девушка умерла от боли и горя. По второй - любимый ушел на войну и там погиб. А Анюта со временем превратилась в цветок, который все еще продолжает ждать милого у дороги.

История о братках

У белорусов, украинцев и поляков есть своя версия происхождения цветка анютины глазки. Легенды и поверья у этих народов тоже несколько отличаются, но суть их - в греховной любви брата и сестры. Самой трогательной является история, относящаяся к временам набегов турок.

Войско завоевателей напало на украинское село и захватило в плен мирных жителей. Рядом с красивой чернобровой девушкой, заливавшейся слезами, ехал молодой янычар. Пленница пришлась ему по душе, и он поддерживал ее всю дорогу. А потом предложил бежать, обещая вернуть ее на родину и жениться. Во время одного из привалов им удалось совершить задуманное. А после того, как они стали близки, янычар рассказал историю своей жизни. Что родился там же, где был дом его подруги. Что еще ребенком попал в плен. Что отец его был кузнецом, а рядом с домом росла груша и бушевал поток. Поняла тут девушка, что янычар - это ее пропавший старший брат, и горько расплакалась. Осознали они, какой грех совершили, и что счастье теперь невозможно. Молодые люди превратились в прекрасные цветы, которые народ стал любовно называть братками.

Мифы об Афродите и Венере

Давным-давно боги играли большую роль в жизни людей. Вера в их сверхспособности, волшебную силу, возможность вмешиваться в земную жизнь породила немало интересных историй. К их числу относится и легенда о цветах анютины глазки, которая объясняет, почему растение имеет такую форму.

Красивая Афродита в жаркий день решила искупаться. И хотя она выбрала укрытый от посторонних взглядов водоем, вскоре заметила, что за ней восхищенно наблюдает целая толпа людей. Возмущенная богиня обратилась к Зевсу с просьбой наказать осмелившихся на подобный поступок. Но громовержец в тот день был в хорошем настроении и потому просто превратил любопытных в цветы.

У древних римлян есть аналогичный миф о том, как за купающейся Венерой подглядывали мужчины. Всех их постигла та же участь.

Кстати, эта легенда о растении анютины глазки перекликается с распространенной историей, в которой обычная земная женщина обратила свой взор на то, что было под запретом. Наказанием для нее стало превращение в цветок, который по окраске на самом деле напоминает человеческое лицо.

А из всех этих историй вытекает еще одно символическое значение анютиных глазок - любопытство.

Миф о любви Юпитера

Интересна и другая древнеримская легенда про анютины глазки.

Однажды Юпитер спустился на землю и под видом пастуха отправился в храм Юноны. Среди прочих девушек он заметил дочь аргосского царя - Ио, совершавшую жертвоприношение. Гордая и неприступная, она сразу же покорила бога и сама прониклась к нему чувствами. Но вскоре о тайных встречах узнала Юнона, и Юпитер, опасаясь за жизнь любимой, превратил девушку в белую корову. Теперь она целыми днями, никем не узнанная, ходила у дворца в Аргосе. Наконец Ио нашла способ объяснить царю, кем является на самом деле. Наблюдая за страданиями отца и дочери, Юпитер обратился за помощью к богине земли. Та подарила девушке невероятно красивый и лакомый цветок. А окраска его стала символом возникшего любовного треугольника.

Это одна из наиболее распространенных версий о судьбе царевны Ио. Похожий миф, опять же, можно найти у древних греков. Там девушку, которой увлекся Зевс, наказала Гера.

Немецкая легенда о цветах анютины глазки

Это история о злой мачехе. Она связана с необычным Согласно легенде, жила злая мачеха - ее символизирует нижний лепесток. Самый большой и красивый. У женщины было две родные дочери - это средние лепесточки. Ну и, как во всякой народной сказке, все беды падали на несчастных падчериц. Потому верхние лепестки на цветке самые маленькие и блеклые. Но это еще не окончание легенды. Далее она гласит, что изначально большой лепесток находился сверху, а символы падчериц - внизу. Чтобы как-то наказать злую мачеху и облегчить жизнь сироток, Бог перевернул цветок. В результате рядом с мачехой оказались острые шпоры. А ее любимые дочки получили не очень привлекательные усики. Так легенда о цветах анютины глазки стала выражением народного сочувствия горю и страданием сироток.

Сила внушения

Если любая легенда о цветах анютины глазки, приведенная здесь, чаще всего вызывает сомнения в ее достоверности, то сложившиеся на их основе традиции многими воспринимаются как должное. Например, еще недавно в России бытовало мнение, что это растение умерших, потому его место не в саду, а на могиле. По этой же причине французы и в наше время никогда не дарят букет из белых анютиных глазок.

Интересная находка была обнаружена в монастыре траппистов, действовавшем в Средние века. На его стене художник изобразил рядом цветок анютиных глазок и мертвую голову, при этом сделал красноречивую надпись: «Помни о смерти».

Но все же в большинстве случаев это растение имеет оптимистичное значение и символизирует настоящую любовь. Так, в Англии анютины глазки было принято дарить любимому человеку в День Святого Валентина. Во Франции же их до сих пор используют для гадания на суженого. А в Польше сохранился такой способ приворота: брызнуть сок цветка на глаза спящему юноше и предстать перед ним в момент его пробуждения.

Таким образом, во многих странах популярная народная легенда о анютины глазки породила различные предрассудки и убеждения, причем некоторые из них действуют и сегодня.

Это любопытно

Очень интересна и познавательна будет каждая приведенная здесь легенда об анютиных глазках для детей. Кроме того, в народной памяти хранятся и реальные факты о чудесном цветке. Так, во Франции анютиным глазкам дали название pensee, что означает «дума, мысль». Многие связывают это со строением коробочки с семенами, которые, кстати, разлетаются на расстояния, в несколько раз превышающие размер самого растения.

В христианском мире анютины глазки иногда называют цветком Действительно, если присмотреться, у основания лепестков можно увидеть треугольник - символ всевидящего Божьего ока. А отходящие от него лучи - это якобы лики Троицы.

Анютины глазки являлись любимым цветком Жозефины. В истории они известны и как эмблема династии Наполеона.

Засушенные цветки анютиных глазок часто используют при лечении, так как они содержат много салициловой кислоты.

Ботаники называют виолу фиалкой трехцветной. А выходцы из народа - анютиными глазками. Давным-давно это скромное миниатюрное растение получило прозвище цветок Святой Троицы. В общем, как только виолу не называли! Но выращивать на городских клумбах и дачных грядках не перестали. Давайте разберемся, насколько прихотлива эта “тургеневская барышня” и так ли она капризна, как ее “бабушка” фиалка.

Ботаническое описание

Виола принадлежит к семейству Фиалковых и больше всего распространена на европейской части нашего континента.

  1. Корневая система. Тонкая и миниатюрная. Корень входит в грунт перпендикулярно линии горизонта.
  2. Стебель. Ветвистый, имеет три грани. Может быть как совершенно голым, так и покрытым мелкими волосками по всему периметру. Внутри стебель пуст. Его высота обычно колеблется от 10 см до 30 см. В редких случаях длина стебля достигает 45 см. В большинстве случаев стебель ветвится: с ним сопрягаются дополнительные стебельки - смотрящие вверх или стелящиеся по земле.
  3. Листья. Очередного типа, черешковые. Нижние листья имеют более длинный черешок, а верхние - более короткий.
  4. Цветок. Фрондозная простая кисть - так по-научному называется тип соцветия анютиных глазок. В состав венчика входит пять свободных лепестков. Пара средних лепестков и по форме, и по цвету вторит паре верхних лепестков. Иногда средние лепестки светлые, в отличие от темных верхних. Пятый лепесток всегда отличается цветом и расположением.
  5. Плод. Одногнездная коробочка зеленоватого цвета, длина которой не превышает 1 см.
Виола имеет много народных имен. Самые распространенные - брат-и-сестра, мотыльки, полуцвет и полевые братчики.

Виды и сорта

Видов и сортов виолы существует довольно много. Но четыре позиции из этого длинного списка стоят особняком. Это разновидности, которые чаще других встречаются на отечественных дачах и приусадебных участках. О них и поговорим.

  1. Триколор. Высота растения варьируется от 10 см до 20 см. Цветки довольно крупные, диаметр некоторых из них достигает 8 см. Лепестки объединяют в себе три цвета. Верхние, как правило, имеют пурпурно-фиолетовый оттенок, средние чуть светлее верхних, а нижний окрашен в солнечный цвет. Период цветения на клумбе - с середины весны до середины осени. В природе этот вид предпочитает “проживать” в южных регионах нашей страны.
  2. Виттрока. В этом виде объединены многочисленные сорта анютиных глазок, которые селекционеры вывели путем объединения алтайской и трехцветной фиалки. Цветки у виолы Виттрока одиночные и очень большие, по сравнению с “сестрицами”, - до 10 см в диаметре. Куст может достигать в высоту 30 см. Двухлетнее растение, участвующее в создание миксбордеров.
  3. Алтайская. Виола, вырастающая в высоту до 20 см. Цветы иссиня-фиолетового оттенка с вкраплениями белого, синего и желтого. Период цветения наступает дважды за сезон. Алтайская виола прекрасно приспособилась к погодным условиям средней полосы, а потому радует своими красотами до самых заморозков.
  4. Желтая. Вид, являющийся самым неприхотливым из перечисленных. Высота стебля не превышает 15 см. Цветки окрашены в ярко-желтый, внутри окрас лепестков образует глубокое темное пятно. Период цветения желтой виолы начинается в мае и к июлю заканчивается.
Впервые виола попала в поле зрения селекционеров в 1683 году. Этим годом датировано первое упоминание о выведении гибридов фиалки.

Химический состав Фиалки трехцветной

В фиалке содержатся гликозид, виола кверцетин и антоцианозные гликозиды - дельфиницин, пеоницин, виоланин; эфирные масла, каротиноиды, виолаксантин; витамин С, эметин, сапонин, танин, полисахариды.

Целебные свойства Фиалки трехцветной

Благодаря такому богатому содержанию продуктивных элементов, фиалка трехцветная наделена снижающими воспаление свойствами. Это объясняется содержанием в листве и стеблях цветка биологического эфирного масла и слизистых веществ, которые оказывают антисептическое влияние на работу желудочно-кишечных органов. Благодаря им усиливается секреция легочных путей и облегчается выведение мокрот. Сапонинамы, что находятся в растении, оказывают бронхолитический и мочегонный эффект.

При употреблении фиалковых препаратов, кроме снятия воспаления, можно наблюдать спазмолитическое воздействие и отток желчи.

Народная медицина

Братчиков, испокон веков, уважали как чудотворную и медикаментозную культуру. Древние Греки настаивали на фиалке вино, такой напиток добавляет приподнятости, храбрости и защищает от зла. Славянские врачеватели давно рекомендовали для ослабления боли в сердце употреблять чай из высушенных цветков культуры. Собранные в поле братчики притупят зубную боль, облегчат протекание золотухи, кашля, сдержат рост грыж и других заболеваний. Больше всего фиалка спасает детей от простуды, кашля, аллергических воспалений.

В качестве лекарства, братики используются и самостоятельно, и в составах травяных сборов.

Чтобы избавиться от цистита, пиелонефрита, камней в почках культуру совмещают с хмелевыми шишками и брусничными листочками.

Для терапии незаживающих экзем и псориазов - ее смешивают с тысячелистником, дымянкой, пасленом, багульником и копытняком.

Чтобы вылечить золотуху и диатез цветы смешивают с чередой, ромашкой и пасленом. Этот сбор получил название аверин чай.

Свежим соком обрабатывают пятна и прыщи при импетиго, герпесе, гнойных прыщах, язвах в ротовой полости и гениталиях.

Фиалковый чай стимулирует работу почек, он вызывает дополнительное потоотделение и чистит кровь, его пьют при ревматизме, рахите, подагре, артрите, ревматизме.

Настойка из травы результативно борется с простудным кашлем. Наилучшим образом повел себя этот продукт в лечении детского кашля и простуды.

Трава, настоянная на 9% уксусном растворе, облегчат отвратительную боль головы - мигрень.

Чаем из братчиков в народе очищают кровь при венерических инфекциях. После приема этого чая, моча приобретает своеобразный аромат.

В косметологии

Наличие вяжущих и снимающих воспаление компонентов позволяет, с успехом, использовать эту траву косметологами. Она хороша в качестве бальзамов и компрессов для лечения себореи на лице и в волосах, гнойных прыщей на коже.

Для получения лекарства, траву братчиков смешивают с растительным маслом, получая фиалковое масло, и им обрабатывают проблемные места. Вымытые волосы, будет очень полезно сполоснуть отваром из этой травы, перемешанной с крапивой, лопухами или чередой.

Дряблую кожу лица такое масло смягчит и окажет омолаживающей эффект.

Заготовка фиалки

Во время сбора фиалкового сырья, важно не спутать полевую и трехцветную фиалку, полевой вид имеет немного отличающийся состав. Собирают, когда она цветет. Для срезки подходят все части растения. Ее рассыпают в один ярус и высушивают на свежем воздухе или в помещении со свободным доступом воздуха. Пахнет сырье еле-еле, характерно, вкус немного сладкий с ощущением вязкости. Высохшую траву необходимо хранить в закрытой стеклянной таре. Если нет возможности собрать фиалку самим, ее можно купить в аптеке.

Интересные факты про фиалку трехцветной

В Древней Руси братчики были символом умеренности и нравственности.

Олицетворением счастья фиалка была для Жозефины Богарне, обожаемой супруги Наполеона. Милые цветы были постоянными спутниками истории любви этой пары. Они находились рядом во время встречи Жозефины и Наполеона и украшали их свадебный шатер. Каждую годовщину Жозефина находила на своем туалетном столике маленькую связку фиалок - символ преданности и обожания мужа. После кончины Наполеона, в его медальоне лежали две фиалки рядом с локоном его сына.

Согласно старым английским приметам, если в солнечный день собирать фиалки, то вскоре соберется гроза.

Французские и польские юноши преподносят эти цветы при разлуке.

В Древней Греции фиалка была символом печали, но в тоже время, по другой традиции, венок из фиалки надевали на голову ребенку в день его четырнадцатого дня рождения, таким образом, они прощались с детством.

Легенды о братиках

По одной из легенд, после долгого ожидания в фиалку превратилась верная девушка Анюта, проводившая жениха на войну, которого так и не дождалась.

Легенда Востока гласит, что в анютины глазки превратились слезы Адама, когда архангел Гавриил сообщил ему, что Господь простил его прегрешений.

Согласно другой легенды, Аполлон домогался девушку, которую спас Зевс, обратив в прекрасную фиалку. Так и росла бы она на небесах, вдали от глаз смертных, но находившаяся на небе богиня Персефона, похищенная царем Аидом, выронила букетик, и он упал на землю.

В Древнем Риме фиалку трехцветную считали цветком Юпитера. Они имели свою историю возникновения цветка. В один из солнечных дней, Венера омывала свое тело в расщелине, и, повернувшись, заметила, что из-за скалы за нею наблюдают пара пастушков. Разгневавшись, она потребовала от Юпитера смерти чересчур любознательным парнишкам. Но Юпитер посчитал это слишком строгим наказанием, и ограничился тем, что обратил юношей в большеглазые цветочки, на которых застыло удивление юных сорванцов.