Движение и покой. Движение как изменение и покой Как соотносится между собой движение и покой

Движение. Сущ. 2 подхода. 1-й представлен в идеалистической философии. Представитель агностической школы, Освальд, считал что движение может осуще-ся без материи, с этой концепцией не согласились пред-ли идеалистического материализма, они доказывали что если есть движение, то должно быть то что движется и этим выступают материальные объекты.

Движение это неотьемлемое свойство материи. Источник движения это единство и борьба противоположностей.

Покой - это противоположность движению, покой не есть отсутствие движения. Все предметы и явления находятся в постоянном движении=>движение абсолютно. В работе «диалектика природы» Энгельс подчёркивает что философкое понимание движения отличается от движения в обыденной форме слова.

Движение - это изменение вообще. Начиная с простого мех. Перемещения и кончая более сложными процессами происходящими в обществе. Энгельс представил все формы движения в виде прогрессивного ряда. 1-я ф-ма движеня - это мех. движение, сюда относится движение земли и небесных масс. 2-я более

Пространство и время

Существует 3 подхода рассмотрения пространство - время - материя.

  • 1-й представлен в идеалистической философии . Они считали что пространство и время сходны к восприятию мира субъекта. Пространство и время субъективно.
  • 2-й субстанциональная . Согласно этой концепции время и пространство объективно, но существует независимо от материи. Пространство это некая протяжённость, а время некая деятельность.
  • 3-й реляционный , представлен в диалектическом материализме. Они считали что пространство и время объективно и непрерывно связано с материей. Пространство и время атрибут материи. Пространство - это философская категория для обозначения протяжённости существующих объектов. Оно 3-х мерно, однородно и бесконечно.

Время - философская категория для обозначения длительности существования материальных объектов. Время одномерно и однородно направленно. Значение изменения пространства и времени несла теория Эйнштейна, он доказал если изменить скорость движения мат-ных объектов и довести её до скорости света, то пространство и время изменяются.

  • 1-я теория «Пространство и время взаимосвязаны м/д собой и образуют временной континуум».
  • 2-я теория «Изменение пространства приводит к изменению времени, а изменение времени сопровождается изменением пространства.

Понятие "материи" в истории философии.

Понятие "материи" на протяжении многих веков рассматривалось различными учеными и философами, меняло свое значение и приобретало новых форм..

В материалистических учениях милетской школы в древней Греции в ранг субстанции возводились конкретные формы вещества: вода (Фалес), воздух (Анаксімен), огонь (Гераклит), которые образуют солнце, звезды, все другие тела и обусловливают вечную изменчивость мира. Демокрит, Leucippus, Эпикур, Лукреций Кар предполагали существование простейших частиц - атомов, которые нестворювані и незруйнівні, находятся в непрерывном движении. Количество атомов во Вселенной бесконечное, из атомов образуются живые существа и сам человек. В атомістичній теории впервые был выдвинут в конкретно определенной форме принцип сохранения материи как принцип неделимости атомов.

Атомистическая теория разрабатывалась далее в философии и естествознании Нового времени в трудах Ломоносова, Гоббса, Гольбаха, Дидро и других. В противовес атомистике возникли различные идеалистические теории субстанции, в которых в ранг общей основы мира сводились божественная воля, мировой разум, абсолютный дух и тому подобное.

В XVII-XIX вв. потерпели абсолютизации известные механические законы движения, физические свойства и состояние материи. Единство мира понимали как бесконечное повторение одних и тех же звезд, планет и других известных форм материи.

Во второй половине XIX века. исследованиями Фарадея и Максвелла были установлены законы изменения качественно новой по сравнению с веществом формы материи - электромагнитного поля. В конце XIX - начале XX вв. - новая серия открытий: радиоактивности, сложности химических атомов, электронов, изменяемости массы тел в зависимости от скорости. Радиоактивный распад атомов эмпириокритики толковали как "исчезновение" материи, превращение материи в энергию.

Материя стала рассматриваться как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которую человек может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека.

Итак, материя не сводится к каким-то определенным ее видам - частицам вещества, чувственно воспринимаемым телам и тому подобное.

Категории движения, развития, покоя в онтологии.

Движение, развитие и спокойствие в онтологии являются составляющими материи, а также могут рассматриваться как способы ее существования. Ведь с точки зрения философии, материя не возникает и не исчезает. Она существует вечно. Все существующее находится в движении. Еще в античной древности говорили, что "жизнь - это движение. Где нет движения, там нет жизни".

Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, поэтому его, как и саму материю, нельзя создать и уничтожить. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем.

Развитие - это необратимый, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

Мир, как уже отмечалось, не может существовать без движения. Движение абсолютный. Но в общем потоке материальных изменений могут быть моменты покоя, моменты равновесия.

Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Момент покоя относительный. Покой имеет место в отношении не всей материи, а лишь относительно тех или иных отдельных материальных объектов.

Благодаря наличию относительного покоя возникают и более-менее долго существуют качественно определенные вещи, что отличаются друг от друга. По относительным спокойствием кроется непрерывное движение, изменение. Так, мы можем наблюдать человека, который находится определенное время в неизменном состоянии, покое. Но в то же время в человеческом организме происходят непрерывные биологические процессы, то есть изменения.

В разделе на вопрос что такое ПОКОЙ? это безразличие/любовь/просветление(хоть мне этот термин не нравится, тк он ни о чем)? что думаете? заданный автором No Name лучший ответ это термин действительно фонит, покой в покойницкой,
вот на счет тишины есть некоторые интересные корреляции...
но при условии, что что то в тишине,
а что-то активно,
в зависимости от субъектов которые в тишине или которые активны, могут быть много значений термина,
но покой, это действительно жуткий термин
4ek puk
Мыслитель
(6461)
в четыре утра сужается не набор терминов, а увеличивается количество тишины,
это время, когда термины мало отражают суть, потому что существо которое их использует, все глубже погружено в тишину,а та часть его(существа), которая все еще активна, с помощью этих терминов только поддерживает иллюзию активности существа в целом

Ответ от Добросовестный [гуру]
наверное мудрость.


Ответ от +=- [гуру]
Покой имеет весь спектр мира, а по сему может быть очень разным. Возможно, покой - отражение ваших достижений или, напротив, не нереализованности. Мне кажется, что высшая "планка" покоя - умиротворение.


Ответ от Прослушать [гуру]
это состояние, прежде всего физическое. В физике, кажется, должно быть определение. Вот такое, допустим: "изменение положения материальной частицы в 4-мерном пространстве в ходе расширения Вселенной, при котором её мировая линия прямолинейна и направлена строго по радиусу, то есть вдоль вектора абсолютного времени. Угловое положение материальной частицы на 3-мерной гиперповерхности 4-сферы при этом не меняется".
Вы задали вопрос в философии, насколько я сейчас могу вспомнить в философии обычно покой - это противоположность движению. Хотя определение покоя будет зависить, как вы понимаете, от философской системы или учения. Можно и как энергию рассматривать и как движение, и как состояние вещества, то есть определение термина будет меняться в зависимости от заданных координат, относительно чего вы будете рассматривать это состояние.
Вы пользуетесь психологическими точками - безразличие - любовь - просветление - в психологии тот же метод, покой - состояние не реагирования, состояние без рефлексии, ответной реакции. Как нибудь так.


Ответ от Невропатолог [активный]
на самом деле это чувство... а покой это слово, придуманное выразить это чувство, его не измерить.. и не описать.. его можно только чувствовать...

ПОКОЙ

ПОКО́Й

состояние, являющееся антиподом движения. В зависимости от содержания, вкладываемого в "движение", П. может пониматься либо в узком смысле слова, как неподвижность в пространстве (если движение трактуется как механич. перемещение), либо в широком смысле, как неизменность вообще – если движение трактуется как вообще. В последнем случае к понятию П. близки по содержанию такие понятия, как постоянство, сохранение. В древнегреческой философии П., считавшееся (в отличие от движения) само собой понятным и не требующим объяснения, выступало (для большинства древнегреч. философов) как , к-рому по сравнению с атрибутом движения приписывалась более существ. роль. Это проявлялось и в онтологич. плане ( вечного и качественно неизменного первоначала у милетцев, вечность и неизменность идей у Платона и атомов у Демокрита, неподвижность аристотелевского перводвигателя), и в морально-этическом (атараксия), и в логическом (требование объяснить движение с помощью П. в апориях Зенона Элейского). По мере развития философии и науки привилегированный П. по сравнению с движением постепенно утрачивался, а сама проблема "движение – П." все более концентрировалась в рамках механики, отпочковываясь от тесно связанных с ней проблем единого и многого, тождества и различия, общего и единичного, непрерывного и дискретного, бесконечного и конечного. Уже у Декарта движение и П. онтологически равноправны как качества. Галилеевский относительности фиксирует равноправие состояний П. и равномерного прямолинейного движения более четко, открывая путь для трактовки П. и движения не как характеристик тела, а как характеристик о т н о ш е н и я тела к др. телам. Матем. аппарат ньютоновской механики (дифференциальное ), специально созданный для решения задач, связанных с механич. перемещением, доставил средства, позволяющие переходить от описания состояния П. к описанию состояния движения и обратно в обход логич. трудностей, зафиксированных в апориях Зенона, и подготовил для придания понятию движения логич. первичности по сравнению с понятием П., а движению – онтологич. первичности по сравнению с П. Это было затем зафиксировано в известном положении об абсолютности движения и относительности П. Если считать состояние движения первичным, то П. как характеристика отношения между телами легко объясняется с помощью движения: два тела покоятся друг относительно друга, если они одинаковым образом движутся относительно нек-рого третьего тела, выступающего в роли системы отсчета. Понимание П. и движения как характеристик отношения материальных объектов к нек-рой системе отсчета сохраняется и в совр. физич. теориях (спец. и общей относительности теории, механики квантовой, квантовой теории поля), филос. проблемы к-рых, связанные с понятием П., группируются вокруг уже отмеченных выше понятий устойчивости, сохранения инвариантности.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1964, с. 70, с. 213; Аристотель, Физика, М., 1937, с. 52, 120–23, 131, 141–43, 168, 172–75; Гегель Г., Соч., т. 2, М.–Л., 1934, с. 64–65, т. 6, М.–Л., 1939, с. 171–80; Декарт Р., Избр. произв., М., , с. 199, 477, 479, 497; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 153, 155, 160, т. 2, М., 1960, с. 469; Григорьян А. Т., Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики, М., 1962, с. 19–59; Кант И., Соч., т. 1–2, М., 1963–64 (см. предм. указат.); Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964 (см. предм. указат.).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ПОКОЙ" в других словарях:

    Муж. состоянье бездействия, в вещественном и духовном ·знач.; косность, косненье, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… … Толковый словарь Даля

    Покой м., состояние бездействия, в вещественном и духовном значениях; недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущения, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… … Википедия

    Толковый словарь Ушакова

    1. ПОКОЙ1, покоя, муж. 1. только ед. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина. «Природу всю широко осенив, царил покой.» А.К.Толстой. || Спокойствие физическое и душевное, неподвижность, бездействие, отсутствие тревог, забот. Больному… … Толковый словарь Ушакова

    Бездействие, косность, лень, неподвижность, инерция, кейф, ничегонеделание. Ср. . См. бездействие, лень, мир, отдых, тишина; комната.. нарушать покой, не давать покоя, нет покоя, оставить в покое... . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу … Словарь синонимов

    1. ПОКОЙ я; м. 1. Отсутствие движения, шума. Кругом царит п. Ничто не нарушит моего покоя. Земля объята покоем. Веять, дышать покоем. // Неподвижность. Абсолютного покоя в природе нет. Вывести тело из состояния покоя. 2. Спокойное душевное и… … Энциклопедический словарь

    ПОКОЙ, я, муж. 1. Состояние относительной неподвижности, отсутствия движения (спец.). 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. Больному нужен п. Нет покоя от соседей. Оставить кого н. в покое (не беспокоить). Вечный… … Толковый словарь Ожегова

    покой - бездейственный (Пушкин); благодатный (Надсон); благотворный (Полежаев); глубокий (Бунин, Голен. Кутузов, Надсон); дремотный (Серафимович); задумчивый (К.Р.); мертвенный (Вилкина); напряженный (Сологуб); невозмутимый (Григорович, В.Каменский);… … Словарь эпитетов

    ПОКОЙ 1, я, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существовании материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой. Абсолютный покой невозможен. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее (ДНК - химическое соединение). Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой
Покой следует понимать как момент равновесного единства в самом движении, а не вне его. Относительный покой не только не исключает движения, а напротив, является лишь его особым моментом.
Противоположность покоя и движения прежде выражалась в резком противопоставлении "вещей" и "процессов". В связи с развитием знаний в области микромира это метафизическое противопоставление утратило смысл. Единство вещи и процесса особенно ярко, если в качестве вещи взять микрообъект. Корпускулярные и волновые свойства микрообъекта доказывают, что он одновременно выступает и как вещь, и как процесс. Поэтому в теории относительности фундаментальным понятием становится понятие события.
Относительный покой, понимаемый как момент временной устойчивости и равновесия, присущ любому конкретному состоянию материи. Он придает ей качественную определенность. Благодаря ему существуют границы вещей, мир предстает как многообразие качественно-количественных образований. Движение материи абсолютно именно потому, что оно безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно ни зависело. В этом плане утверждения типа "а в мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи", правдамерны и обоснованны.

22.Идея развития в истории философской мысли. Диалектика и метафизика.

История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. Следуя такому взгляду, говорят об античной философии (философии рабовладельческого общества), средневековой философии (философии эпохи феодализма), философии Нового времени (философии буржуазной формации) и современной философии, имея в виду под ней философскую мысль XX в., идеологически и политически крайне не однозначную. Нельзя недооценивать и национального своеобразия философских идей. В этом контексте рассматривают как относительно самостоятельные духовные построения немецкую, французскую, русскую философию (что сопоставимо с национальным искусством).

Первый исторически крупный этап в развитии философии - античная философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние - в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними и более поздними античными философами, относя первых к «досократикам», а вторых - к сократическим школам. Этим подчеркивается действительно ключевая роль Сократа (V в. до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики. Идеи поздней античности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающуюся гибель античной культуры, философы этого периода сделали несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в философии последователей Платона - неоплатоников.

Второй этап в развитии европейской философии - философия средневековья (V-XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи ортодоксальная идеология христианства, опираясь на могущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т. е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, по при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания - их стали почитать как «отцов» Церкви, а их творчество стали называть «патристикой». Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.). Бог, по его мнению, - творец мира, и он же - творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

Если Августин - яркий представитель раннего средневековья, то сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно и значительно выражена в трудах Фомы Аквинского (ХШ в.). Его философия - вершина схоластики. (Так стали к этому времени называть философию, подававшуюся в школах и университетах.) Ставя выше всех своих предшественников Аристотеля, Фома предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг Другу, если только это – «Правильная» вера, т. е. вера христианская.

В средневековой схоластике мы находим зародыши реальных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее - лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признавшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшее же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты - предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

Третьим, переходным этапом в истории западной философии является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII-XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV- XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи; речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей, Социальные мыслители этого времени - Макиавелли, Мор, Кампанелла - создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса - буржуазии.

В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы стал утверждаться капитализм. Великие географические открытия необыкновенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований. Наука Нового времени все больше опиралась на эксперимент и математику. Молодая наука XVII-XVIII вв. добилась выдающихся успехов, прежде всего в механике и математике.

Философия Нового времени - четвертый исторический этап в развитии европейской философии - не только опиралась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561-1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596-1650).

Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской акции 1789-1793 гг.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой, в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей; Канта, Гете, Фихте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии и преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развитии диалектики.

В средине XIX в. там же (в Германии) возникает марксизм философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной разработке - на материале современного ему буржуазного общества - материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человечества (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным образом своей другой - не научно-философской, а идеологической тропой, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.

Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалектике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного - внутренней организации личности - оставались в тени (в тени оставался и феномен бессознательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в XIX в. Возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы - иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выводы. Идеал Шопенгауэра - нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что высшие истины (к ним относятся глубоко интимные переживания страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а могут лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по-своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.