День варнавы 24 июня. Кипр. По следам апостола Варнавы. Ученик, твердый в вере

Святой Апостол Варнава принадлежит к лику святых семидесяти апостолов: первоначальным именем его было Иосиф, но потом его стали называть Варнавой, как об этом мы скажем на своем месте. Родился он на острове Кипр1 от родителей евреев, происходивших из рода левитов; из его рода левитов происходили и древние великие пророки Божии – Моисей2, Аарон3 и Самуил4.
Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр по причине войн, происходивших в Палестине. Родители его были весьма богаты и имели свое село вблизи Иерусалима, изобиловавшее садами и разными плодами и украшенное большим зданием, так как здесь они имели дом свой. Ибо с того времени, как святой пророк Исаия5 написал: "И буду строить домы и жить в них, ибо будут семенем, благословенным от Господа" (Ис.65:21. 23), евреи, обитавшие в далеких странах, не понимая духовного смысла слов этих, старались иметь свои собственные дома в Иерусалиме; по этой причине и родители Варнавы имели свой дом и свое село около Иерусалима.
Родив того, о ком наше слово, назвали его Иосифом и воспитывали в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то отправили его в Иерусалим к известнейшему в то время учителю Гамалиилу, дабы он научил Варнаву более совершенному пониманию еврейских книг и всего закона Божия. Здесь Иосиф имел в числе сверстников своих и Савла, который впоследствии назван был Павлом; и учились оба они у одного учителя Гамалиила, преуспевая в разуме, понимании книг и в добродетельной жизни.
Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в частых пощениях и великом воздержании; желая соблюсти в чистоте свое девство, он избегал знакомства с бесчинными юношами и ни в каком случае не желал слышать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться, но, внимательно наблюдая за самим собой, постоянно поучался в законе Господнем днем и ночью.
В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи; здесь Он учил в храме, творил многие и преславные чудеса; все дивились Ему; со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его, более сладкие, нежели мед и сот. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил; увидав, как Он исцелил расслабленного при Овчей купели (Ин.5:1-15) словом Своим, видев также и многие другие дивные дела Христовы, Иосиф, распалился сердечной любовью ко Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его; при этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, презиравший в тайны сердец человеческих, увидав, что сердце Иосифа горело любовью божественной, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф прежде всего поспешил в дом тетки своей, по имени Марии, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: "Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши; ибо некий пророк Иисус из Назарета галилейского учит в храме и совершает великие чудеса, так что многие считают Его за всеми ожидаемого Мессию".
Лишь только женщина услышала это, как тотчас же, оставив все, с поспешностью направилась к храму; увидав Господа Иисуса Христа, она пала ниц к ногам Его и с мольбой сказала: "Господи! Если я обрела благодать перед Тобой, войди в дом рабыни Твоей, дабы вшествием Твоим благословить всех домашних моих".
Видя ее веру, Господь пришел в дом к ней и благословил ее и всех, находившихся в доме ее. Господь был принят Марией с великой честью и со многой радостью и благоговением; с этого времени Господь всегда заходил вместе с учениками Своими в дом Марии, когда приходил в Иерусалим.
Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. И когда Господь восхотел отправить апостолов Своих на проповедь "к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.10:6), то увидал, что их мало, почему и сказал: "жатвы много, а делателей мало" (Мф.9:37); по этой причине Господь явил миру и иных семьдесят учеников, которых послал по два перед лицом своим в каждый город и селение (Лк.10:1). В числе этих семидесяти учеников Господних был одним из первых и святой Иосиф, переименованный святыми апостолами Варнавой, то есть сыном утешения, так как своей проповедью о пришедшем в мир Мессии, он утешал людей, с великим нетерпением ожидавших пришествия Мессии. Подобно тому как сыновья Зеведеевы были названы сынами громовыми (Мк.3:17), так как должны были прогреметь по вселенной своей проповедью как громом, так и сей святой Иосиф был назван сыном утешения, ибо его апостольские труды должны были принести великую радость избранным Божиим. И Златоуст святой, объясняя так причину переименования его, говорит (Деян.11): "Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, (чтобы быть сыном утешения) он был вполне способен".
После вознесения Господа на небо, святые апостолы жили все вместе в Иерусалиме, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов" (Деян.4:32,34,35). В то время и святой Иосиф, названный апостолом Варнавой, продал вышеупомянутое село, находившееся близ Иерусалима, доставшееся ему в наследство от родителей; вырученные деньги он принес к ногам апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого действительно и обогатился, как свидетельствуется об этом: "он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры" (Деян.11:24). Варнаве часто случалось видеться с Савлом, причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий; поэтому он посмеивался над святым Варнавой, как над человеком обольщенным, говорил даже хульные слова и на Господа Иисуса Христа, называя Его сыном плотника, человеком простого звания, преданным позорной смерти. Когда же после убиения евреями святого первомученика Стефана, Савл начал преследовать церковь, "входя в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы" (Деян.8:3), тогда святой Варнава весьма оплакивал его и усердно молился Богу, воздевая свои чистые руки, да просветит Он душевные очи Савла, чтобы он познал истину; он весьма желал иметь Савла другом по вере христианской, подобно тому как он имел его другом в Гамалииловом училище.
Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны; когда наступило время милосердия Божия, Савл обратился ко Христу, будучи призван голосом Господним свыше, на пути в Дамаск6. И обратился волк в овцу; хулитель имени Христова начал прославлять Господа Иисуса Христа; бывший ранее гонителем, сделался защитником Церкви; ибо по принятии святого крещения Савл тотчас отправился на собрания иудейские и начал проповедовать об Иисусе, говоря, что Он есть Сын Божий, обличая также иудеев, проживавших в Дамаске. Когда же Савл возвратился в Иерусалим, то "и старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик" (Деян.9:26). Тогда святой Варнава, встретив его, сказал: "Доколе, о Савл, не перестанешь быть хулителем великого имени Иисуса Христа и гонителем верных рабов Его? До каких пор ты будешь противиться страшному таинству, издревле предвозвещенному пророками, в настоящее же время сбывшемуся ради спасения нашего?"
Савл же, припав к ногам его, со слезами ответил так: "Прости меня, учитель правды, Варнава! Теперь я понял, что все, сказанное тобой мне о Христе, - истина; Того, Кого я ранее хулил, называя сыном плотника, Того Самого исповедую ныне Сыном Божиим, Единородным, соприсносущим Отцу и собезначальным, "Сей, будучи сияние славы отчей и образ ипостаси его" (Евр.1:3), в последние дни сии уничижил "Себя самого, приняв образ раба" (Флп.2:7), став совершенным человеком, родившись от Пресвятой Девы Богородицы Марии, приняв вольные страдания и крест; затем Он воскрес в третий день, явился вам, Своим апостолам, вознесся на небо и сидит по правую сторону Бога Отца; Он снова придет во славе Своей судить живых и мертвых и Царствию Его не будет конца".
Услыхав таковые слова от ранее бывшего хульника и гонителя, святой Варнава удивился; прослезившись от радости и обняв Савла, он сказал:
"Кто тебя научил, о Савл, говорить таковы богодухновенные слова? Кто тебя убедил исповедовать Иисуса Назарянина Сыном Божиим? Откуда ты научился столь совершенному познанию догматов божественных?"
Тогда Савл, со слезами и сердцем сокрушенным, отвечал: "Сам Господь Иисус Христос, Которого я, грешный, хулил и гнал, Он меня научил всему этому; ибо Он явился мне, как извергу и вот еще теперь я слышу Его божественный глас в ушах своих. Когда меня осиял чудный свет свыше и я упал на землю от страха, то услышал голос, говоривший: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Я же, в страхе и ужасе сказал:
- "Кто ты, Господи?"
Он же с кротостью и благоутробием отвечал мне: "Я Иисус, которого ты гонишь".
Весьма удивившись долготерпению Его и помолившись, я сказал:
- "Господи, что велишь мне делать?"
Тогда Он научил меня всему тому, что я сказал тебе (Деян.9:3-6).
После этих слов святой Варнава взял Савла за руку и привел его к апостолам, сказав:
- Вот тот, кто нас преследовал, теперь наш. Тот, кто противился нам, ныне с нами вместе мыслит о Господе нашем; тот, кто ранее был нашим врагом, ныне нам друг и соработник в винограде Христовом. Вот представляю вам кроткого агнца, который ранее был зверем свирепым.
При этом Савл рассказал апостолам, как он на дороге видел Господа, и что Он говорил ему; рассказал также и о том, как он подвизался в Дамаске за имя Христово.
Апостолы, услыхав все это, удивились, возрадовались и прославили Бога. И был Савл вместе с ними; вместе с ними входил он и выходил из Иерусалима, подвизаясь за имя Христово и мужественно обличая иудеев и еллинов. Эти же последние весьма дивились тому, каким образом человек, столь недавно еще преследовавший всех, называвших имя Иисусово, теперь сам проповедовал Иисуса; и искали убить его. Догадавшись же об этом намерении неверных, братия отвели Савла из Иерусалима в Кесарию и отпустили его в Тарс7, в отечество его, дабы он там проповедовал Господа Иисуса Христа.
В это время в Антиохии сирийской, городе большом и славном, начала распространяться святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо когда был убит святой первомученик Стефан, поднялось в тот день великое гонение на церковь Иерусалимскую, так что все верующие рассеялись по странам иудейским и самарийским, кроме апостолов; тогда некоторые из рассеявшихся доходили "до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев" (Деян.11:19); но потом и еллинам начали они благовествовать Господа Иисуса; "И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу" (Деян.11:21). Об этом услышала церковь Иерусалимская; поэтому апостолы послали святого Варнаву в Антиохию сирийскую, дабы он узнал подробнее о всем, происшедшем там и утвердил бы новообращенных. Он же, пришел туда и увидав благодать Божию, весьма возрадовался и утешил всех словом Господним, увещевая всех пребывать при Господе неотступно. В то время как святой Варнава проповедовал там недостаточное время, весьма много народу присоединилось к Господу. Так как ученики умножались с каждым днем, учителей же было немного, так что многая жатва не имела делателей, то святой Варнава, оставив на время Антиохию, отправился в Тарс, желая найти здесь друга своего Савла; найдя его, он привел в Антиохию; и трудились оба они в обращении душ человеческих к Христу Богу, приводя к вере во Христа иудеев и еллинов. Пробыли они в Антиохии целый год, собираясь в храме и поучая народ. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.
По прошествии года, Варнава и Савл решили возвратиться в Иерусалим для того, чтобы возвестить святым апостолам о том, как действовала в Антиохии благодать Божия. При этом каждый из антиохиян, соответственно состоянию своему, отправил вместе с Варнавой и Савлом все потребное проживавшим в Иудее собратиям своим, обнищавшим и убогим, ибо тогда был голод великий в Иудее, согласно пророчеству святого Агава: сей Агав был также из числа семидесяти апостолов8. Собрав достаточную милостыню, антиохияне отправили ее к старцам через посредство Варнавы и Савла.
Когда Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом9, прибыли в Иерусалим, то они весьма возвеселили Церковь, возвестив об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них.
В это время в церкви Иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо "царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежавших к церкви" (Деян.12:1), и "умертвил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, мечом" (Деян.12:2). Заметив же, что это понравилось иудеям, приказал взять Петра и заключил его в темницу, из которой апостол Петр был выведен святым ангелом. Все это время пока в Иерусалиме не утихло смущение, нанесенное Церкви гонителями, Варнава и Савл укрывались в доме вышеупомянутой Марии, тетки Варнавы, к которой пришел и святой Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Савл, окончив свое дело в Иерусалиме, снова возвратились в Антиохию, взяв с собой и сына Марии, по имени Иоанн, названного Марком. После того как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь язычникам. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии пророкам и учителям: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян.13:2,3). Они прежде всего пошли в Селевкию10, отсюда отплыли в Кипр и остановились в Саламине11. Всюду, где ни проходили, они возвещали слово Божие; они имели своим слугой вышеупомянутого Иоанна, названного потом Марком, сына Марии. Пройдя остров до Пафа12, они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святой верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн, он же и Марк, увидав их великие злострадания, которые претерпевали они за благовестив имени Христова, (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей. Варнава же с Павлом, пройдя Пергию, пришли в Антиохию писидийскую (город отличный от великой Антиохии сирийской). Будучи изгнаны отсюда, они оттрясли прах от ног своих и прибыли в Иконию13; но и здесь иудеи и язычники намеревались побить их камнями; они же, узнав об этом, с поспешностью пошли в города ликаонские14, Листру и Дервию, и в их окрестности и благовествовали здесь. Здесь они и исцелили одного хромого, бывшего в недуге своем от времени рождения своего и никогда не ходившего; апостолы поставили его на ноги, так что он стал вполне свободно ходить. Народ же, приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы; при этом народ называл Варнаву Зевсом15, а Павла Гермесом16, и едва святые апостолы уговорили народ не приносить им жертв. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на святых апостолов: побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер; но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, святые апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской, направляясь через те же города и селения. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их, что многими скорбями надлежит входить нам в Царство небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, они оставили учеников своих Господу, в Которого те уверовали. Быв в Пергии и возвестив здесь слово Господне, апостолы отправились отсюда в Атталию17, затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу, и пробыли в Антиохии не малое время.
Вскоре после этого между уверовавшими евреями и еллинами поднялся спор об обрезании, ибо некоторые из иудеев говорили, что те, кто не обрежется по закону Моисееву, не могут спастись. Уверовавшие же из еллинов считали обрезание большой тягостью для себя. Варнава и Павел противились иудеям и защищали еллинов от обрезания. Но так как спор и пререкание по этому вопросу не прекращались, то для Варнавы и Павла явилась необходимость отправиться из Антиохийской церкви снова в Иерусалим к апостолам и старцам, дабы спросить их об обрезании. Варнаве и Павлу, кроме того, было необходимо возвестить апостолам, что Бог "отверз дверь веры язычникам" (Деян.15:4). Варнава и Павел, посланные церковью (Антиохийской), проходя по Финикии и Самарии, всюду возвещали об обращении язычников, чему верующие весьма радовались.
Когда они прибыли в Иерусалим, то были приняты здесь с любовью святыми апостолами и старцами; все с радостью слушали Варнаву и Павла, возвестивших о всех дивных знамениях и чудесах, которые Бог сотворил рукой их среди язычников. Относительно же обрезания апостолы, посоветовавшись соборне, постановили отменить его навсегда для верующих не только из числа еллинов, но и иудеев, как излишнее при новой благодати. При этом апостолы сочли нужным послать и от себя некоторых христиан вместе с Варнавой и Павлом в Антиохию, к уверовавшим еллинам; для этой цели избрали Иуду, называемого Варсавой, и Силу, мужей известнейших среди братии и написали так: "Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали: то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавой и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян.15:23-29).
С таковым посланием отправились в путь святые апостолы Варнава и Павел, а вместе с ними и Иуда и Сила, направившись из Иерусалима в Антиохию. В это время упомянутый Иоанн, называемый Марком, сын Марии, тетки Варнавы, не осмеливаясь приблизиться к святому Павлу, подошел к дяде своему, святому Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам: Иоанн начал просить святого Варнаву снова взять его с собой, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа: Варнава взял его, как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии. Собрав верных, апостолы отдали им послание; прочитав его, все весьма возрадовались. Иуда же и Сила словом своим утешили братию и утвердили их о Господе. Спустя некоторое время Иуда возвратился в Иерусалим, но Сила продолжал оставаться там. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя слово Господне прочим.
Спустя некоторое время после этого, Павел сказал Варнаве: "Мы должны опять посетить братий наших; мы должны пройти по всем городам, в которых проповедовали имя Господне, дабы видеть, как живут братия".
Святой Варнава дал свое согласие на это. При этом Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, племянника своего; Павел же не хотел этого, говоря: "Для чего мы возьмем с собой трусливого юношу, который ранее оставил нас в Памфилии, не пожелав идти с нами на дело, на которое мы посланы и отлучившись от нас, возвратился к своим родным?"
Произошла распря между нами, так как Варнава хотел взять Иоанна, Павел же не хотел; поэтому они разошлись друг с другом, намереваясь каждый пойти своим путем.
Все это случилось по усмотрению Божию, дабы они, идя врозь, спасли большее число душ. Вполне достаточно было проповедовать одному великому учителю там, где намеревались идти два великих учителя; каждый же, проповедуя отдельно, сделал бы сугубое приобретение для Церкви - один в одной стране, другой в другой, обратив к вере Христовой различных народов. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном18.
Достигнув острова Кипра, - своего отечества, святой Варнава предпринял немалые труды, ибо обратил здесь ко Христу много народа. Умножив в Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят некоторые, - первый проповедал в Риме Христа. Затем основав и утвердив в городе Медиолане19 епископский престол, Варнава снова возвратился в Кипр. Когда он учил здесь о Христе, в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ, говоря, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и закону Моисееву; эти иудеи поносили многими хулами честное имя Варнавино и замыслили умертвить его, возбудив против него многих. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, созвал всех верных, живших в городе том; достаточно поучив их в вере и добрых делах и убедив быть мужественными в исповедании имени Христова, совершил божественную литургию и причастил всех Христовых Тайн. Потом, взяв отдельно Марка, спутника своего, сказал ему: "В этот же день я окончу жизнь свою, приняв смерть из рук неверных иудеев, как сказал мне Господь; ты же, взяв тело мое, которое найдешь вне города на западной стороне, похорони его и иди к другу моему, апостолу Павлу; возвести ему все то, что ты знаешь о мне".
Святой Варнава имел с собой Евангелие от Матвея, написанное своей собственной рукой; он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему святому Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него свои убийственные руки, вывели его из города к западной стороне и побили здесь каменьями; потом, разложив костер, бросили на него тело святого апостола для сожжения. Но когда сюда впоследствии тайно от всех пришел святой Марк вместе с прочими братиями, то он нашел тело святого апостола Варнавы невредимым, совершенно не пострадавшим от огня; взяв его, он похоронил его в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города, причем, согласно завещанию апостола, положил на груди его Евангелие20. Потом отправился на поиски апостола Павла; найдя его в Ефесе21, рассказал ему все о кончине святого апостола Варнавы; святой Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.
После убиения святого Варнавы в городе Саламине поднялось великое гонение от евреев на верующих; поэтому все бежали из этого города и скрывались, где могли. С этого времени пришло в забвение то место, где были положены честные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, когда Греко-римским царством управляли христианские цари и когда остров Кипр просиял благочестием и правоверием, Господу благоугодно было прославить то место, на котором почивали мощи Апостола Варнавы. На этом месте начали происходить многие дивные чудеса. Так первоначально один недужный, переночевавший на том месте, получил здравие. То же самое случилось и с другим больным. Когда же об этом узнали верующие, то нарочито приходили к тому месту, проводили здесь ночь и получали исцеление от недугов своих. Таким образом место то сделалось всюду известным; поэтому сюда приносили многих немощных и расслабленных; все получали здесь полное исцеление от недугов своих и возвращались в дома свои здоровыми. Приводились сюда также и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, и вообще всякий, кто бы ни был одержим каким недугом, получал здесь исцеление. Жители города Саламина весьма радовались по поводу этого, хотя и не знали, по какой причине на этом месте творились столь великие чудеса, ибо никто ничего не знал о мощах апостоловых; поэтому место то назвали "Местом здравия". Но необходимо знать, каким образом были обретены честные мощи святого апостола.
Некий злой еретик, Петр белильник, по прозванию Кнафей, противник IV Вселенского собора святых отцов22, происходившего в городе Халкидоне23, и защитник ереси Евтихиевой, а также и пособник зловерия Аполлинариева24, в царствование Зенона25, хитростью захватил престол антиохийского патриаршества и приносил весьма большой вред своим неправым учением Церкви Христовой. Но он не удовольствовался назначенной ему антиохийской епархией, в которой гнал и преследовал христиан, предавая их многим мучениям; он пожелал захватить под свою власть и остров Кипр, издревле свободный, дабы сеять в нем свое лжеучение и преследовать всех, кто стал бы противиться ему (следует заметить, что кипряне, будучи правоверными христианами, отвергали его неправое мудрствование о том, что на кресте пострадало божество).
Но он всячески старался привлечь их на свою сторону, говоря так: "Так как слово Божие пришло в Кипр из Антиохии, то по этой причине кипрская церковь должна подчиняться патриарху антиохийскому".
По причине всего этого архиепископ кипрский, по имени Анфим, повергся в великую печаль, ибо знал, что тот Петр, пользуясь у царя милостью, очень легко мог достигнуть всего, чего бы ни захотел. И действительно в скором времени пришло приказание царское в Кипр, повелевавшее архиепископу кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе перед патриархом антиохиянам, требовавшим подчинения острова Кипра епархии антиохийской.
Архиепископ не знал, как ему поступить, ибо и повеление царского ослушаться он не дерзал, и идти в Царьград боялся. Хотя он и проводил святую жизнь, но не обладал даром красноречия и боялся, что будет побежден в споре своими противниками. Посему он начал усердно поститься и молиться, испрашивая со слезами помощи, защищения и совета полезного от Самого Бога.
Один раз ночью, когда Анфим задремал от великого молитвенного труда, перед ним предстал некий божественный муж в светлой священной ризе, осиянный небесными лучами. Явившийся сказал: "Для чего ты, архиепископ, так опечалился и восскорбел? Не бойся, ибо ты нисколько не пострадаешь от своих противников".
Сказав это, явившийся муж вдруг стал невидим. Архиепископ, пробудившись от сна, преисполнился ужаса; потом распростерся на земле крестообразно для молитвы и начал молиться со многими слезами, говоря так: "Господи Иисусе Христе, Сын Бога Живаго! Не оставь Церкви Твоей, но окажи ей помощь славы ради имени Твоего святого. Если это видение было от Тебя, то устрой так, чтобы я видел его еще раз, молю Тебя, и третий раз, дабы я, грешный, окончательно удостоверился, что Ты, Помощник мой, со мной!"
В следующую ночь архиепископ имел то же видение; тот же пресветлый муж явился ему и сказал: "Я тебе уже сказал, что ты нисколько не пострадаешь от своих противников, итак, ничего не опасаясь, иди в Константинополь".
Сказав это, явившийся стал невидим.
Архиепископ Анфим, снова возблагодарив Бога и никому ничего не сказав о виденном, присоединил молитву к молитве и слезы к слезам, да сподобится он сего видения и в третий раз и да будет открыто ему, кто был являвшийся.
В третью ночь тот же муж явился и сказал: "До каких пор ты не будешь веровать словам моим, которые сбудутся в ближайшие дни? Иди без страха в царствующий град, ибо оттуда возвратишься со славой, не потерпев нисколько от противников своих; Сам Бог ради меня, раба Своего, будет твоим защитником".
Тогда архиепископ, дерзнул сказать явившемуся: "Молю тебя, господин мой, скажи мне, кто ты, говорящий мне эти слова?"
Он же отвечал: "Я - Варнава, ученик Господа нашего Иисуса Христа, которого Дух Святой посылал вместе с избранным сосудом Своим святым Апостолом Павлом на проповедь слова Божия язычникам. Для того же, чтобы ты удостоверился в истинности слов моих, вот тебе знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется "Местом здравия" (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой, которое я переписал от святого евангелиста Апостола Матвея. И когда твои противники, намеревающиеся подчинить своей власти эту церковь, начнут говорить, что Антиохия есть престол апостольский, ты возражай им и скажи: - и мой город - престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем".
Когда святой Варнава сказал это архиепископу, тотчас стал невидим. Архиепископ же, преисполнившись великой радости и весьма возблагодарив Бога, созвал клириков, начальников города и весь народ и рассказал всем о бывшем ему троекратном явлении и речах святого Апостола Варнавы; затем отправился со псалмопением к тому месту в преднесении честного креста. Когда дошли до указанного места, начали раскапывать землю поддеревом, как сказал в видении апостол; раскопав сверху землю, нашли пещеру, закрытую камнями; сняв камни, увидели раку и ощутили великое и несказанное благоухание; открыв же раку, увидели в ней честные мощи святого Апостола Варнавы в целости и неповрежденности, увидели также и Евангелие, лежавшее на персях его26. Все в великой радости и веселии воздали Богу славу и с благоговением поклонились честным мощам, прикасаясь им с верой и любовью. В это время произошли многие чудеса: все, кто ни был одержим каким недугом, - получали здравие после прикосновения к честным мощам. Потом архиепископ Анфим, не осмеливаясь взять с того места раку с мощами апостоловыми, запечатал ее оловом и приказал пребывать при раке чину духовному и совершать при гробе апостольском денно и нощно обычные псалмопения. Сам же отправился в Царьград; представ собору, он отвечал противникам своим так, как научен был Апостолом Варнавой. Император Зенон весьма возрадовался тому, что во дни его царствования обретено было столь великое духовное сокровище, и тотчас распорядился, чтобы остров Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся бы своим архиепископом; распорядился также, чтобы архиепископ кипрский поставлялся своими епископами.
Такова свобода дарована была острову Кипру ради мощей святого Апостола Варнавы: с этого времени престол архиерейства кипрского начал называться престолом апостольским, как и прочие патриаршие престолы. Блаженный же Анфим, архиепископ кипрский, был награжден большими почестями от царя и от всего духовного собора. Царь попросил себе Евангелие, обретенное на груди апостола: приняв его, он украсил его золотом и драгоценными камнями и положил его к царской палате своей церкви; архиепископу же дал весьма много золота для построения прекрасного храма на том самом месте, где были обретены честные мощи апостола Варнавы.
Таким образом архиепископ возвратился к себе со славой и честью и в скором же времени выстроил великий и красивый храм во имя апостола; честные мощи святого апостола он положил во святом алтаре, на правой стороне и установил праздновать память святого апостола Варнавы в одиннадцатый день месяца июня (в каковой день были обретены честные мощи его), во славу Христа, Бога нашего, славимого со Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
Кондак, глас 3:
Господень был еси всеистинный служитель, Апостолов же явился еси седмидесятих первый: озарил еси с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении божественную память твою Варнаво, совершаем.

1 Остров Кипр находился в северо-восточном углу Средиземного моря.
2 Моисей - знаменитый вождь и законодатель народа еврейского, первый священный писатель, живший за XV веков до Р. Х. На горе Синай он получил от Бога 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученное от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). Память его празднуется св. Церковью 4 сентября.
3 Аарон - первый первосвященник народа израильского, брат пророка Моисея (Исх.7:7).
4 Самуил - пророк и судия народа израильского, живший за XI веков по Р. Х. Его жизнь и деятельность описаны в 1 кн. Царств. Память его совершается 20 августа.
5 Исаия - знаменитый пророк иудейский, живший и действовавший за VIII в. до Р. Х. при четырех царях иудейских; Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Пророчества Исаии, относящиеся к Иисусу Христу, настолько ясны и определенны, что пророка Исаию по справедливости называют "ветхозаветным евангелистом". Память его празднуется св. Церковью 9 мая.
6 История обращения Савла изложена в Деян.9:1-19. Город Дамаск лежит к северо-востоку от Палестины, при восточной подошве Анти-Ливана.
7 Тарс - большой в древности город, находившийся в малоазийской области Киликии. Остатки этого города сохранились и теперь.
8 Голод, предсказанный пророком Агавом, действительно был в Палестине, в 44-м году, при кесаре Клавдии (Деян.11: 28). О сильном голоде, свирепствовавшем в то время в Палестине, свидетельствуют и многие светские писатели того времени, как например, Иосиф Флавий, Светоний, Тацит и др. Впоследствии во время пребывания ап. Павла в Кесарии, он предсказал ему также заключение в узы (Деян.21:10-11). Память св. пророка Агава совершается св. Церковью 8 апреля.
9 История жизни и деятельности св. апостола Павла изложена в кн. Деяний апостольских. См. также св. апостола Павла, ниже, 29 числа.
10 Селевкия - приморский город в Сирии на берегу Средиземного моря, недалеко от устья реки Оронта, в 25 верстах от Антиохии. Город этот был основан царем Сирийским Селевком Никатором за 300 лет до Р. Х.
11 Город Саламин находился на восточной стороне острова Кипр. Развалины его указывают вблизи селения Фамагуста.
12 Город Паф находился на противоположном Саламину берегу острова Кипр. Паф был главным городом острова и резиденцией проконсула.
13 Икония - малоазийский город. Ныне Кония.
14 Ликаония - малоазийская область.
15 Зевс, или Юпитер, - верховный бог греко-римской религии.
16 Гермес или Меркурий считался у древних греков и римлян покровителем торговли и промышленности.
17 Город Атталия находился в малоазийской провинции Памфилии, близ Пергии, недалеко от берега Средиземного моря. Ныне здесь местечко Антали с 800 жителями.
18 Деян.15:36-41; 16:1. Некоторые предполагают, что святой апостол Варнава, после проповеди на острове Кипр и в других местах, снова присоединился к св. апостолу Павлу и разделял его проповеднические труды; думают также, что именно Варнава был тем братом, посланным ап. Павлом вместе с Титом к коринфянам, который, по словам ап. Павла, прославляется по всем церквам за благовествование (2Кор.8:18).
19 Медиолан или Милан - итальянский город, находившийся в провинции Ломбардии. В истории Христианской церкви известен как место архипастырской деятельности святого Амвросия, знаменитейшего отца и учителя Западной церкви, жившего в IV в. Память его совершается св. Церковью 4 декабря.
20 Кончина св. апостола Варнавы последовала ок. 62 г.
21 Ефес - малоазийский город, лежащий между Смирной и Милетом, при реке Каистре, недалеко от впадения ее в Икарское море.
22 IV Вселенский собор происходил в 451 г. и был созван для обличения ереси архимандрита Константинопольского Евтихия, утверждавшего, что в Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено божеством, и потому признававшего в нем только одно естество - божеское.
23 Халкидон, или Калхедон, - первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря). При христианских императорах Халкидон был столицей малоазийской провинции Вифинии.
24 Аполлинарий, епископ Лаодикийский, несправедливо учил, что Сын Божий, воплотившись, принял не полное человеческое естество, но только душу и тело человеческие, ум же человеческий у Него заменяло божество. Ересь эта была осуждена на II Вселенском соборе, происходившем в г. Константинополе в 381 г.
25 Зенон царствовал с 474 по 491 г.
26 Честные мощи св. апостола Варнавы были обретены между 485 и 488 г.

Апостол Варфоломей

Апостол Варфоломей, именуемый также Нафанаилом, входил в число 12 апостолов. Он происходил из Каны Галилейской. (Ин. 21:2) и, вероятно, приходился родственником или близким другом апостолу Филиппу, который и привел святого к Иисусу Христу.

По сошествии Св. Духа, апостолу Варфоломею выпала участь вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь в Сирию и верхнюю Азию.

На некоторое время апостолы разделись: Филипп пошел в Малую Азию и проповедовал в Лидии и Мизии, а апостол Варфоломей благовествовал в других местах. Но по Божьему повелению Варфоломей пришел на помощь к Филиппу. Придя к нему, он разделял труды и страдания с ним. Им же обоим помогала сестра апостола Филиппа - святая дева Мария.

После страдания на кресте с апостолом Филиппом, святой. Варфоломей, снятый с креста живым, предал погребению апостола Филиппа.

Пробыв в том городе еще несколько дней, утверждая с Марией христиан в вере, он отправился в Индию. Там, наставив жителей в христианской вере, организовал христианские общины и церкви и перевел на их язык Евангелие от Матфея.

Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих.

Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.

По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой.

Апостол, вися вниз головой, не переставал учить народ. Мучитель, не стерпя этого, приказал содрать всю кожу с апостола и потом отрезать голову.

Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божьей рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим

Апостол Варнава

Апостол Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия, или Иосиф. Господь избрал его в числе 70 учеников, и Иосиф получил второе имя Варнава, что означает «сын утешения» или «сын пророчества».

Согласно древней традиции, Варнава считается главой («корифеем») 70 апостолов.

Он принадлежал к колену Левитову и вел свой род от пророка Самуила.

В юности Варнава был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила.

Семья Варнавы имела богатые владения и на Кипре, и в Иерусалиме.

В Иерусалиме Варнава стал очевидцем исцеления, расслабленного у купальни Вифезда, а также других чудес, совершенных Христом в Иерусалимском храме.

Видя всё это, Варнава. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения.

Апостольская деятельность Варнавы началась после побиения камнями первомученика Стефана.

После Вознесения Господа на Небо, Варнава продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл, после своего обращения, пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя.

Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск.

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антнохию для утверждения уверовавших: «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. II, 23).

Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ в храме. Здесь ученики Христовы впервые стали называться христианами.

Вместе с Павлом святой проповедовал Евангелие в Малой Азии, на Кипре. Он, возможно, первым из апостолов отправился для проповеди в Италию и основал епископский престол в Медиолане (Милане).

Возвратившись на Кипр, святой продолжил проповеди, но был схвачен язычниками, которые побили его камнями и разложили костер, чтобы сжечь тело. Но тело апостола осталось невредимым. Его похоронил в пещере, возложив, согласно завещанию Варнавы, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

На момент кончины около 62 года по Р.Х. апостолу Варнаве был 76 год.

С годами место погребения апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте.

В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело апостола и, лежавшее на его груди, святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля.

Глава апостола Варнавы сегодня хранится в церкви города Конка-дей-Марини в Италии.

Святой апостол Варфоломей (Нафанаил) sedmitza.ru

Память святых апостолов Варнавы и Варфоломея: sedmitza.ru

Димитрий Ростовский Жития святых azbyka.ru

Александр А. Соколовский

(11 июня по старому стилю календаря) в народе празднуют День Варнавы. Название дата получила от имени святого Варнавы, апостола от 70-ти, и Преподобного Варнавы Ветлужского, почитаемых церковью в данный день.

Апостол Варнава являлся учеником апостола Павла. Вместе с ним распространял христианскую веру на территории Малой Азии, затем направился в Италию и организовал там епископский престол. Вернувшись на Кипр, святой рассказывал о жизни и подвигах Христовых. Однажды возмущенные проповедями иудеи напали на Варнаву и забили его камнями до смерти.

Варнава Ветлужский проживал в 15 веке на Руси. С молодости выбрал путь священнослужителя, а через годы ушел в уединение в пустынные места. Он остановился у Красной горы, неподалеку от реки Ветлуги, вел аскетическую жизнь. После смерти Варнавы на месте его проживания монахи воздвигли два храма, а через века был основан город – Варнавин.

В народе День Варнавы считали праздничным. Жители собирались со всей округи, накрывали в складчину большой стол, общались, пели песни. После захода солнца разжигали большие костры, вокруг них водили хороводы и прыгали через огонь. Незамужние девушки занимались гаданием на судьбу и суженного. Часто народное гулянье затягивалось до рассвета.

Верили, что в День Варнавы нечистая сила сходится вместе и делит между собой людские территории, где будет безобразничать. Одним доставалось скот изводить, другим - с болезнями к людям ходить, третьим – пугать детвору, четвертым – урожай на огородах губить. После дележки нечисть отправлялась выкатываться в траву, наполняя ее своим ядом. Говорили, что пик активности гулянья нечистой силы случается в полдень, и в эти часы жители старались не выходить на улицу.

В данную дату запрещалось притрагиваться к травам. Сорвав растение и принеся его в дом, можно было в жилье дух нечисти занести и тогда беды не миновать. Сенокос откладывали на следующие дни, иначе от такого сена скотина могла погибнуть зимой. Лекари переносили сбор целебных трав, веря, что от них больше проблем будет, чем пользы.

Иногда Варнаву называли земляничником. Связывали такое название с традицией в данный день гадать по землянике на будущий урожай. Для этого отправлялись в лес и глядели на земляничные ягоды. Если видели красные ягодки на кусте, то ожидали щедрый урожай яровых посевов.

Примечая в День Варнавы туман над водоемом, жители предвещали обилие грибов в лесу. Если с утра парило и усиливался цветочный аромат, то готовились к приближающейся грозе. Прячущиеся голуби предвещали ухудшение погоды. Солнце, окутанное на рассвете дымкой, сулило после обеда дождливую погоду.

Святой апостол Варнава – один из семидесяти святых апостолов. В 45 году от Р.Х. вместе с апостолом Павлом он ступил на землю Кипра, неся знание о Христе. С этого момента имя Варнавы неразрывно связано с историей острова. День его памяти отмечается 11 июня.
Родился Варнава на острове Кипр в семье евреев, которые переселились на остров из Палестины. Родители назвали сына Иосифом. Когда же он достиг совершеннолетия, отправили его в Иерусалим для изучения Закона Божия. В числе «одноклассников» Иосифа был и Савла, который впоследствии назван был апостолом Павлом.
В то время в Иерусалиме учил в храме и творил чудеса Иисус. Видел Его и юноша Иосиф. Он просил Христа принять его в число Своих учеников. Иисус же, увидев, что сердце Иосифа горело искренней любовью, благословил его и не запретил ему следовать за Собой.
Когда Господь отправился обратно в Галилею, вслед за Ним с другими учениками отправился и Иосиф. Однажды Господь понял, что «жатвы много, а делателей мало» (Мф.9:37), после чего принял решение явить миру еще 70 учеников, которых позже по двое отправил в каждый город и селение (Лк.10:1). В числе этих семидесяти учеников был и Иосиф, переименованный Варнавой, то есть Сыном Утешения.
Сын утешения – что означает это имя? Своей проповедью Варнава утешал людей, ожидавших Его пришествия. Иоанн Златоуст позже написал: «Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, он был вполне способен». (Деян.11)

ДРУЖБА С ПАВЛОМ
После вознесения Иисуса Христа, Варнаве часто случалось видеться с Савлом. Во время этих встреч они часто спорили – Варнава прилагал все усилия, чтобы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий и посмеивался над святым Варнавой, как над человеком обольщенным. В те времена Савл, человек благородного происхождения, называл Иисуса сыном плотника, преданным позорной смерти.
Когда же Савл начал преследовать Церковь, «входя в дома верующих, влача мужчин и женщин и заключая их в темницы» (Деян.8:3), святой Варнава оплакивал его и молился за него Богу. Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны: будучи призванным, Савл обратился ко Христу, принял крещение и сделался защитником Церкви. После этого Варнава привел Савла к апостолам.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
В это время в Антиохии все большую силу начала набирать вера в Иисуса Христа. Апостолы послали святого Варнаву в Антиохию, чтобы он узнал о происходящем там. Увидев происходящее, Варнава с радостью принес эту весть апостолам. Количество учеников Иисуса множилось с каждым днем, учителей же было немного. Тогда Варнава привел своего друга Савла в Антиохию. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.
Спустя год Варнава и Савл решили вернуться в Иерусалим. В это время Дух Святой сказал пророкам и учителям: «"Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3). Немедля, святой Варнава и Павел отправились на Кипр.

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НА КИПРЕ
Остановились Павел и Варнава в Саламине. Пройдя остров до Пафоса, с проповедью, и совершая чудеса, они пережили множество испытаний: иудеи и язычники били их камнями; они были приняты за богов и им пытались принести жертвы, называя при этом Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом. Однажды киприоты, наученные иудеями, подняли мятеж на святых апостолов: их побили камнями и выволокли из города.
Всюду на своем пути они увещевали учеников пребывать в вере и поучали их, что многими скорбями входим мы в Царство Небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, апостолы отправились в Атталию, а затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были проповедовать язычникам слово Господне.

СВЯТАЯ ПРОПОВЕДЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В Иерусалиме они были приняты с любовью: все слушали Варнаву и Павла, рассказывавших о знамениях и чудесах, которые Бог сотворил их рукой среди язычников. Спустя некоторое время святой Павел отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл на Кипр.
Вернувшись на родину, святой Варнава обратил ко Христу много народа. Умножив число верующих на Кипре, Варнава отправился в Рим и, как говорят, первый проповедал в Риме Христа. А затем снова возвратился в Кипр.
Когда Варнава учил в городе Саламине, иудеи из Сирии начали возмущать народ, говоря, что все, проповедуемое Варнавой, противно Богу и закону Моисееву. Апостол же, предвидя свою мученическую кончину, созвал друзей, совершил божественную литургию и причастил их. А потом сказал: «В этот день я окончу жизнь свою, приняв смерть из рук иудеев, как сказал мне Господь; вы же, взяв тело мое, которое найдете вне города на западной стороне, похороните его и возвестите моему другу Павлу все то, что знаете обо мне». Святой Варнава завещал похоронить его вместе с Евангелием от Матфея, которое сам переписал и всегда носил с собой.
Когда на очередном собрании Варнава начал говорить, иудеи забили его камнями. Позже друзья похоронил его в одной из пещер, положив на груди его Евангелие.

ЗАБВЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ
После смерти святого Варнавы в Саламине началось гонение на верующих. Все христиане бежали из города, скрываясь, где могли. Место, где были положены честные мощи апостола Варнавы, было забыто.
А спустя несколько столетий некий Петр, противник IV Вселенского собора святых отцов, решил подчинить себе Кипр. Он говорил так: «Так как слово Божие пришло в Кипр из Антиохии, Кипрская церковь должна подчиняться патриарху антиохийскому» Скоро на Кипр пришел приказ архиепископу кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе, требовавшем подчинения Кипра епархии антиохийской.
Архиепископ острова начал поститься и молиться, спрашивая защищиты и совета от Самого Бога. И однажды перед ним предстал некто в священной ризе: «Не бойся, архиепископ, ибо ты нисколько не пострадаешь от своих противников. Я – Варнава, ученик Господа нашего Иисуса Христа, которого Дух Святой посылал вместе с избранным святым апостолом Павлом на проповедь слова Божия язычникам. Для того же чтобы ты удостоверился в истинности слов моих, вот тебе знамение: выйди за город к западной стороне, и на том месте раскопай землю под рожковым деревом: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие от апостола Матфея, которое я своей рукой переписал. И тогда ты сможешь сказать: мой город – престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».
Вскоре нашли пещеру, где хранилась рака с мощами святого Варнавы. А император Зенон, узнав о великой новости, тотчас распорядился, чтобы остров Кипр управлялся самостоятельно. С этого времени престол архиерейства кипрского начал называться престолом апостольским. На том месте, где были обретены мощи святого Варнавы, был построен храм. Установлено было праздновать память святого апостола Варнавы 11 июня – в день, когда были обретены честные мощи святого.

В понедельник, 11 июня по старому стилю (24 июня по новому) отмечается день памяти святого апостола, епископа Медиоланского Варнавы. «Вечерка» рассказывает, чем известен этот святой.

Изначально Варнаву, родившегося на острове Кипр , звали Иосиф. Мальчик рос в верующей семье. Когда он стал совершеннолетним, родители отдали его в ученики к известному раввину Гамалиилу в Иерусалиме . Вместе с Иосифом там же учил слово Божье Савл - будущий апостол Павел.

Когда в Иерусалим пришел Иисус , Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господ. Его нарекли Варнавой. Это древнееврейское имя греческого происхождения переводится, как «сын утешения», что очень символично. Варнава действительно обладал талантом находить нужные слова для успокоения, утешения людей.

Известно, что после смерти Христа Варнава много путешествовал по миру и проповедовал заветы учителя. Одно время миссионерские поездки он совершал вместе с апостолом Павлом, с которым был очень дружен. Среди его заслуг - основание епископского престола в Медиолане (сейчас этот итальянский город носит название Милан - прим. ВМ). Здесь он и получил свой титул. После долгих путешествий апостол все же вернулся на свою родину и построил православную церковь , став первым епископом в истории острова.

Скончался апостол в преклонном возрасте. Его смерть стала мученической - Варнаву, по одной из версий, насмерть закидали камнями иудеи.

Еще одна историческая подробность: мощи святого были найдены спустя четыре века после его кончины. Произошло это 11 июня 478 года. Часть мощей была перенесена в в мужской монастырь имени святого Варнавы, расположенный по соседству с городом Саламин. Паломники продолжают приезжать к могиле апостола, которая находится в склепе небольшой часовни. А 11 июня остается днем памяти святого апостола Варнавы.

Народный праздник

День святого апостола считался народным праздником. Он также носит название «Варнава-земляничник». В этот день было принято отправляться на прогулку в лес. Увидеть по пути созревшие ярко-красные ягоды землянки считалось хорошей приметой - значит быть хорошему урожаю ягод, а также злаков, высаженных весной.

А вот косить или собирать траву, особенно в полдень, на Варнаву люди не рисковали. Так как боялись накликать в дом беду. Считалось, что именно в это время отовсюду «слетались» самые яркие представители нечистой силы. Они вступали в неистовую борьбу за территорию, проводили свадебные обряды между русалками и лешими, а также просто наводили страх на местных жителей. К вечеру сила нечисти ослабевала. В качестве «лекарства» от нее проходили шумные народные гулянья, с песнями, танцами, хороводами разведением костров. Празднование обычно длилось всю ночь.

11 июня отмечаются именины Марии, Фаины, Андрея, Александра, Богдана, Ивана, Константина, Федота, Яна.