Богиня истины и порядка в древнеегипетской мифологии. Египетская богиня Маат: интересные факты и мифы. Изображение богини Маат

Маат

Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости .

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.

Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.

Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».

На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.

Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем:

«Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…»

из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона

В древнеегипетской мифологической системе Перо богини Маат – это не просто сакральный символ, это целый образ, воплощающий в себе одноименную богиню. Именно поэтому Перо Маат, его семантику и генезис, невозможно рассматривать в отрыве от самой Маат, которая в Древнем Египте почиталась как богиня истины. Причем в ранних мифах (к примеру, в так называемых «Тексах саркофагов») Маат выступает дочерью бога-творца Атума. Позже (после XVIII династии) встречаются упоминания о том, что Маат – дочь Ра, который возглавляет гелиопольскую эннеаду богов, являясь первым и величайшим покровителем Египта.

Перо богини Маат фигурирует во многих источниках, в частности – в «Текстах пирамид», а также в «Египетской Книге Мертвых». Перо Маат упоминается в связи с одним из важнейших эпизодов во всей мифологической системе Древнего Египта – посмертный суд души. Согласно религиозно-этическим представлениям древних египтян после гибели смертной оболочки (Хат) человек проходил ряд испытаний, главным из которых являлось посещение «Чертога Двух Истин» (с египетского языка его название можно транскрибировать как «маати»). В этом чертоге Осирис судил душу человека посредством весов Маат (на многих изображениях эти весы венчает статуэтка богини). Анубис возлагал на одну чашу весов сердце человека, ну другую – Перо богини Маат, мерило всех истин, символ порядка и гармонии. Если Перо Маат оказывалось легче и сердце опускалось, то душа человека погибала окончательно, будучи скормленной черному змею хаоса Апопу (он же – Аммат). Если же вес сердца оказывался меньше веса Пера богини Маат, либо чаши занимали равновесное положение, Осирис провозглашал душу «верной в голосе». Этот оборот означает, что помимо прочего в «Чертоге Двух Истин» душа человека должна была прочесть ряд заклинаний, в которых говорилось о том, что сия душа не грешила против людей и богов и не совершала греховных, неблагочестивых поступков.

Перо Маат часто встречается на многочисленных изображениях внутри пирамид и даже на саркофагах. Обычно перо располагается на головном уборе (короне) богини, и предполагается, что это страусиное перо. При этом неясно, почему речь идет именно о страусином пере, ведь священное животное Маат – пчела, ее материал – воск, и ее символом (наряду собственно с Пером Маат) является восковая свеча, образ неувядающего огня божественной правды. Так или иначе, но для древних египтян Перо богини Маат было вполне очевидной аллегорией искренности и чистоты, гармонии и света, к которому должна стремиться любая душа в процессе земной жизни. На суде Осириса в «Чертогах Двух Истин» можно было солгать богам, но невозможно было обмануть Перо Маат. В какой-то степени это образ высшей инстанции, предела истинности, за которым – лишь безграничное ничто, существовавшее до начала времен.

Маат или Аммаат – богиня Древнего Египта, которая была символом истины, справедливости, вселенской гармонии, воплощала этическую норму и божественное начало.

Ее, как правило, изображали сидящей с пером страуса на голове, а иногда с крыльями или просто при помощи своего атрибута – пера либо плоского песчаного холма со скошенной стороной, на котором она восседает, и который часто изображался под престолами или стопами других божеств. Она – супруга Тота, бога мудрости. Народ Египта полагал, что мудрость и правда – это хорошая пара.

Маат была символом закона и высшего божественного порядка, который Бог-творец подарил вселенной во время сотворения мира. Согласно этому закону на небесах движутся звезды и планеты, сменяются времена года, существуют боги и люди. Маат – основа всех представлений древних египтян про вселенную и их этического мировоззрения. По традиции, как и многие другие боги, Маат раньше жила среди людей, но их грехопадение послужило причиной того, что ей пришлось последовать на небеса за своим отцом Ра.

Принципы, которые провозглашает Маат – это и закономерность развития мира, и ответственность царя, да и не только, даже простого смертного, за свои деяния, и единство общества. Царь, водруженный Богом на земле, обязан поддерживать Маат и при помощи ритуалов, выигранных войн и личным почитанием. Он уничтожает ложь, разрушение и хаос в лице Исефет. Ежедневно во время богослужения в храме царь подносит статуэтку Маат к лику божества, тем самым он становился воплощением принципа царственности, собирая опыт всех предков, и создавал основу для своих потомков.

Статуэтка дочери солнца Маат сосредотачивает в себе гармонию. И царь восстанавливает космическую гармонию, так как «сердце Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», объединяя земной и вселенский порядок, землю и небо. Он провозглашает победу нового порядка над первоначальным хаосом. Также в Книге Коровы сказано, что у произносящего священный текст на языке должно быть изображение фигуры Маат – богини истины.

Несмотря на то, что практически во всех древнеегипетских храмах сохранились изображения этой богини, только несколько небольших святилищ были посвящены ее культу. Одно из них было расположено в Карнаке, недалеко от святилища Монту, второе – Дейр эль-Мединэ, в Фивах, на западном берегу Нила.

Маат почитали еще в эпоху Древнего царства, позже, в Новом царстве, был распространен ее культ, как дочери бога солнца. Даже Эхнатона в текстах гробницы визира Рамоса в Фивах называли «живущим согласно Маат», несмотря на то, что позже его религиозные реформы шли в разрез с принципами Маат. Пчела считается священным насекомым Маат, а материал, посвященный и ей, и ее отцу – воск.

Великий визир и верховный судья – чати – носил титул «жрец Маат». На груди у него был образ богини, определяющий его особый статус. Маат – самое главное действующее лицо Психостасии (загробного суда). Ее статуэтка или страусиное перо – противовес сердца умершего на весах перед троном Осириса. Именно поэтому часто ее изображение увенчано великими весами. И даже зал, где определяли меру грехов сердца, носил название «Чертог Двух Истин (Маати)».

На стенах святилищ до наших дней сохранились изображения ритуалов, направленных на поддержание культа Маат. Это и царь, который бьет булавой иноземцев, устанавливая тем самым миропорядок, и фараон, при помощи сети охотящийся вместе с богами на болотных птиц, которые с криком вылетают из тростниковых зарослей. Эти птицы, птицы хаоса, символизировали врагов бога, поймав которых царь приносил в жертву, утверждая Маат.

Имя божества было в числе теофорных имен, которые были популярны во все времена цивилизации Древнего Египта. Во многих надписях царских церемоний упоминается об восстановлении или установлении Маат, как о самом высоком благе, которое может совершить царь: «Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (Тутанхамон «Стелы Реставрации»).

Принципы богини Маат

42 негативных признания (из папируса Ани):

Я не совершал греха.
Я не совершал грабеж с применением насилия.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не воровал имущество бога.
Я не произносил лжи.
Я не увлекался пищей.
Я не произносил проклятия.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не переспал с мужчинами.
Я не заставил никого плакать.
Я не ел сердца (то есть я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести).
Я не нападал на любого человека.
Я не человек обмана.
Я не крал с обрабатываемых земель.
Я не был шпионом.
Я не оклеветал человека.
Я не был сердит без уважительной причины.
Я не развращал жену любого мужчины.
Я не загрязнял себя.
Я не терроризировал.
Я не преступил (имеется в виду Закон).
Я не был разгневан.
Я не закрыл уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не человек насилия.
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
Я не влезал в вопросы.
Я не умножал свои слова в разговоре.
Я никого не обидел, я не сделал зла.
Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
Я никогда не останавливал (потоки) воды.
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
Я не проклинал его (или хулил) Бога.
Я не выступал с высокомерием.
Я не украл хлеб богов.
Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города.
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.

Возложил на плечи своей хрупкой дочери непосильную ношу – Маат, как одна из старших божеств, обязана следить за порядком и соблюдением справедливости на территории Египта. Впрочем, судя по мифологии, мудрая девушка с легкостью справлялась с поставленными задачами. Богиня правды успевала вершить правосудие, наказывать нарушителей, а также давать советы жрецам и фараонам.

История создания

Культ, посвященный Маат, зародился приблизительно в 2700 году до нашей эры, во времена Древнего Царства. Из-за небывалой скорости распространения влияния богини невозможно точно установить, откуда берет начало поклонение «госпоже богов и богинь».

Доподлинно известно, что, несмотря на популярность образа, красавице установлено всего два персональных храма: в Дейр эль-Медине на западном берегу Нила в Фивах и неподалеку от святилища Монту в Карнаке. При этом стоит упомянуть, что изображение Маат встречается в святилищах, прославляющих других богов Древнего Египта.

Если в первоначальном варианте Маат существовала в верованиях людей как абстрактное явление, то к началу Нового Царства богиня истины обзавелась семьей, получила устоявшуюся внешность и расшила круг собственных обязанностей.

Теперь девушку изображали сидящей на возвышении. Богиня держала спину ровно, одевалась в красное платье и часто украшалась мощными крыльями. В руках Маат держала скипетр и анх, символизирующие вечную жизнь и вечное правление.

Мифы и легенды


Собственным рождением Маат обязана верховному божеству Ра. О матери богини справедливости ничего неизвестно. Одновременно с Маат родился брат девушки – бог Нун. Оба малыша появились на свет, чтобы помочь Ра создать мир таким, каким его познали древние египтяне.

Первым творением Маат стали времена года, которые позже девушка поделила на месяцы и сутки. Повинность следить за соблюдением временного баланса богиня переложила на Луну. Верховный Ра, наблюдавший за собственной дочерью, прозвал Маат «глазом Ра» и возложил на девушку обязанность следить за истиной, законами и порядком.


Красавица с желтой кожей путешествовала с любимым отцом на колеснице, пристально наблюдала за поведением простых смертных и фараонов. Часто небесный экипаж останавливался на территории загробного мира, где правил .

Девушка присутствовала на судебных заседаниях, в которых решалась судьба умерших египтян. Особое внимание богиня справедливости уделяла фараонам. Дочь Ра клала сердце подсудимого на чашу весов Анубиса. На другой чаше Маат располагала перо страуса, которое всегда носила у себя в волосах как символ власти и справедливости. Если сердце перевешивало перо, то подсудимый получал шанс на возрождение в новом теле. Если тяжелее оказывалось перо, то сердце человека отдавалось на съедение чудовищу Аммуту.


Вскоре после начала правления Маат связала себя узами брака с Тотом – богом мудрости и знаний. Божественные супруги много времени проводили вместе. Довольно быстро пара обзавелась потомством. Маат и Тот стали родителями восьми детей, так называемых главных богов Гермополиса.

Даже став матерью, Маат не оставила свои священные обязанности. Богиня вместе с супругом решала судьбы людей, вела летопись фараонов и помогала отцу управлять небесной колесницей. Впрочем, иногда решения Маат повергали фараонов и жителей Египта в шок и трепет. Так было с великим властителем Менкаура.

Фараон пришел к правлению после тирана Хуфу. С появлением нового владыки заброшенные земли Египта расцвели. Но вскоре Менкаура увидел сон, в котором боги донесли до фараона простую мысль – мужчине осталось жить 6 лет.


Озадаченный полученной новостью, фараон обратился к жрецам Маат с просьбой разъяснить, в чем же вина правителя. Ведь предыдущий фараон, отличавшийся скупостью, прожил до старости. Маат ответила на молитву мужчины. Менкаура просто не распознал посыл богов. Город, в котором правил герой, должен страдать. А новоявленный владыка нарушил волю богов, за что и поплатился.

В ответ на упреки Маат Менкаура приказал разжигать по ночам костры и устраивать пиры. Так фараон увеличил срок собственной жизни еще на 6 лет. За проявленную смекалку Маат не стала наказывать хитрого владыку.

  • В аниме «Забавы богов» Маат – второе имя повелителя мертвых , который близко дружит с Тотом.

  • Жители Древнего Египта считали, что три богини – Маат, и Хатхор – представляют собой основу существования всего земного. Позже культы трех персонажей слились в единое целое, объединенное именем Хатхор.
  • Жрецы Маат носили на груди облик богини, вылитый из чистого золота. Основными поклонниками красавицы считались фараоны и представители судебной системы.
  • Во время взвешивания сердца Маат заставляла подсудимых проговаривать «исповедь отрицания», которая содержала 42 тезиса, подтверждающих чистоту помыслов человека.