Упанишады интересные факты. Упанишады. Основные этапы развития Индийской философии

Упанишады

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Упанишады. ПРЕДИСЛОВИЕ. Эта книга содержит переводы одиннадцати упанишад – Айтареи, Каушитаки, Кены, Тайттирии, Катхи, Шветашватары, Майтри, Иши, Мундаки, Прашны и Мандукьи. Первые две упанишады традиция относит к Ригведе, 3-ю – к Самаведе, 4-7-ю – к Черной Яджурведе, 8-ю – к Белой Яджурведе и 9-11-ю к Атхарваведе. Вместе с Брихадараньякой Белой Яджурведы и Чхандогьей Самаведы они входят в число наиболее древних и авторитетных упанишад, созданных, по мнению большинства исследователей, не позже первых веков до нашей эры и неоднократно комментировавшихся индийскими философами. Кроме того, в приложении даются образцы некоторых других упанишад: Ваджрасучики – Самаведы, Маханараяны и Чхагалеи – Черной Яджурведы, Субалы и Пайнгалы – Белой Яджурведы; Атмы, Брахмабинду, Йогататтвы, Кантхашрути, Джабалы, Кайвальи, Ниларудры и Рамапурватапании – Атхарваведы, также представляющих несомненный интерес, хотя и, видимо, сравнительно более поздних и не сыгравших столь значительной роли в истории индуизма. Из них Ваджрасучика, Атма, Брахмабинду и Кайвалья переведены полностью, остальные – в извлечениях. Настоящее издание непосредственно примыкает к опубликованным ранее в этой же серии русским переводам Брихадараньяки и Чхандогьи … Айтарея (Aitareya) упанишада входит в число ранних прозаических упанишад. Известны одноименные брахмана и араньяка – традиция относит их к Ригведе и связывает с именем легендарного Махидасы Айтареи (Mahidasa Aitareya). Последний, согласно преданию Саяна (XIV в.) во введении к Айтарея брахмане, был сыном известного риши от одной из его жен, Итары (Itara), принадлежавшей к низкой касте. Отец дурно относился к нему, и тогда Итара обратилась за помощью к богине земли Махи (Mahidasa – "раб Махи"), которая наделила Айтарею божественной мудростью. Айтарея брахмана состоит из восьми больших разделов (panchika) и содержит детальное описание различных обрядов (прежде всего – агништомы). Айтарея араньяка состоит из пяти разделов (aranyaka), посвященных, в частности, аллегорическим толкованиям уктхи, праны (II. 1-3), правилам рецитации гимнов (III. 1); толкованиям отдельных звуков (III.2), обряда в день mahavrata (V) и т. д. 4-6-я части (adhyaya) второго раздела и образуют Айтарея упанишаду (иногда весь второй раздел араньяки называют Mahaitareya или Bahvricha upanishad, а третий раздел – Samhita upanishad). В своем комментарии Шанкара (VIII-IX вв.) поясняет, что Айтарея араньяка II.4-6 (т. е. собственно Айт) предназначается для наиболее возвышенных и стремящихся к полному освобождению от мирских уз; Ait. ar. II. 1-3 – для не столь совершенных и, наконец, Ait. ar. III – для занятых лишь мирскими обязанностями. Таким образом, в рамках данной араньяки Айт в характерном для ранних упанишад духе как бы ведет адепта от различного рода ритуальных наставлений к более отвлеченным космогоническим и этическим спекуляциям. Она состоит из трех частей. Первая, делящаяся на три главы (khanda), повествует о творческих актах Атмана – создании миров, пуруши, органов жизнедеятельности и т. д. В традиционном стиле приводятся в соответствие различные феномены макрокосма и микрокосма. Затем следует рассуждение о пище, улавливаемой лишь "выдохом" (? – apana) или ветром. Во второй части (из одной главы) говорится о "трех рождениях" человека: 1) рождение сына; 2) взращивание сына; 3) возрождение после смерти. Наконец, в третьей части (также из одной главы) следуют наставления в должном почитании Атмана; все возводится к высшему познанию (prajna, prajnana) – основе и двигателю всего существующего. Каушитаки (Kaushitaki, иначе Kausitaki brahmana) – также одна из старейших прозаических упанишад Ригведы и связана с именем легендарного мудреца Kaushitaki (происходящий от Kushitaka). Соответствующая ей Каушитаки (также Sankhayana) брахмана состоит из 30 частей (adhyaya), излагающих наставления в совершении различных обрядов, которые связаны с возжиганием огня и подношением сомы, Одноименная араньяка также состоит из 30 частей. 1-2 части близки и Ait. ar. I и V; 3-6 составляют собственно Кау (порядок этот, впрочем, варьируется в отдельных рукописях); 7-8 части также находят соответствие в Ait. ar. III; 9-в Ч V. 1-2 и других текстах (спор между жизненными силами) и т. д. Последняя часть содержит список учителей (vamsha), передававших соответствующее учение – от "Самосущего" Брахмана – к Uddalaka Aruni (см. прим. к Кау I. 1), Kahola Kaushitaki и Gunakhya Sankhayana. Хотя Кау и не комментировалась Шанкарой, он ссылается на нее в комментарии к Брахмасутре Бадараяны; она была также известна Раманудже (XI в.) и комментировалась Шанкаранандой (ок. XIV в.). Известны различные редакции Кау, сводимые обычно к двум основным. Первая из четырех частей Кау содержит наставление Читры Гаргьяяни Шветакету о посмертных путях человека – пути, ведущему к возрождению в мире смертных, и пути в высший мир Брахмана (с подробным описанием последнего) – ср. аналогии с Бр VI.2; Ч V.10 и др. Следующая часть не столь однородна по своему характеру. Здесь приводятся аллегорические рассуждения о Брахмане как дыхании; описываются различные магические обряды с целью добыть богатство, вызвать к себе любовь и т. д. Весьма интересны рассуждения о "внутренней" агнихотре. Далее описываются обряды, очищающие от грехов (три "почитания" Каушитаки), связанные с новолунием, с полнолунием и вызванные заботой о потомстве. Затем снова идут более отвлеченные рассуждения – о связи Брахмана с существованием природных феноменов. В заключительной главе приводится наставление о передаче заветов отца к сыну. Третья часть содержит наставление Индры Пратардане об истинной природе Атмана как жизненного дыхания и субъекта познания, связанного с органами жизнедеятельности и постигаемыми объектами. Последняя часть – диалог Аджаташатру и Гаргьи Балаки о должном почитании Брахмана и Атмана, очень близкий к Бр II. 1. Кена (Kena, или Talavakara) упанишада составляет часть Talavakara-brahmana (также Jaiminiya-upanisad-brahmana – араньяки школы (shakha) Джайминия, или Талавакара, относящейся к Самаведе. Текст араньяка состоит из пяти частей (adhyaya) и в отдельных деталях близок к Чхандогья упанишаде Самаведы (напр., рассуждение о "пятичастном" и "семичастном" самане). 18-21-ю главы IV части и составляет Ке, названная так по своему начальному слову (Kena ishitam – "Кем движимый…"). Среди ранних упанишад Ке выделяется стилистической неоднородностью текста: 1-2 главы написаны стихами; 3-4, по-видимому более ранние, – прозой. Первая глава повествует о Брахмане как основе жизнедеятельности и органов чувств, однако не постигаемом ими. Затем говорится о мирском иллюзорном знании людей, далеком от истинного знания. В третьей главе рассказывается о встрече Брахмана с богами, стремящимися приписать себе его величие. Огонь (Агни) и ветер (Ваю) оказываются бессильными перед ним и не способны постичь его. Лишь Индра с помощью Умы (супруги Шивы) – ее словами начинается четвертая часть Ке – постигает Брахмана. Затем следуют аллегорические определения последнего – в связи с феноменами макрокосма и микрокосма, а также – с определенными нормами поведения. Тайттирия (Taittiriya), также относящаяся к числу ранних прозаических упанишад, входит в предание одноименной школы Черной Яджурведы, первого из учителей которой звали Tittiri. Сюда наряду с самхитой входит Тайттирия брахмана в трех частях (объясняющих ваджапею, раджасую, агнихотру, ашвамедху и другие обряды) и Тайттирая араньяка. Последняя состоит из десяти разделов. В первых разделах приводятся наставления, касающиеся устройства жертвенного алтаря, обучения брахмана, затем – священные формулы (mantra) и наставления в погребальных обрядах. 7-9 разделы и составляют Та, 10 раздел – Маханараяна упанишаду (см. ниже, стр. 28). Таким образом, Та состоит из трех разделов (valli – букв. "лиана"). Первый, насчитывающий 12 глав (anuvaka), носит название Shiksha valli – "раздел наставления" (это и следующие заглавия идут от Шанкары). Изложение здесь во многом близко Ait. ar. III; Shankhayana. ar. VII-VIII и находит себе аналогии в литературе веданг – вспомогательных дисциплин (в данном случае – фонетика), связанных с толкованием вед. Вначале идут наставления, связанные с должным произношением, аллегорические толкования соединения звуков; затем такое толкование получают три священных возглашения (бхус, бхувас, свар). Последние главы излагают различные правила поведения брахмана. Следующий раздел Brahmananda ("Блаженство Брахмана") состоит из девяти глав и представляет собой более отвлеченные рассуждения о природе высшего начала, Атмана. В основе последнего лежит пища, дыхание, разум, познание и, наконец, блаженство – его глубочайшая сущность, на которой автор останавливается более подробно. Третий раздел – Bhrigu (по имени легендарного мудреца). Под руководством своего отца Бхригу постигает сущность Брахмана, который, как и Атман в предыдущем разделе, возводится к пище, дыханию, разуму, познанию, блаженству. Следуют, заповеди в должном обращении с пищей и почитанием Брахмана. Такое почитание ведет к высшему благу – достижению единства с Атманом. Катха (Katha, Kathaka) упанишада, также связанная с Черной Яджурведой, входит в предание одноименной школы, основанной, согласно известному грамматику Патанджали (ок. II в. до н. э.), риши Катхой (Katha). Традиция Катхи, по-видимому, была близка к традиции Тайттирии – в частности, ее брахмана в основном совпадала с Tait. Samhital7, a Tait. brahm. III.11, 8. (ср. РВ X. 135) содержит сюжет, лежащий в основе этой упанишады. Кат принадлежит к числу ранних стихотворных упанишад и состоит из двух частей (adhyaya), в каждой из которых три раздела (valli). Первая часть открывается рассказом о Ваджрашравасе, который во время жертвоприношения разгневался на своего сына Начикетаса и сказал, что отдаст его в жертву богу смерти Яме. Начикетас идет в обитель Ямы, где бог смерти предлагает ему исполнить три желания. Первое желание Начикетаса – успокоить гнев отца, второе – поведать ему о "небесном огне", знание которого ведет в высший мир. Исполняя это желание, Яма провозглашает, что отныне этот огонь будет известен под именем Начикетаса. Третье желание – узнать, что ждет человека за порогом смерти. После некоторых колебаний Яма приступает к наставлению (с начала 2-го раздела). Последовательно идет речь о двух путях – знания и незнания, о высшей реальности, постигаемой не рассудком, а самосозерцанием, о символике слога Ом, о постижении высшего Атмана. В третьем разделе первой части – распространенная в древнеиндийской дидактике аллегория колесницы (Атман – владелец колесницы, тело – колесница, разум – поводья и т. д.). Затем следуют рассуждения о высшем пуруше и о средствах самоусовершенствования. Вторая часть продолжает сходные рассуждения: в 1-м разделе – о постижении Атмана, об истинной неразличимости феноменов мира, субъекта и объекта, о тождестве индивидуального и всеобщего начал; во 2-м – снова описывается природа Атмана, затем идет речь о посмертных путях человека, о едином начале во всех существах (рефрен: "это – То") и т. д. В заключительном разделе второй части дается аллегорический образ вселенского древа; далее, в частности, говорится о йогическом состоянии, fo достижении высшего просветления и бессмертия в результате прекращения всех желаний. Шветашватара (Shvetashvatara) упанишада также связывается с традицией школы Тайттирия, вместе с тем ее относят и к одноименной школе Черной Яджурведы,

Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1-2, Camb. (Mass.), 1925
  • Arthur Anthony Macdonell. A Practical Sanskrit Dictionary. p. 53.
  • Monier-Williams. A Sanskrit-English Dictionary . p. 201.
  • Ригведа , 1:164:46 «Истина только Одна, но мудрецы дают Ей много имён».
  • The history and culture of the Indian people, v. 1 - The Vedic age, L., 1957
  • Овсянико-Куликовский Д. Н., Религия индусов в эпоху вед, в сборнике: Избр. труды русских индологов-филологов, М., 1962
  • История индийской философии. Рой М. Стр.171 (недоступная ссылка)
  • Smith 10
  • Иша-упанишада Мантры 6-8 (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 5 февраля 2008. Архивировано 19 декабря 2008 года.
  • Упанишады
  • Упанишады в 3-х книгах. Кн. 1-я. А. Я. Сыркин «Уходя корнями в древнюю ведийскую литературу, упанишады во многом несут следы натурфилософских, наивно-материалистических воззрений ведийских гимнов. В отличие от исследователей, традиционно освещающих упанишады как памятники чисто идеалистического содержания (напр., П. Дейссен), такие авторы, как В. Рубен, Д. Чаттопадхьяя, М. Рой, подчеркивают неоднородный характер упанишад, отразивших и следы натурфилософских, наивно-материалистических воззрений»
  • Очерк истории ведийской литературы. В. Г. Эрман «И хотя философские учения Упанишад определяют в целом как идеалистические, некоторые исследователи справедливо указывают, что в них во многом отразились натурфилософские, наивно материалистические воззрения древней эпохи. Исследователи, усматривающие черты индивидуального авторства в текстах Упанишад, противопоставляют наивно-материалистические и гилозоистические тенденции в проповедях Уддалаки откровенному идеализму его ученика Яджнявалкьи»
  • С. Радхакришнана С. Радхакришнан - Индийская Философия Том II г.8.11 «Истолкование Шанкарой упанишад более удовлетворительно, чем какое-либо другое»
  • С. Чаттерджи и Д. Датта С. Чаттерджи и Д. Датта - Введение в индийскую философию с. 347 (недоступная ссылка с 11-05-2013 ) «Веданта Шанкары в своих различных аспектах является попыткой довести идею упанишад о единстве всего сущего до её логического завершения»
  • A. E. Gough 5 марта 2014 года. «Учение Шанкары есть естественное и закономерное истолкование доктрин упанишад»
  • G. Thibaut G. Thibaut - Introduction to the Vedanta Sutras of Badarayana «Действительно, невозможно свести учение всех упанишад к логически последовательной системе, свободной от противоречий. Однако поскольку задача поставлена, мы готовы признать, что система Шанкары, вероятно, наилучшая из всех, какие могут быть разработаны»
  • G. A. Jacob G. A. Jacob - Introduction to the Vedantasara «Можно признать, что если вообще следует попытаться приступить к решению невозможной задачи примирения противоречий упанишад и сведения их к некоторому гармоническому, последовательному целому, то почти единственной системой, которая могла бы это сделать, является система Шанкары»
  • Бхагавад-гита 14.27 Архивная копия от 12 мая 2008 на Wayback Machine «Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства».
  • Веды

    Дхарма

    Ахимса

    Майя

    Единое

    Карма

    Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме, которое распространяется сейчас все шире, - это учение о естественной нравственной причинности. Английский философ Г. Спенсер считал, что этика станет подлинной наукой, когда можно будет вывести общие правила жизни из ясно определенной причины и открыть неизбежные естественные соотношения между поступками человека и их последствиями. Хотя индийцы не создали этики в современном научном смысле, но они были убеждены в существовании естественной этической причинности. Существует опыт (йогов, и не только их), подтверждающий естественную причинность (воспоминания о предыдущих рождениях и т.п.), но нет общеобязательности полученных эмпирических результатов (их не может проверить каждый). Тут открывается поле для научных исследований. Быть может, естественную этическую причинность можно будет когда-нибудь научно обосновать, но для этого понадобится иная по своему соотношению с нравственностью, хотя столь же строгая, как физика и математика, наука.

    В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство Индии - наличие каст, наследственный характер которых имеет, по-видимому, расовую основу (арийцы

    Цит. по: Весть: Книга советско-индийской дружбы / Сост. Н. Скалдина. - М.; Дели, 1987, с. 48. 2 Там же, с. 49.

    не хотели смешиваться с дравидами и другими туземными племенами после их завоевания).

    Последующие завоеватели использовали эту систему. «У подножия лестницы образовывались новые касты, а победители-пришельцы превращались в правящий класс кшатриев» 1 . Кастовая система, обосновывающаяся концепцией кармы, способствовала устойчивости общества.

    Итак, природные условия, история и национальный характер придали определенную направленность индийской культуре, создавшей целостный оригинальный архетип. Он образовался из нескольких основных понятий, и прежде всего это понятие перевоплощения и тесно связанного с ним - кармы.

    Второе исходное положение, общее для всех индийских систем мысли, - о Единой истинной реальности, материализация которой - наша Вселенная. В «Махабхарате» имеется такое обоснование того, что индивидуальная душа человека - часть Единого: «Ведь не может восстановиться разбитое палицей тело, так и обособленное сознание (джнана) стать иным не может (значит, и перевоплощение невозможно)» 2 в этом случае. Перевоплощение возможно только в том случае, если есть Единое. Косвенно это служит доказательством самого Единого. Если бы оно могло распадаться на части, то уже не было бы вечным. Единство и вечность оказываются двумя неразрывно связанными свойствами. Вечное и неизменное в то же время и истинно. Слово «сат» (бытие) означает и реальность, и совершенство. Поэтому Единое не только реальное, но и совершенное, к чему и должен стремиться человек.



    Индийская культура, подчеркивал Дж. Неру, не отрицает жизнь, но делает упор на ее конечную цель. «Иными словами, здесь выражена мысль, что между зримым и незримым мирами нужно поддерживать правильное соотношение и равновесие» 3 . «Индийские мыслители являются пессимистами, поскольку они смотрят на мировой порядок как на зло или ложь; но они оптимисты, так как чувствуют, что имеется выход из него в царство истины, которое является также благом» 4 . Индийская философия мистична, и это не удивительно, если согласиться, что чувственный мир -

    1 Неру Дж.
    ские воззрения в Индии XX в, с. 104.

    2 Мокшадхарма. - Ашхабад, 1983, с. 167.

    3 Неру Дж. Открытие Индии // Открытие Индии: Философские и эстетиче
    ские воззрения в Индии XX в, с. 58.

    4 Радхакришнан С. Индийская философия, с. 37.

    иллюзия (майя), а истина - вне его. Значит, чтобы достичь истины, надо уйти из мира, погасить все чувства и мысли, поскольку они обусловлены этим миром. В этическом смысле отрешенность обозначает отказ от мирской суеты, необходимый для настройки на божественную волну. Конечно, если считать, что настраиваться не на что и ничего, кроме нашего чувственного мира, нет, иллюзией будут все подобные попытки.

    Мир - иллюзия (майя), потому что существует высшая реальность - Единое. С. Вивекананда приводил пример призмы, смотря через которую на качественно однородный предмет, видят его в цвете. Так и на весь мир мы смотрим как бы через призму. Но наличие в культуре философского понятия майи, конечно, не означает, что каждый индиец считает жизнь нереальной.

    Добро и зло - это свойства майи, но для слияния с Единым человек должен обладать определенным набором нравственных качеств, в числе которых отрешенность от суеты, стремление к истине, воздержание, незлобивость, непричинение вреда живому и т.д. Особенно следует отметить принцип «не навреди живому» (ахимса). «Доброта и сострадание ко всему живущему на Земле являются главной чертой индийской этики» 1 .

    Принцип ахимсы в отличие от христианского непротивления злу распространяется и на животных, в которых тоже может перейти душа человека в следующих своих воплощениях. По отношению к ненасилию диапазон древнеиндийских взглядов простирается от последовательной ахимсы джайнистов до оправдания насилия «Бхагавад-Гитой». А по отношению к страданию вообще - от понимания его как своеобразной школы жизни (что получило обоснование у Вивекананды) до стремления как можно скорее кардинально преодолеть его, отказавшись от цепи перевоплощений (у буддистов). Что насилие - зло, не вызывает сомнений, а вот страдание - если и зло, то отнюдь не всегда, и зло меньшее, чем насилие (лучше страдать самому, чем заставлять страдать других).

    Мир - зло, но человек путем добра может освободиться от него. «После категории реальности наиболее важным понятием в

    Радхакришнан С. Индийская философия, с. 183.

    индийской мысли является категория дхармы» 1 . Дж. Неру пишет, что «...дхарма означает больше, чем религия. Корень этого слова имеет значение «держаться вместе». Это - внутреннее строение вещи, закон ее внутреннего бытия. Это - этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека» 2 . «Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней» 3 . Дхарма - долг - имеет то же значение для индийской культуры, как права личности - для западной. Понятие дхармы потому так важно для индийцев, что они видят высшую цель человека в слиянии с Единым; а чтобы достичь этого, необходимо личное нравственное совершенствование. «Долг - средство для достижения высшего совершенства» 4 .

    Во всех индийских системах получение знания предполагает нравственное поведение. «Нравственное совершенство - первая ступень к божественному знанию» 5 , открывающему путь к освобождению. Для духовных занятий требуется отрешенность от мирского, т.е. чистота и непорочность души. Знание связано с добродетелью не на уровне интеллекта, а на уровне более высшего духовного мышления (или сверхсознания), которое есть источник вдохновения поэтов, художников, скульпторов, проповедников, ораторов. Так, поэт оказывается близок к пророку, а гений и злодейство становятся несовместимыми.

    Один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, - Веды (в переводе с санскрита - «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу.

    Ведийская литература делится на четыре части. Самая древняя из Вед - Ригведа (Веда гимнов). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек Пу-руша, от которого произошла вся Вселенная, и в том числе представители четырех каст индийского общества.

    В Ригведе мы впервые встречаемся с представлением о Едином. «Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, все-

    1 Радхакришнан С. Индийская философия, с. 38.

    2 Неру Дж. Открытие Индии // Открытие Индии: Философские и эстетиче
    ские воззрения в Индии XX в, с. 47.

    3 Там же, с. 63.

    4 Радхакришнан С. Индийская философия, с. 173.

    5 Там же, с. 38.

    проникающее, едина Заря, все освещающая, и едино то, что стало всем [этим]» 1 . Из единства реальности вытекает важное в философском смысле представление Вед о единстве истины, по-разному называемой мудрецами.

    В каждом человеке есть индивидуальная душа - атман, которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном, как воздух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т.д. Идеальная жизнь, по Ведам, предполагает жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого.

    Нравственный долг человека - дхарма - в соответствии с одним из древнейших индийских правовых трактатов «Законы Ману» предполагает наличие десяти качеств - это «постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негневливость» 2 .

    Большое значение в древнеиндийской традиции придавалось непосредственной передаче знания. «Лишь знание, полученное от учителя, ведет по самому прямому пути» 3 . Упанишады буквально и значат «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий наставления учителя и его разъяснения священных книг Вед. На стадии Упанишад более ценятся не жертвоприношения, а размышления. В Ведах Единое представляет собой в соответствии с мифологией Бога. Но уже в Упанишадах Единое - безличное начало.

    Человек в Упанишадах образно определяется так: «Знай, что атман - это едущий в колеснице, тело - колесница. Знай, что разум - возница, мысль поистине узда. Говорят, что чувства - это кони, а то, что действует [на чувства], - их пастбище. Мудрецы говорят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаждающийся [атман]» 4 .

    Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо умирает, он скрывается и люди перестают его видеть»), а перевоплощается в другого человека, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни - другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядно в виде колеса жизни - сансары. Человек состоит из намерения. «Каков замысел

    1 Ригведа. – М., 1972. – VII, 58.

    2 Законы Ману. – М., 1960, с. 125.

    3 Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963, с. 98.
    4 Тамже, с. 231.

    человека в этом мире, таким он будет в том мире» 1 . Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т.е. возрождается растением), греха словесных деяний - к состоянию животного, греха умственных деяний - к состоянию человека низкого рождения.

    Так как чувственный мир - иллюзия, тот, кто ищет земных благ, заблуждается. Он ищет приятного и тем самым удаляется от истины. Жизнь в реальном мире неистинна, поэтому цель человека - достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вовсе. Упанишады ориентируют на внутреннее очищение разума: «не ненавидь и не поддавайся гневу, злости и жалости». Этика Упа-нишад индивидуалистична, но в идеале индивидуализм преодолевается в слиянии с Единым. В стремлении к нему преодолевается эгоизм, из которого возникает все дурное.

    Интерес Упанишад к Единому объясняется тем, что человек смертен и единственный способ мыслить его вечность в том, чтобы представить его как часть, а еще лучше как тождество с Единым. Это и стало основной целью индийской философии.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое реинкарнация и закон кармы?

    2. Как соотносятся Единое и майя?

    3. Каково основное содержание Вед и Упанишад?

    4. Что такое атман?

    5. Что такое ахимса?

    6. Какова роль этики в индийской культуре?

    7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни
    и смерти?

    Весть: Книга советско-индийской дружбы / Сост. Н. Скалдина. - М.; Дели, 1987.

    Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963.

    Дхаммапада. - М., 1960.

    Классическая йога. - М., 1992.

    Махабхарата. Рамаяна. - М., 1974.

    Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. / Под ред. Э. Комарова и др. - М., 1987.

    Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. - М., 1956.

    Ригведа. - М., 1972.

    Упанишады: В 3 кн. - М., 1992.

    1 Чхандогья-упанишада. - III, 14, 1. 22

    «Упанишады» восходят к санскритскому слову «упанишад», которое в переводе означает ‘сидеть около’. Понимать этот перевод следует примерно в следующем контексте: ученик сидит у стоп учителя и внимает тайному знанию. Существует и другая версия появления названия «упанишады»: слово образовано из корня «шад» и префикса «упа» и «ни», и смысл слова «упанишада» - ‘удаление невежества’. «Упанишады» - санскритские тексты, которые появились около VIII века до нашей эры. Это первые тексты, которые сохранились до наших времён. Большинство же текстов датируется не ранее, чем VII, и не позднее, чем III веком до нашей эры. Ряд же «Упанишад» возник и вовсе в эпоху Средних веков.

    В «Упанишадах» изложены религиозные и философские концепции индуизма. Упанишады являются писаниями ведической культуры и считаются священными писаниями категории «шрути», то есть богооткровенными текстами, которые не имеют конкретного авторства. В них изложена некая трансцендентная философия, которая так или иначе была познана мудрецами и философами во время каких-либо трансцендентных опытов путём познания мира методами раджа-йоги и джняна-йоги. Именно поэтому Упанишады являются ценными ведическими текстами, поскольку там изложены знания, полученные эмпирическим путём. В текстах можно почерпнуть много полезной информации о медитации, философских воззрениях мудрецов и йогинов и о природе Брахмана - Высшего сознания. Эти писания также называют ведантой - то есть окончанием Вед, поскольку там изложены базовые концепции ведической культуры.

    Для чего нужно читать "Упанишады"

    У некоторых может возникнуть вопрос: для чего читать Упанишады? Ведь словами описать недвойственного Брахмана и какой-то личный опыт в постижении его сути весьма сложно. На самом деле это так. Трансцендентный опыт передать словами практически невозможно. Особенно если учесть, что эти слова потом прошли ещё и этап перевода, причём людьми, которые также имели свои взгляды на природу тех вещей, которые описаны в текстах, а значит, осуществляли перевод, исходя из своего мировоззрения. Это всё верно. И, несомненно, в познании себя и окружающего мира наиболее ценным является личный опыт. Это также верно. Но следует заметить, что мы живём в такое время, когда негативная информационная нагрузка на наше сознание весьма велика. И чтение древних текстов, и особенно Упанишад, нам необходимо по ряду причин:

    • 1) Чтение писаний очищает наш внутренний мир от накопленного информационного мусора, который мы вольно или невольно в себя погружаем. Когда человек приступает к внутренним практикам, всё то, что он в себя погружал, может либо помочь ему, либо помешать. Так вот, та информация, которую в нас сегодня загружает социум, будет нам только мешать. Следовательно, её нужно заменить. И чтение Упанишад - наиболее оптимальный вариант, так как там содержится именно та информация, которая максимально приблизит нас к познанию себя и окружающего мира.
    • 2) Чтобы начать путь самопознания и познания реальности, следует задать своему уму хотя бы какое-то первоначальное направление. Именно поэтому в практиках медитации даются какие-либо образы для визуализации или мантры для концентрации. Точно таким же эффектом обладают и определённые философские концепции, изложенные в «Упанишадах». Глубинно размышляя над этими концепциями, мы можем погрузиться в их суть и прийти к каким-то собственным выводам. Это и называется джняна-йогой - йогой знания. А процесс глубинного размышления над философскими концепциями из ведических писаний - это своего рода аналитическая медитация, эффект от которой может быть потрясающим.

    Где найти "Упанишады"

    Мы живём в невероятно благостное время, когда тексты «Упанишад» доступны практически любому желающему. Разумеется, если карма позволит ознакомиться с этой бесценной сокровищницей знаний. Но, если у человека уже возник интерес к этим писаниям, значит, кармическая связь с ними всё-таки есть. Можно читать «Упанишады» онлайн или скачать их в текстовой- или аудиоверсии. Наиболее оптимальным вариантом будет самостоятельное чтение текста «Упанишад» на диктофон и регулярное их прослушивание. Плюс такого метода познания в том, что можно будет включить начитанное в любой момент и прослушивать бесконечное количество раз, чтобы постепенно очищался внутренний мир. Начитать именно самостоятельно рекомендуется по той причине, что во время прослушивания происходит обмен энергетикой с тем, кто начитал данное произведение, и, чтобы не получать энергетику незнакомого человека, лучше начитать самостоятельно. Также рекомендуется читать «Упанишады» вслух, так как при таком методе чтения происходит двойное усвоение информации: как зрительное, так и слуховое.

    Существует версия, что во время получения какой-либо информации, мы усваиваем её лишь на 3 процента. Таким образом, чтобы полностью усвоить ту или иную информацию, её нужно прослушать или прочитать не менее 33 раз. Также в древности в монастырях новоприбывшим давали читать какое-либо писание не менее 12 раз, чтобы оно полноценно усвоилось. Но следует учитывать, что в то время информационная среда была менее агрессивна и, следовательно, загрязнение внутреннего мира было не таким сильным, как сейчас. В наше время следует прилагать большее количество усилий для усвоения информации. Чтение «Упанишад» и глубокое медитативное размышление над ними - это отличная практика джняна-йоги, которая может принести очень хорошие результаты в плане продвижения на духовном пути.

    Философская мысль на Востоке зарождается в лоне мифологии как изначальной формы общественного сознания. Для мифологии характерна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд вопросов: как возник мир и как развивается; что такое жизнь и смерть и другое.

    Философия Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Возникновение философии Древней Индии относится примерно к I тыс. до н.э., когда на её территории стали формироваться рабовладельческие государства.

    Философия Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Интересуется проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, любви и ненависти; счастья, наслаждения, страдания и др. Закономерностью развития философии является осмысление космологических проблем и личностного бытия человека. Раскрытие этих проблем всегда свидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или философской школы. Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способов освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

    Древнеиндийские религиозные тексты - веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, сансара, карма, мокша).

    В первых священных книгах Индии-Ведах наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в ХVI в. До н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. На санскрите. Наиболее ранней Ведой по времени ее составления и наибольшей по объему 1028 гимнов, более 10500 стихов, что равно «Илиаде» и «Одиссею» вместе взятым, является Ригведа - «Веда гимнов», буквально переводится как - хваленый стих, песнь, гимн. Она делится на десять книг или мандал (буквально-круг, цикл).

    Самые ранние Веды назывались «Мантрас» (мантры) и состояли из «самгитас» - сборников. Они очень разнородны по своему составу, но все-таки возможно выделить основные разновидности сказаний, включенных в них составителями. В Ригведу и Самоведу вошли преимущественно религиозные гимны и песнопения, в Яджурведу - молитвы, произносившиеся при совершении жертвоприношений, а в Атхарваведу - магические песни и заклинания. Эти четыре сборника дополнены более поздними текстами, которые называются «брахманас» и «араниакас». Выделяются среди ведической литературы «Упанишады», в которых изложена ранняя индийская философия. Веды дополняют «Сутры», сказания, предназначенные в основном для обучения и относящиеся в массе своей к книгам, излагающим предания и обычаи. Среди Сутр выделяются «Драхмасутры», рассказывающие об арийских законах. На их основе были созданы знаменитые законы Ману - прародителя людей. Со временем возник настоящий культ Вед. Риши уже перестали восприниматься как пророки, даровавшие людям истину в своих песнях. В них стали видеть только рассказчиков божественных истин, содержащихся в Ведах, которые были сотворены при создании мира. Все мироздание собрано в трех первых книгах, они являются основой вселенной. Изучение этих священных текстов обязательно: наряду с четырьмя «дарами» - животный (кормление птиц), людям (оказание гостеприимства и подаяние), предкам и богам (жертвоприношение), чтение Вед входит в 5 ежедневных обязанностей верующих. Изучающий священные книги приравнивается к приносящему жертву.

    Упомянутые выше Брахманас состояли из самхит. Самхиты представляли собой преимущественно собрания самых различных по характеру текстов, но вместе с тем эти древние сборники могут рассматриваться и как литературные произведения, отразившие длительную традицию устного народного творчества. Авторами самхит считались те же риши, тексты заучивались наизусть, их пели древние барды - сказители. Знаменательно, что даже древнейшие гимны Ригведы составленные с соблюдением установленных правил метрики, которые затем нашли применение и в более поздней поэзии. На основе одного из метрических размеров (ануштубха) затем появилась шлока - главная метрическая форма древнеиндийских произведений. Многие гимны настолько образно и поэтично описывают, например, природу и человеческие переживания, что по праву могут рассматриваться как образцы поэзии. С особым вдохновением были составлены гимны богине Ушас. В целом это была, конечно, религиозная литература, но тесно связанная с повседневной жизнью и народными традициями, она часто как бы становилась светской поэзией. Эта черта многих ведийских текстов отражала и специфику ведийской религии в целом, антропоморфность многих представлений. Боги рассматривались как существа, подобные людям, и в гимнах, обращенных к богам, их авторы передавали свои переживания, чувства, рассказывали о своих горестях и радостях.

    В ведийскую литературу часто включались «Веданги», которые отражали новый этап в развитии научных знаний. Традиция перечисляет 6 веданг: шикша - учение о словах, вьякарана - учение о грамматике, нирукта этимология, кальпа - представления об обрядах, чхандас - метрика и джьютиша - астрономия. Все эти тексты рассматривались как шрути, т. е «услышанное» в отличие от более поздней литературы смрити - «запомненное».

    Заключительным разделом ведийской литературы индийская традиция считает Упанишады - группу текстов, объединяющих различные философские толкования ведийской мифологии и ритуала. Упанишады называли ведантой - концом Вед. Наименование это утвердилось позднее за одной из философских школ, более других претендовавшей на ортодоксальную приверженность к древнейшим принципам индийской мысли.

    В истории Индии они сделались, таким образом, связующим звеном между двумя историческими эпохами, а в более широком смысле - символом непрерывности всей культурной традиции. Этимология названия «упанишады» остается предметом споров; вероятнее всего, оно указывало на характер передачи текстов: учитель излагал их ученикам, сидевшим около его ног (upa ni sad - сидеть около), позднее его стали толковать как «тайное знание».

    В общей сложности известно около сотни Упанишад. Религиозно мифологическое толкование окружающей среды в наиболее знаменитых “Упанишадах” перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Так, появляются идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики (риторики), грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки.

    Зарождаются идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от религиозно-мифологического толкования мира авторам “Упанишад” не удалось, можно считать “Упанишады” и, в частности, такие из них, как “Брихадарацьяка”, “Чхандогья”, “Айтарея”, “Иша”, “Кена”, “Катха” самыми ранними из известных философских произведений.

    В “Упанишадах”, в первую очередь в упомянутых выше сочинениях, сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Разумеется, толкование и объяснение всех этих проблем очень противоречиво, а порой встречаются суждения, исключающие друг друга.

    Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, то есть среды обитания отводется духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. Однако в других случаях таковыми являются пища (анна) или же определенный вещественный элемент -- бухта, в качестве которого чаще всего выступает вода или же совокупность таких элементов, как вода, воздух, земля и огонь. Через тексты проходит одна четко выраженная идея. Самая короткая ее формулировка состоит всего из шести слов: «Атман есть Брахман, Брахман есть Атман». Разъяснению этого изречения фактически посвящена вся совокупность этих текстов. Атман - индивидуальная душа, субъективное духовное начало, внутреннее «Я» каждой вещи, Брахман - духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами. Имя Брахма, отсутствующее в Ведах, восходит к понятию «брахман», которым обозначали не только жрецов, но и молитву, обращенную к создателю мира. Брахма воплощает творческое начало мироздания, его жизнь равна жизни Вселенной. Размышления над происхождением и судьбой бога творца, осознание его роли во вселенной и отношение к нему человека стали основой для религиозной философии брахманизма, отразившейся в Упаниш.