PR в Античной мифологии. Гиацинт: Что в имени тебе моем? Легенда про гиацинт в древней греции

Аполлон. Кипарис. Гиацинт.
Один бог и два смертных... и две печальные истории любви.

Гиацинт.
Однажды солнечный бог Аполлон увидел прекрасного земного юношу и воспылал к нему нежным чувством. Этого прекрасного юношу звали Гиацинтом, и был он сыном спартанского царя Амикла.
Но был у влюбленного божества соперник - Фамирид, который был так же не равнодушен к прекрасному принцу Гиацинту, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг.
Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз.
Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть.
Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения.

Покинув Дельфы, он часто являлся в светлую долину реки Эврот и забавлялся там играми и охотой с юным своим любимцем.
Раз в знойный полдень оба они сняли с себя одежды и, умастив тело свое оливковым маслом, стали бросать диск.
В то время мимо пролетел Зефир, бог южного ветра, и увидел их.
Ему не понравилось, что юноша играет с Аполлоном, поскольку он тоже любил Гиацинта, и он с такой силой подхватил диск Аполлона, что он ударил Гиацинта и повалило его на землю.
Тщетно пытался Аполлон помочь своему возлюбленному. Гиацинта угасал на руках своего божественного покровителя, любовь которого родила у других зависть и принесла ему смерть.

Гиацинту уже ничем нельзя было помочь, и вскоре он испустил последний вздох на руках у своего друга.
Чтобы сохранить память о прекрасном юноше, Аполлон превратил капли его крови в прекрасные ароматные цветы, которые стали называть гиацинтами, а Зефир, который слишком поздно понял, к каким ужасным последствиям привела его необузданная ревность, летал, безутешно рыдая, над местом гибели друга и нежно ласкал изысканные цветы, выросшие из капель его крови.

Этому античному сюжету посвятил свое музыкальное произведение В.А. Моцарт.
Эта «школьная опера» на латинском языке написана одиннадцатилетним композитором. В основе сюжета — античный миф, разработанный в одном из эпизодов X книги «Метаморфоз» Овидия.

«Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis»
Аполлон и Гиацинт, или превращение Гиацинта

Кипарис
На острове Кеос в Карфейской долине, был олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем забыл страх пред людьми. Он заходил в дома поселян и охотно протягивал шею всякому, кто хотел ее погладить.
Все жители любили этого оленя, но больше всех любил его юный сын царя Кеоса, Кипарис.

Увидел Аполлон эту удивительную дружбу человека и оленя, и захотелось ему, хоть на время, забыть свое божественное предназначение, чтобы также беззаботно, весело наслаждаться жизнью. Спустился он с Олимпа на цветущую поляну, где отдыхал после стремительной скачки чудесный олень и его юный друг Кипарис. "Многое видел я и на земле и на небе, — сказал Аполлон двум неразлучным друзьям, — но такой чистой и нежной дружбы между человеком и зверем мне видеть не доводилось. Примите меня в свою компанию, втроем нам будет веселее". И с этого дня стали Аполлон, Кипарис и олень неразлучны.

Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям; он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

Однажды установилась над островом жаркая погода, и все живое в полуденный зной спряталось от жгучих солнечных лучей в густой тени деревьев. На мягкой траве под огромным старым дубом Аполлон и Кипарис задремали, а олень бродил неподалеку в лесной чаще. Вдруг Кипарис проснулся от хруста сухих веток за ближними кустами, и подумал, что это подкрадывается дикий кабан. Схватил юноша копье, чтобы защитить своих друзей, и, что есть силы, швырнул его на звук хрустящего валежника.

Слабый, но полный мучительной боли стон услышал Кипарис. Обрадовался он, что не промахнулся, и бросился за неожиданной добычей. Видно злая судьба направляла юношу, — в кустах лежал не свирепый кабан, а его умирающий златорогий олень.
Омыв слезами страшную рану своего друга, Кипарис взмолился к проснувшемуся Аполлону: "О, великий, всемогущий бог, сохрани жизнь этому чудесному животному! Не дай ему умереть, ведь тогда и я умру от горя!" С радостью выполнил бы Аполлон страстную просьбу Кипариса, да было уже поздно, — перестало биться сердце оленя.


Напрасно утешал Кипариса Аполлон. Горе Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы бог дал ему грустить вечно.
Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он пред Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо.
Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:

Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры,
на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Вот такая вот печальная история...

Елизарова Светлана

Гиацинт

Краткое содержание мифа

А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»

Гиацинт (Гиакинф ) - сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители — муза Клио и Пиер.

Юный сын царя Спарты был так красив, что даже олимпийские боги сочли его достойным их компании.

Гиацинт был любимцем бога Аполлона. И однажды, когда оба соревновались в метании диска, с небес за ними наблюдал бог западного ветра Зефир. Он испытывал к Аполлону нежные чувства, поэтому изменил полет его диска и Гиацинт был смертельно ранен в голову.

Крепко держал Аполлон в своих объятиях умирающего друга и падали его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоя над телом умершего, Аполлон тихо шептал: “Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей”. И по его слову, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок, как бы обагренный кровью, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона.

Образы и символы мифа

Ветер олицетворяет нечто неосязаемое, преходящее. По вине чего Аполлон случайно убил Гиацинта.

Образ Гиацинта связан с жертвой из-за любви. Он пал в результате ревности. Но при этом можно сказать, что это и расплата за тягу обычного человека к божественному.

Цветок (расцвет) — распространенный во всем мире символ молодой жизни, указывающий на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах.

В символике цветов подчеркивается их связь с циклом жизни и смерти, как символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты, совершенства, невинности, молодости, души.

Гиацинт — цветок, который, согласно мифу, ранее был человеком или мог вырасти только вследствие смерти человека.

Название цветка по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его «цветком печали» и еще «цветком памяти» о Гиацинте. Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово "ай-ай", что значит "горе, горе!".

Так же в Древней Греции он считался символом умирающей и воскресающей природы. Возникший из крови цветок, олицетворяет воскресение весной, зелень обожженную жаром солнца.

Цветок любви, счастья, верности и скорби.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Смерть Гиацинта. Джованни Баттиста Тьеполо, 1752-53 гг

У захоронения Гиацинта, в Амиклах, ежегодно устраивались гиакинфии (гиацинтии)— празднества в честь Гиацинта, самый большой праздник спартанцев, который справлялся в июле на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.

Со временем культ Гиацинта был вытеснен культом Аполлона, и праздник гиакинфии стал отмечаться как праздник Аполлона.

На троне Аполлона изображалось восшествие Гиацинта на Олимп; По преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиацинт.

Миф о Гиацинте в живописи послужил сюжетом немногих произведений, в числе которых фрески «Аполлон и Гиакинф» Аннибале Карраччи и Доменикино, картина «Гиацинт» Дж. Б. Тьеполо и др.

Мраморная композиция Б. Челлини «Аполлон оплакивает Гиацинта» не сохранилась до настоящего времени. Однако данный сюжет привлек Моцарта, его музыкальная работа «Аполлон и Гиакинф» посвящена этому эпизоду.

Но кроме произведений и празднества в память о Гиацинте в нашем настоящем есть цветок, названный его именем и камень гиацинт, красноватого оттенка.

Социальное значение мифа

Мифы о превращении людей в растения известны всем народам земного шара. И миф о Гиацинте один из них. Но запомнился он не только образом душевной любви. Миф остался одной из самых известных и красивых легенд о происхождении цветов.

Имя Гиацинта запечатлено в истории религий, где его принято считать догреческим растительным богом, которого почитали как божество пастухов или одного из божеств Древней Греции, олицетворявшего умирающую и воскресающую природу, чью значимость впоследствии затмил Аполлон, и она свелась только к роли героя трагико-лирических легенд.

Но жива память о Гиацинте среди людей. Это подтверждается празднествами, в которых чтили этого героя и тем, что сегодня, как отголосок из прекрасной легенды есть гиацинт - цветок любви, верности и скорби. И не забыть об этой поистине печально красивой истории дает гиацинт - камень печали и скорби, малинового или красноватого оттенка, переливающийся как росинки слез Аполлона, падающие на залитую кровью рану Гиацинта.

Гиацинт, как и многие драгоценные камни, имеет свои магические свойства. Так, своему обладателю этот камень гарантирует повышение уровня мыслительной деятельности и развитие тяги к различного рода наукам.

Также гиацинту приписываются успокаивающие действия: считается, что он снимает тоску, смягчает печаль и скорбь, дарует надежду, его можно носить в период депрессий. Но, несмотря на все плюсы, гиацинт приносит одиночество и несчастья в любви. Поэтому считается, что носить его можно только временно — в период депрессий.

Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте...

С названием этого растения связана греческая легенда. В Древней Спарте Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых богов, но постепенно слава его поблекла и его место в мифологии занял бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Легенда о Гиацинте и Аполонне в течение тысячелетий остается одной из самых известных историй о происхождении цветов.

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиaцинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан), а на их лепестках было начертано горестное восклицание Аполлона. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

В той же Древней Греции гиaцинт считался символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона в городе Амикли изображалось шествие Гиацинта на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляет собой жертвенник, в котором захоронен погибший юноша.

По более поздней легенде, во время Троянской войны Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько поразило Аякса, что герой пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиaцинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

Локоны гурий. Так называли гиaцинт в странах Востока. "Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок - И потоком гиацинты упадут на розы щек", - эти строки принадлежат узбекскому поэту 15 века Алишеру Навои. Правда, утверждение, будто красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.

Персидский поэт Фирдоуси постоянно сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и высоко оценивал аромат цветка: Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.

Гиацинты в садах еще долго культивировались лишь в странах Востока. Там они пользовались популярностью не меньше, чем тюльпаны. Гиацинт обитает в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда проник в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу очаровательный гиацинт попал во второй половине 17 века, прежде всего в Вену.

В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение корабля, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией. Это было в 1734 году, когда горячка к разведению тюльпана стала остывать и чувствовалась потребность в новом цветке. Так он стал источником больших доходов, особенно когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.

Усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов гиацинтов. Цветоводы пробовали разные способы, чтобы быстрее размножить гиацинты, но ничего не получалось. Помог случай. Однажды мышь испортила ценную луковицу - выгрызла донце. Но неожиданно для расстроенного хозяина вокруг "искалеченного" места появились детки, да еще сколько! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы и их доращивали 3-4 года. Но терпения цветоводам не занимать, да и хороший уход за луковичками ускоряет их развитие. Словом, товарных луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия торговала ими с другими странами.

Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Потомок гугенотов садовод Давид Буше, имевший прекрасную коллекцию примул, начал выращивать и гиацинты. Во второй половине XVIII века он устроил в Берлине первую выставку этих цветов. Гиацинты так поразили воображение берлинцев, что многие увлеклись их выращиванием, взявшись за дело основательно и с размахом. Это было модным развлечением, тем более что у Буше неоднократно бывал сам король Фридрих Вильгельм III. Спрос на гиацинты был так велик, что они выращивались огромными массивами.

Во Франции в 18 веке гиацинтом пользовались для одурения и отравления тех лиц, от которых пытались избавиться. Обычно предназначавшийся для этого букет опрыскивался чем-нибудь ядовитым, и предназначенные для отравления цветы ставились в будуар или спальню жертвы.

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ УБИЙСТВА ГИАЦИНТА.

Аполлона представлять не нужно.
Вот он – красавец и спортсмен (не хватает еще третьего эпитета – комсомолец!)

Мраморный бюст (римская копия с бронзового оригинала 460 г. до н.э.)

Его друг, возлюбленный, партнер (варианты выбирайте сами!) Гиацинт или Гиакинф - сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса.
По другой версии мифа, его родители - муза Клио и Пиер.

Гиацинт был любимцем Аполлона, который нечаянно убил его, попав в него во время метания дисков. Из крови Гиацинта выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание "ай, ай" - предсмертный стон прекрасного юноши.

Прекрасный, равный красотой самим богам-олимпийцам, юный сын царя Спарты Гиацинт был другом Аполлона. Часто являлся Аполлон в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь на склонах гор или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.
Почему Аполлон оставлял олимпийских богов и приходил в Спарту к Гиацинту?
Сердце этого божества света сгорало от любви.
Гиацинт тоже жил одной дружбой с Аполлоном. Игра на кифаре, искусства, науки были только содержанием, которым наполнялась эта божественная любовь.

Александр Иванов Аполлон, Гиацинт и Кипарис 1831-34 г.г.

Часто расспрашивал он о жизни богов и просил Аполлона рассказывать о его подвигах, о множестве великих судов совершенных, объяснить причины жестоких приговоров одним и несказанных милостей другим. Но Аполлон редко отвечал, а больше улыбался и молчал.
О чем были их нескончаемые беседы?
Их связывали неземные отношения, от века брак двух душ. Никакие слова «любовь», «эрос», «близость», «общение», «диалог» не могут определить эти отношения, именуемые девственной влюбленностью – неописуемым влечением бессмертного божественного существа к земному смертному, и земнородного к божественному.

Не раз они говорили друг другу:
- О, Гиацинт, если бы я был смертным как ты, я бы принес себя в жертву любви.
- О, Аполлон, нет для меня большей радости, чем умереть из любви к тебе. Быть может, так будет искуплена хотя бы малая доля моих грехов. Я смогу достичь Олимпа, и мы будем неразлучны.
Гиацинт забывал о своем предназначении стать царем Спарты, о долге перед отечеством и отцом. Нет, для него существовал только один Аполлон.
- Умереть в твоих объятиях, о, божественный, и быть восхищенным на Олимп! Быть может, так я отблагодарю Зевса за чудо общения с Его божественным вестником.
Ты, блистательный Аполлон, олимпийский любимец. А я, жалкий смертный, сойду в глухой и мрачный подземный мир. Неужели нам предстоит вечная разлука? Или я когда-нибудь дождусь, что мой светлый друг Аполлон посетит своего Гиацинта в царстве теней? Нет! Нет, нет! Никто никогда нас не разлучит. Боги что-то сделают, чтобы мы были неразлучны! Небесная любовь неразлучна, не правда ли, Аполлон?

Как-то друзья соревновались в метании диска. Первым бронзовый диск бросил могучий Аполлон. Высоко к небесам взлетел диск, точно солнечный, засверкал как звезда и полетел на землю.
Гиацинт не может отвести от него глаз. Что это? Не превратился ли бронзовый диск в сияющее солнце? И ослепленный неистовой радостью Гиацинт бежит за диском. Вот-вот он схватит солнце на руки и будет пить от его божественных лучей!
Подбежал Гиацинт к тому месту, куда должен был упасть диск. Но диск, отскочив от земли, со страшной силой ударяет его в голову. Кровь хлещет рекой. Темные кудри прекрасного, равного красотою самим богам-олимпийцам юного царя Спарты окрасились алым.

Смерть Гиацинта 1675 г.

А.А.Киселев Умирающий на руках Аполлона Гиацинт 1884 г.

Джованни Батиста Тьеполо Смерть Гиацинта 1752-53 г.г.

Ж.Брок Смерть Гиацинта 1801 г.

Аполлон подбегает к другу, приподнимает его, кладет окровавленную голову к себе на колени. Напрасны попытки Аполлона остановить кровь, хлещущую из раны, и исцелить своего друга. Поцелуями покрывает он лицо Гиацинта, но Гиацинт угасает на глазах друга. Ясные глаза его меркнут.
Аполлон слышит из уст его слова:
- Так вот как рассудила Мать наша Премудрость! Теперь мне будут прощены грехи.
О, Аполлон, я благодарю тебя. Через то, что ты сделал, боги Олимпа примут меня в свое царство.
Аполлон в отчаянии.
- Нет, нет! Ты не умрешь, мой прекрасный друг, мой Гиацинт, ликом прекраснейший богов, мудростью превосходящий олимпийцев! О горе мне, горе! Я стал убийцей друга. Зачем я бросил диск? Как теперь я искуплю свою вину перед тобой? О, если бы я пришел в мир смертным и мог умереть из любви к тебе! Не лучше ли мне сойти в безрадостное царство умерших, чтобы быть неразлучным с тобой? О, зачем я бессмертен? Как я хотел бы оказаться на твоем месте, Гиацинт, и умереть в твоих объятиях.
– Теперь мы будем неразлучно вместе, правда, Аполлон? Прости и не забывай меня, мой безумно любимый.
С этими словами Гиацинт умирает на руках Аполлона.
Аполлон подает последний поцелуй своему возлюбленному.
- Память о нашей любви, божественный Гиацинт, навсегда сохранится в истории человечества.
На месте смерти Гиацинта расцвел прекрасный цветок. Лепестки его сияли, как роса от слез Аполлона.

Материалы взяты из ВИКИПЕДИИ и сайтов.

Когда Зевс, обратившись в быка, похитил прекрасную Европу, отец ее, царь Агенор, послал своих трех сыновей - Феникса, Килика и Кадма - разыскать ее и велел им не возвращаться домой до тех пор, пока они не найдут сестру свою Европу. Но Феникс и Килик не смогли найти юной Европы, и поселился первый из них в Африке, а другой - в Киликии. Кадм после долгих странствий прибыл вместе со своей матерью на остров Самофракию в Эгейском море. Отсюда он отправился спросить Аполлона, где ему лучше поселиться, так как найти сестру он уже не надеялся, но, боясь гнева отца, не хотел возвращаться домой. И ответил ему Аполлон:
- Ты встретишь в пустынной долине быка на лугу, он поведет тебя, и на том месте, где он ляжет на мягкую траву, построй город и назови его беотийскими Фивами.
Отправился Кадм в путь, и вскоре увидел он на лугу красивого быка. Пошел Кадм вслед за быком, перешел за ним вброд реку Кефис и миновал Панопейские луга. Вдруг бык остановился и, подняв свои красивые рога, громко замычал и лег на зеленую траву.
Обрадовался Кадм, поцеловал чужую землю и приветствовал неведомые луга и горы. Затем он послал нескольких из своих спутников к горному роднику принести воды для жертвенного возлияния Зевсу. А родник вытекал из глубокой пещеры, и его охранял страшный дракон бога войны Ареса, обитавший в пещере. У него были огненные глаза, золотом блистал его гребень, все тело было напитано ядом, и в пасти его таились три жала и три ряда зубов.
Когда спутники Кадма явились за водой, дракон высунул голову из пещеры. Они испугались и побросали свои кувшины. Кинулся на них дракон, одних задушил, а других убил своим ядовитым дыханием.
Долго и напрасно ждал их Кадм и наконец решил пойти на поиски, Вооруженный боевым копьем и мечом, накинув на себя шкуру убитого им льва, он вошел в густой лес.
Вскоре он нашел там убитых спутников и дракона, который лежал на их трупах. Схватил Кадм огромный камень и кинул его в дракона; но толстая чешуя защищала его, как панцирь, и только острое копье глубоко вонзилось в тело дракона. Разъяренное чудовище начало размахивать своим огромным чешуйчатым хвостом, пасть его дышала ядом.
Кинулся дракон на Кадма, но юный герой отскочил в сторону и, прикрывшись львиной шкурой, встретил дракона копьем. Хлынула кровь из драконьей шеи. Кадму удалось вонзить в пасть чудовища острый меч, и он пронзил ее насквозь. Посмотрел Кадм на убитого им дракона, и вдруг явилась к нему с Олимпа Афина Паллада и велела посеять зубы дракона в землю. Исполнил Кадм совет доброй Афины, и вдруг засеянное зубами поле начало шевелиться. Показались из земли сначала острия копий, затем шлемы, мощные плечи и вооруженные копьями руки, и вот явилась на поле перед изумленным героем толпа вооруженных воинов.
Готовиться стал Кадм к битве с новыми врагами, но вдруг один из возникших из земли воинов обратился к нему:
- Остановись и не вмешивайся в нашу битву! - И с криком бросился на одного из своих же братьев-воинов, но тотчас упал, сраженный ударом копья.
В ярости начали воины уничтожать друг друга; и вот уже лежат они, истекая кровью, на земле, только что их породившей, и осталось из них в живых только пятеро.
Один из них, по имени Эхион, бросил свой меч и предложил братьям помириться. И эти пять порожденных землей воинов помогли Кадму и его спутникам основать город Фивы и крепость Кадмею.
Построив город, Кадм женился на прекрасной Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и много счастливых дней он испытал, и много горя и бед вытерпел он вместе со своей семьей. У них родились сын Полидор и четыре дочери: Ино, Автоноя, Семела и Агава. Ино и Семела испытали немало несчастий, постигла тяжелая участь и сыновей Агавы и Автонои.
Кадм, предчувствуя несчастную судьбу своих детей и внуков, покинул на старости лет город Фивы и ушел вместе с женой Гармонией в Иллирию.
Там они были обращены в драконов и в виде чудовищ ушли после смерти в подземное царство.

Однажды веселый бог Дионис шел из Фракии во Фригию. Дорога вела к горным долинам Тмола, где рос виноград, а дальше к Пактолу, воды которого еще не блистали тогда золотым песком. Сопровождала Диониса толпа юных вакханок и сатиров, но не было среди них старшего, которого звали Силеном. Опьяненный вином, он попал в розовый сад фригийского царя Мидаса, где схватили его фригийцы и, связав ему руки сплетенными цветами, привели к царю. Узнал царь Мидас веселого спутника Диониса и ласково принял его. Десять дней и ночей угощал царь Мидас Силена, а на одиннадцатый утром привел его к Дионису. Обрадовался Дионис, увидев своего друга Силена, и обещал Мидасу исполнить любое его желание. Стал Мидас просить бога Диониса наградить его таким даром, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось бы в чистое золото. И исполнил Дионис желание царя Мидаса.

Обрадовался Мидас такому дару и решил испытать, исполнил ли и вправду свое обещание Дионис. Отломил он дубовую ветку - и вдруг в руке у него оказалась ветвь золотая. Поднял с земли он камень, и камень тоже стал золотым. Всякое яблоко казалось ему сорванным в саду гесперид - а яблоки были там все золотые. В золотой поток обращалась вода, которой мыл он руки. Ликует царь Мидас от такого счастья. И вот велел он приготовить себе роскошный обед. Стоит на столе блюдо с жареным мясом, белый хлеб и вино. Но только хочет Мидас поднести ко рту кусок хлеба, превращается хлеб в золото, становится золотом мясо, и вино, смешанное с водой, тоже становится золотым. Испугался Мидас, не ожидал он такой беды. Богач, он становится беднее нищего, хочет бежать от своего богатства, к которому он так стремился. Его мучит голод, томит его жажда, но за свою жадность к золоту наказан Мидас.
Обратился он с мольбой к Дионису чтоб сжалился он над ним, простил бы его и избавил от этой золотой напасти.
Выполнил Дионис мольбу раскаявшегося Мидаса и взял назад свой губительный дар. Он велел ему пойти к реке Пактол и, дойдя до самых ее истоков, погрузиться в ее воды и омыть тело в пенистых волнах, обещая, что не останется тогда и следа от золота, которого он так домогался.
Исполнил Мидас совет Диониса и потерял свою силу обращать все, к чему ни прикоснется, в золото, но с той поры стала река Пактол нести золотой блестящий песок, что ложится весной на лугах.
Стало с тех пор царю Мидасу ненавистно богатство, и зажил он бедно и просто. Он бродил по полям и лугам и стал почитателем Пана, бога лесов и полей. Но однажды пришла на царя Мидаса новая напасть, и не мог он расстаться с ней уж до самой смерти.
Однажды осмелился Пан состязаться в музыке с самим Аполлоном. А дело происходило на горе Тмол, и бог той горы был избран в судьи. Он уселся на своем почетном месте, вокруг него стояли, слушая музыку, нимфы, а с ними и царь Мидас.
Начал бог Пан играть на своей флейте, и слушал его с наслаждением Мидас. Но вот выступил затем увенчанный лаврами лучезарный бог Аполлон и стал играть на кифаре.
Очарованный игрой Аполлона, бог горы Тмол признал его тотчас победителем.
И все с ним согласились. Только один царь Мидас был не согласен со всеми и назвал судью несправедливым. Разгневался на неразумного царя Мидаса лучезарный Аполлон и решил его наказать. Он вытянул уши царя Мидаса в длину, покрыл густой серой шерстью, наделил гибкостью и подвижностью. И навсегда остались у царя Мидаса ослиные уши. Стало стыдно Мидасу, и ему пришлось закрывать их пурпурной повязкой. И только от одного брадобрея, который всегда стриг ему волосы и бороду, не мог он скрыть своих ослиных ушей, но строго-настрого запретил ему разглашать эту тайну.
Но брадобрей, боясь рассказать о том людям, отправился на берег реки, вырыл в земле ямку и шепнул в нее: «А у царя Мидаса ослиные уши», - и закопал затем ямку. И вскоре на том месте, где была закопана тайна, вырос густой тростник, и под ветром зашептали листья друг другу: «А у царя Мидаса ослиные уши».
Так люди узнали тайну Мидаса.

Солнечный бог Аполлон никого не любил так сильно, как прекрасного юношу Гиацинта, сына спартанского царя Амикла. Покинув Дельфы, он часто являлся в светлую долину реки Эв-рот и забавлялся там играми и охотой с юным своим любимцем.
Раз в знойный полдень оба они сняли с себя одежды и, умастив тело свое оливковым маслом, стали бросать диск. Первым взял могучей рукою медный диск бог Аполлон и кинул его так высоко, что он скрылся из виду.

Но вот падает диск на землю; юноша Гиацинт спешит поднять его, чтобы показать свое искусство в метании, но диск отскакивает в сторону и попадает Гиацинту в голову. И юноша замертво падает наземь.
В ужасе спешит к нему Аполлон и поднимает с земли упавшего юношу. Он согревает его, вытирает с лица его кровь, прикладывает к ране целебные травы, но помочь он ему не может. Как лилия или фиалка, сорванная в саду, наклоняет листья к земле, так, умирая, склоняет голову юный Гиацинт. В глубокой печали стоит Аполлон перед погибшим своим любимцем и грустит, что не может умереть с ним вместе.
И вот по воле Аполлона в память о юноше из земли, обагренной кровью, вырастает белый, с кроваво-красными пятнами, стройный цветок.
Каждой весной зацветает прекрасный цветок гиацинт, и в начале лета в честь Гиацинта и Аполлона в Спарте совершается празднество. Оно начинается печальными песнями о рано погибшем юноше и кончается веселым и бодрым запевом о его возрождении.

Никого так не любила юная богиня Афродита, как прекрасного юношу-пастуха Адониса, сына сирийского царя.
Книд и Пафос и богатый рудой Аматунт, где прежде часто бывала она, отныне ею забыты. Для Адониса она позабыла и самое небо. Не нежит она себя, как прежде, и в одежде простой бродит вместе с юношей по горам, по лесам и скалам, поросшим колючим кустарником. С собаками охотится она на ланей и зайцев, но дикого вепря, медведя и волка она избегает и советует Адонису подальше держаться от этих лютых зверей. Она говорит: «Излишняя смелость опасна, не будь безрассудно отважен, не нападай на сильного льва, твое мужество может оказаться опасным и мне и тебе».
Пока Афродита была при нем, он исполнял ее советы.

Но однажды на острове Кипр Адонис позабыл слова Афродиты. На охоте с собаками выгнал он из дремучего леса на поляну разъяренного вепря и метнул в него охотничий дротик. Раненый вепрь кинулся на юношу. Адонис стал убегать, но зверь вскоре его нагнал и нанес клыками такую тяжелую рану, что Адонис замертво пал наземь.
Услыхала Афродита стоны умирающего Адониса и на колеснице, запряженной белыми лебедями, поспешила к нему на помощь. Увидав убитого юношу, она сошла с колесницы, с горя разорвала на себе одежды и горько заплакала. Но слезами не воскресить умершего Адониса.

Тогда в память о прекрасном юноше смешала Афродита божественный нектар с кровью Адониса и обратила его в кроваво-красный цветок.
Время его цветения кратко, как жизнь юноши; скоро сдувает ветер его увядшие лепестки, и назвали цветок оттого ветреницей, или анемоной.
По другим сказаниям, чтоб утешить Афродиту, боги повелели Адонису каждую весну и лето покидать подземную область теней, обитель Аида и Персефоны, и быть вместе с Афродитой. Когда Адонис возвращается снова на землю, это время цветения в природе и пора созревания плодов и жатвы. А осенью в Элладе начинаются празднества и обряд погребения Адониса; печальными песнями провожают его в мрачную обитель теней, в подземное царство Аида.
Но в конце праздника поют веселые песни, надеясь, что весной он снова вернется на землю: «Адонис жив, он снова явится к нам весною!»