Потребность в познании является потребностью. Потребность в знаниях- одна из неотъемлемых характеристик человека. Уровни познания: научное и обыденное

Живое существо, стремящееся сохранить свое существование, постоянно находится в состоянии тревоги – тревоги перед небытием. Эта тревога толкает существо на поиск путей и возможностей для выживания. Исследовательская потребность является, по сути, одним из определяющих факторов выживания. Ведь чтобы выжить в данной обстановке, надо понять, что способствует выживанию, что следует использовать, а что опасно и чего следует избегать.

Такова одна из основных побудительных сил, запускающих познавательно-поисковую активность. Но у человека не все ограничивается одним лишь стремлением избежать тревоги. Познание само по себе становится одной из важнейших человеческих потребностей.

Ролло Мэй обращает наше внимание на то, что особенно у детей и молодых людей тревога перед будущим, которая базируется на несоответствии их требований к себе имеющимся в их распоряжении возможностям, „может смягчиться только при расширении сферы их возможностей“. Человек, вместо того, чтобы бороться с тревогой, познает и открывает эти новые возможности, получает в свои руки штурвал управления собственной СУДЬБОЙ . В результате „тревога начнет переживаться как приключение, потому что перед молодым человеком разворачиваются новые перспективы“.

Жажда открытий, новизны является базальным желанием человека, а познание – одним из базовых стремлений его. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве, причем „эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе“, отмечает Маслоу.

Это естественное состояние человека, которое может быть развито, если его поощряют. Но оно может быть и подавлено. Детей не нужно учить стремлению исследовать и познавать, утверждает Абрахам Маслоу, в детях можно лишь подавить это стремление. Сначала подавление происходит извне, если ребенка теми или иными способами отваживают от кажущейся взрослым “чрезмерной” и неудобной для них тяги ребенка к открытиям. Позже запрет приходит уже и изнутри, когда человек, чувствуя, что стремление к познанию может быть для него опасным, предпочтет покой и безопасность.

Абрахам Маслоу заявляет, что познавательная потребность, тяга к новому является не только базовой потребностью человека но и признаком психического здоровья:

"Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку... История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея".

Исследование неизбежно расширяет границы конфронтации человека с миром, открывая всё новые и новые неизвестные стороны бытия, заставляя исследовать вновь, дальше и глубже. Познавая новое, человек удивляется и испытывает РАДОСТЬ .

Но наряду с удивлением-радостью есть удивление-страх. Открытие человеку нового, невиданного, необычайного, появляющегося по мере того, как горизонт непознанного им всё дальше отодвигается, всегда сопровождается беспокойством или тревогой. Так проявляется ТРЕВОГА ПЕРЕД НОВЫМ И НЕИЗВЕДАННЫМ .

Как отмечает И. И. Лапшин, на низшей ступени развития эта тревога представляет собой „страх перед чудом, а на высшей – страх перед логической нелепостью или фактической несообразностью“ в системе представлений человека. Подобный страх, пишет он далее, „может быть или могучим стимулом для напряжения всех умственных сил перед загадочным явлением – удивлением как великой философской страстью, или трусостью в мышлении, страхом за истинность своей теории“.

Если ход событий нарушает все привычные ожидания, то тревога перед столкновением с непонятным переходит в ужас, или человека обуревает ярость от ощущения своей беспомощности и покинутости. И он возвращается в лоно своего уютного бездействия, словно улитка в раковину. Человека раскачивает между стремлением познавать и страхом перед новым. Об этом смотрите подробнее материал "ВЕКТОРЫ БЫТИЯ ".

Пауль Тиллих утверждает, что именно тревога показывает человеку, что альтернативой отчаянию может быть лишь МУЖЕСТВО. Тревога толкает нас к мужеству, которое Тиллих называет самоутверждением вопреки небытию . И человек утверждает себя, познавая, а затем и преобразуя - и мир, и самого себя. Поэтому можно утверждать, что познание и исследование выполняют вполне утилитарные функции, которые стоят на службе СТАНОВЛЕНИЯ .

***

Исследовательская и познавательная деятельность имеет в качестве одного из своих источников стремление к самосохранению: оно полезно в процессе приспособляемости к условиям среды. Побуждая человека исследовать окружающий его мир, познавательная потребность ориентировочную функцию. Человек, познавая и открывая новое, как бы обеспечивает себя картой мира для „привязки к местности“. Для выживания человек (как и многие другие высоко организованные живые существа) нуждается в новой информации не только для общей ориентации, но и для расширения возможностей выбора, для увеличения числа альтернатив своего поведения, для расширения РАМОК СВОБОДЫ .

Познавая мир и самого себя, человек, тем самым, уменьшает степень неопределенности, обретает больше уверенности в себе и укрепляет свою способность интегрироваться в мир, быть его частью.

Познавая мир, человек познает и себя, и свои реакции на ту или иную ситуацию, и свои чувства, которые он испытывает в связи со своими целенаправленными действиями. Положительные переживания в этой связи постепенно ложатся в основу того, что называется ИНТЕРЕСОМ , являющимся, по сути, энергетической подпиткой на всех этапах ВОЛЕВОГО АКТА .

Познание - это один из основных способов избавления от ТРЕВОГИ НЕБЫТИЯ во всех её проявлениях. Одним из этих проявлений является НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ , с которой человек постоянно сталкивается на своих жизненных путях, ощущая чуждость и безразличие мира, страдая от НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ своего будущего и воспринимая себя маленьким и слабым. Переживание своей отчужденности от мира, как пишет Эрих Фромм, рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами (мир может наступить на меня, а я при этом не в силах противостоять ему). Это ощущение способно вогнать человека в состояние ОТЧАЯНИЯ .

***

Модус проживания имеет принципиальное значение для того, какую роль играют познавательные мотивы в жизни человека, чему они, в конечном итоге, служат: приобретению и накоплению некой информации, которая укрепляет „СУБСТАНЦИЮ “ человека, или же направлена на развитие его задатков, на выполнение его ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ , на СТАНОВЛЕНИЕ самим собой.

Я предлагаю обозначить интерес к новому в МОДУСЕ БЫТИЯ любознательностью , а в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ – любопытством . Мы будем использовать эти термины, чтобы подчеркнуть, какой модус преобладает в рассматриваемом случае.

И в том, и в другом случае человеку свойственно ощущение напряженного ожидания и предвкушения чего-то нового. Это весьма интенсивное чувство толкает человека к исследованиям и открытиям.

Абрахам Маслоу подчеркивает важность для человека удовлетворения его базовой потребности в познании. Он даже говорит о праве человека на информацию . Именно это обстоятельство является причиной того, что в тоталитарных государствах массированная и лживая пропаганда вкупе с замалчиванием правды и гонениями за попытки добраться до истины означают фрустрацию у миллионов людей их потребности в познании. Вот что пишет Абрахам Маслоу по этому поводу:

"Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению".

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся потребности

в овладении новыми знаниями

(из опыта работы)

Балакина Н. М.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 7 г. Ленинск-Кузнецкий


Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
Но когда же обучающийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, которым нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у обучающихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На формирование у обучающихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у обучающихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, познавательной активности обучающихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у обучающихся потребность в учении?
Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает обучающихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и обучающиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к обучающимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у обучающихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и обучающимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого методические приемы обучения: на своих уроках я использую наглядные пособий, ИКТ, в процессе изложения нового материала привожу яркие примеры и факты, создаю проблемные ситуации, возбуждающие у обучающихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Очень важно умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума, поэтому во время урока использую афоризмы известных ученых и писателей. Домашнее задание задаю часто по группам с самостоятельным поиском учебного материала.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность обучающихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый обучающийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, то у обучающихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

Из собственной практики заметила, что даже совместные праздники, экскурсии, организованные в классе, стимулируют познавательную активность обучающихся, способствуют улучшению микроклимата в классном коллективе. Ребята всегда помогают друг другу выполнить домашнее задание, составить карточки по трудным темам, подготовить сообщение к уроку.
Следовательно, нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.


Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание. Позна­ние - это одна из философских категорий, которая неразрыв­но связана с такой категорией, как знание, и определяется сле­дующим образом:

Познание - духовная деятельность, направленная на вос­произведение в субъективной форме мира предметов, состоя­ний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектиче­ский процесс отражения мира в сознании людей. Это движе­ние мысли от незнания - к знанию, от неполного и неточного знания - к более полному и более точному.

Знание - отражение объективной реальности в нашем соз­нании, связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В своем сознании человек от­ражает объективные, закономерные связи реального мира.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и на каждом этапе раз­вития общества процесс познания осуществляется в многооб­разных социально-культурных формах. Это - обыденно-прак­тическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание.

В конечном счете все науки возникли из практических по­требностей людей: математика - из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия - из потребностей мореплавания; медицина - из потребностей борьбы с болезнями и т.д.

Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятель­ности человека. Люди познают мир не в силу врожденной лю­бознательности. Познание позволяет раскрыть тайны приро­ды и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.

Приведем один пример. В джунглях Южной Америки водится кро­шечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1 г, но у нее - самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхо­ждения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потреб­ность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Прак­тические потребности влечении некоторых заболеваний людей при­вели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использо­ван как лекарство.

Теория познания, или гносеология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фунда­ментальных разделов.

Познание - обусловленный прежде всего общественно-ис­торической практикой процесс приобретения и развития зна­ния, его постоянное углубление, расширение и совершенство­вание, процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выяв­ляются разные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек исследует челове­ка, т.е. самого себя. Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с по­мощью материальных носителей информации - рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.

В отличие от сознания, которое является единством ощу­щений, знаний, желаний, переживаний, результатом отраже-

ния материального мира и сопряжено с материей, познание оз­начает процесс приобретения знаний и соотносится с прак­тикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освое­ния действительности. В теории познания исходные понятия - деятельность, практика, познание.

Познание осуществляется в двух основных формах - в фор­ме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процес­се познания. Это - скачок от познания фактов к познанию за­конов.

Опираясь на предыдущие знания, человек получает воз­можность предвидения, создания планов развития различных отраслей экономики, науки, просвещения и т.д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. По словам Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове.

Под практикой понимают всю производственную и общест­венную деятельность людей в определенных исторических ус­ловиях - материальную производственную деятельность людей в сферах промышленности и сельского хозяйства, политическую деятельность, научный эксперимент и т.д. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей, и в то же время конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего исполь­зования полученных знаний в практической деятельности лю­дей. В своей практической деятельности человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непо­нятными. Поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать

11.3. Потребность в познании и самопознании

себе материальные блага. В настоящее время практика постави­ла перед человечеством такие глобальные проблемы, как сохра­нение природы на нашей планете, овладение новыми источни­ками энергии, освоение Космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

о познает окружающий мир непосредственно, т.е. сам открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества;

о познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (учится, читает книги, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры).

История развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духов­ной культуры, развития науки и техники.

Потребность в познании осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, вырабо­танных в ходе истории человечества, она пронизывает всю жизнедеятельность человека, так как человека от рождения до самой смерти интересует все, что было и будет дальше.

Потребность в познании жизни, объективного мира реали­зуется в следующих основных направлениях:

о посредством научных знаний, когда целью познания является истина. Ведущая черта, особенность та кого познания - объек­тивность знаний. Чем более научным является знание, тем бо­лее оно становится объективным, не зависящим от субъектив­ных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;

о посредством искусства, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого позна­ния-в познании правды жизни. Во всех видах и жанрах искус­ства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральное место в литературе, поэзии, музыке, живописи и других видах искусства занимают образ человека, его интересы, переживания, мысли, поступки. Йс-

Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

кусство выступает одним из источников познания психики людей;

О посредством религии, так как значительная (может, даже большая) часть населения планеты (наша страна в этом отно­шении не является исключением) живете религиозным миро­ощущением и миропониманием. Поэтому современный спе­циалист должен знать научную и религиозную картины мира;

О посредством собственного социального, этнического, профес­сионального и другого опыта и знаний.

Потребность в познании - неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высоко­грамотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересо­ванность в этом каждого человека. Кроме того, человек полу­чает знания не только в мирных целях, но и для ведения кон­фликтов и войн. Поэтому потребность в познании, как и вся­кая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Од­нако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу челове­честву.

Потребность в познании можно классифицировать сле­дующим образом: потребность в социальном познании, науч­ном познании и во вненаучном познании.

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.