Почему Лукман (а.с.) не хотел быть пророком? Наставления мудреца лукмана своему сыну Вот некоторые из его мудростей

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как же некрасиво, отвратительно твоё лицо?!» Он ответил: «Ты тем самым насмехаешься лишь над моим образом или же над Создателем этого?!»

***

Передаётся, что однажды сын Лукмана спросил его: «Если одно зёрнышко положить на дно моря, будет ли о нём знать Всевышний Аллах?» На это, как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране, Лукман ответил:

«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!» (сура «Лукман», аят 16).

***

Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою чёрную кожу, то знай, что сердце у меня чистое».

***

Катада сказал: «Всевышний Аллах предоставил выбор Лукману аль-Хакиму между пророчеством и мудростью. Вместо пророчества он выбрал мудрость. Когда Лукман спал, к нему пришёл Джибриль и оросил его капельками мудрости. Проснувшись, Лукман начал говорить ею».
***
Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и похоть – богобоязненностью».

***

Будь в нужде почтенным, в ненавистных, трудных делах – терпеливым, в благополучии – благодарным, в молитве-намазе – смиренным, в раздаче милостыни – быстрым.

***

Я таскал камни и поднимал железо, но тяжелее, чем долг, ничего не видел. Я ел вкусную пищу и пробовал прекрасные вещи, но слаще, чем здоровье, ничего не пробовал.

***

Поистине, двуличный человек перед Аллахом не будет в безопасности.

***

Молчание – это мудрость, которой мало кто пользуется.

***

Нет для тебя блага в изучении того, что тебе неведомо, если ты не следуешь уже полученным знаниям. Пример этому – человек, который собрал охапку дров, связал их, но не смог поднять, но после этого добавил дров в эту охапку.

***

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

***

Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими.

***

Нет большей беды для тела, чем веселье, пустая забава.

***

Слушать проповедь для невежды так же трудно, как подниматься по каменистому пути престарелому человеку.

***

Есть три вида товарищей: первый – это тот, кто получает от тебя добро и не отвечает тебе тем же. Второй – это тот, кто даёт тебе столько же, сколько получает от тебя. Третий – это тот, кто поддерживает с тобой хорошие отношения без всякой корысти.

***

Долгое сидение в туалете по нужде приводит к болезни печени, появлению геморроя, повышению давления. Когда садишься и встаёшь, делай это медленно, не спеша.

***

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

***

Поистине, среди слов есть такие, которые крепче, чем камень, пронзительнее, чем укол иглы, горше, чем алоэ, горячее, чем уголь. И поистине, сердца людей – это посевы. Сажай в них хорошие слова, если и не все, то некоторые всё же дадут всходы.
Я не нашёл ничего тяжелее, чем плохое слово. Оно укореняется в глубине сердца так же, как крепко оседает, обосновывается железо в глубине воды.

***

Гнев умного – в его деле, а гнев невежды – в его деле. То есть их гнев проявляется по разным, отличным обстоятельствам.

***

Самым благоразумным, сообразительным является тот, кто заранее знает, чем может закончиться дело, и поэтому остерегается его.

***

Кротость, мягкость – это прощение тому, кто тебя притеснил, и ответ на зло добром.

***

Троих из людей познают лишь в трёх обстоятельствах: 1) храброго – в сражении; 2) щедрого – в нужде; 3) кроткого, мягкого – в состоянии, когда им одолевает гнев.

***

Достиг совершенства веры тот, кто обладает тремя чертами: 1) тот, кто доволен и которого это довольство не приводит к заблуждению; 2) тот, кто в гневе не преступает истины; 3) тот, кто при наличии возможности не берёт себе то, что не принадлежит ему.

***

У того, кто уповает на Аллаха и доволен Его предопределением, усовершенствовалась вера. Его руки и ноги полностью отдаются совершению добра.

***

Как нет дружбы между овцой и волком, так же нет её между благочестивым и порочным.

***

Унижаться в повиновении Всевышнему Аллаху лучше, чем гордиться грехом.

***

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей – в качестве взрослого человека.

***

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, т. е. на показ. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

*****

Мысли Лукмана аль-Хакима – это великие и бесценные мудрости, в которых заключены несущая свет высокая мораль и глубокий смысл.

Это слова, связывающие человека с Мудрым Творцом и напоминающие об истине Его существования. Это источник разливающегося света, восходящего и поднимающегося вместе с душой в мир тишины, спокойствия и твёрдой веры. Эти назидания освобождают человека от оков материальной тирании и от любви к этому бренному миру и соединяют со Всемогущим Создателем. Каждый, кто любит мудрость и назидание, извлечёт из них много пользы. Они исходят из сердца, которое пульсировало и билось в пламени правды и искренности, выходило из сердца милосердного отца с состраданием к сыну и другим людям. И каждый правдивый, искренний человек вдыхает аромат благовоний, исходящий из мудрости, назидания и любви. Каждому из нас надо постараться раскрыть слух сердец и с вниманием, искренностью слушать каждую мудрость, высказанную этим человеком.

Все эти наставления и советы, о дорогой читатель, – из вечных и непреходящих ценностей. Нам следует прислушиваться к ним очень внимательно, чтобы мы могли идти к истине самым прямым путём. Назидания и увещевания таких классиков исламских наук необходимо читать не спеша, по нескольку раз, ибо в них кроется множество мудростей и значений. Сколько бы раз их не читали, каждый раз будет открываться что-то новое. В этом и заключается их особенность. Мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас одними из тех людей, которые слушают слова и следуют лучшим из них! Да будет мир над всеми нами!

Материал подготовил Абдурахман Алиев

Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе в бедняками; она возвеличивает до степени царей; де-лает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она - защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скры-вает наготы.

Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, ког-да увидит этого человека; 3) он будет радоваться несча-стью этого человека.

Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то по-терпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь рас-точительным. Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу)он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть про-межутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.

Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.

Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она - корона на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую же-ну можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кро-ме такой болезни, как плохая жена.

Я завещаю тебе две вещи, и пока ты будешь придерживаться их, они принесут тебе только благо: это дирхам (достаточные средства) для пропитания, и религия - для вечной жизни.

О сын мой! Не извиняйся и не оправдывайся перед тем, кто не любит принимать твоего оправдания. И не обращайся за помощью к тому, кто не любит получать твои заботы и исполнять твои нужды.

Кто будет терпеливо переносить тяготы и нужды людей, тот будет управлять ими.

Ищи для какого-либо деяния своего брата лучшее оправдание, пока ты не получишь от него достоверный довод в пользу того дела.

Остерегайся лени и раздражения, беспокойства без особых на то причин. Когда ты ленишься - не выполняешь свои обязанности в полной мере, а когда раздражаешься, беспокоишься - не выносишь правды.

Если говоришь, то будь лаконичен. Если добился желаемого посредством речи, то более уже не разговаривай.

В другой версии сказано: когда происходит с тобой то, от чего ты доволен или не доволен, непременно сделай так, чтобы в помыслах ты говорил себе: «В этом заключается благо».

Выбирай собрания людей, принимая во внимание их (собраний) сущность, пользу для тебя. Если увидишь собрание, в котором поминают Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то присоединяйся к ним: если ты ученый, то твои знания принесут тебе пользу, а если ты невежественный, то обретёшь знания. Если Аллах ниспошлёт Свою милость на них, то и тебя она покроет.

Лукман сказал: «О сын мой, используй для себя разум других». Сын спросил: «Как?» Лукман ответил: «Проси совета в своих проблемах».

Когда настанет время молитвы, не откладывай её. Соверши её, затем отдохни, потому что она - твой долг. Совершай молитву вместе с коллективом верующих, даже если придётся выполнять её на кончике копья.

Когда ты обратишься с просьбой к правителю, не будь настойчивым, упорным. Излагай свою нужду тогда, когда правитель доволен и находится в хорошем расположении духа. Не проси помощи у того, кто тебя обманывает. И не ищи её у подлого и скупого человека. Если он тебе откажет в помощи, то тебе будет стыдно, позорно. А если он поможет тебе, то потом будет попрекать, а ты останешься в долгу перед ним.

Если тебя просят быть свидетелем - свидетельствуй, если тебя просят помочь - помоги, если у тебя просят совета - не торопись, пока не рассмотришь данное дело.

Не теряй стыдливость посредством просьб. Не лечи свой гнев постыдным поступком. Знай себе цену, это поможет тебе в жизни.

Если ты сомневаешься в смерти, тогда не спи. Подобно тому, как ты всё равно уснёшь, как бы ты этого не желал, так ты и умрёшь. Если ты сомневаешься в воскрешении в Судный день, тогда не просыпайся. Как ты всё равно просыпаешься независимо от твоего жела-ния, так же и воскреснешь после смерти.

Ищи помощи против бедности в дозволенном заработке. Когда кто-либо становится бедным, его непременно настигают три беды: появляется хрупкость в религии; слабеет ум; он теряет достоинство и порядочность. Но страшнее всего этого появление у людей не-уважения к нему, унижение его и их пренебрежение к его состоянию.

Если тебе приказывают что-то или просят о чём-то, то скажи: «Да». Не говори: «Нет», потому что «нет» - это слабость и низость.

Когда в дороге вы заблудились и не знаете, куда идти, тогда остановитесь.

Когда вы засомневались в намерении, цели, остановитесь и посоветуйтесь.

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Каково твоё самое надёжное деяние?» Он ответил: «Оставление то-го, что меня не касается, не приносит пользы».

Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и свою похоть - богобоязненностью».

Молчание - это мудрость, которой мало кто пользуется.

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей - в качестве взрослого человека.

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, для показухи. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хакима»

Его называли Лукман аль-Хаким. Хаким – это мудрец, который следовал знаниям, подаренным ему Всевышним. При толковании слова «хикма» – «мудрость» обязательно сочетание этих трёх качеств.

О происхождении Лукмана аль-Хакима существует много разных мнений, но большинство сходится на том, что он был темнокожим рабом. Некоторые утверждают, что он был пророком, но по мнению Ибн Аббаса, Лукман аль-Хаким не был им.

Говорят, что он был пастухом, в другом предании говорится, что он был плотником.

Однажды, когда он спал днём, его разбудил голос: «О Лукман, хочешь ли ты быть халифом на земле и установить справедливость среди людей?» Он ответил: «О Господь, если мне предоставляется выбор, то я предпочитаю не брать это на себя». Услышав это, ангелы удивились и спросили: «Почему?» Лукман ответил, что предпочитает быть на этом свете рабом, чем царём. Совершенство ума не позволило ему выбрать по своей воле величие, из-за которого забывается Ахират. Ангелы удивились его мудрости и красоте его слов. После этого Лукман опять уснул, и тогда Аллах влил в его сердце мудрость. Так он проснулся с мудростью на устах. Я здесь привёл только суть этой истории.

Лукман иногда посещал Давуда (мир ему). Однажды Давуд (мир ему), восхищённый его мудростью, сказал: «Моё почтение тому, кто наделён такой мудростью ».

وكان لقمان يوازره بحكمته فقال له داود : طوبى لك يا لقمان أعطيت الحكمة وصرف عنك البلاء وأعطي داود الخلافة وابتلي بالبلية والفتنة . (عرائس ص 306)

Рассказывают, что Лукман был самым незаметным и скромным рабом своего хозяина. Известна следующая история.

Однажды хозяин отправил его с другими рабами за фруктами в сад. Когда все уже возвращались из сада с фруктами, другие рабы стали есть плоды, а потом сказали, что это Лукман их съел.

Лукман, переживая из-за этого, сказал хозяину, что лицемер не может быть доверенным человеком. Он предложил ему испытать их, дав каждому выпить горячей воды. Хозяин заставил их выпить горячую воду и стал смотреть, что из этого выйдет.

Кроме Лукмана, всех вырвало съеденными фруктами, его же – только водой. Тут приоткрылись «врата мудрости» Лукмана, и хозяин узнал о его честности, правдивости и верности.

В другой раз мудрость Лукмана проявилась так. Хозяин зашёл в туалет, оставив раба снаружи, и задержался там. Лукман крикнул ему, что долгое нахождение в туалете может вызвать болезнь печени, повышение давления, геморрой. Удивлённый мудростью его слов, хозяин, чтобы пользу от них получили и другие, написал их на стене.

Как-то раз он поручил Лукману зарезать овцу и велел принести два самых сладких куска от неё. Лукман принёс хозяину язык и сердце, сказав, что слаще них нет ничего. В другой раз, поручив зарезать овцу, хозяин наказал Лукману принести две наихудшие части, и он опять принёс язык и сердце. Хозяин спросил, как могут быть оба органа одновременно и плохими, и хорошими. «Если будут хорошими, нет ничего лучше их, а если они станут плохими, нет ничего хуже них», – сказал Лукман.

Однажды Лукман, собрав народ вокруг себя, давал наставления. Один из собравшихся подошёл и поинтересовался, кто проповедник. Увидев, что это Лукман, он спросил, не был ли он чабаном в таком-то месте. «Да, был», – ответил Лукман. «Как же ты достиг такого почёта и уважения?» – поинтересовался тот. «Правдивость, оправдание доверия и отказ от лишнего», – ответил Лукман.

Таких случаев с Лукманом описано немало, и привести их все нет возможности.

Море мудрости Лукмана глубоко, и чтобы достать до его дна, нужны водолазы, поэтому, довольствуясь тем, что можно взять, протянув руку, приведём некоторые из его завещаний. В книге «Рух аль-байан» говорится, что его жена и сын поначалу были неверными, и чтобы привести их к вере, он давал им наставления. В начале всех проповедей он говорил о самом важном – о недопустимости ширка. Жена и сын, по наставлению Всевышнего, в результате проповедей Лукмана пришли в Ислам.

Вот некоторые из его мудростей:

Пусть предметом вашей торговли будет богобоязненность, тогда будете получать прибыль без товара.

Посещайте похороны, так вы будете вспоминать о смерти.

Остерегайтесь посещения свадеб, ибо мирское увлечёт вас.

Когда утром прокричит петух, вставайте, не будьте слабее его.

Не откладывайте на завтра покаяние, ведь за вами смерть, которая наступит внезапно.

Старайтесь участвовать в собраниях алимов, не упускайте возможности слушать речи мудрецов, ибо свет мудрости оживляет сердца, как засушливую землю оживляют дожди.

Не старайтесь изучать новые науки, пока не будете следовать приобретённым.

Мирское – это море, где утонули многие, сядьте на корабль богобоязненности, чтобы обрести спасение.

Если найдёте людей, собравшихся для поминания Аллаха, не уходите, присоединяйтесь к ним, чтобы получить долю, когда Всевышний окинет их взором милости. Не приближайтесь к собраниям, где люди пребывают в забвении Всевышнего, это увеличит в вас невежество, сделает чёрствыми ваши сердца, и если этих людей постигнет гнев Аллаха, вас это не обойдёт.

Постарайтесь, чтобы пищу вашу ели только богобоязненные, в делах советуйтесь с алимами. Приучайте свой язык постоянно произносить «Аллахуумма-гфир ли» («Аллах, прости меня»).

На этом свете нет такой тяжести, которую бы я не переносил на себе, вплоть до железа и камней, но я не нашёл ноши тяжелее, чем плохой сосед. Я вкусил всю горечь этого света, но худшей горечи, чем нищета, я не нашёл.

Мудрость сажает бедняков среди больших царей.

Если сердце ваше в заблуждении, не притворяйтесь богобоязненными ради почитания людьми.

Остерегайтесь долгов, это для вас днём – унижение, а ночью – тяжёлые раздумья. Не беритесь за мирское засучив рукава, это повредит вашему Ахирату, но и не бросайте мирское совсем, иначе среди людей будете презренными бедняками.

Не изучайте науки лишь для того, чтобы спорить с глупцами, кичиться среди алимов или добиться похвалы и известности среди людей, ведь Знающему скрытое ведомы ваши намерения.

Как волк не подружится с овцой, так не будет братства между дурным и добрым. Не делайте наставления тому, кто их не воспримет. Хотя кто же сейчас сможет различить это?

Дети мои, ведите себя с хорошими людьми как рабы, а с плохими не дружите никогда. Не ищите того, что отвернулось от вас, и не оставляйте без внимания то, что повернулось к вам.

От детей вы получите благо, если с малолетства научите их добру. Наказание детей для их воспитания так же необходимо, как дождь для земли.

Не отправляйтесь в путь в начале ночи, постарайтесь делать это после полуночи. В путь выходите с мечом, в чалме, обутыми в масхи – в полном снаряжении. Нитку с иголкой, шило и посуду для еды тоже не забывайте. На случай, если вдруг вам или спутникам понадобятся лекарства, не забудьте прихватить их с собой.

Не пребывайте всегда в раздумьях, особенно не занимайте сердце печалью. Будьте довольны уделом, данным вам Господом, – проживёте спокойную и безоблачную жизнь. Если желаете мирского, не стремитесь к тому, что находится в руках других.

Надежды возлагайте только на Всевышнего и полагайтесь только на Него, Он создаст причины, и тогда достигнет вас ваш удел.

Делайте благо тем, кто достоин его, ибо пропадёт оно, если попадёт в руки недостойного, – на этом свете потеряете имущество и на том свете не найдёте вознаграждения, будет вам один убыток, и прибыли вы не найдёте. Не будьте расточительны и не будьте скрягой, умеренно экономя, будете в завидном положении.

Слово «хикма» имеет много значений. Арифы толкуют его по-разному. Говорят, что знание истины, достоверное знание всего, что есть, и совершение благого – это хикма. Аль-Газали же, которого величают худҗҗат аль-Ислам, не считал мудростью знание сути всех вещей, если нет познания Аллаха.

Он сказал, что ценность знания зависит от предмета познания, и поскольку мудрость – наивысшая из наук, не достоин имени мудреца тот, кто не познал Аллаха. Познавший Аллаха будет мудрецом, даже если слаб в других науках, и речь его отличается от людских речей.

قال الامام الغزالى رحمه الله : من عرف جميع الاشياء ولم يعرف الله لم يستحق أن يسمى حكيماً لانه لم يعرف أجل الاشياء وأفضلها والحكمة أجل العلوم وجلالة العلم بقدر جلالة المعلوم ولا أجل من الله ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف المنة فى سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قاصر البيان فيها ومن عرف الله كان كلامه مخالفا لكلام غيره ... الخ (روح البيان ج 7، ص 73)

Аллах дарит мудрость авлийа [(ед. ч. вали) – любимцы Аллаха], как откровение пророкам.

Но чтобы дарованная мудрость проявилась, необходимо обучение Шариату и строгое следование приобретённым знаниям.

Ещё мудрость можно сравнить со стрелой, пущенной в цель.

Цель её – сердце мумина, а «лучником» является Аллах, и Он не промахивается. Если вода и еда – пища для тела, то пища для разума – это наука мудрости. И нет для раба ценнее дара Аллаха на этом свете, чем хикма. Основа мудрости – это богобоязненность, и в сердце, где нет богобоязненности, не проявляется хикма. Ещё пример: мудрость, как дерево, растущее в сердце, а плоды его – на языке.

Есть ещё предание от Лукмана, в котором он говорит, что служил четырём тысячам пророков. Из всех их изречений он нам оставил восемь: берегите сердце в намазе (хузур), горло во время еды, язык среди людей, глаза в чужом месте . Эти наставления для общей пользы, старайтесь их соблюдать. Не забывайте Аллаха, помните о смерти и забудьте о двух: о добре, которое вы сделали для других, и о зле, которое вам причинили.

Хотя немало есть побуждений и полезных изречений, я по мере возможности выбрал наставления и завещания Лукмана и занёс их в тетрадь.

Что касается продолжительности его жизни, есть предание, согласно которому Лукман прожил тысячу лет. Сказано, что его могила находится в местечке Рамла между Египтом и Сирией. Говорят также, что в тот день, когда похоронили Лукмана, вокруг его могилы были похоронены ещё семьдесят пророков. Дети израилевы изгнали их из Иерусалима, окружили в Рамле, и там они умерли голодной смертью.

О Аллах, одаривший Лукмана мудростью, одари и нас, ведь это в Твоей власти. Очисти наши сердца богобоязненностью и помоги нам искренне и покорно служить Тебе. Эти мудрости и наставления Лукмана – дары, достаточные для тех, кто стремится к истине. Они – драгоценные камни, и тот, кто торгует ими обдуманно и поразмыслив, извлечёт из них пользу и не будет терпеть убытки.

Тот, кто забросил сад, который при уходе мог дать прекрасный урожай, пусть упрекнёт только себя. Тот, кто пренебрёг бесплатными дарами, пусть занимается бесприбыльной торговлей.

Из книги «История пророков ».

Рисунок Айны Леон

  • 2808 просмотров

2. Уповать на Господа

يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِنْ تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ فَتَكُنْ فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ

«Лукман сказал своему сыну: "О сынок мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, – даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Всевышний выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!"» (Смысл 16 аята суры Лукман, тафсир "аль-Мунтахаб").

3. Выстаивать молитву

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ...

«О сын мой! Совершай обрядовую молитву …» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

4. Повелевать добро и остерегать от запретного

...وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنْكَرِ...

«…Зови к добру, удерживай от зла…» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

5. Проявлять терпение в трудностях

...وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«…И терпи то, что тебя постигло, ибо, поистине, терпеть трудности может только твёрдый в делах» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

6. Не проявлять высокомерие

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«О сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Господь не любит хвастливых гордецов!» (смысл 18 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

7. Соизмерять походку

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ...

«Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно» (смысл 19 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

8. Понижать голос

... وَاغْضُضْ مِنْ صَوْتِكَ إِنَّ أَنْكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

О Господь, одари нас мудростью Лукмана, и дай нам сил следовать наставлениям мудрых и приближённых рабов Божьих. Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com, ru.wikihow.com