Монашество и образование в буддизме. Религия, буддизм, монашеская жизнь в тайланде на земле желтых одежд Учение Будды. Алмазный путь

Будди́йское мона́шество - одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества , сохранившихся до наших дней. Это также один из фундаментальных институтов буддизма . На монахов и монахинь возлагается ответственность за сохранение и распространение учения Будды, наставление мирских буддистов.

Большинство буддийских монахов - не отшельники , стремящиеся жить в максимальной изоляции от мирского общества. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме . Буддийские монахи и монахини обычно живут не поодиночке, а небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой , жившим в V - IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.

    В некоторых школах буддизма считается, что уже во времена Гаутамы Будды богатые горожане предоставили монахам и монахиням много приютов и садов. Но археологических подтверждений этому нет: найденные до сих пор артефакты древних буддийских монастырей относятся к значительно более позднему времени.

    В буддийском монашеском кодексе Виная (раздел «Махавагга») и в Варсавасту говориться, что для проживания монахов подойдёт не любое помещение, а только убежище одного из двух типов:

    Одной из самых известных арам стала Anathapindikassa arame , построенная в красивой роще принца Джеты. Согласно буддийскому писанию «Кхуддака-никая » (книга Кхуддакапатха), первым её настоятелем стал ученик Будды Анатхапиндика [убрать шаблон] (в миру Судатта), строительство обошлось в 1,8 миллиона золотых, а общая сумма пожертвований на эту обитель составила 5,4 миллионов золотых .

    Новичок, прежде чем получить полное посвящение и стать бхикшу или бхикшуни, должен не менее года побыть шраманерой (послушником, учеником). Другие условия получения статуса шраманеры - выполнение буддийских заповедей (шил) и возраст от 7 до 70 лет . В целом, мужчины уходят в монахи в гораздо более юном возрасте, чем женщины, но редко младше восьми лет. Женщины - обычно во взрослом возрасте и вряд ли в детстве. Шраманера должен соблюдать десять буддийских заповедей, но ещё не сотни правил Винаи , как полностью посвящённые бхикшу и бхикшуни.

    В бхикшу или бхикшуни посвящают только шраманер и шраманери в возрасте от 20 лет и старше.

    Для женщины процесс вступления в буддийское монашество сходный, но обычно требуется прожить в статусе шраманери более длительное время, чаще всего пять лет, прежде чем стать бхикшуни.

    В Таиланде монахи хорошо снабжаются буддийским обществом, взамен давая наставления в Дхарме и в жизни. Тамошние буддийские школы допускают и выход из монашества, отказ от монашеских обетов, возвращение к мирской жизни. При этом, согласно их Винае, бывшая монахиня в этой жизни уже не сможет снова стать монахиней, а вот монах может уходить и возвращаться до трёх-семи раз за одну жизнь . Но это касается выхода по собственному желанию; если же монах были изгнан из сангхи за нарушение некоторых важнейших правил Винаи, то, в соответствии с Винаей-питакой , его до конца жизни назад не примут .

    В некоторых буддийских школах в Бирме, Тайване и Гонконге практикуется кратковременное посвящение в монахи: мирской буддист может попробовать побыть монахом, дав некоторые обеты на заранее определённый срок (от недели до месяца) В Таиланде сейчас временное посвящение в монахи возможно только для мужчин .

    От буддийского монаха требуется обходиться простыми и действительно необходимыми в его жизни вещами, чтобы легче было сосредоточиться на главном; притом лишения не являются самоцелью, слишком строгий аскетизм не требуется и даже не приветствуется. Целибат является одной из основных ценностей буддийского монашества: это главное, что отделяет монахов от мирских буддистов-домохозяев (англ.) русск. .

    Пищевые ограничения могут различаться в зависимости от буддийской традиции, школы и конкретного монастыря. Но обычно буддийскому монаху позволяется приём пищи не чаще одного раза в день. В одних местах мирские буддисты приносят готовую еду монахам в качестве подаяния, в других - её готовят на монастырской кухне, которую снабжают продуктами миряне, да и работают на ней зачастую не монахи, а мирские помощники монастыря. Это связано с тем, что буддийским монахам Виная полностью запрещает использовать деньги, потому они не могут покупать продукты; заниматься же собирательством, сельским хозяйством и приготовлением пищи также часто считается нежелательным для монаха.

    Тибет

    Восточная Азия

    В монастырях школы Тхеравада в Восточной Азии монахи живут в более строгой изоляции от мирского общества, чем в монастырях этой же школы в других странах. В Китае, Корее, Вьетнаме и во многих частях Японии буддийские монахи обычно не ходят выпрашивать еду понемногу; там чаще жертвуют монастырям деньги либо рис и другие пищевые продукты сразу большими партиями. Многие монахи и монахини в этих странах - вегетарианцы. По словам Хуайхая , многие монастыри занимаются сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя продовольствием, а некоторые монахи даже работают в миру или торгуют . Многие едят после полудня . Заведовать монастырским имуществом и кухней может быть поручено как мирянину, так и одному из монахов, которому аббат поручит эту работу. Монахи тех монастырей часто и помногу повторяют мантры в любое подходящее время, а не только на специальных занятиях .

    Встречается совместное обитание монахов и монахинь в одном монастыре; такое имеет место быть в монастыре Линшансы (кит. трад. 河南信陽靈山寺 , упр. 河南信阳灵山寺 ) в Китае , Луминъань (кит. трад. 河南固始九華山妙高寺鹿鳴庵 , упр. 河南固始九华山妙高寺鹿鸣庵 ) , Хунъэньсы (кит. трад. 重慶鴻恩寺 , упр. 重庆鸿恩寺 ) , Цыюньсы (кит. трад. 重慶慈雲寺 , упр. 重庆慈云寺 ) , Сандинсы (кит. 西藏山南桑丁寺 ) , Чахуасы (кит. трад. 雲南茶花寺 , упр. 云南茶花寺 ) .

    Примечания

    1. Prebish, Charles S. Buddhist Monastic Discipline. - ISBN 0-271-01171-8 .
    2. Кхуддакапатха // Кхуддака-никая
    3. 我的母亲 我的佛 . 马明博 (кит.) . Буддийская ассоциация провинции Хэбэй (2009)
    4. 关于僧中授具足戒的"遮难"问题 (кит.) (Word) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 31 августа 2011 года.
    5. 求度出家的條件 (кит.) (недоступная ссылка) . Фагушань Фагушань (2005). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 24 января 2012 года.
    6. 05-05《律制生活》p. 0064 (кит.) . Ddc.shengyen.org. Дата обращения 3 января 2017.
    7. 受戒、舍戒及其他 (неопр.) . Jiqun.com. Дата обращения 3 января 2017.
    8. 最近读者. 男的许七次出家女的只许一次出家 (кит.) . Zaimitu.blog.163.com (10 июля 2009). Дата обращения 3 января 2017.
    9. 律制生活-论舍戒与还俗 (кит.) (недоступная ссылка) . Zhihai.heshang.net (22 августа 2006). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 5 сентября 2011 года.
    10. 七 傳戒 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 4 марта 2007 года.
    11. 維持僧伽身份的要件(一) (кит.) (недоступная ссылка - история ) . Дата обращения 3 января 2017.
    12. 女眾的出家次數 (кит.) . Gaya.org.tw. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 9 октября 2011 года.
    13. 整理:韵洁. 佛七:问与答(四) (кит.) . Thanhsiang.org (17 декабря 2008). Дата обращения 3 января 2017.
    14. 泰國社團p2 (кит.) (недоступная ссылка) . Ge.tnua.edu.tw. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 10 ноября 2002 года.
    15. Bhikkhu Ariyesako. The Theravadin Buddhist Monk"s Rules: Lay Buddhist"s Guide to the Monk"s Rules (англ.) . The Buddhist World . Buddha Dharma Education Association & BuddhaNet. Дата обращения 3 января 2017.
    16. 佛的疑惑 (кит.) (недоступная ссылка) . ChinaPress. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 27 августа 2006 года.
    17. 宁玛派寺院的分布及影响 (кит.) (недоступная ссылка) . People"s Daily . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 16 сентября 2011 года.
    18. 敏珠林寺:在密宗修行场中寻获世俗的圆满 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 17 июля 2012 года.
    19. 藏传佛教流派 (кит.) (недоступная ссылка) . Myfo.org (7 декабря 2005). Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 27 июля 2011 года.
    20. 第十世班禅女儿公主仁吉:我不能有负众望 (кит.) . News.66wz.com (26 мая 2006). Дата обращения 3 января 2017.
    21. 藏傳佛教竹巴噶舉傳承 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 12 сентября 2007 года.
    22. 台灣直貢噶舉吉祥佛學會 (кит.) (недоступная ссылка) . Singaclub.tw. Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2012 года.
    23. 農禪vs商禪 (кит.) . Blog.udn.com (19 августа 2009). Дата обращения 3 января 2017.
    24. 僧俗 (кит.) (недоступная ссылка) . 2007.tibetmagazine.net. Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
    25. 鐵鞋踏破心無礙 濁汗成泥意志堅--記山東博山正覺寺仁達法師 (кит.) . Hkbuddhist.org. Дата обращения 3 января 2017. Архивировано 28 сентября 2011 года.
    26. 五十年代--过渡、转型期的佛教(中) (кит.) (недоступная ссылка - история ) . Fjdh.com. Дата обращения 29 ноября 2011.
    27. 過午不食是慈悲心的表現 (кит.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 января 2017.

    Согласно мифологии, буддийские монахи, чтобы достичь просветления, должны указывать человечеству путь к спасению. Впервые Тибет познакомился с этой религией в 700-е годы, когда Великий мастер - Гуру Ринпоче - пришел из Индии, чтобы победить демонов. После этого они навсегда стали неотъемлемой частью буддизма Тибета.

    Буддизм сегодня

    Буддизм - древнейшая из трех Христианство появилось примерно на пять столетий, а ислам - на 12 столетий позднее. в основном живут в странах Азии, в Китае, Корее, Монголии, Вьетнаме, Камбодже, Японии, Лаосе и Таиланде. На территории нашей страны эту религию исповедуют жители Тувы, Бурятии и Калмыкии. Но в последнее время буддийские монахи встречаются также в Москве, Санкт-Петербурге и прочих крупных российских городах. Трудно определить, сколько в общей численности последователей этого вероисповедания есть в мире. Но примерно можно сказать, что в общем насчитывается порядка одного миллиона монахов и монахинь и около 400 миллионов мирян.

    Последователи Будды для концентрации своих мыслей во время чтения мантр используют четки. Традиционно в них ровно 108 бусин, но, в принципе, возможны варианты, так как их количество обозначает определенные положения учения. Например, 108 бусин традиционных четок подразумевают 108 видов желаний человека, которые омрачают его дух. Они связаны с шестью органами чувств: обонянием, зрением, осязанием, слухом, вкусом и умом. Желания о отношению к внутренним и внешним объектам, к прошлому, настоящему и будущему. Существует три способа управления ими: в словах, мыслях и поступках. Есть и другие варианты расшифровки цифры 108, но этот самый известный.

    Учение Будды. Алмазный путь

    Буддизм Алмазного пути часто описывается как главная драгоценность учения Великого Будды. Главной целью его является осознание подлинности каждого события, так как в этом выражается неограниченный потенциал ума. Чтобы гарантировать быстрые результаты в достижении просветления, буддийские монахи опираются на вдохновенную проницательность, превращая все ощущения в естественную чистоту.

    В то время, когда ученики видели в Будде не божественную личность, а просто доверяли ему как зеркалу своего ума, он мог приобщить их к Алмазному пути. Своей силой и проникающим видением он пробуждал в людях достоинства, которые способствовали их полному развитию.

    Три подхода высшего уровня буддизма

    Высший уровень учения Будды включает три подхода: Путь Методов, Путь Глубокого видения и медитация на Ламу. Буддийские монахи, используя эти способы, получают возможность полного развития за счет своей энергии или осознания силы. Самый широкий подход к просветлению содержит медитация на Ламу, но только в том случае, если учитель надежен. Человек может находиться в пространстве его ума, пока его собственные личностные качества достигнут нужного уровня развития. Буддизм Алмазного пути способствует эффективному удалению отрицательных и вредных влияний. Благодаря этому учению, человек избавится от того, что в дальнейшем может стать причиной сложных ситуаций. Нужно работать с собственным умом, и тогда мы не станем жертвой наших собственных действий.

    В последние десятилетия среди населения планеты заметно растет интерес к буддизму. То ли потому, что эта религия предполагает самый размеренный и миросозерцательный ритм жизни, что в нашей повседневной суматохе весьма и весьма ценно. То ли потому, что все экзотическое (а буддизм, как ни крути, все еще экзотика) интригует и привлекает.

    Довольно часто нам говорят заманчивые фразы типа «буддийский монах рекомендует», «советы далай-ламы» и т.п. Многие люди ведутся на подобные сообщения. И тем самым не пробретают духовные знаия, а наоборот, больше раздражаются и сеют злобу. Кто же такой буддийский монах и дает ли он советы?

    Буддийский монах, как следует из названия, — это человек, исповедующий буддизм и принявший монашество согласно Винае — кодексу, оставленному Буддой людям. Основной принцип, или, точнее сказать, цель буддийского монаха — познание Дхаммы (так называется путь и учение Будды). Однако кроме изучения высшего мироздания буддийский монах имеет еще и просветительскую миссию — нести знания мирянам. Он — их учитель и часто единственный судья на земле, способный справедливо и по законам своей религии решать споры и конфликты своих сограждан.

    Настоящий монах не зарабатывает на жизнь, а живет за счет милостыни, которую подают храму верующие. Монахом можно стать с раннего возраста (около семи лет), но навсегда в свое лоно буддизм принимает мужчин с 20 лет. В этом возрасте послушник может дать обет, коорый будет нести на протяжении всей жизни.

    Как заметил читатель, все послушники имеют обритые головы. Эта традиция имеет глубокий сакральный смысл — отказ от мелочности жизни и всего ненужного. С другой стороны, волосы постоянно требуют ухода за собой. А нет волос — нет проблем.

    Чем меньше личных вещей у монаха, тем ближе он к небу. Хотя и без мелочей не обойтись. Послушнику разрешается иметь фонарик, бритву, иглы с нитками, часы и инструменты для письма (ручки, карандаши). Также духовные пастыри являются вегетарианцами и навсегда отказались от любви женщин. Им запрещается не только иметь интимные отношения с противоположным полом, но даже разговарить и думать об этом. При этом все монахи должны избегать общения с дамами, дабы не попасть в лапы искушения.

    Буддийский монах в Сети: верить или нет?

    Так стоит ли нам, пользователям Интернета и приверженцам всевозможных социальных сетей, принимать на веру все то, что кроется за манящим заголовком «Советы буддийского монаха»?

    Само собой разумеется, что давать советы — вполне по призванию буддийских монахов. Но, разумеется, делают они это никак не во Всемирной паутине. Какими бы семимильными шагами ни шел по планете прогресс, не все его блага принимаются строгими последователями буддизма. Во всяком случае, компьютеры и прочие реалии современной цивилизации буддийским монахам в принципе не полагаются. О чем уж тут говорить, если даже одежда буддийских монахов поражает своей бедностью? И ничего тут не поделать — таковы правила. Буддийский монах живет на подаяния, максимально отстраняется от благ и искушений мирской жизни, принося ее в жертву строгому соблюдению обетов (их у него ни много, ни мало 227!) и медитациям. Кстати, именно с целью медитирования практикуется такое необычное и красивое горловое пение буддийских монахов. Оно же, по признанию воспитанников специальных учебных заведений для будущих лам (а таковые имеются и в России), служит для чтения некоторого типа молитв. Именно некоторого, потому что в буддийских монастырях даже чтение молитв бывает трех различных видов.

    В общем, буддийский монах всерьез занят служением своему Богу и очень далек от ведения всяческих блогов и написания сообщений в Сети. А потому все, что подписано якобы им самим, на самом деле является не более чем переводом, вольным пересказом, а то и попросту на свой лад истолкованными кем-то принципами восточной философии (разумеется, это не касается специфических сайтов, посвященных буддизму). Принимать что-то для себя никто не запрещает: восток, действительно, дело не только тонкое, но и мудрое. Но и переоценивать каноничность таких наставлений тоже не стоит.

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

    Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

    Что же, начнем.

    Что такое буддизм

    Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

    Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

    Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

    Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

    Кто такой Будда

    В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

    Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

    Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.


    Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

    В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

    Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

    Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

    Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.


    Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

    Развитие учения

    Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

    Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

    В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

    В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

    Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.


    Главные постулаты

    Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

    • – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
    • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
    • – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.


    Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

    1. Есть дукха – страдание.
    2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
    3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
    4. Эта тропа – .

    Восьмеричный путь предполагает правильное:

    • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
    • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
    • речь – соблюдение чистоты слов;
    • поступки – действия, которые приносят только благо;
    • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
    • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
    • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
    • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

    Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

    Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.


    Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

    1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
    2. Не воровать и не присваивать чужого.
    3. Не прелюбодействовать.
    4. Не лгать никому.
    5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

    Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».


    «Трипитака» состоит из нескольких томов:

    • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
    • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
    • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

    Уникальность дхармы

    Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

    Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

    • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
    • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
    • количество миров бесконечно;
    • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
    • нет безоговорочных догматических правил;
    • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
    • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
    • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

    В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и .

    Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

    В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.


    Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

    Как стать буддистом

    «Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

    В прибежище принимают три драгоценности:

    • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
    • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
    • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

    Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

    • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
    • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
    • гнева и злости.

    На пути истины буддист вооружается специальными методами:

    • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
    • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
    • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.


    Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

    Буддийские монахи

    Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

    Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

    Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.


    Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

    Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

    Школы

    С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

    К трем основным школам буддийской философии относятся:

    1. Хинаяна – Малая Колесница

    В современности чаще употребляется название – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

    Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.


    Тхераваде присущи следующие черты:

    • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
    • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
    • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
    • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
    • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

    2. – Большая колесница

    Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

    Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.


    Отличительные черты:

    • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
    • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
    • Святые выстраиваются в пантеон.
    • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
    • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
    • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

    3. – Алмазная Колесница

    Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

    Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.


    Особенности:

    • направленность на самосознание;
    • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
    • медитативные и йогические практики;
    • чтение мантр;
    • разнообразные обряды, праздники, службы.

    Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

    В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

    Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

    Очень популярное сейчас на Западе направление – . Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».


    Японский монах дзен-буддизма

    К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

    • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
    • отсутствие священных сутр, проповедей;
    • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

    Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

    Заключение

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

    Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

    Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

    Диана Моисеенко, РИА Новости.

    Буддистский монах Феликс Шведовский не похож на москвичей: бритая голова, бело-оранжевая монашеская одежда и задумчивый взгляд. Выпускник журфака МГУ, он сознательно отказался от карьеры ради религии - в течение десяти лет он не работал, так как, по традиции, монахи живут исключительно на подаяния и странствуют.

    Однако уже в течение трех лет Феликс является научным сотрудником Центра японских исследований Института востоковедения РАН, чтобы продолжать изучение культуры страны, которая привела его к буддизму.

    День монаха проходит по-разному, но начинается и заканчивается молитвами, которые он читает не только дома, но и на улице. Прохожие принимают Феликса за чудака, когда он, играя на барабане, ходит по городским бульварам и проспектам, кто-то отводит глаза, а кто-то, наоборот, с интересом расспрашивает его об образе жизни.

    Тем не менее Феликс не жалеет о своем выборе, несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться необычному человеку в самом большом мегаполисе России. Тяжелая атмосфера столицы «давит» на монаха, но он не хочет переезжать в другой город, ведь «сердце страны самое лучшее место, чтобы молиться за ее народ».

    Поиск себя

    В доме Феликса каждый предмет говорит о личности хозяина: ароматические палочки, небольшой молитвенный колокол, изображения Будды, мандала (священный символ для молитв и медитации), свечи, фотографии из Индии, Китая и Японии, где он был со своим учителем - известным своей миротворческой деятельностью японцем Дзюнсэйем Тэрасавой. «С ним мы встретились в 1993 году, когда я нуждался в человеке, который помог бы мне на пути к совершенствованию. До этого я не принадлежал ни к одной религии. У меня возникли вопросы, как помочь своей стране, своим близким, так же, как у Будды появились вопросы, как найти путь избавления от страданий, когда он увидел, что в мире есть старость и смерть», - признается Феликс.

    Ему пришлось пройти долгий путь, прежде чем заслужить доверие Тэрасавы и стать монахом - постоянно молиться и пребывать в храме. «Теперь я несу ответственность за весь мир, а это ежедневный и тяжелый труд», - рассказывает Феликс.

    По его словам, в Москве буддизм мало распространен, но в городе насчитывается около десятка разных направлений этой религии. «Учение Будды настолько велико и разносторонне, что каждый принимает какую-то из его частей, но понятия отступничества для нас нет - все равны», - поясняет монах.

    Как говорит Феликс, буддисты не стараются приобщить москвичей к своей культуре, «ведь цель учения Будды не в том, чтобы делать из людей буддистов, а в том, чтобы молиться за мир и отдавать почтение человеку такому, какой он есть».

    «Моя жена и сын христиане, и у нас никогда не было конфликтов на религиозной почве. Для нас неважно, какую религию исповедует человек. Буддизм учит понимать людей и постоянно самосовершенствоваться», - объясняет монах.

    Он не осуждает тех, для кого буддизм стал всего лишь модным трендом, но призывает людей глубже изучать особенности религии, если они решили связать с ней свою жизнь.

    «Сейчас даже самосовершенствование стало бизнесом. Йога, психологические курсы - все это ненастоящее, раз делается за деньги. Во всем надо стараться видеть суть, а не просто моду», - говорит Феликс.

    Борьба за общее дело

    По словам монаха, буддисты ордена Ниппондзан Меходзи, к которому он принадлежит, собираются вместе на главные праздники - День рождения Будды - 8 апреля, День просветления - 8 декабря и День ухода в нирвану - 15 февраля, чтобы провести шествия с молитвами и игрой на барабанах. «Уличные шествия с молитвами проводит только наш монашеский орден, иногда к нам присоединяются другие буддисты», - поясняет он.

    Кроме того, один раз в год буддисты держат семидневный пост, чтобы очистить сознание и предаться молитвам. Иногда голодание приурочено к праздникам, но может проходить и в обычные дни. «Семь дней мы ничего не едим и не пьем, молимся с шести утра до шести вечера. Сидим перед алтарем, бьем в барабан и произносим молитву у нас в храме. В Москве это невозможно, поэтому мы выезжаем либо на дачу, либо в монастырь. Если люди будут слышать двенадцатичасовой барабанный, как они выдержат?», - говорит монах.

    Буддисты выходят на улицы не только в праздники, но и проводят миротворческие акции, за что в 90-х годах часто задерживались сотрудниками правоохранительных органов. «Сейчас они нас узнают, понимают, что мы не замышляем ничего плохого», - рассказывает Феликс.

    По его словам, буддисты организовывали марши мира в Москве и на Кавказе с призывом к объединению, марши против «несправедливой войны». Обычные прохожие к таким акциям присоединяются редко, смотрят на буддистов как на экзотику или отводят глаза. «В Москве так, но в других странах люди более живо реагируют», - отмечает Феликс.

    Представители других религиозных конфессий редко сотрудничают с буддистами при проведении подобных акций, но во время чеченской войны такие случаи были не редкостью.

    «В Чечне нет буддистов, но там есть люди, относящиеся к ним с уважением. Во время войны к нашим миротворческим акциям, маршам мира, митингам на улицах Москвы присоединялись православные батюшки, мулы, старообрядческая церковь. Представителей официальной православной церкви было мало, но они были», - говорит Феликс.

    По его словам буддисты всегда открыты к диалогу и готовы помочь каждому, кто в них нуждается.

    Москва - город не для всех?

    Несмотря на многочисленные заявления властей о намерении создать в столице необходимые условия для представителей всех национальностей и религиозных конфессий, в городе до сих пор нет буддистского храма, притом, что в Санкт-Петербурге он был построен еще в 1913 году.

    «Буддисты для встреч снимают квартиры, полуподвалы. В районе метро «Отрадное» был заложены храм и фундамент ступы, в которую помещают прах Будды - после его кремации прах был разделен на множество частей и теперь помещается в ступы по всему миру. Но, видимо, из-за недостатка финансирования строительство уже несколько лет не двигается с места. В то время в этом районе уже есть православный храм, мечеть и синагога», - рассказывает монах.

    По мнению Феликса, храм не появится в Москве до тех пор, пока общество не будет к этому готово. «Будда учит изменять человека полностью. Даже тибетская медицина лечит весь организм, если хочет вылечить какую-то болезнь. Нужно лечить все общество, а у нас кругом коррупция, убийства на национальной почве», - объясняет монах.

    Сегодня в столице у буддистов всего два места поклонения - фундамент ступы в «Отрадном» и ступа во дворе Центра Рериха напротив Храма Христа Спасителя, о существовании которой мало кто знает. «Нужно сделать так, чтобы в обществе была гармония, а уже потом искать землю для строительства храма», - говорит Феликс.

    Ситуацию осложняет то, что москвичи зачастую негативно относятся к русским буддистам, так как считают их предателями православной веры. Нередко его выгоняют из православных храмов, когда он приходит, чтобы выразить почтение Иисусу. «Я не считаю чем-то зазорным придти в православную церковь, я уважаю все религии. Мы бы из своего храма не прогнали никого», - рассказывает монах.

    Еда, поданная от всего сердца - совсем другое

    Люди часто не понимают Феликса, поскольку он, с точки зрения современного человека, сознательно выбрал путь неудачника, но буддист ни разу не усомнился в правильности своего выбора. И в то же время каждый соблюдающий традиции монах напрямую зависит от горожан, ведь только с помощью их подаяний может прокормить себя и свою семью. «Люди иногда подают еду и деньги. Иногда мы ходим молиться на рынок, где им проще подать. Пищу нам не приходится выбирать, но еда, купленная на заработанные деньги - одно, а поданная от всего сердца - совсем другое», - говорит он.

    Как бы то ни было, в мегаполисе, где «каждый думает о деньгах, а не занимается духовным совершенствованием», буддистскому Феликсу трудно долго находиться. Только в двух местах - центре Рериха и Ботаническом саду - у него получается обрести душевное равновесие.

    «Я стараюсь хотя бы раз в два месяца выезжать из города в наши монастыри или просто на природу, потому что здесь действительно очень тяжело. Нужно давать себе глубокую внутреннюю установку, чтобы иметь душевную гармонию и одновременно оставаться здесь», - рассказывает он.

    По его словам монаха, иногда он нарушает традиции и надевает обычную одежду, поскольку он «живет для людей и среди людей», но воспринимает такое поведение как слабость. Тем не менее, он считает, что необходимо быть в гармонии с окружающим миром. «По сути, мы обыкновенные люди, но главное то, что мы имеет в наших мыслях и сердце», - рассказывает Феликс.

    В настоящее время буддисты остались наедине со своими проблемами. Казалось бы, это должно их сближать, но между собой они очень разобщены. Феликс называет это «болезнью больших городов» и надеется, что когда-нибудь ее удастся вылечить, как и другие болезни нашего общества.