Когда был ниспослан коран. Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду (ﷺ). На какие две группы разделяет человечество Коран

Чтение Корана укрепляет наш иман, очищает сердце и помогает нам достичь приближения к нашему Творцу посредством Его слов. Ниже представлены 100 интересных фактов о Коране, которых вы могли не знать.

1. Что значит слово «Коран»?

2. Где впервые был ниспослан Коран?

В пещере Хира (Мекка).

3. В какую ночь было ниспослано первое откровение Корана?

В Лайлятуль­Кадр (Ночь Предопределения. в месяц Рамадан.

4. Кто ниспослал Коран?

5. Через кого было ниспослано откровение Корана?

Посредством Ангела Джабраиля.

6. Кому был ниспослан Коран?

Последнему посланнику Аллаха (мир ему).

7. Кто взял ответственность за сохранность Корана?

8. При соблюдении каких условий можно прикасаться к Корану?

Человек, касающийся Корана, должен быть в состоянии ритуального омовения.

9. Какая книга читается больше всего?

10. Какова главная тема Корана?

11. Каковы другие имена Корана согласно самому Корану?

Аль-­Фуркан, Аль-­Китаб, Аль-­Зикр, Аль-­Нур, Аль-­Худа.

12. Сколько сур Корана было ниспосланы в Мекке?

13. Сколько сур Корана было ниспосланы в Медине?

14. Сколько манзилей в Коране?

15. Сколько джузов в Коране?

16. Сколько сур в Коране?

17. Сколько руку (составных частей. в Коране?

18. Сколько аятов в Коране?

19. Сколько раз слово «Аллах» повторяется в Коране?

20. Какое писание является единственным религиозным текстом, где язык его ниспослания, включая диалекты, используется и в наши дни?

21. Кто является первым хафизом Корана?

Пророк Мухаммад (мир ему).

22. Сколько хуффаз (хафизов. было к моменту смерти Пророка (мир ему)?

23. Сколько аятов, после чтения которых нужно совершать саджда?

24. В какой суре и аяте впервые сказано о саджда?

Сура 7 аят 206.

25. Сколько раз в Коране сказано о намазе?

26. Сколько раз в Коране сказано о милостыне и саадака?

27. Сколько раз в Коране Всевышний обращается к Пророку Мухаммаду (мир ему) как Йа­Айю­Хан­Наби?

28. В каком аяте Корана Пророк Мухаммад (мир ему) назван как Ахмад?

Сура 61 аят 6.

29. Сколько раз имя Расулюллах упомянуто в Коране?

Мухаммад (мир ему) – 4 раза. Ахмад (мир ему) – 1 раз.

30. Имя какого пророка (мир ему. упомянуто в Коране больше всех?

Имя пророка Мусы (мир ему) – 136 раз.

31. Кто был Катиби­вахи (записывал божественное откровение) Корана?

Абу Бакр, Усман, Али, Заид бин Харис, Абдулла бин Масуд.

32. Кто первым посчитал аяты Корана?

33. По чьему совету Абу Бакр решил собрать Коран в единое целое?

Умар Фарук.

34. По чьему приказу Коран был составлен в письменной форме?

Абу Бакр.

35. Кто придерживался чтения Корана в стиле курайшитов?

36. Сколько копий, составленнах Усманом, сохранились в настоящем?

Только 2 копии, одна из которых хранится в Ташкенте, другая – в Истанбуле.

37. Какую суру Корана Пророк Мухаммад (мир ему) произнес во время намаза, услышав которую Хазрат Джабир бин Мусим принял ислам?

52 Сура Корана Ат-­Тур.

38. После произнесения какой суры Пророком Мухаммадом (мир ему), один из его врагов Утба пал ниц?

Первые пять аятов 41 суры Фуссылят.

39. Какая согласно Корану самая первая и древняя мечеть?

40. На какие две группы разделяет человечество Коран.

Верующие и неверующие.

41. О ком в Коране Всевышний Аллах сказал, что его тело останется остерегающим примером для будущих поколений?

О Фараоне (10: 91­92).

42. Кроме тела фараона, что останется для будущих поколений в качестве предостерегающего примера?

Ковчег Нуха.

43. Куда пристал ковчег Нуха после крушения?

К горе аль­-Джуди (11:44).

44. Имя какого сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему) упомянуто в Коране?

Заид бин Хариса (33:37).

45. Имя какого родственника Пророка Мухаммада (мир ему) упомянуто в Коране?

Его дядя Абу Лахаб (111:1).

46. Имя какого посланника Аллаха (мир ему. упоминается по имени матери?

Пророка Исы: Иса бин Марьям.

47. Какое перемирие было названо Фатх­хум­Мубин и произошло без сражения?

Соглашение Худайбийа.

48. Какие имена используются в Коране для обозначения шайтана?

Иблис и Аш-­шайтан.

49. К каким существам Коран относит Иблиса?

К джиннам.

50. Какие виды поклонения были предписаны Аллах народу Бани Исраиль, которые были продолжены мусульманской умой?

Намаз и закят (2:43).

51. В Коране неоднократно сказано об определенном Дне. Что это за день?

Судный день.

52. Кто были те люди, которыми был доволен Всевышний Аллах, а они довольны им, как сказано в Коране?

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему) (9:100).

53. Какую суру называют «Сердце Корана»?

Суру Ясин (36)

54. В каком году в Коране появились гласные?

43 по хиджре.

55. Кто были первые люди, изучавшие Коран?

Асхабу Суффа.

56. Как называется университет, где впервые был открыт факультет Корана?

Мечеть Пророка (мир ему).

57. Как в Коране упомянуты те, кто были избраны Всевышним для того, чтобы нести Его послание человечеству?

Наби (Пророк) и Расуль (Посланник).

58. Каким должен быть человек с точки зрения Корана?

Му’мин («Уверовавший»). Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать как принятие сердцем всех предписаний ислама, то тогда каждый мумин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть мумин.

59. В чем измеряется достоинство человека в соответствии с Кораном?

Таква (Богобоязненность).

60. Какой самый большой грех с точки зрения Корана?

61. Где в Коране вода названа местом, где зародилась жизнь?

Сура Аль­-Анбия, аят 30 (21:30)

62. Какая сура Корана является самой длинной?

Сура аль­-Бакара (2).

63. Какая сура Корана является самой короткой?

Аль­-Каусар (108).

64. Сколько лет было Пророку Мухаммаду (мир ему), когда ему было ниспослано первое откровение?

65. На протяжении какого времени Пророк (мир ему) получал откровения в Мекке?

66. Сколько лет ниспосылались суры Корана Пророку (мир ему) в Медине?

67. Где была ниспослана первая сура Корана?

68. Где была ниспослана последняя сура Корана?

В Медине.

69. Сколько лет длилось ниспослание Корана?

70. Какая сура читается в каждом ракаате намаза?

Аль-­Фатиха.

71. Какая сура определена Всевышним как дуа?

Аль­-Фатиха.

72. Почему сура Аль­-Фатиха находится в начале Корана?

Это ключ Священного Корана.

73. Какая сура Священного Корана была ниспослана полностью и стала первой в Коране?

Сура Аль­-Фатиха.

74. Имя какой женщины упоминается в Коране?

Марьям (р.а.).

75. В какой суре Корана содержится максимальное количество инструкций?

Сура аль­-Бакара (2).

76. Где и когда Пророк Мухаммад (мир ему) и Джабраиль (а.с.) встретились во второй раз?

В пятницу, 18 Рамадана в пещере на горе Хира.

77. Какой период был между первым и вторым откровением?

2 года и 6 месяцев.

78. Какая сура не начинается с «Бисмиллях»?

Сура ат­-Тауба (9)

79. В какой суре Корана «Бисмиллях» повторяется дважды?

Сура ан­-Намль (1 и 30 аяты).

80. Сколько сур Корана названо по именам пророков?

Сура Юнус (10);
Сура Худ (11);
Сура Юсуф (12);
Сура Ибрахим (14);
Сура Нух (71);
Сура Мухаммад (47).

81. В какой части Корана находится аят аль­Курси?

Сура аль­-Бакара (2:255).

82. Сколько имен Всевышнего упомянуто в Коране?

83. Имена каких людей, не бывших пророками, упомянуты в Коране?

Лукман, Азиз и Зулькарнайн.

84. Сколько сподвижников участвовали в создании единого мусхафа Корана в правление Абу Бакра (р.а.)?

75 сподвижников.

85. Какую книгу заучивают наизусть миллионы людей по всему миру?

Священный Коран.

86. Что джинны, которые услышали аяты Корана, сказали друг другу?

Мы услышали неповторимую речь, который показывает истинный путь, и мы уверовали в него.

87. Какой перевод Корана на русском является самым популярным?

Перевод Османова, Саблукова, Крачковского.

88. На сколько языков переведен Коран?

Более чем на 100 языков.

89. Сколько пророков поименно упомянуто в Коране?

90. Каково будет согласно Корану наше положение в Судный День?

Каждый из нас будет в состоянии тревоги и беспокойства.

91. Какой пророк, упомянутый в Коране, являлся пророком в четвертом поколении?

Пророк Ибрахим (мир ему).

92. Какая книга отменила все старые правила и установления?

93. Что Коран говорит о богатстве и состоянии?

Они являются испытанием веры (2:155).

94. Кто согласно Корану, является «хаатамун набийин» (последним пророком)?

Пророк Мухаммад (мир ему).

95. В какой книге сказано о сотворении мира и конце света?

96. Как в Коране по­другому назван город Мекка?

Бакка и Баладул Амин.

97. Как еще в Коране называется город Медина?

98. Согласно Корану, чей народ назван как «Бани Исраил»?

Народ Пророка Йакуба (мир ему), также известного как Исраиль.

99. Какие мечети упомянуты в Коране.

В Коране упомянуты 5 мечетей:

a. Масджид аль-­Харам
б. Масджид ­уль-­Зирар
в. Масджид ­уль-­Набави
г. Масджид ­уль­-Акса
д. Масджид Куба

100. Имена каких ангелов упомянуты в Коране:

В Коране упомянуты имена 5 ангелов:

a. Джабраиль (2:98)
б. Микаил (2:98)
в. Харут (2:102)
г. Maрут (2:102)
д. Maлик (43:77)

Cайда Хайат

Следовало повторять, «читать» вслух. Существуют другие названия Корана: аз-Зикр (Напоминание ниспосланного прежде), аль-Китаб (Книга), Танзил (Ниспослание), аль-Мусхаф (Свиток), фуркан.
Название «Коран» (Qur’an) образовано от корня qr’, переводимого с арабского как «провозглашение», «рецитация», «чтение».

История Корана

Согласно мусульманской традиции, Джабраил надиктовал текст Корана Мухаммаду, который воспринял его и передал своим последователям без каких-либо изменений. Незадолго до смерти Пророк при помощи Джибрила дважды сверил истинность и точность всего текста Корана.

Рукопись Корана, 7 век

Откровение было дано Мухаммаду в пещере Хира, находившейся недалеко от Мекки. Аллах обращался к своему избраннику не напрямую, а при посредничестве Джабраила. Полученное Мухаммадом Откровение (сам Мухаммад был неграмотным) было записано на арабском диалекте Хиджаза на доступных в этом регионе материалах: лопатках верблюда, глиняных черепках, пальмовых листьях.
Существует версия, что при сподвижник и секретарь Мухаммада Зейд ибн Сабит, знавший наизусть, составил первый полный текст Корана и передал его на хранение Хафсе - жене Пророка и дочери халифа Умара I. Текст этот не содержал ни изменений, ни дополнений, ни комментариев. Спустя 20 лет после смерти Пророка халиф Усман назначил комиссию во главе с Зейдом ибн Сабитом для составления официального письменного текста Корана. В основу этого Корана лег текст, составленный Зейдом ибн Сабитом при Умаре I. По мере упорядочения орфографии, структуры текста и правил чтения и трактовки слов были выделены семь вариантов чтения Корана, ставших каноническими.

Коран, 9 век

При жизни пророка Мухаммеда текст Корана передавался главным образом устно, по памяти. И лишь позже, в 652 году, по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен текст священного Корана, который был написан в шести экземплярах, три из них сохранились до наших дней. В конце 9 века в текст Коран были введены диакритические знаки, что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальными изданиями Корана в Каире (1919, 1923, 1928).

Структура

Коран состоит из 6226 стихов, записанных рифмованной прозой, называемых , что переводится как «знак». В принятой в VII в. при халифе Османе официальной редакции Корана аяты были объединены в 114 сур. В соответствии с мусульманской традицией, суры Корана подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными.
Суры расположены в порядке убывания их длины (кроме самой первой, аль-Фатиха, Открывающая) и все (кроме девятой) содержат преамбулу, называемую басмала - по первым словам формулы Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим (Именем Аллаха Милостивого, Милосердного). У каждой суры есть название, связанное с каким-либо выдающимся событием, которое в ней и излагается, или со словом, определяющим основную тему. Мусульмане знают суры поименно, западные ученые руководствуются нумерацией глав. Суры Корана расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, :1-5 - первое Откровение, а - последнее.
Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Коран - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка.
Несмотря на то что Коран представляется как единый текст, специалисты проводят различие между сурами, относящимися к двум разным периодам в жизни Пророка - мекканскому и мединскому. Именно этим обстоятельством некоторые исламоведы объясняют, например, эволюцию образа Авраама в различных упоминающих его коранических стихах: в сурах мединского периода Авраам предстает в качестве и отца , а не в роли основателя и первого мусульманина, как это происходит в сурах мединского происхождения.
Согласно принятой гипотезе, язык Корана - мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены разнообразием содержания. Значительная часть текста Корана представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное в Коране, - новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Коран, 12 век

Коран побуждает верующих к правильному поведению и ясно дает понять, что с наступлением Судного дня добрые дела будут вознаграждаться, а дурные - наказываться. Тексты Корана стали основой исламского закона - . Для мусульман Коран - главный источник вероучения, указующий правильный путь. В нем содержатся наставления, запреты, указания, повеления, предписания, правила, предупреждения, определяющие образ жизни и поведение верующих. Этот кодекс дается в виде притч и поучительных историй.
Язык Корана отличает насыщенность эпитетами, сравнениями, живой эмоциональной окраской. В нем много рассказов о библейских пророках, много предсказаний, полных поэзии. Нельзя сказать, что весь текст Корана доступен пониманию. Есть страницы, простые для восприятия, текст которых и его толкования не вызывают сомнений. Эти страницы называют мухкамат (очевидный). Сомнительные и странные пассажи получили название муташабихат (неясный).

Коран как речь Аллаха

Согласно мусульманскому преданию, Коран, в отличие от Торы или Евангелий, происходит непосредственно из божественного источника и поэтому не имеет никакого рода ошибок. В силу этого в мусульманском мире никогда не существовало его исторической или текстологической критики в современном понимании данного термина. Сам текст не может быть подвергнут сомнению, ибо происходит непосредственно от Бога. Он «ниспослан», т. е. дан в Откровении.
Коран был призван «скрепить» (подтвердить) искаженное иудеями и христианами Откровение. При этом Коран учитывает иудейское и христианское наследие. В Коране упоминаются Адам, Ева, Каин, сатана, а также некоторые библейские пророки и самый яркий из них - образец мудреца Соломон.
Прототип всех Писаний, каждое слово Бога можно найти на небесах в «хранимой скрижали», Умм ал-китаб, являющейся непосредственным речением Самого Бога. Она сопоставима с понятием «логос» в христианстве, но мусульмане считают, что все, свойственное христианству и иудаизму, воспринималось лишь чувствами и имело значение только для своего времени, тогда как Коран - главное, вечное, непреходящее чудо, воспринятое разумом. Ветхий и Новый Заветы не обладают подобным качеством. Ни в христианстве, ни в иудаизме нет концепции несотворенности, неподражаемости Писаний.

Значение в исламе

Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с и («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране - идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран - точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран - апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и , которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран - их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии . Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.

Толкование

Современные тенденции в интерпретации Корана представлены в основном двумя соперничающими группировками: фундаменталистами и реформаторами. Фундаменталисты призывают вернуться назад, к основам, руководствуясь Писанием во всем - и в политике, и в социальной жизни, черпая вдохновение и краеугольные принципы в Коране. Реформаторы, обращаясь к тому же источнику, оспаривают интерпретации фундаменталистов, обвиняя их в консерватизме и слепом следовании авторитетам. Полярные взгляды на интерпретацию Корана просматриваются на протяжении всей , но Коран всегда оставался надежным якорем и путеводной звездой для каждого мусульманина и для всей .

Переводы Корана

Первый перевод Корана на французский язык, 1647 год

Коран был дан на , что породило концепцию о непереводимости Корана. Все переводы Корана считаются комментариями ().

Кора н (араб….

Ниспослание Корана
9 Каким, согласно преданию, было первое откровение, данное Мухаммаду? Знатоки ислама обычно сходятся в том, что это были первые пять стихов 96-й суры «ал Аляк» , или «Сгусток [крови]» , которая начинается словами (Прх) :
Читай и возгласи!
Во имя Бога твоего, Кто сотворил -
Кто создал человека из сгустка.
Читай! Господь твой - самый щедрый!
Он - Тот, Кто человеку дал перо и научил письму,
А также обучил тому, что он не знал.
10 Согласно первой главе «Сахиха» , Мухаммад ответил: «Я не умею читать! » Поэтому ему пришлось запомнить откровения и повторять их по памяти. Арабы очень хорошо умели запоминать тексты, и Мухаммад не был исключением. Как долго он получал откровения, составившие Коран? Считается, что они снисходили на него в течение 20-23 лет, начиная примерно с 610 года до его смерти в 632 году н….

Пророк Мухаммед — во сколько лет Мухаммад стал пророком и сколько у него было жен?

Для мусульман самой значимой религиозной фигурой является пророк Мухаммад, благодаря которому мир увидел и прочитал Коран. Многие факты из его жизни являются известными, что дает шанс понять его личность и значимость в истории. Есть посвященная ему молитва, способная творить чудеса.

Проповедник и пророк, посланник Аллаха и основоположник ислама – Мухаммад. Его имя означает «Восхваляемый». Бог через него передал текст священной для мусульман книги – Корана. Многих интересует, каким был пророк Мухаммад по внешности, так, согласно писаниям, он отличался от других арабов более светлым цветом кожи. Имел он густую бороду, широкие плечи и большие глаза. Между лопаток на теле есть «печать пророчества» в форме рельефного треугольника.

Когда родился пророк Мухаммад?

Рождение будущего пророка произошло в 570 году. Его род происходил из племени…

(Ibn Warraq, род. 1946) – ученый пакистанского происхождения (родился в мусульманской семье в Индии, эмигрировавшей в Пакистан), знаменитый своими исследованиями Корана и борьбой с исламским экстремизмом. Автор книг «Почему я не мусульманин»(1995), «Происхождение Корана» (1998), «Вопрос об историческом Мухаммеде» (2000).

Выдержки из книги «Происхождение Корана Классические исследования священной книги Ислама под редакцией Ибн Варрака; Prometheus Books 1998.

Референт Шэрон Морад, Лидс.

^ Часть 1-я: Введение

1) В каком виде Коран дошел до нас? (вопрос о составлении и передаче)

2) Когда и кем он был написан?

3) Каковы источники Корана? (вопрос о происхождении рассказов, преданий и принципов)

4) Что такое Коран? (вопрос определения аутентичности)

Расхожее мнение…

Версия для печати Версия для печати (в новом окне) О Коране

Коран — священная книга ислама. Согласно учению, Коран является прямым, вечным и несотворенным словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путем Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6200 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом всего содержания Корана является доктрина единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т.д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству - «Мы…

Я хотела Вас спросить, как Мухаммед получил Коран? Сам он его

написал, или ему как-то сверху, как Моисею, было это дано?

Появлялся некий дух, который назывался Джабраилом. Он регулярно появлялся. Мухаммеду становилось очень плохо: он чувствовал страшный гул в голове, подобно усиливающемуся звуку колокола, или его бил озноб. И у него в голове появлялась некоторая информация, которую он выговаривал как проповеди. Сам он ничего не записывал. Он произносил проповеди, которые все заучивали наизусть. Правда, уже при жизни Мухаммеда некоторые стали записывать их на гладких камнях или пальмовых листах. Но появлялось это именно в форме проповеди, а проповедь Мухаммед воспроизводил ту, которая ему приходила в голову - некоторая нечеловеческая речь, которая сопровождалась страшной болью и страданием для самого Мухаммеда. Он говорил, что страдание, которое он испытывал при получении Корана, он не испытывал никогда.

И из этих записей получился текст Корана?

Да. Были сделаны…

Глава II. Коран.

§1. Краткое содержание Корана.

КОРАН, священная книга магометан, — это религиозный, гражданский и политический кодекс, определяющий поведение людей.

Следует сказать, что стиль Корана не везде одинаков: местами он превосходен, местами же порядок изложения божественных откровений оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что записи делались Мохаммедом всякий раз после общения его с архангелом Гавриилом; окончательная же редакция Корана была сделана уже после смерти пророка.
Мохаммед оставил после себя несколько вариантов записей каждого из откровений. Через много лет после его смерти наследники составили из них окончательную версию Корана.
В окончательной редакции Коран состоит из 114 глав, или сур, разделенных на стихи. Повествование ведется от имени Бога.
Арабы считают Коран уникальным, совершенно замечательным произведением. Конечно, здесь есть некоторое преувеличение, что вообще характерно для…

Материал из ВикиИслама - веб-ресурса, посвященного Исламу

Выдержки из книги «Происхождение Корана, классические исследования священной книги Ислама под редакцией Ибн Варрака; Prometheus Books 1998».

Критических исследований Корана явно недостаточно, вот главные вопросы, по-прежнему требующие ответов:

В каком виде Коран дошел до нас? (вопрос о составлении и передаче) Когда и кем он был написан? Каковы источники Корана? (вопрос о происхождении рассказов, преданий и принципов) Что такое Коран? (вопрос определения аутентичности)

Расхожее мнение таково: Коран был открыт Мухаммеду, записан фрагментами и до смерти Мухаммеда не упорядочивался.

Согласно традиционному мнению, Коран постепенно открывался Мухаммеду ангелом вплоть до его смерти в 632 г. Неясно, какая часть Корана была записана к моменту смерти Мухаммеда, но кажется вероятным, что в это время не было единой рукописи, в которой сам пророк собрал все откровения. Тем не менее, есть традиции, которые…

Каждый седьмой житель планеты исповедует ислам. В отличие от христиан, у которых священная книга – Библия, у мусульман это Коран. По сюжету и структуре две эти мудрые древние книги схожи между собою, однако Коран имеет собственные уникальные особенности.

Что такое Коран

Прежде чем разобраться, сколько сур в Коране и сколько аятов, стоит побольше узнать об этой мудрой древней книге. Коран является основой вероучения мусульман. Написан он был в VII столетии пророком Мухаммедом (Магометом). Как полагают почитатели ислама, Творец Вселенной послал архангела Гавриила (Джабраила) передать через Мухаммеда свое послание для всего человечества. Согласно Корану, Магомет является далеко не первым пророком Всевышнего, но последним, которому Аллах велел передать свое слово к людям.

Написание Корана длилось на протяжении 23 лет, до самой смерти Мухаммеда. Примечательно, что сам пророк не собирал воедино все тексты послания — это было сделано уже после смерти Магомета его…

Кто и почему убил Мухаммеда?

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1).

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).

«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления» (Притч. 6:12-15).

***

Многие мусульмане сегодня даже не подозревают, что Мухаммед был убит, в то время как почти все исламские традиции согласны с тем, что основатель ислама был отравлен. Автор фильма отвечает на вопрос о том, кто и зачем отравил исламского пророка Мухаммеда.

Мысль о том, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, написал Коран, не покидает многих. Даже те, кто положительно относится к исламу — не могут признать, что Коран – откровение от Бога. Чтобы ближе подойти к этому вопросу, давайте подробнее рассмотрим жизнь пророка, его карьеру, основанных на документах, исторических фактах и логике.

Тысячи людей изучали связь Корана и пророка Мухаммада. Исламские ученые обсудили этот вопрос в деталях и привели сотни доказательств того, что Коран – создание божественного происхождения. Приведем ниже несколько фактов.

Пророк был неграмотен

Во-первых, среди ранних арабов Мекки, тех, кто окружал пророка, был известен факт, что он был неграмотным, и не умел ни читать, ни писать. В Коране об этом говорится и ни один из его недоброжелателей не пытался с этим спорить:

«Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и…

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров!

Суры и аяты Священного Корана на протяжении 23 лет ниспосылались Пророку Мухаммаду (мир ему) Всевышним Аллахом посредством Ангела Джебраила. Каждое Откровение сопровождалось лихорадкой и ознобом Пророка (мир ему) и происходило это поэтапно, по мере укрепления Пророка (мир ему) на пророческой стезе. Многие спорят и сомневаются в том, что Коран был ниспослан Всевышним, но Истина говорит сама за себя – Коран был передан Господом через Духа Святого пророку Мухаммеду. Истина не перестаёт быть Истиной от того, что в неё кто-то не верит.

Поэтапность передачи Откровений вызывала критику и насмешки у недоброжелателей, однако в этом была заключена великая Мудрость и Милость Аллаха:

Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали…

§ 2. Коран и его автор

Общая характеристика Корана

Коран представляет собой хаотический сборник моральных поучений, хвалебных гимнов того же образца, что и библейские псалмы, и легенд о тех же библейских деятелях: Адаме, Авеле, Моисее, Ароне и т.д.

Только Арон считается здесь, как мы уже говорили, дядей евангельского Иисуса, отождествляемого, таким образом, с Иисусом Навиным. Но, несмотря на это отождествление, Иисус является в Коране со всеми своими евангельскими особенностями, кроме решительно отвергаемого его распятия. С уважением Коран говорит и о Иоанне Крестителе и других новозаветных и ветхозаветных деятелях.

На этом фоне замечательным исключением являются ветхо заветные пророки Исайя, Иеремия и др., полностью отсутствующие в Коране. Это подтверждает вывод § 5, гл.9, что это были просто заголовки библейских книг.

В отношении Моисея (Мусы), история которого подробно и с существенными дополнениями (см., напр.,…

Книга тайн: жизнь мухаммеда (магомеда) и коран

Читай, Во имя Бога твоего, кто сотворил-
Кто создал человека Из сгустка………………..
Читай! Господь твой самый щедрый, -…….
Он — Тот, научил тебя Каламом,………………..
И человека обучил Тому, что он не знал………
«Коран, сура 96 ст.1-5»

Когда именно возникло слово Аллах и какова его точная этимология, до сих пор идут споры. Общепринятой считается версия что Аллах (Альилах) , это нарицательное замещение запретного имени Бога (как в иудаизме). Оно образовано из слова «илах» — Бог и определенного артикля «аль», что означает «этот Бог» или «известный Бог». Имя это использовалось задолго до Мухаммада в древнеарабских культах для обозначения владыки неба и дождя. Но мы будем говорить не об Аллахе, а о человеке который донес это имя до миллионов людей.

Великого пророка звали Мухаммед- с ударением на втором слоге («Магомет» пришло к нам из французского языка). Он родился…

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до своего пророчества уединялся в пещере Хира, которая находилась близ города Мекки. Там он размышлял о Величии Аллаха.
В ночь на понедельник месяца Рамадан 610 года н.э., находясь в пещере, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всем сердцем предался Аллаху и в это время по приказу Аллаха к Нему пришел один из главных Ангелов, Джабраиль, и сказал Ему: «Читай». Ангел повторил это три раза. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у Него: «Что читать мне?». В ответ Ангел Джабраиль передал Ему пять аятов. Таким образом, было дано нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) первое откровение. Это было началом ниспослания Священного Корана.
Первое откровение Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил в возрасте 40 лет. Первые аяты, которые были переданы Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) – аяты из суры Аль-Аляк:

إِقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِى خَلَقَ خَلَقَ اْلاِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ

إِقْرَأْ وَرَبُّكَ اْلاَكْرَمُ الَّذِى عَلَّمَ بِالْقَلَم

عَلَّمَ اْلاِنْسَانَ مَالَمْ يَعْلَمْ

Значение: «Читай, о Мухаммад, с Именем Господа Твоего, Создателя всего сущего. Он сотворил человека из сгустка (крови). Читай: ведь Твой Господь – Щедрейший. Он – Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера). Научил человека тому, чего тот не знал»(96/1-5)
Из полученных откровений стало известно, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является последним Посланником Аллаха. Коран ниспосылался аятами, иногда целыми сурами. Всего Коран был ниспослан за 23 года,на арабском языке и дошел до наших дней по самым достоверным каналам.В основном аяты ниспосылались в связи с каким-нибудь событием или возникновением какого-либо вопроса. Эти события и вопросы называют «сабабу нузуль», что означает «причина ниспослания».
По времени ниспослания Суры делятся на мекканские (610-622гг, 86 Сур) и мединские (622-632гг, 28 сур), которые в большинстве своем длиннее мекканских. В мекканский период, который длился 13 лет, были ниспосланы аяты, имеющие отношение к вопросам вероубеждения и нравственности. Содержание аятов было направлено на борьбу с многобожием. Но надо отметить, что в этот период больше всего было ниспосланы суры, в которых повествуются истории из жизни пророков. Аяты, ниспосланные в это время, составляют одну третью часть Корана. В 622 году милади (христианская летосчисление) произошла хиджра, когда Всевышний Аллах разрешил мусульманам покинуть Мекку и переехать в Медину. И именно здесь было ниспослано больше аятов связанных с религиозными предписаниями и юридическими вопросами. С одной стороны, многие аяты касались вопросов ибадата, джихада, семейно-правовых проблем, наследства, а с другой стороны рассматривались положения уголовно-процессуального кодекса, наказаний за различные проступки, муамалата и международного права. Это объясняется тем, что в Медине зародилось исламское государство, и теперь появились возможности для практического претворения Божьих законов.
Последним аятом ниспосланным нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) был аят из суры Аль-Бакара:

وَتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللهِ ثُمَّ تُوَفَّىكُلُّ نَفْسٍ

مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

Значение: «Страшитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздастся по заслугам его. И никто не будет обижен»(2/281)
Коран содержит 114 Сур (глав), а Суры состоят из аятов (предложений). Самые короткие Суры содержат по три аята, а самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») — 286 аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие и емкие формулировки основ вероубеждения и кончается сурой «Нас».Текст Корана для удобства делится также на 30 джузов (частей).
Коран – это чудо, подобного которому невозможно создать. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не было ни одного пророка, которому – чтобы люди поверили в него – не давалась бы способность к совершению чуда. Самое большое чудо, данное мне, это ниспосланный Аллахом Коран. Поэтому надеюсь, что в Судный день я буду таким пророком, у которого больше всего будет последователей» (Бухари, Фазаилуль Куран, 1; Муслим, Иман, 70).
Всемогущий Аллах подчеркивает, что все, кто отрицает истину, не смогут создать не только десять сур, даже одну суру (См. суру Худ, 11/13; аль-Бакара, 2/23; Юнус, 10/38). Хотя вызов создать что-либо, аналогичное Божественным откровениям, был брошен 15 столетий назад, и по сей день не нашелся никто, кто бы ответил на него.
Удивительные свойства Корана

1. Коран обладает несравненным слогом и высотой красноречия. Аяты Корана читаются так плавно, что этому нет ничего подобного в арабском языке. Слог Корана порой читается на такой высокой, в тоже время, жесткой ноте, что мороз по коже пробегает. Примером служит следующий аят:
«Люди! Перед Господом своим испытывайте страх благоговейный! Ведь сотрясение (земли) с приходом Часа Великое событие (Вселенной). В тот День, как вы увидите его, каждая мать, кормящая младенца, забудет про него, а каждая беременная сложит свою ношу; и ты увидишь пьяными людей, хотя они пьяны не будут, а это (будет оттого), что наказание Аллаха будет страшным»(Сура Хадж, 22/1-2).
2. Смысл Корана всегда остается неизменным. Его невозможно изменить, внести какие-либо дополнения или же поправки. Всевышний Аллах Сам охраняет Свое слово.
«Поистине, величественна эта Книга! И ложь не может подступиться к ней ни спереди, ни сзади. Ведь таково послание Того, Кто мудр и достоин всех хвалеб» (Сура Фуссилат, 41/41-42).
«Мы, истинно, послали Книгу (как руководство людям) и будем, истинно, блюсти ее сохранность» (Сура аль-Хиджр, 15/9).
3. В Коране содержатся правдивые сообщения о народах, издавна населявших нашу планету. В частности, сообщается о племенах Ад и Самуд; о народах пророка Лута, Нуха и Ибрахима (алейхиссаллям). Также повествуется о Мусе и Фараоне, о хазрате Марьям и рождении Пророков Исы и Яхьи. Тот факт, что в ниспосланной Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) – который не умел ни читать, ни писать – книге содержатся достоверные исторические сведения глубокой древности, еще раз доказывает Божественное происхождение Корана.
Объективно проведенные археологические и палеонтологические исследования будут способствовать все новым и новым открытиям.
4. В Коране содержатся сведения о будущих событиях и будущих открытиях. Например, сообщается о освобождение Мекке, о том, что в будущем Ислам станет мировой религией, превосходящей другие. И все это действительно стало явью. Ярким свидетельством этому является следующая история.
В сражении, произошедшей в 614 году между Византией (исповедовавшей христианскую веру) и Ираном (ее поданные были огнепоклонниками), византийцы потерпели поражение. Разумеется, мусульмане сильно огорчились поражением «Ахлю китаб» (людей Писания), тогда как мекканские язычники ликовали от радости, говоря: «Как иранцы победили византийцев, так и мы победим мусульман». В ответ на это Аллах ниспослал следующий аят:
«Побеждены восточные римляне на близлежащих землях (к вам). Но за победою над ними (вновь) победить им (предстоит)» (Сура ар-Рум, 30/2-3).
Действительно, в 622 году византийцы нанесли сокрушительное поражение персам.
5. В Коране уделено большое внимание прогрессивной науке. Сообщения о научных открытиях (ныне открытых и которые человечеству еще предстоит открыть) были предоставлены вниманию людей еще 15 столетий назад. Этому можно привести следующие примеры из Корана:
А) Основой жизни является вода. В аяте Корана сообщается: «И извели из животворной влаги всяко живое существо?» (Сура аль-Анбия, 21/30).
Благодаря этому аяту, вопрос об основе жизни всего сущего был решен. Данный аят можно понять по-разному: «Что все живое было сотворено вместе с водой» и «источником всего живого является вода». Что примечательно, оба понятия вполне соответствуют прогрессивной научной мысли. Всем известна аксиома, что источником жизни является вода и основу клеток всякого живого существа составляет вода. Без воды нет никакой жизни. Когда задают вопрос о том, есть ли жизнь на какой-либо планете, первая мысль, которая приходит в голову: «Есть ли там вода?»
Б) Аллах все сотворил парами. Это касается людей, животного и растительного мира. Современная наука давно доказала, что все растения имеют как мужские, так и женские клетки. В Коране об этом говорится следующее:
«И парами взрастил плоды по двое» (Сура ар-Рад, 13/3).
В других аятах сообщается:
«Мы в паре сотворили всякую вещь, быть может, вам над этим стоит поразмыслить!» (Сура аз-Зарият, 51/49).
«Хвала Тому, Кто в парах создал все, что жизнь на земле рождает!» (Сура Ясин, 36/36).
Из последнего аята становится ясно, что Аллах сотворил парами и неживые существа. На эту мысль наталкивает и разные полюса на магните, строение атома, наличие положительной и отрицательной энергий.
Не менее поразительна картина размножения растений путем опыления. Это открытие, сделанное сравнительно недавно, Коран сообщил еще 15 веков назад. На это указывает следующий аят:
«Мы ветры плодотворные вам шлем» (Сура аль Хиджр, 15/22).
В) Одна из распространенной теории сотворения Вселенной заключается в том, что ученые считают, что земля и другие планеты когда-то отделились от Солнца. Однако в Коране об этом сообщается следующее:
«Ужель неверные не видят, что небо и земля единой массой были, которую Мы рассекли на части» (Сура аль-Анбия, 21/30).
В суре «Ясин» повествуется о движении Солнца:
«И солнце завершает путь за срок, определенный для него» (Сура Ясин, 36/38).
В данном аяте поясняется, что движение солнца происходит по своей, строго определенной орбите. Солнце движется вместе с другими планетами к своему определенному месту или же перемещается, подчиняясь особым временным законам Вселенной. Такой вывод можно сделать из смысла слова «мустакар», приведенного в этом аяте.
6. В Коране рассмотрены и обобщены основные черты проблематичных вопросов, касающихся повседневной жизни людей. А также те, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности. Разработаны положения, относящиеся к поступкам и ибадатам, вопросы справедливости, добродетели и нравственности, юридические и экономические вопросы, вопросы семьи и прав женщины. То есть, Коран вбирает в себя все принципы, имеющие большое значение для нормальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Кроме того, в Коране определены формы и условия практического использования сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
А мнение, согласно которому Священный Коран содержит лишь заимствования из писаний более ранних, особенно из Торы и из Евангелий, следует рассматривать в свете существующих факторов. Разумеется, религиозная тематика Корана и этих книг в значительной мере совпадает; фактором является и то, что речь в нем идет о тех же Пророках, о которых говорится в Библии, — но утверждать на основании этого, что Коран попросту заимствует из более ранних писаний, было бы в корне неверно. Взять для начала хотя бы то, как представлена в Священном Коране сама сущность, сами основы религии ни Ветхому, ни Новому Завету, ни иной какой-либо другой книге не удается приблизиться к тем великим и благородным истинам, что явлены в Священном Коране. Далее, вспомним, как поведаны истории Пророков в Библии и как рассказаны они в Священном Коране: он явно стремится исправить ошибки её — точно так же, как и в случае с основными постулатами религиозного учения. В Библии многие Пророки Всевышнего представлены людьми, что повинны в самых ужасных грехах: она рассказывает, как Авраам (Ибрахим) лжет и как изгоняет он Агарь (Хадиджу) и сына её, как Лот (Лут) всупает в кровосмесительную связь со своими дочерьми, как Аарон (Харун) создает тельца для поклонения и ведет к нему народ Израиля, дабы воздал тот ему почести, как Давид (Дауд) прелюбодействует с женой Урии, как Соломон (Сулейман) поклоняется идолам; Священный Коран не принимает ни одного из этих утверждений, со всею категоричностью отрицает в нем большая часть их, доброе имя Пророков восстанавливается, а память их очищается от возведенной клеветы. Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) не умевший писать и читать удалось по воле Аллаха исправить те ошибки, из-за которых позороное пятно лежало на репутации выполнявших пророческую миссию.

Самыми первыми были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Всевышний Аллах сказал в них:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал». (Сура аль-‘Алякъ, аяты 1-5)
После этого откровение прекратилось на некоторое время, а затем были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-Муддасир». В них Аллах говорит:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!» (Сура аль-Муддасир, аяты 1-5)
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в длинном хадисе о том, как было ниспослано первое откровение:
«…это продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”». аль-Бухари, 3; Муслим, 160.

Тогда были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Также сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как-то раз я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне в пещеру на горе Хира ангела, который сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось:
“О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…”» аль-Бухари, 4; Муслим, 161.
Сообщается также, что Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман спросил Джабира:
«Что из Корана было ниспослано первым?» Джабир ответил:«Это аяты: «О завернувшийся!…»» Тогда Абу Саляма сказал: «Но мне говорили, что первыми были ниспосланы аяты«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» Джабир ответил: «Я сообщил тебе только то, что сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Я пребывал некоторое время в пещере на горе Хира, а затем начал спускаться оттуда…»». И в конце хадиса сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я сказал Хадидже: «Укройте меня и облейте холодной водой». И тогда мне были ниспосланы аяты: «О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!»». аль-Бухари, 4924; Муслим, 161.
Джабир сказал о том, что первыми были ниспосланы аяты из суры «аль-Муддасир», имея в виду, что они были ниспосланы первыми после перерыва, который наступил в откровении, или же он имел в виду то, что эти аяты были ниспосланы первыми после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже стал посланником. Ведь, после ниспослания первых пяти аятов из суры «аль-‘Алякъ» Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал пророком, а после ниспослания аятов из суры «аль-Муддасир», он стал посланником. Поэтому ученые говорят: «Аллах сделал его пророком, ниспослав аят «Читай!», и сделал его посланником, ниспослав аят «О завернувшийся!»».

Два вида ниспослания Корана

Ниспослание Корана делится на два вида:
1 - Ниспослание аята без какой-либо причины -(ابتدائي) то есть не было явной причины ниспослания этого аята. Так были ниспосланы большинство аятов Корана. Например, слова Всевышнего:
«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников»». (Сура ат-Тауба, аят 75)
У этого аята не было явной причины ниспослания. В нём просто сказано о положении некоторых лицемеров. Что касается того, что в некоторых тафсирах написано в длинной истории, что этот аят был ниспослан по причине Са‘ляба ибн Хатыба, то эту историю упомянули многие толкователи Корана и её рассказывают многие проповедники, но она недостоверна.
2 - Ниспослание аята по какой-либо причине - (سببي) то есть перед ниспосланием аята что-то произошло, а затем по причине этого события был ниспослан Коран. Причины могут быть разными. Например, какой-либо вопрос, на который ответил Аллах. Как, например, Аллах говорит: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа»». (Сура аль-Бакара, аят 189)
Также могло произойти какое-либо событие, которое нуждалось в разъяснении или предостережении.
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»». (Сура ат-Тауба, аяты 65-66) Эти аяты были ниспосланы относительно одного из лицемеров. Во время похода на Табук он сказал: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана», имея в виду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, читающих Коран. Это дошло до пророка (мир ему и благословение Аллаха), снизошли аяты, а этот лицемер пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) извиняться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» См. «Тафсир ибн Касир», 2/368; «Тафсир ат-Табари», 10/172.
Также аяты ниспосылались по причине какого-то события, положение (хукм) которого должны были узнать люди.
Например, слова Аллаха:
«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий. Те из вас, которые объявляют своих жен запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жены - не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков. Это делается для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Таковы ограничения Аллаха, а для неверующих уготованы мучительные страдания». (Сура аль-Муджадаля, аяты 1-4)

Пользы от познания причин ниспослания аятов: Познание причин ниспослания аятов очень важно, так как из этого следуют многочисленные пользы.
Первая польза:
Разъяснение того, что Коран был ниспослан от Всевышнего Аллаха, так как пророку (мир ему и благословение Аллаха) задавались определенные вопросы, и иногда он не отвечал на них сам, ожидая откровения от Всевышнего Аллаха. Бывало и такое, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не знал о каком-либо событии до тех пор, пока не снисходило откровение.
Например, слова Всевышнего Аллаха:
«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало»». (Сура аль-Исра, аят 85)
Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Однажды, когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Некоторые из них стали говорить другим: «Спросите его о духе», а некоторые другие говорили: «Не спрашивайте его, ибо что бы он ни сказал, вам это не понравится!» Иные же сказали: «Мы обязательно спросим его!» после чего один из них встал и спросил: «О Абу-ль-Касим, что такое дух?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал, а я сказал себе: «Ему ниспосылается откровение», и встал между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему, когда же ниспослание откровения ему закончилось, он сказал: «И они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: “Дух - от повеления Господа моего, а вам даровано знания лишь немного”». аль-Бухари, 125; Муслим, 2794.
Также в пример можно привести аят:
«Они говорят: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда униженных»». (Сура аль-Мунафикъун, аят 8)
Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я принимал участие в одном из военных походов и слышал, как ‘Абдуллах бин Убайй бин Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не тратьте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него. Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят оттуда презренных!”
И я передал эти слова своему дяде (или: ‘Умару), который, в свою очередь, передал их пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал меня к себе, и я рассказал ему обо всём, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за ‘Абдуллахом Ибн Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поверил мне и поверил ‘Абдуллаху и его товарищам. Из-за этого меня охватила такая печаль, которую я никогда раньше не испытывал. Я сидел у себя дома, а мой дядя говорил мне: “Ты хотел добиться только того, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал тебя лжецом и возненавидел тебя!” - но потом Аллах Всевышний ниспослал суру, начинающуюся с того айата, в котором говорится: “Когда лицемеры являются к тебе…”, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он послал за мной, прочитал эту суру, а потом сказал: “Поистине, Аллах подтвердил твою правоту, о Зайд!”»
аль-Бухари, 4900; Муслим, 2772.
Вторая польза:
Понимание того, как Аллах заботился о Своем посланнике (мир ему и благословение Аллаха) и защищал его. Пример этого - слова Всевышнего Аллаха: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом». (Сура аль-Фуркъан, аят 32)
Также в пример можно привести аяты, ниспосланные после того, как люди обвинили Айшу (да будет доволен ею Аллах) в прелюбодеянии. Всевышний Аллах ниспослал аяты, чтобы защитить пророка (мир ему и благословение Аллаха) и очистить его от того, чем пытались его загрязнить лжецы.
Третья польза:
Понимание заботы Всевышнего Аллаха о Своих рабах, так как Он развеивал скорбь верующих и помогал им в тяжелых ситуациях. В качестве примера можно привести айат о таййамуме. Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась нить ожерелья. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. В этих местах не было воды, и некоторые участники похода люди пришли к Абу Бакру ас-Сиддику и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!”» И в конце хадиса пришло: «А когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и оказалось, что ни у кого не было воды, Аллах ниспослал айат об очищении песком (таййамуме), после чего люди совершили такое очищение». Что же касается Усайда бин Худайра, то он воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение, ниспосланное вам!” аль-Бухари, 334; Муслим, 367.

Четвертая польза:
Если человек знает причину ниспослания аята, то он сможет правильно понять его. В пример можно привести слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними». (Сура аль-Бакъара, аят 158) И слова «тот не совершит греха, если пройдет между ними» будто бы указывают на то, что этот обряд не является ни желательным, ни обязательным (мубах). Передается от ‘Асыма ибн Сулеймана, который спросил: «Я спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) о ас-Сафа и аль-Маруа, и он ответил: “Мы считали, что это из дел джахилии, поэтому, когда пришел ислам, мы оставили этот обряд. Но Всевышний Аллах ниспослал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха…».” Муслим, 1278. Поэтому аят был ниспослан не для того, чтобы указать на постановление (хукм) этого обряда, а для того чтобы указать на неправильность его оставления, так как они считали, что это из дел джахилии.

Также сообщается, что ‘Урва, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
- Однажды я обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, с вопросом: «Что ты можешь сказать о словах Аллаха Всевышнего “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа обрядов Аллаха, и поэтому для совершающего к Дому хадж или умру нет греха в том, чтобы обойти их. А тот, кто совершит благое по своей воле, пусть не сомневается в том, что, поистине, Аллах - Благодарный, Знающий””? Клянусь Аллахом, это можно понять так, что не будет греха и на том, кто не обойдёт ас-Сафу и аль-Марву». В ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Как плохо то, что ты сказал, о племянник! Если бы твоё толкование этого аята было верным, там было бы сказано: “нет греха в том, чтобы не обойти их”, однако в этом аяте имеются в виду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, совершали хадж ради идола Манат по прозвищу “Владычица”, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль, и при этом тот, кто вступал в состояние ихрама ради этого идола, считал греховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли ислам, то спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом и сказали: “О посланник Аллаха, поистине, мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы как греха”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится: : “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа обрядов Аллаха…”» ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала:: «Бегу /са‘й/ между ними положил начало посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никто не должен отказываться от этого!». Аль-Бухари, 1643.

Мекканские и мединские аяты

Коран ниспосылался пророку (мир ему и благословение Аллаха) по частям в течении 23-х лет. Больший отрезок этого времени пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел в Мекке. Всевышний Аллах сказал:
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура аль-Исра, аят 106)
Поэтому ученые разделили аяты на две части:
1 - Мекканские аяты - (المكي) ) - это аяты, ниспосланные пророку (мир ему и благословение Аллаха) до его переселения (хиджры) в Медину.
2 - Мединские аяты - (المدني) - это аяты, ниспосланные пророку (мир ему и благословение Аллаха) после его переселения (хиджры) в Медину.
Исходя из этого, мы можем разобрать аят:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (Сура аль-Маида, аят 3)
Этот аят относится к мединским аятам (так как он был ниспослан после переселения), несмотря на то, что он был ниспослан на ‘Арафате (то есть не в Медине) в прощальном хадже. ‘Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где этот айат был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это была пятница, когда он стоял на ‘Арафате». аль-Бухари, 45; Муслим, 3015.
Как отличать мекканские аяты от мединских?
Различить их можно двумя способами:
1 - Стиль (способ, метод) - (الأسلوب) чаще всего в мекканских аятах наблюдается жесткий стиль и строгое обращение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты являются высокомерными и отворачивающимися. К ним можно было обращаться только таким методом. Для примера можно почитать суры «аль-Муддасир» (№ 74) и «аль-Къамар» (№ 54).
Что касается мединских аятов, то чаще всего в них используется мягкое обращение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты принимают истину и покорны ей. Для примера можно почитать суру «аль-Маида» (№ 5).
Также среди мекканских аятов преобладают короткие аяты, в которых приводятся сильные доводы, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты являются упрямыми людьми. Всевышний Аллах обращается к ним так, как они заслуживают. Для примера можно почитать суру «ат-Тур» (№ 52).
Что касается мединских аятов, то они чаще всего длинные. В них упоминаются постановления (ахкамы). Для примера можно почитать аят о долге из суры «аль-Бакъара» (аят 282).
2 - Тема (рассматриваемый вопрос) - (الموضوع)
- чаще всего мекканские аяты утверждают единобожие (таухид) и правильное вероубеждение (‘акъиду), а именно единобожие в поклонении (таухид аль-улюхийа) и веру в Воскрешение, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты отрицали эти вещи.
Что касается мединских аятов, то чаще всего в них разъясняются различные виды поклонения и отношений между людьми, потому что большинство тех, к кому обращены эти аяты уже твердо поняли единобожие и правильное вероубеждение.
Также в мединских аятах говорится о джихаде, об его постановлениях, а также о положении лицемеров, так как в Медине был узаконен джихад, а лицемерие стало явным.
Почему Коран ниспосылался по частям?
В этом есть множество мудростей:
Во-первых, Всевышний Аллах укреплял сердце пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
«Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так (то есть ниспослали его по частям), чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе (чтобы сбить людей с пути Аллаха), Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование». (Сура аль-Фуркъан, аяты 32-33)
Во-вторых, Коран ниспосылался по частям, чтобы людям легко было его заучивать, понимать и действовать в соответствии с ним. Всевышний Аллах сказал:«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями». (Сура аль-Исра, аят 106)
В-третьих, Всевышний Аллах пробуждал в верующих пыл, дабы они действовали в соответствии с Кораном. Люди ждали, испытывая горесть, пока к ним не нисходили следующие аяты.
В-четвертых, шари‘ат ниспосылался постепенно и в итоге достиг совершенства. В пример можно привести аяты о запрете спиртного, к которому люди привыкли и полюбили. Поэтому людям было тяжело сразу отказаться от спиртного и сначала Всевышний Аллах сказал:
«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»». (Сура аль-Бакъара, аят 219) Этот аят подготавливает людей к тому, чтобы в будущем они приняли запрет спиртного. Разумный человек сразу поймет, что не стоит приближаться к тому, грех чего больше, чем польза.
Затем во второй раз был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите». (Сура ан-Ниса, аят 43) Всевышний Аллах повелел людям оставить употребление спиртного в периоды совершения молитв. Затем в третий раз было ниспослано:«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура аль-Маида, аяты 90-92 ) В этом аяте пришел абсолютный запрет на употребление спиртных напитков, так как души людей уже подготовились к этому.

Последовательность (тартиб) Корана

Речь идёт о чтении Корана по порядку так, как он записан и выучен людьми. Здесь нужно разобрать три темы:

1 - Последовательность слов в Коране - обязательно нужно читать слова в аятах по порядку, запрещено переставлять их, читая как-то иначе. Например, Всевышний Аллах говорит:

﴾ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿

«Хвала Аллаху, Господу миров». (Сура аль-Фатиха, аят 2)
Запрещено читать этот аят:

(لله الحمد رب العالمين)

«Аллаху хвала, Господу миров».

2 - Последовательность аятов в Коране -
по более достоверному мнению, обязательно нужно читать аяты в сурах по порядку, запрещено менять их местами, читая как-то иначе. Например, Всевышний Аллах говорит:

﴾ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (3) مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ﴿

«Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» (Сура аль-Фатиха, аяты 3-4)
Запрещено читать этот аят:

(مالك يوم الدين الرحمن الرحيم)

«Властелину Дня воздаяния! Милостивому, Милосердному».

Пришло у имама аль-Бухари от ‘Абдуллаха ибн Зубейра о том, что он говорил с ‘Усманом ибн ‘Аффаном (да будет доволен им Аллах) относительно слов Всевышнего Аллаха:
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли». (Сура аль-Бакъара, аят 240)

А этот аят был анулирован другим аятом:«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней». (Сура аль-Бакъара, аят 234 ) ‘Абдуллах ибн Зубейр спросил:
«Почему вы поставили анулирующий аят до анулируемого?» ‘Усман ответил: «О сын моего брата! Я оставил всё так, как оно пришло». аль-Бухари, 4530.
Также сообщается со слов ‘Усмана (да будет доволен им Аллах),
что иногда пророку (мир ему и благословение Аллаха) ниспосылалось несколько аятов с разных сур и он звал тех, кто записывал аяты, говоря им: «Этот аят поместите в ту суру, в которой говорится то-то и то-то». Ахмад, 399; Абу Дауд, 786; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 8007; ат-Тирмизи, 3086.
3 - Последовательность сур в Коране -
порядок сур в Коране установлен иджтихадом и не является обязательным при чтении. Сообщается со слов Хузейфы ибну-ль-Йамана (да будет доволен им Аллах),
что он молился с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в одну из ночей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал суру «аль-Бакъара» (№ 2), затем суру «ан-Ниса» (№ 4), а затем суру «али ‘Имран» (№ 3). Передал Муслим, 772.
Также передает аль-Бухари в форме /му‘аллякъ/ от Ахнафа, что
он прочитал в первом рака‘ате суру «аль-Кахф» (№ 18), а во втором - суру «Йусуф»(№ 12) или же суру «Йунус» (№ 10). Также он упомянул, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб поступил подобным образом в утренней молитве.
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа сказал: «Разрешено читать эту суру до той, а также разрешено их записывать в таком порядке. Поэтому у сподвижников (да будет доволен им Аллах) был разный порядок сур в свитках, но затем они сошлись в порядке сур во времена правления ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) и это стало сунной праведных халифов, а у нас есть хадис, в котором говорится о том, что за их сунной необходимо следовать».