Кем был саид афанди для северного кавказа. Из наследия дагестанского богослова – Саид Афанди аль-Чиркави: «Сокровищница благодатных знаний в). Борьба за передел денег на хадж

Саид Абдурахманович Ацаев, более известный как Саид-афанди Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди; 21 октября 1937, Чиркей, Буйнакский район, ДАССР, РСФСР, СССР – 28 августа 2012, Чиркей, Буйнакский район, Дагестан, Россия) – суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов, с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана, шафиит, ашарит.

Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая “черная вдова” Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат – Кадирийя – получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

“Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского – еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, – говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей”.

“Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, – отмечается в заявлении. – Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей”. Шейх Саид Афанди “твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма”.

Органы власти Дагестана подчеркнули, что “будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам”. “Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей”, – говорится в заявлении.

В этом, 2012 году, в самом конце лета 28-го августа было совершено покушение на Саида Афанди аль-Чиркави. Нападение произошло в селении Чиркей. Саид Афанди аль-Чиркави был величайшим учёным современности, шейх шазалийского и накшбандийского тарикатов. Саид Афанди аль-Чиркави стал шахидом и перешёл в Ахират, как мусульманин, да подарит ему Аллах лёгкой могилы!

Достопочтимый шейх появился на свет в 1937 году в том же селении Чиркей, в котором на него и было совершено нападение. Родился он в селении Абдуррахмана.

Время его рождения было временем сгущения туч над всем мусульманским миром, и Исламом в частности. Враги религии уничтожали сотни и тысячи учёных Ислама, в тот период были убиты Мухаммад Ясуби и Хасан-афанди. И именно в этот период, по велению Аллаха родился Саид Афанди аль-Чиркави.

Со слов рассказчиков мы знаем, что его рождение произошло в ночь, когда происходит определение судьбы человека. В эту самую великую ночь и родился будущий шейх двух мазхабов Саид Афанди аль-Чиркави. И, по воле Всевышнего Аллаха, множество мюридов обрели истинной счастье от одного общения с ним.

По случаю рождения сына, отец Саида прочитал «Я-син» три раза, после чего обратился к Аллазу с просьбой о том, чтобы мальчик шёл уверенно и твёрдой поступью по пути Ислама, попросил Его о том, чтобы Саид стал Учёным и обучал новое поколение Исламу, и не давал угаснуть свету Истинной Религии в это мрачное для неё время.

И в эту ночь молитва отца Саида была принята.

Мать будущего шейха, Айша позже не раз рассказывала о странных снах, посещавших её, пока носила в утробе своего сына. Ей снилось, будто бы он, вместе с люлькой, летит на небо, и оттуда наблюдает за городами, которые были похожи на гигантские муравейники. Кроме того, уже после рождения Саида Афанди аль-Чиркави он говорила, что сам процесс родов прошёл совершенно безболезненно для неё.

Отец Саида, кладя своего сына в люльку, читал суру «Аль-Фатиха» ему на ухо. Сын же внимательнейшим образом его слушал, глядя отцу в глаза. Отец заметил его хороший нрав, который начал проявляться уже с самых первых месяцев жизни, а потому часто говорил, что из его сына вырастет хороший человек.

И действительно - с самого детства Саиду снились мудрые, особенные сны. Саид с малых лет был очень мирным, спокойным и терпеливым. С ним опасались ссориться даже самые задиристые из задиристых ребят. Он ни у кого не вызывал злобы, либо гнева.

Однажды, на одной из улочек его села его встретили женщины, возвращающиеся с колхозного сада. Они предложили ему кисть винограда, однако Саид Афанди аль-Чиркави неожиданно отказался от неё. Позже, на вопрос о том, почему он не взял горсть винограда, Саид ответил, что это было бы харамом.

А однажды, когда он вернулся из Гелбаха, в которое он ходил за пшеницей, он снял свою обувь и увидел в ней несколько зёрнышек, которые попали туда случайно. Как только он их заметил, немедленно стал собираться в обратную дорогу, несмотря на то, что на дворе стояла ночь, а путь был очень не близкий. Родные еле-еле удержали его от этого поступка.

На протяжении всей своей жизни Саид Афанди аль-Чиркави был почтенен к старшим, и обращался с лаской и добротой к младшим. Он не любил споров, которые могли привести впоследствии к конфликту, и всегда уступал человеку даже в том случае, если он сам был при этом прав.

Саид Афанди аль-Чиркави всегда был скромным и достопочтимым человеком. Он был чужд к славе. Также, если он давал кому-то своё слово, то держал его до последнего, не нарушая обещания ни при каких обстоятельствах.

У его отца было огромное желание дать сыну образование в сфере Ислама, однако, по воле Всевышнего Аллаха, он внезапно умер, смертельно заболев. Случилось это когда Саиду Афанди аль-Чиркави было всего семь лет от роду. Это случилось в тот самый день и час, когда Саид, занимаясь чтением Корана, дошёл до «Я-син» - той самой суры, которую его отец трижды прочитал в честь его рождения.

Мальчик остался сиротой, но Коран всё же дочитал до самого конца - в основном благодаря настойчивости и поддержке со стороны его матери, Аишы. Когда он окончил семь классов, то пас стада сельских овец, чтобы как-то мочь обеспечивать семью. Позже, через четыре года, он был призван в ряды армии, где он был назначен оператором в войсках ПВО. Он служил три долгих года, однако на протяжении всех лет он не пропустил ни одного намаза, и держал все положенные посты месяца Рамадан. Когда Саид окончил воинскую службу, то вернулся в своё родное село, где работал чабаном и уводил в горы овечьи отары. Но и там, какая бы ни была погода, он брал Тахарат, читал азан, совершал молитву.

В его жизни было множество удивительного. Но самым удивительным была его вера - крепкая, как январский лёд и нерушимая, как скала. Он был очень постоянен в следовании Истинному Пути, который был предначертан ему Аллахом.

Вспоминая желание отца видеть в нём человека просвещённого, он сильно страдал, понимая, что не оправдал его надежд. Всякий раз, когда его душу охватывала тяга к знаниям, он горько рыдал, стоя перед своим стадом. Он просил, он молил Аллаха даровать ему возможность изучать религиозные знания, но необходимость содержать семью и жёсткий недостаток средств вынуждал его и дальше работать чабаном и пасти овец. Однако ближе к тридцати годам он всё же сумел навсегда оставить эту работу, и продолжить свою учёбу. И в этот же период случилось то, что сыграло решающую роль в его судьбе - он вступил в шазилийский тарикат.

Учёные Ислама, невзирая на опасное для Ислама время, обучили его религиозным наукам. В это время Саид Афанди аль-Чиркави был человеком зрелым, а потому, грамотно преодолевая все возникающие трудности, он успешно продвигался вперёд, постигая религиозные науки одну за другой. От Аллаха ему были дарованы такие качества, как: высокий уровень восприимчивости, проницательный и острый ум, и отличная память. Каждую книгу, которую он изучил, впоследствии он знал так хорошо, словно написал её лично, сам.

Его судьбу уже видели многие муршиды. Абдуль-Хамид-афанди, тарикатский шейх, как то спросил у мюрида Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На окраине вашего села стоит дом, в нём живёт благословенный сирота. Здоров ли он, как у него дела?» Он спрашивал об этом у многих чиркейцев. Так оно и было - дом Саид Афанди аль-Чиркави стоя на самой окраине села. Мухаммад Ариф-афанди частенько сообщал мюридам, находившимся подле него: «В Чиркее хранится волос пророка, дети мои. Однажды наступит день, и это станет для всех явным».

Благой нрав Саида Афанди аль-Чиркави был одним из его наилучших качеств. Он никому и никогда не отказывал в своей помощи. Он был кротким и терпеливым человеком. Случалось не раз, что даже за строительством собственного дома он уходил для того, чтобы решить чью-то проблему, оставляя сохнуть уже разведённый раствор.

Вместе со своим односельчанином Абдуррахманом он как то пришёл в Нечаевку к устаху Мухаммаду-афанди. И учитель сказал ему: «Сын мой, Саид! Мои силы меня оставляют. Я провёл много времени в раздумьях кого же мне сделать своим преемником. Твои знания, деяния достигли совершенства, я это знаю. И теперь ты мой преемник, я передаю свои дела тебе». На лбу Саида Афанди аль-Чиркави выступил пот, глаза наполнились слезами. Он начал просить своего устаза, чтобы тот не возлагал на него этого ответственного дела. Но тот даже и слушать не хотел ни о чём подобном, и остался непреклонен. Он сказал Саиду, что наставничество даётся не по личному желанию, также не забирается обратно в том случае, если человек не желает наставлять. Здесь всё и завершилось. Саиду передали печать наставничества, вместе с нею халат, который передавался от устаза к устазу.

Много удивительного было в жизни Саида Афанди аль-Чиркави! Но всё же именно его постоянство в следовании Истинному пути является самым большим и великим его чудом. К нему приходило огромное количество мюридов, за советом. Он решал огромное количество самых различных проблем, но никто и никогда не видел, чтобы Саид Афанди аль-Чиркави сказал хоть слово, которое бы противоречило тарикату и шариату.

О его глубоких познаниях говорят книги, которые были написаны им за очень короткое время. То, что он окончил всего семь классов и провёл большую часть своей жизни на пастбище, не помешало ему написать четыре книги, в которых он в стихотворной форме даёт шариатские заключения, и описывает историю пророков и религии. Если быть точнее, в стихотворной форме им написаны три книги, четвёртая написана им в обычном виде. Также, им была написана и пятая книга, которая на данный момент лишь готовится к изданию.

Это количество трудов свидетельствует о размерах его религиозного Знания.

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах ﷻ!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах ﷻ!). По воле Аллаха ﷻ, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка ﷺ, когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах ﷻ внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах ﷻ!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.
У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.
К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха ﷻ, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом ﷻ. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:
...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:
Мы разговор о многом повести могли бы,
Когда б не страх, что будет он напрасен.
Но умному достаточно намека,
И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Да преумножит Всевышний Аллах ﷻ силы досточтимого шейха Саида-афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит его! Аминь!

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Саид-афанди Чиркейский - наверное, самый известный из современных дагестанских проповедников и богословов, который был приверженцем суфизма, одного из мистических направлений ислама. Погиб в результате теракта, который устроила подпольная террористическая организация.

Данная статья расскажет о биографии и деятельности данного мусульманского и суфия, которого уважают многие жители Дагестана.

Биография Саида-афанди Чиркейского

Будущий духовный учитель родился в октябре 1937 года в Дагестане, в поселке Чиркеи Буйнакского района. Он является аварцем по происхождению (один из коренных Его отец умер, когда мальчику было семь лет. Вопреки трудностям, по требованию матери Саид все-таки завершает изучение Корана и постоянно читает намаз.

В четырнадцать лет начал трудиться пастухом для обеспечения финансовой помощи семье. Три года служил в Советской Армии. После этого опять работал пастухом. Когда произошло землетрясение в Буйнакском районе (в 1971 году), работал на строительстве Чиркейской ГЭС. Там он служил в пожарных частях и воисковой охране. В тридцать два года уволился с

Он принял решение стать суфием и изучал исламские науки, труды исламских учёных и суфийских шейхов и вести богословскую деятельность. Первым своим духовным учителем шейх считал Абдулхамида-Афандиза из поселения Инхо. Саид Афанди был женат, у него 4 детей.

Суфизм

Суфизм — направление в исламе, которое проповедует аскетизм и высокий уровень духовности, одно из главных течений классической исламской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Это самое эзотерическое и мистическое исламское течение.

Согласно принятой точке зрения, термин суфизм произошел от арабского слова «шерсть». Исламские ученые разделяют историю данного мистического направления на несколько периодов: период аскетизма, период суфизма и период суфийских орденов (тарикатов). По причине распространения идей суфизма среди разнообразных слоев исламского общества в 12-13 веках развитие получила спекулятивная мистическая часть данного религиозного направления, которая представляет интерес в основном для образованных приверженцев ислама. На данный момент это исламское течение играет важную политическую и социальную роль в развитии мусульманских государств. Суфизм исповедует большое количество мусульманского населения различных стран.

Ученики

Афанди - духовный шейх, который обладает правом на распространение тарикатов суфизма "накшбандия" и "шизалиа", а также может передавать их своим последавателям.

По разным оценкам, последователями этого человека являлись от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч человек, проживающих в различных районах Республики Дагестан, а также и в других российских областях - в Сибири, в Московской области и на Поволжье. Мюридами (в суфизме это "верные ученики") Саида-афанди были представители многих дагестанских народов. В коллективных молитвах шейх Саид Чиркейский собирал, наряду с шизолийцами, накшбандийцев и кадирийцев. По мнению этого суфия, не существует какого-либо существенного различия между этими направлениями ислама, потому что все они ведут к Аллаху. Он активно вел свою богословскую деятельность вплоть до самой смерти.

Тарикаты

Тарикат - способ духовного роста и мистического познания исламской истины. Слово это в значении «путь» используется в священном писании мусульман. По сути, тарикаты - это многочисленные направления суфизма, которые сильно влияют на социальную жизнь исламского мира. Приверженцы исламского аскетизма, которые шли изначально путём духовного возвышения и подавления своих страстей, в 11 веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами их стали многочисленные мусульманские молитвенные дома. Традиционно считается, что в течение 12-13 веков в суфизме сложились двенадцать базовых братств, или, как еще их называют, орденов.

Нашиды Саида-афанди

Нашид — это исламское песнопение, в классическом варианте должно исполняться мужским голосом соло или в хоре без игры на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов, согласно мнению многих исламских ученых и духовных учителей, в том числе основоположников четырёх из основных правовых школ мусульманства, запрещается. Многие богогословы посвящали нашиды Саиду-афанди после его смерти, почитая его. В Дагестане нашиды поются в основном на аварском языке.

Произведения шейха-афанди

Афанди написал большое количество богословских произведений, которые занимаются толкованием Корана. В книге "История пророков" доступно и интересно, опираясь на такие уважаемыеисточники, как толкование Корана, хадисы и книги влиятельных ученых, автор повествовует о непростой и порой трагической судьбе пророков ислама от Адама до главного исламского пророка Мухаммеда. Книга рассчитана на широкий круг читателей - от изучающих мусульманскую историю до простых обывателей.

Книги Саида-афанди пользуются большой популярностью и уважением среди богословов и простых аварцев. В его трудах дано широкое толкование некоторых глав священной книги мусульман, особенно важных на сегодняшний период. Мусульмане могут убедиться в том, что дословные переводы священной книги не могут передать истинный смысл и глубину Корана. "История пророков" издана в двух частях, на русском и аварском языках.

Семейная жизнь

Саид-афанди аль Чиркави прожил в браке со своей супругой Узалифат в браке более сорока лет. Он считал, что в наше время не много семей, которые могут похвастаться крепким браком, хорошими отношениями и полной гармонией. Все чаще возникают проблемы в семьях, все больше разводов, все чаще семейные узы разрушаются. И последствия этого явления - все остальные трудности: высокий уровень криминала, проституция, отсутствие моральных ценностей, множество покалеченных жизней.

Самым лучшим примером для подражания для мусульманок всех поколений были жены исламского пророка Мухаммада, считал Саид-афанди.

Узаливат-хаджи, жена уважаемого суфия, также полагает, что самое главное для женщины - это уважение к мужу с самой первой минуты брака, почтительное отношение к нему и четкое исполнение всех своих обязанностей - и жены, и матери. Женщина не должна спорить со своим мужем, к каждому его слову надлежит относиться с почтением и пониманием. Жена Саида-афанди в своем интервью сказала, что никогда не задавала лишних вопросов, не тревожила супруга по пустякам, просто готовила еду и воспитывала детей. А хорошо воспитанные и благодарные дети - плод гармоничных семейных отношений.

Терракт в селе Чиркей

В августе 2012 года средства массовой информации сообщают о смерти Саида-афанди. Около пяти часов вечера в его доме прогремел взрыв, в результате которого умерли семь человек, включая шейха и террористку-камикадзе. Убийство Саида-афанди организовано крупным бадподпольем. По данным оперативных служб, террористкой является Аминат Курбанова (русская мусульманка Алла Сапрыкина), которая была супругой одного из участников террористической организации.

Личность смертницы

По данным официального представителя следственных органов России, в процессе следствия было установлено, что смертницу подготовил известный в террористическом подполье деятель - Абдул Малик. Ответственность за терракт в доме религиозного деятеля, проживавшего в поселении Чиркей, взяла на себя группировка шахидов-камикадзе "Рийад ас-Салихйн". Сапрыкина была настоящим религиозным фанатиком и призывала своих единомышленников к джихаду, священной войне. После ее гибели ее ребенка воспитывает свекровь, мать первого мужа Курбанова.

Тридцатилетняя Аминат Курбанова приняла ислам после того, как вышла замуж за Мурата Курбанова, который ушел на незаконное положение и был ликвидирован спецслужбами. Её второй муж являлся пособником террористов и принимал участие в поджогах маркетов, которые торговали алкоголем. Он был арестован, когда собирался уйти в подполье навсегда. При обыске у него обнаружили экстремистские брошюры и оружие.

Похороны шейха

На похороны суфийского шейха пришли десятки тысяч человек. 29 августа в Республике Дагестан объявили днём траура по случаю гибели шейха Саида аль-афанди. Президент республики также дал поручение всем чиновникам городов и районов собрать отряды самообороны, коллективы из молодых мужчин, которые под управлением и вместе с силовыми органами проведут работу по обеспечению безопасности, по привлечению бандитов и террористов к ответственности.