Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых. Смотреть что такое "Аид" в других словарях Чем правил зевс посейдон аид

Аид Аид

или Гадес

(Hades, Pluto, Αὶδ̀ης, Πλοότων). Бог подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса. Со своей супругой Персефоной он царствует в преисподней над тенями умерших; власть над адом он получил при разделе управления миром между Зевсом, Посейдоном и Аидом после победы над титанами. Аида называли Плутоном (πλοοτος - богатство), так как он властвует над глубиной земли, откуда человек получает все богатства - металлы, и хлебные растения, произрастающие из земли. Аид обладает особенным шлемом, имеющим свойство делать его невидимым даже самим богам; этом шлем надел на себя Персей, когда шел убивать Горгону Медузу. Аиду были посвящены черные бараны. Римские Плутон (Pluto, Orcus, Dis - от dides, богатый) и Прозерпина, властители подземного мира, сравнительно позднее заимствование греческих Аида и Персефоны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АИД

Гадес (Άιδης, Αϊδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А. - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. Н. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλούτος- богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. Н. V 395-403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (χαται βάτης - Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужас
своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537- 570), мрачные глубины А. - Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Hom. П. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Аеn. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Ноm. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23-25). Гомер называет также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Ною. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. It 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея ).
Лит.: Платон, Соч.. т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tulbingen, 192S; Wilamowitz-Mollendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose Н. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961.
А. А. Тахо-Годи.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аид

(Гадес, Плутон) - бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. Его имя означает “невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид - также само царство мертвых. В это царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускают сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне сидит Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танатос с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян - Орк.

// Генрих ГЕЙНЕ: Подземный мир // Н.А. Кун: ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АИД

в греческой мифологии сын титана Кроноса и Реи, бог царства мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Битва титанов

Аид или Гадес – повелитель подземного мира, царства, где вечно пребывают души умерших людей или же неугодные богам бессмертные мифологические персонажи, отправленные в вечную ссылку. Аид был самым старшим из братьев-богов нового поколения. После победы над титанами ему досталось по жребию царствовать в преисподней.

Добро пожаловать в Аид!

Смертные старались не называть бога подземного мира по имени, употребляя иносказательные имена. «Незримый» («Aidoneus»), «богатый» (от лат.слова «dives», Дис). Такое упоминание об Аиде встречается в произведениях Гомера. Аид - «гостеприимный и щедрый бог, стерегущий ворота собственного царства». Звали его и менее распространенными именами – Прославленный, Гостеприимный, Добрый Советник, Запирающий Врата.

Чаще всего на изображениях бог подземного царства Аид предстает как зрелый бородатый мужчина. Представляли греки Аида холодным, сдержанным и беспощадным, однако дьявольских или злых черт ему не приписывали – работа есть работа, что ж поделать? Как правитель царства мертвых, Аид бескомпромиссно справедлив. Решения правителя нижнего мира не подлежат обжалованию. В то же время он не утруждал себя ни искушением человечества, ни враждой со смертными. И правильно – сами справятся. Его владения приравнивают к , но лишь в том плане, что попавший к нему покидает одну мерность, если можно так выразиться, и проходит преобразование в нечто качественно иное.

Плутоном звали Аида римляне. Подтверждая свое прозвище, держит бог подземного царства Аид в своих руках рог изобилия, переполненный спелыми плодами или же драгоценными металлами и камнями.

В царство Аида человека приводит бог . Большинство же людей не горит желанием встретиться с Аидом по своей воле. Впрочем, были и герои, добровольно спускавшиеся в царство мрачного Аида. Самые известные легенды о гостях подземного царства Аида это об Орфее и Эвридике, рассказ о появлении в подземном мире Диониса, сказ о героической Психее. В шумерской мифологии в подземный мир спускается по своей воле Инанна-Иштар, чтобы отыскать сестру. Эти легенды объединены одной причиной – любовью.

А вот хитроумный Одиссей прогулялся в царство теней исключительно ради знаний. Ему требовалось отыскать слепого провидца Тиресия, чтобы тот указал ему путь домой. Чего не сделаешь, когда заскучаешь по красавице-жене и родной Итаке!

Впрочем, подземное царство – не проходной двор. И эти добровольцы скорее исключение из правил, поскольку возвращение из царства теней противоестественно, а спустившимся раньше срока никто не выписывает гарантий, что им удастся вернуться назад.

В бог подземного царства Аид – счастливый обладатель шапки-невидимки, которой мог воспользоваться в любой момент. Его атрибутом был скипетр с наконечником, выполненном в виде трехголовых псов.

У Аида нет детей, и богу подземного царства посвящено довольно мало , поскольку сам он большую часть времени проводит в своих владениях, невидимый для окружающих. Лишь дважды бог подземного царства Аид поднимался на поверхность.

Согласно творчеству Гомера, однажды Гадес был вынужден подняться на Олимп за помощью, пронзенный стрелой Геракла. Но куда более известный и, скажем, более романтичный случай его визита на землю был связан с дочерью богини плодородия Деметры, Персефоной.

В целом, Аид производил на древних греков противоречивое впечатление. Он вызывал страх, ропот и уважение, однако его почитали, поскольку считали, что именно бог подземного царства решит, будут ли души, покинувшие мир живых, обречены на вечные страдания и ужас или станут жить в покое.

В статье Боги древней Греции .)

По поверью древних, на земле были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними; и в такой стране помещали они вход в подземное царство Аида .

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

Его орошали три реки: Ахеронт , Стикс и Коцит . Именем Стикса клялись боги , и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал царство мертвых. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком .

Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий). Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в Средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил его в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изобразив его перевозящим грешников.

Харон перевозит души умерших в подземное царство. Картина П. Сюблейра, 1735-1740

За перевоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот мелкую монеты (обол) для расплаты с Хароном. Скептик Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Цербер , или адский пес с тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Аидом, царем Ада, и его супругой Персефоной (у римлян – Прозерпина ).

Боги Аид и Персефона на троне. Греческая терракота I половины V в. до Р. Х. из Локр Эпизефирских

Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос , Эак и Радаманф . По словам Платона , Эак судил европейцев, Радаманф – азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса , приходить на помощь двум первым судьям в сомнительных случаях.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида. Посреди находится его дворец. Властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники, ниже: направо – Минос, Эак и Радаманф, налево – Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Персефоне не было дано активной роли в Аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (Эриний) , которые хватали грешников. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Первоначально Геката не была богиней Ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса. Ревнивая жена Зевса, Гера , стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.

Немесида , богиня мести, исполняла в царстве Аида почти такую же роль, как Геката, она изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть – меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Историк Павсаний описывает картину художника Полигнота , изображающую царство Аида: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в Аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Бог Гермес и души умерших на берегу Ахеронта. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Из описаний античных поэтов мы знаем о пытках, которым подвергались в царстве Аида за свои преступления самые знаменитые грешники, – например, Иксион , Сизиф, Тантал и дочери Даная – Данаиды . Иксион оскорбил богиню Геру нечестивыми домогательствами к ней, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Сизиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться – вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами, но стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес. Данаиды в царстве Аида были приговорены вечно наливать воду в бездонную бочку.

Противоположностью страшному царству Аида являлись у греков Елисейские поля , местопребывание безгрешных.

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов - златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона - чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм , главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом - отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида - богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес - вестник богов, покровитель путников. Он - посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан - бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Древняя Греция подарила нам множество мифов, рассказывающих о взаимоотношениях богов и людей. Боги властвовали не только над миром живых, но и правили в мире

мертвых. Аид олицетворял саму смерть и наводил ужас на эллийцев, которые страшились выговаривать даже его имя. Его царство находилось под землей и состояло с трех уровней:

  1. Асфоделевый луг – сюда попадают почти все умершие, и он является аналогом современного чистилища. В тихом и спокойном месте бесцельно скитаются души людей.
  2. Тартар – место мучения всех грешников, находящееся глубоко под землей. Бездна окружена огненной рекой Пирифлегетон, в которой все, кто прогневал богов, находятся в страшных муках.
  3. Элизиум – остров блаженных и эквивалент рая. Сюда попадают все греческие герои.

Подземелье Аида – это царство мертвых, которое расположено на западе глубоко в недрах земли, где живет царь умерших и его помощники.

Перед главным входом в Тартар, растут черные тополя. Сюда Гермес приводит умершие души, родственники после смерти покойному, клали под язык монетку, чтобы он мог расплатиться с перевозчиком душ – Хароном.

Харон перевозит души, через реку Стикс, в ней живет Лета, если душа выпивает воду из реки, то теряет память навсегда.

Поля и луга бога подземелья покрыты зарослями диких тюльпанов – асфоделиями. Над тюльпанами постоянно проплывает множество душ, которые обречены постоянно вспоминать только негативные моменты жизни, поэтому они постоянно стонут, их всеобщий стон похож на шелест.

В подземелье царит постоянно ночь, здесь нет места солнцу, улыбкам и радости, каждый умерший, несет свое наказание вечно.

Вокруг подземного царства и в нем, протекало три реки: Ахерон, Стикс и Коцит, Лета, Флегетон.

Боги, давая клятву, упоминали реку Стикс, после такой клятвы ни один бог не мог нарушить обещание, а насланное проклятие было самым страшным для души.

Река Стикс 9 раз окружает подземелье Аида и занимает 10 часть от всей площади царства, огибает все поля и моря. В подземелье Стикс перходил в Коцит, внутреннюю реку.

В древних писаниях упоминалось, что мать Ахила окунала, своего сына в реку Стикс, благодаря чему он получил неуязвимость.

Также Гефест, создавая меч Давна, после ковки окунал его в воды Стикса, чтобы меч был более закаленным и опасным.

Специалисты из Стенфорда потратили множество времени на изучение литературы о реке Стикс и о ее место нахождении, после длительных экспедиций ученые сделали вывод, что река существует в нашем мире на полуострове Пелопоннес, сейчас этот остров называется Мавронери.

Некоторые ученные высказывали теорию, что великий и сильный полководец Александр Македонский был убит ядом, именно водой набранной из реки Стикс которая содержала убийственные вещества.

После тщательно анализа взятых вод в инновационных лабораториях, пришли к выводу, что вода взятая из предполагаемой реки Стикс, очень опасна для человека, так как содержит яд, который отравляет весь организм человека и приводит к мучениям.

Ахерон, река по которой перевозили, души умерших если была уплачена монета.

Коцит – река плача и стенаний.

Флегетон – река, в которую попадали души умерших людей, при жизни совершившие убийство кровного родственника.

Одним из самых известных героев был Геракл – сын Зевса и полубог. После многих подвигов на земле царь Еврисфей послал его в подземное царство привести трехглавого пса с головой дракона на хвосте. Аид разрешил Гераклу забрать чудовище, если тот сумеет победить все три головы. Побежденный пес бежал на поводке, а из пасти у него лилась пена. И где пена попадала на землю, там росла ядовитая трава.

Царство Аида, брата Зевса, находится глубоко под землей. Светлые солнечные лучи никогда не доходят к его владениям. Темные реки протекают в подземелье бога смерти, одна из них имеет название Стикс.

По полям обители Аида бродят тени умерших людей. Они всегда унылы и печальны. Никто не может покинуть адское место, верный пес бога тьмы Кербер внимательно охраняет выход из царства мертвых. Старик Харон перевозит через реку души, покинувшие земные тела, и им больше не суждено узреть яркого солнечного света.

Правитель подземного мира Аид сидит на троне из золота, всегда рядом с ним его супруга Персефона. Покровителю смерти служат непокорные богини мести — Эринии. Вооруженные змеями и бичами, они мучают преступника и взывают к его совести. Нет покоя от мстительниц нигде, везде они найдут провинившегося.

Мидос и Радамант — судьи мрачного царства. Рядом с троном Аида находится бог смерти Танат, вооруженный мечом. Он на своих крыльях прилетает к постели умирающего, чтобы отрезать прядку волос с его головы и извлечь душу.

Еще одним верным помощником мрачному Аиду служит Гипнос — бог сна. Он закрывает глаза умирающему человеку и погружает его в вечный сон. В темном подземелье носятся другие божества сновидений. Одни из них дарят земным жителям светлые и радостные сны, другие же — страшные и пугающие.
В темноте ужасного царства ходит привидение Эмпус. Хитрый призрак уводит людей в укромные места, где выпивает их кровь, а после съедает безжизненные тела. Там бродит жестокая Ламия, крадущая детей у их матерей и выпивающая кровь младенцев.

Над всеми чудовищами и привидениями главенствует богиня Геката. Она губит судьбы людей и посылает им тяжелые сновидения. Геката помогает колдунам, но и может противостоять их чарам.

В древние времена боги царства Аида символизировали опасные и разрушающие природные силы. Они появились в верованиях людей гораздо раньше богов-олимпийцев.