"Христиане — вон!": российские сатанисты готовятся к страшному. «Цветочные девушки» — культ Чёрного Иисуса

Мы были в секте Плахина, и хотим рассказать вам о своем опыте. Мы пишем вместе, потому что ушли из секты также вместе. Поскольку уйти оттуда в одиночку практически невозможно. Чтобы было легче воспринимать наш рассказ, мы будем писать под псевдонимом «Кристина». Здесь собран опыт нескольких людей, описан типичный вариант, но при этом ко всем используются индивидуальный подход и разные уловки.

«Я попала в секту два года назад. До этого всегда интересовалась магией, делала некоторые обряды по книжкам и гадала на картах Таро. Однажды увидела объявление в магазине «Путь к Себе»: «Кто хочет заниматься магией и духовно развиваться - звоните». Ниже быль телефон. Я встретилась, как потом оказалось, с одной из учениц Плахина. Она очень мало рассказала о Школе, как она выразилась, сказала, что Плахин Владимир - целитель и маг, что он вылечил многих людей и научил многих магии. Что он обучался у древних старцев, которые, по его представлению, являются экстрасенсами, жил в горах Карпаты, что в Карпатах есть скит этой школы, и она там была и видела его учителей и магические места. Что он представитель «древнеславянской целительной школы», руководитель школы «сексуальной магии древних славян», использует «методы исцеления», полученные из Источников, обладающих «знаниями дохристианской Руси». А еще она очень интересовалась, девственница я или нет. Я сказала, что девственница, она обрадовалась и сказала, что это очень хорошо, что я смогу быстро научиться магии и буду быстро развиваться, что мне не надо упускать такой шанс и надо начинать работать над собой. Я спросила, есть ли у них какая-то литература, по которой можно учиться магии, заклинания, обряды… Она сказала, что их учитель написал книгу /Плахин В.Е. Сексуальная магия древних славян. М., Маркарт, 2003/ (отчего его авторитет в моих глазах возрос),но серьезная литература в начале не дается, потому что нужно сначала научиться работать с энергией, иначе можно навредить себе.

С тем, чтобы я могла во всем убедиться сама, она предложила мне посетить их школу, расположенную рядом со станцией метро «Сокол». Если мне не понравится, я всегда смогу уйти. Я взяла с собой подругу и пришла. Мне понравилось, что там было много молодежи, никто не пил, не курил, все общались на интересные для меня темы. Было все равно, какой ты религии, и какие книжки по магии ты используешь, главное, что ты этим занимаешься. Правда, после нас приучали к точке зрения, что сексуальная магия везде, во всех книжках и религиях. И Плахин говорил, что Мария Магдалина была 13-ой ученицей Христа, и они с ним занимались сексуальной магией. Про это действительно есть книги, например, Дэн Браун «Код да Винчи». Плахин говорил о «Тайне мировингов», по своему трактовал Библию, показывал в интернете картину Ленардо да Винчи «Тайная Вечеря» и утверждал, что там нарисована Мария Магдалина. Никаких сектантских проповедей и обрядов не было, деньги (правда, потом мы узнали, что собирали десятину, но как-то по желанию и с тех, кто работал, вроде как на скит) никто не собирал. Мне понравилось, то, что там кроме, теории есть и занятия, все сидели в кругу и та девушка, которая привела меня, сказала, что чувствует, как энергия бежит по кругу, и я тоже захотела научиться экстрасенсорной чувствительности.

Потом Плахин подошел ко мне и сказал - давай поговорим. Мы вошли в отдельную комнату. Он сказал: давай я тебя продиагностирую (кроме этого, он еще снимает порчи, сглаз и венки безбрачия), но для этого ты должна раздеться, а то я ничего не увижу. Я постеснялась, но он сказал, что лечит людей и он - как доктор, а перед доктором не стесняются. И я разделась до трусов. Он положил меня на кровать и положил руки на живот. Спросил, чувствую ли я тепло? Я сказала, что нет. Он сказал, что у меня мало энергии. Если принять весь объем энергии в человеке за единицу, то у меня энергии - на 0,6, и организму этого не хватает, он начинает болеть. Я сказала, что у меня болит голова. Он ответил, что может бесплатно полечить меня, и что мне надо набирать объем энергии, чтоб не болеть и учиться магии, так как у меня есть магические способности и он меня научит лечить людей. Я не очень поверила ему, но решила прийти в следующий раз.

Когда я пришла на занятие, одна из его учениц сказала мне, что я должна попросить Володю (так его называли ученицы) увеличить мой объем энергии. Я спросила, что для этого нужно делать. Мне сказали, что для этого нужно меняться энергией с ним. Я подошла к нему и попросила. Мы пошли в отдельную комнату, и он снова велел мне раздеться. Я стеснялась, но он сказал, что одежда мешает обмену, и нет никакого эффекта, и я разделась, он тоже.

Мы легли и он прислонился ко мне сзади, сказав, что в такой позе он отдает мне энергию, и что не надо видеть в этом ничего предосудительного, что все мое стеснение - это комплексы, и на самом деле он просто работает с энергией. А еще мне нужно расслабиться и довериться ему, тогда обмен будет идти лучше. Я потом долго думала, приходить ли мне еще, потому что это мне не нравилось, но когда я об этом думала, у меня начинала болеть голова, я перестала об этом думать и решила посещать школу. Теперь я думаю, что голова у меня болела из-за того, что Плахин использовал гипноз или НЛП, книги по которым я потом видела в большом количестве у него дома. Так продолжалось почти месяц, мы «менялись энергией», он ко мне не приставал, и я действительно стала ему больше доверять. Потом он мне сказал, что я слишком быстро теряю энергию, которую он мне отдает, и мне нужно «тянуть мужской канал».

Небольшое пояснение: в его теории у каждого человека есть объем энергии, который можно увеличить с помощью обмена. Также есть мужской и женский канал. Мужской подразумевает нематериальную энергию, которая циркулирует по материальной (телу), т.е. по женской энергии. И растянуть мужской канал означает увеличить объем.

Тогда я спросила, что мне нужно делать. Он сказал, что я слишком плохо открываюсь ему, и что человек лучше всего открыт во сне, поэтому мне нужно поехать к нему ночевать. Я ответила, что я не готова к этому. Он сказал, что мне нужно «ломать себя (т.е. делать то, что ты не хочешь или не можешь в силу своих моральных принципов)», свои комплексы, иначе я не смогу развиваться в магии. Он предложил, чтобы мне не было очень страшно ночевать еще с одной девчонкой. Я неделю думала, потом согласилась. Так мы начали ночевать, он ко мне не приставал, и я стала ему верить и в этом. Параллельно с этим, я занималась с его остальными учениками и училась не стесняться - некоторые упражнения мы делали по пояс обнаженными, чтобы убирать комплексы, так как настоящий маг не должен ничего стесняться, а моральные рамки нормального человека - это лишний груз. Ученица, которая меня привела, была очень рада, что со мной работает сам Володя. Потом я узнала то, что в школе есть система посвящений на различные уровни (круги), и чем больше ты достиг в магии, тем на более высший уровень ты можешь претендовать. Только через полтора года я узнала, что еще ты должен зарабатывать «вешки» - как баллы за то, что ты сделал для школы. За приведение новых людей давали большее количество балов, но можно было и деньгами. Я тогда возмутилась и пошла к учителю, он сказал, что это конечно дела десятое,главное - это магические способности, но люди нам нужны, так как для энергетического круга нужно больше энергии, а деньги нужны, чтоб построить скит, чтобы там все могли жить и учиться без вмешательства социума. В последнее время Володя стал поговаривать о конце света - поэтому нам нужно было много девственниц, ведь для энергетического круга надо много энергии, чтоб спастись. А еще я узнала, что для белого круга надо родить ребенка. У него была ученица, которая была в белом кругу, поговаривали, что ее ребенок от него, хотя ее родители считали иначе и учитель отнекивался. Учитель видел, кто как занимается, и выбирал, кого надо посвящать. Например, у одной ученицы посвящение заключалось в том, чтобы побриться налысо.

Самое важное, чему нас учили - то, что секс и сексуальная энергия - это разные вещи, и мы должны были учиться чувствовать сексуальную энергию, так как она была основой жизни и основной в сексуальной магии. Я переживала, что не могу почувствовать сексуальную энергию, и тогда Володя сказал, что лучший способ почувствовать ее - это присутствовать при полноценном обмене. Я спросила, что это такое? Он сказал, что есть понятие секса, это у обычных людей. А те, кто уже давно занимаются сексуальной магией, занимаются не примитивным сексом, а самым высшим проявлениемобмена. И одна из его лучших учениц, которая чувствует энергию, ради меня займется с ним любовью, чтоб я могла почувствовать энергию. После долгих убеждений я согласилась. Но ничего не почувствовала. Потом мы долго повторяли этот опыт, я уже привыкла, и для меня это было в порядке вещей. Это же не секс, а обмен. Тогда Володя сказал, что нужно частично участвовать, говорил мне целоваться с ним и его ученицей, мастурбировать. Я сомневалась, наполовину верила ему, но даже сейчас не могу объяснить, почему на все это соглашалась.

На занятиях нам рассказывали о девственной энергии, что при первом сексуальном контакте происходит фиксация энергетического объема. И надо вступать в него в хорошем энергетическом состоянии, и чтобы у партнера было много энергии. Потом стали говорить, что у обычных людей всегда мало энергии, они фиксируют очень мало. То есть все молодые люди, занимавшиеся сексом, имели маленький объем энергии, а если не занимались, то их нужно приводит в школу и учить. Надо сказать, что учитель мальчиков не жаловал. Говорил, что молодых людей очень сложно учить, они слишком своевольные и не могут «ломать себя». Почти все, кто приводили своих молодых людей, либо расставались с ними, либо, к своему счастью, выбирали «социумную жизнь». Социум - в этой секте негативное понятие, люди в социуме как бараны, в социуме рамки, привычки, рутинная жизнь. Люди в социуме - посредственные, обычные, все пьют, курят, не задумываются о магии и не развиваются. А если ты занимаешься магией, ты не умрешь и будешь вечно молодой. А если ты ушел из школы - «можешь покупать место на Ваганьковском кладбище», потому что ты состаришься и умрешь. Также нам рассказывали о «капельке», она выделяется в момент потери девственности у женщины, у мужчины она не выделяется, и ему нужно 10 лет работать с сексуальной энергией для ее выделения. Когда две капельки сливаются, то получается нечто вроде эликсира бессмертия. И эти два человека становятся бессмертны. Володя говорил, что у него есть такая капелька и хитро улыбался. Всякими разговорами он приводил меня к точке зрения, что мне надо начинать половую жизнь именно с ним. Тем более, что моя энергия останется девственной, и я быстро буду развиваться. Я долго думала и согласилась. Так я получила первое посвящение в черный круг. Он сказал мне никому не говорить, что я с ним живу половой жизнью, сказал, что это наша тайна. И теперь, когда я у него ночевала, мы «практиковали полноценный обмен». Потом я обнаружила у себя на теле какую-то сыпь. Спросила у него, что это такое, он сказал, то это всего лишь папилломавирус человека, ничего страшного, он есть у всех, наверное, я заразилась в общественном туалете в каком-нибудь Макдоналдсе, сказал прижечь йодом, что я и сделала, все прошло, и я продолжала «заниматься магией».

Летом я уехала в отпуск на длительный срок (несколько месяцев).

Когда приехала - меня встретили девчонки из Школы и сказали, что больше не будут туда ходить и начали рассказывать.

Оказывается Плахин жил половой жизнью со всеми «девственницами», и говорил каждой, чтоб ничего не рассказывали, чтоб другие не завидовали. Поэтому каждая думала, что она особенная, и только у нее такая привилегия. И рассказали свои истории. Вот некоторые из них:

Вероника ходила в секту совсем недолго и начала ночевать у Володи недавно, она пришла в секту девственницей, и не хотела терять девственности, она только хотела сделать себе большой мужской канал, потому что верила во все это. Но Володя говорил ей, что можно немного контактировать, не нарушая девственности, потому что у нее сложный случай - очень маленький объем, и без полноценного обмена не обойтись. Но когда она пошла к гинекологу, выяснилось, что она не девственница.

Остальные сами согласились.

Выяснилось все потому, что одна из лучших учениц - Ксения - влюбилась в парня, он был постарше нас и быстро понял, в чем дело. Он убедил ее не ходить в школу некоторое время. За это время она отошла от влияния Володи, переосмыслила все, что с ней происходило. Так она была одной из лучших учениц, то активно участвовала в жизни школы - читала лекции в эзотерических центрах-магазинах «Путь к Себе» и «Белые Облака», привела очень много людей и была посвящена во многое. Она знала о венерических заболеваниях, каждые полгода пролечивалась, но заболевала снова. Володя смог убедить ее, что это ее собственные заболевания, и она сама их подцепила от ее первого парня. А он маг - и не заражается и не болеет. Еще он говорил, что некоторые заболевания и вовсе лечить не надо, герпес и папилломавирус есть у всех, а эрозия - это ерунда. Когда она на время перестала ходить в секту по просьбе ее парня, она стала задумываться, почему она заболевала снова, ведь у нее не было никаких половых партнеров, кроме Плахина. Мы сразу вспомнили, что мы не предохранялись, потому что Плахин говорил, что презерватив мешает обмену. И оказалось, что почти каждый из нас обращался к нему по поводу всяких высыпаний и болячек. Он говорил, что он здоров, но если мы сомневаемся надо, конечно же сдать анализы. В своей территориальной больнице это сделают бесплатно. Некоторые сдавали, естественно бесплатно делают СПИД, Сифилис, Гепатит. И все с радостью убеждались, что здоровы. А остальные анализы делают дорого и платных лабораториях. Девственницы и не знали про такие анализы, а у некоторых не было денег, да и минимальные бесплатные анализы их успокаивали. Был случай, что одна девчонка все-таки сделала анализ, у нее нашли инфекцию, а Володя сказал, что нечего делать в платных клиниках - там специально приписывают лишнее, чтобы у них за деньги лечились.

Потом Ксения рассказала, что к Володе обратилась одна бесплодная пара с просьбой вылечить их от бесплодия. Женщина забеременела, муж был в восторге. Они приняли учение Плахина и стали его преданными учениками, а также основным источником денег. Плахин сам признался Ксении, что ребенок на самом деле от него, но это лишь потому, что женщина захотела родить ребенка-мага, а она была столь способной, что ребенок мог быть просто уникальным, и он не мог упустить такой шанс. Мы вспомнили, что девочка действительно совсем не похожа на отца.

Одна из девчонок как-то позвонила обманутому отцу и рассказала ему кто истинный отец его ребенка. Он возмутился и предложил с ней встретиться. Они договорились, но сначала он потребовал объяснений от Плахина и тот быстро «вправил ему мозги», отец отказался не только встречаться, но и сделать тест на отцовство. После Плахин угрожал по телефону физической расправой этой девчонке и предупреждал что опубликуют компрометирующие фото и видео своих бывших учениц, которые делал на всякий случай, если они посмеют говорить о нем правду, что окончательно отрезвило нас. Также Ксения рассказала, что он неоднократно бил её, и мы вспомнили, что видели на ней синяки. А еще одна из его «продвинутых» учениц продала квартиру, чтобы купить квартиру Плахину.

Ксения начала звонить всем девочкам и рассказывать правду. Она успела вытащить насколько человек. Потом Плахин принял меры. Сначала сказал, что о ней не нужно говорить, что она не устояла перед социумом. Потом велел не подходить к ней близко, потому что она зомбирует людей, и они уходят. Также Плахин сказал, что все болезни от нее и те, кто слабые, те ушли, а кто остался, тот самый сильный. Также он усилил психологическое воздействие на оставшихся членов секты, потому что те, с кем мы пытались говорить, были абсолютно неадекватны, и даже когда мы показывли им его смс с угрозами, они отвечали, что он, наверно, просто пошутил.

Мама, посещавшая секту вместе с дочкой, узнав обо всем этом, сказала, что сама решает, с кем ее дочке спать, и что у ее дочери будет много энергии. Это выглядит очень странно и неадекватно, скорее всего, имеет место сильное психологическое воздействие. Одним из подтверждением того, что он владеет гипнозом и сильным убеждением может служить то, что, когда он позвонил одной из ушедших девочек, у нее начался сердечный приступ.

Сестра одной из ушедших девочек верит Плахину, ходит в секту и не слушает ни сестру, ни родителей.

Также мы узнали, что и раньше люди уходили, потому что раскрывали «истинную суть учения» Плахина. Но секта продолжала существовать, потому что многие боялись самого Плахина, а также и огласки. Тем, кто что-то пытался сделать, он угрожал. Уйти оттуда можно, только полностью убедившись, что все это обман и издевательство над людьми. Так, некоторые уходили, потому что им что-то не нравилось, но потом возвращались снова, даже через несколько лет. Плахин про них еще с такой уверенностью говорил: «Сами приползут…»

Мы бы очень хотели вытащить остальных и прекратить деятельность сексуального извращенца Плахина. Они нас абсолютно не слушают и не верят нам, и все доказательства пропускают мимо ушей.

В обществе обсуждается версия религиозного помешательства, как в случае с девятилетнего мальчика, который стал жертвой таинственной секты, изгоняющей из него дьявола.

«У меня нет дома на земле. Я — странник. Я — ученик Иисуса Христа», — заявил на допросе Иван Казанцев, отец убитого девятилетнего Данилы и главный подозреваемый. Вместе с ним под сражу взята Земфира Гайнуллина, лидер секты. 48-летняя Гайнуллина утверждала, что слышала Бога.

Собрание секты «Ученики Иисуса Христа» часто проходили в обычных квартирах, похожих на ту в Екатеринбурге, где и убили ребенка. На встречах танцевали, пели, и все выглядело благочинно. Но каково было детям рядом с одержимыми фанатиками, ведущими кочевой образ жизни? В этом страшном случае на Урале ребенку в рот вставляли кляп, чтобы соседи не слышали кри. . Его тело со следами ударов плетью нашли на окраине лесопарка. Но что это было: жестокое наказание, изгнание бесов или религиозное умерщвление плоти? Возможно, ответ есть в Twitter духовной матери сектантов: «Самая хорошая плоть — мертвая плоть. Она мертва — поэтому не грешит».

Истязали детей и . Анна, ее муж, сын и дочь и другие «послушники» жили в краснодарском доме и молились на портреты духовного лидера Александра Куренкова. Вера в Куренкова была настолько огромной, что, когда он приказал Анне отправить к нему в комнату семилетнюю дочь, женщина ни секунды не колебалась.

Дети в секте — бесправнейшие среди бесправных, уверен сектовед Александр Дворкин.

Александр Дворкин , заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ: «Изгнание бесов из детей физическими методами — это специфическая черта для неопятидесятнических сект. Подобные случаи — смерть детей от избиения во время обряда экзорцизма — были в Бразилии, США, Германии и во многих других странах. Такие случаи тоже уже были в России».

Дворкин указывает, что название «Ученики Иисуса Христа» — один из вариантов перевода зародившегося в США движения пятидесятников. Но, изучив историю «Учеников Христа» в версии Гайннуллиной, эксперт предполагает: она вряд ли принадлежала к какой-либо зарегистрированной организации. Это авторская секта. При этом видео ее обрядов очень напоминает кадры из США, когда лидер американской секты «Храм народов» Джим Джонс после танцев и песен приказал своим последователям принять яд. Не послушались только двое из 911. Родители напоили ядом детей, а потом приняли его сами. 909 тел, почти триста — дети. И все это по приказу одного человека. Беспрекословное подчинение лидеру — как раз то, что отличает тоталитарные секты, подчеркивает Александр Дворкин.

Александр Дворкин , заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ: «Если не было бы этого убийства, мы могли бы очень долго об этой секте не услышать. Если мы говорим о неопятидесятничестве, то те идеи, которые проповедуются на их собраниях, очень токсичны. Попав на одну нездоровую голову, она провозглашает себя апостолом, и пошло-поехало» .

Гайнуллина только начинала создавать свою секту, но что дальше могло прийти ей в голову, если она и сейчас считает, что слышит голос Бога? И главный и самый страшный вопрос: а сколько вообще таких «божьих посланников» бродит сейчас по стране?

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем .

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу , в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в , пятидесятничество, стал харизматом, или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне « » начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Изучение видеоматериалов ритуалов ряда новых религиозных сект (Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, Белое Братство, Общество Сознания Кришны, Церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Аум Синрике, культа Саи Бабы, Новый Акрополь и др.), видеозаписей общения их адептов с "учителями" позволяет выделить ряд способов и методов управляющего воздействия на адептов со стороны лидеров.

Основным управляющим воздействием выделено создание у адептов иллюзии родо-семейных отношений кланового типа и чувства психологической и социальной защищенности за счет патерналистской передачи личностной психологической и социальной ответственности лидерам. Достигается это следующими основными способами:

1. Использование специальных обращений между членами сект типа "отец", "брат", "сестра" и т.д. в оппозиции к реальным отцу, брату, сестре и т.д.; значимость последних в сознании адептов искусственно понижается. Подобный тип обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родового единства.

2. Использование приема повышенной благожелательности к неофитам и рядовым членам секты на начальном этапе их вхождения в секту. Данный прием требуется для создания искусственного контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и во внешней, реальной жизни. Он формирует у неофита желание чаще или постоянно пребывать внутри секты. Данный прием особенно сильно воздействует на людей с пониженной социальной активностью, не способных активно противостоять жизненным трудностям. Он также дает хорошие результаты при воздействии на одиноких и разочарованных в жизни людей, которым секта представляется на начальном этапе их вхождения в ее структуры своего рода единой семьей с идеальным типом социальных взаимоотношений. Подобный прием восходит ко временам родовых отношений, когда понятие "человек" относилось только к членам рода и родственным родам, а все остальные люди воспринимались как чужеродная и враждебная среда.

3. Прием снятия ответственности за принятия решения. Во всех сектах принята система иерархических отношений, которая реализуется во всех рассмотренных ритуалах и закрепляет положение, при котором принятие любого значимого для всех решения полностью снимается с младшей "кастовой группы". Они должны следовать указаниям своих наставников и безусловно выполнять указания и наставления старших, особенно высшего Учителя (гуру). При этом им дается понять, что чем лучше и точнее ими будут выполнены требования старших, тем скорее и они сами смогут продвинуться по иерархической лестнице секты.

При этом в случаях с сектами материальный стимул, а иначе - разрешение пользоваться теми или иными благами мира, имеет для неофитов второстепенное значение, так как в ряде сект их заставляют "добровольно" передать всё своё имущество или его часть на нужды секты. Добровольный отказ от имущества создает у неофитов психологическое состояние "псевдомонашеского отказа от земных благ". Основным стимулом для продвижения в системе иерархии является стремление стать ближе к Учителю и его откровениям. При этом подразумевается и появление откровений у самого члена секты.

Прием снятия ответственности за принятие решений уменьшает тревожность неофита. Он освобождает его от любых самостоятельных социальных действий и заботы о своём будущем и будущем своей семьи и близких. Всё это также способствует созданию иллюзии защищенности и уверенности в будущем.

Подобный способ снятия личной ответственности и строгих иерархических отношений также восходит к родо-семейным отношениям, построенным на жесткой иерархии. Однако в таких отношениях присутствовала строгая личная ответственность за социальную деятельность того или иного члена рода, при этом не подавлялась его свобода воли. В религиозных сектах, напротив, стремятся подавить волю сектанта, подменяя свободу воли и желание принять то или иное социально значимое решение необходимостью выполнять волю Учителя, как бы переданную ему свыше.

4. Метод создания иллюзии своей исключительности. Подобный метод, с одной стороны, отгораживает членов секты от остального социума, "который не может спастись" не получив откровений Учителя, а с другой стороны - заставляет членов секты активно привлекать новых неофитов, так как в сектах часто происходит игра в "человеколюбие". Данный метод основывается на использовании повышенной самооценки, выступающей как компенсаторный механизм у социально не состоявшихся людей, в первую очередь - среди молодежи. Данный метод также восходит к традиционным родовым отношениям, так как каждый род верил в свою исключительность, что способствовало его сплочению и увеличение шансов выживания в сложных природных и социальных условиях.

5. В ряде сект, ведущих свое происхождение от мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.), используются священные писания данных учений. При этом из контекста выдергиваются отдельные цитаты, которые включаются в авторский текст Учителя, и при этом кардинально меняют свой смысл. Например, известное изречение Иисуса Христа о том, что следует подставить левую щёку, если ударили по правой, сказанное в контексте того, что следует игнорировать религиозные нападки фарисеев и саддукеев, а также властей, может трактоваться как полное непротивление злу насилием (толстовцы) или как полный уход от социальной жизни. Или кришнаитами используется Бхагават Гита, как единственный источник мудрости, тогда как она является только незначительным отрывком великого индийского эпоса Махабхарата. Вырванная из контекста основного смыслового поля этого эпоса, она полностью меняет свой смысл. Дело в том, что данный отрывок связан с войной царских родов кауравов и пандавов, которая в целом отражает конфликт перехода от родоплеменного строя к раннему государственному строю с отказом от семейных и родовых связей. Без этого контекста напутствие Кришны перед битвой может использоваться как руководство к борьбе с любым указанным Учителем (гуру) противником.

Перейдем к рассмотрению ритуальных методов психологического воздействия на членов секты.

1. Одним из самых распространенных методов в сектах закрытого типа или тайных сектах является использование тех или иных наркотических средств при совместном "богослужении". Такой способ хорошо известен в различных шаманских практиках, широко использовался и ныне используется по всему миру. Как правило, используются слабые наркотики или галлюциногены, передаваемые членам секты в виде напитков, а чаще - воскурений. Целью подобного действия является создание у членов секты массовых видений, подготовленных внедрением в их сознание определенных психологических установок, переходящих в навязчивые идеи.

2. Метод запугивания. В процессе ритуалов, лекций и собеседований происходит навязывание идеи близкого Армагеддона или "конца света", когда все люди, кроме членов секты погибнут в физическом и духовном смысле. Данный метод усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир. В ряде случаев (Новый Акрополь и др.) апеллируют к личной неуспешности и незащищенности человека во внешнем мире.

3. Использование хорошо известного в ритуальной практике метода однотипных ритмических движений. Повторяющиеся продолжительное время однотипные ритмические действия способствуют кодированию в образе мира члена секты определенных понятий как наиболее значимых. Например, повторение кришнаитами одной и той же фразы при однообразных движениях.

4. Использование специальной музыки во время ритуальных действий. Подобный тип музыкальных произведений принято называть медитативной музыкой. Её характеристикой, как правило, является многократно повторяющийся музыкальный рисунок. Само исполнение музыки монотонно и "усыпляюще". Хорошо известно, что в состоянии перехода от сна к бодрствованию и наоборот, сознание человека наиболее восприимчиво к внешним формирующим воздействиям. Выбор для религиозных ритуалов сектантов подобной медитативной "усыпляющей" музыки с однотипным музыкальным рисунком, на который ложатся постоянно произносимые фразы, является действенным психологическим приемом внедрения в сознание членов секты определенных идей и постулатов.

5. Прием - "Внемирность" Учителя. В целом ряде религиозных сект, особенно восточного направления, например, Аум Синрикё - Асахара, Белое Братство и т.д. принято обожествление Учителя. Он является как бы двойником Иисуса Христа или Магомета. Само поведение такого Учителя (Саи Баба) на людях имеет оттенок некоторой священной отстраненности. Иными словами, моделируется культ священного царя как проводника божественной энергии на землю в раннеклассовом обществе. Авторитет такого типа Учителя (Саи Баба, Виссарион, Асахара и т.д.) не подлежит никакому сомнению, а действия - обсуждению. Подобный прием используется для целей возникновения у сектантов чувства избранности и защищенности, а также снятия с адептов социальной ответственности.

6. Ритмо-фонетическое воздействие состоит в том, что в целом ряде сект подбираются для заучивания и постоянного повторения фразы, имеющие, кроме поверхностного смыслового, еще и глубинное ритмо-фонетическое содержание, сильно воздействующее на психику. Например, часто используемое в сектах восточного направления слово АУМ мотивирует бессознательное подчинение родовым или псевдородовым структурам - сектам. Или повторяемое кришнаитами изречение: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама. Рама, Рама, Харе Харе". Оно содержит во всех 16 словах фонетический знак "Р", который при частом повторении вызывает "стадную немотивированную агрессию" в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы - "рычание". Кроме того, фонетический знак "К", повторяющийся в 16 словах четыре раза, мотивирует установку на направление действия против чего бы то ни было. Фонетический знак "Х", повторяемый 8 раз, подсознательно мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком священности данных взглядов, что, в свою очередь, в сочетании с музыкальным воздействием усиливает привязанность и зависимость членов секты от руководителей.

7. Также важнейшим фактором удержания людей в секте является прием совместной религиозной и социальной деятельности, где каждый член секты чувствует свою деятельность частью чего-то большого и поэтому важного и значимого.

В целом, психологическое воздействие в сектах проходит через моделирование традиционных родоплеменных и родо-семейных отношений в псевдосемье - секте с использованием той или иной религиозной составляющей. Религиозный аспект, по большому счету, может быть любым, но, как правило, он базируется на своей трактовке уже имеющихся и зарекомендовавших себя священных писаниях или их синтезе. Подобное моделирование создает на начальном этапе пребывания человека в секте иллюзию социальной защищенности и избранности, снимает ответственность в принятии личных решений. Как правило, все вышеперечисленные методы приводят к "обобществлению" личного имущества и сбережений. Такое обобществление является прямым отъемом собственности граждан через применение к ним методов психологического воздействия. Более того, сам принцип обобществления имеет в родо-семейных отношениях многочисленные аналоги. Например, до реформ Столыпина в Российской деревне сохранялись общинные - общественные угодья: пастбища, лес, рыболовные угодья и т.д. Другой исторической базой отъема - обобществления средств являлись советские коммуны и колхозы, где роль предводителя псевдородовой общины брало на себя государство.

Старший научный сотрудник лаборатории
психологических проблем воспитания
Гос. НИИ семьи и воспитания
и Минтруда России, кандидат психологических наук
Наговицын А.Е.

Секта хлыстов или христововеров была одной из самых многочисленных в царской России. Они верили, что Бог воплощается в человеке, и называли избранных Христами и Богородицами.

Проповедовали христововеры аскетизм и полное половое воздержание, но эти правила часто нарушались. К тому же, у хлыстов было своеобразное отношение к браку, которое общество считало признаком распущенности.

Как появилась секта хлыстов

Основателем секты христововеров считается Данила Филиппович. Согласно верованиям, в его тело в 1645 году вселился Господь Саваоф, давший дюжину новых заповедей. Они разительно отличались от заповедей христианских. В дальнейшем последователи учений «Господа Саваофа» стали объединяться в общины, которые назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» был кормщик, называемый ещё Христом. Женщины также могли стать главами общин, их называли Богородицами. Считалось, что в теле кормщика или кормщицы находил своё воплощение Господь. Но не только этим примечательны христововеры.

Ушедшие в секту люди могли ходить в православную церковь. Только делали они это для прикрытия, чтобы не подвергаться гонениям. Вместе с тем они верили, что духовный мир был создан Богом, а материальный - Сатаной. И при этом не отрицали они и переселения душ. Были у хлыстов и особые ритуалы, соблюдая которые можно было добиться вселения в тело Святого Духа. Нужно было лишь усиленно молиться, соблюдать пост и делать добрые дела для общины. Принцип строгого аскетизма и непричинения вреда друг другу соблюдался всеми членами секты христововеров. Правда, ровно до той поры, пока они не приступали к выполнению своих обрядов.

Особой мессой в секте хлыстов было радение. Участвовали в ней, чтобы снискать благодати Святого Духа и усмирить свою плоть. В маленьком помещении собирались все члены «корабля» и принимались неистово танцевать, вдыхая дым от сжигаемых трав. Травы эти могли быть с галлюциногенным эффектом. После ритуальных плясок и песнопений христововеры брались за мокрые жгуты, палки или настоящие хлысты и наносили друг другу удары. В некоторых случаях сектанты занимались самобичеванием.

После взаимных побоев ритуал продолжался до той поры, пока все хлыстовцы не падали на пол. Плотское возбуждение, или «духовную радость», охватывающую сектантов в результате радения, трактовали как пришествие Святого Духа. Многие считали, что после завершения радения хлысты предаются свальному греху. Впрочем, доказательств оргий у хлыстовцев в официальных документах нет. О содомии в секте говорили и из-за того, что к ней якобы принадлежал , славящийся своими любовными похождениями. А о распущенности секты ходили слухи из-за их отношения к браку и детям.

Последователи секты хлыстов не женились друг на друге, свободно переходя от одного партнёра к другому, называлось это «духовное сожительство». Существовало и правило жить с «женой» как с сестрой, но оно повсеместно нарушалось. В результате, конечно, появлялись дети, матери которых могли даже и не знать, от кого они. Есть мнение, что дети, появившиеся на свет в результате оргий во время радений, становились новыми Христами и Богородицами.

Ответвления хлыстовщины

Появившись в начале XVII века, секта хлыстов породила многочисленные религиозные группы со схожими убеждениями. Так, в 1765 году была основана , ратующая за полное усмирение плотского желания путём оскопления. А вот духоборы не оскопляли друг друга, а так же, как и хлыстовцы, верили в перерождение души. Откололись от секты хлыстов и молокане, и малёванцы, и постники навад, сохранившие некоторые верования христововеров.

Интересно, что в XIX веке сектой хлыстов стали интересоваться в высших кругах российского общества. Им открыто симпатизировали многие писатели, художники и даже известные чиновники. А поэт Николай Клюев открыто признавался, что провёл несколько лет в данной секте. О хлыстовцах писали и именитые писатели, в том числе Максим Горький.