Египетская богиня сешат. Значение имени. главных богов Древнего Египта

СЕШАТ СЕШАТ

(œš;.t, женский род от «сеш», «писец»), в египетской мифологии богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание С. зародилось в Саисе, но центром её культа стал Гермополь. С. - глава «дома жизни», т. е. собрания рукописей, архива, на листьях дерева «шед» (её фетиша) она записывает годы жизни и правления фараона, ведает искусством счёта (главным образом подсчёта военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствует строительным работам. Поскольку день рождения С. праздновался в один день с днём рождения Мафдет, возможно, С. считалась её сестрой-близнецом. С. нередко выступала как ипостась Мафдет, Тефнут, Рат-тауи, Нефтиды.
р. р.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Сешат

в египетской мифологии богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание Сешат зародилось в Cаисе, но центром ее культа стал Гермополь. Сешат - глава "дома жизни", т.е. собрания рукописей архива, на листьях дерева "шед" (ее фетиша) она записывала годы жизни и правления фараона, ведает искусством счета (главным образом подсчета военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствовала строительным работам. Поскольку день рождения Сешат праздновали в один день с днем рождения Мафдет. возможно. Сешат считалась ее сестрой-близнецом. Сешат нередко выступала как ипостась Мафдет. Рат-тауи, Нефтиды.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)


Смотреть что такое "СЕШАТ" в других словарях:

    Сешат, в леопардовой шкуре с папирусом и кисточкой Сешат (женский род от «сеш», «писец») богиня письма в египетской мифологии. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости … Википедия

    В древнеегипетской мифологии богиня знаний, письма, счета, хронологии; первоначально божество города Саис, покровительница строителей. Изображалась в виде женщины в шкуре пантеры с семиконечной звездой на голове … Большой Энциклопедический словарь

    СЕШАТ, в древнеегипетской мифологии богиня знаний, письма, счета, хронологии; первоначально божество города Саис, покровительница строителей. Изображалась в виде женщины в шкуре пантеры с семиконечной звездой на голове … Энциклопедический словарь

    Сешат - в егип. миф. богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображ. женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконеч. звездой на голове. Почитание С. зарод. в Саисе, но центром ее культа стал Гермополь. С. глава «дома жизни» … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Сешат - (егип.) – «пишущая» – богиня письма, дочь или сестра (жена) Тота, покровительница архивов, собраний рукописей. Она записывает на листьях дерева «шед» годы жизни и правления фараона, подсчитывает военные трофеи, пленных, дань и дары, ведает… … Мифологический словарь

    - (m; fdt), в египетской мифологии богиня мстительница. Воплощалась в образе гепарда, её атрибуты палка и нож. В мифах М. сражается со змеем, иногда вместе с Ра (напр., в «Текстах пирамид»: «Поднимается Ра и его урей на его челе против этого змея,… … Энциклопедия мифологии

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    Богиня Эннеады Мифология: Древний Египет Отец … Википедия

    - (r .t t .wj, «Рат» форма женского рода от имени Ра, «Тауи», букв. «обе земли»), в египетской мифологии богиня, жена Монту, родившая ребёнка солнце Гора па Ра. Связана с культом Ра, отождествлялась с Иунит. Ипостасью Р. Т. нередко являлась Сешат.… … Энциклопедия мифологии

    - (tfn.t), в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелио польскую эннеаду. Её земное воплощение львица. Центр культа Т. Гелиополь, согласно гелиопольскому мифу, Т. и её муж Шу первая пара богов близнецов, порождённых Атумом (Ра Атумом). Их… … Энциклопедия мифологии

Происхождение имени: Египетское

Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.

Нумерология имени Сешат

Число Души: 9.
Обладатели числа имени 9 мечтательны, романтичны и импульсивны. Они веселы, любят большие шумные компании, им свойственно делать широкие жесты, они любят помогать людям. Однако «девятки» склонны к завышенному самомнению и зачастую заигрываются, и превращаются в высокомерных эгоцентристов «Девятки» веселы, влюбчивы и романтичны. Однако чувства их далеко не всегда постоянно, что зачастую выражается в «ветрености» в личной жизни. «Девятки» довольно эгоистичны. Построить крепкую семью с «девяткой» может только очень сильная личность.

Число скрытого духа: 7

Число тела: 2

Знаки

Планета: Нептун.
Стихия: Вода, холод-влажность.
Зодиак: Стрелец, Рыбы.
Цвет: Аквамариновый, морской зеленый.
День: Четверг, Пятница.
Металл: Редкоземельные металлы, платина.
Минерал: Топаз, аквамарин.
Растения: Виноград, мак, розы, шафран, плакучая ива, водоросли, грибы, кувшинка, белена, конопля.
Звери: Глубоководные рыбы, кит, чайка, альбатрос, дельфин.

Имя Сешат как фраза

С Слово
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
Ш Ша (Из евр. квадратного письма; Шин - изначальный огонь)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Т Твердо

Интерпретация значения букв имени Сешат

С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
Ш - внимательность к жизни, способность по малейшему намеку, шепоту, шороху оценивать ситуацию. Скромность и умение устраивать свои дела по-тихому. Развитое чувство юмора.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.

Сешат (егип. sS.t, от sS, «сеш», «писец») – богиня письма в египетской мифологии. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота . Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного. Часто Сешат выступала в качестве проявления других богинь – Мафдет , Тефнут , Нефтиды . В эпоху Нового Царства богиню Сешат иногда называли Сефхет-Абуи.

Первоначально Сешат была локальной богиней Саиса, но затем центром её культа стал Хемену (Гермополь Великий). Богиня почиталась как глава «дома жизни», то есть собрания рукописей, архива. Одна из ее функций – записывать на листьях дерева «шед» (ее фетиша) годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счета (военных трофеев, пленных, даров, дани), а также составлением строительных планов, и покровительствовала строительным работам.

В обязанности Сешат также входили астрономические наблюдения и связанная с ними ориентация пирамид и храмов, т.н. церемония "протягивания шнура", что предполагало наблюдение за положением и движением околополярных звезд. Это объясняет такие эпитеты Сешат, как "Госпожа Строителей", "Богиня Строительства", "Основатель Архитектуры", "Госпожа звезд". Т.е. Сешат можно представить как царского библиотекаря, царского писца, царского астронома, царского архитектора в одном лице. Египтолог Джордж Харт поясняет: "Еще в эпоху Второй династии Сешат помогала правителю… забивать граничные колышки во время церемонии "протягивания шнура". Это важная часть церемонии закладки храма".

Свидетельством того, что подобная церемония существовала еще в эпоху пирамид, могут служить фрагменты барельефа, найденные в храме солнца фараона Пятой династии Ниусерры, на котором изображены царь и олицетворяющая Сешат жрица, причем каждый держит деревянный молоток и колышек с привязанным к нему мерным шнуром. Эта сцена полностью соответствует тексту из храма в Эдфу, передающему слова царя: "Я беру колышек и ручку молотка. Я держу шнур с Сешат…"

На многочисленных изображениях церемонии "протягивания шнура", найденных на территории Египта, Сешат всегда стоит лицом царю, и оба они в одной руке держат колышек, а в другой молоток. Короткий шнур привязан к колышкам, и главные действующие лица определяют ось симметрии храма или пирамиды, натягивая шнур, ориентируя его на некий удаленный объект, а затем фиксируя направление при помощи двух вбитых в землю кольев. Ниже приводятся несколько надписей из храмов в Эдфу и Дендеры, описывающих этот обряд:

    "[Царь говорит:] Я держу колышек. Я сжимаю ручку молотка и беру шнур для обмера вместе с Сешат. Я обращаю взор к движениям звезд. Я направляю взгляд на бедро быка [егип. Месхетиу, Большая Медведица]… я устанавливаю углы храма…"
    "[Жрец говорит:] Царь радостно протягивает шнур, повернув голову к бедру быка, и закладывает храм, как в древние времена".
    "[Царь говорит:] Я держу колышек и молоток; я протягиваю шнур вместе с богиней Сешат; я наблюдаю за движением звезд, и мой взгляд прикован к бедру быка; я был богом, который указывает время при помощи инструмента Меркет. Я установил четыре угла храма".
    "[Жрец говорит:] Царь… наблюдая за небом и звездами, обращает взор к бедру быка…"

Роберт Бьювел указывает, что ориентация пирамид происходила одновременно по двум ориентирам: Северный полюс и совездие Орион.

    "Созвездие Плуг [Большая Медведица] пересекает северный меридиан в тот момент, когда над восточным горизонтом восходит пояс Ориона. Т.е. древние строители ориентировали Великую пирамиду на звезду из созвездия Плуг не потому, что она указывала истинное направление на север (хотя в то время именно так и было), а потому, что она использовалась как метка времени, точно указывавшая, когда на востоке восходит пояс Ориона. Интерес для них представляло не само по себе северное небо, а околополярные звезды как индикаторы восхода пояса Ориона на востоке".

Богиня Сешат - покровительница писцов, ученых, художников, писателей и ремесленников. На плечах носит шкуру леопарда-знак высшего посвящения.

Шкура леопарда - атрибут жреца,
Символ посвящения знатного лица.
И мало знает женщин святой Египта град,
Кто чести удостоился носить такой наряд.
Царица Нефертари, Клеопатра, Хатшепсут-
Вот царственные жрицы, что пестрый плащ несут.
Но есть одна богиня, зовут ее Сешат,
На чьих плечах покоится из леопарда плат.
Она мудра и сильна, красива и скромна,
И в высшие познания Сешат посвящена.
Сешат - царица знаний, владычица ума.
Она, где строят здания, где письменность нужна.
В руках у этой девы палитра и калам,
Она искусной речью узор дает словам.
Сешат слагает гимны и летопись ведет,
И знает все деяния царей наперечет.
Архивы и папирусы под ведением Сешат,
Писцы и математики с вопросом к ней спешат.
Она выводит формулы и чертежи хранит,
Ученый и ремесленник Сешат благодарит.

Сешат - богиня письменности и измерений , дочь или сестра бога мудрости Тота. Сешат записывает годы жизни и правления фараонов, ведет счет податям и военным трофеям, покровительствует строительным работам.

Сешат (Сешет, анг. Seshat, Sechet, Sefkhet-Abwy) - богиня письма, математики и измерения, покровительница писцов, архитекторов и строителей, патронесса храмовых библиотек, женская форма бога Тота, иногда его жена (сестра) или дочь.

Сешат - традиционная богиня, которая появляется вместе с Атумом и Тотом в священном пантеоне города Гелиополя - одного из важнейших религиозных центров Древнего Египта.

Ее имя можно перевести как «писец женского пола» или «женщина-писец», поскольку «сеш» - это писец, а окончание на -ат, -ет, означает женский род.

Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания - священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью, иероглифами и их написанием.

Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания - священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью, иероглифами и их написанием. Она и Тот фиксировали продолжительность правления фараона, надписывая его имя на листьях священного дерева «шед» (ished или persea) в Гелиополе.

В одних документах Сешат предстает только как женская форма бога-ибиса (Тота), в других - выступает его супругой, сестрой или дочерью.
В качестве богини письма Сешат была покровительницей писцов и их труда, который носил характер магического и священного действия для египтян. Записи писцов хранились в храмовых библиотеках. Они тоже находились под патронажем богини письма. Эту функцию она выполняла, включая греко- римский период. В частности в период Птолемеев богиня считалась патронессой знаменитой библиотеки в Александрии.

«Я - та, кто ведает всем написанным», - именно так переводится имя Сешат. Эту незаметную, но мудрую богиню древние египтяне быстро связали с ее «коллегой» Тотом. На изображениях - впрочем, довольно немногочисленных - ее легко узнать по необычной одежде.

Хотя Сешат почти не принимала участия в событиях, описанных в мифах, но в религии Древнего Египта она занимала важное место. Особенно почитал эту богиню фараон, ведь она предсказывала его участь и записывала его деяния, то есть была в некотором роде архивариусом царя.

Ее изображения

На уцелевших изображениях Сешат неизменно предстает в образе женщины, облаченной в длинное облегающее платье, поверх которого наброшена леопардовая шкура. Это единственная богиня, одетая подобным образом. Быть может, шкура - магический отличительный признак? Некоторые великие жрицы носили такой же наряд... Пока связь между этими фактами не установлена. Другая еще более характерная деталь, значение которой в точности неизвестно, - необычный цветок с семью лепестками (или розетка) на голове у богини. И над ним - пара перевернутых рогов.

Этот символ (возможно, какое-то древнее украшение) иногда использовался в качестве иероглифа имени Сешат. Будучи, подобно своему «коллеге» Тоту, покровительницей писарей, Сешат держит в руках калам и палитру. Изображения этой богини довольно немногочисленны. Среди них стоит отметить великолепный барельеф эпохи Рамессидов (около 1250 г. до н. э.), который украшает одну из стен храма Абу-Симбела.

Мифы о Сешат

Как и богиня Маат, с которой ее иногда отождествляют, Сешат не участвовала ни в одном из основных мифологических циклов. Она - персонифицированное воплощение абстрактных понятий: письма, счета и памяти. Могуществом богиня Сешат ничем не уступает своему влиятельному собрату - богу Тоту.

Упоминания о Сешат встречаются всего в нескольких сюжетах древнеегипетских мифов. Однако даже эти немногочисленные примеры ценны для нас тем, что свидетельствуют о глубочайшем уважении, которое к ней питали другие боги и богини пантеона. Ведь Сешат была очень просвещенной богиней!

Имена Сешат

«Я - та, кто ведает всем написанным», - с достоинством напоминает богиня. Более того, она - «первейшая из пишущих». Письмо, счет, рисунок - вот ее дело. Египтяне верили, что Сешат «заведует книгами богов и государственными архивами». Под этим подразумевалось, что мудрая богиня записывает все, что только известно людям об истории богов и деяниях фараона, и ведет учет всему, начиная с генеалогии правителей и заканчивая счетными книгами царской сокровищницы, - всему, что имеет отношение к устройству и благоденствию страны.

Сешат ведает и другими источниками информации, а не только записями, совсем как современные библиотекари. «Я - владычица чертежей, - пишет она, - и даже - владычица строительства». Она - воплощенное хранилище опыта в сфере архитектуры, искусства, которым богиня активно покровительствует. Разумеется, подобная задача требует обширных знаний математики (арифметики и геометрии) и астрономии (для ориентирования зданий относительно сторон света). Получается, что Сешат незачем соперничать с Тотом, тоже в высшей степени одаренным в этих областях.

Так говорил Гораполлон!

Гораполлон - загадочный автор трактата о иероглифах, датирующегося концом римской эпохи - полагал, что розетка на голове богини Сешат должна связываться с понятием судьбы. Во-первых, потому что имя «Сешат» образовано, несомненно, от глагола «сешаи», который переводится как «определять участь». А во-вторых, имя Сешат может записываться при помощи изображения ее головного убора. Исходя из этих утверждений, Гораполлон заключал, что необычное украшение Сешат говорит о том, что богиня - «та, кто определяет участь». Но современные специалисты считают эту гипотезу недоказанной.

Ненастоящие родители

Поскольку Сешат произошла скорее от абстрактного понятия, нежели от какого-либо божества, у нее не было никакой семьи, по крайней мере, в самое первое время. Но мы помним, что в Древнем Египте было принято приписывать богам родственников и паредр... И случай Сешат в этом смысле особенно показателен. Раньше всего родственные узы связали Сешат с богиней-гепардом Мафдет: это произошло еще во времена написания знаменитых «Текстов пирамид», в эпоху Древнего царства. И, хотя природа родства между ними нигде не объясняется достаточно четко, из источников становится понятно, что Сешат и Мафдет считались сестрами, причем не обычными, а близнецами! Вот почему день рождения этих богинь по обычаю отмечался одновременно.

В эпоху Нового царства египтяне сблизили Сешат с Тотом; основанием для этого сближения стало, как можно догадаться, сходство их функций. Богиня была одновременно и его сестрой, и дочерью! Впрочем, это обстоятельство никого не смущало: в древнеегипетском пантеоне кровосмесительные связи и даже инцесты были в порядке вещей. Интересно, что только при династии Птолемеев (с 300 г. до н. э.) у Сешат появилась пара: бог Сешау, одно из воплощений Осириса, о котором нам почти ничего не известно.

Еще позднее, в римскую эпоху, Сешат была отождествлена с неко-торыми из величайших египетских богинь: Хатор, Исидой и Нефтидой, а также с Раттауи, богиней, которой особенно ревностно поклонялись в Фивах.

Волшебница Сешат

Магия занимала весьма существенное место в повседневной жизни древних египтян: целительные или оберегающие заклинания для заботы о здоровье, заклинания, связанные с подношениями умершим или богам... Короче говоря, магия присутствовала во всем. Так что быть богиней магии считалось очень почетно. Кроме того, в магии нуждаются даже сами боги! Они прибегают к ней во время споров или сражений между собой. Египтяне верили, что волшебница Сешат вместе с Тотом и Хикой (еще одним богом магии) путешествует на ладье Ра, побеждая своей силой чудовищного змея Апопа, каждую ночь неустанно нападающего на солнечного бога.

Магия в Египте

Магия - неотъемлемая часть древнеегипетской цивилизации. Но ни в коем случае не развлечение! Напротив, она была очень функциональна. Если говорить, к примеру, о здоровье, то здесь люди полностью полагались на магию - против каждой болезни в Древнем Египте существовало свое заклинание. Другой формой защитной магии был оберег. Он чаще всего принимал вид амулета, который постоянно носили на шее. К тому же, магия имела отношение не только к живым, но и к умершим. Как же умерший будет вкушать все яства, которые его близкие оставили в гробнице во время похорон, если не при помощи магии! А что бы делали с оставленными подношениями храмовые статуи? Они могли питаться только благодаря могущественной магии. Так что у Сешат было немало забот!

Культ Сешат

Несмотря на то что в честь Сешат редко создавались целые храмы, она всегда была желанной гостьей в больших святилищах, в строительстве которых богиня принимала самое активное участие. А когда Сешат не участвовала в строительстве, она неутомимо записывала историю всей страны.

Столь важная сфера деятельности особенно тесно связывала Сешат с жизнью фараона. Именно в окружении правителя богиня была наиболее востребована, хотя ее никогда по-настоящему не чествовали. И действительно, в соответствии с древнеегипетскими верованиями, имеющими отношение к личности фараона, Сешат участвовала (по крайней мере, как считали египтяне) во многих придворных церемониях, связанных с закладкой зданий, с юбилейными церемониями...

Малое число храмов и праздников в честь Сешат

Незаметность Сешат обусловлена немногочисленностью посвященных ей мест культа. Видимо, ее духовен-ство было родом из Дельты, а точнее, из города Саис. Кроме того, богине поклонялись в Мемфисе, и, разумеется, в Гермополе, главном городе бога Тота, потому что Сешат часто почитали вместе с ним. Ведь мы помним, что она играла роль «приглашенного» божества, то есть делила святилища с их хозяевами, как это было принято в Древнем Египте.

Так, Амон принимал ее в своем храме в Фивах. Именно этот город стал основным местом ее культа. Но в целом следует отметить, что Сешат чествовалась лишь в исключительных случаях.

Сешат, первая архивистка в истории

«Я заведую домом божественных книг (и) архивами», - так говорит о себе богиня. В силу своих обширных знаний Сешат была покровительницей многочисленных профессий Древнего Египта. Так, будучи богиней письма и математики, она покровительствовала писарям (и их ученикам) и архитекторам. Под ее защитой оказывались также библиотекари и архивисты (особенно придворные). Египтяне верили, что Сешат записывает историю их страны. Именно в этой роли богиня изображена на одном из барельефов большого храма Абу-Симбела: с каламом и чернильницей в руках она вносит дополнения в документы правительственных архивов.

Память о выдающихся деяниях царя

Именно Сешат обеспечивала долгую память о фараоне и его посмертную славу, о чем свидетельствует декор погребального храма пирамиды Пепи II в Саккаре. Среди величественных барельефов, украшающих его стены, есть одна достаточно типичная для подобного места сцена: победа фараона над врагами. На этом изображении Пепи II истребляет своих противников. Другие же на коленях умоляют о помиловании. Рядом громоздятся военные трофеи. В самом центре этой грандиозной фрески восседает богиня Сешат, записывающая на табличку события, при которых она присутствует. Она исчисляет годы жизни, а также годы правления государей Египта, составляя, столетие за столетием, так называемые «списки царей», важнейшие исторические источники, сегодня помогающие исследователям установить хронологию правлений.

Изобретатели уровня

После того как расположение храма было определено, следовало заложить его фундамент. Именно от него зависела надежность здания. Сложнее всего на этом этапе было получить идеально ровные горизонтальные линии. Для этого древние египтяне изобрели систему наполненных водой и сообщающихся между собой желобков, которые прокладывались по всей территории будущего храма. И все расчеты уровня велись от уровня воды, который в любой точке строительной площадки был одинаков.

Сешат, богиня-архитектор

Культ богини Сешат проявляется также в строительстве храмов по заказу фараона, в котором она, согласно египетским верованиям, обязательно принимала участие. Ее знания в области геометрии в такой ситуации очень кстати. Принятие решения о сооружении храма - прерогатива правителя. Но ритуальные предписания, связанные с закладкой здания, недвусмысленно указывают, что в этом деле фараону должна была помогать Сешат. Она одна могла разрешить ему приступить к расчету ориентации храма. Эти работы выполнялись ночью, потому что расположение четырех углов храма следовало определять по положению звезд: ориентиром служило созвездие Большой Медведицы - или, согласно мифам, бедра Сета, бога, которого никогда не стоило терять из виду. Для расчетов правитель использовал специальную подзорную трубу, которой, как считалось, его научила пользоваться Сешат.

Следующим этапом была разметка площадки. Сешат, принимавшая обличье женщины, помогала царю протянуть веревку между двумя колышками, чтобы отметить на земле будущий фундамент храма.

Сешат следила за точностью разметки. Так богиня в этом акте творения - разметке основания храма - помогала фараону добиться успеха и тем самым сравняться с богами.

Записывающая дань

В сценах времен Древнего и Среднего царств она изображается, делая записи о военной добыче, количестве военнопленных и налогах, которые платили фараону подчиненные им страны.

В частности Сешат делает запись стад рогатого скота, овец, коз и ослов, захваченных как добыча фараоном V династии Сахурой в Ливии. Эта сцена в Абусире становится прототипом для других подобных изображений. Аналогичная сцена содержится в храме фараона XII династии Сенусрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в эль- Лиште, где Сешат делает запись о пленниках и иностранной дани.

Также Сешат записывает любые события, которые были достойны быть зарегистрированными и увековеченными.

Богиня архитекторов и строителей

Начиная с Древнего царства (первые свидетельства относятся ко времени правления фараона II династии Хесехемву), она участвовала в ритуале «протягивания шнура» вместе с фараоном. Главным содержанием этого магического ритуала была символическая разметка фундамента, которая предшествовала возведению пирамид или храмов.

Сешат, по взглядам древних египтян, осуществляла божественный контроль над процедурами разметки и выравнивания будущего сооружения в соответствии со звездами и планетами и относительно сторон света: севера, востока, юга и запада.

Такая тесная связь с строительством привело к тому, что Сешат стала считаться богиней- покровительницей архитекторов и строителей.
В божественном мире Сешат отвечала за строительство домов богов. Ей помогал в этом и ряд других божеств. Определенные функции, связанные со строительством, Сешат осуществляла и в загробном мире, где она «строила» дома для особо благочестивых и важных покойников.

Богиня письменности Сешат: особенности иконографии

Сешат обычно изображается в антропоморфной форме как женщина со знаком на голове, состоящим из символа, похожего на звезду из семи лучей на прутике-основании, и двух изогнутых линий выше «звезды».

Ни семиконечная звезда, ни изогнутые линии выше пока не имеют однозначного толкования у египтологов. В отношении второго элемента встречается мнение, что это «перевернутые рожки», но смысл этого тоже не прояснен. Тем более, что иногда на изображениях две линии смыкаются, образуя своеобразную зазубренную дугу, которую иногда интерпретируют как «поклон».

Просмотрев множество изображений богини Сешат. Одно из них, возможно, дает некий ключ к толкованию изогнутых линий. Это изображение богини на маске мумии из Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.

Богиня изображена с семиконечным символом, но изогнутые линии выше отсутствуют. Зато на прутике- стойке «звезды» мы видим богинь Уто и Нехбет в виде змей.

То, что это именно Сешат, подтверждается иероглифической надписью, в которой, кстати, присутствует и семиконечная звезда, и изогнутые линии выше.

Отсюда такое предположение: изогнутые линии - это не перевернутые рога, а обращенные друг к другу головами две змеи.
То есть, предположительно, таинственный знак Сешат включает в себя стилизованное изображение Уто (кобра с Красной короной Нижнего Египта) и Нехбет (кобра с Белой короной Верхнего Египта) в виде двух изогнутых линий.

Поскольку на данном изображении две эти богини изображены на основании «звезды», то просто не было необходимости их рисовать (повторять или дублировать) выше.

В руках Сешат, как правило, держит палочку для письма.
Также, начиная со времени Нового царства, характерным для нее является своеобразный посох - зубчатая изогнутая пальмовая ветвь. Зубчики на посохе - это метки, отражающие длительность времени. Часто основание посоха заканчивается знаком «шем» - символом вечности.
Нередко она носит шкуру пантеры (леопарда), наброшенную на платье. В этом смысле она похожа на бога Инмутефа. для которого одеяние из шкуры леопарда или гепарда является обычным.

В храме Сети I в Абидосе имеется рельеф, где Сешат и Инмутеф, одетые в шкуры леопарда, стоят рядом друг с другом.