Древнееврейское царство место расположения. Израильское государство: образование, развитие и распад. Обострение межнациональной борьбы

После того как пророк Моисей вывел 600 тыс. евреев из Египта, он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей Древнееврейского царства.

Предыстория

Освободившись от египетского плена (см. урок ), евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина - страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. - возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

  • Самсон и Далила : в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет - сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.
  • : легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. - Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI-Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Рис. 2. Царство Саула ()

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

Рис. 3. Давид и Голиаф ()

После смерти Саула Давид стал царем (1005-965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965-928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

Рис. 4. Храм бога Яхве ()

В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История войн Древнего мира ().
  2. Saba34.narod.ru ().
  3. Piratyy.narod.ru ().
  4. Иерусалим ().

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнееврейского царства.
  2. Что означают выражения «иерихонские трубы», «соломоново решение»?
  3. Расскажите о библейских героях.
  4. Чем прославился царь Соломон?

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил , а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и , положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.


Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.


Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кратко об Израильском царстве

Ниже приведена таблица с основными датами древнего Израильского царства.

Лет до нашей эры

Событие

1220 Евреи (израильтяне) поселяются в Ханаане.
1550 Израильтяне живут племенами, которые возглавляют старейшины – в библейской традиции «судьи».
1020 Первым царем израильтян становится Саул.
1006 Давид становится правителем Иудеи, а затем и всего Израильского царства. Столицей он делает Иерусалим.
965 Царем становится Соломон. Он устанавливает высокие налоги и за счет этого содержит роскошный двор и возводит внушительные постройки.
950 Соломон строит Храм в Иерусалиме.
930 Ассирийская империя становится доминирующей силой в долине Тигра.
928 Ровоам, сын Соломона, становится царем и сталкивается с недовольством северных племен. «Мой отец наказывал вас бичами, – говорит он недовольным, – а я буду бить вас скорпионами».
925 Северные племена восстают, отделяются от Иудеи и создают свое царство Израиль.
924 Вторжение в Иудею и Израиль войск фараона Шешонка I.
854 Израиль участвует в военном союзе против Ассирии. После битвы при Каркаре ассирийцы временно прекращают завоевания.
841 Израиль начинает платить дань Ассирии.
732 Ассирийский царь Тиглатпаласар III захватывает Дамаск. За 17 лет Ассирия делает своими вассалами не только Израиль и Иудею, но и Вавилон.
724 Осия, царь Израиля, поднимает восстание против ассирийской власти.
721 Ассирийцы овладевают Самарией, столицей Израиля.
612 Гибель Ассирийской империи.
600 Образование Нововавилонского (2-го Вавилонского) царства.
586 После продолжительной осады войска вавилонского царя Навуходоносора II захватывают и уничтожают Иерусалим; его жителей переселяют в Вавилон.
539 Кир II Великий побеждает халдеев, захватывает Вавилон и разрешает евреям вернуться на родину.
515 В возрожденном Иерусалиме построен новый Храм.

Если вам понравилась история Израильского царства – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт

Создание Израильско царства

В первой половине $І$ тысячелетия до нашей эпохи появилось новое политическое образование. Оно сформировалось как результат союза $12$-ти древнееврейский племен (колен), вторгшихся на территорию Палестины и покоривших ряд ханаанских стран. Древнееврейские племена сохраняли еще черты варварских порядков по $XII-XI$ до н.э. Вожди были выборными и они же были верховными жрецами, а в военное время - командовали ополчениея, в мирное – разбирали тяжбы соплеменников потому и назывались «судьями». Переход к оседлой жизни, формирование ремесла и зарождение торговли ускорил имущественное деление, постепенно начал образовываться класс состоятельных собственников и рабовладельцев которым была необходима сильная администрация для охраны собственных интересов. Для реализации этой задачи на смену выборных вождей пришли цари с наследственной властью. Формированию государственности содействовала и внешняя угроза, исходящая от филимистян, с которыми древнееврейские племена вели продолжительные войны.

В ходе этих воин единым царем был избран Саула, власть которого признали все еврейские племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что привело к зарождению служилой военной знати. Но он оказался неудачным полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, покончил с собой, по легенде бросившись на собственный меч.

Преемником Саула был его зять Давид ($1000-965$ гг. до н.э.), который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его столицей собственного королевства. Давид создал государственный аппарат управления, во главе которого стоял высший сановник, и личную гвардию из филистимлян и наёмников с Крита. Распоряжения царя Давида о проведении переписи народонаселения с целью обложения всех налогами вызвало сильные народные возмущения. Внешняя политика царя была вполне успешной: он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные рубежи царства по Акабского залива.

Отделение Иудеи

Преемником Давида стал его младший сын Соломон ($965-935$ г. до н.э.). Предания говорят о великой мудрости Соломона, рисуют его проницательным и справедливым судьей и даже приписывают ему создание нескольких литературных произведений, вошедших в Библию. На самом деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками, и, не размышляя, избавлялся от всех кто стоял у него на пути.

Немало внимания в эпоху правления Соломона уделялось строительству. Основывались дворцы, храмы, восстанавливались ханаанейские города, строились новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг богатый храм в честь бога Яхве. Содержание большого царского двора и размах развернувшегося строительства требовало огромных средств, поэтому увеличивался налоговый гнет населения. Вся территория Израильско-Иудейского королевства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых обязан был снабжать царя и двор продовольствие один месяц в году. Помимо этого также была введена трудовая обязанность, которая легла только на покоренное ханаанейско-аморейское население, а в дальнейшем и на самих израильтян, которые были обязаны работать $4$ месяца в году на царских стройках.

Рисунок 1. Храм Соломона (реконструкция)

К концу правления Соломона внешнеполитическое состояние страны осложнилось. На северной границе возникло мощное Дамасское царство. Большая часть племен ($10$ колен Израилевых) отделилась от Иудеи и основала новое Израильское царство со столицей в городе Самария на севере единой до этого державы под властью царя Иеровоама $І$. Династия Давида продолжила господствовать на юге страны в Иудее, сохранив столицей Иерусалим. Теперь Иудейское царство включали территории надела Иехуды, Шимона, Биньямина, а первым царем собственно Иудеи стал сын Соломона Ровоам. В конце $VI$ в. до н.э. Иудейское царство завоевала Вавилония.

Рисунок 2. Разделенные Израильское и Иудейское царства

В это время Египет, воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около $930$ г. до н.э. египетский фараон Шешонк совершил опустошающий поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства. Однако при наместниках Шешонка ослабел и Египет, так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения в Израиле и Иудее

В первой половине $I$ тысячелетия до н.э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В огромных городах возникали целые ремесленные и торговые кварталы, за городом основали отдельные посёлки гончары, плотники и ткачи. Расширялась торговля с финикийским Тиром, куда основным образом вывозили пшеницу, а избытки зерна сбывали на внутреннем рынке. Формирование товарно-денежных отношений закономерно привело к разложению общин. Общинные поля, сады и виноградники стали продавать сторонним лицам, лишая таким образом общину возможности их использования.

Совместно с общинным землевладением возникла и личная земляная собственность. Царские земли жаловались аристократам и чиновникам за службу. Усилилось имущественное разделение, обострились классовые различия, сообщество поделилось на 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия(жрецы и профессиональные пророки); «люд земли» - основная масса лично свободного населения, обладавшая общинными наделами, несшая военную повинность и выплачивающая налоги; чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Нищие общинники становились жертвами насилия со стороны ростовщиков и королевских чиновников.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые хоть и составляли небольшую часть населения страны, но с развитием ремесел и товарного земледелия, их число росло, так как требовался подневольный труд. Источники пополнения невольнической силы были разнообразными. В основном рабами становились пленные завоеванных территорий, взрослых мужчин традиционно убивали (время от времени миловали и высылали на каторжные работы), а в рабство попадали женщины и дети. Женщины становились наложницами, дети воспитывались рабами. При появлении детей от свободного общинника и рабыни они нередко оставались в доме отца в качестве младших членов семьи фактически на положении рабов с тем только отличием, что их невозможно было продать.

Замечание 1

С развитием торговли огромное значение обретает рабский труд, их купля-продажа становится обычным занятием. Рабов делят на «рожденных в доме» и «купленных». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широко использовался труд кабальных должников и «сыновей рабыни», что было характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке, раб откровенно приравнивался к животному. Беспощадная эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство возмущение. Упоминаются случаи побегов рабов и переговоры об их выдаче.

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Развитие торговли и войны с соседними народами способствовали распаду родового строя. В период распада родового строя старейшин и вождей племен, составляющих родовую аристократию, стали называть «могучими, благородными», «князьями» или «начальниками». Они решают судебные споры и стоят во главе войска.

Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. В сказаниях особенно подчеркиваются судебные функции племенных вождей. Это так называемые судьи, власть которых предшествует царской власти, возникающей в эпоху образования классов и государства.

Ослабление Египта в XI-X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине. Однако небольшая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли.

Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией, Месопотамией и Аравией. Здесь скрещивались торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль Средиземноморского побережья к финикийским торговым городам, к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Караванные торговые пути вели из Палестины на юг, через Синайский полуостров в Аравию и к побережью Красного моря, где на берегу залива Акаб были обнаружены развалины древнего поселения. На север дороги шли в большие торговые города внутренних районов Сирии, в частности в Дамаск, где израильтяне имели свои торговые улицы. С другой стороны, финикийские и сирийские купцы селились в городах Палестины, в частности в Самарии.

Из Палестины вывозили продукты сельского хозяйства, зерно, фрукты, воск, мед, лен, кожи, шерсть, ароматические смолы. Из соседних стран, в частности из филистимских городов, в Палестину привозили металлические изделия и оружие, а также роскошные произведения художественного ремесла, как, например, таблички из слоновой кости, служившие для украшения богатой мебели и стен зданий; такие таблички найдены в Мегиддо и в Самарии. Эти таблички, сделанные в египетском и в кипрском стиле, были привезены в Палестину, очевидно, финикийскими торговцами.

В процессе борьбы между отдельными племенами образуются племенные союзы. Во главе союзов становятся наиболее богатые и могущественные племенные вожди, как, например, «судья» Самуил, правитель Офры, по имени Гидеон, Авимелех, правивший в Сихеме. Эти вожди, сосредоточившие в своих руках функции военачальника, судьи и жреца, объединяют под своей властью отдельные области Палестины.

В Библии сохранились предания о том, как образовались эти племенные союзы, из которых выросли древнейшие государства. Один из правителей области манасси (менаше) по имени Гидеон одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племен и образовал племенной союз с центром в Офре. Постепенно среди богатой родовой знати укрепляется представление о необходимости передачи всей верховной власти одному человеку, дабы он мог подавлять трудовые массы и защищать страну от нападения соседних племен.

В одном библейском сказании повествуется о том, что «сказали израильтяне Гидеону: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из рук мадианитян». Гидеон в качестве верховного военачальника берет себе часть военной добычи, составляющую свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует ее в храм, построенный им в Офре. Хотя Гидеон и отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, все же в эту эпоху уже укрепляется принцип наследственной власти племенного вождя.

Один из сыновей Гидеона, Авимелех, насильственно устранив всех своих соперников, захватывает в Сихеме верховную власть. «Все жители Сихема... поставили Авимелеха царем у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех, означающее «мой отец-царь», указывает на оформление принципа наследственной передачи верховной власти.

Наиболее сильным из государств Палестины в XI в. до н. э. было Израильское царство, основанное, по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них рассказывается о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области к востоку от Иордана), осажденный племенем аммонитян.

После освобождения Иабеша Саул собрал ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеон от власти филистимлян, Саул был провозглашен израильскими племенами царем. В царстве Саула все еще сохранялись следы старых племенных отношений.

Патриархальный быт этого времени образно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своем родном городе. Раз в месяц в новолуние он собирал у себя дружину и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врагов поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Одновременно с этим Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить свое влияние в соседних странах. Чтобы защитить израильские племена, жившие в заиорданской области, он ведет войну с царем Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя свое влияние в Южной Палестине, он ведет войну с амалекитянами и устанавливает взаимоотношения с племенами кенитов и калебитов.

Наконец, он присоединяет к Израильскому царству хананейские города, еще сохранившие свою независимость. Энергичная военная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царем, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством.

Так, в легендах о Сауле подчеркивается его благочестие и указывается на то, что он был «охвачен духом Яхве», что он представитель «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важнейших религиозных обрядов.