Чем отличается христианская церковь от католической. История одного раскола. Православие и Католицизм. Непогрешимость папы в католичестве

Христианство является крупнейшей по численности верующих мировой религией. Его последователи живут на всех континентах.

Однако в вероисповедании отсутствует целостность. Оно состоит из трёх основных ветвей - католицизма, православия, протестантизма.

Вконтакте

Одноклассники

История раскола

В ранний период своего существования христианская церковь представляла единое целое. Верующие совершали одинаковые обряды, признавали одни и те же богословские традиции. После разделения Римской империи на две части: Западную и Восточную, началась постепенная трансформация общей религиозной организации. В Константинополе был образован собственный религиозный центр, возглавляемый патриархом. Изначальное тесное сотрудничество между руководителями римской и константинопольской ветвей, сменилось соперничеством. В итоге, церковь раскололась на две части. Официально отношения были разорваны в 1054 году . Основанием для этого послужили три весомые причины:

  1. Объявление католического Папы Римского себя главой всей Христианской Церкви.
  2. Притязания Рима на лидерство в мировом христианстве.
  3. Внесение изменений в текст , который восточные верующие считали неприкосновенным.

Церковнослужители обеих христианских ветвей предали друг друга анафеме. Её официально отменили лишь в 1964 г. Однако, раскол в церкви не ликвидирован. Многовековое обособленное существование привело к формированию заметных отличий православия от католицизма в богословии, таинствах, религиозной атрибутике.

Численность верующих и география конфессий

Восточные христиане , после отделения, стали называть западную ветвь греческим словом «католикос» («всеобщий»). В настоящее время католицизм самая массовая из христианских церквей. Её приверженцы составляют свыше 1,2 млрд человек. Католики признают своим верховным главой Папу Римского, которого именуют наместником Бога на Земле.

Последователей христианства восточного обряда, католики зовут ортодоксами («правильный») или православными. В мире их насчитывается примерно 200 млн. человек. Православие получило распространение среди славянских народов стран СНГ, а также в ряде государств Европы. Ортодоксальная церковь разделена на 15 поместных церквей и не имеет единого руководства. Главой церкви православные называют Иисуса Христа.

Отличия

Богословие

Для священнослужителей и мирян первостепенное значение имеет Символ Веры . Это главный догмат христианства, на котором основано все вероучение. Обе конфессии признают триединство Бога, воплотившегося в образе Святой Троицы:

  • Отца;
  • Сына;

Однако православные верят, что Святой Дух исходит от Отца. Католики считают, что он в равной степени присущ и Отцу, и Сыну.

Также отличается воззрение на Матерь Божию - Деву Марию . В понимании православных верующих, Мария родилась и умерла подобно обычным людям.

После смерти была взята на небо. Её прославляют, прежде всего, как Богородицу.

Для католиков Матерь Божия изначально является святой и безгрешной. Они полагают, что её рождение было непорочным, как и у Иисуса Христа. Кроме того, Дева Мария вознесена на небо живой, когда срок её земной жизни подошёл к завершению. Культ Девы Марии чрезвычайно распространён в странах Запада. В обеих конфессиях верующие читают молитву «Радуйся Мария» («Ave Maria»), но с заметной разницей в форме.

Ортодоксы думают, что после смерти, согласно своим деяниям, человека попадает в рай (для праведников) или ад (для грешников). Католики, помимо этого, выделяют чистилище - место, где души пребывают после Страшного Суда, в ожидание рая.

В вопросах веры восточные христиане признают заповеди, принятые на 7 первых Вселенских Соборах до распада общей церкви. Западные христиане следуют установлениям всех прошедших Вселенских соборов. Последний, 21-й Вселенский Собор, который созывался в 1962 г., разрешил проводить службы в католических храмах на национальных языках наравне с латинским.

В католические Библии включено дополнительно ещё 7 апокрифических (неканонических) книг , расположенных между Ветхим и Новым Заветом. В православной Библии 9 . Христиане полагают, что они были вдохновлены Словом Божьим.

Устройство храмов, регламент службы, духовенство

Отличия между православием и католицизмом хорошо заметны в устройстве храмов, правилах проведения церковной службы.

Православные соборы имеют традиционную ориентацию алтарной части на восток , в сторону Иерусалима. Внутренняя часть алтаря отделена от храмового помещения, иконостасом. Заходить за алтарь имеют право лишь священнослужители. Обустройство внутреннего пространства в костёлах отличается расположением алтаря. Он, иногда, стоит в центральной части и отделен от общего пространства с помощью перегородки.

У православных главное дневное богослужение именуют Божественной Литургией, а у католиков она называется Мессой. Восточные христиане стоят во время церковной службы, показывая своё смирение перед Богом. Чтобы продемонстрировать безоговорочную покорность Божьей Воле, верующие становятся на колени. В католических костёлах принято слушать проповедь священника сидя на скамейках. Во время молитв миряне становятся на специальные подставки.

Обе церкви имеют единое мнение в вопросах необходимости духовенства , как проводника между богом и людьми. В ортодоксальной конфессии священнослужителей делят на 2 группы. «Белое» духовенство - это те, кто имеет под своим управлением приходы, вступает в брак. «Чёрное» - те, кто несёт обет безбрачия, монашествующие. Высшие чины избираются исключительно из числа «чёрного» духовенства. В католическом мире все священники дают перед вступлением в должность обет целибата (безбрачия).

Таинства

От рождения до смерти католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств:

  1. крещение;
  2. миропомазание;
  3. евхаристия ();
  4. исповедь;
  5. венчание;
  6. соборование;
  7. хиротония (рукоположение в сан).

В католичестве принято считать, что таинство имеет силу независимо от желания или душевного расположения человека. Православные священники придерживаются прямо противоположного взгляда - таинство недействительно, если человек на него не настроен.

При проведении обрядов заметны существенные отличия . Во время крещения в православную веру человека полностью погружают в воду. У западных христиан практикуют обрызгивание водой. Миропомазание в православии следует сразу же за крещением. Католики устраивают отдельный обряд - конфирмацию, при достижении ребёнком сознательного возраста (10–13 лет). Соборование, т. е. помазание елеем также отличается. У ортодоксов оно проводится над больным человеком, а у католиков над умирающим.

Причастие- это трапеза из хлеба и вина. Вкушая их, христиане вспоминают смерть Иисуса на кресте. Причащение в двух христианских конфессиях заметно отличается. Католические священники раздают мирянам тонкие лепёшки пресного хлеба, называемые облатками. Причастие вином и хлебом удостаивается лишь духовенство. Православные верующие получают в момент причастия вино, хлеб, тёплую воду. Для выпечки хлеба используют дрожжевое тесто.

По-разному сложилось отношение к брачным узам в двух конфессиях . Для католиков брак является нерасторжимым. По православным канонам, в случае подтверждённого факта супружеской измены, пострадавший супруг имеет право на заключение нового брака.

В знак почтения к Святой Троице христиане совершают крестное знамение на входе и выходе из храма. Способы крещения имеют различия. Православные верующие традиционно кладут крест тремя, собранными в щепоть пальцами, справа налево. Католики совершают знамение в обратном направлении. Они могут креститься сложенными пальцами или раскрытой ладонью.

Праздники и пост

Рождество, Пасха и Пятидесятница - самые почитаемые христианские праздники. В западной и восточной конфессиях придерживаются разных систем летоисчисления, потому даты праздников не совпадают. Различие касается, прежде всего, Пасхи и Рождества. Наступление Светлого Христова Воскресения высчитывается по календарю, поэтому в 70% случаев оно будет отличаться. Православные традиционно отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря. В каждой церкви существуют свои почитаемые праздники.

Датой начала Великого Поста в католицизме принято считать Пепельную среду, а в православии - Чистый понедельник.

Атрибутика

Главным символическим знаком христианства является крест . Он символизирует распятие, на котором принял смертные муки Иисус Христос. Внешний вид креста и изображение Христа на нём сильно отличаются в разных конфессиях.

У католиков крест с четырьмя концами. У православных 8-ми -конечный, поскольку точно копирует распятие. К главной вертикальной перекладине добавлены три вертикальные. Верхняя, символизирует табличку с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя, служила опорой для ног. Её называют «мерило праведное»: одна сторона приподнята в знак раскаяния разбойника, уверовавшего в Миссию, а другая сторона опущена к земле, указывая на ад для второго злодея.

На католических крестах Христос изображён, как человек, терпящий немыслимые страдания. Его ноги прибиты одним гвоздём. На ортодоксальном кресте Иисус выглядит как человек одолевший смерть. Его ноги прибиты гвоздями по отдельности.

Отличается способ изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцен на библейские сюжеты. Православная иконопись придерживается строгих канонических требований . В католицизме более вольное обращение с нанесением рисунка. Различия коснулись также использования скульптур. Они преобладают в костёлах, а в церквях их практически нет.

Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.

Исторические корни схизмы

Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:

  1. Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
  2. Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
  3. Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.

Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.

В июне-июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол , который продолжается до сих пор.

В чем различие между католиками и православными?

Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.

Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:

  • Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
  • Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
  • Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства - путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
  • В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.

Дифференциация по обрядовому признаку

Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:

  1. Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
  2. Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
  3. Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
  4. В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
  5. Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.

Армяне - католики или православные?

Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:

  • Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
  • Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
  • Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
  • Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
  • В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
  • В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.

Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.

Следовательно, верующие армяне являются католиками .

Особенности почитания праздников

Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:

  • Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим , в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
  • Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
  • Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
  • И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них - поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
  • Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.

Сближение православных и католиков

Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.

Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:

  • Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
  • Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978-2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
  • Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
  • С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.

Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах. Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними - это мало волнует современного обывателя. Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.

Видео: история раскола между католиками и православными

В данном ролике историк Аркадий Матросов расскажет, почему христианство раскололось на два религиозных течения, что предшествовало этому:

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Независимо от того, верим мы в Господа или нет, но все мы верим во что-то высшее. Население земного шара исповедует большое количество различных религий. Какой из них следовать – это только Ваше решение. Так, например, среди населения нашей страны чаще всего встречается православие и католицизм. Все чаще люди задаются вопросом о том, чем отличается католическая вера от православной?

Христианство делится на 3 течения:

  • Католицизм,
  • Православие,
  • Протестантизм.

Единой протестантской церкви не существует, а православная может включать в себя несколько независимых церквей (Сербская, Грузинская, Русская, Румынская, Греческая и прочие православные церкви). Во главе каждой из них стоят: патриархи, митрополиты и архиепископы. Общее между ними заключается в общении друг с другом и молитвах, а также таинствах. Но также стоит отметить, что мировое православие не имеет единственного руководства.

Католичество же является единственной Вселенской церковью. Во главе ее стоит Папа Римский. Части ее, которые находятся по всему миру, постоянно общаются и разделяют единое вероучение. В ней есть деление на обряды. Но хотя такие католики относятся к разным обрядам, они все равно являются частью единой католической церкви.

Различие церквей

Существует ряд факторов, которые определяют чем отличается католическая церковь от православной:

  • Различное понимание единства церкви. Православные разделяют таинства и одну веру, а католики ко всему этому относят и единого главу церкви – Папу.
  • Отличие в понимании кафоличности и вселенскости. Для православных каждая поместная церковь, возглавляемая еписопом, воплощает в себе Вселенскую Церковь, а католики добавляют к этому, что она еще должна иметь связь с поместной Римо-католической церковью.
  • Католики отмечают в Символе Веры, что Святой Дух походит от Сына и Отца, а православные утверждают, что он пошел только от Отца.
  • Также различие присуще и в понимании таинства брака. Католики говорят о том, что браки заключаются раз и навсегда, а православная церковь может расторгнуть брак в некоторых случаях.
  • В католицизме есть такое понятие как чистилище, которого нет в православии.
  • Католиками принят догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это говорит о том, что ее не коснулся первородный грех. Православные чтят святость Богородицы, но верят в то, что она, как и все люди, была рождена с первородным грехом.
  • В католицизме есть догмат о том, что Мария телом и душой находится на небесах. В православии в это тоже верят, но не подкрепили догмой.
  • Догма католицизма также заключается в главенстве Папы над церковью в вопросах морали и веры, управления и дисциплины. В православии же такое верховенство не поддерживается.
  • Православие несет в себе один обряд. Он же есть и в католицизме и называется византийским, а также является одним из нескольких.
  • В католицизме есть догмат о безошибочности Папы, а православные верят лишь в безошибочность решений Вселенских Соборов.
  • Православные принимают решения только 7 Вселенских Соборов, а католики руководствуются 21.

Раскол церкви на католическую и православную

Описать в двух словах причины разделения церкви на католическую и православную невозможно. Но пролить некоторый свет на эту ситуацию все-таки можно.

Основным толчком к такому происшествию стала длительная напряженная политическая ситуация между Константинополем и Римом. Основное внимание было направлено на особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, традиции и особенности иерархического церковного устройства, которые были не характерны Востоку.

Усугубилась ситуация еще и разницей менталитетов, культур, а также национальных особенностей Востока и Запада. К причинам раскола православной и католической церкви относят и отсутствие полной коммуникации и взаимного интереса произошло укоренение своеобразных традиций. Кульминация разделения единой церкви случился на начало XI века. В 1054 году произошло провозглашение наместниками Папы Римского и Патриарха Константинопольского. Окончательное разделение произошло после 1024 года.

Часто задаваемые вопросы

Есть большое количество вопросов, которые интересуют многих людей. Уровень духовности у каждого разный и не все могут правильно ответить на вопросы или решить поставленные задачи.

Можно ли православному в католический храм

Священники говорят о том, что ходить в католический храм православному можно, а вот принимать участие в обрядах – нельзя. Тоже самое касается и католиков по поводу православных храмов. Бывает такое, что люди хотят сменить веру и принять обряд крещения. Такой вопрос необходимо решать непосредственно со священнослужителем.

Почему православные отмечают Рождество 7 января

Иной вопрос заключается в том, почему католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января? Данная разница возникла из-за разницы в григорианском и юлианском календарях. Католики, которые живут по григорианскому календарю, отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. Среди православных же действует юлианский календарь, который разница между ними изначально была в 1 день, а со временем составила 13 дней. Со временем было принято решение об изменении юлианского календаря, но разница так и осталась.

Именно поэтому Рождество отмечается православными в ночь с 6 на 7 января. Но не все православные церкви приняли такую установку. Некоторые поместные православные церкви так и празднуют этот праздник 25 декабря. Многие все же считают правильным празднование Рождества 25 декабря. Это связано и с соблюдением поста. Ведь многие православные, как и католики отмечают Новый год. А как же можно праздновать этот праздник, если пост заканчивается только 7 января?

Выбор веры не всегда зависит от нас. Бывает такое, что это решение принимают за нас наши родители. Самое главное – это не кидаться из одной крайности в другую. Перед тем, как решить сменить веру, необходимо четко осознать все тонкости как позитивные, так и негативные.

Господь всегда с Вами!

Тема: Сходства и отличия католиков и православных.

1. Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский).

Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

1.1 История развития.

История развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Утверждению и распространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.

Религия в средние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.

В середине 8 века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору крушения Римской империи это была единственная реальная власть.

Укрепление светской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром.

В правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.

Однако в борьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи, которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём и мечом выкорчевать ересь».

Но падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушила политическую и религиозную монолитность католицизма.

Однако через полтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815 г.г. восстановил Папское государство. В настоящее время существует теократическое государство Ватикан.

Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса, подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к религии.

Ныне церковь стала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и нравственность.

Областью деятельности церкви становится культура и культурное развитие.

В отношениях с государством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церкви государству и наоборот.

1.2 Особенности вероучения, культа и структуры

религиозной организации католицизма.

2. Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына (православие отвергает филиокве).

4. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

6. Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь отвергает учение о чистилище).

7. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. (Православие опровергает данное утверждение).

10. Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование.

2. Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в 4 – 8 веках, а самостоятельность обрело в 11 веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

2.1 История развития.

Православие не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.

Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988 году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусского государства Киева.

Православие, так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство, эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, что было весьма удобно для светской власти.

Русская православная церковь долгое время зависела от Константинопольской (Византийской). Лишь в 1448 году она обрела автокефалию. С 1589 года в списке поместных православных церквей Русской отвели почётное 5 место, которое она занимает до сих пор.

Для укрепления позиций церкви внутри страны в начале 17 века патриарх Никон провёл церковную реформу.

Были исправлены неточности и разночтения в богослужебных книгах, несколько сокращена церковная служба, земные поклоны заменены поясными, креститься стали не двумя, а тремя перстами. Вследствие реформы произошёл раскол, который привёл к появлению течения старообрядчества. Московские поместные соборы 1656 – 1667 г.г. предали проклятию (анафеме) старые обряды и их приверженцев, которых преследовали с использованием государственного репрессивного аппарата. (Проклятие старообрядцев было отменено в 1971 году).

Пётр 1 реорганизовал православную церковь в составную часть государственного аппарата.

Так же, как и католицизм, православие активно вмешивалось в светскую жизнь.

Во времена революции и становления Советской власти влияние церкви было сведено на нет. Кроме того, разрушались храмы, духовенство подвергалось гонениям и репрессиям. В Советском Союзе необходимо быть атеистом – такова была линия партии в вопросе о свободе совести. На верующих смотрели как на слабоумных, они осуждались и притеснялись.

Целые поколения выросли в неверии в Бога. Вера в Бога была заменена на веру в вождя и в «светлое будущее».

После развала Советского Союза храмы стали восстанавливаться, люди спокойно посещают их. Убитые священнослужители причисляются к святым мученикам. Церковь начала сотрудничать с государством, которое стало возвращать ранее реквизированные церковные земли. Из-за рубежа возвращаются бесценные иконы, колокола и т.п. Начался новый виток укрепления православия в России.

2.2 Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

Их отличия и сходство.

1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

2. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.

3. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).

4. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся (см. п. 4).

5. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство (см. п. 5).

6. Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).

7. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии (см. п. 7).

8. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).

9. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов (см. п. 9).

10. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

Список литературы.

1. Протестанизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Митрохина. – М: Политиздат, 1990 – с. 317).

2. Католицизм: словарь атеиста (Под общей редакцией Л.Н. Великовича. – М: Политиздат, 1991 – с. 320).

3. Печников Б.А. Рыцари церкви. М: Политиздат, 1991 - с. 350.

4. Григулевич И.Р. Инквизиция. М: Политиздат, 1976 – с. 463

По понятным причинам я отвечу наоборот - об отличиях католичества от православия в духовном плане.

Большое количество духовных практик: это и молитвы по чёткам (Розарий, венчик Божьему милосердию и другие), и поклонение Святым Дарам (адорация), и размышления над Евангелием в самых разных традициях (от игнацианской до Lectio Divina), и духовные упражнения (от простейших реколлекций до месячного молчания по методу св. Игнатия Лойолы) - я почти все из них подробно расписал здесь:

Отсутствие института "старцев", которые воспринимаются в среде верующих как просветлённые и безошибочные прижизненные святые. И к священникам иное отношение: нет обычного православного "батюшка благословил купить юбку, батюшка не благословил дружить с Петей" - католики сами принимают решения, не перекладывая ответственность на священника или монахиню.

Католики, в основной массе, лучше знают ход Литургии - и потому, что они участники, а не зрители-слушатели, и потому, что прошли катехизацию (без изучения веры католиком не станешь).

Католики чаще причащаются, и здесь, увы, не обходится без злоупотреблений - или входит в привычку и теряется вера в Евхаристию, или приступают к Причастию без исповеди.

Кстати, Евхаристическое почитание свойственно лишь католикам - у православных нет ни адорации, ни процессии на торжество Тела и Крови Господних (Corpus Christi). Свято место почитания Евхаристии занято популярными святыми, насколько я понимаю.

При всём этом католики больше склонны к упрощению, увеличению "близости к народу" и "соответствию современному миру" - больше склонны к уподоблению протестантам. Забывая при этом природу и предназначение Церкви.

Католики любят играть в экуменизм и носятся с ним как с писаной торбой, не обращая внимания на то, что кроме них самих эти игрища никому не интересны. Этакое неагрессивное, наивно-романтическое "мышебратья".

У католиков исключительность Церкви, как правило, остаётся лишь на бумаге, в головах не держится, а православные отлично помнят, чем они истиннее.

Ну и монашеские традиции, о которых здесь уже упомянули - огромное количество самых разных орденов и конгрегаций, от ультралиберальных иезуитов и развлекающихся францисканцев, чуть более умеренных доминиканцев до неизменно строгих образом жизни высокодуховных бенедиктинцев и картузианцев; движения мирян - от разнузданного Неокатехумената и безалаберных фоколяров до умеренного Communione e Liberazione и сдержанной прелатуры Opus Dei.

И ещё обряды - в Католической Церкви их около 22. Не только латинский (самый известный) и византийский (идентичный православному), но и экзотические сиро-малабарский, доминиканский и другие; здесь же - традиционалисты, приверженные дореформенному латинскому обряду (по Миссалу 1962 года) и бывшие англикане, ставшие католиками в понтификат Бенедикта XVI, получившие персональную прелатуру и свой чин богослужений. То есть католики не столь однообразны и совсем не однородны, но при этом отлично уживаются вместе - и благодаря полноте истины, и благодаря пониманию важности единства Церкви, и благодаря человеческим факторам. Православные же расколоты на 16 церковных общин (и это лишь официальные!), их главы даже собраться не могут для решения каких-либо вопросов - слишком сильны интриги и попытки перетянуть одеяло на себя...