Часть души человека дающая жизнь. На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)? Попытки обнаружения материального проявления души

История развития понятия

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона Федон
  • Замерзшие души (Cold Souls) с Полом Джиаматти , 2009 год

Примечания

Источники, использованные в статье

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Дух, душа и тело . Брюссель, 1978.
  • Положительное учение православной Церкви и святых Отцов Душа человеческая. Богоподобная ее сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. - Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. - 160 с.


Человеку трудно поверить в то, что он не может воспринять органами чувств, чего не видит, не может потрогать руками, услышать или ощутить запах. Поэтому ему так нелегко представить себе душу.

Все чаще встречается информация о том, что проводятся необычные эксперименты ученых в поисках ответа на вопрос: из чего состоит душа?

В мире материи каждый предмет обладает физическими и материальными характеристиками. В попытках определить состав души, ученые проводят эксперименты, позволяющие обнаружить именно материальные ее характеристики — вес, состав и возможность перемещаться.

Большинство экспериментов ученых в данной области основано на наблюдениях за умирающими пациентами.

Сколько весит человеческая душа

Еще в конце 90х годов ученый Лайелл Уотсон заявил, что душа обладает по крайней мере одним физическим параметром — весом.

Для подтверждения своей теории он сконструировал специальную кровать-весы, на которую помещал умирающих пациентов. И обнаружил интересный факт: человеческое тело после смерти теряет вес. Потеря в весе составляла от 2,5 до 6,5 граммов.

За 75 лет до этого эксперимента американец Дункан Макдугал провел подобное исследование. Его целью было определить вес души .Он также пытался узнать, насколько легче становится тело человека, когда наступает физическая смерть.

Измерения показали, что душа весит 5,2 золотников, то есть 22,4 грамма.

Как объяснить, что у двух исследователей результаты оказались разными?

Возможно, у каждого человека душа имеет свой определенный вес?

Ученые предположили, что вес души человека напрямую зависит от его мыслей и поступков.

Многие коллеги ученых не согласны с результатами обоих экспериментов.

Тот вес, который теряет тело после умирания, связан с обменными процессами организма, продолжающихся после смерти. Так как запас кислорода в теле очень мал, а после остановки сердца он и вовсе перестает поступать в легкие, то расходоваться начинают иные энергетические запасы организма.

Поэтому убедить людей, обладающих знаниями общей физиологии и атанатомии в том, что в вышеописанных экспериментах удалось определить вес человеческой души, непросто.

Возможно ли, что душа не обладает весом вообще? Или все-таки обладает, но настолько малым, что определить его крайне сложно?

Доктор технических наук Николай Заличев убежден, что вес души можно вычислить.

“Я решил провести пусть и жестокий, но эксперимент с мышами. Для этого я взял стеклянные колбы, в которые поместил одну мышь, двух, трех — до четырех мышей. Колба герметически закрывалась и ставилась на весы. После того, как мыши задыхались — что неизбежно — вес ее тут же уменьшался на доли процента. Там были сверхточные весы”.

Результат этого опыта показал, что после смерти существа, вес снизился на одну тысячную долю.

Значит, душа очень тонкая субстанция, которая имеет крохотный вес.

Из чего состоит душа

Согласно одной из версий, душа состоит из вакуума.

Известно, что во Вселенной все звезды, планеты состоят из материи. А из какой материи состоит вакуум?

Ученые из США предположили, что вакуум составляет антиматерия. Антиматерия — вещество, свойства которого мало изучены.

С ними не согласны российские астрофизики. Они считают, что если бы вакуум состоял из антиматерии, то взаимодействовал бы с материей. Но субстанция, заполняющая космический вакуум, абсолютно с ней не взаимодействует.

Это означает, что душа не может состоять из вакуума, иначе она не смогла бы жить в тесной связи с нашим телом. Поэтому исследователи предполагают, что душа — это сгусток материи, который свободно парит в пространстве.

Если душа — это сгусток материи, то почему ученые до сих пор не могут отследить ее перемещения? В их распоряжении сегодня очень чувствительная техника, улавливающая самые высокочастотные энергетические всплески. Вот частоту души эта аппаратура уловить почему-то не может.

Доктор технических наук, Владимир Ацюковский, выдвинул свою гипотезу. Он считает, что все пространство Вселенной заполняет неуловимый газ, являющийся по своей природе мощным источником энергии. Именно из него и может состоять человеческая душа. Этот газ называется эфиром.

“Существует такое биополе, которое может образовать так называемую душу. Эфиродинамика этого никак не отрицает. Но и не настаивает. Потому что предмет не исследован. Допустим, есть вопрос: Я не знаю точного ответа, но утверждать, что не возможно — не могу”.

Понятие эфира появилось в глубокой древности, и наши предки называли его “заполнителем пустоты”.

Еще в 1618 году французский физик Рене Декарт выдвинул первую научную теорию о существовании светоносного эфира. И многие ученые принялись искать этот невидимый газ.

Исаак Ньютон до 75 лет пытался обнаружить свойства этого газа. Он понимал, что нужно найти физические основы для математического закона всемирного тяготения, но ему это не удалось.

В то время не было достаточных знаний, физические свойства газов были изучены очень мало. Газовая динамика не была еще основана.

Утраченный элемент души

Некоторые ученые убеждены, что когда-то газ, под названием “эфир”, занимал самую верхнюю строчку в таблице химических элементов Дмитрия Менделеева. Но потом, при многократном переиздании учебников, эта строчка таинственным образом исчезла.

Если эфир существует на самом деле, все законы современной теоретической физики окажутся несостоятельными. Все придется пересматривать, а это невероятно трудно и не всем понятно. Поэтому гораздо проще использовать лишь математические законы.

Если эфир на самом деле существует, тогда теория относительности Альберта Энштейна может быть полностью опровергнута.

Если мировая наука признает существование эфира, то представления человечества об окружающем мире изменятся полностью. Это подтвердит, что душа реальна.

Ученые на пороге создания ловушки для души

Ученые США и Японии в 2013 году сообщили, что они смогли зафиксировать момент, когда , а также им удалось определить, из какого вещества она состоит.

По их мнению, человеческая душа — это сгусток протонно-нейтронной структуры. Эта структура напоминает человеческую фигуру с головой, руками и ногами.

В окружающем человека мире все состоит из бесцветных протонов и нейронов. Они напоминают настолько крошечные прозрачные структуры, что глаз человека не способен видеть их.

Ученые планируют в недалеком будущем создать плазменную ловушку душ. Она будет представлять из себя сложную установку, которая позволит им после наступления физической смерти человека удерживать энергию души в специальной емкости.

Современные эзотерики предлагают свою версию. Для более глубокого понимания давайте дадим несколько определений:

Душа человека − это информационная структура, инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не роботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии (Света Божьего).

Душа человека − это энергия, это некоторая часть сознания Бога (Творца, Высшего Разума), это сама жизнь, продолжающаяся, изменяющаяся, трансформирующаяся. Она бессмертна и неделима.

Предположение. Предполагается, что когда человек развивает свою душу, он развивает сознание Бога, тем самым приближаясь и воссоединяясь с ним. Связь между сознанием Бога и душой человека никогда не разрывается. Конечная цель человека − это достичь просветления и соединиться со своим божеством, соединиться настолько, чтобы стать им же, то есть − вернуться к своему первоисточнику. И это предположение недалеко от истины.

Душа − это вы и есть внутри себя. Человек думает и чувствует внутри себя таким, какой он есть, но выразить это словами не может, боится, что его не поймут другие. Именно она определяет человека как личность.

Она источник вечной жизни, она её смысл. Именно Душа мотивирует человека развиваться, не останавливаться на достигнутом, искать новые способы функционирования и воспроизводит сама себя, создавая таким образом абсолютную самоподдерживающую систему жизни. Жизнь в теле, Душе необходима для ускоренного развития, которое может ускоряться в сотни раз.


Очертания (характеристики) Души

Душа − это энергия в виде небольшого шара, диаметром от 30 до 150 мм., состоит из 12 чакр, имеет очень сложное энергетическое строение. Эта энергия состоит из невидимых серебристых ниточек, в центре которой находится светящаяся точка.

Американские ученые серией опытов установили, что в момент смерти человек сразу теряет в весе от 3 до 7 грамм. Поэтому можно сделать вывод, что «вес» Души составляет 3-10 граммов. Такое понятие как «большая Душа» можно воспринимать буквально.

Ученые также обнаружили при помощи специальной, чувствительной аппаратуры, что в момент смерти человека (отделение Души от тела) происходит значительный скачок энергии. Многие ученые признают факт существования человеческой Души.

Душа − создаётся Богом (Высшим Разумом, Творцом). Душу человека можно определить как высшую сущность, данность, которая не может существовать без временного физического пристанища, и, с завершением круга человеческой жизни, неизбежно находит себе новое воплощение для дальнейшего развития и трансформации прежнего накопленного опыта.

По своей природе Душа:

  • Светлая и чистая, состоит из светлых божественных энергий;
  • на Земле развивается ускоренно, через физическое тело, по сравнению с тонким миром (намного медленнее);
  • имеет безграничный потенциал для развития т.е. в Душе потенциально заложены большие возможности и даны ей для реализации своего предназначения.

Можно даже сказать, что Душа - это космическая субстанция, которая то соединяется с физическим телом, то вновь разъединяется, чтобы суммировать всё разнообразие мыслей, изменений, опыта, накопления знаний и выйти на новый уровень энергии и самовоспроизводящейся жизни. Чистота Души определяется тем, какого опыта больше – светлого или темного.

Здесь присутствует отождествление физического образа человека с Душой, населяющей его в данной жизни. Уже упоминалось о том, что Душа не всесильна и использует материальную оболочку тела временно, потому что, в нашем измерении не может она существовать и развиваться, как чистое сознание.

Ей требуется постоянный поиск, движение, развитие, поэтому и привязана к телу, которое выбрала для этих целей. Но она не определяет вектор этого движения, она может лишь пытаться его направить и дать возможность выбора. Кроме Души есть мысли, намерения, стремление к комфорту и занятию благополучного статуса, согласно нормам, принятым в данном обществе.

И не в каждом теле Душа может полноценно жить и развиваться. Для полноценного духовного развития нужно учиться «слышать» свою Душу, прислушиваться к своему внутреннему голосу (интуиция) − иметь с Ней связь. Таким образом, Духовный путь развития важен для каждого из нас и не возможен без реального познания себя (своего внутреннего мира чувств и мыслей).

Что такое Духовный путь развития, читайте

Что такое Душа человека с точки зрения философии?

Древние философы поначалу рассматривали Душу человека как физическую субстанцию, состоящую из огненных атомов, которые приводятся в действие другими атомами, исходящими из внешних материальных предметов. Дальнейшие философские размышления закрепили понятие о Душе, как о чём-то эфирном, не зависящем от физического существования. Меж тем, подчёркивалась несомненная связь телесного с духовным.

Душа вселяется в тело человека для поиска нового опыта и дальнейшего совершенствования, но иногда попадает в физический плен и понижает своё стремление к развитию из-за бытовых, повседневных, жизненных потребностей, обуревающих тело. Некоторые из философов придали ей три способности: 1-познание, 2-разум, 3-воля.

Манас (Высший , низший), Разум

230. Вопр : Что такого предосудительного в этом слове "душа"?

Отв : Идея, связанная с ней, такова, что человек может быть субъектом, отделенным от всех других существ, и от существования всей Вселенной. Эта идея обособленности является необоснованной, не доказуемой с помощью логики, также и не поддерживается наукой.

231. Вопр : Тогда нет никакого отдельного "я", и мы не можем сказать "моё" это или то?

Отв : Именно так.

232. Вопр : Если идея обособленной человеческой "души" должна быть отвергнута, что же есть в человеке такого, что дает ему впечатление, что он – непрерывная Индивидуальность?

Отв : Танха, или неудовлетворенное желание жизни. Существо, совершившее то, ради чего оно должно быть вознаграждено или наказано в будущем, и имеющее танху, получит новое рождение под влиянием Кармы.

233. Вопр : Что же есть то, что рождается?

Отв : Новая группировка скандх, или Индивидуальность , порождённая прошлой производящей мыслью умирающего человека.

Источник: Олкотт Г.С. - Буддийский катехизис

Тело, физический футляр человеческого существа, включает в себя жизненное начало, оживляющее человека точно так же, как и животные, растительные и иные формы существования, которые нет необходимости здесь упоминать. Душа - это тонкий человек, который, когда его видят отдельно от тела, известен как призрак, двойник или астральное тело; он включает в себя астральное соответствие тела, принцип желаний и низшую форму разумности. Дух же состоит из высшей формы разума и духовного я, осенённых Единым Духом, который образует постоянную основу всего существования.

Сноски

  1. "Душа" здесь критикуется как эквивалент греческого психе* . Слово "материальный" охватывает иные состояния материи, чем наше физическое тело.

    * Психе (греч.) или Психея – животная, земная душа, которая разлагается через некоторое время после смерти физического тела. Аналог астральной души, низшего Эго, вмещающего низшие страсти и интеллект, рассудок. Поскольку эта часть структуры человека является смертной, то понятно, почему Будда отвергал бессмертие «души» и её неизменность, тогда как она входит в состав, так называемых, скандх. Бессмертная же часть человека у греков называлась Ноус , дух или Высший Разум, Высшее Эго; та часть человеческого существа, которая подвергается постоянному перевоплощению, следуя за своей танхой и кармой. Будда считал, что важнее провести время в труде и добродетели, чем тратить его на метафизические спекуляции, поэтому буддизм большей частью и является нравственной философией. Метафизические учения Он, как посвященный в высшее знание, открывал лишь ближайшим ученикам; простым же людям было достаточно и Восьмеричного Пути. (Прим. перев. )

  2. Поразмыслив, я заменил "личность" на "индивидуальность", как написано в первом издании. Последующие проявления на одной или множестве земель, или "падение в зарождение" танхически-связанных частей (скандхи ) определенного существа последовательных личностей. В каждом рождения личность отличается от предыдущего или следующего рождения. Карма deus ex machina [бога из машины] скрывает (или, скажем, отражает?) себя сейчас в личности мудреца, потом как ремесленника, и так на протяжении всей цепи рождений. Но, хотя личности всегда сменяются, одна линия жизни, вдоль которых они нанизываются, как бусинки, тянется непрерывно, это всегда та же самая линия, но никогда другая. Поэтому индивидуальность – индивидуальная жизненная волна, – которая проносится сквозь объективную сторону Природы, под влиянием Кармы и творческого направления танхи, и сохраняется на протяжении многих циклических изменений. Профессор Рис Дэвидс называет то, что переходит от личности к личности вдоль отдельной цепочки, "характером" или "поведением". Но так как "характер" – это не просто метафизическая абстракция, а совокупность каких-то ментальных качеств и нравственных наклонностей, не поможет ли это рассеять то, что профессор Рис Дэвидс называет "отчаянным приемом мистерий" (Буддизм , с. 101), если мы будем рассматривать жизнь-волну как индивидуальность и каждую ее серию рождений как отдельную личность ? Нам нужно иметь два слова, чтобы различать понятия, и я не нахожу ничего настолько ясным и выразительным, как два мною избранных [термина]. Совершенная индивидуальность, говоря по-буддистски, это Будда, заявляю я; ибо Будда есть лишь редкий цветок человечества, без малейших сверхъестественных примесей. И, как бесчисленные поколения – "четыре асанкхйи и сто тысяч циклов" (Фосболл и Рис Давидс, Повествования о происхождении буддизма , № 13) – требуются для развития человека в Будду и железная воля, чтобы пройти через все последовательные рождения, как мы назовем то, что таким образом желает и упорно добивается? Характер, или индивидуальность? Индивидуальность, но частично проявляющаяся в каком-либо одном рождении, накопляя фрагменты из всех рождений. Отрицание "души" Буддой (см. Саньютта Никая , Ситта Питака ) указывает на распространенную ложную веру в независимую личность; в сущность, которая после одного рождения попадает в определенное место или состояние, где, как совершенное существо, она могла бы вечно наслаждаться или страдать. И то, что Он показывает, это сознание "я есмь я", что касается постоянства, есть логически невозможное, так как ее элементарные составляющие постоянно меняются, и "я" одного рождения отлично от "я" также и всех любых других рождений. И все, что я нашел в буддизме, соответствует теории постепенной эволюции совершенного человека – а именно, Будде – через бесчисленные опыты рождений. И в сознании этой индивидуальности, которая, в конце данной цепи рождений, достигает состояния Будды, или которая преуспеет в достижении четвертой ступени Дхьяны, или мистического саморазвития, в любом своем рождении, предшествующему заключительному, воспринимаются сцены всех этих последовательных рождений. В Джатакат-тхаваннана – так хорошо переведенной профессором Рисом Дэвидсом – выражение, которое постоянно повторяется, которые, я думаю, скорее поддерживает такую идею, а именно: "Тогда Благословенный сделал проявленными события, скрытые переменой рождения", или "то, что было скрыто" и др. Ранний буддизм в те времена чётко придерживался постоянства рекордов (записей) в Акаше и потенциальной возможности человека считывать вышеупомянутое, когда он развьется до стадии истинного индивидуального просветления. В смерти, и в конвульсиях, и трансе, явана читта переносит на объект последние творческие желания. Желание жить влечет за собой все мысли в объективное [существование].

Как действует эта процедура и гидротерапия в целом, что чувствует клиент и какого результата ждать: об этом мы поговорили с Евгенией Рейзвих, врачом спа-салона «Магис SPA», практикующим врачом-педиатром и клиническим ординатором по специальности физиотерапия.


КАК РАБОТАЕТ ГИДРОТЕРАПИЯ

Стоит отметить, что воду для ускорения выздоровления люди использовали еще с древних времен. Постепенно на основе накопленных веками знаний образовалась целая научная отрасль - гидротерапия (другими словами - лечебный душ).

Лечебные души оказывают механическое и термическое воздействие на кожные рецепторы. В результате возникают сосудистые изменения, перераспределение крови в организме, увеличение кровотока и лимфотока в коже. В начале воздействия душа наступает кратковременный спазм сосудов, затем расширение капилляров и усиление лимфо- и кровотока и активизация обменных процессов. Также души оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему.

Сегодня ни один комплекс оздоровительно-профилактических процедур не обходится без лечебного душа. Это и не удивительно, учитывая все его полезные свойства как с медицинской, так и с косметологической красоты:

  • Оказывает омолаживающий эффект на кожу за счет стимуляции внутриклеточных процессов ускоряет выработку коллагена, что придает кожи эластичности и упругости.
  • Укрепляет сосудистую систему и стенки капилляров, ускоряет кровообращение, усиливает обмен веществ, в результате чего уменьшается количество подкожного жира, образующего «апельсиновую корку».


В общем, нужно отметить, что водные процедуры оказывают фантастически полезное воздействие как в целом на организм, так и на его системы отдельно: стимулируют регенерацию костно-хрящевых тканей, улучшают кровообращение, препятствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, корректируют фигуру и укрепляют нервную систему.

ПОЛЬЗА КОНТРАСТНОГО ДУША

У принимающего Контрастный душ все точки тела подвергаются ритмическим воздействиям то холодных, то горячих водяных струй. Это очень хорошо стимулирует крово- и лимфоообращение, а также обмен веществ в коже и подкожной клетчатке. Эти же процессы активизируются и в других тканях и органах, способствуя повышению тонуса и нормализации работу сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других функциональных систем организма. В зависимости от температуры воды, душ оказывает возбуждающее или успокаивающее действие.

При принятии этой процедуры человек испытывает необычные и очень приятные ощущения, что способствует восстановлению естественных биоритмов и гармонизации психо-эмоционального настроя. Именно поэтому такой вид душа особенно показан тем, кто постоянно испытывает нервные и физические перегрузки.

ДУШ ШАРКО: НЕМНОГО ИСТОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ


Жан Мартен Шарко - французского врач, один из основоположников невропатологии и психиатрии. Но большинству людей он, конечно, известен как создатель знаменитого «ударного» душа.

Впервые такой душ появился в специальном кабинете гидротерапии в парижской больнице Сальпетриер, где и практиковал Шарко. Эффект от сеансов впечатлял: почти у всех пациентов проходили мигрень, бессонница и мышечные судороги, нормализовались давление и аппетит. С тех пор душ Шарко стал популярным во многих странах.

Суть процедуры «Душ Шарко» в том, что поток воды под сильным давление (его можно регулировать в соответствии с индивидуальными особенностями) направляется на тело пациента, при этом контраст колеблется от 20 до 50 градусов по Цельсию. В результате этого усиливается кровообращение и активируются внутриклеточные процессы. Благодаря этому ускоряется обмен веществ, выводятся шлаки, снижается уровень холестерина, расщепляются сложные жиры, уменьшаются проявления целлюлита и уходит лишний вес.

Расстояние между мастером и пациентом: приблизительно 3 метра. Таким образом обрабатываются ягодицы, бедра, бока и спина. Чтобы получить заметный эффект рекомендуется курс из 15-20 процедур.


ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ШАРКО:

  • Заболевания сердечно-сосудистой систему (уменьшает развитие атеросклероза, вегетососудистой дистонии, улучшает кровоток);
  • Целлюлит, слабость мышц, дряблость кожи, нарушение жирового обмена и прочие недостатки фигуры;
  • Отложение солей, профилактика мышечного напряжения после чрезмерных силовых нагрузок;
  • Синдром хронической усталости;
  • Пониженный иммунитет;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (артрит, остеохондроз и прочее);
  • Дисфункция кишечника, похмелье и прочие отравления;
  • Климактерический период;
  • Заболевания периферического отдела нервной системы;
  • Отеки (от нарушения лимфотока и венозного застоя, после травмы);
  • Нарушение сна, бессонница;
  • Метеозависимость;

Кроме того, водный массаж улучшает общее состояние организма, повышает потенцию и сексуальную активность, восстанавливает контуры тела и повышает настроение.

Имеются противопоказания, обязательно проконсультируйтесь перед процедурой со специалистом спа-салона.

Запишитесь на бесплатную консультацию