«Библейский сюжет»: сделано с любовью. Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописи Иисус ходит по воде

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

ПЕРЕСКАЗ КНИГ БИБЛИИ

греческого философа князю Владимиру

В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В тот же день разделились воды - половина их взошла на твердь, а половина пошла под твердь. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день - солнце, луну, звезды, и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов - старейшина чина ангельского и подумал: “Сойду на землю, и овладею ею, и буду подобен Богу, и поставлю престол свой на облаках северных”. И тотчас же был свергнут с небес и вслед за ним пали те, кто находился под его началом - десятый ангельский чин. Было имя врагу - Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила. Сатана же, обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался противником Богу. Затем, в пятый день сотворил Бог киты, рыбы, гады и птицы пернатые. В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных; создал и человека. В седьмой же день, т. е. в субботу, почил Бог от дел своих.

И насадил Бог рай на востоке в Едеме и ввел в него человека, которого создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева - познания добра и зла - не есть. И был Адам в раю, видел Бога и славил его вместе с ангелами. И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и ввел ее в рай к Адаму, и сказал Адам: “Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою”. И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам, и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скотов, и обладал он всеми, и все его слушали. Дьявол же, увидев как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змию, пришел к Еве, и сказал ей: “Почему не едите от дерева, растущего посредине рая?” И сказала жена змию: “Сказал Бог: не ешьте, если же съедите, то смертью умрете”. И сказал жене змий: “Смертью не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло”. И увидела жена, что дерево съедобное, и взяла плод, и дала мужу своему, и ели оба, и открылись очи обоих, и поняли они, что наги, и сшили себе перепоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: “Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни твоей жизни”. И сказал еще Господь Бог: “Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни, - будете жить вечно”. И изгнал Господь Бог Адама из рая. И поселился он против рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития. Родил Адам Каина и Авеля. Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка и принял Бог дары Авеля. Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: “Пойдем в поле”. И послушал его Авель, и, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не умел это сделать. И сказал ему сатана: “Возьми камень и ударь его”. Он взял камень и убил Авеля. И сказал Бог Каину: “Где брат твой?” Он же ответил: “Разве я сторож брату моему?” И сказал Бог: “Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стонать и трястись до конца жизни своей”. Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: “Кого Бог почтил, а я того заставил отпасть от Бога, и вот ныне плачь ему наделал”. И плакались по Авеле тридцать лет, и не истлело тело его, и не умели его похоронить. И повелением Божьим прилетели два птенца, один из них умер, другой же ископал яму и положил в нее умершего и похоронил его. Увидев это, Адам и Ева выкопали яму, положили в нее Авеля и похоронили с плачем. Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди и множиться на земле. И не познали сотворившего их, исполнились блуда, всякой нечистоты, убийства, зависти, и жили люди как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: “Не будет дух мой пребывать среди людей”; и еще: “Истреблю то, что сотворил, от человека и до скота”. И сказал Господь Бог Ною: “Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30”; египтяне же называют локтем сажень. Сто лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним. Когда же сделал ковчег, сказал Ною Господь: “Войди в него ты и твоя жена, и сыновья твои, и снохи твои, и введи к себе по паре от всех зверей, и от всех птиц, и от всех гадов”. И ввел Ной кого приказал ему Бог. Навел Бог потоп на землю, потонуло все живое, а ковчег плавал на воде. Когда же спала вода, вышел Ной, его сыновья и жена. От них и населилась земля. И было людей много, и говорили они на одном языке, и сказали они друг другу: “Построим столп до неба”. Начали строить; и сказал Бог: “Вот умножились люди и замыслы их суетные”. И сошел Бог, разделил речь их на 70 и 2 языка. Только язык Адама не был отнят у Евера; этот один из всех остался непричастен к их безумному делу, и сказал так: “Если бы Бог приказал людям создать столп до неба, то повелел бы то словом своим - также как сотворил небо, землю, море, все видимое и невидимое”. Вот почему не переменился его язык; от него пошли евреи. Итак, разделились люди на 71 язык и разошлись по всем странам, и каждый народ принял свой нрав. По научению дьявола приносили они жертвы рощам, колодцам и рекам, и не познали истинного Бога. От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет. Затем дьявол ввел людей в еще большее заблуждение, и стали они создавать кумиров: одних - деревянных, других - медных, третьих - мраморных, а некоторых - золотых и серебряных. И кланялись им, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и закалывали их перед ними, и была осквернена вся земля. Первым же стал делать кумиры Серух, создавал он их в честь умерших людей: некоторых ставил прежним царям, других - храбрым людям и волхвам, и женам прелюбодейкам. Серух же родил Фарру, Фарра же родил трех сыновей: Авраама, Нахора и Аарона. Фарра же делал кумиры, научившись этому у своего отца. Авраам же, начав понимать истину, посмотрел на небо и увидел звезды и небо, и сказал: воистину тот Бог, который создал небо и землю, а отец мой обманывает людей. И сказал Авраам: “Испытаю Богов отца своего”, - и обратился к отцу: “Отец! Зачем обманываешь людей, делая деревянных кумиров? Тот Бог, кто сотворил небо и землю”. Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храме. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: “Выйди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и сотворю от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские”. И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам племянника своего Лота; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона - Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: “Потомству твоему дам землю эту”. И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: “Войди к рабе моей”. И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и назвала его Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезали его на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, и отделил его от других, назвав своим народом. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Иакова. Исав же был лжив, а Иаков - праведен. Этот Иаков работал у своего дяди семь лет, добиваясь руки его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван - дядя его, сказав так: “Возьми старшую”. И дал ему Лию, старшую, а ради другой, сказал ему, работать еще семь лет. Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же отправился, когда ему было 130 лет, в Египет, вместе со всем родом своим, числом 65 душ. Прожил он в Египте 17 лет и умер, а потомство его находилось в рабстве 400 лет. По прошествии же этих лет усилились евреи, и умножились, а египтяне держали их в рабстве. В эти времена родился у евреев Моисей, и сказали волхвы египетские царю: “Родился ребенок у евреев, который погубит Египет”. И тотчас же повелел царь всех рождающихся еврейских детей бросать в реку. Мать же Моисея, испугавшись этого истребления, взяла младенца, положила его в корзину и отнесла и поставила его на заливном лугу. В это время пришла дочь фараона Фермуфь купаться и увидела плачущего ребенка, взяла его, пощадила, назвала Моисеем и вскормила. Был же тот мальчик красив, и, когда исполнилось ему четыре года, привела его дочь фараона к своему отцу. Фараон же, увидев Моисея, полюбил мальчика. Моисей же, хватаясь как-то за шею царя, сронил с царской головы венец и наступил на него. Волхв же, увидев это, сказал царю: “О царь! Погуби отрока этого, если же не погубишь, то погубит он сам весь Египет”. Царь же не только его не послушал, но, больше того, приказал не губить еврейских детей. Моисей возмужал и стал великим мужем в доме фараона. Когда же стал в Египте иной царь, бояре начали завидовать Моисею. Моисей же, убив египтянина, обижавшего еврея, бежал из Египта и пришел в землю Мадиамскую, и, когда шел через пустыню, узнал он от ангела Гавриила о бытии всего мира, о первом человеке и о том, что было после него и после потопа, и о смешении языков, и кто сколько лет жил, и о движении звезд и о числе их, и о мере земли, всякую премудрость. Затем явился Моисею Бог в горящем терновом кусте и сказал ему: “Видел я горе людей моих в Египте и сошел, чтобы освободить их из-под власти египетской, вывести их из этой земли. Иди же к фараону, царю египетскому, и скажи ему: «Выпусти Израиля, чтобы три дня совершали они требу Богу». Если же не послушает тебя царь египетский, то побью его всеми чудесами моими”. Когда пришел Моисей, не послушал его фараон, и напустил Бог на него десять казней: 1) окровавленные реки, 2) жабы, 3) мошки, 4) песьи мухи, 5) мор скота, 6) нарывы, 7) град, 8) саранча, 9) трехсуточная тьма, 10) мор на людей. Потому напустил Бог на них десять казней, что десять месяцев топили они детей еврейских. Когда же начался мор в Египте, сказал фараон Моисею и брату его Арону: “Поскорей уходите!” Моисей же, собрав евреев, пошел из Египта. И вел их Господь через пустыни к Красному морю, и шел впереди их огненный столп ночью, а днем - облачный. Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Когда же увидели евреи, в каком они положении, возопили к Моисею: “Зачем повел нас на смерть?” И возопил Моисей к Богу, и сказал Господь: “Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю”. И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море посуху. И когда вышли на берег, сомкнулось море над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал им Господь дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Арона: “Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта”. И сказал Господь Моисею: “Слышал ропот сынов Израилевых”, - и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей как Богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Арона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: “Ударь жезлом в камень”. И ответил Моисей: “А что если не испустит он воду?” И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа. И не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамьскую и показал землю обетованную. И умер Моисей на той горе. И принял власть Иисус Навин. Этот прошел пустыню, вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место их сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было четырнадцать. При них забыли евреи Бога, который извел их из Египта, и стали служить бесам. И разгневался Бог, и предал их иноплеменникам на расхищение. Когда же начинали они каяться, миловал их Бог; а когда избавлял их, снова уклонялись на служение бесам. Затем был судья Илья жрец, а затем пророк Самуил. И сказали люди Самуилу: “Поставь нам царя”. И разгневался Господь на Израиля, и поставил им царя Саула. Однако Саул не захотел подчиниться закону Господню, и избрал Господь Давида, и поставил его царем Израилю, и угодил Давид Богу. Давиду этому обещал Бог, что родится Бог от племени его. Он первый стал пророчествовать о воплощении Божьем, говоря: “Из чрева прежде утренней звезды родил тебя”. Так он пророчествовал 40 лет и умер. А вслед за ним пророчествовал сын его Соломон, который создал храм Богу и назвал его Святая Святых. И был он мудр, но под конец согрешил; царствовал 40 лет и умер. После Соломона царствовал сын его Ровоам. При нем разделилось еврейское царство надвое: в Иерусалиме одно, а в Самарии другое. В Самарии же царствовал Иеровоам, холоп Соломона; сотворил он два золотых тельца и поставил - одного в Вефиле на холме, а другого в Дане, сказав: “Вот Боги твои, Израиль”. И поклонялись люди, а Бога забыли. Так и в Иерусалиме стали забывать Бога и поклоняться Ваалу, т. е. Богу войны, иначе говоря Арею; и забыли Бога отцов своих. И стал Бог посылать к ним пророков. Пророки же начали обличать их в беззаконии и служении кумирам. Они же, обличаемые стали избивать пророков. Бог разгневался на Израиля и сказал: “Отвергну от себя, призову иных людей, которые будут послушны мне. Если и согрешат, не помяну беззакония их”. И стал он посылать пророков, говоря им: “Пророчествуйте об отвержении евреев и о призвании новых народов”.

Первым стал пророчествовать Осия: “Положу конец царству дома Израилева. Сокрушу лук Израилев... Уже не буду более миловать дома Израилева, но, отметая, отвергнусь их, говорит Господь, и будут скитальцами между народами”. Иеремия же сказал: “Хотя бы предстали передо мной Моисей и Самуил... не помилую их”. И еще сказал тот же Иеремия: “Так говорит Господь: Вот я поклялся именем моим великим, что не будет имя мое произносимо устами евреев”. Иезекииль же сказал: “Так говорит Господь Адонаи: Рассею вас, и весь остаток ваш развею по всем ветрам... За то, что осквернили святилище мое всеми мерзостями вашими; я же отрину тебя... и не помилую тебя”. Малахия же сказал: “Так говорит Господь: Уже нет моего благоволения к вам... Ибо от востока и до запада прославится имя мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени моему и жертву чистую, так как велико будет имя мое между народами. За то и отдам вас на поношение и на рассеяние среди всех народов”. Исайя же великий сказал: “Так говорит Господь: Простру руку свою на тебя, сгною и рассею тебя, и вновь не соберу тебя”. И еще сказал тот же пророк: “Возненавидел я праздники и новомесячные ваши, и суббот ваших не принимаю”. Амос же пророк сказал: “Слушайте слово Господне: Я подниму плач о вас, пал дом Израилев и не встанет более”. Малахия же сказал: “Так говорит Господь: Пошлю на вас проклятие и прокляну ваше благословение... разрушу его и не будет с вами”. И много пророчествовали пророки об отвержении их.

Тем же пророкам повелел Бог пророчествовать о призвании на их место иных народов. И стал взывать Исайя, так говоря: “От меня произойдет закон и суд мой поставлю во свет для народов. Правда моя близка и восходит... и на мышцу мою надеются народы”. Иеремия же сказал: “Так говорит Господь: Заключу с домом Иудиным новый завет... Давая им законы в разумение их, и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут моим народом”. Исайя же сказал: “Прежнее миновало, а новое возвещу, прежде возвещения, оно было показано вам. Пойте Богу новую песнь”. “Рабам моим дастся новое имя, которое будет благословляться по всей земле”. “Дом мой назовется домом молитвы всех народов”. Тот же пророк Исайя говорит: “Обнажит Господь святую мышцу свою перед глазами всех народов, - и все концы земли увидят спасение Бога нашего”. Давид же говорит: “Хвалите Господа все народы, прославляйте его все люди”.

Так возлюбил Бог новых людей и открыл им, что сойдет к ним сам, явится человеком в плоти и искупит страданием грех Адама. И стали пророчествовать о воплощении Бога, раньше других Давид: “Сказал Господь господу моему: Сядь одесную меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих”. И еще: “Сказал мне Господь: Ты сын мой; я ныне родил тебя”. Исайя же сказал: “Ни посол, ни вестник, но сам Бог, придя, спасет нас”. И еще: “Младенец родится нам, владычество на плечах его, и нарекут имя ему великого света ангел... Велика власть его, и миру его нет предела”. И еще: “Вот, дева во чреве зачнет, и нарекут имя ему Еммануил”. Михей же сказал: “Ты, Вифлеем - дом Ефранта, разве ты не велик между тысячами иудиными? Из тебя ведь произойдет тот, который должен быть владыкою во Израиле и происхождение которого от дней вечных. Посему он ставит их до времени, доколе не родит тех, которые родят, и тогда возвратятся оставшиеся братья их к сынам Израиля”. Иеремия же сказал: “Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее отроку своему Иакову... После того он явился на земле и жил между людей”. И еще: “Человек он; кто узнает, что он Бог? ибо умирает как человек”. Захария же сказал: “Не послушали сына моего, а я не услышу их, говорит Господь”. И Осия сказал: “Так говорит Господь: плоть моя от них”.

30 сентября 1452 года в Майнце Иоганном Гутенбергом напечатана первая книга — Библия. В Библии содержится множество разных сюжетов. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти самых популярных сюжетов из Библии.

Библия — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет также является священным текстом иудеев. Новый Завет — это вторая часть Библии, собрание из 27 христианских книг, дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной ее не считает.

Рождество Христово

Один из самых важных сюжетов в Новом Завете. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно закону каждый житель империи должен был явиться в свой город. И Иосиф, и Мария были потомками Давида, они направились в Вифлеем. Когда Мария и Иосиф прибыли в город, все гостиницы были уже заняты. У Марии подходил срок родов, поэтому Святое семейство укрылось в пещере недалеко от города, которая использовалась как хлев для животных, где родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисус лежал в яслях для корма для животных. Из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

Видео

Видео: TVRadostmoya

Поцелуй Иуды

Сюжет о поцелуе Иуды есть в трех версиях Евангелия. Иуда Искариот, решив предать Христа, привел множество первосвященников и вооруженный народ, затем Иуда подошел к Иисусу и предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. После этого поцелуя, который был знаком для народа, что Иисуса следует арестовать, начались следующие Страсти Христовы. Поцелуй Иуды Искариота — одна из Страстей Христовых.

Распятие Христово

Казнь проходила на Голгофе, на ней находилось распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте, рядом с ним были распяты два разбойника. Один говорил Христу, что раз Он Христос, то пусть спасет нас и Себя. Второй же разбойник защищал Иисуса и покаялся в своих грехах. Тогда Иисус сказал ему, что будет покаявшийся с Ним в раю.

Воскресение Иисуса Христа

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело полностью преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу. Было рано, на улице стояла темень. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Не обнаружив тела Иисуса Христа, они заметили ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь, и их объял ужас. Ангел же сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

У Александра Яковлевича Аскольдова комиссаром был отец... Герой Гражданской войны, директор завода «Большевик», одного из крупнейших в Киеве. В 37 году его забрали прямо из больницы, где он лечил старые раны, и увезли на Лубянку, в Москву, где и расстреляли. Потом пришли за мамой. Когда её уводили, ночью, он услышал, как старший сказал конвоиру: оформишь её и обратно за мальцом. Саше было пять, он не умел ещё завязывать шнурки, и дверь открывать не умел. Он трогательно рассказывает об этом: как вдруг всё получилось, когда он понял, что надо бежать: ботиночки зашнуровались и стульчик он догадался приставить к двери и вспомнил, как они весело ходили в гости к папиным друзьям, которые жили рядом, и пошел. Это была многодетная еврейская семья, они всё поняли, и и расплакались, схватили; никто из соседей не донёс; а потом сумели отправить бабушке, в Москву. Он искал их после, но следы терялись где-то в Бабьем Яру...

«Очевидно, они погибли, эти люди, приютившие меня, и я думаю, что эта благодарность, которая жила во мне все эти годы к этой семье, и была, в какой-то степени, импульсом, который тоже повлиял на рождение картины, которая стала фильмом «Комиссар».

Бабка моя - простая деревенская женщина, очень умная, очень жёсткая, её девичья фамилия Богородицкая; она ходила в монастырь, ухаживала за очень больной женщиной, которую звали у нас игуменьей... Работала бабка в депо, у Новодевичьего, ночной уборщицей трамваев, а подрабатывала стиркой. Через три года выпустили маму; устроиться было почти невозможно, но она была мужественным, человеком, добилась - взяли нянечкой, мыть горшки...» Александр Аскольдов

Когда началась война, маминого старого друга назначили директором института переливания крови, он смог сделать её своей помощницей. Она развозила кровь по фронтам. И сама сдавала: донору полагался кусочек сахара и кусочек масла... Мамины заслуги помогли сыну врага народа поступить в институт, а после даже стать помощником министра культуры, мама некогда была дружна с Фурцевой...

"В какой-то момент, говорит Александр Яковлевич, я почувствовал абсолютную бессмысленность своей работы чиновничей; оттепель завершилась, и я ушёл. И подал наравне со всеми заявление на высшие режиссёрские курсы; это было очень занятно: люди, которых совсем недавно как бы я экзаменовал в своём министерстве, на этот раз экзаменовали меня. Они улыбались, хихикали. Но прошел. Лишь Ромм спросил, не поздно ли. Я сказал: Михал Ильич, наверно, поздно. Но чиновничеством мне больше заниматься невмоготу. Я хочу попробовать что-то сделать...»

Пришло время снимать дипломный фильм. «И вот, как-то на вечеринке, такой, домашней, приятельница моей мамы, весёлая, хохотушка, вдруг говорит: знаете, я вчера прочитала рассказ Гроссмана, там такая история! Коммисарша приходит в еврейскую семью, ей приспело родить, и так далее... И я выполз из-за стола, в другую комнату, почти не отдавая себе отчета, набросал план будущей картины, и ни о чём больше я думать не хотел. Я наивно думал, что я такую сделаю картину, я такое понимаю про жизнь, что завтра, посмотрев этот фильм, люди станут немножечко лучше. Просто многое меня волновало, я видел огромный диссонанс: межэтнических отношений в стране, меня глубоко ранило абсолютное бескультурье в отношении к религии, возмущало приторное изображение в нашем искусстве Гражданской войны. Я считал, что война - предел безнравственности, а гражданская война - это беспредел». Александр Аскольдов.

Ролан Быков говорил, что Аскольдов первым показал Гражданскую войну как трагедию. Женщина должна любить, рожать и воспитывать детей, а она убивает. Женский образ - образ Руси; матушки. Его осмысление русского апокалипсиса - это продолжение столбового пути всей русской литературы: недаром он окончил филологический и девять лет помогал Елене Сергеевне разбирать Булгаковский архив... Это и "Петроградская Мадонна" Петрова-Водкина, и, конечно, "кони".

«Я увидел этот сон - сон о Комиссаре. Я увидел этих лошадей. Я увидел этих детей. Я не видел, как убивают людей в жизни, и подумал, что же я буду это снимать? Это ж выйдет «киношка». Но я понял, что война, несправедливость, ожесточает. Если она ожесточает ребёнка, что же потом из него вырастет... И вот еврейски погром у меня возник в форме детской игры в погром. Наверное, это аморально - заставлять этих детишек, на минуту, превратиться в зверюшек. Я с большим трудом это снимал. Но результат нравственный - это должно родить такое отвращение к насилию! Которое будет сильнее статей и слов». Александр Аскольдов

«Поначалу, рассказывал Ролан Быков, картину многие поддержали, поскольку тема была поддержана в мире, и хотелось хорошего отношения международных кинематографистов... Но 1-й донос, который был написан на картину, был донос нашего консультанта, раввина московской синагоги. Он написал, что собрались антисемиты Шукшин, Мордюкова и Быков и издеваются над образом еврея. Это письмо пришло в комитет партии... страшная паника. И я попросил Аскольдова, чтоб он мне дал поговорить с этим ребе, и спросил: "Что вас не устраивает?" Он говорит: Почему вы играете такого грязного еврея? Что, евреи такие грязные? Я в ответ: Кто вам сказал, что я играю еврея? Что, играя Гамлета, я должен играть датчанина? Я играю отца семерых детей. Время гражданской войны: на каждом углу парикмахер не работает, бани закрыты, мыла нет: откуда он может взяться, такой чистенький? И потом вы же видите только отдельные кадры, кирпичики, а что я сложу из кирпича, какой храм - не представляете...»

Они познакомились еще в юности, когда Аскольдов обошёл Быкова на конкурсе чтецов. Потом судьба свела их в Питере, когда Александр Яковлевич, чиновник, отправленный Фурцевой закрыть Быковский спектакль, наоборот защитил его... Сначала Ролан Антоныч отказался играть в Комиссаре. Потом подумал и решил сыграть еврея, которого все не любят, так, чтоб полюбили. Так они и построили роль Ефима Магазаника. Естественно, у него нервный срыв, когда надо отдавать комнату комиссарше. Но узнав, что она ждут ребёнка, он шьёт ей платье, отдаёт тапочки, чинит кроватку. А когда она рожает в муках, молится, как за родную.

Меняется не только Ефим. Глядя на эту семью, на Марию, их веру и настоящую любовь - он же умывает ей ноги, как Христос апостолам! - Меняется Комиссар. Комиссар становится женщиной и бежит крестить, посвятить своё дитя Богу. «Послушай, как она поёт! Эта кацапка совсем с ума сошла... То он простудится, то у него жар... - как хорошая еврейская мать, одним словом. - А что ты думаешь? Если женщина надевает кожаные штаны, от этого она становится мужчиной…»

«Для того, чтоб снять сцену «Проход обречённых» нужна была массовка. Где же мне взять столько евреев? Рассказывает А.Я. По совету опутанного человека, надел кепку и пошел к местному раввину. Он меня выслушал и говорит: «Я своё отсидел, ещё за вашу картину сидеть я не хочу, и не могу подставить людей, они мне верят». У меня отчаянье. Пишу письмо секретарю ЦК партии Украины, тов. Скобе: "Я снимаю фильм о революции, о простых людях, о евреях... Помогите!" Что вы думаете? из обкома приехал инструктор, команда была дана, меня только спрашивали, и детей приводить? и детей! А когда массовка та была готова, и мы должны были уже начинать, человек со скрипкой сказал: товарищ Мордюкова, у меня к вам слово. Мы не станем сниматься, потому что над нами будут смеяться потом евреи. Мордюкова говорит: Мы такую картину снимаем, а вы трусите! Эх вы, евреи! Он удалился; кружочек, посовещались; он сказал: товарищ режиссёр, мы будем сниматься. Только ваш фильм никогда не выйдет. Я сказал: выйдет!»

Когда Александра Яковлевича спрашивают, о чём этот фильм, он всегда отвечает: о Любви; к женщине, к детям, к ближнему и о той, самой большой, про которую Господь говорит в Евангелии: как если кто положит душу свою за друзей своих. Клавдия Вавилова, понимая, чем рискуют полюбившие её люди, как бы провидя их будущее, идёт за них сражаться. Зная, что - на верную смерть.

«Больней всего было то, говорит Аскольдов, что первыми стали убивать картину не партийные работники, не КГБ, а братья-художники. На студии был просмотр, фильм не приняли. Его выгнали с работы за профессиональную непригодность! «Топот и свист до сих пор у меня в ушах». Потом его обвинили в растрате казённых денег. Были разбирательства. Запросто могли могли посадить... Сочувствующие говорили: убери сцену холокоста, и от тебя отстанут. Он пожертвовал собой.

Когда наступил момент полного отчаяния - картину смывали, уничтожали весь рабочий материал, он стал писать письма Суслову - прося всесильного идеолога партии сохранить хотя бы одну копию. И Суслов сохранил.

«Самым тяжелым был 86-й год. Когда уже бушевала Перестройка. Когда прошел V съезд кинематографистов и снимались с полок долго лежавшие на них картины... А по поводу фильма «Комиссар» собралась коллегия Госкино, закрытая, где мои коллеги... закопали «Комиссара» в землю. И я оказался в полной изоляции.

Был в июле 87 года фестиваль Московский, рассказывает А.. В рамках этого форума была пресс-конференция. И в ответ на вопрос бразильского журналиста - все ли лежавшие на полке картины уже выпущены на экран? - прозвучало: все. Что-то меня возмутило, что-то иррациональное подняло, подошел к президиуму и сказал: "20 лет назад я снял картину, антивоенную, картину о раковой опухоли человечества - о шовинизме. Я не знаю, хорошая она или плохая. Но я вложил в неё все свои силы и умение. Я прошу вас, посмотрите и скажите - жива она или мертва". Горбачёв на следующий день принимал знаменитого писателя Маркеса - а на этом моём демарше присутствовали Де Ниро, Маркес, Ванесса Редгрейв... - и Маркес, очевидно рассказал Горбачёву, что произошло. Была дана команда, и 11 июля, в том же самом Белом зале дома Кино, где меня исключали из партии и мордовали, показали «Комиссара». Реакция публики была потрясающая. Быков плакал, и всем гостям захотелось узнать побольше о судьбе картины, и в общем, этот просмотр решил её судьбу - «Комиссар» вырвался на свободу». Александр Аскольдов

Краткое описание телепередачи

О великих художниках

Библейский сюжет - программа о произведениях искусства, в которых наблюдаются библейские мотивы. В эпоху Возрождения большинство полотен были посвящены Святому писанию, история и персонажам Вечной книги. Выбирая определенный фрагмент, художник хотел не только показать свое видение сюжета, но и глубже его понять, изучить самого себя и сущность человека. Поэтому на картинах разных мастеров один и тот же фрагмент истории может выглядеть по-разному. Тем не менее именно с их полотен нам известны лица многих святых.

Части целого

В Библейском сюжете каждый выпуск посвящен определенной личности. Ведущий Дмитрий Менделеев рассказывает о художнике и его полотнах, анализирует не только эстетическую сторону работы, но и ее сущность. Мы узнаем о судьбах тех, кто создал картины сотни лет назад, и о самих работах, получивших известность. Одним из героев программы стал Филиппо Липпи. Этот итальянец работал в эпоху раннего Ренессанса, во многом способствовал развитию натурализма в итальянском искусстве. Хорошо известна его “Мадонна с младенцем и двумя ангелами”.

Всегда актуально

Библейские мотивы можно найти в творчестве мастеров любой эпохи, от Возрождения до современности. Всем известен сюжет о возвращении блудного сына. Для своей картины его использовал и Валерий Брюсов, российский художник середины 19 века. Он считается основоположником символизма в изобразительном искусстве. Из онлайн программы Библейский сюжет мы узнаем о его жизни и о знаменитой картине. В судьбе каждого творца есть нечто удивительное.