Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века). Церковь и папство в средневековой Европе Управление финансами при авиньонских папах

В результате превращения христианства в господствующую религию и в Восточной, и в Западной Римской империи сложилась сильная и централизованная церковная организация во главе с епископами, управлявшими отдельными церковными округами (епархиями). К середине V в. образовалось пять центров христианской церкви, или пять патриархий, епископы которых получили титулы патриархов,- в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Дальнейшая история христианской церкви в Византии и на Западе развивалась по-разному, в соответствии с особенностями развития в них феодализма.

В основу своей организации восточнохристианская церковь положила административное деление Восточной Римской империи. При этом из четырёх патриархий, находившихся в составе восточнохристианской церкви (константинопольской, александрийской, антиохийской и иерусалимской), на церковном соборе 381 г. столичная константинопольская патриархия получила первенствующее положение. Сильная императорская власть, сохранившаяся в Византии, стремилась к тому, чтобы, церковь была послушным орудием государства и находилась от него в полной зависимости. Византийские императоры уже на соборах середины V в. были признаны лицами, имеющими верховные права в церкви с титулом «императора-архиерея». Хотя высшим органом восточнохристианской церкви считались церковные соборы, право созыва этих соборов принадлежало императору, который определял состав их участников и утверждал их постановления.

Иным было положение церкви в странах Западной Европы, где произошли весьма существенные перемены после падения Западной Римской империи и исчезновения императорской власти. Принятие христианства «варварскими» королями и знатью способствовало тому, что церковь, внедрившаяся в «варварское» общество, которое переживало процесс феодализации и закрепощения крестьян, смогла занять в этом обществе особое положение.

Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борьбой, епископы «вечного» города Рима, с IV в. именовавшиеся папами, очень рано присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти римских епископов - пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчинённых им монастырях. Во второй половине VI в. номинально зависимые от Византии, власть которой в Италии к этому времени сильно уменьшилась, римские папы стали фактически совершенно самостоятельными. Для оправдания своих притязаний римские папы распространили легенду о том, что римская епископская кафедра будто бы была основана апостолом Петром (считавшимся учеником мифического основателя христианской религии Иисуса Христа). Поэтому свои огромные земельные владения папы называли «вотчиной св. Петра». Эта легенда должна была создать ореол «святости» вокруг римских пап. Папа Лев I (440-461) для подтверждения прав римского епископа на первенство среди других епископов прибег к подлогу. В латинский перевод постановлений первого «вселенского» собора он вставил фразу: «Римская церковь всегда имела первенство». Эти же идеи развивали и последующие папы, несмотря на то, что притязания римских епископов-пап на господствующую роль во всей христианской церкви вызывали самое решительное противодействие со стороны других епископов, в особенности восточных.

Средневековая христианская церковь в своей структуре воспроизводила феодальную иерархию. Так, на Западе главой церкви стал римский папа. Ниже папы стояли крупные духовные феодалы - архиепископы, епископы и аббаты (настоятели монастырей). Ещё ниже находились священники и монахи. Небесный мир средневекового христианства являлся точным воспроизведением мира земного. На самом верху небесной иерархии, по учению церкви, находился всемогущий «бог-отец» - копия земных владык,- окружённый ангелами и «святыми». Феодальная организация небесного мира и самой церкви должна была освятить в глазах верующих феодальные порядки на земле.

Огромную роль в средневековой христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бегства из общества тех людей, которые потеряли веру в возможность избавиться от социального гнёта. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации. Труд перестал быть обязательным для монахов, а об аскетизме монашества периода его зарождения давно было забыто. На Востоке монашество стало крупной политической силой, пытавшейся влиять на дела государства. На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского (480-543), основавшего Монте-Кассинский монастырь в Италии и положившего тем самым начало бенедиктинскому ордену, монашество сделалось верной опорой римских пап и в свою очередь принимало активное участие в политических делах западноевропейских государств.

Всемерно содействуя господствующему классу оформлять и укреплять феодальную зависимость крестьянства, церковь и на Востоке, и на Западе являлась сама крупнейшим землевладельцем. Она получала огромные земельные владения в порядке дарений от королей и крупных феодалов, которые стремились упрочить положение церковной организации, освящавшей их господство. Дарами в пользу церкви они рассчитывали в то же время обеспечить себе «царство небесное». И в Византии, и на Западе церкви и монастыри владели примерно одной третью всей земли. В монастырских хозяйствах работали тысячи крепостных, подвергавшихся ещё более жестокой эксплуатации, чем на землях светских феодалов. Особенно велики были земельные владения церкви в Италии. В V в. три римские церкви - Петра, Павла и Иоанна Латеранского - получали, кроме доходов натурой, ещё 22 тыс. солидов (около 128 тыс. руб. золотом) годового дохода.

Корыстолюбие и жадность духовенства не знали пределов. Огромные земельные богатства были получены церковью путём обманов, подлогов, подделки документов и пр. Клирики и монахи пускали в ход угрозы небесными карами и вымогали завещания в пользу церкви. Церковные владения пользовались правом иммунитета на Западе и подобным же правом экскуссии в Византии. Церковные служители подлежали только церковному суду.

Епископы наделялись также и административными функциями. Всё это возвышало их в обществе и способствовало усилению их власти. Образ жизни высшего духовенства мало чем отличался от образа жизни крупнейших светских феодалов.

Вариант 1

1.Государственная религия в средневековой Японии

1.иудаизм 2.буддизм 3.конфуцианство 4.христианство

2.Правителя средневекового Китая называли

1.Сыном Неба 2.хорезмшахом 3.фараоном 4.ханом

3.Правитель княжества в Индии

4.Распространение индуизма в индийском обществе способствовало

5.Деление индийского общества на касты способствовало

1.быстрой модернизации страны 2.сохранению стабильности в обществе 3.росту политической напряжённости в стране 4.установлению полной зависимости общества от центральной власти

6.Глава административно-управленческого аппарата в Индии

1.цезарь 2.патриций 3.визирь 4.халиф

7.Религия ислам возникла в

1.5 в. 2.6 в. 3.7 в. 4.8 в.

8.Особенности византийского феодализма

1.распространение фемного строя 2.отсутствие государственной собственности 3.отсутствие феодальной зависимости крестьян 4.полная самостоятельность византийских феодалов

9.Византия сыграла большую роль в распространении на Руси

1.театра 2.ислама 3.демократии 4.иконописания

10.В результате кризиса средневекового общества произошло

1.усиление позиций бюргерства 2.прекращение миграции населения 3.укрепление натурального хозяйства 4.усиление феодальной раздробленности

11.Итог кризиса средневекового общества

1.зарождение капитализма 2.гибель варварских государств 3.уничтожение европейской цивилизации 4.укрепление традиционных устоев общества

12.Столица Римской империи была перенесена в город Византий императором

1.Юстинианом 2.Карлом Великим 3.Октавианом Августом 4.Константином 1

13.Значение арабской культуры состояло в распространении

1.искусства иконописи 2.техники строительства крупных соборов 3.греческой системы воспитания и образования 4.открытий и изобретений

14.Характерной чертой культуры Возрождения было

1.отрицание индивидуализма 2.преклонение перед античной культурой 3.признание Священного Писания единственным источником истины 4.понятие о необходимости следовать предначертанному

15.Утвердившийся в Китае принцип конфуцианства «Государство – это большая семья» означал, что в стране

1.была высокая рождаемость 2.все жители были связаны между собой кровнородственными узами 3.легко можно было изменить социальный статус в результате череды перерождений 4.считалось важным повиноваться власти и поступаться личными интересами ради государственных

16.Огромная роль папства в эпоху зрелого Средневековья объяснялась

1.слабостью светских правителей 2.единством христианской церкви 3.отказом церкви от собственности 4.могуществом византийских императоров

17.Высказывание:

Контрольный тест по всеобщей истории 10 класс (Средневековье – Возрождение)

Вариант 2

1.В период сегуната в Японии

1.усилилась власть императора 2.прекратилась междоусобная война 3.проводилась политика изоляции от других стран 4.установилась республиканская форма правления

2.Высказывание: Итак, с самого начала Бог, по-видимому, посчитал это столь достойное и выдающееся свое творение (человека) настолько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и могущественнейшим, - раскрывает сущность понятия

1.гуманизма 2.схоластика 3.теология 4.мистицизм

3.Рост средневековых городов способствовал

1.великому переселению народов 2.развитию товарно-денежных отношений 3.росту урожайности с/хоз культур 4.возникновению феодальной собственности на землю

4.На Востоке в отличие от западноевропейского феодализма

1.сохранилась крестьянская община 2.существовала частная собственность 3.экономика носила аграрный характер 4.государство являлось верховным собственником земли

5.Реконкистой называют

1.отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов 2.завоевание турками территории Балканского полуострова 3.эпоху расцвета культуры в Индии 4.поход крестоносцев на Восток

6.Начало периода Средних веков связывают с

1.возникновением христианства 2.образованием первых империй 3.падением западной Римской империи 4.падением Константинополя и Византии

7.Причиной появления культуры Возрождения стало

1.прекращение войн 2.развитие рыночных отношений 3.распространение рыцарской литературы 4.усиление позиций Византии на международной арене

8.Значение Византийской империи в истории

1.заложила основы демократии 2.остановила продвижение варварских племен на запад 3.стала связующим звеном между Античностью и Новым временем 4.стала родиной истории и философии

9.Родиной культуры Возрождения была

1.Германия 2.Византия 3.Франция 4.Италия

10.Те же обязанности, что рыцари в западной Европе, в Японии выполняли

1.самураи 2.легионеры 3.кшатрии 4.шэньши

11. «Закрытие» Японии от внешнего мира в 17 в. привело к

1.установлению режима сегуната 2.быстрому развитию капитализма 3.консервации феодальных порядков 4.выселению всех жителей из приморских городов

12.В Индии, в отличие от других государств Востока, в Средние века существовала

1.демократия 2.власть-собственность 3.варно-кастовая система 4.сильная теократическая монархия

13.Распространение индуизма в индийском обществе способствовало

1.сохранению традиционализма 2.росту социальной напряженности 3.созданию сильного централизованного государства 4.быстрому перемещению людей по социальной лестнице

14.Причина расцвета арабской культуры

1.соединение духовных традиций Востока и Запада 2.повсеместное распространение латинского языка 3.создание университетов во всех крупных городах 4.распространение греческого алфавита

15.Причина появления средневековых городов в 1-11 вв.

1.прекращение войн 2.появление университетов 3.развитие ремесла и обмена 4.появление централизованных государств

16.Религия ислам возникла в

1.5 в. 2.6 в. 3.7 в. 4.8 в.

17.Правитель княжества в Индии

1.раджа 2.эмир 3.визирь 4.халиф

Зависимость от светской власти снижала моральный уровень духовенства и церковную дисциплину. Не соблюдались монастырские уставы, вырождалось монашество, на монахов смотрели как на невежд и бездельников. Это подтолкнуло монашество к движению за реформу монастырей, повышение роли духовенства и освобождения церкви от светской зависимости. Это движение зародилось в середине X в. в аббатстве Клюни в Бургундии и получило название клюнийского .

Одним из руководителей клюнийского движения был монах Гильдебрант, при участии которого в 1059 г. было принято решение, что папу должны избирать кардиналы без какого-либо вмешательства светской власти. Кардиналов мог назна-чать только действующий папа, императоры же теряли возможность влиять на их решение.

В 1073 г. Гильдебрант стал папой и принял имя Григория VII. Новый папа начал осуществлять клюй и некую программу на практике. Он запретил белому духовен-ству вступать в брак, а епископам — принимать светскую инвеституру. Григорий VII выдвинул также идею о том, что духовенство во главе с папой стоит над королями и светской властью.

Именно из-за этого возник конфликт между Григорием VII и немецким импе-ратором Генрихом IV. В 1076 г. император объявил Григория VII недостойным папского сана. В ответ Григорий VII отлучил Генриха IV от церкви, освободив его подданных от присяги. Так началась борьба за инвеституру. Император был вынужден уступить, ведь отлученный от церкви монарх не мог править государ-ством. В январе 1077 г. Генрих IV прибыл к замку Каносса, где тогда пребывал папа.

Император три дня стоял под стенами замка босым, на снегу, в лохмотьях, и умолял папу простить его. На чет-вертый день Генриха допустили к папе, и он припал к его ногам с мольбой: «Святой отче, помилуй меня!» Григорий VII даровал императору отпущения грехов.

Но драматизм каносских событий остался без последствий: вскоре Генрих опять назначал епископов. В борьбе за инвеституру епископов папа оказался фак-тически побеждённым. Ему пришлось покинуть Рим и искать убежища в Салерно, где он и умер в 1085 г. Но Григорий VII добился главного укрепления автори-тета папства. В итоге, враждующие стороны пришли к согласию, и в 1122 г. заключили в Вормсе договор. Он закреплял отказ императора от права назначать еписко-пов, их свободно выбирали. Однако за императором и за папой сохранялось право утверждать их на должности. Инвеститура была поделена на светскую и духовную. В Германии сначала император вручал новоизбранному епископу скипетр (светская инвеститура), а папа перстень и посох (духовная инвеститура). В Италии и Бургундии всё было наоборот — духовная инвеститура предшествовала светской.

Император Генрих IV в замке Каносса. Миниатюра. XII в.
Папа Иннокентий III. Фреска. XIII-XIV в.

Наивысшего могущества папство достигло во время понтификата Иннокентия III (1198-1216) . Это был один из самых влиятельных римских пап эпохи Средневековья. Он пытался укрепить церковь, урегулировать отноше-ния с императорской властью и установить главенство над ней. Иннокентий III восстановил все папские впа-дения в Италии. Если его предшественники называли себя «наместниками святого Петра», то Иннокентий III провозгласил себя «наместником Бога на земле».

В 1274 г. но время понтификата Григория X был при-нят новый порядок избрания пап конклавом кардиналов. Слово «конклав» в переводе с латыни означает «замкну-тая комната». Теперь кардиналам надлежало проводить заседание в полной изоляции от внешнего мира. Если на протяжении трех дней кардиналы не смогли выбрать папу, то им давали на обед и ужин только одно блюдо, а через пять дней только хлеб и воду. Такие усло-вия должны были способствовать ускорению процесса избрания папы. Материал с сайта

После смерти Климента IV в 1268 г. в городке Витербо собрались кардиналы, чтобы избрать нового папу. Но на протяжении полутора лет кардиналы так и не смогли договориться. Их споры так надоели городской власти, что двери дома, где заседали кардиналы, закрыли. Им давали столько пищи, чтобы они не умерли от голода. Это подействовало и 1 сентября 1271 г. кардиналы избрали папой Григория X. Чтобы избежать подобных скандальных задержек. Григорий X внедрил систему конклава, которая, по сути, сохранилась до наших дней.

В конце XIII в. папство, казалось, одержало решительную победу. Но конфликт светской и духовной власти повлиял на политическое и моральное сознание евро-пейцев. Обе власти, беспощадно обвиняя друг друга, вносили в умы людей смятение, затемнявшее ореол непогрешимости как пап, так и императоров.

Инвеститура (от латин. investio — одеваю) — 1) церемония введения вассала во владение земельным феодом (светская инвеститура); 2) назначение на церковные должности (духовная инвеститура).

Кардинал (от латин. cardinalis «главный») — следующий за Папой Римским чин в католической церкви. Должность кардиналов существует с VI в., когда папы начали делить свои обязанности с епископами. Кардиналы стали первыми советниками и помощниками в церковных делах. Знак кардинальского чина — красная шапочка — воспринимается как символ готовности пролить кровь за церковь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • возвышение папства в эпоху развитого средневековья

В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и у светских феодалов.

Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало также немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.

Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениями сюзеренитета - вассалитета. Так, со времен Карла Великого епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей- вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.



С конца X в. церковь предприняла попытки хоть частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели (сначала только по воскресеньям, а затем этот запрет распространился на время от вечера среды до утра понедельника). Постановления о «Божьем мире» требовали от феодалов не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.

Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила - церковь во главе с папством - сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.

Вершиной политического могущества папства стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). В своей борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.

Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший затем «великий раскол» (1378 - 1417), происходивший во время Столетней войны и едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.

Место современной России в мире»


Контрольная работа по дисциплине «ОУД.04 История» Вариант 2.

I. Эпоха средних веков

1. Период с XIV-XV вв. в истории стран Западной Европы получил название:

1) эллинизм 2) эпоха борющихся царств

3) Каролингское возрождение 4) позднее Средневековье

2. Наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы, в Средние века:

1) феод 2) колонат 3) полис 4) интердикт

3. Огромная роль папства в эпоху зрелого Средневековья объяснялась:

1) слабостью светских правителей 2) единством христианской церкви

3) отказом церкви от собственности 4) могуществом византийских императоров

4. Рост средневековых городов способствовал:

1) Великому переселению народов 2) развитию товарно-денежных отношений

3) росту урожайности сельскохозяйственных культур

4) возникновению феодальной собственности на землю

5. Причиной коммунальных движений в Средние века стало:

1) стремление феодалов подчинить своей власти города

2) повышение стоимости коммунальных услуг

3) распространение социалистических учений 4) возникновение университетов

6. Вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью:

l) ересь 2) схоластика 3) схизма 4) уния

7 . Проявлением кризиса Средневековья в XIV-XV вв. стал рост:

1) влияния церкви 2) влияния рыцарства

3) численности населения 4) числа военных конфликтов и народных восстаний

8. Возникновение на территории Византийской империи Латинской, Никейской империй и других государств стало следствием:

1) Столетней войны 2) восстания иконоборцев

3) захвата крестоносцами Константинополя 4) захвата турками-османами столицы государства

9. Успешная исламизация местного населения на захваченных арабами территориях объяснялась:

1) высоким жизненным уровнем населения 2) экономической политикой, проводимой арабами

3) заключением унии между римским папой и халифом

4) отсутствием конфликтов среди правящей верхушки халифата

10 . Религия ислам возникла в:

1) V в 2) VI в 3) VII в 4) VIII в

11. На Востоке в отличие от западноевропейского феодализма:

1) сохранилась крестьянская община 2) существовала частная собственность

3) экономика носила аграрный характер 4) государство являлось верховным собственником земли

12. В Индии, в отличие от других государств Востока, в Средние века существовала:

1) демократия 2)власть-собственность 3)варно-кастовая система 4)сильная теократическая монархия

13. В период сегуната в Японии:

1) усилилась власть императора 2) прекратились междоусобные войны

3)проводилась политика изоляции от других стран4)установилась республиканская форма правления

14. «Закрытие» Японии от внешнего мира в XVII в. привело к:

1) установлению режима сегуната 2) быстрому развитию капитализма

3) консервации феодальных порядков 4) выселению всех жителей из приморских городов

15. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?

1) Аскольда 2) Дира 3) Рюрика 4) Олега

16 .С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей 2) с дунайскими походами

3) с разгромом хазар 4) с разгромом печенегов

17 . Кто из князей осуществил поход на Царьград в 907 г.?

1) князь Олег 2) князь Игорь 3) князь Владимир 4) князь Святослав

18 .Как назывался сборник законов Древнерусского государства?

1) «Повесть временных лет» 2) Русская Правда

3) Соборное уложение 4) Судебник

19. Укажите годы правления князя Владимира Святого.

1) 862-879 гг. 2) 912-945 гг. 3) 980-1015 гг. 4) 1113-1125 гг.

20. Какое из перечисленных событий относится к X в.?

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) подписание первого письменного договора Руси с Византией

3) начало составления Русской Правды

4) крестовый поход Руси против половцев

II. События IX- XVIII вв.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1.Смоленская война.

2.Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии.

3.Установление автокефалии Русской православной церкви.

2. Установите соответствие между событием (обозначено буквами) и годом, когда оно произошло (обозначено цифрами).

Событие Год
А) Битва на р. Воже Б) первый Земский собор В) Невская битва Г) Любечский съезд 1) 882 г. 2) 1097 г. 3) 1378 г. 4) 1549г. 5) 1240 г. 6) 1242 г.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) периода правления Екатерины II (1762-1796).

Найдите и отметьте порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

1.Уложенная комиссия 2.секуляризация 3.Государственный совет 4.именитый гражданин 5.вооруженный нейтралитет 6.земство

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Увеселительные собрания-балы в домах российской знати, введённые и регламентированные Петром I________

5. Установите соответствие между процессом, явлением или событием (обозначено буквами) и фактом, относящимся к этому процессу, явлению или событию (обозначено цифрами).

6 .Установите соответствие между фрагментом исторического источника (обозначено буквами) и его краткой характеристикой (обозначено цифрами).

Фрагменты источников

А) «В год 6390. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира…»
Б) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: "Отец у тебя умер". И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Он же отвечал: "Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками. Между тем Святополк, исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису: "Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению", но сам обманывал его, чтобы как-нибудь его погубить.»

Характеристика:
1) Речь идёт о событиях IX в.
2) Речь идёт о событиях X в.
3) Речь идёт о событиях XI в.
4) Упомянутый в тексте князь стал одним из первых русских святых.
5) После событий, описываемых в отрывке, начался распад единого Древнерусского государства.
6) Личность, упоминаемая в тексте, погибла в результате восстания данников.

7. Что из перечисленного относится к периоду единоличного правления Петра I (1696-1725)? Выберите 3 варианта из списка.

1.появление полков нового строя 2.введение рекрутского набора в армию

3.учреждение Синода 4.введение единой денежной системы

5.основание первого академического университета 6. введение Григорианского календаря

8. Установите соответствие между событием (обозначено буквами) и участником этого события (обозначено цифрами).

9. Заполните пустые ячейки таблицы (обозначено буквами) необходимыми по смыслу элементами из списка (обозначено цифрами).

Пропущенные элементы:
1) битва на р. Калке 2) Четвёртый крестовый поход 3) XVII в. 4) битва за Москву 5) XIV в. 6) провозглашение Англии республикой
7) Жакерия во Франции 8) XX в. 9) битва на р. Шелони

10. Прочтите отрывок из исторического источника:
«Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми... поехал с Москвы в село в Коломенское…
Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися … Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее прибрал быти с ним в опричнине, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика…Декабря 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре, а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу…
А генваря в 3 день прислал царь… список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его…И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил…»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Выберите 3 варианта из списка.

1.События, описываемые в отрывке, послужили началом Смутного времени в России.

2.Во время описываемых событий Россия участвовала в войне против Швеции.

3.Правитель, описываемый в отрывке, был последним представителем своей династии у власти.

4.Вслед за описываемыми событиями страна была юридически разделена на две части.

5.Система управления государством, сложившаяся в результате описываемых событий, просуществовала до смерти правителя, учредившего её.

6.В результате описываемых событий в течение нескольких лет представители различных социальных групп подвергались различным репрессиям.

11. Установите соответствие между памятником культуры (обозначено буквами) и его автором (обозначено цифрами).

12. Какие суждения об этой картине являются верными?

Выберите 2 варианта из списка.

1.На картине изображен Московский Кремль.

2.События на картине относятся к XV в.

3.Показанные на картине события являлись одним из эпизодов Смутного времени.

4.Показанное на картине событие - набег хана Тохтамыша на Москву.

5.Современником событий, показанных на картине, был Сергий Радонежский.

13. Какие два деятеля были современниками изображенного на картине события?

Выберите 2 варианта из списка.

1. 2.

3. 4.

Рассмотрите изображение и выполните задание.

14. Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными?

Выберите 2 варианта из списка.

1.Собор построен в честь победы России в Северной войне.

2.Собор имеет нетипичную для православных храмов форму в связи с настоянием тогдашнего правителя России.

3.Собор является памятником классицизма.

4.Собор являлся царской усыпальницей.

5.Собор был уничтожен после прихода к власти большевиков.

Рассмотрите карту и выполните задание

15. Укажите год, в котором произошло событие, обозначенное на схеме цифрой 1 .

16. Назовите населённый пункт, в котором был подписан мирный договор, завершивший войну, ход которой воспроизведен на карте.

17. Напишите фамилию командира, действия сил которого обозначены на карте розовыми стрелками.

18. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите 3 варианта из списка.

1.Флот противника России в данной войне обладал превосходством.

2.Командующими русской армией в этой войне были Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, Н. В. Репнин.

3.По результатам войны за Россией был окончательно признан Крымский полуостров.

4.Болгария являлась независимым государством в период войны, события которой обозначены на схеме.

5.Одновременно с событиями, обозначенными на схеме, Россия вела боевые действия на севере.

6.Война, события которой обозначены на схеме, являлась третьей войной с данным противником для России в XVIII в.

III. События XIX- XX вв.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти

1) от­ме­на кре­пост­но­го права в России 2) Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция в Германии

3) Столыпинская аграрная реформа

2. Все приведенные термины, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XIX в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду 1918–1920 гг. Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

1)продразверстка 2)красноармеец 3)нэпман 4)махновщина 5)распутинщина 6) наркомат

4. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А) «Император всеми способами пытался вырвать корни тех злоупотреблений, которые проникли в аппарат управления, и которые стали явными после раскрытия заговора, обагрившего кровью его вступление на престол. Исходя из необходимости организовать действенное наблюдение, которое со всех концов его обширной империи сходилось бы к одному органу, он обратил свой взгляд на меня с тем, чтобы сформировать высшую полицию с целью защиты угнетённых и наблюдения за заговорами и недоброжелателями. Я не был готов к исполнению такого рода службы, о которой у меня было самое общее представление. Но осознание благородных и спасительных намерений, которые требовали её создания, и моё желание быть полезным моему новому государю заставили меня согласиться и принять это новое место службы, которое его высокое доверие пожелало организовать со мной во главе».

Б) «Все из присутствовавших были готовы действовать, все были восторженны, все надеялись на успех, и только один из всех поразил меня совершенным самоотвержением; он спросил меня наедине: можно ли положиться наверно на содействие 1-го и 2-го батальонов нашего полка; и когда я представил ему все препятствия, затруднения, почти невозможность, то он с особенным выражением в лице и в голосе сказал мне: "Да, мало видов на успех, но всё-таки надо, всё- таки надо начать; начало и пример принесут плоды". Ещё теперь слышу звуки, интонацию - "всё-таки надо", - то сказал мне Кондратий Фёдорович Рылеев».

Характеристики

1) В документе речь идёт об императоре Александре I.

2) Данный фрагмент - отрывок из воспоминаний А. X. Бенкендорфа.

3) В отрывке описана ситуация, сложившаяся в период междуцарствия.

4) В отрывке идёт речь о создании III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

6) В отрывке упомянут известный российский поэт, живший в середине XIX в.