Терновый венец: от Голгофы до Парижа. Портал "дивное дивеево" Что было на голове у иисуса

Выражение «терновый венец» означает перенесенные мучения, страдания. Она напоминает о том, что более двух тысяч лет назад Спасителю мира Иисусу Христу римские воины надели венок на голову. Он был сплетен из колючего терна и вызывал сильную боль. Терновый венец в древние времена надевали осужденным преступникам в отличие от победителей, головы которых венчали венками из лавра.

Терновый венок из евангельской истории в некотором роде представляет собой загадку. Ведь римляне времен Иисуса Христа чтили свои законы. В соответствии с они не должны были издеваться таким образом над человеком, приговоренным к крестной смерти. Фактически воины должны были воздерживаться от насмешек над осужденным и его религиозными убеждениями. В чем же дело и не является ли евангельский эпизод аллегорией? Так можно было думать, если бы не тот факт, что терновый венец на самом деле существовал.

Некоторые ответы удалось получить благодаря археологическим находкам. При раскопках обнаружили резиденцию прокуратора Иудеи. Вместе с ней была найдена и гарнизонная тюрьма, а также так называемый Лифостротон - каменный помост, на котором находился Иисус Христос во время суда, проводимого Пилатом. Каменные плиты Лифостротона сохранили на себе некоторые изображения, которые можно рассмотреть и в наши дни.

Это символы, которые предположительно служили римским воинам в качестве игры в кости. Человек, победивший в состязаниях, заслуживал своеобразной "чести". Он получал право облачиться в подобие царской порфиры, а также на его голову надевали игрушечную корону и вручали "скипетр" (деревянную палку). Также "Король игры" удосуживался почестей. В частности перед ним преклонялись и даже удовлетворяли любые его прихоти.

Воинам было известно, что Иисуса обвиняли в том, что он якобы претендовал на царский трон Иудеи. Вполне возможно, что, выполнив приказ прокуратора в отношении бичевания пленника, солдаты жестоким образом решили поиграть с осужденным. В Евангелиях пишется, что для такого "представления" воины собрали "весь полк". Облачив страдающего Спасителя в багряницу, на его голову римские воины водрузили терновый венец, а в руки дали палку. Как известно, далее они начали оказывать Ему мнимые почести и, падая пред Ним на колени, восклицать: "Радуйся, Царь Иудейский!".

Можно также предположить (с точки зрения истории), почему допустил подобное обращение с уже осужденным Спасителем. Ведь вначале прокуратор Иудеи колебался в отношении Христа и даже имел намерение отпустить Его. Но разъяренная толпа подняла сильный шум. Были слышны выкрики в адрес Пилата, намекающие на его неверность Кесарю. Несложно догадаться, что прокуратор, опасаясь гнева властителя Римской Империи, решил умилостивить толпу и позволил солдатам излишнее глумление над Христом.

А как описываемые события можно толковать в Свете Священного Писания - Библии? В книге пророка Исаии сказано, что Спаситель возьмет на себя грехи всех людей. Фактически принесенный в жертву Христос освобождает верующих от греховной натуры, которую они унаследовали от Адама.

Но если вернуться к библейским событиям, описанным в то можно узнать, что когда Земля была проклята, Господь сказал Адаму, что она более не станет давать человеку силу и начнет производить терния. После в книгах практически всех Псалмах Давида и других разделах Библии можно прочесть, что однажды явится Спаситель Мира, который освободит человечество от наказаний и проклятий, болезней и рабства греха.

Сказано в 53 главе Книги Пророка Исаии, что грехи всех верующих Господь возложил на Христа, а также их болезни и немощи. Поскольку Всевышний Творец справедлив и выполняет божественный замысел до конца, то на Кресте совершилось не только Искупление человека. На голову Сына Божьего был водружен терновый венец. Таким образом, от проклятия была искуплена и Земля.

В настоящее время реликвия находится в ризнице и является одной из главных святынь Франции.

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», – первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», – изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции – 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но “страхи” напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
– Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
– Какой кардинал?! – изумляется охранник.
– Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.

Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы

Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение

Стоим последние минуты у Венца, заключенного в хрустальный оклад.

Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.

«Визит Святейшего Патриарха Алексия произвел колоссальный резонанс во французском обществе. Речь в ПАСЕ обсуждало все общество, конечно, были и положительные, и критические суждения, но так уж принято в Европе. Главное, что практически никого она не оставила равнодушным. А когда мы привозили группу паломников поклоняться венцу, Святейший Патриарх служил молебен, в Собор почти невозможно было войти – приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков», – рассказывает руководитель паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей Китнис.

“Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный”. Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише – икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.

Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.

Терновый венец Спасителя

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) хранится одна из величайших святынь христианского мира - Терновый венец Спасителя, тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 г. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 г. король Людовик IX, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 г. в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 г., для этих реликвий в центре Парижа на острове Сите была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом Честного Креста здесь хранился также один из Гвоздей, вбитых в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время революции конца XVIII в. Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 г. между Наполеоном I и римским папой Пием VII святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 г. Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией. Поскольку желающих поклониться святыням очень много, очередь к ним необходимо заниматься заранее, до начала церемонии в 15 часов.

Из книги Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации Серия «Терновый венец России» Книга пятая. «Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог

Из книги Николай II в секретной переписке автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Николай II в секретной переписке. Серия «Терновый венец России» Книга третья. “Да поможет Господь Бог России” Николай Посвящается памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева;20.10./2.11.1995), благословившего этот труд«Судьба Царя -

Из книги Титаны и тираны. Иван IV Грозный. Сталин автора Радзинский Эдвард

Венец Марины Хотя в польском плену вместе с русским посольством оказался Филарет (только тогда послы поняли коварный план Жолкевского - увезти в Польшу всех влиятельнейших московских людей), хотя страшным огнем выгорела Москва, захваченная все-таки поляками, хотя в

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Жестяной венец Уход из политики и жизни Левана и развал Одиши позволили слегка укрепиться уже почти сломленным Багратионам. На шатающемся престоле сидел в это время Александр III, наследник удавленного Георгия, – его Леван продолжал всячески щемить и унижать, а его

Из книги Реликвии и скоровища французских королей автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого 26 октября 1804 года Поль д’Астрос, священник собора Парижской Богоматери, шел в Национальную библиотеку, что находилась на улице де Ришелье. Ему была назначена встреча с Обеном-Луи

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм Христа Спасителя Нынешнему поколению уже, наверное, трудно понять, чем был для России храм Христа Спасителя, олицетворявший национальную гордость державы, которая победила в жесточайшей схватке наполеоновскую армию, не пощадившую большинство европейских

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

«Гибель Спасителя» О детстве вспоминать не хотелось. Ничего хорошего там не было. Были нужда и голод. Помнил согбенную спину отца, тачавшего сапоги, усталую и озабоченную мать. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, а мать - священником. На этой почве часто возникали

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Три Спасителя мира Еще одно изменение в зороастризме, которое может быть отнесено к эпохе Ахеменидов, касается веры в Спасителя мира – Саошйанта. Эта вера развилась в ожидание трех Спасителей, каждый из которых будет рожден девственницей от семени пророка. Такое

автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец 11 сентября пошло по второму кругу. Поначалу с определенной тенденцией к смягчению, не потому, что доказательств измены не было (это мало кого волновало), а просто за скандальный повод уцепились оппоненты президента Адамса и «хозяев жизни» - демократы-либералы

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец Так все и кончилось. Особо отпетые лесовики дрались с американцами аж до 1913 года, но их действия все больше скатывались к бандитизму с легким, все более выцветающим политическим оттенком. Новым владельцам островов эта уголовщина головной боли не причиняла. Для

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Б. Турчанинов ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ Гробокопатели На огромном Нахичеванском кладбище в склепах (и не только там) скрывались застигнутые врасплох в чужом городе во время большевистского восстания и грянувшего за ним террора «солдатских и рабочих депутатов» офицеры,

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Царский венец 16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля Иван IV торжественно венчался на царство. Отныне великий князь Иван Васильевич именовался «царем и великим князем всея Руси». Это стало вызовом ближайшим соседям – Казанскому и Крымскому ханствам,

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «терновый венец» Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие

Из книги Команданте Чавес [Его боялась Америка] автора Чернов Виктор

Глава 5. Терновый венец команданте Чавеса «Дай мне свой терновый венец, Христе, дай мне его, чтобы я кровоточил, дай мне свой крест, сотню крестов, и я понесу их вместо Тебя. Но дай мне жизнь, чтобы я мог работать для моего народа и моей страны. Не забирай меня пока». Молитва

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18.7. Терновый венец Христа и лавровый венок Ромула Когда царь Ромул шел с «победным Древом» на плече, окруженный солдатами и народом, У НЕГО НА ГОЛОВЕ БЫЛ НАДЕТ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК. Плутарх пишет, будто Ромул сам «украсил свои длинные волосы лавровым венком» , с. 48. На старинной


До наших дней сохранилось описание Тернового Венца, сделанное Николаем Месаритом - ризничим императорского храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается Терновый Венец. Еще зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться - гладкий и нежный»...


Подлинный Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа - эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, - хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме , а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями - освобождение Святой Земли от иноверцев, - обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры - Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов - их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены , императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу .

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 - в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками . Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II . В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Известны многочисленные случаи чудесной помощи от Венца Спасителя.


По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Ирина Есинская

800 лет назад Святой Терновый венец был захвачен крестоносцами в Константинополе. В скором времени король Франции, Людовик Святой, выкупил его за небывалую цену – половину годового государственного бюджета страны.

В момент прибытия выкупленной святыни во Францию Людовик IX Святой торжественно встретил реликвию в 40 километрах от Парижа. Король снял с себя все королевские регалии и обувь. Он понес на плечах реликвию в Париж, будучи босым, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, в сопровождении большой торжественной процессии.


Реликварий Тернового венца на афише выставки в Кремле

Святой Терновый венец хранится в реликварии, который представлен на выставке в Музее Кремля “Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель”.

  • Святой Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.
  • Реликварий – вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение

Реликварий тернового венца на выставке в Московском кремле “”Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель”

Произведение: Реликварий Святого Тернового венца

Дата и место создания: Париж, 1806

Материалы: Золото, серебро, хрусталь

Диаметр произведения: 28,2 см

Место постоянного хранения: Сокровищница собора Парижской Богоматери

Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан данный реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя для размещения в нем венца. Перемещение святыни в колбу было произведено 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.

“Обруч” из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещен в первый реликварий из хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченного серебра. Эти две части соединены тремя креплениями в виде растительного орнамента также из золоченного серебра.


Первый реликварий Тернового венца

Вся описанная выше конструкция помещается во второй реликварий формы земного шара из золоченной меди, который сейчас также хранится в сокровищнице парижского собора Нотр-Дама. Второй реликварий поддерживают три ангела и венчает крест, фигура коленнопреклоненной Веры и лев, символ “колена Иудина”. Второй реликварий выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого , держащего в руках доставленную в Париж святыню.


Оба реликвария были сделаны одним ювелиром – Жаном-Шарлем Кайе (1772-1849).

По задумке и воплощению автора, поскольку терновый венец находился внутри глобуса, внешне он не был доступен для обозрения публики. Возможно именно по этой причине в 1862 году был сделан новый внешний реликварий Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком при содействии скульптора Жоффруа-Дешома. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном. С этого времени посетители могли внешне видеть реликвию.

Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)

Стиль

Все реликварии созданы в стиле ампир , появившийся в послереволюционный период наполеоновской Франции.

  • Ампир происходит от французского empire «имперский стиль». Основные источники творческого переосмысления и вдохновения – искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности Ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой – идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов .

Реликварий тернового венца в Соборе Парижской Богоматери (не экспонируется на выставке в Кремле)

История приобретения Тернового венца Людовиком Святым

С IV до середины XI века Терновый венец был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец перенесли в Константинополь. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, в их руки попал и императорский дворец Константинополя Буколеон с часовней, в котором хранились реликвии, количество которых их потрясло . Но самый важный комплекс – реликвии Страстей.

Есть описание, сделанное рыцарем Робером де Клари, который перечисляет все, что они увидели в императорской часовне во дворце: терновый венец, большой фрагмент истинного креста, копье Лонгина, губка, пропитанная уксусом и желчью, которую подавали Христу, гвоздь от Распятия. .. Там было немало и других святынь, связанных и с почитанием Богородицы, и с другими святыми.

Крестоносцы отдавали себе отчет в ценности этих реликвий, которые были немедленно поставлены под охрану и перешли в собственность новых императоров Латинской империи (просуществовавшей с 1204 по 1261 год). Но они постепенно начинают реликвии закладывать и продавать, поскольку их положение крайне непрочное в силу того, что у них мало и военных, и финансовых сил.

Латинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации, но в итоге терновый венец был продан Людовику Святому, который обошелся вдвое дороже, чем последующее возведение Сент-Шапель. Причем когда Балдуин II приехал на переговоры во Францию для ведения переговоров, его бароны уже заложили терновый венец венецианцам. Его выкупают у них. На нашей выставке в Кремле представлена грамота о залоге венца итальянскому банкиру Никколо Квирино – удивительный документ той эпохи.

Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX Святой торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах , вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.


Сент-Шапель на острове Сите в Париже

Сент-Шапель

После в рекордные сроки, за неполных три года, для святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапель (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) - один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.

Сент-Шапель представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.

За свою легкость и красоту Сент-Шапель по праву считается шедевром французской готики.


Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие не было осуществлено.

Судьба реликвий из Сент-Шапель плачевна. Большая часть погибла в ходе Великой Французской революции: реликварии были переплавлены, а реликвии выброшены. Терновый венец уцелел благодаря тому, что его передали в Национальную библиотеку Франции, но вынули из реликвария (тот представлял собой большую готическую корону с драгоценностями), а сам венец разломили на три части.

Вернулась реликвия в начале XIX века уже в Нотр-Дам, в ведение архиепископа парижского. Сент-Шапель перестала быть действующей часовней даже после реставрации монархии.

История реликвария Святого Тернового венца

За несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон Бонапарт решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.

В 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу с другими реликвиями. Эти бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню святынь прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.

Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.

Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.

Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец.

С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Людовик Святой с Терновым венцом

Значение приобретения Тернового венца для Франции

Приобретение Тернового венца было новым политическим капиталом для Франции и династии Людовика Святого, династии Капетингов. Людовик прекрасно осознавал, что необыкновенно поднял свой престиж и во Франции, и в европейском масштабе . Хотя паломническая карта Европы очень богата, но реликвии Страстей в этой иерархии стоят выше всего.

Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века.

Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne - Святая корона).

Когда король строил Сент-Шапель, то сделал ее дворцовой капеллой, подчеркивая, что лично он обладает святынями.

В глазах его современников эти реликвии освящали и защищали всю Францию. Их присутствие – важный фактор формирования национального самосознания французов.

Достаточно быстро Людовик Святой стал отделять от тернового венца шипы и рассылать их и в пределах Франции (например, в аббатства, которые он основывал), и за ее пределы . Скажем, в Ассизи, город, связанный с именем Франциска Ассизского, которого он очень почитал и отправил туда и часть ризы, и один из шипов венца (он до сих пор там хранится). Он хочет связать христианский мир почитанием общих реликвий. Сейчас розданные им шипы находятся и во Франции, и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии.