Понятие процесса развития диалектическое отрицание. Диалектическое отрицание как момент развития. Почему он так называется

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

Диалектическое развитие от низшего к высшему

Материальный мир существует вечно. Но эта вечная жизнь материи слагается из постоянной смены ее отдельных форм. Они возникают, существуют и исчезают, сменяются другими формами.

Образуются и погибают звезды в беспредельных просторах вселенной, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли, в бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих поколений возникают и исчезают виды растений и животных. Не вечны и формы общественной жизни. Они возникают, развиваются, крепнут, а затем стареют, сменяются другими общественными формами. Так, на наших глазах происходит смена капитализма социалистическим общественным строем.

Постоянное рождение все новых форм, непрестанная смена устаревших форм новыми - в этом проявляется вечное движение и развитие материи.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».



В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

«В диалектике, - говорит Энгельс, - отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом» 14 .

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».

В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

30.Закон диалектического отрицания.

Закон отрицания отрицания - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», к-рое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, к-рое одновременно выстулает как сохранение (Снятие). «...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» (Маркс К., Энгельс Ф). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» (Ленин). И в мышления это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание ). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира. О. о. з. относится к большим циклам развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое. Так, коммунизм, будучи отрицанием капитализма, кладет конец развитию об-ва в форме смены общественно-экономических формаций, что не исключает диалектического отрицания, специфика к-рого обусловлена неантагонистическим характером противоречий нового об-ва.

Третий закон диалектики -закон отрицания отрицания от­ражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно об­ладает диалектической природой. Эта диалектическая природа про­является в том, что отрицание представляет собой единство трех ос­новных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в раз­витии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процесса разви­тия трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, нако­нец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Особенности диалектического отрицания. Воспроизведение в познании сущности исследуемого объекта предполагает выявление основы - основного, определяющего звена (свойства, отношения), изменение и развитие которого обусловливало формирование целого, становление и развитие его сущности. Взяв за исходное это звено, субъект познания выводит (объясняет) из нее возникшие или изменившиеся под его воздействием свойства и связи, составляющие сущность исследуемого целого. Чтобы вывести те или иные свойства или связи сущности из основы, субъект должен ее представить в движении, изменении, развитии. Но это делает необходимым раскрытие в ней противоречий, противоположных сторон, тенденций. Раскрывая противоречия, познающий субъект прослеживает их развитие и обусловливаемое последним изменение объекта и выявляет, что развитие осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими. Специфика такого отрицания, его универсальные формы и связанные с последними диалектические закономерности отражаются в категориях «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания».

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производится через отрицание.

Отрицание трактовалось по-разному. Так, в античном обществе в определенные периоды высказывались взгляды, что все новое - хуже старого, что общество, нравы и язык деградируют, портятся. Под отрицанием здесь понимается возврат к прошлому. Иной тип отрицания предлагают откровенные нигилисты, которые стремятся отбросить, уничтожить, полностью преодолеть старое явление. Такое понимание отрицания как уничтожения весьма характерно для метафизической философии. Наконец, отрицание можно понимать как переход к чему-то принципиально новому, в частности, как переход в противоположность, где, однако, связь с прошлым не порывается: все лучшее из старого сохраняется в новом. Это - диалектическое отрицание.

Примером отрицания первого типа являются различного рода призывы вернуться к «доброму старому времени». Однако, как

известно, никакого золотого века человечества в начале истории не было. Трактовка отрицания как распада общества, его культуры и ценностей содержится в работах многих современных буржуазных философов. Общество без будущего, распад и регресс - такова мрачная картина, возникающая при такого рода трактовке отрицания.

Не лучше получается картина мира и при отрицании нигилистического типа, предполагающего полный разрыв с прошлым, отказ от всех его достижений. Так, идеологи Пролеткульта предлагали после победы социалистической революции создать новую, пролетарскую культуру, не имеющую ничего общего с предшествующей культурой. В связи с тем что выдающиеся поэты, писатели, художники, музыканты, ученые, мыслители прошлого жили в условиях эксплуататорского общества и, как правило, не были выходцами из угнетенных классов, их произведения следовало предать забвению. Рафаэль, Бетховен, Бах, Пушкин и Толстой, по мнению пролеткультовцев, должны быть сброшены с «корабля современности».


Решительно критиковал нигилистическое отношение к культуре прошлого В. И. Ленин. Выступая на III съезде комсомола, он подчеркивал: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистическогообщества, помещичьего общества, чиновничьего общества» ".

Отрицание как уничтожение не всего старого, а лишь отжившего, мешающего дальнейшему развитию характерно для отрицания третьего типа, представляющего собой диалектическое отрицание. Характеризуя особенности диалектического отрицания, В. И. Ленин писал: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного.,.» 2

Рассмотрим проявление диалектического отрицания на примере из истории науки. Так, в XVIII веке в химии господствовала флогистонная теория окисления (горения), согласно которой при прокаливании металл выделял так называемый флогистон. Эту ошибочную теорию сменила кислородная теория Лавуазье, по которой при прокаливании металл соединяется с кислородом. Кис-

Ленин В И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 304 - 305. 2 Там же, т. 29, с. 207.

лородная теория не просто отрицала теорию флогистона, но и сохранила идею последней об изменении химического состояния металла. Здесь ярко проявляется диалектический характер отрицания как перехода к новому с удержанием положительного из старого.

Итак, диалектическим отрицанием называется естественный процесс перехода от старого к новому с уничтожением всего отжившего, реакционного и сохранением всего положительного, прогрессивного.

Закон отрицания отрицания. В процессе развития результат отрицания сам может быть подвергнут новому отрицанию. В этом случае говорят об отрицании отрицания.

Ясно, что отрицание как возврат к прошлому при новом отрицании возвращает к еще более далекому прошлому. Отрицание отрицания такого типа не выступает моментом развития. Если же отрицание имеет характер уничтожения, то второе отрицание приводит к восстановлению утраченного. Здесь тоже нет развития, хотя имеет место круговорот. Это - метафизическое понимание отрицания. С точки же зрения диалектики «для каждого вида предметов,- писал Ф. Энгельс,- как и для каждого вида представлений и понятий, существует... свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие» 1 . Такое отрицание приводит не к простому восстановлению исходного старого, а к появлению нового. Это новое может внешне напомнить старое, но по существу будет отличаться от него.

Ф. Энгельс приводит множество интересных примеров. Так, ячменное зерно в процессе роста и развития становится взрослым растением; а взрослое растение есть отрицание зерна. Но появление новых зерен приводит к постепенному отмиранию стебля и корней - новые зерна отрицают взрослое растение, причем это уже второе отрицание. Правда, внешне новое зерно почти ничем не отличается от исходного (Энгельс указывает на то, что хлебные злаки изменяются крайне медленно). Но на примере орхидеи или далии при искусственном отборе можно заметить совершенствование формы цветов с каждым новым поколением. В геологии процесс отрицания отрицания иллюстрируется постепенным развитием горных пород: вулканические породы под действием выветривания превращаются в осадочные породы (первое отрицание), затем в результате поднятия они вновь выходят на поверхность и вновь подвергаются выветриванию (второе отрицание). Так образуются разрыхленные породы, богатые различными химическими элементами, что способствует формированию почв. В области общественных отношений общинная собственность на землю при родовом строе была отвергнута частной собственностью. При коммунизме проис-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 146.

ходит полное отрицание частной собственности и установление общественной собственности на качественно более высоком уровне развития производства.

Все эти примеры показывают, что повторение старого на новом, более высоком уровне носит характер не круговорота, а развития. Уровень развития тем выше, чем больше отличается результат отрицания отрицания от исходного состояния.

Так, несовпадение зерен нового урожая с родительскими зернами может быть установлено только после тщательнейших анализов, развитие здесь незначительно. Напротив, возврат к общественной собственности при коммунизме означает гигантское развитие общества, его производительных сил, что позволяет говорить об огромном качественном отличии коммунизма от родового строя.

Тем самым закон отрицания отрицания говорит о единстве преемственности (поступательности, традиционности) и повторяемости (цикличности, как бы возврате к прошлому) в развитии. В результате развитие осуществляется не «по прямой линии», а «по спирали». Этот момент специально подчеркивает В. И. Ленин: «Развитие, - писал он, - как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» 1

Говоря о том, что развитие идет «по спирали», мы должны отметить, что образ спирали весьма относительно отражает направление развития. Реальный процесс протекает гораздо сложнее, с теми или иными отступлениями, искажающими и вместе с тем обогащающими спиралеобразный путь поступательного движения.

Итак, закон отрицания отрицания представляет собой «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления...» 2 . Этот закон показывает, как совершается развитие с точки зрения соотношения изменчивости и устойчивости.