Основателем буддизма является сиддхартха гаутама. Жизнь и проповедь будды гаутамы. Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей.

В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, - рассказывал Будда, - покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он - «строитель дома»! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным...». Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально».

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных дисциплин и украиноведения

Контрольная работа по религиоведению

Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма

Выполнил:

студент II курса

группы ІН23-9-06 БУБ (4. Од)

Шешенко Сергей

Проверил:

ст. преподаватель Кисиль Е.Н.

Северодонецк 2007


Введение

1. Легенда о жизни С. Гаутамы до просвещения

2. Основные принципы учения Будды

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в середине 1 тыс. до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, дальнего Востока. С. Радхакришнан писал: «Век Будды - это великая весна философского духа в Индии. Прогресс философии обычно обусловливается мощной атакой на историческую традицию, когда люди чувствуют себя вынужденными оглянуться на пройденный путь и снова поставить основные вопросы, которые их отцы решали с помощью старых схем. Выступление буддизма... против господствующей религии даже в том его виде, в каком оно произошло, образует эпоху в истории индийской мысли, поскольку оно, в конце концов, опрокинуло догматический метод и помогло установлению критической точки зрения. Для великих буддистских мыслителей главным арсеналом, где ковалось оружие всеобщего разрушительного критицизма, была логика. Буддизм был очистительным средством, освобождающим разум от сковывающего действия древнего образа мышления, препятствующего всему новому».

Актуальность данной темы состоит в исследовании процессов становления буддизма и определении роли С. Гаутамы в его формировании.

Цели и задачи контрольной работы состоят в исследовании учения Будды, для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа.


ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ С. ГАУТАМЫ ДО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основателем буддизма была реальная историческая личность - Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджей этого полунезависимого княжества. Мать - Майя - умерла через несколько дней после его рождения. По легенде, после бесконечных перерождений Будда (Будда на санскрите обозначает «просветлённый высшими знаниями») явился на Землю, чтобы выполнить свою спасительную миссию и показать человечеству путь к спасению. Для своего последнего перерождения спаситель избрал образ царевича Сиддхартхи, который принадлежал к знатному роду (его родовое имя - Гаутама). Род этот был из племени шакъев, которые жили 600 - 500 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем течении. Мать Сиддхартхи, жена правителя - Майя (или Махамайя), однажды увидела во сне, что в неё вошел белый слон. Спустя некоторое время она родила ребёнка, который появился на свет необычным способом (вышел сбоку матери). Малыш сделал несколько шагов и произнёс призыв, который услышали все боги Вселенной. Роды застали Майю в городке Лумбини (в настоящее время это территория Непала). Через семь дней после родов она умерла. Узнав о рождении царского сына, дворец поведителя шакъев посетил старый мудрец Асита. Увидев на теле новорожденного черты величия, Асита засмеялся и заплакав. «Я смеюсь, сказан он, от радости, что спаситель появился на землю, и плачу потому, что мне не выпадет счастья жить долго, чтобы увидеть совершенный ним подвиг». Новорожденного назвали Сиддхартхой, что обозначает «той, кто исполняет своё предназначение». Но повелитель земли совсем не хотел потерять сына, что обязательно произошло бы, если бы сын решил посвятить себя религии. Поэтому он окружил ребёнка заботой и роскошью, старательно пряча от него все негативные стороны жизни. Ещё мальчиком Сиддхартха поражал всех своими способностями, силой, ловкостью и умом. Достигнув совершеннолетия, он женился. Жена подарила ему сына, жизнь семьи наполнилась счастьем и радостью.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ БУДДЫ

Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице, Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощного старца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. После этих четырех встреч он посмотрел на мир другими глазами. Он узнал о страданиях, выпадающих на долю человека. Той ночью он незаметно покинул свой дом, чтобы самостоятельно найти путь, который бы освободил людей от страданий. Путь к спасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувилия (в настоящее время Бух Бодх-гая). Под кроной дерева Сиддхартха узрел истину, и стал Буддой. Считают, что суть открытия сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения (это и есть суть самого буддизма), изложена Буддой в первой его проповеди. В ней коротко раскрывается учение о четырех «святых истинах»: «жить - значит страдать», «причина страданий желания», «для освобождения от страданий нужно избавиться желаний». Путь избавления от желаний - придерживаться учения которое может привести верующего к главной цели его бытия - нирване (успокоению), состоянию полного преодоления человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в жизни с божеством и абсолютному покою. Способ избавиться от желаний - это подражание пути спасения, который открыл Гаутама и изложил в восьми принципах:

1) правильное понимание четырех благородных истин;

2) правильные стремления, намерения;

3) правильный язык (преодоление обмана и утверждение правды);

4) правильное поведение (не убивать, не красть, быть человечным);

5) правильный образ жизни (в соответствии с человеческими добродетелями.

Будда находит собственный, “срединный путь”, избегая как крайностей столь характерного для Древней Индии аскетизма, так и чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения он излагает на общедоступном языке обыденных образов и понятий. Ядром учения становятся «четыре благородные истины».

1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.

2. Существуют причины человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, - волнение «океана жизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее виде морального воздаяния (карма).

3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму, охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности в стремлении весь мир «сделать своим», то выход - не в подавлении воли или ее «переключении» с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека - абсолютности его «Я». Тем самым, чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и изменчивости духовных состояний человека при обретает здесь явно нравственный оттенок: намечается путь преодоления нравственных пороков и собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформации своего «Я».

4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели). Этапами этого пути являются:

· правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего совершенствования;

· правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;

· правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.;

· правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, от воровства, удовлетворения дурных желаний;

· правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;

· правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые;

· правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на «мои», неразрывно связанные с «Я»;

· правильное сосредоточение - принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданию мысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым).

Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные - отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества: и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.

Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам, и только сам. «Будьте сами своими светильниками, - скажет Гаутама перед смертью. Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя, И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя».

По преданию, Гаутама умерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить одним конопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу, стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного для Индии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы над своей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутама почувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе не потому, что он не в силах его продолжать, а потому, что это не «То». Точно так же, как не «То» было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот, оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутама удалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но, не голодая и не понуждая себя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуя скорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом бодхи, Гаутама что-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова и о чем можно было только сказать Что же это было? Вероятно, то же экстатическое вдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояние внутреннего открытия - открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцу разрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройной целостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. И сам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира. У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Гаутама свое новое состояние назвал «татхата» (букв. абсолютная подлинность), а себя самого «татхагатой» (достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталось старой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовал себя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственно учила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедническую деятельность. Сам Будда, а затем его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления, в общем, вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался с коллективного на индивидуальное: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав, и сформулирован свой, личный путь, и, повлияв, таким образом, на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рождения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единожды рожденными» права на участие в культе.

Вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта), буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию. В буддийской философской (Абхидхармической) литературе содержатся различные перечни и классификации дхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит список из 75 дхарм, а список...

Событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, ...

И на Шри-Ланку (Цейлон), не принимали участия в этом споре. Дорожа своими текстами, они рассматривали себя как хранителей истины, переданной им через «старейшин» (пали – «тхера») от самого Будды. Упадок буддизма в Индии. Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 н.э. Его...

Приветствуем вас, уважаемые читатели.

Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.

Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.

Ранние годы

Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.

В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.

Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.

Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной он проживал в . Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.

Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.

В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.


Мастера дали ему уроки , и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

Таким образом (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

Осуществление желания

О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.


Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.

К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;

(санск. Buddha Śākyamuni, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. Сангдже Шакья Тхубпа, букв. Мудрый Просветленный Шакья; его также называют: Татха́гата, Бхагаван, Сугата - "Правильно идущий", Джина - "Победитель", Локаджьештха - "Почитаемый миром". - четвертый исторический будда нашей эпохи, индийский принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев , достигший Просветления около 2,5 тысяч лет назад. - основоположник самой древней мировой религии - буддизма.

В настоящее время невозможно воссоздать точную научную биографию Будды, все описания его жизни проникнуты легендами и иносказаниями, тем не менее оставленные им методы раскрытия всего потенциала тела, речи и ума человека, приводящие к счастью, используются до сих пор во многих странах мира. Благодаря своей практической значимости, убедительным результатам и глубокой позитивной философии учения Будды оказываются актуальными до сих пор.

Согласно буддийской традиции считается, что Будда Шакьямуни - один из тысячи Будд , которые будут жить на Земле в эту кальпу , зовущуюся поэтому Счастливым эоном, Благой кальпой или эрой мудрецов:

  • первым был Будда Кракуччханда (тиб. Кхорваджиг),
  • вторым - Будда Канакамуни (тиб. Сертхуб),
  • третьим - Будда Махакашьяпа (тиб. Осунг Ченпо),
  • четвертым - Будда Шакьямуни (тиб. Шакья Тхубпа))
  • пятым станет Будда Майтрея (тиб. Джампа),
  • шестым воплотится Симгханада (тиб. Драгпа Сэнге), бодхисаттва , который будет долго известен в мире как Кармапа
  • и др.

Все эти будды проделали долгий путь из жизни в жизнь, духовно совершенствуясь, чтобы в последнем человеческом рождении достичь Просветления и передать эти методы людям, после чего осуществить окончательное Просветление - Паринирвану , состояние Нирваны Вне Пребывания. Таких будд называют Татхагатами, или историческими буддами .

Предшествующие рождения

Когда Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, он знал все обстоятельства своих предшествующих рождений. Эти истории были поведаны по тому или иному случаю им самим своим ученикам, которые впоследствии их записали по памяти. Эти прозаические повествования со стихотворными вставками о прошлых рождениях Будды Шакьямуни получили название Джатаки и образовали самостоятельный жанр буддийской литературы, сделавшийся очень популярным. Всего известно более пятисот джатак. Будущий будда в каждой джатаке предстает то в человеческом, то в животном, то в божественном и т. д. воплощении, но всякий раз он - бодхисаттва, идущий по пути к Просветлению. В джатаках в целом воплощена идея о том, что любое существо несет в себе Природу Будды , способно раскрыть ее и выйти за пределы обусловленного существования. Любая жизнь - драгоценная возможность.

Наиболее известным является каноническое палийское собрание джатак из 547 отдельных рассказов. Оно входит в пятый отдел («Кхуддака-никая») Сутта-питаки буддийского канона Трипитаки учения южного буддизма тхеравады .

В джатаках говорится про брахмана Сумедха, который более чем за 500 жизней до рождения Будды Шакьямуни, жил во времена одного из первых будд нашей эпохи - Будды Махакашьяпы , известного также как Дипанкара. Встретив однажды будду, брахман был так вдохновлен его примером, что дал обет достичь такого же состояния для блага существ, и осуществил впоследствии свое обещание, став Буддой Шакьямуни. Есть множество историй о последующих пяти сотнях жизнях этого бодхисаттвы. Он перерождался человеком и различными животными, и каждый раз его вели сочувствие ко всем существам (Каруна) и Просветленный настрой Бодхичитта . Он стал обладать разными необычайными способностями благодаря постоянному развитию мудрости и сочувствия. Благодаря накопленной заслуге и очень благой Карме , он однажды родился среди богов Дэвалоки , в одном из самых благоприятных миров сансары среди великих бодхисаттв на Небесах Тушита , и смог осознанно выбрать место своего следующего последнего рождения в мире людей для достижения Просветления, передачи Учения людям и осуществления высшей Паринирваны .

Жизнь четвертого исторического будды

Традиционно жизнь Будды Шакьямуни описывается в соответствии Двенадцатью подвигами , которые совершают все исторические будды - те, кто осознанно рождается в мире людей, чтобы "Повернуть Колесо Дхармы ", на собственном примере продемонстрировать и передать освобождающее Учение о Просветлении. В северном буддизме c его Учениями Махаяны и Ваджраяны считается, что многие Будды снова и снова осуществляют свои Двенадцать подвигов, до тех пор пока существуют миры, в которых могут проявляться Будды, и страдание всех существ не закончилось.

Каждое из этих двенадцати событий несет в себе важнейшее значение, и Будда дает их разъяснение в Лалитавистара сутре .

Нисхождение с Небес Тушита

Первым подвигом считается нисшествие бодхисаттвы, будущего будды, с Небес Радости (санск. Тушита), говорится, что он спустился в образе белого слона с шестью бивнями (Зегерс: с.21).

Вход во чрево матери

Второй подвиг заключался в осознанном воплощении: ум бодхисаттвы вошел в утробу своей матери, королевы клана Шакья . В некоторых учениях говорится, что одновременно с тем, как он вошел в материнское лоно, Будда посетил другие миры и дал там поучения Дхармы .

Рождение

[Файл:] Принц Сиддхартха Гаутама родился более 2500 лет назад на той территории современной Северной Индии , которая в настоящее время принадлежит Непалу . Семья относилась к роду Шакья касты воинов, и к линии Гаутама. За несколько столетий до этого, во время одного из массовых переселений народов, эту территорию заселили его предки. Они пришли оттуда, где сегодня находится Украина и европейская Россия. Родителям принца принадлежала область, расположенная вокруг сегодняшней южной границы Непала. Столицей области был город Капилавасту . Сейчас на месте этого древнего города, находится современный город Румминдеи с храмовым комплексом Лумбини и знаменитой колонной царя Ашоки , возведенной спустя три века после рождения Сиддхартхи, чтобы увековечить место рождения Будды. Судя по раскопкам, культура в стране в те времена процветала, это была высокоразвитая цивилизация, богатая и перенаселенная.

Третий подвиг будды состоял в том, что он осознанно родился в мире людей, из материнского чрева. Шуддходана и Майя долгие годы безуспешно пытались завести детей, дабы оставить после себя наследника престола. Они уже почти оставили надежду, когда матери будущего Будды приснился яркий сон, как в ее бок вошел белый слон. Через некоторое время она забеременела и через положенный срок родила долгожданного мальчика. Говорится, что он вышел из правого бока матери. Его родителями стали добрые, мудрые и богатые люди - Шуддходана и его супруга Махамайя (Майядэви), правители небольшого княжества. Говорится, что сразу после своего рождения Сиддхартха сделал семь шагов в восточном направлении, заговорил и с каждым шагом под его ногами раскрывался цветок лотоса.

Согласно жизнеописаниям, рождение принца в полнолуние, в мае, сопровождалось особенными знаками, и его родители получили предсказание: "Мальчик станет великим правителем и сможет исполнить все свои желания, если не узнает о страданиях . Но если он распознает страдания этого мира, то оставит свою жизнь властителя и принесет неизмеримое счастье всем существам". Родители хотели, чтобы именно их сын унаследовал их трон и правил страной в будущем, поэтому они решили вырастить его, окружив стенами дворца, в прекрасном мире, где были бы только молодые и красивые люди, только удовольствия и радостные переживания. Мать Майядэви вскоре после родов умерла, а Сиддхартху воспитала его тётя, младшая сестра матери, Паджапати .

Жизнь во дворце. Овладение науками, искусствами и ремеслами

Сиддхартха получил самое лучшее образование и превзошел всех в науках, искусствах и спортивных состязаниях, и так как он был членом касты воинов, то получил так же соответствующее воспитание. У него были лучшие учителя, которые обучали Сиддхартху всем наукам, и он быстро достигал в них совершенства. Во всех дисциплинах он проявлял удивительные таланты. Он был очень чувствительным, смелым и сильным одновременно. Когда он изредка выезжал из дворца, его повсюду окружали только молодые, здоровые и счастливые люди. Так молодой принц жил в роскоши, наслаждаясь жизнью.

Наслаждение мирской жизнью. Женитьба и отцовство

Также говорится, что у него было 500 подруг, и все они были счастливы с ним. Когда принцу исполнилось 16 лет, правитель соседнего племени решил выдать замуж свою дочь по имени Яшодхара , которая считалась самой красивой и выгодной невестой. Чтобы выбрать достойного супруга, устроили турнир, в котором всех превзошел Сиддхартха Гаутама. Он женился на этой красивой, доброй и умной девушке, и у них родился сын Рахула . До 29 лет Сиддхартха Гаутама наслаждался радостной беззаботной жизнью благополучного мирянина.

Отречение

Однажды, принц захотел самостоятельно прогуляться по своим будущим владениям, посмотреть, как живут его подданные. Увиденное потрясло его. Всю свою жизнь он знал только молодость, здоровье и радость. А тут перед ним предстали тяжело больные люди, старики и даже покойник. То, что каждый видит с детства, и к чему постепенно незаметно привыкает, принц встретил совершенно неожиданно, неподготовленным, и увиденное его глубоко потрясло. Внезапно он остро осознал непостоянство, его пронзило понимание того, что все, кого он так любит – его жена и сын, отец, друзья, и даже он сам – какими бы богатыми или могущественными они ни были сейчас – никто не сможет избежать смерти. Вернувшись во дворец, он уже не мог уже ни есть, ни спать. Как будущий правитель страны и глава семейства, принц осознал простой факт: как бы успешно он ни способствовал процветанию своего края, подданных и собственной семьи – он не сможет защитить никого, даже самых близких, жену и сына, от главных причин страданий: болезней, старости и смерти.

И тогда сила любви побудила его на поиски вневременного, необусловленного счастья, выходящего за пределы круговорота смертей и рождений - сансары.

В груди Сиддхартхи билось храброе сердце воина, он обладал острым гибким умом, и вместо отчаяния ощутил решимость найти выход из кажущегося тупика, чтобы раз и навсегда избавить от несчастий себя и семью, свой народ и всех существ. Привыкнув побеждать, преодолевать любые препятствия и получать все, чего ему хотелось, он не мог смириться с тем, что есть какие-то неотвратимые явления, и что эти явления могут заставить страдать его и всех существ. Он понял, что должен найти «лекарство» и показать путь к избавлению от страданий обусловленного мира, в котором все непостоянно и взаимозависимо, где все, что рождено, обречено умереть. Так принц решил победить самого главного врага всего живого – страдание (санск. Дукха).

На другой день Сиддхартха совершил второе важное открытие при виде человека, с безмятежным и счастливым выражением лица погруженного в медитацию . Он вдруг осознал, что ни какое богатство или вкусная еда, красивая одежда или дуновение прохладного ветра в знойный день – сами по себе не содержат счастливость как присущее именно им качество. Единственное, что делает людей счастливыми или несчастными – это их собственный ум. То, как человек воспринимает вещи или явления. А это означало, что именно собственный ум и есть источник истинного счастья и свободы.

Это понимание изменило всю жизнь Сиддхартхи. Он захотел познать возможности ума и обрести выход из сансары (миров обусловленного восприятия). Принц понимал, что теперь пришло время и ему окунуться в жизнь за стенами дворца. Он был готов оставить роскошь королевских покоев. Глядя на мирно спящих жену и сына, он понял, что не знает, как долго еще сможет продлиться их благополучие, что оно обманчиво. Его семья, так же как и он сам, как и все живые существа - «больна» непостоянством. И без промедления, пока все были погружены в сон, Сиддхартха отправился на поиски «лекарства», на которые у него ушло впоследствии шесть лет. Он обрезал свои красивые длинные волосы, знак благородного происхождения, и стал шраманом – странствующим йогином и философом.

В то время на территории Индии царила духовная открытость, сравнимая с атмосферой европейского Ренессанса. Во времена жизни Будды Шакьямуни в стране одновременно сосуществовало множество самых различных философских школ и взглядов. В этот период главенствовавшие ранее ведические учения и духовный авторитет брахманизма с его жертвоприношениями и жесткой системой каст претерпевали серьезный кризис. Возникали новые взгляды на мир. Люди искали новые пути к совершенству и счастью. Все провозглашаемые истины должны были быть испробованы на опыте, пронизывать всю жизнь. Поэтому любые поучения должны были иметь логическую основу, обладать ясными методами и показывать достижимую цель. Разные авторитетные традиции и школы оспаривали друг у друга свое право обладать истиной, благодаря чему сложилась традиция философских диспутов и споров. С утверждениями нужно было быть очень осторожным, поскольку, если чей-то взгляд опровергался, тот становился учеником своего оппонента, как требовала духовная честность того времени. По этой причине люди не разбрасывались словами и предпочитали хорошо проверить учение прежде, чем следовать ему. Учась у знаменитых мудрецов того времени, Сиддхартха быстро превосходил своих наставников, и ни один метод не вел его за пределы ограниченного, преходящего опыта. Он все еще не мог победить страдания даже в самом себе, не говоря уже обо всем мире. Все достигнутое не позволяло ему постичь главное, он лишь менял одни концепции на другие, но не находил истинного положения вещей. Он каждый раз в совершенстве овладевал тем или иным учением, благодарил своих учителей и покидал их.

Практика аскезы

Однажды Сиддхартха встретил аскетов, и их вид произвел на него глубочайшее впечатление. Казалось, что опора этих людей - лишь ум, поскольку они полностью пренебрегали телом. Когда он был принцем, он познал все телесные и чувственные удовольствия, и теперь решил, что именно чувственные впечатления являются препятствием к постижению возможностей ума, и если их подавить, ум станет более ясным. Сиддхартха подумал, что это как раз именно то, что надо, и присоединился к группе из пяти аскетов, живших в лесах сегодняшней Бодхгайи . Там на протяжении шести лет Сиддхартха посвящал себя жесткой аскезе, достиг высокого мастерства владения йогой духа и тела и сделался очень авторитетным среди других йогинов. Но, отказавшись полностью от всего, что поддерживало тело, Сиддхартха так истощил его, что чуть не умер от голода. Он честно прошел этот путь до конца и понял на опыте, что истощенное тело также не способствует ясности сознания и раскрытию потенциала ума, как и разнеженное в праздных удовольствиях. Он почувствовал, что аскеза сделала слабым не только тело, но и его ум, и что он так и не приблизился к цели, а его опыт был бесполезен для других существ. Тогда Сиддхартха впервые за шесть лет выпил вдоволь воды и поел теплого риса, поднесенного ему доброй местной девочкой Суджатой. Аскеты же остались глухи к его прозрению и оставили его. Но Сиддхартха уже чувствовал, что теперь он нашел верный путь к своей великой цели.

Впрочем, время, проведенное среди аскетов, не прошло даром. Сиддхартха осознал третью важную вещь: не нужно впадать в крайности, истина лежит где-то посредине. Этот опыт оказался еще одним поворотным моментом на его пути.

Приход в Бодхгаю, решение достичь Просветления

Оставив аскетизм, Гаутама сел под деревом, названным позже деревом боддхи (деревом Просветления), и дал себе обещание, что не выйдет из медитации до тех пор, пока не найдет ответы на все свои вопросы.[Файл:
]

Победа над Марой

Теперь Сиддхатртхе понадобилось всего шесть дней и ночей. Он все более погружался в медитацию, достигая непоколебимого покоя ума, которому не могли помешать ни внешние, ни внутренние отвлечения. В тот момент, когда принц уже приблизился к осуществлению состояния Будды, из самой глубины его ума всплыло последнее, но самое коварное омрачение, которое традиционно изображается в облике божества Мары, правителя мира богов, исполняющих желания и подчиняющих волю и разум. Мара - властелин Сферы страстей (Камалока), чинящий всевозможные препятствия на пути духовного совершенствования тем, кто еще сильно зависит от чувственного восприятия. Перед Сиддхартхой сразу возникли воспоминания, подтверждающие его исключительность: вот он превосходит своих сверстников в науках, вот побеждает в состязаниях, и вот – уже достиг Пробуждения! Он был особенным, разве смогут пройти тем же путем все остальные обычные люди? Стоит ли теперь, когда стала видна вся иллюзорная природа их страданий, еще что-то делать? Будда был непоколебим перед этим сомнением, он коснулся правой рукой земли, призывая ее в свидетели того, что он един со всеми существами и до этого рождения индийским принцем Сиддхартхой, он, также как и все, бесконечное количество жизней рождался в виде разных существ - и животных, и людей. И все эти многие жизни он являлся обычным существом. Но благодаря тому, что из жизни в жизнь он опирался на непреходящие ценности, взаимную пользу, накапливал бесценный вневременный опыт мудрости и сочувствия, бесстрашия и радости и был щедрым, теперь он смог достичь Просветления. Поэтому этот путь открыт для каждого, любая жизнь – драгоценная возможность. Так Будда рассеял последнее омрачение, и тогда Земля задрожала в подтверждение его слов. Поэтому Будда Шакьямуни канонически изображается - с чашей для подношений (санск. патра), какие использовали в то время все странствующие йоги и философы – шраманы. Эта чаша странника в руках принца – символ непривязанности к обусловленному миру, в котором все имеет свойства изменчивости и непостоянства; - и с жестом (санск. мудра) касания Земли, символизирующим подтверждение планетой того, что Просветление может осуществить каждый (Бхумиспаршамудра, жест «призывания земли в свидетели», совершаемый сидя [Дешпанде 2008:82]). Это важные значимые отличительные особенности иконографического образа Будды Шакьямуни.

Пробуждение от сна неведения

За шесть дней, проведенных под деревом (по некоторым источникам - 49 дней), были устранены все оставшиеся завесы в уме Сиддхартхи, все самые тонкие жесткие концепции растворились, созрели обещания, данные в предшествующих жизнях, и принц достиг состояния будды - Пробуждения от сна неведения (Просветление). По-тибетски это звучит как Санг гье и означает совершенное очищение (Санг) от всех завес неведения и полное раскрытие (Гье) всех присущих качеств.

Это было майское полнолуние пятого или двенадцатоого лунного месяца (в разных традициях говорится по-разному), ночь, когда Гаутаме исполнилось 35 лет. После этого он еще семь недель оставался под деревом. В разных источниках это объясняется по-разному. По одной версии, Будда пытался привыкнуть к этому состоянию и понять, как объяснить теперь людям, что это естественное состояние ума, оно гораздо более естественное, чем то измененное состояние сознания, тот транс или сон, в котором все привыкли жить. По другой версии, в эту неделю к будде приходили боги, и он давал им поучения о том, как достичь Просветления.

Поворот Колеса Дхармы: распространение учения

Спустя семь недель Будда направился в Варанаси , намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего и каким образом он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли. Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), и там повстречал своих бывших собратьев по аскезе. Они хотели пройти мимо него (по другим источникам - подойти и сказать что-то обидное), но состояние Будды было так очевидно, что они смогли лишь спросить его: "Как ты это сделал?". Тогда Будда поведал им о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном пути освобождения - учениях Первого Поворота Колеса Дхармы , ставших основой всех возникших в последствии буддийских традиций. (Всецело на Учениях Первого Поворота Колеса Дхармы строится система южного буддизма c индийской традицией Хинаяна и южноазиатской традицией Тхеравада). Постепенно молва о Будде Шакьямуни распространилась по всей Индии. Все больше и больше людей приходило к нему за поучениями, которые называли Буддадхармой (санск.), что буквально означает «учения Будды». За те три месяца, пока Будда пребывал в лесах Бенареса, вокруг него образовалось целое сообщество последователей – Сангха (санск). И с каждым днем оно росло. Принц Сиддхартха достиг своей цели. Став Буддой, он принес своим семье, народу и всем существам "лекарство" - освобождающие методы. Через некоторое время Будда отправился в свой родной город Капилавасту. Встретившись с отцом, его сын Рахула последовал за ним, став самым молодым членом сангхи, приняв обеты в возрасте семи лет. Когда он вырос, то достиг состояния архата и стал автором семи канонических текстов буддийского канона Трипитаки. К сангхе Будды присоединились и двоюродные братья и друзья Сиддхартхи, большинство из них смогло достичь освобождения. Отец принца Шуддходана оставался со своим народом в качестве правителя, пока королевство не было завоевано и разрушено. Говорится, что и он, получив наставления от сына, стал архатом перед самой смертью. Будда Шакьямуни не забыл и о своей родной матери, и отправился к ней в мир богов-дэвов на Небеса Тридцати Трех богов , где она получила следующее воплощение благодаря своей благой карме. Восприняв освобождающее учение сына, Майя также обрела свободу от сансары. Супруга Сиддхартхи Яшодхара и его приемная мать Паджапати – две первые женщины, создавшие монашескую общину из женщин родов Шакья и Колия, также достигли освобождения. Те из жителей Капилавасту, кто последовал за Буддой, прожили долгую и счастливую жизнь в его общине, к которой все вокруг относились с уважением и покровительственно. Остальные вскоре погибли из-за военного вторжения соседнего царства, в ходе которого родной город Будды был полностью разрушен. Несколько раз Будда предотвращал это неизбежное событие, находившись неподалеку от Капилавасту. Зная о надвигающемся войске, он неоднократно выходил ему навстречу, преграждая путь. С ним были его друзья и ученики, его сангха. Командующий войском и почтения к мудрости Будды и его благородной сангхе каждый раз отдавал приказание повернуть назад. Но это не могло длиться бесконечно. Карма оставшихся жителей этого города была такова, что им все-таки суждено было погибнуть. И однажды, когда Будда с сангхой находились далеко, город был завоеван и разрушен.

Будда долгое время пытался сопротивляться появлению женской монашеской общины, и много лет отказывал своим приемной матери и жене в их стремлении принять монашеский сан. Ему было доступно знание о прошлом и будущем, Будда Шакьямуни прекрасно понимал, что появление буддийских монахинь станет причиной меньшей рождаемости, что приведет к тому, что когда возникнет угроза уничтожения Учения Будды в Индии, защитников окажется не достаточно. Из-за этого Учения Будды в Индии придут в упадок и практически исчезнут. Однако, две благородные женщины, не умея заглянуть в будущее, с самыми благородными побуждениями оставили жизнь мирянок, собрали вокруг себя единомышленниц и долгие годы следовали за сангхой, самостоятельно практикуя. Через много лет, видя такое последовательное отречение и уступая просьбам архатов, Будда согласился принять женщин в монашескую общину. Но для них были введены дополнительные правила в Устав (Виная), усложнявшие принятие монашества женщинами (в сравнении с мужчинами).[Файл:]

В течение 45 лет Будда учил всех, кто приходил к нему. Таким образом, он выполнил обещание данное своей семье и народу – принес «лекарство» от страданий обусловленного мира, на поиск которого у него ушло 6 лет. Он много путешествовал по долине реки Ганг вместе со своими учениками - сангхой.

Учениками Будды были не только монахи, но и миряне, и йогины - люди самых разных сословий и каст, он не проводил различий и давал поучения всем, кто об этом просил.

Правители окрестных княжеств становились его покровителями и проникались доверием к освобождающему Учению. Особенно известен Бимбисара , помогавший Будде на протяжении его жизни и признанный Дхармараджей . - Будда , Дхарма (учение), Сангха .

Учение Будды очень мудрое и практичное. В нем содержатся ясные методы и искусные средства для работы с умом в каждое мгновение повседневной жизни, способствующие раскрытию полного позитивного потенциала ума.

Одним из важнейших методов является буддийская Медитация .

Вхождение в Паринирвану

События Паринирваны Будды подробно описаны в Махапаринирвана сутре . Некоторые источники утверждают, что Будда был просветленным уже при рождении и все его действия были направлены на то, чтобы показать другим путь к Просветлению в силу данных обетов. Также говорится, что Будда не постарел и не заболел - он преднамеренно принял такое обличие, чтобы напомнить о непостоянстве обусловленного мира и мотивировать таким образом своих последователей на практику Дхармы. В возрасте 80 лет Будда объявил своим ученикам, что скоро уйдет в Паринирвану - последнюю стадию окончательного Просветления. Вскоре после этого заявления Будда вместе с сангхой зашли в дом кузнеца Кунда, который предложил Будде отравленное мясо. Традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы. Также в некоторых текстах говорится, что кузнец не знал, что мясо испортилось, и искренне хотел накормить Будду и сангху самым лучшим мясом, которое у него было. Будда знал, что мясо отравлено. Он запретил сангхе прикасаться к еде, сказав: "Только живот Будды может принять этот дар". Съев мясо, Будда был отравлен, и его тело долгое время испытывало сильные муки. Перед уходом в паринирвану Будда спросил своих учеников, остались ли у них какие-то вопросы или сомнения. Никто не ответил, и некоторые источники так же указывают на то, что это было причиной окончательного ухода Будды. Тогда он сказал: "Я могу умереть спокойно - я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему собственному освобождению с особым усердием. Не верьте ничему, что я сказал, только потому, что это было сказано Буддой: будьте сами себе путеводным светом". Все это происходило в местечке Кушинагар , неподалеку от места рождения Сиддхартхи. Там Будда Шакьямуни оставил тело, осуществив Паринирвану. Тело его кремировали в соответствии с местным обычаем и обрядом похорон для Вселенского властителя Чакравартин . Останки его были разделены знатными индийскими родами на восемь частей, каждый род воздвиг для их хранения и почитания восемь реликварных монументов - ступ. Ступы существовали до буддизма, они возникли тысячи лет назад. Изначально это были могильные курганы, памятники на могилах правителей античной Индии. Позднее они превратились в реликварии, куда закладывались останки выдающихся личностей. Но в силу необычности оставшихся после кремации реликвий от тела Будды, возник совершенно новый тип - буддийская ступа - ставший после Паринирваны Будды символом Просветленного Ума.

На планете, которую начиная с XIX века стало принято называть "буддизм".

Литература

  • Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. - М.: Вост. лит., 2001.
  • Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., "Ориенталия", 2011. С.27-89.
  • Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. - М.: Вост. лит., 2000.
  • Ашвагхоша. Жизнь Будды//Драмы /Калидаса; пер. К.Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Богард-Левина. - М.: Худож. лит., 1990. - 573 с.
  • Зегерс М. Термины буддизма. СПб., "Алмазный путь", 2000. С. 21-26.
  • Торчинов Е.А. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб, "Амфора", 2005. 430 с.

СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА)

(623-544 до н.э.)

Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского – просветленный) дано его последователями. В центре буддизма – учение о “четырех благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в севера – восточной Индии (в настоящее время Непал) . С рождения ему была уготована судьба правителя. Правда, окончательный выбор оставался за ним.

Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон: родит она сына и станет он либо правителем, либо садху (святым, отрекшимся от земного мира) . Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали за пределы дворца.

Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына. Вскоре он должен был наследовать трон. Однако надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений.

Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся. Такой удел всех людей, без исключения…таков естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул: “Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально?”

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает как их избежать.

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел к печальному выводу: люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочет стареть, но все стареют. Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь.

Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Его поразило, что люди смирились со своей участью.

Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого) , ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху – это “скиталец”, считающий, что в том мире, в котором мы живем (“царство сансары”) ,невозможно обрести свой дом.

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как “продвижение” Сиддхартхи: он отказывается от мирской жизни, предается поискам истины.

Сначала он занимается йогой. Усмирение плоти было для них необходимой предпосылкой духовного роста.

Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течении 6 лет. Он ограничивал себя в пище, сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Говорят, что его слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.

Хотя Сиддхархе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания) . Он снова начал принимать пищу, как раньше, вскоре последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания в одиночестве, находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.

Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джамбу, позднее названного в честь события деревом бодхи (то есть деревом просветления) , Сиддхартха принял решение: “Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места”.

Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидит неподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается в молчании, и тишина значит больше, чем действие…Он сел в позу для медитации и необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийских текстах, где говориться об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял, насколько важны осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремился противостоять им, опираясь на свою власть. Будда должен был использовать все свое умение и призвать всю свою решимость, отважившись на подобную попытку, а это было совсем не легко. Все сомнения, колебания должны были быть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы был пройден – предстояла последняя битва. В ночь полнолуния в месяц весак (соответствующий маю в европейском календаре) Будда сконцентрировал свое сознание на всходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой: он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Описываемое событие называют “великим пробуждением”.

Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершение поиска истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то есть абсолютно просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение – донести истину до людей.

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе, где случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушатели были поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община. Будда приступил к тому, что известно под названием “первой проповеди Будды” или более образно, как “первый поворот колеса Дхаммы”.

Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а та уверенность, которую он вдохнул в них, и которая совершенно покорила их. Вначале пять бывших собеседников встретили его скептически – ведь это был тот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они стали приверженцами его учения.

Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него в возрасте тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девять месяцев в году он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца, приходившиеся на период дождей, проводил в уединении.

Будда принимал пищу только раз в день. Если путь его пролегал через деревню, он принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраине деревни и обедал. После этого местные жители слушали проповеди Будды. С каждым днем сторонников его учений становилось все больше и больше, причем в его окружение входили люди из различных каст.

Его последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество стало быстро расти. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во время его проповеднической сорокалетней деятельности.

Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним было неоднозначным: он признавал женщин неохотно. В ответ на вопрос своего ученика Ананды о том, как монахи должны себя вести в обществе женщин, Будда ответил: “Не разговаривать… Проявлять постоянную бдительность”. Возможно, такие наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти слова дожны быть положены в основу монашеского устава (Винаи) , созданного Буддой.

Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей. Рассказывают, что он скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой. Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется как переход Будды в Паринирвану – нирвану без остатка; речь идет о состоянии, в котором он более не был подвержен перерождению. Произошло это недалеко от города Кушинагара, в лесистой местности. Умирая, Будда не назначил преемника. Казалось, он желал, чтобы сангха оставалась относительно неиерархической организацией. Перед смертью Будда, обращаясь к Ананде, сказал: “Не печалься, не плачь. Разве я не говорил тебе, что мы отделены, отрезаны от всего дорогого и любимого наи?…Ты долго служил мне, принося пользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был предан мне телом, словом и мыслью. У тебя самого все хорошо получится, Ананда. Не останавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден”.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о “четырех благородных истинах”, открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания; есть свобода от страдания; есть путь, ведущий к свободе от страдания. В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшему блаженству. Разъяснению и развитию этих положений посвящены все рассуждения и логические построения буддизма.

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, не исполненность желания – словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, - вот что такое страдание. В буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств – все это считается сковывающими человека цепями.

Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.

Вторая “благородная истина” - источником страдания является само желание, не существо его, а само его наличие: “жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельстится, а именно: жажда обладать, жажда жить, жажда избыть”.