Монастырь на набережной лейтенанта шмидта. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни (бывшее подворье Киево-Печерской лавры). Идея открытия Подворья


С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), потом – Псковского Архиерейского Дома. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894 -1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков.
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение «служителей культа» из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. А в ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нём проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Свято-Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Правда, когда представители монастыря ознакомились с состоянием Подворья, сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Сейчас божественные службы в храме проходят ежедневно. Их украшение – пение мужского хора, возрождающего традиции древнего монастырского пения.
Прочитать о хоре и ПОСЛУШАТЬ Мужской Хор Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге:

При Подворье действует институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучить православное богословие. Подробнее - здесь.
Открылась православная гимназия.
Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая и вещевая помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Активные прихожане объединились в диаконию, оказывающую помощь братьям и сестрам по многим направлениям.
В Успенском храме находятся иконы с мощевиками: преподобных старцев Оптинских, преподобных старцев Киево-Печерских, преподобного Амвросия Оптинского, св. вмч. целителя Пантелеймона. Написанная в Афонском монастыре и подаренная храму икона Божьей Матери «Скоропослушница» завоевала горячую любовь прихожан; перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждую среду служится акафист.

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...

" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."

Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)

А я нахожусь где-то тут...

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


(фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.


(фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


(вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете, какая площадь у храма?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история....

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)

Неискушенному в православной системе ценностей туристу трудно разобраться в огромном изобилии церквей, названных в честь Пресвятой Богородицы.

Такая церковь есть в Александро-Невской Лавре, есть на Охте , есть на Северном кладбище…

В нашем случае речь идет о той, которая находится на Васильевском острове на 700 метров ниже по течению реки от Благовещенского моста.

Её фасад выходит на набережную лейтенанта Шмидта, на другом берегу Большой Невы находятся корпуса и доки Адмиралтейских верфей.

Сегодня ничто не напоминает о том, что Церковь Успения Пресвятой Богородицы являлась частью подворья Псково-Печерского Успенского монастыря.

В том виде, какой мы видим ее сейчас, она появилась относительно недавно. Ветхую предшественницу разобрали в 1894 году, а уже на другой год на ее месте началось строительство нового храма.

Освящение предела состоялось в конце 1897 года во имя Всех Печерских Преподобных. Полностью строительство было завершено в 1900 году.

Хотя церковь богато отделана, выглядит она просто и солидно. Инженер Василий Косяков, автор проекта, применил несколько схем, позволивших сделать внутреннее пространство максимально просторным. Историки предполагают, что к росписи внутренних стен приложил свою руку великий Васнецов.

Из Киево-Печерской лавры сюда были перенесены старинные иконы, ставшие его главным украшением.

Впечатляют входные двери. Их толщина около 20 сантиметров!

Стройный силуэт высокой пятиглавой церкви Успения пресвятой Богородицы, прекрасно дополняет панораму Васильевского острова.

В 1932 году были арестованы монахи подворья, а сам храм закрыли в 1935 году. Благодаря свободному внутреннему пространству здесь был залит первый в Санкт-Петербурге крытый каток.

На его искусственном льду начали свою спортивную карьеру многие звезды отечественного фигурного катания.

Дабы не смущать взоры юных фигуристов, храмовые фрески сначала побелили, а затем замазали масляной краской.

В 1991 году, церковь вернули православной епархии. На восстановление здания было затрачено много сил. Фрески были кропотливо воссозданы художниками-реставраторами по небольшим сохранившимся фрагментам.

Теперь здесь расположено подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Набережная лейтенанта Шмидта, дом 23

Как добраться:

Из метро Василеостровкая по 6-й до Набережная лейтенанта Шмидта (почти у Благовещенского моста). Повернуть направо и пройти 700 метров. Церковь будет видна сразу, как только Вы выйдете на набережную.

На Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, отражаясь в водной глади Невы, стоит красивый храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен храм в 1895-97-х годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика.

Ранее на этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, а в здании подворья была устроена домовая церковь.

Освящение главного алтаря и придела храма Успения Богородицы состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья был закончен к 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выполнен в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

В 1902-1093 годах были расписаны интерьеры храма московскими мастерами — Снегиревым, Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал сам В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Храм Успения Пресвятой Богородицы, СПб

    ✪ Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    ✪ Пасхальное Богослужение на подворье монастыря Оптина пустынь.

    ✪ История реставрации. Храм Успения Божией Матери. Геннадий Михайлович Журавлев

    Субтитры

История подворья

Троицкое и Псковское подворья

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году , по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) , Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре . 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова . Во дворе - несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место », распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В -1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

1900-1935 годы

В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя - в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя - в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери - традиция заведённая ещё с 1870-х годов . Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году . 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор» . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО ; в самом храме - склад РККФ , в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна , здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов . После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора . Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во