Какой храм возведен в честь русского флота. Владимир путин примет участие в закладке главного храма вооруженных сил. Грандиозная стройка в рекордные сроки

Храм возведут в память о защитниках страны, погибших в годы Великой Отечественной войны. Макет здания представили на форуме "Армия" в этом году. Оно будет выполнено в традиционном русско-византийском стиле и сможет вместить до шести тысяч человек. Деньги собирают всем миром, создан благотворительный фонд.

Строить такие памятники на пожертвования в России принято издавна. Какие ещё храмы были возведены на народные средства?

Храм Христа Спасителя был возведен в 19 веке в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Его строили около 50 лет. Деньги из личных средств выделили, в том числе, семья Багратиона, Денис Давыдов, атаман Платов. Было очень много пожертвований от простых солдат, ветеранов Отечественной войны, а также частных лиц, купцов и меценатов. На стенах храма были размещены доски с именами павших воинов, с названиями основных сражений войны 1812 года. В конце 20 века храм был воссоздан также на пожертвования россиян.

Морской Никольский собор в Кронштадте — главный храм Военно-морского флота России, а также памятник всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Сбор пожертвований начали в 1897 году. Основную сумму собрали моряки, которые отчисляли часть своего жалованья на строительство. В 1913 году Морской собор освятили во имя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих.

Владимирский собор в Севастополе стал памятником героям первой обороны города. Всероссийская подписка по сбору средств началась в 1829 году. Пожертвования — от одной копейки до очень крупных сумм. Во время Крымской войны еще недостроенный собор стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота — Корнилова, Истомина, Нахимова. Строительство собора завершили в 1888 году. В верхнем храме нет росписей, вместо них установлены мраморные плиты с именами героев Крымской войны.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге был заложен Петром Первым в честь победы под Полтавой в 1709 году. Это один из старейших соборов города и первый храм-памятник в честь победы русского оружия. В 1710 году была освящена маленькая деревянная церковь, которую позже перестроили в собор. Строили в том числе на пожертвования.

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане в Волгограде стал символом религиозного и боевого подвига на фронте Великой Отечественной. 9 мая 2005 года храм был открыт и освящен. Он был построен на пожертвования, значительные суммы выделили крупные российские компании.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

Главный храм Вооруженных сил России , который возводится на территории парка "Патриот" в подмосковной Кубинке, воплотит память о подвиге, совершенном народом в годы Великой Отечественной войны. Об этом во вторник заявил председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви (РПЦ ) протоиерей Леонид (Калинин ) выступая на церемонии открытия выставки «Современная русская церковная архитектура» в Венеции .

Проект Главного храма Вооруженных сил России Калинин назвал "ядром выставки в Венеции" , которая проводится в рамках "Русских сезонов-2018".

"Почти 30 миллионов человек погибло. И мы, - сказал священник,- не можем не воздать им память. Для этих усопших храм Воскресения – это храм надежды. А для нас это храм, который отдает дань памяти всем тем, кто пострадали в те страшные годы с разных сторон".

На выставке представлен макет будущего собора Воскресения Христова – Главного храма Вооруженных сил России, строительство которого идет на территории парка "Патриот" в подмосковной Кубинке. Сроки строительства оригинала выдерживаются, он будет возведен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войны на народные деньги.

"На сегодняшний день более 30 тысяч жертвователей внесли свой вклад в строительство храма - как физические лица, так и организации. Это центр духовности. Уверен в том, что храм - как он сейчас выглядит – будет построен в обозначенные сроки", - сообщил председатель правления фонда "Воскресение" Александр Алексеев на открытии выставки в Венеции.

СПРАВКА "КП"

По информации главного архитектора, автор проекта Дмитрия Смирнова пространство Главного храма Вооруженных сил России "будет пронизано символами, связанными с историей Великой Отечественной войны". Центральный барабан храма диаметром 19 метров 45 см повторяет год окончания Великой Отечественной войны. На территории комплекса будет расположена галерея памяти длинною 1418 шагов – по количеству дней и ночей войны, в которой с помощью технологии микрофотографии поместят 33 миллиона фотографий участников Великой Отечественной.

Высота звонницы составит 75 метров - в честь годовщины Победы, к которой планируется освящение храма, высота малых куполов - 14 метров 18 сантиметров.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Храм и беднота

Владимир ВОРСОБИН

Новость, что министерство обороны собирается строить в парке «Патриот» почти стометровый храм, поначалу не выглядела особенной. Храм так храм. Пусть в странном для православия (судя по эскизам) стиле «милитари», но с другой стороны – какие претензии к стилю? Храм армейский. Не соглашусь с теми, кто ядовито осмеивает святой проект. ()

Муниципальное общеобразовательное учреждение районного муниципального учреждения «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

Региональная научно –практическая конференция

Кирилла и Мефодия

Тема «Храмы – памятники в честь воинских побед»

Секция «Православная история»

Работу выполнила

учитель истории

Петрова А.И.

Иркутск 2015 г.

Тезисы

Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах–памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя.

Православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.

В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь».

В Александро – Невской лаврепокоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга.

Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт –Петербурге, на Куликовом поле храмы – памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.

1.Введение……………………………………………………………………………………4

2.Основная часть.Храмы – памятники в честь воинских побед…………………………5-13

2.1.Москва. …………………………………………………………………………………..5-12

2.2. Пресвятые Богородицы – защитницы русской земли………………………………...6-7

2.3.Схема Кремля и Красной площади……………………………………………………..8-10

2.4.Последняя дань. ………………………………………………………………………. 10-13

3.Санкт – Петербург и русская воинской славы, отражённой в православных храмах………………………………………………………………………………………..13-14

3.1.В Александро – Невской лавре ………………………………………………………14

4. Заключение………………………………………………………………………………..14

5.Литература…………………………………………………………………………………14

1.Введение.

Актуальность проблемы во все века была на острие духовно – нравственного взгляда на жизнь России. Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах –памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя. Уважение к православным традициям России, таланту зодчих и архитекторов, стали храмы воинской славы. Они напоминают нам о том, что нельзя быть Иванами, не помнящими родства, иначе можно целому народу потерять свой духовный стержень, тать марионеткой в чужих руках.

Цель:

Рассмотреть в различных письменных источниках,фотоматериалах,репродукциях наиболее значимые храмы –памятники в честь воинских побед, оказавших влияние на формирование российской идентичности.

Задачи:

Дать характеристику храмам воинской славы г. Москвы и г. Санкт – Птербурга;

Определить отношение общественности к строительству православных храмов, связанных с победами русского оружия.

Объект исследования :

Русские православные храмы –памятники воинской славы

Предмет исследования :

Православные храмы г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, построенные в честь воинских побед.

Гипотеза:

Доказать, что православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.

2. Основная часть . Храмы –памятники в честь воинских побед.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли , построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына - Изяслава.

2.1.Москва.

Москва – воплощение русской истории и культуры: в XVII в. В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

участвовавших в данном сражении, и церкви, построенные в наиболее чтимых местах (Кремль, Красная площадь, Китай – город, монастыри).

Традиция чествования в Москве великих побед над иноземными врагами менялась с течением времени. В древности национальную победу отмечали церковным торжеством, при Петре I появились государственные триумфы, позднее создавали гражданские памятники и воинские мемориалы, но на протяжении веков сохранялся устойчивый символ победного праздника – благодарственные и памятные храмы.

Первой увековеченной в памятнике победой, известной в истории Московской Руси, была победа дипломатическая. После тверского восстания 1327 года против ханских сборщиков дани, в котором был убит племянник хана Шевкал, тверской князь укрылся в Пскове. Хан Узбек собрал карательный поход и во главе войска поставил московского князя Ивана Калиту. Однако в канун праздника Иоанна Лествичника тяжба с помощью святителя Феогноста, митрополита Московского, решилась мирно, без кровопролития. В благодарность за мирную победу Иван Калита основал в 1329 году церковь во имя Иоанна Лествичника – колокольню Ивана Великого. Традиционную версию историков, что причиной ее основания стало рождение у Ивана Калиты сына, нареченного Иваном, опровергал еще Иван Забелин: небесным хранителем младенца был святой Иоанн, патриарх Иерусалимский, а не Иоанн Лествичник.

Церковь во имя Иоанна Лествичника

(Колокольня Ивана Великого)

Первая воинская победа Московской Руси была одержана в Куликовской битве. Тогда в Москве появились первые воинские мемориалы: Георгиевская церковь в Коломенском, основанная, по преданию, самим Дмитрием Донским, когда он остановился в Коломенском, возвращаясь с победой в Москву, – подле этого храма захоронили погибших воинов; и церковь Всех Святых на Кулишках – в память всех павших на Куликовом поле. (Есть версия, что одноименный деревянный храм стоял на Кулишках еще с 1367 года, и воинство Донского, отправляясь на битву, отслужило около него молебен). У своего любимого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской похоронил сергиевских Московская церковь всех Святых на Кулишках

иноков-воинов Пересвета и Ослабю и учредил Дмитриевскую родительскую субботу для

церковного поминовения умерших. Мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского основала Рождественский монастырь, поскольку победа была одержана в этот праздник, а после смерти Дмитрия Донского его вдова великая княгиня Евдокия основала по обету церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях при своих кремлевских покоях


У стен Спасо – Андронникова монастыря в 1380 г. москвичи встречали воинов, возвращающихся с Куликова поля. В деревянной церкви обители, построенной учеником Сергия Радонежского, преподобным Андронником, отслужили молебен в честь одержанной победы,а в ограде захоронили погибших на берегах Дона. Между 1410 и 1427г.г. старую церковь разобрали и на её месте возвели белокаменный Спасский собор.Монастырь подвергался разорению от монголо – татарских (XIV–XVв.в.), польско – литовских (1611г.) и наполеоновских (1812г.) войск, но каждый раз поднимался из руин. В монастыре покоятся мощи Андрея Рублёва, который был канонизирован 17июля 1989года.

Собор Спаса Нерукотворного

2.2. Пресвятые Богородицы –защитницы русской земли.

Более чем тысячелетняя история государства Российского происходит под покровом чудотворных образов Богородиц, которые создали священную географию Русской земли.

Владимирская Богоматерь защитница Москвы, хранит самый центр, сердце нашего государства – Кремль, Китай – город. Такие решающие для нашего Отечества события, как Куликовская битва в 1380г. и Бородинская в 1812г. произошли в дни Рождества Богоматери и Владимирской её иконы.


Тихвинская Божия Мать. Тихвинская икона оберегает северные пределы державы.


Казанский образ Божией Матери ещё со времён Ивана Грозного защищал Россию с востока.

Западные рубежи России защищала Смоленская Божия Мать, именуемая Одигитрией («Путеводительницей»). В тяжёлые для страны времена – в 1395,1482 и в 1612 в 1812 и в 1941 – иконы Матери Божией вставали нерушимой стеной на пути тех, кто искал погибели Русской земли.


Духовный щит на южных рубежах Отечества - Донская икона Божией Матери. Этот спасительный образ донские казаки поднесли в дар князю Дмитрию Ивановичу (Донскому) после победы на Куликовом поле.

Памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы, привезенной по приказу великой княгини Евдокии из Владимира на защиту русской столицы. А Крестовоздвиженская обитель основана в память избавления Москвы от нашествия хана Мехмета в 1440 году – она была снесена при советской власти. Обитель эту основал казначей и любимец князя Василия Темного князьХоврин, имевший здесь дом. После ухода хана он выстроил на своем дворе каменный храм потом обращенный в монастырь, от которого сегодня осталось лишь имя улицы Воздвиженки.

Крупнейшим воинским торжеством средневековой Руси стало покорение Казани.Памятником этой победы стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву(1555 -1561г.г.) на Красной площади – символическое воплощение идеи богоизбранного Третьего Рима и архитектурный образ Небесного Иерусалима. В праздник Покрова 1 октября 1552 года начался победоносный штурм Казани. Остальные восемь храмов-приделов, окружающих центральный Покровский шатер, напоминают о старом белокаменном Троицком храме, в котором был погребен святой Василий Блаженный, и о боях, предшествующих покорению Казани. Они освящены во имя тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем.

Поздней осенью 1552 года вся Москва во главе со святителем Макарием встречала Ивана Грозного и воинство у стен Сретенского монастыря. Царь спешился и пал ниц перед обителью. После благодарственной молитвы он снял доспехи, облачился в царскую одежду и с крестным ходом отправился в Кремль. После богослужения в Успенском соборе последовал грандиозный трехдневный пир в Грановитой палате. Царь и митрополит произносили речи, в которых подчеркивался не только национальный, но именно христианский смысл победы над татарами-иноверцами, терзавшими Русскую землю. Царь говорит, что победа была одержана лишь благодаря Божественной помощи, благодарил митрополита, все духовенство и весь народ русский за молитвы, благодарил свое воинство, щедро жалуя победителям собольи шубы, золотые кубки, коней, вотчины. Царь обещает поставить храм в честь победы над Казанским и Астраханским ханствами

Если посмотреть на Покровский собор сверху, то можно увидеть восьмиконечную звезду. Восемь церквей - лучей тесно прижались друг к другу вокруг самого большого центрального шатрового храма - фигура из двух квадратов, смещённых по отношению друг к другу на 45 0 и образующих восьмиконечную звезду. Чуть особняком, под шатровым куполом стоит колокольня. Это не просто храм, а городок храмов, соединённых между собой галереями и перекрытиями.(10-й шатёр находится над местом погребения Василия Блаженного). Зодчие храма мастера Барма и Постник Яковлев.

2.3.Схема Кремля и Красной площади


Храм Христа Спасителя



Собор Василия Блаженного

Покрова Богородицы на Рву Собор Казанской иконы Богоматери Матери на Красной площади

Победа над поляками была отмечена храмами. В честь победы 1612 года на Красной площади был основан благодарственный Казанский собор в честь святыни второго ополчения К. Минина и Д. Пожарского – Казанской иконы Божией Матери – и учреждены к нему дважды в год, в праздники этой иконы, крестные ходы из Кремля с участием царя. 22 октября 1612 года дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся перед собойикону Казанской Божией Матери. На Лобном месте крестный ход с казанским образом во главе был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением. Он нёс Владимирскую икону Божией Матери, сохранённую им в плену. На глазах у потрясённого народа произошла встреча двух чудотворных икон Богородицы.

Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь». В 1936 году собор начали разрушать. В 1937г. на месте снесения храма поставили павильон в честь III Интернационала по проекту Б. Иофана. Позже здесь был устроен туалет, популярный у посетителей ГУМа. Спустя полвека, в 1989г.возникло общественное движение за восстановление Казанского храма. 4 ноября 1993 года в день иконы Казанской Божией Матери двери собора вновь открыли для верующих.

Грандиозное торжество в Москве состоялось в честь Полтавской битвы (1709г.), ставшей не только коренным переломом в Северной войне, но и крушением оккупационных планов Карла XII, который уже назначил шведского генерал-губернатора Москвы. Именно потому Полтавская победа была отпразднована в Москве с особенным триумфом. Петрвелел составить чин благодарственной церковной службы «о великой Богом дарованной победе». Тем же летом 1709 года по приказу Петра и на его личные средства на Большой

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Якиманке началось строительство каменного храма Иоанна Воина, покровителя ратников за Отечество. По преданию, государь сам составил его эскиз и выделил архитектору Ивану Зарудному бесценный кирпич.


В праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года, когда последний наполеоновский солдат покинул пределы России, Александр I подписал Манифест о строительстве в Москве благодарственного храма Христа Спасителя. А после того как в марте 1814 года был взят Париж и война кончилась, Александр I издал указ Святейшему Синоду впредь во всех храмах служить на Рождество после

Храм Христа Спасителя

праздничной литургии благодарственный молебен в «воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Дабы память о той победе – «как избавления России, так и спасения всей Европы» – сохранялась от поколения к поколению. В России учреждался день победы над Наполеоном 25 декабря. Император неслучайно выбрал датой празднования не мартовское взятие Парижа, а изгнание врага за пределы России, поскольку это освобождение было отнесено к Божественному Промыслу, сохранившему державу. В праздник Рождества Христова был особенно уместен благодарственный молебен Спасителю. Император утвердил Воробьевы горы для строительства храма, где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. После смерти Александра I строительство было прекращено из-за финансовых неурядиц, национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Потому-то во втором конкурсе на создание храма Христа Спасителя победил проект Константина Тона, обратившегося к русско-византийскому стилю. Храм был заложен вновь в 1839г.на Пречистенской набережной и строился на средства казны и народных пожертвований. 26 мая 1883г.в присутствии императора Александра III и при большом стечении народа храм был освящён. Он стал самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5м., вместимость 10 тысяч человек).

О, Храм Спасителя Христа

Твой облик крепок неспроста –

Ты –воплощённая свобода.

На победительной крови

Ты память пламенной любви

И славы русского народа.

Юрий Конецкий «Святыня»

5 декабря 1931 года по инициативе Л.М. Кагановича и личному распоряжению И.В.Сталина храм был взорван. На месте разрушенного храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480м., но этот проект не был осуществлён, и в 1960г. в глубоком котловане был открыт бассейн «Москва». А 7 января, в праздник Рождества Христова,1995г.под перезвон колоколов раздался артиллерийский салют. В присутствии патриарха Алексия II, государственных деятелей, московских властей, общественности совершилась закладка капсулы и памятной доски в основание воссозданного храма –памятника.14 апреля 1996 г. в день Пасхи Храм Христа Спасителя открыл свои двери для верующих. На следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи (Николая II).

2.4. Последняя дань. Спасо – Бородинский монастырь. Через несколько недель после Бородинского сражения на поле брани появилась скорбная фигура вдовы убитого генерал – майора А.А.Тучкова. Сопровождаемая монахом – старцем, Магаритта Михайловна искала тело супруга, но не нашла. В 1817г. М.М. Тучкова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминального храма – часовни во имя Спаса Нерукотворного. Этот храм стал первым и главным памятником павшим героям Бородина. Напротив него Маргаритта Михайловна построила для себя небольшой домик сторожку, в котором стала жить одна после смерти единственного сына Николеньки. К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вдовы. В 1840году Маргаритта Михайловна была пострижена в монахини с именем Мария и возведена в сан игуменииСпасо–Бородинской обители.

Игуменья Мария (Тучкова) генерал А.А. Тучков


Храм – усыпальница Спаса –Нерукотворного образа

(Фотография начала ХХ века)

Там земля окрещена,

Кровь на ней была святая;

Там, Престол и Русь спасая,

Войско целое легло,

И Престол, и Русь спасло

Василий Жуковский

Часовня-памятник героям Плевны

Руcско-турецкая война 1877–1878 годов оставила в Москве два православных памятника. Первой появилась мемориальная часовня Александра Невского на Моисеевской площади, выстроенная по проекту Д.Н. Чичагова в 1883 году в память погибших русских воинов. Спустя четыре года точно такой же памятник – героям Плевны – установили у Ильинских ворот к 10-летнему юбилею великого сражения по инициативе гренадеров и Русского археологического общества. Его автором стал В.О. Шервуд, архитектор Исторического музея. Оба памятника выполнены в образе часовни, что связано с задачей объявленного для отбора проекта конкурса – «выражать цель, за которую пали в бою русские воины», и с его посвящением: в Болгарии была традиция ставить памятники-часовни. Форма памятника-часовни сугубо русская – шатер, увенчанный крестом, полумесяц и кокошники. Рельефы на памятнике героям Открывали памятник с военным парадом, в присутствии великого князя Николая Николаевича, московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова и городского головы Н.А. Алексеева.

Усыпальница русских адмиралов в Севастопроле. Собор святого равноапостольного Князя Владимира расположен на Центральном городском холме Севастополя. Построен в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К.А. Тонна. Доработан и изменен проект академиком A.A. Авдеевым. Заложен 15 июля 1854 года. Во время войны 1854-1855 гг. работы были приостановлены и продолжены лишь в 1858 г. Нижний храм был освящен 5 октября 1881 г. во имя Святого Николая. Верхний храм освящен в 1888 году во имя святого равноапостольного князя Владимира. Собор является усыпальницей русских адмиралов М. П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. Внутри на стенах установлены мраморные плиты с именами 33-х героев


Усыпальница русских Адмиралов

Первой обороны, удостоенных ордена Святого Георгия. В 1932 г. собор был разграблен, могилы осквернены. Собор закрыли, и в последующие

годы в нем находились мастерские

Авиационно-строительного общества Реставрация собора святого Владимира

затем склад политуправления Черноморского флота. Во время Веливой Отечественной Войны 1941 -1945г.г. здание собора было сильно повреждено. После реставрации в 1972 году здание было передано Музею героической обороны и освобождения Севастополя. 19 сентября 1991 г. Состоялось освящение собора.

Прах русских адмиралов будет служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 г.г.

Церковь Рождества Богородицы в селе Монастырщина.

Русское войско, прогнав остатки орды Мамая за реку Мечу, вернулось на поле брани и захоронило павших в бою ратников на высоком берегу Непрядвы, при ее впадении в Дон. Это место носило название Зеленой Дубравы и состояло из дубового леса. На костях убиенных воинов срубили дубовую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, празднуемого 8 сентября (по старо стилю). т. е. в день сражения.

Церковь Рождества Богородицы

Так на Куликовом поле возникло памятное сооружение древнерусских зодчих. Около церкви вскоре построили село, названное Рождественским. Село это было приписано к московскому Донскому монастырю, от которого оно получило свое второе, теперь более известное название – Монастырщина. На протяжении веков церковь не раз горела, но всегда вновь отстраивалась.

Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле.


Храм Георгия Победоносного на Поклонной горе , на территории мемориального комплекса «Парк Победы», построен в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Строился 1993-1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Архитектор А.Т. Полянский.


Храм Георгия Победоносца

3.Санкт –Петербург и русская слава,

отражённая в православных храмах.


На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Здесь погребён фельдмаршал М.И Кутузов. Монумент с его изображением, а так же памятник герою Отечественной войны1812г.М.Б.Барклаю–де–Толли установлены перед северным фасадом.

В Храме хранится одна из святынь русского православия Казанская икона Божьей Матери.

Казанский собор. Архитектор

А.Н. Воронихин.

Могила фельдмаршала М.И Кутузова

Одним из храмов Петербурга, связанных с военно–морской славой русского оружия стал Николо –Богоявленский морской собор. Первая торжественная служба в соборе состоялось 14 сентября 1770г. после победы над турецкой армадой под Чесмой. В соборе находится икона святителя Николая, одного из любимейших святых русского народа. Его назвали Николаем Чудотворцем, покровителем моряков.


Николо–Богоявленский морской собор

Икона Николая Чудотворца

3.1. В Александро – Невской лавре покоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга. Под его командованием русские войска в 1240г.одержали победу на невских берегах над шведами. В Свято – Троицком соборе Александро –Невской лавры покоятся мощи Александра Невского. Также в Александро–Невской лавре находится могила А.В.Суворова, где написано на надгробье «Здесь лежит Суворов».


Свято -Троицкий собор

Рака с мощами Александра Невского

4.Заключение.

Рассмотрев письменные источники, фотографии, репродукции, видеоматериалы о храмах–памятниках, построенных в честь воинских побед, можно сделать вывод, что в формировании российской идентичности большую роль играли храмы, построенные по обетам, данными перед сражениями или после их победоносного исхода. И великие князья, и цари, и императоры считали своим моральным долгом перед памятью павших за своё Отечество, увековечить их ратный подвиг в соборах, часовнях, монастырях, где православные россияне могли от души, идущую от сердца прочитать молитву поминовения о них. Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт–Петербурге, на Куликовом поле храмы–памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.

5. Литература.

1.Марина Анашкевич Храмы России Издательство: АСТ Астрель М.,2007г.

2. Москва Панорама веков. АСТ Астрель М.,2005г.

3.Санкт – Петербург и пригороды Н. Попова, Н.Кутов. Альбом.изд. «П-2»,Санкт –Петербург,2005г.

4.//Фома. ОПК основы православной культуры для учителей, родителей и детей. Специальный выпуск 2014г., М., ИД «Фома»

5. С.Чехов Судьба русской столицы, Просвещение М.,2010г

6. http/www/[email protected].

7. http/www/rossiyanavsegda.ru

8. http://pravoslavnie.gorojane.tv/usypalnica-russkix-admiralov/#sthash.LF36nLPs.dpuf

9. http://www.pravnov.ru