Какая вера у туркменов. Обычаи и традиции туркмении В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций

(сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань , Туркменбаши и Серахс ), а поляки католицизм . В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв . В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников , баптистов , адвентистов , бахаистов и кришнаитов - все они получили официальную регистрацию только в 2004 году . На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы .

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» .

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность» . Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года) . При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года) .

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении) . Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23) .

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25) .

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием :

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования - преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 - 12) :

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) - в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий .

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями . В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы) . В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада . В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая - супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7) . Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий , созданных на религиозной основе.

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны .

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь . Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов .

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты , меннониты , лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов . В настоящее время в Туркменистане действуют несколько

Туркменистан является одной из интереснейших стран Средней Азии. Являясь важным центром Великого Шелкового пути, территория Туркменистана насыщена памятниками истории и культуры. Здесь проживает самобытное население и бережно сохраняются многовековые традиции, здесь можно обнаружить уникальные природные комплексы и крайне разнообразные формы ландшафта, от живописных горных хребтов до песков пустыни, от зеленых оазисов до многокилометрового морского побережья.

Туркменистан граничит с Афганистаном и Ираном на юге, Казахстаном и Узбекистаном на севере, а на западе омывается Каспийским морем. Большую часть территории занимает пустыня Каракум. Огромная, знойная пустыня удивляет богатством растений и животных, многие из которых уникальны и встречаются только здесь, а также разнообразием пейзажей и климатических зон.

Южные и западные районы страны заняты целой чередой горных хребтов, входящих в систему Копетдага ("Много гор"),

Большого и Малого Балхана и др.

Климат в стране резко континентальный, засушливый, но местами встречаются даже субтропики.

К природным достопримечательностям страны относят залив Кара-Богаз-Гол, Карлюкские пещеры (около 60 подземных залов), древний грязевой вулкан Боядаг, древние фисташковые леса в Копетдагском заповеднике, самую высокую точку Копетдага («Три колодца»), и уникальную впадину Ер-Ойлан-Дуз, занятую соленым озером над которым поднимаются невысокие, но колоритные конусы древних вулканов.

Из истории известно, что туркмены одними из первых в регионе приняли Ислам. По некоторым источникам это произошло в VII-VIII веках. В X веке Туркменистан был центром могучего государства сельджуков, а позднее был подвластен Хорезму. В период правления Сельджуков и Хорезмшахов на территории современного Туркменистана была высоко развита культура. Мечети, мавзолеи и другие красивые здания, построенные здесь, представляли наиболее ценные работы того периода.

До сих пор сохранились руины древних городов Туркменистана. Один из крупнейших городов древнего мира - Мерв (Маргуш, Маргиана, Моуру или Мару) был когда-то центром науки и культуры. В наши дни он внесен в Список Всемирного наследия, как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого шелкового пути. Серахс - крупный торговый пункт на Великом шелковом пути между Нишапуром и Мервом. С приходом туда Ислама, город стал одним из значительных центров торговых путей, а мастерство местных архитекторов и строителей прославилось по всей Центральной Азии.

Куня-Ургенч (Гургандж) - древняя столица Северного Хорезма. В 995 году становится резиденцией хорезмского шаха и вторым по величине городом после Бухары - столицы империи Саманидов. В этом крупном культурном и торговом центре средневековья жили Аль-Беруний, Ибн Баттута и другие известные деятели того времени. В 1221 году Куня-Ургенч, бывший тогда "сердцем Ислама", был разрушен монголами. Многие великие памятники Куня-Ургенча сохранились до наших дней в разрушенном виде. Среди них самый высокий минарет в Средней Азии Кутлуг-Тимур и крепость Ак-Кала.

На землях древнего Дехистана с VIII по XIV столетия стоял город Мисриан, достигший наивысшего могущества в период Хорезмшахов. О его былом величии свидетельствуют многочисленные руины различных сооружений, дошедшие до наших дней: два минарета высотой по 25 м, портал соборной мечети, остатки глиняных городских стен, развалины караван-сараев и некоторые другие строения. К счастью, в этих краях сохранилась одна из древнейших мечетей страны Машад-ата, или как ее еще называют Шир-кабир, датируемая XII веком. Эта мечеть с великолепным декором очень тонкой работы была издревле известна в народе.

Среди великих Исламских ученых, имевших туркменское происхождение, был знаток Х адис ов правитель Ирбиля - Муз аффар Абу Са"ид ибн Бактакин Аль-Кяукябрий Ат-Туркманий, который первым начал отмечать Маулид (рождение нашего Пророка Мух аммада, мир Ему). Произошло это в VII веке по h иджре. Само празднование включало в себя рассказ о рождении Пророка Мух аммада, мир Ему, чтение Священного К ур"ана, саляуата и угощение всех присутствующих. Это мероприятие получило одобрение всех Исламских ученых того времени и стало одной из великих мусульманских традиций. Сам правитель Музаффар ежегодно в месяце Раби"уль-аууаль выделял огромные средства при проведении Маулидов, раздавал помощь бедным, сиротам и вдовам. Именно он собрал ученых, чтобы они написали тексты Маулида (история появления на свет нашего Пророка), которые до сих пор мусульмане всего мира зачитывают на разных языках во время проведения этого радостного мероприятия.

Столица и самый большой город современного Туркменистана - Ашхабад ("Город любви"), находится в обширном оазисе, лежащем в предгорьях Копетдага, на самом краю знойной пустыни. К его главным достопримечательностям можно отнести мечеть Эртогрулгазы с четырьмя минаретами и огромным куполом. В столичном музее ковра находится самый большой ковер в мире, площадью почти 400 кв. м и весом более тонны. Город Туркменбаши - единственный крупный порт во всей Средней Азии окружен с востока полумесяцем невысоких гор, а на западе омывается бирюзово-синими водами Каспийского моря.

Большинство обычаев и традиций сопровождает всю жизнь и быт местных жителей. Одним из красивейших обычаев остается особое проведение никяха (бракосочетания), всю предварительную подготовку которого берут на себя специальные представители семейств. Свадьба может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей, то есть приглашали весь район.

Туркменский народ доброжелателен и приветлив, и славится своим гостеприимством. Во всем мире туркмены известны как прекрасные наездники, мастера по изготовлению ковров и искусные кулинары.

Туркменистан славится коневодством. Знаменитые "быстрые как ветер" ахалтекинцы прославили страну на весь мир. Это действительно уникальная порода - быстрые, грациозные, с точеной "лебединой" шеей и тонкими "сухими" ногами, и при этом удивительно выносливые.

Всемирную известность так же получили и ковры, которые туркменские женщины ткут вручную. Ковер является символом туркменского народа. Среди элементов композиции узора туркменского ковра есть признанные шедевры ковровой орнаментации. Как утверждают знатоки, орнамент ковров объединяет восточные традиции и Исламскую культуру. Туркменские ковровщицы передавали из поколения в поколение секреты естественного крашения пряжи и ее прочности, благодаря которым ковры веками сохраняют свой первоначальный вид. Отсюда и появилась старинная поговорка, что "ковер нежнее розы и прочнее камня". В Туркменистане каждое племя (область) имеет свой орнамент, а на флаге страны изображены ковровые орнаменты всех областей страны.

Кто побывал в Туркменистане хоть раз, подтвердит: «Поездка в этот удивительный край надолго остается в памяти».

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских политических структур.

В результате страна в политическом плане превратилась в мертвое море. Не получил распространения и политический ислам. В отличие от соседей, Туркменистан избежал появления на своей территории «ваххабитских» группировок и их агентов влияния. Однако имеет место распространение на границе с Узбекистаном специфической формы ордена Накшбанди.

Туркмены никогда не тяготели к радикальным исламским учениям, но нищета и идеологический вакуум могут породить такую тягу.

Туркменистан относится к ханафитскому мазхабу суннитского ислама. Для туркмен как народа кочевого несвойственна активная ритуальная религиозность, как, например, для таджиков и узбеков. Для отправления религиозных обрядов им достаточно уединения.

Ислам - это он

В начале 1990-х гг., когда Ниязов только начинал перевоплощаться из партийного деятеля в лидера нации, ислам был ему полезен в деле строительства новой национальной идеи. Он использовал ислам как подручное средство, но лишь в формах, определенных и регулируемых государством. Еще в 1993 г. он заявил, что Туркменистан возвращается к исламу не столько как к религии с догматическими постулатами, сколько как к части национальной культуры.

В целях контроля за религиозной деятельностью в 1994 г. был создан Генгеши (Совет) по делам религии, полностью подчиненный президенту страны.

По мере укрепления своей власти Ниязов пытался узурпировать исламский символизм и донести до народа идею, что Ислам - это он, требуя, чтобы его труд «Рухнама» котировался наряду с Кораном. Мечети получили официальное предписание хранить не менее 2-х экземпляров «Рухнамы», а цитаты оттуда были вырезаны на стенах многих мечетей. Какое-то время приближенные к Ниязову подумывали объявить его пророком, но вовремя одумались.

В 1997 г. не прошли перерегистрацию более половины действующих в стране мечетей. Однако они продолжали действовать при молчаливом согласии местных властей. Одновременно многие имамы молчаливо игнорировали официальное предписание после каждого намаза произносить клятву на верность родине и президенту. Такое положение вещей не устраивало власть, что привело к чисткам в рядах нелояльных имамов.

В 2000 г. под знаменем борьбы с экстремизмом власти начали поход против инакомыслящих. В результате было сожжено 40 тысяч экземпляров Корана, переведенного на туркменский язык опальным Хаджаахметом Оразклычевым.

В 2003 г. был проведен громкий процесс над муфтием Туркменистана Насруллой ибн-Абадуллой, который резко негативно отреагировал на приказ расписать мечети наряду с текстами из Корана цитатами из «Рухнамы». К тому же он отказался признать Ниязова божьим наместником. Бывший муфтий был осужден на 22 года. В дальнейшем религиозные деятели уровня Насруллы ибн-Абадуллы муфтиятом не руководили. Предпочтение отдавалось кандидатам менее образованным в религиозном плане, но более лояльным в плане политическом. Тем более все имамы фактически являются государственными служащими, получающими жалование от государства, а потому очень уязвимы.

Весной 2006 г. Ниязов заявил, что тот, кто трижды прочтет его книгу «Рухнама», станет умным, поймет природу, законы и человеческие ценности. И после попадет прямо в рай. Он утверждал, что сам просил Аллаха о таком способе выявления праведников.

Рухнамизация всей страны стала важнейшей составляющей светской религии, а также главной линией, определяющей государственную политику по отношению к религиозным объединениям.
В 1990-е гг. на территории Туркменистана в некоторых кишлаках стали одновременно функционировать по 2 мечети: одна государственная, вторая - молельный дом, где собирались местные жители, чтобы не только отправлять религиозные обряды, но и обсуждать насущные проблемы. Государственный религиозный гнёт вызвал недовольство в рядах обычных мусульман.

В эпоху Ниязова были построены роскошные мечети. Но большинство населения прохладно восприняли эти шедевры, поэтому популярностью они не пользовались.

Подготовка религиозных кадров

Религиозное образование находится под жестким контролем властей ещё со времен правления Ниязова. С 1990-х гг. в страну практически не поступала религиозная литература. Какое-то время чистоту преподавания удавалось сохранять в турецких школах, но в 2000 г. Ниязов заявил, что все медресе и религиозные школы должны быть закрыты. По его словам, достаточно было иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията. Таким образом он выразил недоверие к исламским структурам после выявления на севере Туркменистана подпольных структур исламских радикалов, которые использовались узбекской оппозицией в качестве перевалочных баз.

К тому же были депортированы 300 иностранных (в основном иранских) проповедников.

В 2005 г. в Туркменистане был закрыт единственный на всю страну Факультет теологии (теперь это отделение теологии Факультета истории), а контракты с турецкими богословами, которые в основном и преподавали там, были расторгнуты, количество студентов резко сократилось.

Атагельды Нурыев, Ашхабад

Туркменистан - одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?

Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.

Туркмены - потомки легендарного Огуз-хана

Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены - это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.

Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.

Туркмены в национальных одеждах. Фото: advantour.com

За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.

Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно

На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.

Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.

Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.

Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.

Первый серьёзный удар по религиозным организациям - требование обязательной их регистрации. Кажется, формальность. Но, как показывает практика, далеко не каждая община способна миновать этот вступительный порог.

С 2016 года специальная Комиссия решает религиозные вопросы в Туркменистане.

Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.

Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.

Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:

  • контролирует исполнение законодательства;
  • проверяет жалобы;
  • утверждает руководителя, если центр организации - за пределами страны;
  • организует религоведческие экспертизы;
  • мониторит религиозную литературу, поступающую в страну;
  • решает вопросы регистрации и открытия религиозных учреждений.

Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.

Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует - дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.

В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:

  • муфтий;
  • заместитель муфтия;
  • православный благочинный;
  • гражданский чиновник.

Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.


Мечеть Туркменбаши Рухы – главная мечеть Туркменистана. Фото: advantour.com

Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.

Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.

В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство

В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.

Буддизм - учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм - это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.

Зороастризм - религия, которая отпочковалась от индуизма в период кризиса вед.

Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.

В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм - первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.

Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.

Религия 90% туркменов - ислам

Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама - то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст - прямое откровение Бога.

Ислам - молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии - это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.


Реконструкция облика Мухаммеда, основателя ислама. Фото: god2019.net

Ислам суннитского толка - это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.

Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.

Православных среди туркменов почти полмиллиона человек

Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих - это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.

столько православных насчитывается в Туркмении на 2019 год

Прихожан - около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.

По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.


Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай в Туркмении. Фото: gora-valdai.ru

Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:

«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.

Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.

Боюсь, что тенденция эта - уход мусульман в другие религии - будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.

Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.

Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.

Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.

На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.

Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.

Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».

12 православных приходов на 2019 год действуют в Туркменистане.

О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:

«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.

Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций

Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий - это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.

Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства

В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:

  • пятидесятники;
  • баптисты;
  • адвентисты.

Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.