Древние соборы руси - фото и описание. Как устроен древнерусский храм Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.


Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).


Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.


Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост



Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом - деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.


Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.


Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.


В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали



В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.


Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.


3. Церковь Всех Святых в Сургуте



Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере



Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось - только на другом берегу.


Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями - храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.


Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину... Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль



Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах



Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.


Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Храм Владимирской иконы Божией


Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье



Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.



Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ


5. В Кремле из Замоскворечья между Каменнным и живым мостом к полудню


6. Объявление герольдами на кремлевской площади о короновании императрицы Екатерины II.
С гравюры Калпашникова


7. Больница Екатерининского времени.
С рисунка Дергоена XVIII века


8. Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский в гробу.
С портрета, писанного масляными красками в конце XVIII столетия в Даниловом монастыре в Москве


10. Торжественная аудиенция турецкому посольству.
С гравюры Калпашникова


11. Казнь Пугачева.
Художник Шарлемань


12. Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии.


13. Прием в массонскую ложу вновь поступающего члена.
Со старинной гравюры



14. Посвящение в мастера массонской ложи.
Со старинной гравюры


15. Посвящение в массоны.
Со старинной английской гравюры


16. Торжественное заседание масонской ложи.
Со стринной гравюры


17. Извозчичья стоянка в Москве в начале нынешнего столетия.
С гравюры Гейслера


18. Гуляние в Сокольниках в конце прошлого столетия.
С гравюры Делабарта


19. Маскарад в Москве в 1722 году.
С весьма редкой гравюры того времени (из собрания Д. А. Ровинского)


20. Ледяные горы в Москве во время Сырной недели в конце прошлого столетия


21. Большой театр и театральная площадь в Москве в начале нынешнего столетия
С гравюры Аркадьева


22. Коломенский дворец. С редчайшей гравюры, сделанной за год до разрушения дворца (из собрания П. Я. Дашкова)


23. Лизин пруд в Москве. С гравюры начала нынешнего столетия


24. Народное гуляние в Москве в конце прошлого столетия.
С гравюры 1797 года


25. Шут савельич.
Со стринной литографии


26. Театр Медокса в Москве.
С весьма редкого рисунка, сделанного с натуры в 1805 году А. А. Мартыновым (из собрания П. Я. Дашкова)


27. Вид церкви и части села Останкино.
С офорта Лафрона по рисунку с натуры Делабарта (из собрания П. Я. Дашкова)


28. Петровский дворец в Москве.
С гравюры начала нынешнего столетия


29. Площадь в Москве в конце XVII столетия.
С гравюры того времени (из Путешествия Олеария)


30. Вид села Царицыно.
С гравюры, сделанной с рисунка с натуры П. П. Свиньина


31. Парк в селе Царицыно.
С рисунка с натуры Стакельберга (из собрания П. Я. Дашкова)


32. Церковь при доме Нарышкиных на Воздвиженке.


33. Каменный мост в Москве в начале XVIII столетия.
С современной гравюры Бликланда


34. Усыпальница Нарышкиных в Боголюбской церкви Высокопетровского монастыря.
С рисунка, приложенного к Русским достопамятностям, изд. Мартыновым и Снегиревым


35. Московская улица в конце прошлого столетия.
С гравюры того времени Дюрфельда


36. Патриаршая церковь в Москве.
С литографии Брея начала 19 века.


37. Зал Московского Дворянского собрания, украшенный для приема императрицы Екатерины II.
С рисунка с натуры Тишбейна (подлинник в Эрмитаже)


38. Парк в селе Архангельское.
С рисунка, сделанного с натуры Раухом (из собрания П. Я. Дашкова)


39. Дом князя Юсупова.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


40. Дом князя Гагарина на Тверской улице С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Mартыновым


41. Новодевичий монастырь и Девичье поле в начале XVIII столетия.
Со старинной гравюры


42. Новодевичий монастырь в XXVIII столетии.
Со старинной гравюры


43. Вид Яузского моста в Москве в конце XVIII века.
С гравюры 1797 года


44. Домашний спектакль в барском доме в начале XIX века.
С гравюры того времени


45. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


46. Городские сторожа в Москве в XVII столетии.
С рисунка Панова


47. Вид старой площади у Гостиного двора в Москве в конце 18 века.
С гравюры 1795 года


48. Торговая лавка в Москве в XVII столетии.
С гравюры того времени (из Путешествия Олеария)


49. Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста в 1799 году
С гравюры Делабарта


50. Арестанты полиции, метущие улицу


51. Немецкая слобода в Москве в начале XVIII столетия.
С гравюры того времени Генриха де Витта



52. Немецкая слобода в Москве в начале XVIII столетия.
С гравюры того времени Генриха де Витта


53. Воскресенские ворота в Москве.
С рисунка, приложенного к Русской старине, изд. Мартыновым


54. Церковь Василия Блаженного и Лобное место в XVII столетии.
Со старинной голландской гравюры


55. Кузнецкий мост в Москве.
С литографии, сделанной с рисунка с натуры Деруа


56. Вид посольского дома в Москве в 1661 году.
Со стариннгой голландской гравюры


57. Посольский двор в Москве в XVII столетии.
С гравюры того времени


58. Палаты бояр Романовых во возобновленном виде


59. Печатный двор в Москве в XVII столетии.
С рисунка, находящегося в Древностях Российского Государства


60. Дом Дворянского Собрания и Охотный ряд в Москве.
С литографии начала XIX века


61. Царь-колокол


62. Терема в Москве. Со старинной гравюры Казакова


63. Дворец в Кремле в XVIII столетии.
Со старинной гравюры Дюрфельда


64. Барский экипаж начала XIX века.
С гравюры Делабарта


65. Коляска конца XVIII века.
С гравюры Делабарта


66. Торговец на ларе.
С гравюры Гейслера


67. Торговка полотном.
С гравюры Барбье 1806 года


68. Вид Каменного моста и его окрестностей в конце XVIII века.
С гравюры Делабарта 1796 год.

Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. Несколько месяцев назад я делал пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.
Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.
Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.
Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:


Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:


Тверь в 1767 г. (автор - Lespinasse):


Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.:

Я уже как-то использовал материалы интереснейшей книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» издания 1982 года, . Сегодня хочу повести речь о старой Москве на рисунках и гравюрах XVI–XIX веков.

1 Миниатюра из Остермановского летописца, входящего в состав Лицевого летописного свода середины XVI века, изображает строительство первого каменного кремля в Москве в 1367 году. Она иллюстрирует рассказ о возведении белокаменной московской крепости Дмитрия Донского. Любопытна достаточно подробная передача картины интенсивного строительства: подносчики камня и раствора, камнетесы и укладчики камня под руководством мастера заканчивают кладку прясла стены с квадратной проездной башней. Изображение стены и зданий за ней, конечно, по большей части условное: на рубеже XV–XVI столетий в Кремле многое переменилось, и художник середины XVI века, выполнявший миниатюру, слишком буквально проецировал современное ему состояние крепости на прошлое. Так, представляя Успенский собор пятиглавым (справа вверху), он уже видел перед собой постройку Аристотеля Фиораванти. Слева от собора, вероятно, находится условное изображение Великокняжеского дворца. В нижней части рисунка, если отталкиваться от кремлевской топографии, показан участок южной стены с Тайницкой башней.

2 Фрагмент «Сигизмундова» плана Москвы 1610 года, изображающий Кремль и Китай-город. Автор довольно внимательно передает черты городского облика, подчеркивая то общеевропейское, что прежде всего воспринимали и многие мемуаристы его эпохи: замкнутое кольцо слитых воедино Кремля и Китай-город, то есть Замка и «внутренней части города» (так гласит надпись на плане у восточной стены). Узнаваемы даже многие башни Кремля: узкая круглая Беклемишевская, Спасская с ее стрельницей, Никольская с рядами окон и т.д. Чрезвычайно интересно береговое укрепление южной стены. Детально прослежены экзотические для автора плана формы церквей. Соответствуют действительности и размеры жилых дворов – в Китай-городе все более мелкие к центру (выделяется огромный Посольский двор под цифрой «8») и несколько обширных, в том числе монастырских, – в Кремле. На дворах стоят и хоромы на подклетах, и избы, и двух-трехярусные башни под шатрами и даже с бочкообразными покрытиями; отмечены заборы с воротами, грядки огородов, деревья редких в этой части города садов.

3 Еще один фрагмент «Сигизмундова» плана, изображающий Заяузье – рядовой район Земляного города с преимущественно слободским заселением. В целом он представляет собой, естественно, более однородную картину. Но и тут верно передан сам тип расселения: у большой улицы (ныне это Яузская, переходящая в Верхнюю Радищевскую), идущей по верху горы, теснятся плотно застроенные жилые дворы с высокими хоромами и башнями, а за ними лежат сады и огороды; внизу же, особенно у воды, застройка в целом реже и мельче. На Яузе, ниже моста, стоят бани, огромными журавлями черпающие воду, и водяные мельницы.

4 Гравюра из книги А. Олеария «Путешествие в Московию, Персию и Индию» по рисунку 1630-х годов. Художник изобразил проезд группы «татарских» (черкесских) послов по улицам Москвы. В застройке улиц он, как обычно, усиливает наиболее характерные черты. Здесь это – широкий немощеный перекресток неопределенных очертаний, окруженный рублеными домами на подклетах, с крошечными оконцами и высокими кровлями. Некоторые из них объединены общими воротами в узкие дворы, другие (слева) стоят почти впритык и имеют входы с улицы – отдельных дворов у них, видимо, нет. Однотипность застройки и ее теснота при сравнительно большой ширине улиц позволяет предполагать, что изображена одна из ремесленных слобод в центре города. В таком случае двухэтажное здание в глубине должно быть съезжей избой – административно-хозяйственным центром слободы. Подклет без окон мог служить складом производимого в слободе товара.

5 Еще одна гравюра из этой же книги, изображает она голштинское посольство на Суздальском подворье. По описанию Олеария, его посольство разместилось в Москве не на Посольском дворе, занятом в то время персидскими послами, а в большом каменном доме суздальского архиепископа, сосланного в Сибирь. Ростовско-Суздальское подворье находилось на западном углу Рыбного переулка и Варварки – четырехэтажные каменные палаты с открытым гульбищем на крыше и массивные ворота с теремком над ними выходили на улицу. Художник явно усилил контраст монолитного объема здания, возможно, самого большого в Китай-городе того времени, и лепящихся к нему наружных деревянных лесенок и крылец. Вокруг двора – деревянные службы и прочая бревенчатая ограда. Через улицу (справа) видно другое известное каменное здание, переданное с большей достоверностью, – палаты Старого Английского двора.

6 Церковь Сергия в Кремле постройки 1565 года на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича», созданной в 1672–1673 годах.
Изображенный тут храм до начала XIX века, когда он был разобран, стоял на подворье Троице-Сергиева монастыря. Монастырская шатровая церковь с приставленной к южному фасаду башенкой-колокольней в плане была крестообразной – миниатюрист сделал неудачную попытку изобразить эту особенность строения. В отличие от скромного декора фасадов четверика, шатер украшен цветными керамическими вставками, как это было сделано в центральном храме Покровского собора на Рву (который чаще называют собором Василия Блаженного).

7 Красная площадь на картине Ф. Гильфердинга, написанной в 1795 году. Вид от пушечной батареи. Часть площади вдоль рва огорожена и также занята пушками. Спасская башня Кремля выглядит по состоянию на середину XVIII века.

8 Улица Ильинка в Китай городе на акварели мастерской Ф.Я. Алексеева 1800–1802 годов. Изображена часть улицы от Биржевой площади к Ильинским воротам, застроенная почти без разрывов купеческими домами с лавками на первом этаже. Перед некоторыми устроены приподнятые площадки, предохраняющие выходящих из карет покупателей от уличной грязи. Справа – крупнейший московский доходный дом того времени – дом купцов Калинина и Павлова.

9 Вновь акварель мастерской Ф.Я. Алексеева того же периода. На ней изображены Алевизов ров и Никольские ворота. Художник рисовал с натуры из окна здания Главной аптеки, на месте которого сейчас находится Исторический музей. Впечатляет перспектива рва, просматриваемого от Никольских ворот до Спасских. Заполняющая его растительность, возможно, является остатками Аптекарского огорода, заложенного при Петре I для Главной аптеки (ров при этом был полузасыпан; предполагают, что его первоначальная глубина достигала 10 метров). Справа на переднем плане видна часть первоначальной облицовки рва с зубчатым ограждением. Никольские ворота окружены остатками бастионов. Слева на переднем плане изображен прямоугольный парапет – остаток ограждения внешней стены рва. Дальше виден задний фасад рядов, поставленных вдоль рва в конце XVIII века, еще дальше видны главки собора Покрова на Рву. Сейчас все это – Красная площадь.

10 Кремлевский дворец и юго-западный угол Кремля. Дворец на аркаде древних подклетов изображен перестроенным по проекту Н.А. Львова в 1797 года. Внизу слева видны руины подклетов Годуновского дворца. Справа – церковь Благовещения на Житном дворе 1701 года постройки.

11 Спасские ворота Кремля со стороны Ивановской площади. В центре – Архиерейский дом, поставленный в 1776 году в Чудовом монастыре на углу Ивановской площади и Спасской улицы. После сноса древних подворий по южной стороне улицы линия Чудова и Вознесенского монастырей стала частью южного фасада кремлевского ансамбля. Справа виден оставшийся посреди площади собор Николы Гостунского.

12 Боярская площадь и Постельное крыльцо. Группа древних зданий (Терема, Верхоспасский собор, сени Грановитой палаты) окружает Боярскую площадку – широкое открытое гульбище на древних подклетах. Справа виден угол поставленного на тех же подклетах растреллиевского Дворца. Слева в углу – лестница во двор, к церкви Спаса на Бору.

13 Акварель 1800-х годов, вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Панорама выполнена с юго-западного выступа холма, на котором до 1803 года стоял Пушечный двор (там, где начинается Неглинная улица). На месте площади Революции – река Неглинная, уходящая в арку Воскресенского моста. Пруд спущен, осыпающиеся земляные бастионы укреплены деревянным «обрубком». О реки влево отходит ров, огибающий бастионы.

14 Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы на акварели самого начала XIX века. Запечатлено нынешнее место Исторического музея – второй корпус Монетного двора, в это время и позже занятый Присутственными местами. В глубине – Воскресенские ворота с Иверской часовней между проездами, бывшая Главная аптека и еще не надстроенная Никольская башня Кремля. На белокаменных парапетах моста стоят высокие фонари. Впереди справа – угол первого корпуса Торговых рядов вдоль Неглинной (видна открытая галерея первого этажа).

15 Литография начала XIX века, показывающая улицу Волхонку после пожара 1812 года, здесь запечатлен вид от Ленивки к Боровицкой площади. Слева стоит уже восстановленная церковь Николы Стрелецкого. Дома и лавки сохранили каменные стены; впоследствии все они были отстроены, а некоторые сохранились и до наших дней. Видно, как на доме напротив церкви начинают ставить стропила. В первом этаже обгоревшего дома справа уже разместились съестные лавки.

16 Общий вид Кремля на гравюре Э. Финдлена по рисунку И. Лаврова из серии иллюстраций Р. Лайелла «Русские обычаи и подробная история Москвы» 1823 года. Рисунок был сделан в год надстройки Дворца. Общая композиция и суховатая манера английской гравюры подчеркивают послепожарную «прибранность» Кремля.

17 Гравюра А. Фролова по рисунку И. Лаврова начала XIX века – вид Московской синодальной типографии с полуденной стороны. Главный фасад типографии, встроенный в 1814 году, изображен вместе с соседними зданиями (слева – Николо-греческий монастырь, справа – часть фасада владения Шереметевых). Слишком узкая для подобной панорамы улица показана условно – в виде широкой площади.

18 Москворецкая улица и Нижние торговые ряды на акварели тоже же мастерской и тех же лет. Здесь дан вид вдоль улицы вверх от Мокринского переулка, который завершается переломом Средних торговых рядов. Средние ряды, как и продолжавшие их южнее Варварки Нижние, перестраивались в 1780–1790-х годах в процессе регулирования улицы. Ее левая сторона, где была лишь выпрямлена красная линия, застроена отдельными купеческими домами с лавками. Фасад Мытного двора (справа), который в те годы перестраивался, изображен неточно: портик состоял из двух пар колонн по сторонам центрального проезда. Слева – колокольня церкви Николы Москворецкого.

19 Тверской бульвар на литографии О. Кадоля 1825 года. Показан вид от Никитских ворот, в глубине – Страстной монастырь. Основная планировка бульвара – три неравной ширины аллеи и живописные широкие посадки по сторонам, изолирующие их от проездов. Хоть и в перестроенном виде, но до наших дней сохранились многое дома вдоль бульвара.

20 Еще одна литография О. Кадоля того же года. Она показывает Воспитательный дом. Интересны и «малые формы» городской архитектуры: уличные фонари, парапеты набережной, ограждения тротуаров. Москворецкий мост выполнен из дерева. В глубине видны лабазы вдоль Китайгородской стены.

21 Александровский сад, литография начала 1820-х годов. Тут изображена ранняя планировка сада, видны полукруглые пандусы, спускающиеся с Троицкого моста, Манеж показан еще без скульптурной обработки по проекту О.И. Бове.

22 Храм Василия Блаженного, литография О. Кадоля с его же рисунка, около 1825 года. Видно, что площадь и Москворецкая улица вокруг собора и Лобного места расчищены и замощены, вдоль Кремлевской стены насажен бульвар, выложена гладкая каменная подпорная стена, Средние и Нижние ряды перестроены. Однако отреставрированное Лобное место снова окружено самодельными лавочками.

23 Петровский театр (ныне Большой) на литографии Н. Жерена по рисунку Н.И. Чичагова из книги «Москва, или исторический путеводитель» 1827–1831 гг. Изображение передает строгую целостность первоначального ансамбля.

24 Лубянская площадь (вид от Софийской улицы) на литографии середины XIX века. Площадь ограничена стеной Китай-города, обсаженной молодыми деревьями, и большим доходный домом на месте нынешнего сквера. Рядом с ним в стене – проломные ворота из Большого Черкасского переулка к Мясницкой улице. У Никольской башни – проломные ворота с Никольской улицы, устроенные в 1820 году. В центре площади – водоразборный фонтан. И в начале XX века на этом месте московские извозчики поили своих лошадей, часто оплата этой услуги шла из кармана пассажира сверх платы за проезд.

25 Дворянское собрание (вид от Театральной площади), литография середины XIX века по рисунку Дица. Слева и справа видны выходящие на площадь дома; Дворянское собрание в основном сохраняет первоначальный вид, но в его портик встроен подъезд в псевдорусских формах. В глубине, за высокой церковью Параскевы Пятницы, видны Моисеевская площадь, купол Университета и неверно помещенная в глубине за домами церковь Георгия на Красной горке.

26 Церковь Св. Николая на Ильинке на литографии Деруа по рисунку Дица, середина XIX века. Церковь Николы Большой крест (первоначально – «Что у Большого креста») была выстроена в 1680-х годах богатейшими московскими «гостями» того времени Филатьевыми. Она стала новой определяющей доминантой Китай-города. Верхние ярусы колокольни с высоким шпилем были надстроены в 1819 году.

27 Верхние торговые ряды на литографии середины XIX века. Изображение не вполне точно передает архитектуру рядов, показывает открытую площадь перед ними, на которой по центру здания стоит памятник Минину и Пожарскому.

28 Варварка к западу от Юшкова переулка, картина неизвестного художника третьей четверти XIX века. Изображение несколько примитивное, но передает общее ощущение невысокой застройки улицы с разрывами по южной стороне. Слева виден только что отреставрированный Дом бояр Романовых, в глубине – произвольно переданный Гостиный двор.
Мне эта картина особенно близка, так как ходил тут много раз, останавливаясь в Москве в 2002–2005 годах в расположенной некогда чуть левее .


Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. Несколько месяцев назад я делал пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.

Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.

Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.

Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

Более раннего достоверного изображения торговых рядов (на месте ГУМа) я не встречал. Никольская башня ещё не надстроена в стиле готизирующего романтизма, а Казанский собор уже сильно перестроен и отличается от той реплики 1636 г., которую мы уже привыкли видеть с 1994 г.
Перед кремлёвской стеной присутствует внешний периметр укреплений, срытый в начале 19 века. На самой площади - экспозиция трофейных турецких пушек. В большом разрешении можно полюбоваться на внешний вид самих москвичей.


Всего через каких-то 12 лет вид Красной площади радикально преобразится (1795):

А вот так выглядело старое здание МГУ от кремля через реку Неглинную:

Петербург в 18 веке рисовали ОЧЕНЬ много. По этим работам будет отдельный пост. Здесь дам лишь парочку изображений.

Петербург в 1753 г., раскрашенная гравюра Махаева:


1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:



Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:



Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.: