Церковь и мир. Власть демонов над человеком – наказание за грех Как бог наказывает за грехи

Наказание Божие за грех

Наступил вечер того дня, когда Адам и Ева согрешили, и вот они услыхали голос Господа Бога. От страха и стыда они скрылись за деревьями. Господь звал Адама: «Адам, Адам! Где ты?» Адам ответил: «Я услышал Твой голос в раю и от страха скрылся, потому что я наг».

Господь спросил у него: «Кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева познания добра и зла?» Адам, указывая на Еву, отвечал: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод с дерева, и я его ел».

Бог спросил у жены: «Что это ты сделала?» Она отвечала: «Змей соблазнил меня, и я ела».

Тогда Бог сказал змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между земными зверями, а некогда потомок жены раздавит твою голову».

Жене Бог сказал: «Ты будешь в болезнях рожать детей, и твой муж будет господином над тобой». Адаму Он сказал: «Проклята земля за тебя, до пота ты будешь трудиться, чтобы иметь пропитание. Ты – земля и в землю возвратишься».

И сделал Господь Бог Адаму и Еве кожаные одежды и одел их. Потом изгнал их из рая и поставил при нем херувима с огненным мечом, чтобы он охранял путь к дереву жизни. Адам и Ева поселились неподалеку от рая, чтобы всегда вспоминать о своем грехе и плакать о своей потере.

Почему же все случилось именно так? Не слишком ли жестоко обошелся Бог с Адамом и Евой? Подумаем. Бог всеведущ, а значит, когда Он звал Адама, то Он уже знал о том, что они с Евой согрешили. Зачем же Он их спрашивал тогда? Конечно же, Он давал им возможность честно признаться и повиниться в том, что с ними произошло. Но ответы их были уклончивы, и они все время старались не открыть всей правды, а после начали перекладывать вину друг на друга и на змея. Создатель увидел, как быстро освоили они науку лжи и как быстро закрылись их сердца. Бог понял, что не раскаются Его творения, пока не осознают того, что впустили в свою душу, и сами не изгонят злобу, ложь и страх из своих сердец.

До сих пор люди не смогли изжить в себе эти страшные пороки. Но все же те, кто стремится к добру, становятся лучше, хотя гораздо лучше было бы совсем не совершать дурных поступков. Как мы видим в жизни, это мало кому удается, поэтому все мы грешны. Но, поступая плохо, мы знаем, что неправы, и большинство из нас стыдятся этого.

Что имел в виду Бог, когда обещал змею, что его уничтожит потомок Адама? Всеведущий Создатель имел в виду Иисуса Христа, а также то, что когда-то люди все же победят зло в своем сердце. Если Тот, Кто знает все, так в этом уверен, то что нам остается? Идти по пути добра, воспитывая его в себе, с благодарностью к Тому, Кто дал нам эту надежду.

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

ГЛАВА 2 Грех ближнего - наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

Из книги Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни автора Знаменский Георгий Александрович

Наказание Божие за сквернословие (РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА ПОРФИРИЯ АМФИТЕАТРОВА) «На первых порах своей сельской пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. И старые и

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"? Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Смерть как наказание за грех Поскольку грех - это не только нарушение заповедей, но и прежде всего восстание против Творца как Личности, Он должен поступить с ним по справедливости. Хотя в какой–то степени верно утверждение, что грех уже несет в себе наказание и имеет

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

В. Смерть и наказание за грех Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы личное восстание против Бога и нарушение Его воли были наказаны. Нельзя допустить, чтобы грех существовал безнаказанно; виновных по справедливости необходимо наказать. Бог предупредил Адама и Еву,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим "Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Глава 19 1. Египет должно постичь наказание Божие 1. Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. 1-15. Так как и цари израильские и цари иудейские входили в сношение с

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

86. Попущение Божие обучительное, и божие отвращение наказательное Сам Господь говорит, что сатана спал с неба (Лк. 10, 18), чтоб не видел безобразный сей обиталищ святых Ангелов: как же он, неудостоиваемый общения с добрыми рабами Божиими, может иметь общим с Богом обиталищем

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Грех и наказание 4 - Скажи им: Так говорит Вечный:«Разве те, кто упал, не пытаются встать?Разве те, кто сбился с пути, не возвращаются?5 Почему же этот народ отвернулся от Меня?Почему же Иерусалим всегда отворачивается от Меня?Они крепко держатся за ложьи отказываются

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Грех и наказание Иудеи 1 - Грех Иудеи начертан железным резцом,вырезан алмазным остриёмна их окаменевших сердцахи на рогах их жертвенников.2 Даже их дети помнятэти жертвенники и столбы Ашеры aу тенистых деревьев,на высоких холмах3 и на горах страны.Ваши богатства и все

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Грех и наказание 4 - Скажи им: так говорит Господь:- Разве упав не встают?Разве сбившись с пути не возвращаются?5 Почему же этот народ отвернулся от Меня?Почему же Иерусалим всегда отворачивается от Меня?Они крепко держатся за ложьи отказываются вернуться.6 Я внимал и

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Грех и наказание Иудеи 1 - Грех Иудеи начертан железным резцом,вырезан алмазным остриемна их окаменевших сердцахи на рогах их жертвенников.2 Даже дети их помнятих жертвенники и столбы Ашеры aу тенистых деревьев,на высоких холмах3 и на горах страны.Твои богатства, и все

Из книги автора

Наказание за грех на каждое поколение В чем горечь греха? В том, что он изгнал первозданного Адама из рая и, зачав смерть от Богодарованной заповеди, принес ему плод. О, как он и до сих пор обманывает окружающих его, обвораживает, строит им ковы и увлекает их коротким

Из книги автора

Божие наказание для отступивших от обетов монахов Но вы, чада и братия, их примером умудритесь и познайте, яко удиви Господь милость Свою (Пс. 30:22) на вас в том, что вы не увлечены злодеем диаволом, но благодаря твердости своей веры непоколебимо устояли в преданном вам

Из книги автора

Наказание Божие за сквернословие Рассказ священникаНачав служить в одном сельском храме, я увидел, что мои прихожане не считали сквернословие тяжким грехом. И старые и молодые матерились без малейшего зазрения совести. И в храме, и в школе, и в домах прихожан я обличал и

Из книги автора

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех - извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

И во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. тела). Наказание попускается для исправления людей и духовного .

Священное Писание о наказании Божием:
; ; ; .

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» (). Эта истина никогда не ставилась Православною под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни и и Святого , так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека - человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения , а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его .
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения.
«Наказание Божие», т.о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – ;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(). А преп. говорит: «Вина [причина] всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше»(с.379)».

проф. А.И. Осипов Из курса «Основное богословие», МДАиС.

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

ГРЕХИ И НАКАЗАНИЕ ЗА НИХ

ЧАСТО ЗВУЧИТ ВОПРОС: существует ли какое-то особое наказание для воров, убийц и других криминальных элементов? А если покаются, то войдут ли они в Царство вместе с теми, которые всю свою жизнь старались поступать честно? На этот вопрос можно смотреть с двух точек зрения. Сам Бог является наивысшим Авторитетом, определяющим, что хорошо и что плохо.

Все хорошее Бог одобряет, а все злое Бог осуждает. Одобряет Бог то, что является добрым, полезным и благоприятным для всех. Осуждает Бог все плохое, несправедливое и наносящее вред каждому. Бог осуждает определенные вещи как грех, поскольку Он хочет освободить нас от того, что несправедливо или наносит вред нам самим или другим. Каждый, кто совершает грех, прежде всего, нарушает Божью заповедь и в такой степени терпит определенное наказание, связанное с совершением греха. О некоторых людях мы говорим как о “сеющих плохое зерно”. Что означает это выражение? Это означает, что в настоящее время они приобретают привычки, которые наносят вред не только их собственному здоровью и счастью, но также и других. По причине совершения греха они, несомненно, навлекают на себя деградацию, как ума, так и тела. Поэтому грех естественным образом приносит наказание. Кто грешит, тот будет страдать – таков общий Закон. Но над Законом есть Бог, который дал определенные указания и определенные наказания, связанные с этими указаниями.

ВОРЫ И УБИЙЦЫ

Божественный образец справедливости намного выше современных человеческих стандартов. Наш Господь представил очень хорошее определение таких выражений как “вор”, “прелюбодей” и “убийца”. Он учил, что каждый, кто гневается на брата своего без причины, является человекоубийцей; кто смотрит на жену другого с вожделением, тот совершает прелюбодеяние (Мт. 5:22,28). Это очень тонкие различия. Кроме того, все мы должны признать то, что сказал Шекспир: “Кто крадет мой портфель, крадет мусор; но тот, кто отбирает мое доброе имя, тот крадет у меня то, что его не обогатит, а меня сделает по настоящему бедным”. Многие люди виновны в воровстве доброго имени других; многие виновны в убийстве – в смысле ненависти к ближним. Если говорить об определении кто наиболее виновен: убийцы, воры или прелюбодеи, то это не в нашей компетенции совершать такой суд, поскольку мы не можем знать достоинств и слабостей ума, с которыми каждый родился. Только Бог может определить степень зла в каждом из этих случаев. Некоторые люди по природе являются добрыми; складывается впечатление, что другие родились с меньшим числом достоинств характера. Те, которые по природе не гневаются ни на своего брата, ни на других, никогда так быстро не будут в опасности совершения убийства, буквального или символического, поскольку они родились с достоинством терпимости. Такие могут не проявлять никаких особых качеств характера, кроме тех, с которым родились, а другие могут проявлять определенные особые качества характера по причине условий, в которых родились и воспитывались. Мир убедился в необходимости удерживания тех, которые вредят другим. Закон для жителей Штата Нью-Йорк гласит, что согласно закону, ни один убийца не может оставаться на свободе. Он изолируется, поскольку убийца не является безопасной личностью, чтобы позволить ему жить в обществе. Его сажают в тюрьму или, в зависимости от приговора, казнят. Это общий закон, кроме Божественного закона. Самым лучшим решением для него и для мира в общем является то, чтобы он пошел в гадес, шеол – великое состояние смерти, в котором он больше никого не сможет убить. Священное Писание согласно с законами Штата Нью-Йорк в том смысле, что если человек совершает подлый поступок, то он должен быть наказан.

БОГ ПРИГОТОВИЛ СУДЕЙ

Мы не в состоянии занять место судьи. В настоящее время только Бог знает, насколько большего наказания заслуживают некоторые из находящихся в тюрьме, по сравнению с теми, кто находится на свободе. Преступления заключенных, на первый взгляд, могут казаться более серьезными злодеяниями; те, которые находятся на свободе, могут быть точно также, а иногда и более виновны, с Божественной точки зрения, поскольку они могут грешить против большего света и способностей. Никто другой, только Бог может выносить приговор относительно прошлого. Бог избрал определенный класс, чтобы был Судьями – святым классом, который будет вполне квалифицирован для того, чтобы совершать суд над миром в будущем Тысячелетнем Дне Суда. Бог говорит, что это судьи, которых Он избрал. Апостол Павел говорит: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” (1Кор. 6:2). Суд мира не происходит в нынешних условиях, но будет происходить после великого пробуждения, когда человечество будет поднято из могилы. Те, которые научены Господом, по природе не свободны от несовершенства, но у них есть слабости, подобно, как и у других. Тем не менее, они стараются судить самих себя, чтобы преобразовывать обновлением свой ум, чтобы иметь самоконтроль или, как говорит Библия, чтобы “победить”. Все находящиеся с Господом в небесном Царстве славы и силы и приготовленные к делу Тысячелетнего Века, являются “более, чем победителями силою Того, кто возлюбил нас” и искупил нас Своею собственною “драгоценною кровью” (Рим. 8:37, KJV; 1Пет. 1:18,19).

Мы видим, что различные черты убийства, вожделения, похоти и т.п. донимают мир в его умственно и морально неуравновешенном состоянии, возникающем из-за грехопадения. Некоторые настолько психически неуравновешенны, что находятся в спецучреждениях. Другие проявляют такое отсутствие морального равновесия, что им не позволяют оставаться на свободе, но обязательно должны находиться в тюрьме. Еще одни пользуются свободой и приспособлены для жизни в мире, но у них отсутствует здравый смысл. Библия говорит: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10). С тех пор как мы научились ценить библейские учения, узнав, что 6000 лет тому назад наш род постигло большое грехопадение и что все мы родились в грехе и “я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс. 50:7), то мы ощущаем большое сострадание к людям. А когда мы обладаем большей силой характера, умственной и моральной, чем некоторые из них, то благодарим Бога и говорим: “Ибо кто отличает тебя?” (1Кор. 4:7). Быть может, некоторые из нас более благородного происхождения, чем другие, а то, что мы получили не наследственно, мы получили по милости, поэтому наша сила характера не является нашей заслугой. Это по милости Бога мы может быть немного лучше других и это не повод для хвастовства, но скорее для благодарения. Мы проявляем сострадание к убийцам, ворам и бродягам в общем, и верим, что Бог также проявляет его. Это не значит, что мы проявляем к ним сочувствие такого рода, что можем сказать: “Широко откройте ворота заключений и пусть все выйдут”. Некоторые получили Истину, находясь в тюрьме. В тюрьме может быть меньше искушений, чем в мире. Свобода – это хорошая вещь, но она влечет за собой ответственность и дополнительные испытания.

ГРЕХ И СМЕРТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫ

Когда мы рассуждаем над слабостью и греховностью человечества, то, естественно, возникает вопрос: “Почему так?” Библия, а не теория эволюции, дает нам удовлетворительный ответ на этот вопрос. Когда Бог поселил наших прародителей в Эдемском саду, Он сделал им предложение: Если будете послушны Моему справедливому закону, то можете продолжать жить, но если нарушите эти указания, то умрете. Наши прародители пренебрегли Божественными инструкциями и стали непослушными. Бог, в свою очередь, осудил их на смерть. Смерть была наказанием за непослушание. Другими словами, Бог сказал: если будешь грешником, то не позволю тебе жить. Я хочу дать вечную жизнь тем, кто доброхотно будет проявлять послушание Моему справедливому Закону. Поэтому, как Господь Иисус сказал: истинные поклонники будут “поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4:23). Кроме приговора смерти, который лег на него, отец Адам получил дополнительное наказание, он был изгнан из Эдемского сада и встретился с несовершенной землей, с ее терниями и волчцами; трудился в поте лица, переживал печали и скорби, которые принесли деградацию его совершенству, разуму и телу. Тем не менее, со стороны Бога наказанием за грех был только приговор смерти. В результате Бог сказал: “Ты не готов к тому, чтобы жить; ты не приспособлен к вечной жизни; ты не будешь жить вечно”. Однако Иисус благодаря принесению в жертву Своей человеческой природы, по милости Бога, вкусил смерть за весь человеческий род – за Адама и всех его потомков, которые в конце концов будут искуплены от приговора смерти. Они будут искуплены от смерти для того, чтобы Иисус во время Своего тысячелетнего Мессианского правления мог поднять их из греха и деградации.

САМОДЕГРАДАЦИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, до какой степени мы способствуем собственной деградации? Когда наступит время подняться, то чем ниже будут наши характеры, тем труднее будет привести их к совершенству. Божьим распоряжением, связанным с поднятием человечества из состояния смерти, будет стремление каждого к восстановлению и взаимопомощь в этом деле. Каждый должен будет трудиться, чтобы подняться из своего деградированного состояния, начиная с того, в чем его упадок проявился больше всего, и должен будет выстоять в этом великом деле, чтобы достичь вечной жизни. При помощи Господа и благодаря собственным усилиям мы должны преодолеть трудности. Никто не преодолеет их, если будет только говорить: “Я лучше постою в стороне, и буду иметь жизнь”. Путь к возвращению совершенства будет путешествием вверх. Это не будет узкий путь, которым шли наш Господь и зачатые от духа – во тьме во всех отношениях, через узкие врата и т.д. – но это будет “путь святости”, ведущий вверх, однако благоприятствующий хождению по нему (Мт. 7:13,14; Ис. 35:8,9). Ходьба по этому пути требовать будет не столько физических усилия, сколько интеллектуальной и религиозной стойкости в развитии характера наподобие Христа. Во время тысячелетнего правления Христа от каждого будет требоваться достижение необходимого прогресса для получения Божественного признания во всех отношениях, а не только лишь занять место в Царстве. Делая так, человек будет постепенно подниматься из несовершенства.

С другой стороны, от Избранных требовалось, чтобы они отвратились от греха к праведности в период их испытания, и мы были заверены, что они получили более высокую награду, нежели та, которая ждет мир в будущем Веке. Избранные, которые победоносно вышли из этой битвы против самолюбия и греха, получили награду в воскресении. Когда Божий народ умирает, их бег завершается, и они в гробе ожидают Богом назначенного времени, когда встанут и будут помещены в Царстве. Когда умираем, мы окончательно подвергаемся приговору за грех Адама – Божьему Закону: поскольку Закон гласил: “Ты непременно умрешь” (KJV).

ВОСКРЕСЕНИЕ – НАДЕЖДА МИРА

После 6000 лет владычества греха, человечество находится в плачевном состоянии. Оно пало в физическом, умственном, моральном и религиозном отношении. Христос, Глава и Тело, а также другие избранные классы будут самоотверженно помогать неизбранному человечеству в возвращении к совершенству, которым был наделен отец Адам до грехопадения. Когда Царство Христа будет установлено, Иисус вместе с Церковью займется человечеством – примерно 40 миллиардами людей – Адамом и его потомками, все из которых будут в испорченном, падшем состоянии; и тогда начнется великое дело оживления и обновления. Процесс восстановления будет продолжаться на протяжении всего тысячелетнего правления (Откр. 20:4). Теперь вы можете понять, что поступательный процесс упадка, который в настоящее время охватывает всех людей, имеет много общего с их победой в будущем. Многие люди были настолько втянуты в грех, что когда выйдут из могилы, у них будут серьезные проблемы с преодолением своей деградации. Некоторые из них вспоминаются в Священном Писании. Так сказано, что некоторые выйдут на посрамление и вечное поругание. Многие люди встанут из могилы на посрамление. Когда они умерли, то оказалось, что многие из них позволяли себе совершать заслуживающие наказания поступки. Согласно словам Господа, что бы это ни было, все будет выявлено. Когда история мира в целом будет объявлена, о некоторых людях, о которых мы думали, что заслуживали уважения, мы можем узнать, что все было совсем наоборот, а другие, о которых думали, что они подлые, могут оказаться порядочными и честными.

Осуждение этого мира не всегда правильно. Это причина, по которой Бог предостерегает Свой народ, чтобы не судил преждевременно. Это время наступило теперь в период Епифании, когда посредством Божественного объявления возможно принятие определенных решений, когда Он объявляет суть дела. Когда начнется процесс Реституции, все человечество будет приведено на испытание перед символический “Великий Белый Престол”, место суда Иеговы. Тогда откроются книги, которыми являются Писания Ветхого и Нового Завета. Люди, которые оставят гробы, будут несовершенны, но те, которые поступают честно, начнут путь к жизни по символическому “святому пути” (Ис. 35:8,9), в то время как те, которые грешили против большого света, как, например, несправедливые фарисеи или инквизиторы и т.п., должны будут преодолеть большой позор и грех. Если они будут послушны условиям и предписаниям Мессианского Царства, то день за днем будут делать шаги в направлении совершенства жизни. По мере того, как человечество будет выходить из своего несовершенного состояния, эта черная кара будет искореняться и устраняться. Все будут радоваться, видя перемены, происходящие не только в других, но и в себе самих. Те, которые вначале находились в посрамленном и позорном состоянии, если будут правильно поступать, то в конце 1000 лет достигнут вечной жизни. Мы видим здесь принцип, представленный в Священном Писании. Савл из Тарса был противником Бога и Его народа, поскольку преследовал святых. Святой Петр отрекся Господа, но исправил свое ошибочное поведение и был верным как Апостол. Когда мир будет приведен к познанию Бога и Его праведности, в благоприятных условиях земного Царства, то Реституция устранит из них всякое несовершенство и наделит их добрыми качествами, которые Бог изначально дал совершенному человеку Адаму, когда сказал о нем, что был “хорош весьма”.

КТО МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО

Не говорит ли Священное Писание, что ни один убийца не войдет в Божье Царство? Библия говорит. Что убийц не будет в Царстве, что они останутся снаружи – не будут иметь в нем участия “убийцы” и т.п. (Откр. 22:14,15). Эти слова не обозначают, что человек, который когда-то был убийцей, не сможет реформировать себя, возродиться и стать участником Царства. Мы уже упомянули об одном убийце, о котором упоминает Священное Писание, виновном в смерти Стефана, о Савле из Тарса, который позже стал самым выдающимся из Апостолов. Он был в некоторой степени в ответе за смерть Стефана. Он был членом Синедриона и одобрил побитие камнями Стефана, без его одобрения этого бы не произошло. Поэтому, когда читаем, что никакой пьяница, убийца или вор не войдет в Новый Иерусалим, то как это нужно понимать? А понимать это нужно так: когда в Царстве все человечество получит возможность возвращения к гармонии с Богом, те, которые будут любить какую-либо неправедность или симпатизировать ей, не будут иметь Божественного признания. Они не получат разрешения войти вратами в Город, который символически представляет Царство Божественной милости. Изначально Иерусалим представлял Церковь. “Я покажу тебе жену, невесту Агнца… Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:9,14). Однако при конце тысячи лет в символический земной Город будет введен реституционный класс овец (Мт. 25:31-34). Таким образом, все человечество, которое придет к гармонии с Богом, войдет в этот Город, в Новый Иерусалим и Царство Бога, а за пределами Города окажутся все не реформированные характеры – козлы. Это показано в словах, что лжецы, убийцы и т.п. получат участь в “озере, горящем огнем и серою”. Этот “огонь и сера” являются такими же символическими, как и Город. Подобно, как Город не является буквальным городом из золота, так и озеро не является буквальным озером огня и серы. Этот Город был представлен как Иерусалим, а “огонь” как Геенна. Как мусор из буквального Иерусалима выбрасывался в долину Еннома для уничтожения и очищения от него жителей; таким образом, все, которые отвергнут Царство, будут уничтожены и не получат разрешения на вечное существование. Это будет славное Царство, свободное от всего порочного, несовершенного или грешного; а все любящие неправедность в каком-либо смысле этого слова будут уничтожены в “озере огненном”, которым, как говорит нам Богослов, является смерть вторая (а не муки, Откр. 21:8).

R 4990-4992; BS №855, ’09, 89-92; SB №232, ’09, 90-94.

Библейское Знамя №36

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

Наказывает ли Бог за грехи?

СЕМЕНОВ: Дорогой Владыка, мы получаем много вопросов, где люди пытаются, ну, буквально, только что не исповедаться, взывают о помощи. Вот, например, такой вопрос мы получили от нашей зрительницы Людмилы: «Много лет назад, пишет она, я впала в непростительный грех. И Господь осудил меня при жизни. Я бесповоротно лишилась благодати Божьей. Уже 13 лет мучаюсь, хотя и хожу в церковь. Живу в постоянном страхе перед будущими мучениями. Скажите, как мне теперь жить? На что надеяться? Есть ли для меня спасение или нет?».

ВЛАДЫКА: Во-первых, я должен сказать, что нет вообще непростительных грехов. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить человеку. Во-вторых, Бог не наказывает людей в отместку за их грехи. Наказание, которое приходит от Бога, является научением для человека. Само слово славянское «наказание» как раз означает «научение». Бог может вразумлять человека тем или иным образом, но он никогда не мстит человеку за совершенные поступки. То есть, обычный человеческий законпреступления и наказания здесь не работает. Хотя грех является преступлением перед Богом. И, наконец, самое главное, что я хотел бы сказать -- Бог никогда не отворачивается от человека. Субъективно у человека может возникать чувство, что Бог от него отвернулся, что Бог о нем забыл, что Бог его лишил благодати. На самом деле, Бог не лишает насСвоей благодати. Бог всегда к нам близок. Просто человек, когда грешит, иногда лишается этого чувства близости Божьей. Он настолько становится далек от Бога, что Бог находится рядом, а он далеко. Бог находится внутри человека, а человек вне Бога. И самое важное в такой ситуации -- это не предаваться отчаянию. Потому что человек, когда согрешает, это можно сравнить с тем, что он падает. Но человек может упасть и потом продолжать лежать, а он может встать, отряхнуться и идти дальше. Исповедь помогает нам получить прощение в наших грехах. Если мира в душе не наступает, значит надо еще и еще раз приходить на исповедь. А самое главное, что совершенные злые дела, совершенные грехи, нужно заглаживать добрыми делами, противоположными им. Если, например, в жизни человека произошло такое событие, как нарушение супружеской верности, то чем можно ее загладить? Супружеской верностью. То есть, не повторением того греха. И поэтому, если человек не повторяет своистарые грехи, если он в них раскаивается, исповедуется, то рано илипоздно, конечно, он почувствует это прощение, которое исходит от Бога. И самое главное, еще раз повторяю, не отчаиваться, не впадать, совершив одни грехи в еще большие грехи.