Богородица ее жизнь. Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Апостолы Христовы. Наша духовная матерь

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Ее Царицей Небесной, а Она имела земные черты характера: склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники.

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, являются очень скудными. Из Евангелия мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: свидетельства святых отцов, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Исследование земной жизни Божией Матери, это не есть человеческое любопытство раскрывающиеся на основании апокрифической литературы, а это результат нашей любви, которая помогает нам увидеть образец христианского смирения в лице Богородицы.

Церковное Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух тысячелетий мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна, которые дали обет Богу: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Ему. И вот, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: Бог даровал им дочь, которую назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Недолго оставалась Пресвятая Мария в доме своих родителей. Когда Мария достигла 3-летнего возраста, родители решили, что настала пора привести Марию в храм и посвятить ее Богу. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по мнению блж. Иеронима Стридонского, свершилось чудо: «Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм». В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник. Проживши девять лет при храме беспечально, Дева Мария на десятом году жизни в храме узнала первую земную скорбь: Она лишилась престарелых родителей. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба. В таком раннем возрасте, отлученная от естественной родительской заботы, Отроковица Мария воспитывалась с другими девочками в особом отделении для девиц: упражнялась в молитве и рукоделии. О прекрасном, художественном рукоделии Ее говорит и предание о том, что хитон Христа Спасителя, о котором воины на Голгофе бросали жребий, был искусно соткан руками Богородицы. Но вот Ей исполнилось четырнадцать лет. Священники, зная Ее беспримерную жизнь, обручили Ее Иосифу, святому старцу, с тем, чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Пресвятая Дева Мария и в его доме, вспомоществуя содержанию его своими женскими трудами, продолжала божественные упражнения, с которыми освоилась в младенчестве. Важно отметить, что в еврейском народе грамотность была обязательна для мальчиков, чтобы они могли читать Священное Писание. Для девочек же такое обучение было редким. Но церковное Предание говорит нам о том, что Святая Отроковица самостоятельно читала Писание, что Она задумывалась над книгой пророка Исаии, над его изречением «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (с нами Бог)» (Ис. 7:14). Она размышляла: «Как блаженна будет та Дева, Которая удостоится быть Материю Бога! И как бы Я хотела быть последнею служанкой при Ней!» В это время Ей явился ангел Господень и возвестил благую весть. Приснодева слышит ангельское приветствие и пророчество о Царстве Сына Своего: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Получив такое ангельское пророчество, другая женщина, даже и благочестивая, могла бы только обрадоваться и возблагодарить, но Пресвятая Дева не отдалась первому побуждению восторга, Она тут же вспомнила о Своем нерушимом обете и, исполненная благодатного дара рассуждения, спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? И, только получив изъяснение ангела, ответила смиренным согласием: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоєму» (Лк. 1:28-38). Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы – есть соединение небесного и земного, духовного и материального.

Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (Дроздов): «Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле… Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все – все помыслы, чувства, стремления – отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие…» Так подтвердились слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим».

Как замечает выдающийся иерарх Православной Церкви на Руси 20 столетия митрополит Николай (Ярушевич): «Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый – в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие «начало» применимо к конкретному явлению, а Бог – это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной».

Сразу после Благовещения Пречистая с поспешностью пошла навестить Свою родственницу, праведную Елизавету, о которой Ей было возвещено архангелом Гавриилом, что и та зачала во чреве (Лк. 1:36, 39). Сама вдохновенная песнь Богородицы во время встречи с праведной Елизаветой свидетельствует о Ее знании Священного Писания, о знакомстве с хвалой Богу Анны, матери пророка Самуила.

Трудно представить состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было… Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Она не могла Сама защитить Себя, ибо слова Ее или показались бы ему ложью, или чем-то неслыханным и вызывающим к Ней особое благоговение. И то и другое было бы Ей тяжело, по Ее чистоте и смирению. Поэтому защиту Себя Она вручила Господу. Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание.

Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: «Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее». Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.

Ни разу, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Богоматерь не говорит ни об одной Своей добродетели, кроме смирения (призрел на смирение рабы Своей – Лк. 1:48), так же, как и Спаситель, открывший о Себе, что Он «кроток и смирен серцем». Может быть потому, что смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей, и Господь и Его Пречистая Матерь сочли нужным сказать о нем, приоткрывая тайну домостроительства Божьего. Именно Ее смирение и сделало Ее достойным орудием Боговоплощения.

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать – Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме «Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Узнав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние – повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский – Спаситель. 14000 невинных детей – мальчиков – пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?

О том, что все предречения о Нем, все обстоятельства Его детской жизни Она запоминала и «сохраняла в сердце Своем», дважды говорится во 2-й главе Евангелия от Луки (19:51). Значит, это было существеннейшим и важнейшим, руководившим Пресвятую Богородицу в Ее отношении к Сыну. И в то же время Она считала, что на Нее возложен Богом материнский долг не только физического питания или ухода за Младенцем, но именно воспитания. Евангелие говорит, что двенадцатилетний Отрок Иисус, найденный родителями после Своей отлучки во храме, «… пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Но повиноваться можно только указаниям, распоряжениям. Если нет их, то нет и повиновения. Пресвятая Богородица знала силу слов Своих для Сына, поэтому Она не усомнилась, что желание Ее будет исполнено и Спасителем совершеннолетним на брачном пире в Кане Галилейской, когда бедным брачующимся не хватило вина. Хотя Христос как бы отвел ходатайство Ее − «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой», Она все же сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:4-5). И первое чудо было сотворено по желанию Богородицы, в уважение к Ее предстательству.

Начинаются три года проповеднического подвига Христа – и Его Матерь остается в тени. Ее нет в ликующей, преклоняющейся толпе учеников, даже в день торжественного вступления Господа в Иерусалим. Большинство чудес совершается без Ее присутствия. Лишь в немногих случаях, возможно видеть или предполагать Ее непосредственное участие в жизни Спасителя, хотя бы Она и не упоминалась. Но вот наступают самые тяжкие испытания для Пресвятой Богородицы: над Ней сбывается слово св. Симеона Богоприимца, сказанное Ей в сороковой день после рождения Богомладенца: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, − да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Сколь велики были страдания Пречистой Матери, когда святейший Праведник, пришедший спасти мир, осужден был на крестную смерть! Невыразимо тяжко было для Ее сердца услышать, что возлюбленный Сын Ее предан Его же апостолом, льстецом Иудою, взят врагами из Гефсиманского сада и приведен на допрос первосвященника и старейшин. Каковы же были чувства Ее, когда Она увидела Сына Своего, представленного Пилатом народу, окровавленного, обезображенного, покрытого ранами и облеченного в одежду поругания, с терновым венцем на главе!

Удрученная тяжким горем, Она стояла близ дома Пилатова и, с трепетом сердечным, выжидала окончания страшного судилища. И вот, Она услышала приговор Пилата и увидела поднятие тяжелого креста, который Спаситель должен был нести на Себе до места казни, с тем, чтобы быть там пригвожденным к нему. Кто может изобразить чувства Святой Матери, когда Она убедилась, что Единородный Сын Ее приговорен к распятию на кресте?

Материнская любовь невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения; подлинно, оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла. Если мы не знаем из Евангелия Ее слов на Голгофе, то мы знаем слова Господа, обращенные к Ней. Он сказал Ей, увидев с высоты Креста Ее и «ученика, которого любил» (Иоанна Богослова): «Жено, се сын Твой», потом сказал ученику: «Се Мати твоя». Он не назвал Богородицу здесь Своей матерью, может быть, оберегая Ее от поругания толпы, которая могла бы пытаться расправиться с Матерью казнимого. Но Господь этими словами не только передал апостолу Иоанну земную заботу о Своей Матери, − Он усыновил Ей в лице Иоанна весь человеческий род. На Голгофе как бы закончилась частная и семейная жизнь Богородицы. Пресвятая Дева с этого времени неразрывно связывает Свою жизнь с апостолами, пребывая в доме Иоанна Богослова.

Церковь верит, что в момент Воскресения, Господь прежде явился Своей Матери. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что именно Богородица упоминается среди жен мироносиц у евангелиста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27:56). В момент Вознесения Христова, где по Преданию Божия Матерь также пребывала с апостолами (Ее изображение всегда имеется на иконе этого Праздника), земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

По Вознесении Христа Богородица находилась в Иерусалиме вместе с апостолами (Деян 1:14) и ожидала исполнения обетования Своего Сына – схождения Св. Духа. По прошествии 40 дней после Вознесения на Богородицу и апостолов сошел Св. Дух в образе огненных языков – осуществилось чудо Пятидесятницы (Деян 2:1-4). На всех иконах Сошествия Святого Духа неизменно среди апостолов изображается и Богоматерь. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Священное Предание рассказывает, что и Она была преисполнена духа апостольского, и когда апостолы бросили жребий о том, куда каждому из них направиться с проповедью, и Богоматерь пожелала идти проповедовать. Жребием Ее была Иверия – теперешняя Грузия, но Промысл Божий отклонил Ее от этого трудного и дальнего путешествия.

Она пожелала посетить св. праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, который был в то время епископом Кипра. Она решилась на это тяжелое путешествие, хотя в это время Она была уже в преклонном возрасте. Предание говорит, что разразившаяся буря погнала этот парусный корабль к Афонскому полуострову – в то время одному из центров поклонения эллинским богам. Когда Матерь вступила на берег, каменные боги упали и разбились, а жители с верою приняли благовестие Пречистой о Ее Божественном Сыне. Уезжая с Афона, Она сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Его! Я буду Заступница этому месту и теплая Ходатаица перед Богом». Сев затем на корабль с Иоанном Богословом и другими Своими спутниками, Она отплыла к Кипру. Св. епископу Лазарю Она привезла поручи и омофор, вышитые Ею.

В этот же период Своей жизни Она много общалась с евангелистом Лукой – художником и врачом. В его Евангелии записаны, вероятно, Ее рассказы о Благовещении, посещении святой Елисаветы, рождестве, младенчестве и отрочестве Христовом, ибо, кроме Нее, никто не мог знать этих подробностей. Апостол Лука первым запечатлел Ее образ на иконах. И Она одобрила их и благословила его труды. Пресвятая Богородица до Своей блаженной кончины жила в Иерусалиме, который был полон для Нее горестных и радостных воспоминаний. Предание повествует о том, как Она благоговейно со слезами проходила путем страданий Христовых, останавливаясь и у домов первосвященников, и у претории Пилата, и у страшной Голгофы. Она посещала Гефсиманский сад – то место, где в последнюю ночь после Тайной Вечери Христос молился до кровавого пота, и то место, где лобзанием предал Его Иуда. И наполнял Ее сердце радостию победно отверстый Гроб Христов. В Гефсимании же покоились и Ее святые родители и Ее обручник – праведный Иосиф. Здесь Она желала лечь и Сама на вечный покой.

Современники Пресвятой Девы отмечают ее безупречные духовные качества. Святой Амвросий Медиоланский так описал Ее: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим. Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии – кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения».

К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил и возвестил о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына.

Как была чиста и чудесна жизнь Пресвятой Богородицы, так чудесно было и Ее успение. Она не умерла, но уснула, для того, чтобы пробудиться для жизни вечной и для вечного блаженства. Потому смерть Ее мы называем успением, т. е. сном. Проводить в последний путь Богородицу собрались чудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти – самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего.

В обозначенный срок весь храм облистал небесным торжественным светом, словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, с праведными душами праотцев и пророков. Взирая на пресветлое лицо Своего Сына, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Митрополит московский святитель Филарет (Дроздов) в письмах о почитании Пресвятой Богородицы так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни».

На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг – подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но когда воины из стражи первосвященников и некоторые иудеи с яростью напали на погребальное шествие, то были поражены слепотой и ничего не могли сделать. Особенно свиреп был иудейский священник Афоний. Когда Афоний увидел апостолов и одр Богоматери, дерзновенно он попытался схватить его и опрокинуть, но руки святотатца были тотчас отсечены Ангелом. Покаявшись, Афоний получил исцеление и стал христианином.

Богоматерь была похоронена в пещере, вход в которую завалили камнем. На третий день после успения Богоматери в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень опечалился, что не смог получить Ее благословения, и просил открыть для него пещеру, чтобы поклониться хотя бы Ее телу. Апостолы исполнили его просьбу, но на гробовом ложе тела Богоматери не оказалось. Там лежали только погребальные пелены, как и в живоносном Гробе Христовом лежали только пелены и сударь воскресшего Спасителя. Апостолы недоумевали и просили Господа открыть им эту тайну. В тот же день они сели за трапезу, после которой молитвенно прославили Бога, в воздухе появилась Богоматерь, окруженная небесными силами, и сказала им: «Радуйтесь, Я с вами – во все дни». Они же воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные».

По свидетельству древних святых отцов Мелитона Сардийского, Епифания Кипрского, Ювеналия патриарха Иерусалимского, одежды Божией Матери были очень скромные, как бы свидетельствующие о Ее внутренней скромности. Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтоб видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. И разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы».

В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое» (канон Успению 9-я песнь).

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки.

Уже более 2000 лет имя Божией Матери чтится и прославляется всем христианским миром. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью. Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания. Начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так собственно возникло и утвердилось монашество. Пресвятая Дева Мария обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей, проявив полное самообладание, как в момент Своей величайшей славы, избранная стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя у подножья Креста.

Святая Церковь живет таинственной и непостижимой жизнью, где удивительно переплетается небесное и земное. Особое место в ней принадлежит Пресвятой Богородице. Она для всех нас – духовный источник, из которого верующим подается Божественная благодать. Матерь Божия стала средоточием всей Церковной жизни, ибо Материнское сердце открыто каждому. Она стала для всех христиан Живоносным Источником благодатного утешения.

Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память безчисленных Ее благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города или деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы высочайшей святыни и необходимейшей принадлежности. От неистощимого источника святых икон Сама небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает Божественную благодать, избавляет от всяких бед и напастей. Великая отрада открыта нам грешным в ходатайстве за нас Матери Бога нашего! Утешительна мысль, что у нас есть пред престолом Всевышнего Милосердая Заступница, дает нам возможность жить на этой земле с великой надеждой на спасение, благодаря непрестанному покрову Ее Материнской любви и заботы к нам.

Иерей Владимир Кашлюк.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского , Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дам аскина . Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ар еопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона , епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский .

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Георгий Битбунов

Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.

Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14 ), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?
Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист:
«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?
Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.
Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?
Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

В момент Благовещения Мария читала и размышляла над словами пророка Исайи

Знаете ли вы, сколько лет прожила на земле Пресвятая Дева Мария?
Церковные авторитеты – преподобный Андрей Критский, святой Симеон Метафраст, святитель Димитрий Ростовский, преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин – утверждают, что Пречистая Дева дожила «до крайней старости». Согласно подсчетам, основанным на участии в погребении Богородицы Дионисия Ареопагита (57 г.), к моменту Успения Матери Божией было 72 года.

Знаете ли вы, почему родители Пресвятой Девы многие годы терпели поношение?
Родители Девы Марии долгое время были в поношении из-за своей бесплодности. Считалось, что это свидетельствовало о наказании Божием за грехи. Подобное обстоятельство доставляло не только скорбь родителям, не могущих иметь детей, но и немало неудобств со стороны народа: Иоакиму препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку он не создал потомства израильскому народу. Анну также уничижали за бесплодие окружающие. Поскольку было известно, что от семени Давидова родится Спаситель, то каждая семья надеялась, что это произойдет именно через ее потомков. А потому не иметь способности к продолжению рода означало утратить этот шанс.

Знаете ли вы, каким ремеслом владела Божия Матерь?
Согласно Преданию, в период жизни при храме Дева Мария трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Когда же Она была отдана на сохранение Иосифу Обручнику, возникла необходимость в изготовлении новой завесы для Иерусалимского храма. Часть работы по этому поручению от первосвященника исполнила Дева Мария. После Благовещения Архангела Гавриила Пресвятая Дева отправилась к своей родственнице – Елизавете (Лк. 1: 39-56 ). Согласно преданию, по пути Она зашла в Иерусалим, чтобы отдать часть завесы, которую к тому времени уже изготовила.

К моменту Успения Матери Божией было 72 года

А знаете ли вы, что Иосиф по закону должен был судить Марию за то, что она забеременела не от него?

Ангел, по сути, возвестил Марии такую беременность, для которой не было никаких законных оснований. И по закону полагалось за такое побить камнями, ведь не было подобных прецедентов, чтобы дева зачинала без мужа, и, соответственно, по логике такая беременность могла возникнуть только от прелюбодеяния. Во всяком случае Марию ждал позор на всю жизнь. Но Она просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38 ). Но Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Иосиф: он был помолвлен с девушкой, и вдруг – беременность! Сначала старец хотел просто тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не расспрашивая свою невесту и никак не пытаясь Марию наказать: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19 ). Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы Ее вне общества, дальнейшая Ее судьба была бы ужасна. И снова потребовалось явление ангела, но на этот раз уже Иосифу, чтобы он принял Ее с Младенцем во чреве и назвал Марию своей женой: «Но, когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1: 20 ). Не часто нам приходится рассуждать о мужестве и выдержке Иосифа. Однако стоит обратить внимание на то, что в глазах всего израильского общества Иосиф был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только сами Иосиф и Мария знали, на какую жертву пришлось пойти названному отцу Христа.

Ее называют по-разному: Богородица, Царица небесная, Пресвятая Дева, Утешительница. Но что мы о ней знаем? У каждого из нас есть в голове сложившийся образ Божьей матери, хотя на самом деле о ней совсем немного сказано в Библии, в основном в Евангелиях. На страницах Святого Писания она упоминается всего несколько раз, да и то вскользь. Эти упоминания обезличены. Они рассказывают о ее поступках, а не о ней самой. Из Библии нельзя узнать, о чем думала, о чем мечтала, в конце концов - как выглядела или где жила Богоматерь.

Но в нашем 2-серийном фильме мы попробуем представить себе ее жизнь. И, возможно, это поможет нам лучше понять суть подвига Богородицы. Если переходить на современные термины, то вкратце ее можно было бы описать так: раннее сиротство, жизнь при храме, подозрения супруга об измене. Это начало жизненного пути Пресвятой Богородицы. А потом - издевательства толпы над сыном, его мученическая смерть и долгие годы жизни без него.

Мы покажем дом, где, по преданию, родилась Богородица. Покажем место, где был Иерусалимский храм, куда родители отдали ее в 3-х летнем возрасте на воспитание. Как мы знаем, замуж Мария вышла за пожилого Иосифа из Назарета, в общем-то глухой деревни. Почему так вышло? Кто нашел ей жениха? И почему им стал именно Иосиф? Мария переезжает в Назарет, в дом мужа. По сути, она едет из центра иудейского мира - из Иерусалима в глухую деревню, которой на карте-то и не было. И это своего рода акт смирения. Именно в Назарете произошло событие, которые мы сегодня называем Благовещением. Эту историю знают многие. Марии явился ангел, предсказал рождение Иисуса. Но вот простой вопрос - сколько лет было Марии, когда она родила? Об этом мы расскажем в нашем фильме.

Вопрос, который наверняка волновал каждого. Как выглядела Мария? Существует несколько икон, написанных, по преданию, апостолом Лукой при жизни Богородицы. Но по ним судить о внешности Богородицы, конечно, нельзя. Икона - это все-таки не портрет. Это символ, и у него другие задачи. В фильме мы попробуем воссоздать образ Богородицы.

Евангельскую историю Святого Семейства знают многие: Рождество, бегство в Египет от Ирода, возвращение в Назарет через 3 года. А кто-нибудь задумывается о том, что Марии к тому времени было всего-навсего около 20 лет. Как жила Богородица с момента возвращения в Назарет и до распятия Иисуса? Это ведь почти 30 лет. Какой она была матерью, и каким сыном ей был Иисус? Какие традиции соблюдались в их семье?

За помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к любым другим святым. Об особом почитании Богородицы в России лучше всего говорит количество ее икон. В церковном календаре их около трехсот. Получается, что почти каждый день церковь отмечает праздник одной из икон Богородицы. В России даже есть особое место, которое называется уделом Пресвятой Богородицы. Это монастырь в Дивеево. Мы расскажем о нем.

Путь Скорби. Виа Долороза. В Иерусалиме есть улица с таким названием. Она повторяет путь, который прошел Иисус перед распятием. Этот путь отмечен так называемыми «станциями». На каждой что-то произошло. На первой - Иисусу вынесли приговор, потом его избили, затем он упал под тяжестью креста. Заканчивается все на Голгофе. По скорбному пути Иисуса постоянно двигаются паломники. Но если вдуматься, у матери Христа, Марии, тоже был свой собственный путь скорби. Он не протоптан людьми. На нем нет станций, но частично его можно восстановить. И мы это сделаем.

Мы не знаем из Евангелия, являлся ли Марии Иисус после своего воскрешения. Но, как гласит предание, она присутствовала при Вознесении. Предание рассказывает, что Мария прожила оставшиеся годы своей земной жизни вместе с апостолом Иоанном Зеведеевым - любимым учеником Иисуса. Мы покажем дом, где она жила и где произошло ее Успение.

Многие путают место Успения и гробницу богородицы. Это два разных места, к тому же расположенных чуть ли не в противоположных концах старого города Иерусалима. Гробница Богородицы была вскрыта в 7 веке, по решению Шестого Вселенского собора. Считается, что именно здесь нашли пояс и ризу Девы Марии. Они сохранились до сегодняшних дней. Мы расскажем, какие традиции посещения этого места существуют сегодня.

В фильме приняли участие:

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл;

Алексей Осипов, профессор, библеист;

Михаил Якушев, историк-востоковед;

Виктория Макарская, певица;

Антон Макарский, актер;

Екатерина Андреева, телеведущая;

Стас Михайлов, заслуженный артист РФ;

Михаил Король, историк-краевед;

Роман Гультяев, диакон, историк;

Глеб Ястребов, историк-библеист;

Игумения Сергия, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Пресвятая Богородица занимает одну из главных позиций в Православной Церкви. Важна она и для католиков , которые предпочитают называть ее Дева Мария. На многих иконах, чаще всего присутствует Богородица и занимает там одну из центральных позиций. Биография Богородицы Девы Марии отлично показывает, центральную роль Богородицы во всей христианской культуре.

Но многие ли верующие знают, кто такая Пресвятая Богородица? Чтобы понять, насколько важна она в православии, необходимо знать ее историю.

История Девы Марии

О важных событиях из ранней и поздней жизни Девы Марии повествует апостол Лука, который был близко с ней знаком и даже написал ее икону, которая стала оригиналом для всех последующих образов.

Известно, что Мария была дочерью Иоакима и его жены Анны, которые были благочестивыми людьми, но не имели детей до старости. Они были известны по всему городу Назарету, где проживали своей кротостью и смирением. Иоаким происходил из рода царя Давида и знал, что по пророчествам, Мессия должен родиться в его роде. Поэтому они неустанно молились о ребенке и дали обет, отдать его на служение Господу.

Пречистая Дева Мария

Господь услышал их и послал им дочь - Марию. В три года девочка, выполняя обед родителей, была отдана на служение в храм и жила там с остальными благочестивыми девами, обучаясь Закону Божию.

Когда ей исполнилось 14 лет, священник обручил ее с плотником Иосифом, который также был из рода Давидова. Родители Марии к тому времени умерли. Через какое-то время после обручения, архангел Гавриил принес Марии радостную весть - она станет Богородицей.

Мария, оставшись Девою, зачала Сына. Ее сестра Елизавета в то же время носила ребенка - будущего Иоанна Крестителя . И она, как только Мария посетила ее, поняла, что та удостоилась чести стать Матерью Мессии.

Историю рождения Христа, бегства в Египет любой может прочитать в Евангелиях. Мария и Иосиф многое пережили в первые дни жизни Иисуса Христа, но со смирением приняли роль земных родителей самого Спасителя.

Первое же чудо Христа, во время свадьбы в Кане Галилейской, показывает сострадательность и заботливость Марии, ведь именно она попросила Христа помочь. Благодаря ее просьбе Мессия совершил там первое чудо. Читая Евангелия, можно увидеть Марию, приходящую к месту, где учил Христос. Она была на Голгофе, у подножия креста, где распинали ее Сына. После смерти Иисуса, ее сыном стал Иоанн Богослов.

Вся жизнь Девы Марии - это смирение. Она была отдана на службу Господу своими родителями и с достоинством выполнила обязательство. Ее кротость и смирение увидел Господь и презрел на нее, подарив ей важную роль - быть Мамой самого Мессии. Выносить и родить Спасителя этому грешному миру.

Успение Богородицы

Предания старцев, помимо описываемых чудес Богоматери, сообщают, что после смерти Иисуса Христа, она жила еще около 20 лет. Ее принял в свой дом Апостол Иоанн Богослов, как заповедал ему Христос, и заботился о ней, как о своей матери.

Существует предание, по которому, Богоматерь перед смертью молилась на Елеонской горе и увидела ангела, который сказал, что ей осталось жить не более 3 дней. В руках у ангела была финиковая ветвь. Так произошло, что в это время все апостолы, кроме Фомы, были в Иерусалиме, где и жила женщина. Они пришли к ней в день ее смерти и увидели чудную картину: комната наполнилась ярким светом, явился Христос с сонмом ангелов и принял душу своей Матери.

На эту тему написана икона «Успение Богородицы» где видно, всех участников того действа.

О других Богородичных иконах:

Успение Пресвятой Богородицы

Апостолы погребли тело Приснодевы в Гефсиманском саду, там, где молился Христос в свою последнюю свободную ночь, во гробе ее родителей и Иосифа, ее мужа. Во время ее погребения происходили множественные чудеса, слепые прозревали и хромые начинали прямо ходить.

Важно! Владычица Небесная была при жизни символом кротости перед Господом и неукоснительно выполняла Его слова и принимала их. Поэтому после смерти она удостоилась чести помогать верующим и слышать их молитвы, а также ходатайствовать перед Господом о верующих и просящих.

Наша духовная матерь

Почему православные верующие почитают Богородицу? Потому что это имеет под собой основание, изложенное в Евангелиях.

Когда Дева забеременела и разговаривала со своей сестрой Елизаветой, она сказала: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1, 48). Тут не идет речь о простом уважении, поскольку уважение подразумевает вежливое отношение. Богоматерь же говорит об ублажении, которое включает в себя молитву. Именно поэтому католики и православные имеют молитвенное почитание Пречистой, внедренное в богослужение.

Богородица с младенцем

Дева отличается своей кротостью перед Богом. Она не просто выполнила приказ, она желала его выполнить и была согласна, добровольно, выносить и родить ребенка, хотя это грозило ей смертью. Ведь раньше, в Израиле, девушку, которая выходила замуж уже беременной, а Богородица только обручилась с Иосифом, побивали камнями. То есть Мария идет добровольно на риск потерять свою жизнь ради исполнения Господних слов.

Иисус Христос не мог родиться путем насилия доброй воли человека. Необходимо было полное согласие и принятие девушки. Однако в почитании легко уйти в грех.

Важно! Почитание Девы не должно в глазах верующих приравнивать ее к Господу. Поскольку это будет богохульство .

Существовала в 80-х годах прошлого века секта «Богородичный центр» , члены которой имели причастие не только Кровию и Плотью Христа, но слезами Богоматери. Это ересь и богохульство. Эти люди, члены секты, не знали Писания и повелений Господних. Они сравняли женщину, пусть непорочную, но женщину, с Господом нашим Иисусом Христом. Это недопустимо. Господь говорит в книге пророка Исаии в 42 главе: «Не дам славы Моей иному», а Преподобная про себя сказала: «Се, раба Господня».

Богородица является молитвенницей и духовной Матерью всех людей. Если через Еву все родились в мир, то через Марию все родились духовно. Существует множество свидетельств о Богородице, когда она отвечала на молитвы и молила Господа за верующих.

Молитвы ко Пресвятой Богородице:

Почти каждая ее икона известна великими чудесами. Слезы матери, которая молиться за своего ребенка никогда не останется без ответа, так может ли остаться без ответа молитва Владычицы Небесной, духовной Матери всех людей? Конечно, нет.

Пресвятая Богородица дает нам завещание