Митрополит арсений истринский расписание служб. Митрополит истринский арсений совершил всенощное бдение на ваганьково. Кем были Ваши родители

Кукольная болезнь владыки Епифанова. Борьба за патриаршее наследие в разгаре .

Сергей Бычков

Как только стало известно, что Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II серьезно болен, в церковной среде начались склоки. Мечта о патриаршем куколе (в просторечии - кукольная болезнь) обуяла многих. Особого напряжения борьба за патриарший престол достигла в Чистом переулке, где находится резиденция патриарха. Там же размещается и викарий патриарха, архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), которого в дни болезни патриарха близкие стали любовно называть "патриаршиком". В Чистом находится и резиденция постоянного члена Священного синода, управляющего делами Московского патриархата митрополита Сергия.

25 декабря состоится очередное заседание Священного синода. Наши источники утверждают, что на нем будет решаться вопрос не только о замещении двух вакантных епископских кафедр - Тамбовской и Нижегородской. Говорят, уже развернулась нешуточная борьба и вокруг поста управляющего делами Московского патриархата. Это похоже на правду, поскольку это место является ключевым в Русской церкви. Поэтому патриарх 6 лет тому назад назначил туда митрополита Солнечногорского Сергия (Фомина). Митрополит Сергий известен как опытный церковный деятель, умеющий ладить и с собратьями, и с представителями власти. За годы демократического существования России он не запятнал себя участием ни в одном из многочисленных скандалов. Но, с точки зрения многих церковных деятелей, он обладает серьезным недостатком - он серьезный и последовательный противник церковных "голубых", влияние которых в Русской церкви сегодня как никогда сильно.

Среди постоянных членов Священного синода митрополиту Сергию противостоят "табачный" митрополит Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей, и его старший друг и наставник, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Владыка Поярков, страстно мечтавший о патриаршем куколе, после сокрушительного провала на выборах патриарха в 1990 году смирился с тем, что патриархом ему уже не стать. Зато он видит патриархом своего младшего друга - владыку Гундяева. Хотя шансы владыки Гундяева после жуткого скандала на 7-м Всемирном русском соборе стали мизерными. Туда не пришли ни представители Администрации Президента, ни правительства. Более того, от участия уклонился и патриарх. Все надежды Гундяев возложил на Жириновского. И тот не подвел - с высокой трибуны в храме Христа Спасителя он обвинил православное духовенство в сотрудничестве с КГБ! Соборяне так разволновались, что раздался свист и крики: "Иуда!" Председатель соборика растерялся и не сумел овладеть ситуацией.

Поэтому сегодня "табачный" вынужден считаться с церковным научным центром "Православная энциклопедия". Он создан архиепископом Арсением, который до недавнего времени противостоял и митрополиту Сергию, и тандему Гундяев-Поярков. Наши информаторы в ОВЦС убеждены, что сравнительно недавно был достигнут компромисс между "табачным" и владыкой Епифановым. Они объединились против митрополита Сергия. Гундяев обещал поддержку владыке Арсению в его борьбе за место управляющего делами.

Митрополита Сергия решено отправить или в Тамбов, или в Нижний Новгород. В этой рокировке Епифанов мечтает занять место управляющего делами. Это будет последняя ступенька, по его мнению, перед тем, как сделать решительный шаг к патриаршему престолу. Что же представляет собою архиепископ Арсений и его окружение? Следует признать, что за последние годы он сделал немало и собрал мощную команду.
Осенью этого года отметил 10-летие своего существования Свято-Тихоновский богословский институт, созданный для укрепления и углубления богословского образования в Москве при МГУ. Он полностью подконтролен владыке Епифанову. Ректор - священник Владимир Воробьев - даже не кандидат богословия, зато безмерно предан владыке Арсению. Свято-Тихоновский институт, церковный научный центр "Православная энциклопедия", а также Центр изучения религий Института истории РАН (его возглавляет Ольга Васильева) тесно работают с владыкой Епифановым. В ЦНЦ формальный глава - некто Сергей Кравец. Когда-то выпускник философского факультета МГУ, прибившийся в конце 80-х к кружку Алексея Лосева. Этакий странный гибрид православия и марксизма. Впрочем, обнаруживший недюжинную деловую хватку - в начале 90-х возглавлял издательство Валаамского монастыря. До сих пор о нем вспоминают в разоренном монастыре с печалью. Затем сумел максимально приблизиться к архиепископу Арсению (Епифанову), под которым томятся все 410 московских приходов.
Их объединила не только "Православная энциклопедия", но и несколько общих увлечений. Владыка Епифанов славен в узких кругах как страстный коллекционер. Первая страсть - коллекционирование банкнот. Знающие люди утверждают, что ему, конечно, далеко до владыки Гундяева, но по количеству и разнообразию денежных купюр он явно на втором месте после "табачного". Раз в месяц в Чистый переулок направляются настоятели московских храмов с целлофановыми пакетами в руках. Зная страсть владыки, они несут ему банкноты... Вторая страсть владыки - томные и порочные юноши. Говорят, что у него едва ли не самая богатая коллекция в Русской церкви. И, наконец, последняя страсть владыки Епифанова - коллекционирование компромата на собратьев и писание доносов. Тут он, без сомнения, первенствует. Кравец деятельно помогает, умножая его коллекции. Говорят, иногда даже правит доносы. "Православная энциклопедия" благодаря его неуемной энергии стала гигантской "прачечной". Одни и те же тиражи энциклопедии они умудряются продавать по 5, а то по 6 раз. Одним словом, Кравец и владыка Епифанов теперь "энциклопедисты".

Чтобы понять "энциклопедистов" и их экспертов, стоит задуматься над личностями тех, кто консультирует их, готовя новые канонизации. К примеру, Григория Распутина. Петербургский историк Сергей Фирсов проявляет поразительную гибкость, описывая в толстом фолианте феномен царского Друга и готовя его канонизацию: "Проблема Распутина - это проблема олицетворения идеала, восприятия "живого символа". Известно, что Распутин был ближайшим другом и духовным наставником императорской семьи. Императрица Александра Федоровна именовала его в письмах к супругу не иначе как Другом. Причем с большой буквы. Оба - и Николай II, и Александра Федоровна теперь святые. Эксперты ЦНЦ считают, что не хватает третьего - Распутина...

Наши источники в ОВЦС напоминают, что владыка Епифанов, признанный лидер православных "голубых", уже сделал немало для грядущей кадровой революции на очередном заседании Синода. Уволенный несколько лет назад со скандалом с Екатеринбургской кафедры епископ Никон (Миронов) и отправленный на покаяние в Псково-Печорский монастырь, в августе появился в Москве и стал настоятелем храма в Вешняках. 25 декабря он вновь будет назначен на епископскую кафедру. Получит новую кафедру один из самых одиозных "голубых" епископов, также уволенный на покой, Савва Красногорский, возглавлявший отдел по взаимодействию с силовиками. Благодаря заступничеству владыки Арсения он также получил богатый приход в Москве.

Вроде бы все места распределены. И все же мы не склонны буквально во всем верить нашим друзьям из ОВЦС. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, несмотря на перенесенную болезнь, еще полон сил и уверенно ведет церковный корабль. Опытный церковный политик, он известен своей системой сдержек и противовесов. Он опирается на здоровые силы в Церкви, прекрасно понимая опасность мощного "голубого лобби". Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий за последние годы значительно потеснил в столице позиции "табачного". Возглавляемый им Макарьевский фонд опирается на здоровые силы в исторической науке и вряд ли допустит канонизацию Григория Распутина или Ивана Грозного. В последние годы патриарх доверяет ему решение многих важных церковных проблем. Его влияние совершенно не учитывается аналитиками из ОВЦС. Удаление из Москвы митрополита Сергия вряд ли облегчит задачу владыке Епифанову или его союзникам - Пояркову-Гундяеву. Скорее всего, председательствуя на очередном заседании Священного синода, патриарх вновь разведет противоборствующие стороны по своим углам. Он прекрасно осведомлен о кукольных притязаниях владыки Епифанова. Может статься, что, как хороший хозяин, патриарх на Синоде выметет паучьи сети "союзников". А "патриаршик" хоть и не избавится от кукольной болезни, так и останется скандальным лидером православного "голубого" лобби.

"Московский комсомолец" 24 декабря 2002 г. credo.ru



Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы, Председатель Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете города Москвы возглавил Попечительский Совет Фонда имени преподобного Андрея Рублева.

Митрополит Истринский Арсений (в миру Епифанов Юрий Александрович)

Место рождения:
поселок Востряково Домодедовского района Московской области

Образование:
1976-1979 - Московская духовная семинария;
1979-1983- Московская духовная академия.

Краткая справка основной деятельности:

По окончании средней школы служил в Советской Армии, затем нёс послушание алтарника в Никольском храме в Бирюлеве (уже с начала 70-х был прихожанином этого храма);

В 1983-1989 годах являлся референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского а затем Ленинградского и Новгородского Алексия;

28 августа 1984 года рукоположен во диакона, 28 августа 1986 года - во иерея, с 1988 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры;

30 сентября того же года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского. 1 октября возведён в сан архимандрита;

5 октября 1989 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер); архиепископы Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), Никон (Фомичев); епископы Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов), Ташкентский и Среднеазиатский Лев (Церпицкий);

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии;

Архиепископ Арсений (Епифанов)

Курировал приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), блж. Матроны Никоновой (1998);

В 1994-1997 годах являлся Председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова);

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии»;

В декабре 2010 года поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов города Москвы;

31 декабря 2011 года назначен управляющим Центральным и Южным викариатствами города Москвы и был включён в состав Епархиального совета города Москвы по должности;

1 февраля 2014 года возведён в сан митрополита в Московском Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Церковные:

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени (1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени (1989)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (1995)
  • ордена и медали Поместных Православных Церквей
  • памятная панагия (2014)
  • орден преподобного Серафима Саровского II степени (2015)

Светские:

  • орден Дружбы
  • медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • медаль «В память 850-летия Москвы»

Сегодня, 24 ноября 2018 года, митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил всенощное бдение в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Служба проходила в приделе храма, освящённом в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Владыке сослужил настоятель и духовенство Прихода.










25 ноября православные христиане день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Апсидная уличная икона святителя Иоанна Милостивого, установленная на стене храма Воскресения Словущего на Ваганьково

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ — СМИРЕННЫЙ ВЛАДЫКО

Будущий святой родился на острове Кипре, в городе Амафунте (нынешний Лимасол) в семье вельможи Епифания. «С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Когда Иоанн лишился детей и жены, он стал строгим аскетом и молитвенником. Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий, всё духовенство и народ упросили Иоанна занять патриарший престол.

Патриарх Александрийский Иоанн своим главным делом считал благотворительность и благодеяния всем нуждающимся. Он «всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напаяющей всех жаждущих» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».

Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, — оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 — 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.

Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на остров Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу [по разным версиям между 616-620 годами].

24.11.2018

«Над каждым человеком бдит Промысел Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым водительством промышляющей и руководящей десницы Вышнего».

Епископ Арсений

На домодедовской земле в Серафимо-Знаменском скиту (монастыре) в 1912-1924 годах часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский). Игуменией Ювеналией (с 1916 года схиигумения Фамарь) в Серафимо-Знаменском монастыре был построен домик, названный «киновия», в котором жили и служили приезжавшие в скит епископ Арсений и его друг архимандрит Серафим. В годы гражданской войны епископ Арсений жил в Серафимо-Знаменском монастыре в полном уединении полтора года. Летом и осенью 1918 года владыка Арсений и архимандрит Серафим (будущий епископ Дмитровский) безвыездно жили в Серафимо-Знаменском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Владыка Арсений жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя духовной жизнью скитских сестер, ежедневно совершая Божественную литургию.

В 1884 году десятилетний Александр Жадановский был отдан родителями в Харьковское духовное училище. А в 1888 году он поступил в Харьковскую духовную семинарию. 21 ноября (ст.ст.) 1893 года он был рукоположен в иподиакона в мужском архиерейском Покровском монастыре города Харькова. По окончании семинарии Александр Жадановский стал преподавать Закон Божий в приходской школе вместо своего отца, а затем стал надзирателем в Сумском духовном училище.

В своих «Воспоминаниях» Александр Жадановский писал: «С раннего детства "Нравилась мне одна девица-сверстница: на ней сосредоточилось мое внимание... С мнимой же невестой, которая жила и воспитывалась далеко, я виделся раза два в год на каникулах, ждал встречи с ней с нетерпением, но своих чувств никогда ей не высказывал. Но пока таким образом медлил, знакомая девушка ускользнула из моих глаз...
После еще раза два присматривался к невестам, но безрезультатно. Тем мое искание подруги жизни кончилось... Одновременно меня не покидала мысль о монашестве; каждая жизненная неудача давала в этом отношении толчок вперед, а тут еще пришлось побывать с родными в богомолье в Киево-Печерской лавре. До сего времени я не был близко знаком с монастырями и монахами, а тянулся к ним как-то безотчетно».

Александр Жадановский в письме от 17 января 1899 года к отцу Иоанну Кронштадтскому просил у него совета. После ответа праведного отца Иоанна у Александра появилось непреклонное решение принять монашество. Смотритель училища отец Аркадий прошение Александра Жадановского немедленно (а было это в Великую субботу 1899 года) отослал к архиепископу Харьковскому Амвросию (Ключареву). Архипастырь посоветовал Жадановскому съездить в Санкт-Петербург к товарищу оберпрокурора Священного Синода.

Жадановский, пригласив своего друга, отправился с ним из города Сумы в путешествие; Москва-Кремль, Чудов монастырь; Свято-Троицкая лавра; Санкт-Петербург; Александро-Невская лавра и Валаам. С Валаама Александр Жадановский прибыл в Священный Синод, где он был принят с прошением для принятия в монашество с дальнейшим «обещанием продолжать образование в академии». Вернувшись в Харьков Александр Жадановский был принят владыкой Амвросием, и без задержки им было разрешено пострижение Жадановского в иноки. После чего он был направлен на жительство в Святогорскую пустынь, находившуюся в Изюмском уезде Харьковскои губернии. Здесь 17 июля 1899 года, на следующий день после праздника Святогорской иконы Божией Матери, состоялось пострижение Александра в монахи с именем Арсений.

К дню Успения Божией Матери в Святогорскую пустынь приехал архиепископ Амвросий, а 15 августа 1899 года после обеда владыка рукоположил Арсения в иеродиаконы, а затем благословил отправиться в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, в академию.

Епископ Арсений писал: «Господь судил мне проходить курс академии в иноческом звании. Должен, однако, сознаться, что трудно совмещать студенчество с монашеством… Устанешь ли нравственно или физически, случится какая-нибудь скорбь - пойдешь к честным мощам, помолишься от души, и легко станет на сердце… Да, рака Преподобного, овеянная многими воздыханиями и слезами русских людей, является благодатным источником утешения... Большой простор, далее, в лавре для священнодействия. Каждый день совершается одиннадцать литургий, вот и выбирай любую: в три часа утра — в церкви Святого Духа, в четыре часа — у преподобного Никона, в пять часов — внизу под Успенским собором, а затем в храмах Смоленском, Зосимы и Савватия и других. Господь сподобил меня в сане иеродиакона послужить во всех указанных церквях. Любил я еще ходить буднями в Троицкий собор к вечерне — послушать пение стихир с канонархом. Чудное, стройное исполнение их могучим хором доставляло мне наивысшее духовное наслаждение. Не только ученые монахи, но и все студенты академии ясно чувствовали над собой покров Преподобного Сергия…»

Епископ Арсений обладал прекрасным литературным даром. Великолепный лирик, он в конце своей жизни написал «Воспоминания» о многих великих подвижкиках Православия: о святом праведном Иоанне Кронштадтском, о московском митропопите Макарии (Невском), о старцах Зосимовой пустыни схиигумене Германе и иеросхимонахе Алексии, о схиигумении Фамари, о выдающихся пастырях церкви отце Алексии Мечеве, отце Николае Смирнове (Кадашевском), отце Василии Постникове и отце Александре Стефановском.

Епископ Арсений вспоминал, как однажды старец иеромонах Варнава «...в беседе со мной в этот раз предвещал: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Теперь пророчество исполнилось».

В Гефсиманском скиту Жадановский заходил к отцу Исидору, который за три дня до смерти, прощаясь, сказал ему: «Примите в назидание и утешение себе последние мои слова: крестная сила и размышления о страданиях Господа спасают христианина от всяких бед, воспоминания же о язвах Спасителя предохраняют от скорбей».

Пребывая в Духовной академии, студент Арсений оставался в течение трех лет диаконом и только на четвертый год обучения стал священником. 9 мая 1902 года его рукоположили в иеромонахи.

На последнем экзамене в Духовной академии по догматическому богословию присутствовал московский митрополит Владимир (Богоявленский), предложивший священнику Арсению место казначея в Чудовом монастыре. В Москву, на место нового служения в Чудов монастырь, иеромонах Арсений прибыл 3 августа 1903 года. Приложившись к мощам святителя Алексия, Арсений явился к наместнику монастыря архимандриту Иннокентию, который отвел иеромонаха в казначейскую квартиру. Казначеем иеромонах Арсений пробыл всего пять месяцев. Наместник монастыря архимандрит Иннокентий, хиротонисанный во епископа Аляскинского, уехал в Америку. На место наместника Чудова монастыря был назначен иеромонах Арсений (Жадановский). А 24 марта (ст. ст.) 1904 года, в Великую субботу, иеромонах Арсений был посвящен в сан архимандрита.

В 1906 году 11 октября умерла мать архимандрита Арсения, а через месяц, 11 ноября, умер его отец.

В роду Жадановских несколько поколений были в духовном звании. Священниками были прапрадед Афанасий, прадед Стефан, дед Андрей и отец — протоиерей Иоанн. Все вместе они служили более ста лет в городе Чугуеве в Рождество-Богородичной церкви.

Епископ Арсений писал: «С кончиною отца и матери утратился интерес к родине, исчезло желание и стремление бывать там».

В 1913 году архимандрит Арсений вместе с иеромонахом Серафимом (Звездинским) совершают паломничество в Святую Землю.

Хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского состоялась 8 июня (ст.ст.) 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря, в котором он был оставлен служить по решению московского митрополита Макария и Святейшего Синода.

Епископ Арсений принимал участие в устроении женской обители «Гефсимании» близ города Зарайска под Москвой и женской обители «Серафимо-Знаменский скит» близ станции Востряково Павелецкой железной дороги на домодедовской земле.

Владыке Арсению была уготована новая нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила близ скита киновий с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда владыка временами удалялся для собирания духовных сил., отдыха и молитвенных трудов.

В послеоктябрьскую 1917 года эпоху гонений на Христову Церковь и веру владыка Арсений нес подвиги исповедничества и мученичества в течение двух десятков лет.

Летом и осенью 1918 года владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим Дмитровским епископом, живут в подмосковном Серафимо-Знаменском скиту. Схиигумения Фамарь выполняла послушание Святейшего Патриарха Тихона сохранить в безопасности жизнь епископов в своей малоизвестной, тихой и скромной обители. В годы послереволюционного лихолетья владыка Арсений ежедневно совершал Божественные литургии в киновийном храме.

Он в уединении изучал церковное пение, музыку, живопись, медицину и занимался иконописанием. Тогда же владыка делал записи, которые легли потом в книгу «Воспоминания».

В скитском храме перед игуменским местом помещался образ Спаса Нерукотворного, написанный епископом Арсением. До 1923 года продолжалась служба владыки Арсения в городе Серпухове как епископа. В городе Серпухове был древнейший Высоцкий монастырь, основанный в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем. До революции в городе Серпухове было несколько десятков церквей, после революции многие церкви были закрыты. Из Серпухова в Серафимо-Знаменский скит прибыли многие насельницы.

Местом уединенных подвигов владыки Арсения был Серафимо-Знаменский скит вплоть до 1924 года — года закрытия скита.

О Серафимо-Знаменском ските епископ Арсений оставил такие строки: «В маленьком храме Серафимо-Знаменского скита при высоком религиозном воодушевлении строительницы и сестер происходило большое привлечение и сосредоточение благодатной силы. Тут Сам Господь приосенял сердца молящихся и особенно поющих; тут вблизи каждого, радуясь и веселясь, находился ангел-хранитель — оттого так глубоко запечатлелось освящение этой чудной церквочки в памяти насельниц скита... Наступает день. Скитянки на послушаниях. Одни из них работают поодиночке: кто в саду, кто при пчелах, кто очищает рощу от сухого листа, — другие совместно косят траву, сушат сено, пасут коров, возделывают огороды. Всем заповедано непрестанно творить молитву Иисусову, петь псалмы, читать акафисты, и они ненарушимо, свято исполняют это правило: трудятся и молятся».

А с бугорка, что у Серафимо-Знаменского скита на правом берегу реки Рожайи, епископ наблюдал такую картину: «Смотришь вправо и видишь сквозь кусты и редкие деревья мельницу. Прислушиваешься и слышишь шум ее колес, чего раньше, увлеченный красотой природы, как бы не замечал. И удивительное дело! Ничто, кажется, так не украшает берег реки, как водяная мельница, будто именно она является его существенной принадлежностью, отвоевав вечное право на это место... Если пойдешь вдоль по бережку, мимо мельницы и дальше, то дойдешь до крутого подъема. Взойдешь на горку и очутишься так высоко, что невольно подумаешь: недаром скитянки называют это место «Кавказом».

Внизу по камушкам бежит ручей, образовавшийся из знакомой уже нам реки после преграждения ее плотиной. Течет он мерно, непрерывно, приятно журчит, успокоительно действует на нервы... Окинешь потом взором пройденное, оставшееся позади тебя пространство и увидишь где-то далеко-далеко и реку, и луг, и мельницу, больше того, кругозор настолько расширяется, что замечаешь за бугром село с церковью, а там бесконечные поля».

Как изумительно точно описал местную природу епископ Арсений!

Эти благословенные места любимы мною с детских лет: и Воскресенская церковь села Битягово с древним кладбищем, на котором покоятся мои предки, и чудная мельница с домиком мельника, существовавшая до середины пятидесятых годов нашего века, и Саввинский (Заборьевский) овраг с горой, получившей у местных жителей название «Монашенка», с которой в детстве мы катались на лыжах, и эти таинственные курганы, и, конечно же, милая речка Рожайя с ее некогда родниковой водой.

Какое множество раз я, много лет не ведая о том, ходил по тем же дорожкам, по которым еще до моего рождения ходил епископ Арсений. О, сила печатного слова!

В 1924 году епископ Арсении переехал в село Кузьменки под Серпухов и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила. За владыкой последовали две келейные сестры — инокини Александра и Матрона из числа насельниц Серафимо Знаменского скита. В половине дома священника была устроена домовая церковь в которой епископ служил с 1924 года. После закрытия Серафимо-Знаменского скита Кузьменки приезжали жившие в то время в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь и сестры из скита.

В 1925 — 1928 годах владыку несколько раз высылали за пределы Москвы и Подмосковья. Он жил в те годы то в Серафимо-Понетаевском монастыре, то в Арзамасе.

B 1928 году епископ Арсений приезжал в Перхушково, где в то время на отдельной даче поселились схиигумения Фамарь, иеромонах Филарет (Постников) и десять сестер. По данным биографа епископа, «очевидно, в первой половине 1928 года и была написана владыкой Арсением в основном книга «Воспоминания» (М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995 г.).

После окончания срока высылки епископ Арсений вернулся и поселился в Котельниках, недалеко от станции Люберцы Казанской железной дороги.

В трудные для Православной Церкви годы владыка говорил: «Иерархи отвечают перед Собором, паства должна идти в русле Церкви. Нельзя делать расколов». В период новой волны арестов (1929-1931 годы) были репрессированы схиигумения Фамарь с некоторыми своими сестрами и иеромонахом Филаретом. Забота о владыке Арсении не оставляла матушку Фамарь и в далекой сибирской ссылке. Она в письме высказывала пожелание устроить владыку в Малоярославце.

Жизнь епископа Арсения в тридцатые годы вплоть до его ареста и мученической кончины — неизвестна. По некоторым воспоминаниям, епископ Арсений жил то в Котельниках, то, по другим данным, в домике на станции Удельная. Епископ Арсений был арестован в Котельниках 13 апреля 1937 года. «Епископ был обвинен в организации и руководстве контрреволюционной нелегальной монархической организацией церковников». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — 27 сентября 1937 года, епископ Арсений и все арестованные с ним священнослужители, монашествующие и миряне были расстреляны в поселке Бутово под Москвой.

Таково краткое жизнеописание Серпуховского епископа Арсения, почерпнутое в автобиографии епископа и в воспоминаниях о нем.

У владыки Арсения по его молитвенным подвигам были высшие духовные дары: прозрения и рассуждения. Естественно, он предвидел свою мученическую кончину и возносил молитвы ко Господу в свои последние предсмертные часы. По своей кончине епископ Арсений являлся в сонном видении своим духовным детям, предупреждая их о грядущих событиях в годы Великой Отечественной войны.

Известный русский писатель Петр Паламарчук, автор четырехтомной книги «Сорок сороков», пишет: «Занимаясь историей русских храмов и монастырей, мне довелось не раз сталкиваться с такими чудесами новейших времен. Ведь в безбожных гонениях ХХ века Русь Малая, Великая и Белая явили одних новомучеников больше, чем во все предыдущие два тысячелетия христианства!» Русская Православная Церковь подведет итоги двадцатого века и напишет все имена русских новомучеников, пострадавших за веру и Христа.

краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах"

Есть персонажи, в том числе и среди епископата Русской церкви, которые готовы на все, только бы о них не забыли. Даже редкое упоминание о них на страницах столичных газет или мимолетное мелькание на экране телевизора приносит им чувство огромного удовлетворения. Архиепископ Истринский Арсений не исключение. Его похождения сравнимы только с подвигами его старшего собрата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Но он умудрился перещеголять Гундяева - недавно на сайте российских геев, которые признали Арсения за своего, появились описания его художеств.

Если бы он славился только “голубыми” подвигами - флаг ему в руки! Но владыка Арсений еще и правая рука Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и великий хозяйственник. Он викарный епископ Москвы, то есть помощник патриарха в деле управления всеми московскими приходами. Это благодаря его усилиям в Московском городском суде появилась часовня, в которой богобоязненные судьи всегда могут исповедаться в вольных и невольных грехах самому Арсению.

Никого не удивляет, что тяжкой данью обложены все 600 московских приходов. Что при назначении на должность настоятеля священник должен отстегнуть не менее 30 тысяч “зеленых”. Это, как заметил мне один московский чиновник, “по-божески”. Поскольку на хорошем приходе священник отбивает отданные деньги за год. А в чем-то Арсений довольно скромен - в Москве владеет всего-навсего тремя квартирами. Одной - на Олимпийском проспекте, другой - на Таганке, а третью, самую шикарную - 150 квадратных метров, отделывает на Старом Арбате. Для монаха, который при пострижении давал обет добровольной бедности, это не так уж и много.

Дело в том, что когда монах начинает копить деньгу, ему трудно остановиться. Вокруг столько соблазнов, что устоять невозможно. Особенно, когда любимые люди из ближайшего окружения бедствуют. К примеру, решил жениться сын одной из сподвижниц владыки Арсения - Андрей Королев. Владыка молодоженам подарил на Сивцевом Вражке скромную квартирку всего-навсего в 100 квадратных метров. БТИ оценила ее в полмиллиона рублей, но мы-то знаем ее подлинную стоимость. А накануне владыка приобрел для себя в Староконюшенном переулке квартирку пошикарнее - 150 квадратных метров, которую БТИ оценила так же скромно, как и на Сивцевом Вражке. А ведь один ремонт сколько стоит! Туда миллион “зеленых”, сюда миллион “зеленых”... Столько московские священники собрать не в силах. Необходимо искать побочные источники дохода. Близкий друг владыки, процветающий бизнесмен и церковный издатель Сергей Кравец , подсказал хорошую идею. Надо выстроить добротную гостиницу звезд на 5 в центре Москвы, но на церковной земле, чтобы не делиться с московскими чиновниками. И даже предложил свои услуги.

Поиски шли долго. Сначала хотели строить ее на церковной земле на Таганке. Но духовенство Болгарского подворья воспротивилось этой затее, поскольку их же землю грубо отнимали у них. Тогда несытое око владыки Арсения пало на Марфо-Мариинскую обитель. Еще бы - Ордынка, Замоскворечье, рядом Третьяковская галерея и все красоты столицы. Да сюда иностранный турист валом попрет! 15 лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Марфо-Мариинской обители и назначил настоятельницей монахиню Елизавету (Крючкову). В свое время она получила гуманитарное и психологическое образование в МГУ, работала журналистом. На новом поприще открылись новые таланты. Она сумела собрать общину, которая продолжила дело основательницы обители - великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры императрицы. После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым, она основала обитель, которая жила не по монашескому уставу, а по уставу, который составила она сама. Синод упорно сопротивлялся, но благодаря помощи императора Николая II необычный устав все же был утвержден. Сестры не давали монашеских обетов, носили не черные одежды, а белые апостольники. Целью их жизни стала помощь обездоленным и бедным. Благо Хитровский рынок был рядом. Настоятельница выстроила больницу для бедных. Сестры обители ухаживали за ними. Возник и приют для детей-сирот. Все это постепенно восстанавливала новая настоятельница.

Центром обители стал детский приют. Сюда собирались не только дети-сироты, но и дети из неблагополучных семей. Кроме общеобразовательных дисциплин дети занимались хоровым и сольным пением, были созданы музыкальные ансамбли. Дети пели в храме. Занимались бальными танцами, поскольку многие из них страдали сколиозом. Слава о необычной обители переросла границы России. Дважды воспитанницы выезжали в Англию, где их принимал принц Чарльз. Валаамский монастырь подарил детям путевки в Святую землю. Нашлись московские спонсоры, которые регулярно помогали обители и даже купили для детей здравницу неподалеку от Севастополя. Было воссоздано училище сестер милосердия, в которое девочек подбирала сама матушка Елизавета. Младшие дети занимались домоводством, художественной лепкой, рисованием, вышиванием и даже верховой ездой. Все это не мешало заниматься и духовным воспитанием детей. В обители жила большая дружная семья. Дети относились к 70-летней матушке Елизавете как к матери.

Зато как бревно в глазу обитель была для владыки Арсения. Переворот был совершен в начале этого года. Причем чужими руками. Приехал в обитель один из сподвижников владыки Арсения епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , который инспектирует российские монастыри. Он с ходу объявил об указе патриарха. Мол, прежняя настоятельница смещается, а на ее место назначается новая. Матушка Елизавета была в это время в больнице. Указа ей никто не показал (как, впрочем, и другим сестрам). А на ее место назначили 47-летнюю замужнюю женщину Наталью Молибога из окружения епископа Алексия. «Новая» метла сразу принялась мести по-новому. Строптивых детей начали укрощать. Детей, перенесших побои родителей, многочисленные издевательства, опять начали воспитывать при помощи брани и криков. Малолетнюю Ксению Шашкову Молибога начала выгонять из обители. Кончилось это истерическим припадком девочки, который перешел в приступ бронхиальной астмы. Пришлось вызывать “скорую”. Собак и кошек, которых прикормили дети, Молибога 27 мая велела усыпить. Для детей насильственная смерть их питомцев стала настоящей трагедией.

Учительская была превращена в офис. Теперь здесь трудятся бывший работник ДЕЗа и юрист. Арсению важно провести ревизию четырех кирпичных зданий. На втором этаже сердобольная Молибога выделила своей 27-летней дочери отдельную комнату. Помещение, где располагалась швейная мастерская, Молибога сдала студии аудиозаписи. А мастерскую перевела в здание бывшей поликлиники, в кабинет, где раньше находился рентгеновский аппарат. Я пытался выяснить, какими же важными достоинствами обладает Наталья Молибога, что ей оказали двое владык такую высокую честь, назначив ее и.о. настоятельницы. Человек без высшего образования, агрессивный, не имеющий представления, как следует работать с детьми-сиротами. Пустует здравница для детей в Севастополе. Зато, видимо, Арсений и Алексий высоко оценили ее волевую способность расчистить Марфо-Мариинскую обитель и превратить ее в строительную площадку, на которой наконец-то вырастет 5-звездочная церковная гостиница.

Это не первая моя статья о перипетиях Марфо-Мариинской обители. Читатели задают один и тот же вопрос: “Неужели патриарх ничего не знает о безобразиях, которые творятся за его спиной? Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента, не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках необъятную власть. Должно произойти нечто необычайное, чтобы Арсений лишился своего места.

Недавно Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II государственную премию. Патриарх стал вторым человеком в Русской церкви, который удостоился такой высокой награды. Первым лауреатом Госпремии в середине 90-х годов стал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). В ответной речи патриарх заявил, что свою премию он передаст детским приютам. Если эти деньги получит Наталья Молибога, то церковная гостиница вырастет на месте Марфо-Мариинской обители в мгновение ока.