Кто такой хорс у славян. Хорс славянская мифология. Образы и атрибутика

Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу.

Корни хоро и коло семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем коло связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок, кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник.

День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня, осенним - 21 - 23 сентября. Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.

Хорс, Хорос - Славянский бог солнечного диска - Солнца - светила. Почитание отдельно солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска -Усил, а света - бог Каве; у древних греков солнечный диск - Гелиос, а свет солнца -Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьдьбог. а бог солнечного диска - Хорс. Сын Рода Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо.

Как и Перун, Хорс считается повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.

Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Энеолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному Морю мрака, чтобы утром вновь появиться на небосклоне.

Имя Хорс происходит от корня хор, обозначает круг, окружность, что так же отражается его связь с солнцем. В Повести временных лет рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. А автор Слова о полку Игореве пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике Хождение Богородицы по мукам встречается с такой репликой. Хорса, Велеса. Перуна на боги обратила Иначе, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов

Вероятно, главной частью празднеств, посвященных Хорсу, были массовые танцы, после которых ему приносили жертву специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово хоровод а так же хорошуль - круглый ритуальный пирог - курник.

Культ тяготеет к степной и лесо-степной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях пантеоне кн. Владимира, в апокрифе Хождение Богородицы по мукам, в О идолах Владимировых, Память и похвала Владимиру и житии блаженного Володимера, Слове некоего Христолюбца, Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом, поминается он в Беседе трех святителей.

Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. В православии ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярный бог должен быть всадником и змееборцем, вероятно, он бог миропорядка в чем-то схожий с Митрой.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова. Коре, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч. Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек множество недоступных нам ранее западных источников. похожим образом описывающих Хорса.

Хорс - один из ключевых солярных богов славянского пантеона, сын Рода, брат Велеса. Наряду с Хорсом воплощением жизнь дающей солнечной энергии также являлись Ярила и Даждьбог. Но если Ярила был весенним солнцем, а Даждьбог летним, то Хорс воспринимался как солнце зимнее. Но образ этого бога ни в коей мере не нужно трактовать с негативным подтекстом, ибо даже зимой, когда мировое Коло находится в руках Чернобога, владыка небесного свода защищает и поддерживает мир людей.

Хорс - румяный от мороза, улыбчивый мужчина средних лет. Он одет в прохладные, но нежные цвета, его рубаха и штаны имеют цвет легких кучевых облаков, а плащ подобен пронзительному лазурному небу, которое бывает только зимой в ясный полдень. Вместе с тем Хорс всегда немного грустит, так как его сил не хватает, чтобы уберечь людей от бесчинств Чернобговых слуг холодными зимними ночами. Однако наши предки верили, что, вознося хвалы Хорсу, они дают ему силу для борьбы с исчадьями Нави.

Хорс может унять разыгравшуюся метель, может успокоить снежный буран. Он способен легко повысить или понизить температуру воздуха. Также этому богу в некоторой степени подчиняются животные. Например, если в заснеженном лесу человек случайно встретил медведя-шатуна, то он просил о помощи не только Велеса, но и Хорса. Зимнее солнце в данной ситуации могло утихомирить животное, отогнать его от человека.

Также Хорс считался покровителем озимых, что вполне логично. Поэтому Хорса особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами. Считается, что от имени этого бога произошли такие слова, как хорошо, хоромы, хор. Город Корсунь раньше именовался Хорсунь.

Хорс более чем другие солярные боги связан с движением солнца по небесному своду. Это может быть следствием того, что слишком короткий зимний день наши предки воспринимали, как постоянную борьбу Хорса и других Ясуней с Дасунями. И если бы не этот бог, возглавлявший в непростые зимние месяцы небесное воинство, мрак полностью скрывал бы землю на это время.

Любопытно, что у Хорса есть темное воплощение - Черный Хорс, творение Нави, которое отвечает за губительные метели, снежные лавины и лютые морозы. Однако в легендах вполне четко определен тот факт, что Хорс гораздо сильнее своего злобного двойника. День Хорса - воскресенье. Его металл - червонное серебро.

Исходя из положения в перечислении богов пантеона князя Владимира, Хорс был вторым по значимости божеством в этот период. Автор Слова снабжает имя Хорса эпитетом Великий.

Гипотезы о функциях бога Хорса основаны на толковании текста Слова о полку Игореве. Считается, что Хорс был божеством солнечного диска. Именно Хорс двигался по небу днём, и под землей ночью. Исходя из буквального чтения текста Слова можно предположить и наличие представлений о сакральном пути Хорса, который Всеслав пересекал где-то между Киевом и Тмутараканью.

Источники: arira.ru, rus-ved-rus.narod.ru, slavyans.myfhology.info, radogost.ru, world-of-legends.su

Сын Ахилла

Остров короля Артура

Утгард – таинственные состязания

Схоластика

Новая технология GPS

Технологии продолжает вторгаться в нашу жизнь, и все больше людей стремится использовать их, иногда не вполне корректно. Радиочастотные идентификаторы на новых...

Маршал Жуков

Георгий Жуков не мог не знать об этой телеграмме Сталина, однако уже 29 июля на совещании со Сталиным он ультимативно заявил, ...

Путешествие в Грузию

И днем и ночью самолеты международных авиакомпаний приземляются в аэропорту города Тбилиси. И всех гостей Грузия встречает одинаково приветливо, ведь старая...

Автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать новые экологически чистые и...

Тайна замка


Стилизованное под средневековую оборонную готическую архитектуру здание замка, давно стало визитной карточкой поселка Мангуш, расположенного в юго-восточной части Украины. Почему...

Бог Хорс у славян является одним из солнечных богов славянского пантеона. В данной статье мы постараемся вкратце дать основные ответы на вопросы, связанные с предназначением Бога Хорса. Расскажем об атрибутах Хорса. Дадим краткую информацию об упоминаниях Бога Хорса в исторических источниках. А также сообщим о нескольких мифах, которые сложно назвать реальной информацией о славянском боге небесного светила.

Происхождение имени Хорс

Вокруг происхождения бога Хорса много непонятного. Но многие ученые считают, что отчасти данный бог появился благодаря взаимодействию древних славянских и иранских народов. Ученые не могут дать ответ на вопрос "как иранское слово перешло в имя славянского бога". Но достаточно тех, кто трактуют слово "хорс", как перевод с иранского "сияющее солнце" и осетинского "солнце" . В настоящее время игра слов стала на столько популярной, что верить этому безоговорочно лучше не стоит. Достаточно просто принять к сведению допустимость такого варианта.

В славянском языке слово "хоро" означает "коло" или круг . По аналогии с богом Родом , в русском языке достаточно слов с корнем "хор". Например, всем известное слово хоровод - это движение по кругу . Слово хорошо - несет в себе заряд светлости, а нехорошо - тусклости. Хорохориться значит горячиться, вести себя вызывающе. В слове используется "хор" вдвойне. Т. е. повышенная эмоциональность, несвойственная Богу Хорсу. И даже лихорадка, которая сопровождается жаром. Все это подтверждает правильность применения слово "хорс" к имени славянского бога солнца.

Славянский Бог Хорс: предназначение

Бог Хорс у славян - это бог солнца . При этом подразумевается само светило, а не солнечные лучи. Слово "хорс" имеет значение круга. Отсюда идет определение Хорса, как бога солнечного диска. Небесное светило символизирует собой добро и благополучие. Поэтому бога солнца считали помощником земледельцев . Так, например, считалось, что над пашущим землю человеком Хорс пашет небесную Сваргу. Кроме этого бог солнца был хорошим кузнецом.

Солнце по сути проявляется в четырех божественных ипостасях: Коляда, Ярило, Даждьбог и Хорс. Коляда - новорожденное солнце (зимнее), Ярило - весеннее солнце, Даждь бог - летнее, а Бог Хорс - осеннее. Осеннее солнце не палит так жарко. Что символизирует сдержанность.

Днем почитания Хорса считается 22 сентября . У славян это еще и день осеннего равноденствия . Именно 22 сентября в природе начинаются изменения, которые отражаются на поведении Хорса-солнца.

Символ Бога Хорса

Клен является деревом бога Хорса . Клен - это дерево домашнего очага. Он отвечает за устоявшуюся многолетнюю любовь в семье. Клен, являясь символом бога сдержанного, передает людям энергию спокойствия и самоконтроля. Использование кленовых предметов эмоциональным и вспыльчивым человеком позволят успокоить его, сделать более сдержанным. Подкладывание кленовых листьев под подушку позволяет избавиться от "любовных лихорадок" или "остудить" завороженного человека. А использование кленовых венков над входной дверью очищает всех входящих людей.

Бог солнца в мифологии других народов

В мифологии других народов бог солнца также играл важную роль. Отличие было только в именах:

Упоминание Хорса в исторических источниках

Одним из самых основных источников упоминания Бога Хорса у славян является Повесть временных лет. В нем говорится о Культе, который создал князь Владимир в 980 году:

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"

Упоминание Хорса есть и в церковных предания . В апокрифе "Хождении Богородицы по мукам" говорятся о ряде славянских богов:

«богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»

В 1848 году археологами был найден Збручский идол . На нем имеется образ с солярным символом. По мнению большинства ученых этот лик с солярным символом есть либо Хорс, либо Даждьбог. Хотя определенный перевес имеет все же славянский бог Даждьбог.

Приведенные источники подтверждают то, что славянский бог Хорс является не вымышленным персонажем. Он действительно почитался нашими предками славянами.

Гимнастика бога Хорса

Гимнастика бога Хорса или Упражнения казаков характерников является достаточно эффективной методикой, позволяющей концентрировать энергию по всему телу. Управление энергией тела и самоконтроль Хорса являются близкими по смыслу значениями. Более подробно с ней можно познакомиться в нашей книжнице . Там представлен PDF файл с полной информацией.

Сомнительные сведения о славянском боге Хорсе

В заключении необходимо упомянуть о тех сведениях, которые не подкреплены фактами. Их можно рассматривать только как дополнительную информацию, достоверность которой сомнительна. Если вдруг читатель сможет предоставить первоисточник, объясняющий историческую принадлежность информации ниже, мы будем только рады перенести эти сведения из раздела "миф" в исторически значимые данные. Для этого вы можете воспользоваться обратной связью или оставить комментарий под статьей.

Миф 1: Хорс брат Велеса

Многие интернет-ресурсы пестрят информацией о том, что Хорс и Велес являются братьями. И сложно выяснить кто у кого скопировал эту информацию первый. В книгах такая информацию отсутствует. Большим вопросом остается то, откуда появилась точная информация о родстве славянских богов между собой. Да, информация об упоминании родства славян и богов имеется. Но четкого древа родства богов между собой найти не представляется возможным. Поэтому это миф № 1.

Миф 2: Амулет Хорса

Нет источников, подтверждающих то, что символ изображенный внизу является символом бога Хорса. Хотя именно его изображают на амулетах, как принадлежность к богу осеннего солнца. Если символ Рода был найден археологами, то с амулетом Хорса ситуация противоположная. Нет археологических подтверждений того, что представленный символ - это символ Хорса. Поэтому это миф № 2.

Миф 3: Кумир Хорса

Помимо амулета Хорса сомнительным также является кумир бога солнца. Кумир - это сделанный из дерева образ бога. Бесспорно, это действительно красиво. Чтобы сделать такое, нужно быть искусным мастером. Но образ, который получается у мастера - это исключительно плод его воображения. Нет документов или археологических предметов, которые дали бы представление о том, как выглядит Бог Хорс. Многие могут сказать о том, что есть Збручский идол. Да. Но, во-первых, нет фактов, которые говорили бы, что один из ликов - это Хорс. Во-вторых, если сравнить Збручский идол и современный кумир Хорса, то разница будет значительной. Поэтому это миф № 3.

Вышло на небо Солнце Красное -
появился Великий Хорс.
Поднялся он на небесный свод
на своей золотой колеснице.
И отправился в путь Хорс золотоокий
по небесному своду синему,
Вниз с небес на землю поглядывая.

Х орс - бог солнечного света и живительной силы, один из солнечных богов русского ведического пантеона. Он является олицетворением стареющего Солнца, со дня осеннего равноденствия свой путь свершающего и символично умирающего в день зимнего солнцестояния, когда ему на смену приходит Коляда, возрождённое Солнце, на весну поворачивающее, ликом Ярилы трисветлого оборачивающееся в день весеннего равноденствия и до дня летнего солнцестояния наполняющееся ярой силой его, которой щедро одаривает Землю-Матушку и всех детей её в этот день, представ в образе бога .

Бог Хорс в славянской мифологии

В мифологии Хорс - бог солнечного диска, однако важно понимать, что он, будучи представленным в форме Солнца, являет собой преобразующую силу между Землёй и изначальным светом Ра - Истинным Солнцем - изначальным светом всемогущего самосиянного Ра - единого светлого Всевышнего Бога. Так же, как наш Дух, являющийся истинным центром сознания, так и истинное Солнце невидимо, поэтому то Солнце, что мы наблюдаем на небе, является фокусом эффекта действия истинного Солнца, и энергию этого высшего светила наше Солнце трансформирует для восприятия его мощной энергии на земном плане бытия.

В мифологических сказаниях бог Хорс упоминается наряду с Дажьбогом, на небо упавшей искрой творца рождённым, первым борцом с силами тёмной нави. В помощь ему, богу света солнечного, по велению был рождён Хорс светозарный - из Солнца он вышел, дневное око, бог яркого солнечного диска.

Сын Рода бог Хорс каждое утро поднимает свою золотую ладью, в которой восседает Солнце, на небесный свод и дарит свет и тепло, озаряя просторы Земли-Матушки, благими лучами живительными её одаривая. А на вечерней зорьке опускает Хорс ладью с Солнцем за океан-море и отдыхает до утреннего восхода в саду Ирийском на волшебном острове Буяне. В мифах повествуется о четырёх богинях-помощницах Хорса и Дажьбога: Зорька Утренняя богам отворяет двери на небесный свод из златого дворца Ирия Светлого; Зорька Вечерняя закрывает врата, когда Солнце за горизонт опускается; Вечерняя Звезда и Звезда Денница опекают двенадцать белых златогривых огнедышащих солнечных коней Хорса и Дажьбога.

А в то время пресветлый, великий Хорс собрался выезжать на небесный свод.
И прошёл светлый Хорс по воде золотой, и взошёл на свою колесницу.

«Песни птицы Гамаюн», Клубок шестой

В мифах встречается сказание о том, как Месяц Ясный украл у Хорса Лучезарного его супругу, богиню прекрасноликую Зарю-Заряницу. И призвал тогда светлый Хорс, протрубив в турий рог, Сварогом ему в помощь данный, всё небесное воинство - на крылатых конях примчались боги величественные, потомки Рода небесного: Семаргл Огненный, и Стрибог, словно вихрь яростный. Вернули Зарю-Заряницу Хорсу Ясноликому, а Месяц Ясный разрубил Перун надвое, и как наполняется теперь Месяц силой вновь, разрубает его Перун. С тех пор бродит по небу Месяц, ищет красавицу Зарю, но тщетно. С Ясным Хорсом она по утру небеса озаряет.

Хорс - бог осеннего Солнца, поворачивающий солнечное коло на зиму

Мифологические представления о пути Солнца исходят из того, что, наблюдая светило с земли, создаётся впечатление о его движении по небосводу, когда в реальности всё наоборот - Земля совершает круговое движение вокруг Солнца, однако важно понимать, что Земля движется по кругу, но никогда не возвращается в исходную точку пройденного пути, поскольку Солнце вместе со всеми планетами Солнечной системы также вращается вокруг более мощного Светила - центра галактики, и оно не находится в статичном положении, совершая своё движение вокруг другого центра, вероятно, более крупной галактики, являющейся для неё центром, источником энергии и силы,- всё подвержено вращению. Поэтому очевидно, что Земля, двигаясь по кругу вокруг Солнца, при этом совершает спиралевидное вращение в космическом пространстве. Во Вселенной всё находится в постоянном развитии, непрерывном движении.

В своей «ауре» Солнце удерживает силой притяжения все вращающиеся по своей орбите вокруг него планеты Солнечной системы. Солнечный год - это полный оборот вокруг Солнца, который Земля свершает за 365,242 дня. И в зависимости от положения Солнца относительно Земли год делится на четыре части (сезона), во время коих Солнце предстаёт в четырёх разных ликах.

Видимый годичный путь Солнца отмечен в четырёх точках. В дни равноденствий, когда день по продолжительности равен ночи: Солнце-Хорс пересекает экватор с севера на юг и входит в надир дня богов (солнечного года) в точке осеннего равноденствия; а Солнце-Ярило пересекает экватор с юга на север и останавливается в точке весеннего равноденствия - годовой меридиан, солнечный зенит. Солнцестояния отмечены двумя положениями Солнца на небе, наблюдаемыми с земли: вышняя точка на небосводе (в северном полушарии) Солнца-Купалы относительно экватора летом, когда день по продолжительности превышает ночь; и зимой, в нижайшей точке небосвода Солнце-Коляда вступает в свои права, когда ночь превосходит по продолжительности светлое время суток.

Бог Хорс (в разных представлениях также Световит или Авсень) считается олицетворением одного из четырёх солнечных ликов, представленного в образе стареющего Солнца, в день осеннего равноденствия выравнивающего время дня и ночи. Солнце щитом огненным сияет во все четыре стороны света, озаряя землю, и особой силой её насыщает в течение четырёх особых дней года: весеннее равноденствие - 20–21 марта, когда встречаем молодое Солнце Ярилу; осеннее равноденствие - 22–23 сентября, посвящённое стареющему Солнцу Хорсу; зимнее солнцестояние - 21–22 декабря, приветствуем возрождённое Солнце Коляду; летнее солнцестояние 20–21 июня, отмечаем возвышение на небосводе зрелого Солнца Купалы. В эти дни, празднования коих длятся несколько дней, как правило, три дня до и три дня после самого святодня, когда устанавливается мощная связь с вышними мирами, грань междумирья утончается и лучами светлоликого насыщается земля энергией мощной ярой солнечной. Эта энергия стимулирует наше сознание к пробуждению.

Когда Солнце находится в середине своего пути на юг - в день осеннего равноденствия, знаменующего собой поворот Солнца на его годичном круговом пути на зиму, на землю идут мощные потоки энергии и светлой силы вышних миров, проявленные в виде лучей солнечного света, коими щедро одаривает Хорс Землю-Матушку. Точка равноденствия - пересечение небесного экватора с эклиптикой , являющейся той областью пространства, заряженной солнечной энергией, которая способствует поддержанию жизни на земле.

В этот день Солнце равномерно освещает оба полушария земли. В северном полушарии сентябрьское равноденствие называют осенним, и оно знаменует собой начало осени. Светлое и тёмное время суток уравновешиваются, после чего дни становятся короче ночей. Это связано с наклоном земной оси к плоскости эклиптики . Поэтому в каждом полушарии имеет место неравномерное распределение солнечного света в течение года. Солнце освещает южное полушарие больше осенью и зимой, поэтому в северном полушарии в это время света и тепла меньше, и наступает тёмное и холодное время года. Единственно, где день равен ночи круглогодично, - это экватор (нулевая широта). В день осеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе.

В этот день светлая энергия от Солнца щедро изливается на землю, пробуждая благородные порывы души в каждом из нас, раскрывая сердце свету добра и освещая путь благим устремлениям и беЗкорыстному служению жизни во благо всех живых существ.


Уроки бога Хорса

Солнце лучезарное обнимает своим теплом и светом весь мир. Оно не выделяет, кому дарить свет, а кому нет. Сияющий светлой созидательной силой бог Хорс учит нас беЗкорыстному даянию, умению пребывать в гармонии и равновесии с миром и озарять его своим внутренним светом.

Солнцеликий владыка небес Хорс учит нас преодолевать в себе тёмные тенденции, препятствующие сиянию нашего внутреннего света. Пробуждая в себе светлые энергии любви, всё тёмное сгорает в лучах этой благотворной силы. Важно понимать, что тьма побеждается светом. И беЗполезно бороться во тьме с тёмными проявлениями нашего мира - лишь преобразовав их в светлые, возможно победить их.

Если вы несёте светлые тенденции в мир, одаривая всех окружающих живых существ благим светом добра и любви, вы сами являетесь солнцем, светилом во тьме невежества. Пока мы не способны контролировать свои эмоции и проявляем недовольство своим окружением, критикуем всех вокруг и пытаемся учить жизни, хотя сами ещё так далеки от идеала, мы существуем на низких вибрациях энергии. А исцеляющий, трансформирующий свет является проявлением высших энергий. Поэтому пока нет в нас этого света, ни о каких изменениях в окружающем мире и речи быть не может. Зачастую свет души гаснет под натиском внешних обстоятельств. Поэтому важно утверждать беЗстрастие и пребывать в равновесии, ибо наш внутренний покой не должен зависеть от внешних обстоятельств. Мыслями своими мы формируем своё будущее, поэтому важно не думать о плохом, не наполнять свою жизнь гнетущими мыслями. Терзаться опасениями, переживаниями о том, что ещё не произошло, воображая себе вероятный ход событий, является проявлением страха и трусости. Важно понять, что такие события, вызывающие в нас чувства страха и тревоги, будут возникать до тех пор, пока не изжито само чувство страха. Пока нас одолевают страхи, они неизбежно будут принуждать нас питать эту мрачную негативную среду тёмных мыслей.

Вовне мы видим зеркальное отражение нашей собственной сути. Что мы ожидаем от внешнего мира - то сами и излучаем. Если мир кажется нам враждебным, значит, в нас самих сокрыты негативные тенденции. Если мы подмечаем вокруг много того, что необходимо исправить, значит, мы явились в этот мир, чтобы искоренить подобные проявления в себе. Мы являемся учителями для других, будучи образцом благообразных черт и качеств. И важно понимать, что лишь благим примером своим мы можем как-то повлиять на своё окружение. А пока в нас не изжиты отрицательные проявления, пока довлеют эгоистичные тенденции, мы сами ещё не являемся тем «идеалом», который ожидаем увидеть в окружающих. Поэтому важно наблюдать жизнь, ибо всё, что перед нами - наглядный пример того, что в нас самих ждёт исправления. Первый шаг на пути к искоренению негативного в себе - признать то, что оно есть в нас, и пронаблюдать, где и как оно проявляется.

После этого попробовать культивировать в себе противоположные качества тем, которые дОлжно исправить. Стоит внимание направлять не на то, что надо искоренить, а на то, что надо развивать в себе. Например, обнаружив в себе проявления жадности, - практиковать щедрость и беЗкорыстное даяние. Зависть уходит, когда мы приучаем себя искренне и от души желать другим процветания и благополучия. Критика побеждается, когда мы развиваем в себе противоположные ей качества - выявляем в других только светлые черты. Не борьба с негативным нужна, а развитие в себе благих черт, которые сами по себе обладают бОльшей силой, нежели эгоистичные и тёмные проявления. Усиливая в себе склонности к добру, одолевается зло. Усиливается то, о чём мы думаем. Это очень длительная и глубокая практика, но начать её стоит уже в этой жизни.

БеЗсмысленное эгоистичное прозябание, жизнь лишь ради своих личных интересов, поиск выгоды для себя и отгороженность в укромном мирке самости - это путь в никуда, тупик на пути духовного развития и эволюционного восхождения. Практика даяния даёт возможность человеку выйти за границы, очерченные его личностью, и разрушить стойкие барьеры самости. Давая другим что-либо беЗкорыстно, мы выходим за пределы своего ограниченного сознания, таким образом, расширяя его. Не стоит думать о даянии лишь в материальном ключе - это его низшая форма, ибо лишь вечные ценности не подвержены забвению и являются богатством духа - делитесь знаниями, опытом на духовном пути с другими. Стремитесь делиться тем, что дух обогащает, всё остальное тленно в материальном мире. Каждый может даровать миру светлые мысли и чистые побуждения. Наполняя пространство светлыми добрыми мыслями, мы, словно лучами солнечными, озаряем его, внося больше света во мрак обыденности. Мысль подобна излучению волн света. Наши мысли влияют на окружающих, ибо ими наполнено пространство вокруг нас. Вот почему важно думать только о светлом и благом, не допуская негатива. Мысль должна сиять, озаряя, но, не оскверняя пространство вокруг. Таким может быть вклад каждого человека в дело общего блага. Ибо лишь богатством внутреннего света побеждается беЗпросветность внешних условий.


День осеннего равноденствия - праздник осеннего Солнца и урожая

На Руси с давних пор день осеннего равноденствия встречали гуляниями, хороводами, дома украшали ветками рябины, обладающей защитными свойствами от бед и несчастий и различных напастей тёмных сил. С днём осеннего равноденствия связан праздник Таусень (Радогощ), отмечаемый после прохождения Солнца точки равноденствия, как правило, 24 сентября - осенний праздник урожая. Также в этот день славят Огнебога Сварожича, рождённого искрой небесной, богом Сварогом зажжённой.

В этот день благодарят богов за обильный урожай, а также подводят итоги, разбирая «урожай» своих достижений и полученных уроков жизни. В момент наступившего равновесия в природе, когда сила Ярого летнего Солнца-Купалы уравновешивается степенной мудрой силой осеннего стареющего Солнца-Хорса, стоит также явить гармонию в своих чувствах и мыслях. Постарайтесь провести этот день в спокойствии, умиротворении, созерцая уроки пройденного пути, - такая своеобразная медитация поможет прояснить для себя многое - возможно, что-то было упущено из виду, чему-то просто мы не придавали значения, но важные уроки, преподнесённые жизнью, необходимо постичь, дабы в будущем более не совершать ошибок.

Осеннее Солнце с почитанием встречают во многих странах по сей день, с ним связаны праздники и фестивали урожая, также в день осеннего равноденствия происходят интересные явления, наблюдаемые во время видимого прохождения Солнца по небосводу. Так, у кельтов день осеннего равноденствия именовался как Мабон - второй праздник урожая из трёх, среди которых такие как: праздник первого урожая Ламмас и Саммайн - праздник окончания сбора урожая. Мабон связан со сбором урожая и заготовкой даров Земли-Матушки на будущий год. В Иране с днём осеннего Солнца связан народный праздник урожая, именуемый Джашн-и-Мехраган, в зороастризме в этот день почитается бог Митра. В Корее государственный праздник урожая Чусок, связанный с осенним солнцем, приходится на 15 день восьмого лунного месяца, в этот день совершают церемонии почитания предков и благодарят за щедрые дары природу. День осеннего равноденствия является государственным праздником в Японии, который отмечается застольем с исключительно вегетарианскими блюдами и поминанием особыми ритуалами ушедших в мир иной родственников. Праздник отмечается с 1878 года. В этот день в стране проводится фестиваль тыквы, которая является материалом для различных скульптур. Продолжается праздник в течение семи дней: сам день равноденствия, три дня до него и три дня после.

В Мексике в дни равноденствий Солнце проходит ровно над вершиной знаменитой пирамиды Кукулькан в Чичен-Ице. Лучи послеполуденного Солнца освещают пирамиду так, что, отражаясь от одного из её углов, оно отбрасывает ряд теней на балюстраду, создавая иллюзию пернатого змея, спускающегося вниз по бокам северо-западной балюстрады пирамиды. Также существует поверье, что если в этот день забраться на самую вершину Кукулькана, то заветное желание может быть исполнено. Во Франции в Кафедральном Соборе Страсбурга происходит в день равноденствия интересное явление - солнечный луч, проходя через витражное стекло, зелёным цветом освещает готическую статую Христа.

В этот день небеса может озарить необычайной красоты явление - северное сияние, поскольку осенью они случаются чаще обычного, в связи с тем, что геомагнитные бури в это время года происходят в два раза чаще, чем в среднем за год. Наблюдая северное сияние, мы можем видеть, как мощная солнечная энергия взаимодействует с защитной сферой Земли. Многоцветие северного сияния учёными объясняется тем, что частицы, исходящие от Солнца, устремляются к Земле и в её магнитном поле, сталкиваясь с атомами и молекулами кислорода, азота и других элементов, создают эффект многоцветия сияния в ночном небе.


Имя бога Хорса. Этимологические параллели

Существуют различные версии происхождения имени бога Хорса. Согласно одной из них, высказанной А. С. Фаминцыным в его книге-исследовании «Божества древних славян», имя Хорс было заимствовано от балтийских славян и означало - «конь», который является зооморфной формой Солнца. Также интересно отметить, что в английском языке слово horse так и переводится, как ‘конь’, а в немецком языке это слово звучит как ross. Фаминцын высказывает предположение, что наши предки, почитавшие бога Солнца как верховное божество, могли именовать себя по имени бога Солнца, отсюда - россы, или руссы, - Дажьбожьи внуки.

Эмблемой бога Солнца считается белый конь. Поскольку в среде восточных и западных славян был распространён культ Солнца как быстрого, словно солнца свет, белогривого коня, в символике ему придаётся особое значение, о чём свидетельствует, например, обычай на святках, в дни возрождения Солнца, вождения коня в праздничном шествии, которым встречали его с наступлением нового года, а на масленице провожали, что знаменовало собой быстро, стремительно бегущее по небесному своду Солнце. Также немаловажно упомянуть о почитаемых на Руси конь-камнях и обычае устанавливать на крышах домов «коньки», обереговой силой обладающие, дом защищающие.

Бог осеннего солнца Хорс именуется в пергаментной рукописи «Псковского пролога 1383 года» как «Хурс». В своей книге-исследовании «Божества древних славян» А. С. Фаминцын перечисляет различные варианты имени Хорса - Харс, Хоурс, Хрос. Также, учитывая повсеместно встречающееся в славянских языках чередование согласных х-к-г и гласных а-о-е, можно обнаружить, что корень «хор» имеет фонетическое родство с такими корневыми основами слов, как «кор», «гор», «кр», «хр», «хар», «кар».

Буквально «хор» означает Солнечный круг. Эта единая лексическая основа представлена в словах, обозначающих форму круга, шара: «круг», «хоровод», или «корогод», - вождение хороводов, когда участники встают в круг «коло», и двигаются посолонь - «по солнцу», то есть по часовой стрелке, либо противосолонь (против часовой стрелки), являет собой один из способов выразить почитание нашему небесному светилу; «хоро» (болг.) и «хора» (румын.) - солнечный круг; «каравай», или «коровай», - пирог круглой формы; «хорошуль» - круглый пирог; «храм» - древнеславянские святилища, представлявшие собой округлой формы храмы - сооружения, огороженные по кругу. Древнерусское слово «хоро» означает коло или круг. Здесь же нелишним будет упомянуть о том, как называется круговой обход вокруг буддийской ступы, - «кора».

Имя бога Хорса может также означать защитную, обереговую силу, покрывающую светом мир и заключающую в себе всё сущее. Ибо вышние божественные энергии, исходящие от нашего светила, наполняют наш мир своей живительной силой. Так, корневую основу мы находим в словах: «хранить» в значении «оберегать, защищать», «кора» древесная, являющаяся покровом древа, «хоромы» - дом, «город» - огороженное поселение, «крыша», «кровля», «крепость».


Также корень имени бога осеннего солнца Хорса употребляется в значении всего, что связано с собиранием урожая: «крынка», «горшок», «корзина». В некоторых частях Англии, особенно в её восточных графствах, фестиваль урожая именуется как Horkey.

Также в словах, имеющих значение тепла, света, огня: «гореть», «горн» и «горнило» - печь для накаливания металла и обжига керамики. А. Афанасьев высказал предположение об этимологическом сходстве с огненной силой: западнославянское слово kъrt имеет значение «огонь». Известно также, что слово «крес» на Руси имело то же значение.

В значении величия, силы ярого света солнечного и высокого положения светила небесного - обнаруживаем сходство со словами: «корона», «король», «характер», «храбрость», «храбрый» (устар. - «хоробрый»), «хорохориться», «хорзаться», то есть «важничать», или «гора» - возвышенность земной тверди, горенка - вышка, комната на чердаке. Приветствие-обращение к вышнему божеству на санскрите звучит как «Хар» - Hari. А имя божества, объединяющего в себе образы богов (Хари) и Шивы (Хара), - Харихар.

Когда Солнце являет собой некую поддерживающую основу, являющую собой центр вращения Солнечной системы, здесь также обнаруживается этимологическое родство с санскритским словом har в значении ‘держать, нести’. Также санскритское слово hri означает ‘творить, созидать’ - и здесь прослеживается взаимосвязь с созидающим жизнетворящим светом Солнца.

Хорс - это Солнце, изначальная основа всего, сердце нашей Солнечной системы, поэтому в значении средоточия, центра этимологическое родство обнаруживается, например, со словом «корень».

Этот корень присутствует в словах в значении блага, света, солнца - «гармония», «хороший», «красивый», «красный», «краше» (кораше), что и отражено в корневой основе имени бога Хорса.

Общеиндоевропейский корень «хор » можно обнаружить в названии крымского города Корсунь (Хорсунь), именуемого по-гречески как «Херсонес», он же Херсонес Таврический (сейчас город Севастополь), а также в названии острова на Днепре Хортица. По свидетельству Плиния Старшего, персов скифы называли корсарами, или хорсарами (Chorsaros). Лексическая корневая основа также прослеживается в таких именах богов: греческий Hermes (Гермес), Геракл, Геркулес, персидский бог Солнца именуется как Hurset , и имя сокологолового бога Гора (Хора) древнеегипетского пантеона богов фонетически сходно с именем Хорса. Сходство обнаруживается и в образном представлении, так как сокол являлся олицетворением Солнца, такое отождествление обнаруживается в образе Ясного Сокола, взлетающего на небеса и прогоняющего тёмную ночь в образе волка. Соколоподобным египтяне изображали также бога солнца Ра. Этот «солнечный» корень встречается также в имени особо почитаемой древнеегипетской богини Хатхор - дочери бога Ра, являющейся олицетворением небес и силы жизненной. А благодетельные богини древнегреческого пантеона именуются как Хариты - дочери бога Солнца Гелиоса. Также примечательно, что древний солнечный бог сарматов так и именуется - Хорс. Бог-олень друидов Херн, один из самых древних кельтских богов, повелитель животных и владыка зимы, особо чтимый в дни осеннего урожая. Здесь примечательно указать на значение старорусского слова «хора » - олень. Все указанные выше совпадения в корневых основах слов указывают на общее происхождение культур и верований.


Хорс - бог Солнца у славян

Хорс - бог славян, особо почитаемый у южной части восточных славян. Ввиду важного места, отведённого богу Хорсу в первоисточниках, а также того, что его имя иногда дополняется именем Дажьбога, которым также именуют солнечное божество, можно сделать вывод о его принадлежности к высшим богам, обладающим существенным влиянием на жизнь человека. Земля насыщается светом Солнца, без которого всё живое бы погибло. Так, в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминается как «Великий Хръсови».

Мы видим, что славянский бог Хорс, к которому на Руси относились с особым почтением, оставил о себе память в названиях некоторых славянских народов. Вероятно, что некоторые из них берут своё начало от имени бога Солнца, как например: название такого южнославянского народа, как хорваты, а предки словенцев в русских летописях именовались как хорутане.

Символ бога Хорса. Знак бога Хорса

Одним из известных символов солнца является круг, олицетворяющий пространство и время, с точкой в центре, что является образом Солнца - центра нашей Солнечной системы. Такой же символ обозначает наше светило в виде египетского иероглифа, что говорит об общности этнокультурных корней изначальной единой прародины, которая является фундаментом для всех религиозных представлений народов, расселившихся в дальнейшем на разных территориях. Первые арии в Египте появились в IV веке до н. э., куда они и принесли религиозные воззрения и культуру. Так, образ Солнца у древних египтян являл собой диск с соколиными (орлиными) крыльями.

В современном обереговом творчестве знаком бога Хорса считается Солнцеворот, представляющий собой крест с загнутыми вовнутрь концами, направленными посолонь (по часовой стрелке), олицетворяющий собой непрерывное течение жизни. Также этот знак бога Хорса отражает образ нашей галактики, находящейся в постоянном вращении. Бог Хорс, несущий на землю лучи Света Ра, чистой светлой энергии вышнего божественного светила, таким образом, символично передаёт образ вселенского закона вечного движения, непрерывного развития всего сущего. Знак Хорса является одним из мощных солярных оберегов, ибо несёт в себе образ истока жизнедательной силы мироздания, извечной силы. Ещё один символ бога Хорса именуется как Колард, являющий собой огненную очищающую силу.

Владельцу оберега Хорса бог принесёт защиту в тяжёлых жизненных ситуациях, но важно понимать, что любой оберег, дарующий защиту и силу от светлых богов наших, являет поддержку лишь тем, чьи помыслы чисты и на пути своём в жизни которые следуют благим стремлениям, то есть тем людям, поступки которых не мотивированы эгоистичными целями. И тем более использование оберега не принесёт удачу тем, кто стремится воспользоваться силой богов в корыстных целях или в ущерб другим.

P.S. Бог Хорс озаряет чистыми лучами солнечного света нашу землю, даруя жизненную силу, насыщая праной всё сущее. Он поддерживает жизнь на земле жизнетворной энергией Солнца. Первые два часа после восхода Солнца считаются самым благоприятным временем. Солнечные лучи несут светлые благостные энергии, особенно в дни равноденствий и солнцестояний. Вставайте на утренней зорьке, с почтением вознося руки к небесам, поприветствуйте наше Ярое Светило, осенний лик коего в образе бога Хорса явлен. Пусть всё светлое, что излучает ваша душа, просияет благой энергией вокруг вас. Учитесь у Солнца беЗкорыстному даянию, дарованию света добра и благой радости всем окружающим вас людям. Помните, что всё, что мы излучаем в мир, то нам и отражается. Чем больше света мы будем излучать, тем большей благостью наполнится наш мир.

По преданиям славян Бог Хорс пашет Сваргу бескрайнюю.

Хорс считается богом солнца и покровителем земледелия. Поклонялись ему наряду с Ярилой - олицетворением весеннего солнца да плодородия и Даждьбогом - дарующего тепло да свет, считающегося покровителем отраженного (белого) света.

Тайна имени

Слово “хорс” имеет тюркские корни и в переводе означает “солнце”.

Одна из легенд происхождения бога Хорса гласит что славяне позаимствовали данное имя с других народов тюркских корней созвучное со словом «хор» или «хур» имеющее перевод «солнце».

По другой версии имя было известно издревле еще до появления этих народов и означает круг, произошло от слова «хоро» или «коло». Согласно данной точке зрения от имени Хорс и произошли хоровод, хорошо. На данное происхождение имени указывает и мировидение древних народов где все цикличное: рождение и смерть, смена дня и ночи, движение времен года, как впрочем и самих лет.

Все обряды славян включали хороводы около костра, олицетворяющего солнце. Движение по кругу модель вселенной, где все циклично е.

Откуда появился Хорс на данный момент выяснить не удается. Возможно это пришедший образ с других племен. Но с большей вероятностью можно сказать что он относится к древним славянским богам зародившимся в момент появления нашей вселенной. Именно от последней версии мы и будем отталкиваться в данной статье.

Хорс в древнеславянском пантеоне

Идол покровителя солнечного диска был в пантеоне Владимира наряду с идолами Перуну, Макоши, Даждьбогу, Стрибогу. Существуют упоминания наличия кумира и в других менее известных пантеонах.

Существует насколько вариаций теорий о происхождении Хорса. Начнем с общих данных: Хорс был женат на Заре-Зарнице (богиней утренней зорьки) и было у него 2 детей: Радуница (дочь) и Денница (сын). Позднее Радуница стала спутницей Коляды и родился у них сын Радегаст - внук Хорса.

Сестрой бога названа Дивия - богиня луны.

Бог Хорс совместно с Зарей-Зарницей вырастили Коляду - повелителя зимнего солнца и считающегося покровителем осени и переходных путей после ухода Май- Златогорки в мир Нави.

О рождении самого бога рассмотрим 2 версии.

    Рожден богиней Волыней (повелительницы океана) от супруга ее, бога Ра.

Образ славянского бога

Хорс изображался в образе мужчины средних лет, на лице вссегда улыбка гармонирующая с грустным взглядом. Рубаха и штаны цвета облаков, а плащ цвета ясного полуденного зимнего неба - цвет яркой лазури.

Хорс - бог солнечного диска

Именно с диском солнца, с самим кругом отождествляли древние люди Хорса, символизирующего благополучие и разного рода добро.

Считалось что бог вспахивает небесную Сваргу и покровительствует землепашцам. Кроме того олицетворение осеннего солнца символизирует умеренность и сдержанность.

Это интересно. В древней культуре солнце имело 4 ипостаси сменяющиеся друг за другом:

  • Коляда - зимнее (новорожденное солнце), время его правления ознаменует начало нового года;
  • - бог буйного весеннего солнца наполненного страстью, под его лучами все быстро набирает силу, всходят семена, рождаются детеныши у животных… Ярило также чествуется как бог дарующий плодородие и молодую любовь.
  • - летнее светило.
  • Хорс - солнце осеннего периода, означает постепенное угасание природы, сдержанность. Приближение первых холодов. (по некоторым источникам богом осеннего солнца назван , однако данная теория не имеет подтверждений).

День славления бога осеннего солнца - 18 августа носит название Хорояр, в этот день приносили дары Яриле и Хорсу.

Атрибуты Хорса

    Подношение: блины, кутья, подковы, мед, кисель, яйца.

    Дерево клен. Дерево Хорса хранит зрелую любовь и бережет домашний очаг. Клен обладает очистительной силой, подвесив его над дверью можно обезопасить жилье от зла, а положив под подушку отменить приворот или «остудить» любовный пыл направленный за пределы семьи.

    День недели: вторник либо воскресенье (данные по разным источникам разнятся).

    Металл: серебро червонное;

    животные: кони.

    Природное явление - солнечный свет.

    Стихия: огонь.

Оберег бога осеннего солнца

Символы Хорса используются в создании оберегов обладающих мощной очистительной силой.

  • Оберег с символом покровителя осеннего солнца помогают рассеять тьму в сложных жизненных ситуациях.
  • Очищает человека от негативной энергии поступающей извне,
  • Помогает обрести душевное равновесие,
  • Дарит хорошее настроение так необходимое в повседневной жизни.

Оберег Бога Хорса

К обережным символам Хорса относят 3 знака: Огнивец, Колард и Солнцеворот. Кроме того силой солнца обладают клен и руна Эйваз.

Где клен используется для уравновешивания (сглаживание) вспыльчивости и несдержанности характера.

Руна Эйваз ознаменует терпение и неотвратимость перемен. Через преодоление сложных моментов растет духовная сила и обретается знание, мудрость.

Кому покровительствует

Покровительство Хорса получат люди имеющие общие черты характера с богом осеннего солнца. Главная черта - любовь к труду. Такого человека отличает стремление следовать определенному плану где наиболее рационально используется время. Кроме перечисленных черт такой человек обладает честностью и благородством. Обман не его стезя.

Основные черты характера человека имеющие схожесть с нравом повелителя солнечного диска:

    трудоголизм заключающийся в выносливости и любви к работе;

    высокая степень ответственности, каждое дело старается доводить до конца и выполнять наиболее качественно;

    напористость, способность четко идти к цели не обращая внимания на преграды и трудности;

    практичность - стремление все упорядочить и добиться наиболее выгодного распорядка дня, а также отсутствие ненужных трат;

    желание и стремление к сохранению семейных норм и традиций.

Хорс (Хорос) - в восточнославянской мифологии Бог Солнца, Бог солнечного диска. Сын РОДа и брат Велеса. Следует отметить, что почитание отдельно Солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска - Усил, а света - бог Каве; у древних греков солнечный диск - Гелиос, а свет солнца - Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьбог, а бог солнечного диска - Хорс.

Культ тяготеет к степной и лесостепной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях (пантеоне князя Владимира), в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в Поучении против язычества (ППЯ) "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера", "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трёх святителей".

По сообщению "Повести временных лет", год 980, князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром не упоминает.

В "Хождении Богородицы по мукам" говорится, что люди "богы прозваша солнце и месяцъ, землю и воду... Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша".

"Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав Брячиславич1 рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам въ ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови (в др.-рус. тексте Хръсови) волком путь прерыскаше". Первые издатели не поняли этого места, остави "Хръсови" без перевода ("по ночам как волк рыскал из Киева до Тмуторокани"), затем В.А. Жуковский2 перевёл его как Херсон, а Д.Н. Дубенский3 - как Хазария или Корсунь. П.Г. Бутков4 предположил, что "Хръсови" поставлено по ошибке переписчиков вместо "Днъпрови", не допуская ещё, что речь идёт о Хорсе, бывшем по его мнению, "славянским Фебе". Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова "Хърсъ" в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П.И. Прейса к выводу о том, что во фразе "великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше" слово "Хорс" может значить только: Солнце. "Прежде нежели оно (Солнце) успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани". При этом, по мнению Прейса, в слове "Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое" и подобная идея "очень обыкновенна в понятиях народов арийских".

"Слово и откровение святых апостолов" так повествует об этом божестве: "в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ Кипре, Троянь бяше царь в риме"; а также "... иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь..."

Имя Хорса зафиксировано в летописях без толкования, а в апокрифических источниках можно найти весьма странные строки, например, в "Беседе трёх святителей" сказано: "два ангела громна есть: еллинский старец Перун и Хорс жидовин - два есть ангела молниина" (на лицо очередное искажение неизвестными "христианскими писцами" славянской истории).Согласно "Книге Коляды": "Хорс был сыном бога Солнца-Ра5 и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом он устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и реку Ра4. После того как Ра обратился в реку колесницей Солнца стал править его сын - Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно "Книге Велеса" (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: - Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока! А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на чёрном коне Вечерник. Он говорит: - Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечётся по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимается на золотой колеснице. Как-то Хорс, проезжая по небесному своду, посмотрел вниз на землю. И увидел он, что у острова Буяна купаются Заря-Зареница с сёстрами - Полуденницей, Вечёркою и Ночью-Купальницей. Хорс влюбился в звезду Зарю-Зареницу и решил жениться на ней. На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ясуни-небожители. На летучем корабле прилетели дочери Лады - богини жизни, смерти и любви: зеленоглазая, золотовласая Жива, чернявая Марена и белокурая, голубоглазая Леля. Они подарили Заре - золотой платок: "развернёшь его ранним утром, озаришь им всё поднебесье". А Хорсу подарили чашу с живой водой: "кто пьёт воду из этой чаши - тот вовеки не умирает".

Отсюда следует, что Хорс - ипостась Солнца (Ра). Бог Солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое Солнце, возрождающееся. Его время после зимнего солнцестояния (самая длинная ночь, самый короткий день) 21-22 декабря до весеннего равноденствия (продолжительность дня и ночи равны) 20-21 марта.

Имя Хорса, как полагают, восходит к скифо-сарматскому языку (ср. "хорз" - хорошо в современном осетинском, "хор" - Солнце) и, вероятно, является однокоренным и связано в русском языке с таким словами: "хорошо", "хорувь", "хор", "хорват", связанными с истинным порядком вещей (Правью) и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. Отметим, что корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого, круга. Хоровод (в древности название солнечного танца - коло) - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу; хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Название острова "Хортица" также связывают с Хорсом. Согласно древнему преданию, на острове находился священный дуб Перуна, у которого русы приносили в жертву петухов.

С.И. Котков7 установил, что в гидронимии (совокупности дославянских названий рек) Новгород-Северской области XVII-XVIII вв. существовали Хорсово болото и овраг Хорсов. В "Повести временных лет" в легенде об основании Киева упомянут брат Кия - Хорив (в армянской версии - Хореан) и гора, на которой он жил, - Хорвица. Известно также, что у многих народов слово "хоро" обозначало солнечный диск, круг. Есть предположение, что город Корсунь (древнерусское название Херсонеса) ранее назывался по имени солнечного Бога - Хорсунь.

Хорс и Дажьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Чёрным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Коло-ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Б.А. Рыбаков и некоторые другие историки связывают происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В.В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуре (II-IV вв.). Вместе с тем, имя Хорса не является исключительно иранским и встречается в легенде о переселении англо-саксонских прародителей (один из них - Хорс) в Британию. Известен также и древнеегипетский бог Хор (Гор).В православном христианстве ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярный бог должен быть всадником и змееборцем, вероятно, он же бог миропорядка в чём-то схожий с Митрой8.

Идол Хорса, установленный князем Владимиром в Киеве, был деревянный. Как полагает Б.А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Дажьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал так идол Хорса близ Пскова: "Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса (т.е. Хорса), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой огненный луч". Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлёк множество недоступных нам ранее западных источников (таких как Фолльмер 1834, 1874 гг., Шлейзинг 1698 г., Вернер 1853 г.), похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).

Некоторые исследователи и учёные полагают, что сопоставление Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительно, ибо в образе змееборца обычно предстаёт Громовержец-Перун. Вместе с тем, они считают возможным сопоставление Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он действительно каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображён крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение - символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном князя Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.

Возможно, что Хорс связан с приношением в жертву петухов и кур, которых топили, посвящая Перуну.
Религиозные символы Бога Хорса

Cогласно энциклопедии "Мифы народов мира": Хорс - славянский религиозный символ бога Хорса. ХоРС - по-русски означает "Х" - "Ход", "Р" - "Ра (Солнце)", "С" - "Сына, Силы".

День Хорса - воскресенье, как и Дажьбога, металл - червоное золото.

Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом (солнцестоянием): весенним - 20-21 марта; летним - с 21 по 25 июня (Купала); осенним - с 21 по 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос); зимним - 21-22 декабря. Непременный атрибут празднества - хороводы.

Не все Боги у славян и русов были общими, например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его идол рядом с Перуном. За то он был известен у других арийских народов, исповедующих зороастризм - иранцев и персов, которые поклонялись богу восходящего Солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - "сияние", "блеск", а также "слава", "величие", иногда "царское достоинство" и даже "хварна" - особая отмеченность богами, избранность.

Учёные, исследователи и историки долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три (а то и четыре) бога Солнца: Дажьбог, Хорс и Ярило. В чём же заключалось их различие? Дажьбог противостоял миру Тьмы (Нави). Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый Свет, которым называли наш Мир, так и говорили "Обойти весь белый Свет". Совсем иное дело, когда светит Солнце: на душе сразу становится веселее и жизнь кажется радостной и прекрасной и не мудрено сие, ибо Хорс - бог солнечного, жизненного света.

А всё неприятное, несимпатичное, лишённое радости, называлось нехорошим. Скажут "нехорошо!" - и будто Солнце скроется за тучи, ветром студёным повеет. И дело тут не только в настроении, а ещё и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нём пели песню:"Идёт полем мужик-пахарь,
Над ним идёт Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!"

Это означало, что всё происходящее на нашей земле - в мире Яви ("на Яву"), повторяется и в небесном мире - Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идёт Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. "Хороший бог, труженик", - с уважением говорили о нём люди.

При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен ещё и дождь, а уж это дело других славянских богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнёт, вспыхнут молнии и прольётся небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Культ Солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита (VII-III тысячелетие до н.э), а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днём этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному "Морю мрака", чтобы утром вновь появится на небосклоне.

Список использованной литературы:
1) Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. - Боги Славян. Язычество. Традиция., М.: "Рефл-бук", 2002.
2) Б.А. Рыбаков - Язычество Древних Славян, М.: "Наука", 1981.
3) Свято-русские Веды. Книга Коляды, М.: "ФАИР-Пресс", 2007.
4) Летописец Нестор - Повесть временных лет (перевод Д.С. Лихачёва), М.: "Наука", 1996.
5) Слово о Полку Игореве (древнерусский текст), 1187-1188 гг.
6) В.Калашников - "Боги Древних Славян", М.: "Белый город", 2003.
7) Энциклопедия "Мифы народов мира", издательство: "Советская энциклопедия", 1991.
8) А.А. Куликов - Космическая мифология древних славян, М.: "Лексикон", 2002.
9) Мифология Древнего Мира, М.: "Белфакс", 2002.

Сноски:
1 Всеслав Брячиславич, он же Всеслав Вещий (белор. Усяслаў Брачыславіч, Усяслаў Чарадзей, ок. 1029-1101 гг.), князь полоцкий (с 1044 г.), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 гг.). Примечателен также как герой "Слова о полку Игореве" и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун, а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).
2 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 гг.) - русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
3 Дмитрий Никитич Дубенский - писатель (умер в 1863 году). Главные труды: "Рассуждение о водяных сообщениях в России" (Москва, 1825), "Опыт о народном русском стихосложении" (Москва, 1828), издание, вместе с Погодиным, "Книги посольской метрики литовской" (Москва, 1843), и издание "Слова о полку Игореве" (Москва, 1849).

Новости Партнеров