Как летит воздушный шар? Почему воздушные шары летают? Как проходит полет на воздушном шаре

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1 - одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 - выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.

Ветер

И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 - сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 - задержать дыхание на 3-4 с; 3 - сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

2-й комплекс

(профилактические упражнения

для верхних дыхательных путей)

♦ Погладить крылья носа от кончика к переносице (вдох). На выдохе постучать 5-6 раз по крыльям носа указательным пальцем.

♦ Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

♦ Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

♦ При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

♦ Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

♦ Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

♦ Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5-6 раз).


3-й комплекс

♦ И.п.: руки в «замке» на затылке. Отклонить голову назад с сопротивлением рук.

♦ И.п.: сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

♦ И.п.: ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

♦ И.п.: движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимать челюсти.

♦ Надувать щеки.

♦ Доставать кончиком языка мягкое нёбо.

♦ Поднимать мягкое нёбо при зевке.

4-й комплекс

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба обычная, на носочках, в полуприседе. Корпус держать прямо. Дыхание свободное (3 мин).

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, потянуться (вдох), опустить руки (выдох) (4 раза). Темп медленный.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Развести руки в стороны (вдох), наклонить туловище (выдох), выпрямиться (4-5 раз). Вдох обычный, на выдохе имитировать свист.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (5-6 раз в каждую сторону). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Подниматься на носки, опускаться на пятки - «перекатываться» (8-10 раз). Корпус держать прямо.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдохе развести руки в стороны, на выдохе - поднять правую ногу и сделать хлопок под коленом (4-5 раз каждой ногой). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны - «насос» (5-6 раз в каждую сторону). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить медленно: «Ж-жук» (4-5 раз).

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Спокойно вдохнуть, на выдохе присесть 5-6 раз с вытянутыми вперед руками. Темп медленный, выдох удлиненный.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей (1-2 мин). Следить за дыханием.

♦ И.п.: стоя, руки на поясе. Легкие, ритмичные прыжки на месте (10-15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх (вдох). Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями (выдох) (5-6 раз). Темп средний.

♦ И.п.: стоя, руки к плечам. Совершать круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.

♦ И.п.: стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением (1-2 мин). Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

5-й комплекс

♦ И.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх, потянуться (вдох), опустить руки (выдох). Выполнять в медленном темпе 4 раза.

♦ И.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять мяч над головой в вытянутых руках (вдох), наклонить туловище вправо (выдох). Выпрямиться (вдох), наклон влево (выдох). Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз. Темп средний.

♦ И.п.: сидя на мяче, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны (вдох), наклонить туловище вниз (выдох), выпрямиться. Вдох обычный, на выдохе имитировать «стон».

♦ И.п.: стоя, мяч на полу. Потянуться вверх, поднять мяч над головой (длинный вдох), резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны (короткий выдох), выпрямиться. Выполнять 4-5 раз. При вдохе движения мягкие, при выдохе - резкие, динамичные.

♦ И.п.: сидя на мяче. Имитировать ходьбу с высоким подниманием коленей, сидя на мяче (1-2 мин). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: лежа на спине, мяч перед собой на груди. Поднять руки вверх (вдох). Задержать дыхание, опустить мяч на грудь (выдох), задержать дыхание. Выполнять упражнение 2 раза, постепенно увеличивая паузы с задержкой дыхания.

♦ И.п.: сидя на мяче. Ритмично прыгать, сидя на мяче (10-15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

♦ И.п.: стоя, мяч перед грудью в согнутых руках. Ходьба на носках, в полуприседе, обычная с постепенным замедлением (3 мин). Спину держать прямо, дыхание свободное.

С воздушных шаров когда-то начиналась гражданская авиация: до самолетов и вертолетов было как до Луны пешком, а на шарах люди начали летать еще в 18-ом веке. Сегодня мы расскажем, как это происходит в 21-ом: я отправился в Каппадокию - регион в центральной Турции - где массовые перелеты выполняются практически каждый день; шаров в воздухе - несколько десятков одновременно, а пассажиров, соответственно, несколько сотен.

Немного физики. Как летает воздушный шар

Современный пассажирский воздушный шар правильно называть тепловым аэростатом, или монгольфьером - по фамилии братьев Монгольфье, которые в 1783 году совершили первый полет на воздушном судне этого типа. В рамках импортозамещения популярна стала история о том, что на самом деле первый тепловой аэростат построил за полвека до этого русский изобретатель Крякутной, но это всего лишь мистификация, созданная уже после полета французов и распиаренная в советские времена.

Принцип полета теплового аэростата очень прост: внутри его оболочки находится воздух, температура которого выше, чем температура окружающего воздуха. Поскольку плотность теплого воздуха ниже, он по закону Архимеда стремится вверх под действием выталкивающей силы. При этом сама оболочка и полезная нагрузка притягиваются к Земле (оболочка размерами примерно 25х15 м с корзиной и всем оборудованием весит 400-500 кг, плюс пассажиры: в нашей корзине было человек двадцать). Равенство этих сил позволяет аэростату «зависать» в воздухе на определенной высоте.

Как управляют воздушным шаром

Главный орган управления тепловым аэростатом - это газовая горелка, расположенная под оболочкой и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах, похожих на те, что стоят у многих дачников на кухне. При помощи огня нагревается воздух в оболочке; температура растет, шар поднимается. В зависимости от объема оболочки (2-5 тыс. куб. метров воздуха), полезной загрузки и температуры окружающего воздуха температура внутри составляет 50-130 градусов Цельсия. Воздух в оболочке постоянно остывает и шар начинает снижаться, поэтому нужно периодически «поддавать жару» для сохранения постоянной высоты. В общем, все просто: больше огня - поднимаемся, меньше огня - сохраняем высоту, мало-мало-мало-мало-мало огня - снижаемся.

Впрочем, чтобы снизиться, можно не ждать, пока воздух остынет: в верхней части оболочки имеется клапан, открываемый и закрываемый веревками. Если его открыть, часть теплого воздуха выйдет наружу и шар полетит вниз.

С собой берут как минимум два баллона газа (один основной, другой запасной) -этого хватает примерно на один час полета, вариометр для измерения вертикальной скорости и рацию для связи с пилотами других шаров и автомобилей сопровождения (о них чуть ниже). И, самое главное, никаких мешком с песком нет. Они используются в качестве балласта на газовых шарах (с гелием и другими подобными газами внутри), а тепловому аэростату не нужны.

Верхний клапан открыт, шар сдувается. Обратите внимание на номер. В Турции шары имеют регистрацию вида TC-Bxx, например, ТС-BUM. В России они регистрируются в реестре авиации общего назначения и имеют номера RA-xxxxG. Каждый шар имеет сертификат летной годности, все как положено.

Куда летит воздушный шар?

Управлять мы можем только вертикальной скоростью аэростата. Горизонтально же он летит туда, куда его несет ветер. Именно поэтому как полноценное транспортное средство воздушный шар непригоден: это все-таки прогулочное воздушное судно. Несмотря на это, полеты на шарах зарегулированы авиационными властями не меньше, чем на самолетах. Каждый шар имеет регистрацию в реестре воздушных судов и соответствующий номер на борту, а пилоты (их два) - лицензию. Полеты выполняются по правилам визуальных полетов, то есть, при хорошей видимости, обязательным условием является также отсутствие сильного ветра. Проблема еще и в том, что летать можно только рано утром на рассвете или, наоборот, на закате: днем восходящие воздушные потоки от нагретой солнцем земной поверхности делают полеты небезопасными (да и утром потоки вверх и вниз есть, просто не такие сильные). Так что можно запросто столкнуться с ситуацией, когда вы приехали, но никуда не полетели - планируйте на всякий случай сразу несколько дней!

У каждого аэростата есть свой автомобиль сопровождения: джип с прицепом-платформой размером с корзину. Джип - потому, что сядет шар, скорее всего, не на дорогу. Высший пилотаж - это посадка прямо на платформу; гораздо круче, чем сажать истребитель на авианосец.

Если шары сталкиваются друг с другом в воздухе, то… ничего не происходит, они просто отталкиваются друг от друга и летят дальше. Вообще же столкнуться шарам довольно сложно: ведь ветер несет их в одну и ту же сторону.

Как проходит полет на воздушном шаре

Сначала вас привозят к вашему воздушному шару. В этот момент он еще лежит на земле, корзина на боку, а при помощи мощного вентилятора оболочку наполняют воздухом, одновременно нагревая его горелкой. В какой-то момент обмякший шар становится упругим и взмывает ввысь. Корзину переворачивают, пассажиры садятся в нее, перелезая через борт. Внутри есть двухточечные ремни, которыми, впрочем, мало кто пользуется, а также веревки, за которые нужно будет держаться при посадке. Предполетный инструктаж, собственно, и заключается в том, что при посадке нужно обязательно присесть и держаться за веревки, поскольку велика вероятность опрокидывания корзины: это позволит избежать травм.

Подготовка к полету

Пилот дает еще огня, и… шар плавно взмывает вверх и в сторону. По ощущениям это похоже на катание на колесе обозрения, только гораздо выше. И при этом никакого шума или вибрации, так что не страшно даже матерым аэрофобам. И даже тем, кто боится высоты (а шар поднимается до 1500 м при средней высоте полета около 500), не страшно: из-за высокого (около 1,5 метров) борта корзины вывалиться из нее невозможно, а стоячая поза провоцирует на то, чтобы смотреть не вниз, а в стороны. Красота неописуемая! Самый настоящий Татуин! Турецкие пилоты стараются лететь так, чтобы пройти поближе к скалам, «дымоходам» и дать возможность их рассмотреть, спускаются почти до крыш домов старинных деревушек - разумеется, все можно фотографировать и снимать на видео, главное - не выронить камеру.

Высота полета достигает 1500 м

Ветра на высоте, кстати, нет - вернее, он не ощущается, ведь вы летите вместе с этим самым ветром!

Как полетать на воздушном шаре

Каппадокия, как вы уже поняли - место, где полеты на воздушных шарах являются развитым и массовым видом отдыха. Вам нужно будет добраться до города Ургюп, что в 70 км от Кайсери, где находится ближайший гражданский аэропорт (ASR). До Кайсери выполняется несколько ежедневных рейсов из Стамбула (IST и SAW) местными авиакомпаниями: Turkish Airlines, Anadolujet, Pegasus Airlines и пр. Лететь около полутора часов. До самого Стамбула, ясное дело, летает множество различных авиакомпаний - от «Аэрофлота» и Turkish Airlines до Onur Air и «Победы». Покупка двух раздельных билетов до Стамбула и до Кайсери может помочь вам неплохо сэкономить (а заодно и провести пару дней в Стамбуле).

Низкий проход над горой – одна из фигур пилотажа на воздушных шарах

Самих авиакомпаний с воздушными шарами в Ургюпе более десятка; приобрести полет можно и через их российских партнеров, просто набрав в Google соответствующий запрос - удобно, если вы не знаете турецкого и хотите все запланировать заранее, а можно и непосредственно в отеле в Ургюпе, но тут все уже зависит от отеля. Ориентируйтесь на то, что стоимость часового полета составляет 13000 рублей с человека, включая трансфер из вашего отеля и обратно и скромный завтрак в непросредственной близости от точки старта (чай-кофе-булочки).

Видео (предполетный инструктаж, проход на малой высоте, посадка на авианосец, уборка шара).

Воздушные шары поднимаются вверх, потому что заполняющий их газ легче окружающего воздуха. Многие газы, в частности водород и гелий, имеют меньшую плотность, чем воздух. Это означает, что при данной температуре они имеют меньшую массу единицы объема, чем воздух.

Когда столь легкие газы закачаны в воздушный шар, он будет подниматься до тех пор, пока общий вес оболочки с газом, корзины, груза и тросов будет меньше, чем вес воздуха, вытесненного воздушным шаром. (Поскольку воздух рассматривается в физике подобно жидкой среде, здесь применяется тот же самый закон, что и для тел, погруженных в жидкость.) Горячий воздух, имеющий меньшую плотность по сравнению с холодным, также поднимается вверх. Несмотря на то, что горячий воздух не столь легок, как некоторые газы, он более безопасен и легко воспроизводим пропановыми горелками, установленными под горловиной оболочки воздушного шара, которую обычно изготавливают из легкой ткани, такой, как упрочненный нейлон. Заполненные горячим воздухом воздушные шары обычно остаются в полете в течение нескольких часов, но без дополнительного подогрева воздуха внутри оболочки они будут постепенно терять высоту.

Молекулы при разной температуре

  • Когда воздух холодный, молекулы движутся медленно и располагаются близко друг к другу.
  • Когда воздух нагревается, мо лекулы начинают двигаться быстрее и расходятся в стороны, заполняя больший объем.
  • Так как нагреваемый воздух продолжает расширяться, он становится менее плотным.
  • При охлаждении воздуха его молекулы теряют свою скорость, объем уменьшается, а плотность увеличивается.

  1. Воздушный шар лежит на боку. Пропановые горелки нагревают воздух внутри оболочки, который заставит ее раздуться и подняться вверх.
  2. Горячий, легкий воздух (рисунок под текстом) поднимается внутри оболочки вверх и затем стекает вниз вдоль ее стенок. Холодный воздух выдавливается через горловину, вес оболочки с воздухом уменьшается и воздушный шар поднимается вверх.
  3. Пилоты поддерживают или увеличивают высоту полета путем периодического включения горелок. До тех пор, пока воздух внутри оболочки горячее наружного, подъемная сила преодолевает силу притяжения.
  4. Воздушный шар снижается по мере того, как заполняющий его воздух охлаждается и сжимается. Пилоты могут ускорить снижение, выпуская горячий воздух через отверстие в верхней части воздушного шара.

Взаимодействие давления, объема и температуры

Взаимозависимость трех параметров. Давление, объем и температура газа взаимосвязаны. При комнатной температуре (ближний рисунок справа) движение молекул газа внутри сосуда создает определенное давление. Если объем > меньшей наполовину (средний рисунок справа), внутреннее давление удваивается. Когда воздух нагревается (дальний рисунок справа) , его давление возрастает и объем увеличивается пропорционально росту температуры.

Вы все наверняка знаете, что такое воздушный шар. А знаете ли вы, как и за счет чего он держится в воздухе? Что заставляет воздушный шар подняться вверх? Попробуем объяснить. Давно известно, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. В этом вы можете убедиться, наблюдая за костром – дым от него поднимается вверх. После таких наблюдений у умных людей возник вопрос: а не может ли этот теплый воздух прихватить с собой что-нибудь вверх?

Как изобрели воздушный шар?

Именно так появилась идея поднять вверх шар. Его заполнили горячим дымом от . Мало того, к нему ещё прицепили корзинку, сплетенную из легких тонких ивовых прутьев в которую поместилось несколько человек!

Однако управлять таким было почти невозможно, потому что он полностью подчиняется ветрам. И это очень было опасно! Потому что неизвестно куда он может унести воздухоплавателя, а сильный ветер так вообще может привести к крушению.

Первыми настоящий воздушный шар, способный поднимать в воздух человека, в 1783 году смастерили братья Монгольфье.

Современный воздушный шар

На первые брали с собой специальные мешки с песком. Если воздухоплавателям было нужно подняться выше – они сбрасывали часть мешков и воздушный шар, становясь легче, поднимался вверх.

На современные воздушные шары устанавливаются специальные газовые горелки. Горелка нагревает воздух и шар взлетает. Чем дольше горит горелка, тем сильнее нагревается воздух, тем выше взлетает шар. А если нужно будет произвести снижение или даже посадку в определенном месте, воздухоплаватель тянет за шнур, который открывает специальный клапан и выпускает горячий воздух из шара. Вместо него наполняется холодным воздухом и плавно опускается на землю. Таким образом, регулируется движение современных вверх и вниз.

К сожалению, полететь туда, куда хочется даже на современном воздушном шаре не возможно, потому что направление его движения все также зависит от направления воздушных потоков – ветров. Да и какой-либо крупногабаритный груз на нем не повезешь. Поэтому в наше время воздушные шары используются лишь для демонстрационных и спортивных полётов.

Воздушный шар во сне видеть - это знак того, что вас ждут необычные события или известия. Воздушный шар во сне символизирует ваши надежды или честолюбивые желания Если во сне вы пытаетесь надуть воздушный шар, но у вас ничего не выходит, то будьте готовы к тому, что ваши планы провалятся и вы не должны тешить себя напрасными надеждами.

Если вам приснится, что вы надуваете воздушный шарик или видите, как другие делают это, то вы тратите свое время на пустые мечты.

Если вам приснится, что воздушный шар падает, то ваши надежды на счастливую любовь будут омрачены муками ревности.

Видеть во сне, как воздушный шар поднимается в воздух, - предвестье успеха в делах. Но если во сне воздушный шар зависнет на одном месте, то ждите остановки в ваших делах. Смотрите толкование: воздушный шар.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Подниматься

Сон, в котором вы поднимаетесь на вершину древнеегипетской пирамиды, означает, что вскоре вам предстоит отправиться в увлекательное путешествие. Если во сне подымаетесь на огромную гору – это предвещает наступление, возможно, самого счастливого момента в вашей жизни.

Подниматься по лестнице на последний этаж высотного дома предвещает сожаление из-за неосуществившейся затеи. Если же вы поднимаетесь на лифте – вам выпадет шанс значительно поднять свое благосостояние.

Подниматься по пожарной лестнице на самую крышу дома – знак того, что добьетесь поставленной перед собой цели, чего бы вам это ни стоило.

Подниматься на крышу по приставной лестнице – испугаетесь того, над чем сами же посмеетесь.

Подниматься на некий пьедестал или трибуну – значит, выделитесь среди своего окружения своей неординарностью и присущими лишь вам талантами или способностями.

Сон, в котором вы поднимаетесь на эшафот якобы для казни, предвещает приятную неожиданность. Подниматься в небо на воздушном шаре предсказывает неудачную попытку воспользоваться представившейся возможностью сменить начальника на его месте, когда он уйдет вдруг на повышение.

Если во сне вы поднимаетесь к началу лыжной трассы в подвесной кабине канатной дороги – это предвещает вам улучшение материального положения.

Подниматься на машине по дороге, ведущей вверх, – перед вами откроются новые перспективы и возможности. Если поднимаетесь по трапу на борт самолета – значит, легко справитесь со сложным поручением. Подниматься по спущенной с вертолета лестнице – вы возгордитесь, заняв более высокое положение, и друзья отвернутся от вас.

Толкование снов из