Духовная жизнь Серебряного века (9 класс). Конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века" план-конспект урока по истории (9 класс) на тему Презентация по истории духовная жизнь серебряного века

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т. д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

1. Духовное состояние общества.

2. Просвещение.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура. Архитектура.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

-Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия . Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования, сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии , геохимии , радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т. е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.


Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки, и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили, .

С какими произведениями вы знакомы?

Какие произведения вы знаете?

Кто знаком с произведениями?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века..gif" width="612" height="168">

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности.

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

-Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились (скульптурные портреты, памятник Александру III.); (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

(скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество (особняк, дом, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы,

Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: , .

(фрагмент записи в исполнении).

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как, оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Фамилия деятелей искусства

В какой области прославились?

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях

русской культуры начала XX (по выбору); рисунки к

произведениям поэтов, писателей; составить кроссворд по теме

« Деятели русской культуры начала XX века».

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.


Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. П.Н.Лебедев Н.Е.Жуковский


В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В.Ключевский Н.Бердяев






Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.


Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. А Ахматова С.Гумилев


Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».


Живопись Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др. В.Суриков «Боярыня Морозова» И.Репин «И.Грозный и сын его»


В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель «Царевна Лебедь»


Скульптура. Архитектура. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова. С.Коненков бюст Чехова.


В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. Гостиница «Метрополь» Особняк Рябушинского Ярославский вокзал


Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов. Композитор С.Рахманинов. Певец Ф.Шаляпин


В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной» Е.Вахтангов и одна из его ролей.


В г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Слайд 1

Духовная жизнь Серебрянного века
Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.

Слайд 2

Просвещение
Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука
В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.
П.Н.Лебедев
Н.Е.Жуковский

Слайд 4

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.
В.Ключевский
Н.Бердяев

Слайд 5

К.Э.Циолковский
С.А.Чаплыгин
В.И.Вернадский
Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

Слайд 6

Нобелевские лауреаты
И.Мечников
И.Павлов
И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

Слайд 7

Литература
Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

Слайд 8

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.
А Ахматова
С.Гумилев

Слайд 9

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

Слайд 10

Живопись
Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.
В.Суриков «Боярыня Морозова»
И.Репин «И.Грозный и сын его»

Слайд 11

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.
М.Врубель «Царевна Лебедь»

Слайд 12

Скульптура. Архитектура.
В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.
С.Коненков бюст Чехова.

Слайд 13

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.
Гостиница «Метрополь»
Особняк Рябушинского
Ярославский вокзал

Слайд 14

Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.
В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.
Композитор С.Рахманинов.
Певец Ф.Шаляпин

Слайд 15

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.
К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
Е.Вахтангов и одна из его ролей.

Слайд 16

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры
Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Вопрос 01. Почему начало XX в. называют Серебряным веком?

Ответ. Потому что тогда наблюдался подъём культуры, появление там большого количества талантов, однако по признанию современников талантов не столь крупных, как в начале XIX века. Потому в противоположность Золотому веку (началу XIX века), начало ХХ назвали Серебряным веком.

Вопрос 02. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

Ответ. Промышленный переворот требовал больше рабочих с квалификацией, получить которую было не возможно без определённого уровня образования, а также больше исследователей естественных научных дисциплин. Потому были предприняты следующие меры:

1) начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходские;

2) росло число гимназий и реальных училищ;

3) в гимназиях увеличилось число часов на изучение математики и естественно-научных дисциплин;

4) выпускники реальных училищ получили право становиться студентами ВУЗов;

5) по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища;

6) возросло число средних специальных учебных заведений;

7) появились новые ВУЗы (к 1914 году их было 100).

Вопрос 03. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Ответ. Достижения:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) В.И. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере;

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний;

7) быстрыми темпами развивалась историческая наука;

8) мировую известность получила русская школа востоковедения;

9) философы разрабатывали теорию так называемой русской идеи.

Вопрос 04. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Ответ. Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

1) реализм;

2) символизм;

3) акмеизм;

4) футуризм.

Вопрос 05. Какие особенности отличали русскую живопись?

Ответ. Особенности:

1) значительное место в живописи продолжал занимать реализм, часто остросоциальный;

2) расцвела историческая живопись, основанная на вполне достоверных даже с современной точки зрения реконструкциях;

3) большое влияние на русскую живопись оказал модерн;

4) члены объединения «Мир искусства» (куда входили практически все крупные художники того времени) пропагандировали искусство ради искусства;

5) в искусстве расцвёл символизм, однако в России он никогда не был единым направлением;

6) у многих художников родившихся и учившихся на территории Российской империи авангардные тенденции соединялись с русскими традициями.

Вопрос 06. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

Ответ. Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой.

Вопрос 07. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

Ответ. Новые явления

1) в опере и балете создаются новые музыкальные формы и образы;

2) в то время живут самые знаменитые за всю русскую историю певцы, среди них Ф.И. Шаляпин;

3) в балете в противовес академизму выдвигается принцип живописности, уделяющий большое внимание декорациям, костюмам и т. п.;

4) К.С. Станиславский создал русский психологический театр;

5) всеевропейскую известность получили «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже.


1. Духовное состояние общества

2. Просвещение

3. Наука

4. Литература

5. Живопись

6. Скульптура. Архитектура

7. Музыка, балет, театр, кинематограф


Духовное состояние общества

Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

«Серебряный век» протекал

с 1880 до 1920х годов


Просвещение

  • городские и сельские

начальные школы постепенно

вытесняли

церковно-приходское

образование;

  • росло число гимназий

и реальных училищ;

  • возросло количество

средних специальных

учебных учреждений;

  • к 1914 году в России действовало

более 100 высших учебных

заведений

Сельская школа начала XX века



Пётр Николаевич Лебедев

выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

Константин Эдуардович Циолковский

русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

Николай Егорович Жуковский

(1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

Чертеж первого космического корабля Циолковского


Иван Петрович Павлов

русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


Историки

С.Ф. Платонов

В.О. Ключевский

А.А. Корнилов

Философы

П.А. Флоренский

В.С. Соловьев

Н.А. Бердяев

С.Н. Булгаков


Литература

Горький М. Куприн А.И.

Толстой Л.Н.

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

Есенин С.А. Бунин И.А.


Литературные направления

СИМВОЛИЗМ

  • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
  • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

АКМЕИЗМ

  • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
  • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

ФУТУРИЗМ

  • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
  • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

Живопись

Реализм

Модерн

Направления

Авангард

Символизм


Реализм

Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

Суриков. Автопортрет. 1902




Модерн

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



Символизм

Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

и миром вещей

Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

Врубель. Демон сидящий, 1890


Врубель. Жемчужина, 1904

Врубель. Автопортрет, 1904-1905


Авангард

Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


Шагал.

Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


Скульптура

Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

(модерн)


Архитектура

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

Рахманинов С.В. Композитор

Шаляпин Ф.И. Певец


Мейерхольд В.Э. Режиссер

Станиславский К.С. Режиссер

Вахтангов В.Э. Актер


Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

Балерина А.Т. Павлова


Кинематограф

1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

Мозжухин И.И.


Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

Это был Серебряный век русского искусства.

Спасибо за внимание!!!